Пословицы с устаревшими словами в картинках 4 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЦЕЛИ: показать учащимся, что родное слово всегда будит мысль, дарит радость познания; показать место устаревших слов в системе современного русского языка; учить отличать архаизмы и историзмы; развить умение проводить аналогии между словами современными и устаревшими, умение работы со словарями ;нацелить на понимание роли устаревших слов в художественном тексте; поддержать интерес к словам, выходящим и вышедшим из современной языковой системы; воспитать любовь к старине, к культуре и быту русского народа.

Уч: Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно. А. Шибаев

Уч: Ребята, вы узнали много фольклорных произведений: былин, сказаний. сказок. басен, где вам встречались слова ,которые выходят или уже вышли из повседневного употребления .Сегодня мы будем говорить о месте этих слов в современном русском языке.

Введение в тему.

Уч: Вспомните, как называется совокупность всех слов в языке?

Д: Совокупность всех слов в языке называется лексикой.(схема)

Уч: На какие 2 больших пласта можно разделить лексику?

Д: На активный и пассивный.

Уч: Что значит активный запас языка?

Д: Активный запас это такие слова, которые мы используем в речи ежедневно. Это лексика современных книг,газет,журналов,кино,радио,телепередач.Н:ученик,школа,играть,мальчик.

Уч: Как можно разграничить пассивные слова?

Д: Это новые слова, которые недавно появились в языке.Н: толерантность, компьютер ,трансформер.(схема)

Д: А также слова, которые вышли или выходят из употребления, т.е. устаревшие слова.

Уч: Какие устаревшие слова встретились в тексте?

Д: (названные слова вывешиваются на доске)

Царь Вышед (вышедший)

Государь Наудя (нацепив)

(правители в др. Руси) Оне (они)

Уч: А почему слова расположены в два столбика?

Д:Зачитывает, это слова ушедшие из употребления. Они обозначают предметы, которые сейчас уже не существуют. Значит в 1 столбике историзмы.

Уч: Дайте определение историзмов.

Д: Историзмы- утаревшие слова, которые вышли из употребления потому, что исчезли те предметы, вещи. явления, которые они обозначали. Их нельзя заменить словами близкими по смыслу. Д

Уч: Что можно сказать о словах во 2 столбике?

Д: Эти устаревшие слова можно заменить современными (зачитывает), значит это архаизмы.

Уч: Дайте определение архаизмов.

Д: Архаизмы - устаревшие слова; обозначают существующие предметы и явления. Заменены современными словами.

Закрепление.

Уч: Какое устаревшее слово вы нашли?

1 .Амбар -постройка для хранения хлеба, сейчас зернохранилище, значит это А.

Уч: Я поставлю над словом букву А, что будет обозначать архаизм.

2 . Дань -подать населения или налог, взимаемый победителем с побежденных, это И.

Уч: О чем речь в этой картинке?

3. Ланиты -щеки, это А.

Уч: Что за слово показала Ксюша?

4. Полушка – мелкая монета достоинством в полденьги или 1/4 копейки, можно было купить калач, это И.

Уч: Кто отгадал это слово?

Уч: Какое слово отметим здесь?

6 .Яства -еда, это А.

7. Пядь -старинная мера длины равная расстоянию между концами вытянутого указ. и большого пальцев.

Девки сыплют изумруд

В кладовые да под спуд;

Все в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты.

Уч: Какие устаревшие слова вам встретились в сказке?

Д: У. сл. ПАЛАТЫ это помещения, где раньше жили цари, сейчас это музеи, это И.

Д:Устаревшее слово СПУД, а что оно обозначает я затрудняюсь ответить.

Уч: Куда нужно обратиться, если не знаешь значение слова?

Д: В таких случаях мы обращаемся к словарю.

Уч: Верно. Вы видите несколько видов словарей из школьной библиотеки(перечислить). К сожалению, среди них нет словаря устаревших слов, но на помощь нам придет толковый словарь. Воспользуемся им и найдем искомое слово.

Д: Слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Ищу нужную букву с которой начинается слово, она выделена жирным шрифтом. Читает .с258.

Я спрятала свои денежные сбережения под спудом.

Свое письмо к Д.М. с новогодними пожеланиями я пока спрятал под спуд.

Уч: Спасибо. Совершим путешествие в историю русского народного костюма.

Д: Вашему вниманию предлагается просмотр русских народных костюмов, которые отражают историю и традиции, культуру и нравы наших предков.

Особенность женского костюма в плавности, мягкости, текучести линий. Надев сарафан, хочется не идти, а скользить, плыть. Не случайно раньше женщину называли павой, утицей, лебедушкой. Это сравнение с птицей закрепилось в названии головных уборов: кокошник – от курицы, кичка - от утки, сорока с рогами напоминает хвост сороки или просто лента, расшитая шитьем, жемчугом, каменьями . Головной убор был обязателен, под него прятали свои волосы. Считалось позором женщина без головного убора, отсюда выражение – опростоволосился. В отделке одежды преобладал красный цвет-цвет солнца, огня; считалось что он отпугивал нечистую силу. Белые рукава –крылья, которые могут унести в тридевятое царство. Сарафан шился из сукна, китайки, пестряди, украшался парчой, бархатом, тесьмой, плисом, а низ - разноцветными лентами.

Самой распространенной обувью были лапти с обмотками-онучами.

Вернитесь милые ланиты,

Не заменяют щеки вас!

И око , что на мир открыто,

Не то же самое, что глаз.

Вернитесь, светлые денницы,

Пред вами я склоню главу!

Весь список, что не смог вместиться

В мои стихи, вернись! - зову..

Зову. Но может быть, напрасно-

Они, как смолкнувший напев,

Как звезды, что давно погасли,

Навеки землю обогрев.

Уч: Какие чувств автора показаны в этом стихотворении?

Уч: Почему поэт тоскует по словам ушедшим из языка?

Д: Потому что многие из них были красивы., звучали торжественно.

Уч: Почему слово щеки не может заменить слов ланиты?

Д:Мне,кажется, что ланитами можно назвать не каждые щеки, а только очень красивые, румяные. Например, женские щеки.

Д:Глаза у всех есть. Слово глаза это обычное слово. А слово очи-обозначает восхитительные, загадочные глаза.

Уч: Почему автор преклоняется перед этими словами?

Д: Потому что они очень выразительны, ими хочется восхищаться. Он уважает прошлое, преклоняется перед ним.

Уч: Итак, на какие 2 группы делятся у. сл.?

Д: Устаревшие слова делятся на архаизмы и историзмы.

Уч: Чем отличаются историзмы и архаизмы?

Д: Архаизмы можно заменить современными словами, а историзмы нет.

Уч: Как вы думаете, нужно ли вернуть устаревшие слова в современную речь?

Д:Думаю, что этого делать не нужно, потому что речь изменится, станет по другому звучать, людям придется переучиваться. Мы ведь к современному языку привыкли..

Д:Было бы интересно вернуть некоторые слова обратно, тогда наша речь станет выразительнее, богаче.

Уч: Мнения разделились, но я думаю ,конечно, мы должны знать значение у. сл ,они красивы, точны, лаконичны, они возвращают нас к истокам, к старине, к истории, помогают понять и прочувствовать ту эпоху, которую описывает автор. А современный язык пусть пополняется новыми словами.

Уч: Сегодня на уроке были активны………………….

Возьмите альбомный лист, где обведена ваша левая рука. Каждый палец-это какая-то позиция, по которой нужно высказать свое мнение по -нашему занятию, закрасив пальчики в соответствующие цвета, которые указаны на доске.

Пословицы с устаревшими словами интересно почитать особенно школьникам. Вы узнаете новые слова и их значение. Это очень полезно для развития каждого человека.

Денег ни гроша, да слава хороша

Пословицы с устаревшими словами 1

Почитайте пословицы с устаревшими словами

Не удобришь рожь - соберешь хлеба на грош

Пословицы с устаревшими словами 2

Пословицы с устаревшими словами для детей

Была бы в сусеке рожь, будет и в кармане грош

Пословицы с устаревшими словами 3

Собрали для вас пословицы с устаревшими словами

Мало - честно, много - зазорно

Гроша нет за душой

Пословицы с устаревшими словами 4

Интересные пословицы с устаревшими словами

Не во гнев твоей милости, не в зазор твоей чести

Пословицы с устаревшими словами 5

Пословицы с устаревшими словами для вас

Сидя на печи, генералом не будешь

Пословицы с устаревшими словами 6

Пословицы с устаревшими словами для школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип: Изучение нового материала.

Методы: мотивационный, частично-поисковый, практический, демонстрационный, метод самостоятельной работы.

Формы: фронтальная работа, в парах, в группах, индивидуальная работа, коллективная.

Ход урока.

Организационный этап.

Садитесь, ребята. Мне очень приятно вас видеть. Сегодня солнечный день, который принесет нам много нового и интересного. А этот урок пусть принесет нам радость познания и наполнит наши сердца благородными чувствами.

Сегодня мы познакомимся с вами с новыми понятиями; узнаем об устаревших словах и их употреблении в речи; продолжим работу с толковыми словарями; окунемся в историю русского языка и будем пополнять свой словарный запас.

Актуализация знаний.

Не спеши языком, торопись делом.

Одна голова хорошо, а две - лучше.

3. Интеллектуальная разминка в парах. Это задание поможет вам вспомнить единицы речи и показать вашу сплоченную работу в парах. Задание предлагаю в двух вариантах. Все задания взаимосвязаны. Работая в парах можно и нужно помогать друг другу.

Запишите имя существительное.

Составьте словосочетание с данным прилагательным.

Образуйте от данного существительного имя прилагательное.

Составьте предложение с данным словосочетанием

Н-р: яблоко, яблочный, яблочный сок. Мама купила в магазине яблочный сок.

Повторение раннее изученного.

2. Взаимопроверка в парах.

  1. Работа в группах. Выполнение упражнения по учебнику.

А сейчас мы поработаем в группах и повторим знаки препинания при оформлении прямой речи на письме. Выборочная проверка с объяснением.

Динамическая пауза.

Во время нее вы можете свободно передвигаться по классу. Но при этом выполняете задание. Находите цветные круги и составляете из букв, данных на них, слова. (Архаизмы, историзмы)

Изучение нового материала.

Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вам не понятны? Челядь. Кто из вас знает, что обозначает это слово? Даю справку.

Прочитайте слова второго столбика. Чем они отличаются от слов первого столбика? (Устаревшие и современные).

Вам необходимо подобрать к каждому слову первого столбика синоним из предложенного ряда слов второго столбика и соединить их линией. Самостоятельная работа. Проверка у доски. Назовите лишние слова. С какими словами их можно было сгруппировать и почему?

На Руси люди жили в крестьянских избах. Как она выглядела вы можете посмотреть на иллюстрации и прочитать информационную статью в карточке №3 (смотреть карточку). Во время чтения статьи помечайте архаизмы. Чтение статьи вслух. Проверка нахождения устаревших слов.

Оздоровительная минутка.

Прочитайте пары слов. Это синонимы. Сейчас я буду называть действие, которое вы должны выполнить. Но использовать я буду в своей речи архаизмы.

  1. Покачайте главой влево, вправо.
  2. Прикоснитесь десницей к челу.
  3. Шуйцей прикоснитесь к ланите.
  4. Вытяните выю.
  5. Поднесите перст к устам.

Закрепление изученного.

2. Составьте предложения, используя все три значения. Разберите его по членам предложения.

3. Работа по учебнику. Упр. 772. Нахождение устаревших слов. Виды транспорта.

Работа с фразеологизмами.

Существуют такие устаревшие слова, которые можно встретить и в устойчивых выражениях – фразеологизмах. Определите их значение и найдите синонимы.

А сейчас сядьте поудобнее и смотрите на экран. Увидев голубизну моря, представьте обширное пространство, попробуйте в нем найти тихое место и – смотреть вдаль. Просто сядьте тихо и смотрите на эту голубизну. Вы почувствуете, что настроены с нею в лад. Молчание снизойдет на вас. Голубой – цвет тишины, постоянства. Это цвет покоя, отдыха, расслабления. Поэтому, когда вы действительно расслаблены, внутри вас вдруг ощущается голубое свечение. Это свечение тишины и счастья.

Рефлексия. Оценивание.

Домашнее задание.

У вас на столах карточка №5. Используя словари, помощь родителей, определите по иллюстрациям устаревшие слова.

Проект на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Проект на тему "Старинные слова в русских народных пословицах". Состоит из презентации и печатной работы, выполненной учеником 4 класса. В работе собраны пословицы, содержащие старинные слова; дано объяснение старинных слов и значение пословиц; представлен результат исследования, проведённого в классе - опрос в форме теста "Значение старинных слов из русских народных пословиц".

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Читайте также: