Жизненное содержание и форма музыкальных произведений 7 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

8.Музыка, 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, 2013.

17.Книги о музыке и музыкантах.

18.Научно-популярная литература по искусству.

19.Сборники песен и хоров

Печатные пособия

2.Дидактический раздаточный материал (анализ музыки)

3.Карточки для проведения музыкальных викторин

Экранно-звуковые пособия

1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

3. Поэтический текст песен.

4. Компакт-диски по творчеству русских и зарубежных композиторов

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Учебно - практическое оборудование

Музыкальный центр, DVDпроигрыватель с экраном, учебная доска, компьютер,

Урок музыки в 7 классе

Сидорук Жанна Юрьевна

Конспект открытого урока

Воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну, за свой народ.

Познакомить учащихся с выдающимся произведениями мировой классической музыки, определить их историческое значение.

Задачи:

1.Учебные:

-закрепить понятие героико - конфликтный симфонизм, сонатная форма, разделы сонатной формы.

- характеристика образа вражеского нашествия и средств музыкальной выразительности, с помощью которых создан образ;

- применять специально-предметные знания и навыки в области хорового исполнительства.

2.Развивающие:

- развивать образное и творческое мышление учащихся;

- развивать умения высказывать свои мысли и суждения;

-воспитывать уважение к историческому прошлому своей страны, хранить память о людях, победивших фашизм;

- воспитывать у учащихся нравственные качества личности на примере мужества и героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Вступительное слово учителя.

Введение в тему урока.

Разучивание и исполнение первого куплета песни.

Этапы урока

На доске эпиграф к уроку:

Об одном прошу тех, кто переживает это время: не забудьте. Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас…Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!

Повторение материала предыдущего урока

У. Под песню какого композитора вы сейчас вошли в класс?

У. 9 мая - День Победы, впервые праздновавшийся в 1945 году, навсегда останется одним из самых светлых праздников нашего народа, нашей страны. И вместе с нами его всегда будут праздновать миллионы людей во всём мире, в чьей памяти никогда не сотрётся чувство ненависти к фашизму, стремившемуся поработить весь мир.

У. А какие чувства вы испытывали, слушая песню «День Победы?

Д. Гордости, ликования….

У. В какой форме написана она?

У. Какие еще музыкальные формы вы знаете?

Д: вариации, рондо, сонатная форма.

У. Давайте вспомним с вами, из каких разделов состоит сонатная форма?

Д. Сонатная форма состоит из 3 -х разделов: экспозиции, разработки, репризы, которые обрамляются вступлением и кодой. Экспозиция - это показ главной и побочной тем.

У. Какое произведение мы с вами слушали, написанное в сонатной форме и основанное на контрасте основных тем экспозиции- главной и побочной, столкновении образов?

Актуализация знаний, введение в тему урока

У.Извечная борьба добра и зла отражалась в произведениях разных времен и народов, композиторами разных эпох. Сегодня мы будем говорить о развитии музыкальных образов в симфонии №7 Д.Д. Шостаковича. В первые месяцы начала Великой Отечественной войны, в осажденном Ленинграде Д.Шостакович начинает работу над созданием крупного симфонического произведения - симфонией № 7. Посвятил ее городу Ленинграду, его жителям.

Объяснение темы урока

У. Композитор Д.Д.Шостакович, родившийся 25 сентября 1906 г. в г. Петербурге. Он тяжело переживал за судьбу своего любимого города, гордился мужеством ленинградцев и вместе с ними переносил все тяготы блокады. Четыре части симфонии показывают схватку советского народа с фашизмом, раскрывают идею борьбы и торжества добра. Наиболее ярко столкновение двух образов показано в 1-й части, которая написана в сонатной форме. Особенность построения экспозиции заключается в том, что хотя главная и побочная партии контрастны, но они не противопоставлены друг другу. Это один образ.

У. Сейчас вы услышите эти партии. Какой образ несут в себе эти разделы экспозиции?

Слушание. Фрагмент главной и побочной тем экспозиции симфонии

Д. Образ Родины, спокойная жизнь советского народа, не предвещавшая страшной беды.
У. В данной симфонии разработки нет, так как нет противопоставления тем в экспозиции. Вместо разработки звучит знаменитый эпизод.

Учитель читает на фоне звучания эпизода фашистского нашествия:

Слушание. Эпизод темы фашистского нашествия

У. Определите музыкальный образ

Д. Образ нашествия врага.

У. Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину и называется этот эпизод - темой фашистского нашествия.

У. Сколько музыкальных образов в 1 части 7-й Симфонии Д. Шостаковича?

Д. Два образа добра и зла.

У. Что такое музыкальная драматургия?

Д. Последовательность, сопоставление или столкновение музыкальных образов , образующих динамику музыкального звучания.

У. На чем построена драматургия симфонии?

Д.На столкновении двух образов - добра и зла.

У. 9 августа 1942 г. когда по плану фашистов Ленинград должен был пасть, 7-я симфония была исполнена в этом городе, измученном блокадой, но не сдавшемся врагу.

У.Страшное слово - война! За ним разрушенные города, горе , слезы смерть миллионы людей, в том числе стариков и детей, погибших мучительной смертью в фашистских лагерях смерти.

Слайд ( концентрационный лагерь Освенцим).

Вокально - хоровая работа

Рефлексия

У: Страшное слово - война!. Война принесла горе в каждую семью, в каждый дом. За ним разрушения, горе, слезы матерей.

Итог урока:

Д/з :Я прошу вас расспросить своих близких, родных о семейных преданиях, связанных с войной и подготовить вместе с родителями презентацию, используя аудио- и видеоресурсы Интернета. Лучшая презентации будет использована на празднике, посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Третьякова Л.С. Советская музыка: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1987. Стр. 73-77.

Л. Данилевич. Книга о советской музыке. - Москва, МУЗГИЗ, 1962. Стр. 342-344.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;

— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;

Личностные:

— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека;

Предметные:

- развитие темы бесспорного и очевидного воздействия музыки на человека.

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 4. Что такое музыкальное содержание

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;

— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;

— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека;

- развитие темы бесспорного и очевидного воздействия музыки на человека.

Цели и задачи урока:

Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Форма проведения занятия: Урок-беседа о содержании музыкального произведения на примере черт личности и фрагментов творчества Л. Бетховена.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Формы педагогического контроля:

Эпиграф урока:

Безумная любовь моя, Бетховен!

Как от тебя уйти, коль ты во мне?

То я распят тобою на струне,

То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень…

П. Михня

Рассказ о Л.В. Бетховене и его музыке

Наш разговор сегодня - о Бетховене.

Когда Бетховен поселился в Вене, ему было 22 года, к тому времени он был уже опытным композитором и блестящим исполнителем. Его страсть – импровизация - непосредственное, зажигающее творчество на эстраде, радость создания музыки тут же, на глазах слушателей. В импровизации он не знал себе равных.

Успех сопутствовал ему. Его сочинения приобретали известность. Он был принят в аристократических домах и знаменит.

Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться.

После измены Джульетты Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдалённой чаще, обессилевшим от голода и страданий. Ни одной жалобы никто не услышал.

! Рассмотрите портреты, связанные с жизненным путём немецкого композитора Л. Бетховена и попытайтесь рассказать, каким представляется вам этот человек.



К. Хорнеман. Бетховен в 1803 г.

Жизненное кредо Л. Бетховена:

? Близки ли вам бетховенские принципы? Какой из них для вас мог бы стать определяющим в жизни? Почему?

Наряду с симфонией фортепианная соната является любимым жанром композитора. Он создал 32 сонаты для фортепиано.

В марте 1802 г. Соната № 14 с посвящением Джульетте была опубликована в Бонне. Бетховен навсегда сохранил миниатюрный портрет возлюбленной.

Д. Кабалевский

3. Содержание Сонаты №14 Л. Бетховена. Слушание и анализ музыки

Богатство вместе с властью вольно бродят,

Вступая в океан добра и зла,

Когда они из наших рук уходят;

Любовь же пусть неправильной была, –

Бессмертная, в бессмертии пребудет,

Всё превзойдёт, что было или будет.

П.Б. Шелли. Любовь бессмертная

Р. Роллан

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть - слушание

- Каков характер музыки, на ваш взгляд, – мужественный, женственный, юношеский или детский?

- Печальный характер глубокого, серьёзного, неспешного раздумья. Музыка написана в минорном ладу, медленном темпе, тихой динамике, среднем и низком регистре.

- Слушая 1-ю часть сонаты, обратили ли вы внимание на три элемента её музыкальной речи: сосредоточенно-скорбную мелодию верхнего голоса, равномерно струящийся аккомпанемент триолей в среднем голосе и глубокие мрачные аккорды басов? Который из элементов в восприятии поэта стал главным и способствовал появлению воспоминаний о лунном свете?

- Сколько образов в этой музыке?

- Один, в котором явно слышно развитие чувства: в начале скорбная мелодия с ритмическими интонациями траурного марша; в среднем разделе эти интонации уступают место безостановочному волнообразному движению триолями на фоне глубоких басов, которые постепенно разрастаются, поднимаясь в регистре и в силе звучности, достигают кульминации, словно хотят разорвать тягостную скорбную цель; возвращение в третьем разделе скорбной мелодии, и короткая кода с траурным ритмом в басу утверждают чувство безысходности.

- Совершенно верно, один музыкальный образ занимает собой всю часть. Он изложен в прелюдийной импровизационной манере.

4. Работа над нотным примером

В нотном примере учебника ученики отмечают музыкально-выразительные средства, создающие печальный характер глубокого, серьёзного, неспешного раздумья. Музыка написана в минорном ладу, медленном темпе, тихой динамике, среднем и низком регистре. Фактура состоит из трёх слоёв: скупая строгая мелодия, равномерно колышащийся аккомпанемент и глубокие басы.

5. Вокально-хоровая работа

Обратите внимание на разнообразие, многосторонность и неисчерпаемость творчества композитора: он является автором как величественных симфоний, масштабных фортепианных сонат, так и миниатюр, в частности песенного жанра.

6. Итог урока

Однако исчерпывается ли содержание этого произведения только пейзажными ассоциациями?

Ведь слушая эту сонату, мы можем представить и тоскливую муку неразделённой любви, разлуку и одиночество, всю горечь человеческой печали.

И все эти такие разные представления не будут противоречить характеру бетховенской сонаты, её сосредоточенно-созерцательному настроению.

Ибо она повествует нам о печали – не просто печали лунной ночи, но всей печали мира, всех его слезах, страданиях и тоске. И всё, что способно вызвать эти страдания, может стать объяснением содержания сонаты, в которой каждый угадывает свой собственный душевный опыт.

Точно так же и радостная музыка открывает нам все радости мира, всё, от чего люди смеются и веселятся.

Мы видим, что музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира, что, выражая в звуках какое-либо состояние, она всегда даёт неизмеримо больше, чем может вместить опыт души одного человека.

Не только радости и печали, но все сказочные чудеса, все богатства фантазии, всё таинственное и волшебное, что скрыто в непостижимых глубинах жизни, - всё это заключает в себе музыка, главный выразитель невидимого, чудесного, сокровенного.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта по музыке 7 класс учитель Толкачёва Е.Ю. 04.05.16.

Тема Жизненное содержание и формы музыкальных произведений.

1.Определение особенностей творчества В.А.Моцарта;

3.Закрепление умений различать особенности вокальной и инструментальной музыки;

4.Закрепление понятий: симфония, серенада, песня, сюита, рондо, реквием, лакримоза;

5.Организация творческой деятельности,

6.Создание проблемной ситуации для формулировки темы урока;

7.Организация процесса анализа новой музыки;

8.Органозация процесса передачи музыкальных образов и интонаций в интерпретациях детей;

9.Закрепление представлений о взаимосвязи музыки и жизни.

1.Развитие навыков музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;

2.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

3.Развитие умения следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи;

4.Развитие вокально-хоровых навыков, музыкально-творческих способностей, внимания, памяти, воображения и мышления;

5.Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

1.Воспитание любви к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки В.А.Моцарта;

2.Воспитание доброжелательных отношений среди учащихся;

3.Обогащение духовного мира учащихся.

1.Портрет и фото В.А.Моцарта;

3.Эпиграф: слова Д.Д.Шостаковича, А.Рубинштейна, И.Тургенева;

4.Словарь: симфония, серенада, песня, сюита, рондо, реквием, лакримоза;

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ/ЗАКРЕПЛЕНИЕ/ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Исполнение музыкальных попевок с целью создания благоприятной атмосферы на уроке и подготовки голосового аппарата к пению.

- Ребята, какие чувства и настроения вызвало у вас данное произведение? Почему?

Радость, бодрость, прилив сил, веселье, торжественность. Мелодия песни живая, быстрая, энергичная, стремительная, она передает радость от прихода весны, рисует её весёлый нрав, игривость и задор.

- Как называется такое воздействие, влияние на нас музыки?

Преобразующая сила музыки.

- Почему музыка может воздействовать на человека? В чем её сила?

Музыка рассказывает о жизни, о её событиях, поступках людей. Она обогащает и украшает жизнь и человека, является верным другом и помощником.

- Какими качествами должна обладать музыка, чтобы повлиять на каждого из нас?

Правда и красота – основные качества музыки, в этом её сила.

Музыка только тогда воспринимается как красивое и талантливое искусство, когда выражает правду жизни, её богатство и красоту. Только тогда она может преобразовывать самого человека и всю его жизнь.

- От чего ещё зависит воздействие музыки на слушателя?

От музыкальных средств выразительности, которые используют композиторы для точности о достоверности, правдивости содержания.

2. Основатель польской классической музыки (Ф.Шопен).

3. Основатель русской классической музыки (М.И.Глинка).

4. Русский композитор, пианист-виртуоз, основная тема которого – любовь к природе, переживание за судьбу Родины. (С.В.Рахманинов).

6.Основатель немецкой классической музыки, человеколюбивой музыки (И.С.Бах).

7. Русский композитор, ученик Н.А.Римского-Корсакова, основа творчества – фольклор. ( И.Ф.Стравинский).

8. Искусство звуков – МУЗЫКА.

1.Ч А Й К О В С К И Й

2. Ш О П Е Н

3. Г Л И Н К А

4. Р А Х М А Н И Н О В

5. Р И М С К И Й- К О Р С А К О В

7.С Т Р А В И Н С К И Й

8.М У З Ы К И

- МОЛОДЦЫ! Какое слово получилось в центре? Почему?

Это великие композиторы, музыку которых будут слушать во все времена, т.к. она всегда поможет и поддержит любого человека.

На уроках мы учимся воспринимать жизненное содержание, правдивость и красоту вокальных, инструментальных и симфонических произведений, соотнося их с правдой и красотой чувств, мыслей и поступков человека. Сегодня мы убедимся, что музыка может очищать душу, передавать радость и боль многих людей, самого композитора.

- Творение какого великого композитора мы сейчас слушали? Какое это произведение?

- Что вы знаете о творчестве австрийского композитора В.А.Моцарта?

Ответы детей, выступление 3 учеников.

Д.Д.Шостакович.

А.Рубинштейн.

-Как вы понимаете слова этих композиторов о творчестве В.А.Моцарта?

Сердцевиной его творчества является человек, его счастье и стремление к нему, уважение к человеку, широта взглядов на жизнь, как и у многих выдающихся композиторов. Жизнеутверждающая и жизнерадостная музыку – это протест против несправедливости, которая исходила от его противников и завистников.

Основные черты творчества: чистота, солнечность, ясность и прозрачность интонаций, игривость мелодий.

Но его музыка вызывает не только радость и улыбку, но и горькую печаль, слезу. Сегодня мы с вами в этом убедимся, услышав фрагменты из разных его сочинений. Для этого нам необходимо вспомнить некоторые музыкальные термины.

-Что такое симфония?

Это крупное музыкальное произведение из 4 частей для симфонического оркестра, музыка-размышление о жизни.

В Вене во времена Моцарта было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания. Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. Музыку писали и специально для праздников, которые праздновали в ночное время. Такая музыка называлась СЕРЕНАДОЙ.

Серенада (от итальянского ясная погода, ночная прохлада) – музыкальное произведение, песня, исполняемая в вечернее или ночное время перед домом возлюбленной в знак любви и почитания. В 17-18 веках инструментальная серенада – сюита для небольшого оркестра.

- Что такое сюита?

Сюита – это инструментальное произведение из 4 и более контрастных частей, звучащих последовательно друг за другом, на одну общую тему.

- Что такое рондо?

Это музыкальная форма, где главная тема = рефрен чередуется с эпизодами, второстепенными темами различного содержания. Круговая форма. Рондо – хоровод.

поднять правую руку;

поднять обе руки;

сложить руки на парту;

поднять руки над головой.

Слушание, показ смены частей, определение характера.

Преобладает легкий, танцевальный характер, ощущаем настроение ночного праздника, карнавала, выражается мечта и улыбка героев, музыка яркая, пестрая, словно бабочка.

РЕКВИЕМ – это крупное музыкальное произведение, посвященное памяти умерших, погибших, имеет скорбный возвышенный характер; сочинение для солистов, хора, симфонического оркестра и органа. Первоначально – поминальная католическая месса, церковное произведение. Реквием от латинского – покой.

ЛАКРИМОЗА от латинского – слёзная, печальная.

Форма присуща произведениям всех искусств, но законы восприятия для разных искусств неодинаковы. Произведения искусств пространственных (графика, живопись, скульптура, архитектура) воспринимаются посредством зрения и, вследствие этого, их форма может быть в любое мгновение познаваема как целиком, так и в частностях. При этом большие очертания, как правило, охватываются раньше деталей. Музыка, же, наоборот, подобно искусству слова (поэзия, проза) развёртывается во времени, деталь за деталью. Музыкальная форма, представляя собой нечто целое, в то же время членораздельна, то есть состоит из частей, отграниченных друг от друга по замыслу.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Такие разные, песни, танцы, марши. 3 урок

Такие разные, песни, танцы, марши. 3 урок

Как музыкальный жанр вальс прожил богатую событиями жизнь. Сотни композиторов сочиняли вальсы, написано их много, десятки тысяч, может быть, даже миллион; никто и нигде этого не подсчитал. XIX век прошёл под символом вальса, его танцевали везде, во всех кругах общества; он проник в другие жанры профессиональной музыки - оперу, балет, симфонию, сюиту, его музыка приобрела самостоятельное концертное значение. Вальс оказал существенное влияние на развитие европейской музыки XIX и XX веков.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Такие разные песни, танцы, марши. 2 урок

Такие разные песни, танцы, марши. 2 урок

Точно так же и другие жанры - вальс, элегия, марш - имеют свою собственную содержательную природу. И это понятно: ведь каждый из названных жанров связан с определёнными жизненными ситуациями или особыми настроениями - то поэтически-танцевальными, то торжественно-величавыми.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Такие разные песни, танцы, марши. 1 урок

Такие разные песни, танцы, марши. 1 урок

Ещё в XVIII в. в России началось изучение лучших образцов народного творчества. Большой вклад в это дело внесли композиторы-классики. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Составленные ими сборники народных песен распространялись среди любителей музыки и музыкантов. Записывая и обрабатывая народные мелодии, композиторы сумели сохранить и передать всю красоту и самобытность народного искусства.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Когда музыка не нуждается в словах

Когда музыка не нуждается в словах

Вся совокупность музыкально-выразительных средств, сочетание мелодии, гармонии, ритма, оркестровых красок создают у слушателей определённые образные представления. В каждом содержательном произведении мы улавливаем некий музыкальный образ или сумму образов. Композитор концентрирует в своей музыке то или иное жизненное содержание - будь то победное ликование или тяжкая народная скорбь, пламенные порывы любви или пафос коллективного труда. Если эти явления реальной жизни воплощены в музыке правдиво и талантливо, с помощью ярких и общезначимых выразительных средств, то и слушатель непременно воспримет их эмоционально-идейный смысл.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Ноябрьский образ в пьесе Петра Ильича Чайковского

Ноябрьский образ в пьесе Петра Ильича Чайковского

Музыка может рассказывать нам о чудесных странах и о вечной поэзии природы, она погружает нас в далёкое историческое прошлое и дарит мечту о прекрасном будущем, она заново создаёт характеры героев - даже тех, что уже известны нам по произведениям литературы или изобразительного искусства. История, люди, характеры, человеческие взаимоотношения, картины природы - всё это представлено в музыке, но представлено особым образом. Верно найденная интонация, яркий ритмический рисунок скажут нам о произведении гораздо больше, чем самое длинное и подробное литературное описание. Ведь каждое искусство выражает себя своими собственными, только ему присущими средствами: литература воздействует словом, живопись - красками и линиями, а музыка покоряет своими мелодиями, ритмами и гармониями.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

В чём состоит сущность музыкального содержания (2 час)

В чём состоит сущность музыкального содержания (2 час)

В поисках понимания музыкального содержания бессильны логические законы и методы анализа. Мы верим музыке как раз вопреки всякой логике, верим лишь потому, что она воздействует на нас бесспорно и очевидно. А можно ли не верить тому, что существует в нас самих? Каждый, кому приходилось задумываться над той тайной, какую заключает в себе музыкальное содержание, наверное, чувствовал: музыка говорит нам о чём-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта, нашего знания о жизни.

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

В чём состоит сущность музыкального содержания (1 час)

В чём состоит сущность музыкального содержания (1 час)

Знакомясь с лучшими произведениями музыкального творчества, можно убедиться, что содержание их составляют не только душевные переживания и настроения, но также и серьёзное раздумье, изображение разнообразных человеческих характеров в их взаимных столкновениях и жизненной борьбе, наконец, воспроизведение общественных движений широких народных масс, больших социальных конфликтов. Что же является сущностью музыкального содержания?

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Музыку трудно объяснить словами

Музыку трудно объяснить словами

О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства. В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику. Лишь о небольшой части музыки - музыке программной - мы имеем возможность рассуждать примерно так, как рассуждают о литературном произведении, то есть касаясь тех словесных описаний, которые даёт сам композитор. Наиболее трудной для восприятия многие считают непрограммную инструментальную музыку. Как определить содержание музыки в тех случаях, когда композитор не предпослал ей какого-либо конкретного заглавия или литературного предисловия? Как, например, понять, что именно хотел передать Шопен в своём этюде или прелюдии для фортепиано? Музыка эта несомненно мелодична, глубоко приятна для слуха, ну а о чём она говорит?

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Читайте также: