Особенности русской литературы связь литературы с жизнью традициями русского народа 7 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Родная литература, 6 класс. Урок 1. Тема: Своеобразие родной литературы. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

Планируемые результаты

1. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2 . Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3 . Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию ; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции . Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека/

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

Метапредметные

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-определять возможные роли в совместной деятельности;

-играть определенную роль в совместной деятельности;

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

-осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

-понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Обучающийся научится:

-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

-пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Орг.момент (приветствие, задачи курса на новый учебный год, тему определяем вместе с учениками)

- В школьном расписании 6-классников появился новый предмет – родная (русская) литература. Как понимаете РОДНАЯ литература? Ваши ожидания от знакомства с этой учебной дисциплиной? (Дети высказывают свои предположения.) Попробуйте сформулировать тему 1-го урока из этих слов, данных в начальной форме. (На доске слова: 1. Своеобразие, родной, литература. 2.Значимость, чтение. Изучение, родной, литература, развитие, человек. 3. Родной, литература, способ, познание, жизнь.)

Во всякой работе должно быть осознание того, что ты делаешь и зачем. Ваш труд – учёба. Как важно каждому из вас понять, какова ваша личная (индивидуальная) траектории образования. На уроках родной (русской) литературы мы должны осознать этническую принадлежность, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Мы будем учиться осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Новая тема. (Слайд)

1. Слово учителя.

- А что такое литература?

Художественная литература – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (до развития письменности). В центре литературы стоит изображение человека во всей его материальной и духовной жизни в процессе общественного развития. Литература – это:

 Все художественные произведения того или иного народа, эпохи или всего человечества. Литература – это искусство слова, художественное творчество. Истоки литературы: УНТ, исторические летописи (лето – год). Основа литературы: жизнь и быт народа, его история, культура.

- Назовите произведения литературы, изученные до 6 кл. или прочитанные летом, которые написаны на материале русских народных сказок (напр., сказки А. С. Пушкина ).

2. Патриоти́зм в литературе — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.

ПАТРИОТИЗМ - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

hello_html_m41a2cb1c.jpg
hello_html_m47442395.jpg
hello_html_4495afa1.jpg
hello_html_m6e395c6f.jpg

3. Реализм в литературе представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения.

И только однажды Петька был по-настоящему счастлив, его отпустили на дачу к господам, у которых служила его мама. Петька первый раз ехал в поезде, счастливо улыбаясь и расспрашивая пассажиров о том, о сём. Его глаза становятся лучистыми, и все морщинки исчезают с его радостного лица.

На даче Петька подружился с гимназистом Митей, с которым он ходил купаться, рыбачить и просто играть в мальчишеские игры.

Но в один день всё заканчивается. Мама получила письмо от парикмахера, который приказал привезти мальчика назад в город. Петька в ужасе, она кричит, плачет, падает на землю, но ничего не помогает, и мать отвозит его в город.

И снова упреки, ругань, крики, подзатыльники. Жизнь становится прежней, и только темными ночами Петька рассказывает своему приятелю о том, как хорошо он жил на даче.

- Работая в команде, составьте перечень пунктов на тему функции книги ( деятельность, обязанность, работа, назначение).

Слово учителя. Подсчитано, что в мировой литературе всего 24 или 36 (по другим источникам) сюжетов. То есть вся жизнь, если смотреть обобщенно, описывается этими 24 сюжетами. Читайте, читайте и еще раз читайте - ведь ничего нового в жизни не происходит - с точки зрения духовной жизни человека. Только читать надо хорошую литературу.

Рефлексия. Цель: оценить результаты собственной деятельности. – Что новое открыли для себя? Какие моменты вызвали затруднения? Оцените урок с помощью смайликов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле представлены конспекты уроков РРЛ-7 по темам:

Конспекты уроков родной русской литературы в 7 классе

Автор Танашевич А.А.

Русские народные песни: исторические и лирические

Тип урока: урок открытия знаний.

Образовательная: углубить представление учащихся о многообразии фольклорных жанров. Пробудить интерес к фольклору как к зеркалу народной души. Познакомить с народной песней как с видом устного народного творчества.

Воспитательная: помочь учащимся осмыслить социальную линию народных песен, утверждение в них идеалов Любви и Правды.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического сознания через освоение художествен-ного наследия русского народа.

Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.

Оборудование: раздаточный материал (при наличии ИКТ – видеоурок), тетрадь.

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

- Что такое фольклор? Каково происхождение этого слова?

- Каковы характерные особенности устного народного творчества? (устная форма существования, коллективный автор – народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) прокомментируйте каждую из особенностей.

- Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.

- назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?

- В чем народная мудрость малых жанров фольклора?

- Какие народные песни вы знаете? В чем исполнении вы их слышали?

3) Мотивация и целеполагание.

На этом уроке мы с вами повторим основные сведения о фольклоре, полученные в предыдущих классах. Познакомимся с новым жанром устного народного творчества – лирической и исторической песнями.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются разные виды искусств – словесное, музыкальное, театральное. Фольклор является предметом изучения не только литературоведов. Им интересуются историки, социологи, этнографы. В фольклоре отражаются быт и традиции народа. Вспомним основные жанры, изученные вами в пятом, шестом и седьмом классах.

Жанры фольклора

1. народные сказки

3. обрядовые песни

Свойства фольклора

1. Анонимность (отсутствие автора).

2. Вариативность (существует несколько вариантов одного сюжета).

3. Неотъемлемая связь с жизнью народа.

5) Первичная проверка понимания.

Жанры народной песни

Художественные особенности произведений фольклора:

1. Рефрен (повтор строк).

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

2. Постоянные эпитеты: белое лицо, добра молодца.

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: миленький.

4. Синтаксический параллелизм (однотипные синтаксические конструкции):

На твою ли на приятну красоту,
На твоё лишь толь на белое лицо.

Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения.

6) Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием песен.


На заре то было, братцы, на утренней,

На восходе красного солнышка,

На закате светлого месяца.

Не сокол летал по поднебесью,

Ясаул гулял по насадику.

Он гулял, гулял, погуливал,

Добрых молодцов побуживал:

«Вы вставайте, добры молодцы,

Пробужайтесь, казаки донски!

Нездорово на Дону у нас,

Помутился славный тихой Дон

Со вершины до черна моря,

До черна моря Азовского,

Помешался весь казачий круг,

Атамана больше нет у нас,

Нет Степана Тимофеевича,

По прозванию Стеньки Разина.

Поймали добра молодца,

Завязали руки белые,

Повезли во каменну Москву

И на славной Красной площади


б) К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.

в) С какими событиями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?

г) Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? (Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др.) приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

Исторические песни возникли в период борьбы с татарским игом (XIII-XIVвв), как отклик на события общественной и военной истории. В исторической песне речь идет о каком-нибудь реальном, действительно имевшим место в истории событии. Исторические песни продуктивно развивались на протяжении XVII века, который стал временем борьбы народа с крепостничеством, крестьянских и городских восстаний. В песнях этого периода отражена национально-освободительная борьба против иностранной интервенции и период Второй крестьянской войны под предводительством Степана Разина.

Вопросы и задания:

1. Определите тему и основную мысль песни.

2. Какую печальную новость принес есаул?

3. С помощью каких уже известных вам художественных средств передается печаль из-за утраты атамана?

4. Найдите в тексте поэтический параллелизм и определите его роль.

 Поэтический параллелизм (от гр. parallelos – идущий рядом) – сопоставление. В песнях, построенных по принципу параллелизма, в начале дается природная, символическая картина, а за тем следует картина-образ из человеческой жизни.

В цикле песен о Степане Разине нет прямого описания тяжелого положения угнетённого народа, целей народного восстания. Песни пугачёвского цикла описывают весь ход восстания в целом и характеризуют социальные группы, поддерживающие Пугачёва.

Большая часть народных песен, что свойственно и песням о Пугачёве, написана белым стихом.

 Белый стих – нерифмованный стих. Окончания, где обычно помещается рифма, остаются


Ах вы, ветры, ветры буйные,

Ветры буйные, залетные,

Принесите вы мне весточку

От родной моей сторонушки!

Там так ярко солнце красное,

Там свежи луга зеленые,

Там родная Волга-матушка,

Там звучна так песнь разгульная.

Скучно, душно, ветры буйные,

Жить в темнице разукрашенной,

Видеть небо всё туманное,

Слышать песни всё зловещие.

Всюду светит солнце красное,

Есть повсюду люди добрые,

Но нигде нет другой родины,

Нет нигде ее радушия.

Разнесите, ветры буйные,

Грусть-тоску мою, кручинушку,

Успокойте сердце бедное, -

Всё изныло в злой неволюшке.

Так и рвется горемышное!

Скучно, горько на чужбине жить!

Посмотрел бы хоть на родину,

Хоть взглянул бы на родимый кров.


Вопросы и задания:

 Каким настроением проникнута песня?

 С помощью каких поэтических символов передается это настроение?

 Какие синонимы подчеркивают тревогу лирической героини?

 Какова тема и основная мысль произведение?

 Найдите в песне параллелизм. Определите его роль.

Лирические песни как разновидность обрядовой поэзии – жанр фольклора, который, как считают исследователи, сформировался в XVI веке в Московской Руси. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Весьма развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей и причитаний, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы (обычно женщины).

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выучить содержание конспекта, выразительно читать песни (в приложении), уметь отвечать на вопросы.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

 Какие жанры народных песен вам известны?

 Какие стороны народной жизни нашли отражения в исторических песнях?

 Какова тематика лирических песен?

 Все народные песни написаны белым стихом. Почему рифма не главное в народных песнях?

 В чем отличие лирических песен от исторических?

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе

Тип урока: урок открытия знаний.

Воспитательная: помочь учащимся осмыслить социальную линию народных и литературных песен, утверждение в них идеалов Любви и Правды.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического созна-ния через освоение художественного наследия русского народа.

Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.

Оборудование: учебник, мультимедийная доска, тетрадь.

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания: выучить содержание конспекта, выразительно читать песни в приложении, уметь отвечать на вопросы.

3) Мотивация и целеполагание.

С особой глубиной народно – поэтические мотивы отразились в произведениях А.С. Пушкина. Поэт увлекался народным творчеством.

Именно Пушкин стал первым поэтом XIX века, который широко показал все богатство и красоту русской народной культуры. Песни и поговорки, предания и загадки — все наследие русского народа включалось поэтом в произведения.

Песни литературного происхождения - это произведения, которые вошли в народную словесность из профессиональной литературы. Чаще всего - песня, созданная автором и композитором, становилась популярной среди народа, а поскольку воспринятый текст передавался в устной форме, имя автора и композитора затиралось, и песня начинала бытовать как народная.

Возможны и другие случаи. Например, известный авторский текст (стих) ложился на народную мелодию или мелодию композитора, имя которого оставалось неизвестным.

Бывало и то, что в основе определенного авторского текста составлялся подобный мотивами и образы, с той же ритмомелодикой, но другой народный текст, который бытовал параллельно с литературным.

Каждая песня литературного происхождения имеет свою историю (которая, однако, не всегда сохраняется в народной памяти), проходит разные периоды распространения, шлифование, переработки, пока входит в народную традицию, испытает определенных изменений (временами довольно значительных), наслоений разных эпох и т.п. Но, несмотря на тщательную народную обработку (кое-где на протяжении нескольких столетий), песни литературного происхождения все же отличались от народных специфическими чертами. Это дает основание относить их к разряду песен, авторство которых не сохранилось, которые не имеют литературных соответствий, но определенными признаками выделяются из собственно народных. Самой определяющей их чертой является другой уровень индивидуализации. В то время как устное народное творчество выбирает все самое типичное, создает схематические сюжеты и довольно абстрактные обобщенные образы, литературная песня как индивидуальное творчество построено на основе личных переживаний, нетрадиционных ситуаций: фольклорное обобщение жизненных явлений здесь уступает место индивидуальным чувствам, которые вызваны конкретными обстоятельствами. Лирический герой таких песен высказывает свое видение и понимание мира, которое, как правило, не совпадает с общепринятым.

4) Первичное усвоение новых знаний.

Случай с персидской княжной стал основой пушкинской песни о Степане Разине.

Поэт создал иллюзию народной песни. Народ ее не запел, потому что это была поэтическая стилизация — блистательная, точная и глубокая, но все же стилизация, а не фольклорный подлинник. Поэт как бы изобразил песню, так же, как он изображал сказку (народная сказка изложена прозой, а не стихами), показывая ее поэзию и мудрость.

5) Первичная проверка понимания.

Стенька Разин – образ русского бунтаря, память о котором хранит русское сознание. Цикл составляют три стихотворения, в которых использованы типичные для фольклорных песен о Разине сюжеты: Разин приносит в жертву реке персидскую царевну, сталкивается в Астрахани с воеводой и решается на разбой.

6) Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием песен.

Песни о Стеньке Разине

Анализ произведения:

Гост

ГОСТ

Литературные традиции и вечные темы

Русская литература - это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. За века своего существования литература сменила множество жанров, идей и литературных направлений, постоянно приспосабливаясь под стремительно меняющийся мир.

Впрочем, есть у литературы и другая сторона - постоянство традиций. Несмотря на все перемены, в творчестве авторов одной нации всегда можно найти одни мотивы, обращения к одним и тем же источникам вдохновения или упоминания одних и тех же событий. Русская литература - не исключение.

Литературная традиция - преемственная связь, объединяющая последовательные литературные явления.

Большинство литературных традиций возникает в ходе литературного процесса, существует какое-то время, определяя направление движения мыслей авторов произведений этого времени, а затем исчезает, уступая место более новым веяниям. Но есть и такие, что неизменно переходят из книги в книгу, отражая самые глубинные черты нации. Очень сильно на русскую литературную традицию повлияло, к примеру, творчество А. С. Пушкина.

В определенном смысле понятие литературной традиции сходно с понятиями подражания и заимствования. Из этапа в этап в литературе могут переходить стили, виды композиции, тематика и так далее, причём часто не поодиночке, а в сочетании друг с другом.

Вечные темы - неисчерпаемые, актуальные во все времена направления мысли.

Сколько бы не появлялось вариантов раскрытия вечных тем, всегда останется место для ещё одного мнения. Меняется историческая ситуация - меняются и ответы на вечные вопросы. Разные писатели могут рассматривать одну и ту же тему под совершенно разными углами.

На самом деле, многие литературные произведения описывают один и тот же сюжет, подкорректированный так, чтобы вписываться в рамки выбранного времени.

Вечные темы в литературе можно разделить на две категории:

  1. Онтологические - раскрывающие тему невозможности познания таких явлений, как космос, хаос, свет, тьма и т.д.;
  2. Антропологические - неисчерпаемые вопросы, относящиеся непосредственно к человеку.

Готовые работы на аналогичную тему

Антропологические вечные темы, в свою очередь, можно поделить на несколько категорий. Во-первых, это рассуждения об абстрактных понятия бытия - грех, гордыня, добро и зло, смерть и жизнь, смысл жизни. Во-вторых, это колоссальные исторические события - войны, революции, общественная деятельность. В-третьих, это сфера человеческих отношений: любовь, дружба, семья. В-четвертых, это сфера социальных отношений: стремление к власти, человек в обществе и так далее.

В литературе чаще всего обсуждаются различные нравственные вопросы, решением которых является моральный рост человека.

Традиции русской литературы

Характерные традиции русской литературы переходили из века в век. Всегда век прошедший в каком-то смысле определял век грядущий, готовил все условия для его существования.

Первым этапом в развитии русской литературы была литература Древней Руси, которая зародилась в XI веке и просуществовала до XVII века, став фундаментом для всего русского литературного творчества. Древнерусские авторы стали пионерами в сфере русских литературных традиций.

Из древнерусской литературы в литературу XVIII - XIX веков перешла, в первую очередь, традиция любви авторов к острой социальной проблематике. Если в Древней Руси авторы критиковали нежелание князей объединять разрозненные русские земли против общего врага, что привело к долгому господству Золотой Орды, то в более поздних произведениях критика поэтов и писателей часто обращалась к царскому режиму власти.

Царскую власть критиковали поэты пушкинского круга, сочувствовавшие декабристам, – М. Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и многие другие.

В XVIII веке впервые появилась идея русского национального самосознания, выраженная в произведения Михаила Васильевича Ломоносова. Эта идея в дальнейшем красной нитью прошла через литературу XIX и XX веков.

В XVIII же веке в Россию пришёл классицизм, жёсткая система канонов которого оказала большое влияние на дальнейшее развитие литературных направлений, которые так или иначе отталкивались от утверждений классицизма, пусть даже споря с ними, а не соглашаясь.

Но самый значительный вклад в формирование русской литературной традиции оказал XIX век - Золотой век русской литературы, как его называют. Золотой век русской прозаической литературы составили писатели-классики - Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Достоевский, Тургенев и многие другие.

От российских литературных традиций XVIII века Золотой век перенял публицистичность и любовь к сатире. Как и прежде, писатели обличали пороки и недостатки общества и современного им человека.

В произведениях XIX века своё отражение нашли и вечные проблемы: вопросы устройства бытия, жизни человека, нравственной чистоты. Писатели этой эпохи обратили внимание читателей на вс. сложность взаимоотношений человека и общества, на конфликты, которые происходят в душе каждого человека. В произведениях велись рассуждения о добре и зле, справедливости, чести, честности, назначении человека и отношениях человека и власти.

Продолжилась эта линия преемственности и на рубеже XIX и XX веков. Авторы двадцатого столетия, как и их предшественники, опирались на наследие, оставленное им литературными предками.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА ВВОДНЫЙ УРОК. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

На уроках родной (русской) литературы мы будем учиться осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Запиши определения к себе в тетрадь Мировая литература - совокупность литератур всех народов мира от древности до современности. Национальная - литература, отражающая в себе характер нации народа.

Под национальной литературой подразумевали произведения всех населявших это государство народов. Под национальной литературой подразумевали произведения всех населявших это государство народов. Мировая литература включает в себя собрание всего лучшего, что есть в национальной литературе, т.е. произведения выдающихся писателей и поэтов.

Подумай и кратко запиши в виде таблицы ответ на вопрос: Что общего и различного у литературы национальной и мировой ?

Вспомни, с каким событием связано возникновение литературы на Руси? (Запиши) Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства – Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому ее развитие тесно связано с историей Киевской Руси.

Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г. Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X–XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г. Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X–XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу.

Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы.

Вспомни материал урока, попробуй устно ответить на вопросы: Что такое литература? В чем разница между мировой и национальной литературой? С чем связано возникновение литературы на Руси?

Читайте также: