Конспект логопедического занятия репка

Обновлено: 06.07.2024

Мялова Елена Васильевна

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР). Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного возраста.

Связная речь детей старшей группы с ОНР отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Детям с трудом дается пересказ рассказов, сказок. Стоит отметить, что самостоятельно связная речь у детей с ОНР не формируется.

Традиционно используемые в логопедической работе методы и приемы по развитию связной речи у детей с ОНР часто оказываются недостаточно эффективными, поэтому необходимо использовать вспомогательные средства, облегчающие развитие связной речи. К таким средствам относятся модели.

Использование моделей, основанное на действии замещения реальных объектов, реализует принцип наглядности в развитии речи дошкольников.

У детей с ОНР наряду с недоразвитием всех компонентов языковой системы отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности. Применение моделей в коррекционно-развивающей работе способствует формированию высших психических функций, что в свою очередь положительно влияет на развитие связной речи.

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР

  • учить детей пересказывать сказку, используя предметно-схематические модели.
  • воспитывать у детей трудолюбие и желание помогать друг другу.

На столе стоит пустая корзина, рядом лежат муляжи овощей.

Дети подходят к столу. Каждый ребенок выбирает любой овощ, составляет предложение (по образцу) и кладет овощ в корзину.

- Я положу в корзину капусту.

- Я положу в корзину помидор. и т. д.

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это дедушка из сказки, которую мы сегодня будем читать и рассказывать. Он принес мешок со своим урожаем.

Послушайте загадку и угадайте, что в мешке:

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко,

Что же это? (Репка).

(Логопед вынимает из мешка репку).

Логопед: Ребята, как вы думаете, из какой сказки к нам пришел дедушка?

Тогда садитесь поудобнее и слушайте внимательно.

(Логопед читает сказку и в соответствии с содержанием выставляет фигурки сказочных героев из настольного театра).

3. Беседа по содержанию.

- Почему дед не смог вытащить репку один? (Большая, тяжелая, растет в земле).

- Кто помогал деду тащить репку?

- Как все тащили репку? (Дружно, с удовольствием, все помогали друг другу).

- Как вы думаете, какое настроение у героев в начале и в конце сказки? Почему?

4. Знакомство детей с пословицами:

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;

- Своя семья – самые верные друзья.

Чтобы урожай собрать, (Тянут репку).

Бабку, внучку, Жучку, кошку, (Загибают пальцы по одному,

Да еще мышонка-крошку. начиная с большого).

Так в земле сидела крепко (Тянут репку).

Желтая большая репка. ( Описывают руками большой круг).

6 . Игры с предметно-схематическими моделями.

(соотнесение предметно-схематических моделей с героями сказки)

Логопед показывает детям модель со схематичным изображением сказочного героя, а дети угадывают героя сказки и вместе с логопедом размещают модель на магнитной доске.

-Не хватает внучки.

- Не хватает мышки. и т. д.

7 . Уточнение значения новых предметно-схематических моделей.

( 1-я: выросла репка большая-пребольшая - ; 2-я: вытянули репку - .)

8. Повторное чтение (рассказывание) сказки с одновременным составлением плана с использованием предметно-схематических моделей.

(Логопед, рассказывая сказку, выкладывает модели в виде плана на доске).

9. Пересказ сказки детьми с использованием составленного плана.

(Дети рассказывают сказку с опорой на составленный план).

10. Итог занятия.

Используемая литература и интернет-ресурсы:

1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада (I год обучения, старшая группа) – М.: АЛЬФА,1993.

Оборудование: мультимедийная установка

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Сели правильно и приготовились слушать друг друга.

- Дети, вы любите слушать сказки?

- А кто любит рассказывать сказки?

III. Основная часть.

2 слайд: Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

3 слайд: - Что ещё растёт на огороде?

- Назвать одним словом.

4 слайд: Пошел дед репку тянуть : тянет-потянет, вытянуть не может!

- Найти лишнюю картинку.

6 слайд: Позвал дед бабку:

бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!

- Назвать овощи ласково.

8 слайд: Позвала бабка внучку:

внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку -

тянут-потянут, вытянуть не могут!

10 слайд: Позвала внучка Жучку:

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку -

тянут-потянут, вытянуть не могут!

11 слайд: Отгадать загадку.

Что копали из земли,

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (картошка)

12 слайд: Позвала Жучка кошку:

кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!

- Назвать один овощ и много.

14 слайд: Позвала кошка мышку:

мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, – вытянули репку!

Сок из томата – томатный. Сок из огурца – огуречный. Сок из капусты – капустный. Сок из тыквы – тыквенный. Сок из свеклы – свекольный.

16 слайд: Упражнение на внимание.

IV. Итог занятия.

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме:

Составила: учитель-логопед Бурцева М.В.

Дата: 28.03.2017г.

Форма проведения: индивидуальная, ребенок с ОНР 3 уровня.

Цель: автоматизировать звук [Л] в слогах, словах и предложениях.

обучающие: упражнять в правильном произношении звука [Л] в слогах, словах и предложениях; упражнять в образовании антонимов; закреплять обобщающие понятия; упражнять в согласовании существительного с прилагательным, числительным;

коррекционно-развивающие: развивать речевое дыхание; фонематическое восприятие; артикуляционный аппарат; активизировать словарный запас, развитие функций звукового анализа и синтеза; развивать логическое мышление, связную речь, формировать и развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику и память;

воспитательные: воспитывать активность и желание говорить правильно и красиво ; формировать эмоционально-положительный настрой к занятию.

Ход занятия:

Стоит домик, фигурки спрятаны за домиком.

1. Организационный момент.

- Отгадай, с какой сказкой мы встретимся сегодня на занятии?

Выросла она на грядке.

И тянули по порядку:

Дедка, бабка, внучка, Жучка –

Не смогли! – большая штучка!

Кошка с мышкой лишь пришли –

Сразу вытянуть смогли! (Репка)

Логопед читает ребенку предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает.

Кошка была впереди мышки. Кто был последним?

Первый дед, кто позади?

Собачка Жучка больше кошки. Кто меньше?

Внучка выше Жучки. Кто ниже?

Дедушка старше бабушки. Кто моложе?

Внучка моложе бабушки. Кто старше?

3. Артикуляционная гимнастика. Ребенок выполняет упражнения перед зеркалом.

4. Позвал дед бабу . Бежит бабка, из кармана горошинки рассыпает и со слов звук [л] теряет. Подбери горошину и скажи слово правильно: …ампа, пи…а, сто…, …ожка, ме. пена. (ребенок перекладывает горох со стола в тарелочку и произносит слова).

Тянут они репку, а вытянуть не могут (ребенок ставит фигурку бабки за дедом).

5. Позвала бабка внучку…

А внучка за столом сидит и картинки рассматривает. Помоги внучке, найти картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Л], определи место звука [Л] в словах, придумай предложение, сосчитай количество слов в предложении, определи место слова со звуком [Л] в предложении (ребенок ставит фигурку внучки).

Прибежала внучка, тянут репку, а вытянуть не могут.

6. Устали они и решили отдохнуть.

В огороде дедка

И водой из лейки

Расти, расти, репка,

И сладка, и крепка.

Расти, расти, репка,

И сладка, и крепка.

Всем на удивленье

Всем хватит угощенья.

И сладка, и крепка.

И сладка, и крепка.

8. Позвали они Жучку…

Пол - потолок. Близко - далеко. Трудолюбивый - ленивый. Сильный – слабый. Легкий - тяжелый. Большой - маленький. Прибежали Жучка, но репку вытянуть не может ( ребенок ставит фигурки Жучки за бабушкой).

9. Позвали они кошку…

А кошка торопится, ей нужно быстро посушиться платочки для котят, посчитать их да бежать на помощь (ребенок на доске вывешивает платочки и проговаривает цвет, потом считает их). Белый платочек, зеленый платочек, голубой платочек, фиолетовый платочек, желтый платочек. Один платочек, два платочка,…пять платочков. Прибежали кошка, но репку вытянуть не может ( ребенок ставит фигурки кошки за Жучкой).

10. Позвали они тогда мышку.

Стол, стул, вилка, полка.

Лук, свекла, яблоко, баклажан.

Платье, галоши, платок, футболка.

Лампа, холодильник, пылесос, кукла.

(ребенок ставит фигурку мышки за кошкой)

Логопед вытягивает макет репки.

Потянули все вместе и вытащили репку! Теперь и отдохнуть можно. Сделал дело- гуляй смело.

11. Итог занятия.

Вот и закончилась сказка. Как ты думаешь, почему репку вытащили. Ребенок объясняет. (Так как тянули все вместе, помогали друг другу).
11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со звуком [Л].

Цель: предупреждение специфических ошибок чтения и письма.

I. Самоопределение к деятельности

Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И сейчас урок начнём.

II. Эмоциональный настрой на урок

Каждый новый день нужно начинать с хорошим настроением. Выберите то настроение, с каким вы сегодня пришли на урок. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла, что живёт в вашем сердце. Улыбнёмся и пожелаем друг другу радостного настроения. Пусть оно сопровождает вас весь урок.

III. Актуализация опорных знаний

– Давайте представим, что мы с вами не в школе, а в театре. Вы все расположились в зрительном зале, а на сцене будут выступать актеры. Но для того, чтобы стать хорошими актерами нам, нужно выполнить несколько упражнений.

Психогимнастика.

– Посмотрите на эти лица (Детям показываю пиктограммы).


– Какие они разные!
– Ребята, назовите, какие эмоции здесь изображены. (Радостный, огорченный, печальный, сердитый)

Мимические упражнения:

1. Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.
2. Поднимание и опускание бровей.
3. Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.
4. Попеременное закрывание правого и левого глаза.
5. Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, нижнюю челюсть слегка опустить.

– А теперь изобразите злую Бабу-Ягу, грустного клоуна, весёлого волшебника (слайд 1)
– Ребята, а с какой целью мы выполняли эти упражнения? (Подготовить мышцы лица для работы на сцене, развивать мимические мышцы лица)

IV. Постановка учебной задачи

Речевая зарядка

– Вспомним правило речи.

Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.

– Что нужно сделать, чтобы речь была чёткая?

Биоэнергопластика

Дыхательная гимнастика

Погладить нос от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами.
Сделать по 3 вдоха и выдоха через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

Упражнения для развития голоса

– Теперь, давайте потренируем наш голос.

Читаем, поднимаясь по ступенькам повышая голос, а спускаясь, понижаем голос.

– Что мы сейчас читали? Значит, что мы будем делать сегодня на уроке? (Продолжаем учиться делить слова на слоги, инсценируя сказку)
– Для чего надо уметь делить слова на слоги?
– Чтобы правильно делить слова на слоги необходимо хорошо знать гласные. Назовите их.
– На выдохе произнесём гласные (речевая зарядка) (слайд 3)

А, о, у – песенку пою
А, ы, о – как мне хорошо,
А, ы, у – губки я тяну
А, ы, и – песенка, замри (буквы даны в виде символов).

V. Обобщение имеющихся знаний

– Итак, ребята, мы подготовились к выступлению на сцене. А сейчас приступим к инсценировке сказки. А какую, догадайтесь сами (слайд 4)
– Сказочные герои спрятались в ряду букв:

првровнучкаолпе
рарпвбабкабшнга
отмгвшакгрпдедка
сипажучкатаолмр
ркошкатмолавртрт
нглгнпнмышкаиро

– Ребята, но для начала давайте повторим правила поведения в театре.
– Как нельзя себя вести? (Нельзя разговаривать, кушать, шуметь, вставать, ходить)
– Правильно!
– Начинается спектакль. (Дети разбирают куклы) (слайд 5)

Ведущий: (слайды 6-7)

Жил в одной деревне дед
Вместе с бабкой много лет.
Захотелось как-то деду
Репы пареной к обеду…
Рассердилась бабка крепко:

Бабка:

Кашу ешь! Ну, нету репки!
Хочешь репку – так поди.
В огороде посади!
Итак, дед идёт в огород.
Давайте проложим ему дорогу.

Графический диктант: 3 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. влево, 1кл. вверх, 3кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 3 кл. вправо…

Ведущий: (слайд 8)

Репку дед посадил,
Он старался что есть сил.
Репка выросла на диво!
Так вкусна и так красива.

Дед:

Надо репку уже рвать,
Бабку надо бы позвать.
Ну-ка, бабка, не ленись
И за мною становись.

– Бабка пойдёт помогать, если вы выполните её задание.

В огороде много гряд:
Тут и репа, и салат.
Тут и свёкла, и горох.
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

– Названия овощей разделите на слоги.

Ведущий:

Тянут эдак, тянут так,
Да не вытянут никак…

Бабка: (слайд 10)

Надо внучку бы позвать
Так нам репку не сорвать!
Очень выросла большая,
А тяжелая какая!

Самостоятельная работа (слайд 11)

– Внучка пойдёт помогать, если вы справитесь со следующим заданием. Самостоятельно составьте схемы этих слов.

Физминутка

– Я превращаю вас в маленькие семена репки. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Пошел дождик, ожили растения, тянутся к солнышку!

Ведущий:

Стали внучку вместе звать
А потом тянуть опять…
Вот все трое что есть силы
Дернут эдак, дернут так –
Но не вытянут никак.

Внучка: (слайд 12)

Нет, не справимся опять,
Надо Жучку нашу звать.
Ну-ка, Жучка, не ленись,
За подол скорей берись.

Развитие мелкой моторики

– Жучка предлагает вам потренировать ваши руки. Обведите рисунок Жучки:

Жучка к внучке подбежала
И за юбку тянуть стала
Только репка все на месте,
Нет, не вытянуть им вместе!

Жучка: (слайд 13)

Гав-гав-гав, что за беды?
Нужно Мурку звать тогда!
Мурка! Кошка!
Подсоби-ка нам немножко
Живо, кисонька, беги,
Репку дергать помоги!

– Расколдуйте слова и запишите к себе их в тетрадь, подчеркните гласные (слайд 14)

ва, тык ковь, мор во, о, щи ми, дор, по

Ведущий:

Тут и Мурка подоспела,
И они взялись за дело!
Тянут славно, но беда.
Ни туда и ни сюда!

Мурка: (слайды 15-16)

Кликнуть мышку не мешало б,
Только что вот тут бежала!

Все:

Мышка, мышка, не ленись,
С нами вместе потрудись!

Мышка:

Потрудиться я бы рада,
А какая ждет награда?

Мурка:

Репки маленький кусочек
Ты получишь, мой дружочек.

Ведущий: (слайд18)

– Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Все актеры выходят, кланяются, прощаются со зрителями!

VI. Рефлексия

– Ребята вам понравилась сказка?
– Кто вам больше всех понравился из героев?
– Что мы сегодня учились с вами делать?
– Для чего необходимо это умение?

– С каким настроением вы уходите с этого урока? Прикрепите кружочки на мишень в зависимости от того, как вы работали: на зелёный цвет, если сегодня вам было всё понятно, на жёлтый – если в чём-то не разобрались, красным, если на занятии было трудно.
– Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.

Читайте также: