Животные весной конспект урока 2 класс

Обновлено: 04.07.2024

Цель: познакомить с весенним поведением птиц и зверей. Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять весенние изменения в жизни птиц и зверей, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания. Тест

— Отметьте правильный ответ.

1. Какое животное — насекомое?

б) комар + г) крот

2. Какое животное лишнее?

а) бабочка в) паук +

б) стрекоза г) комар

3. Сколько ног у насекомых?

4. Какое утверждение неверно?

а) тело птиц покрыто перьями

б) у зверей две пары конечностей

в) у насекомых четыре пары ног +

г) рыбы живут в воде

3. Фронтальный опрос

— Каких насекомых можно увидеть весной?

— Почему нельзя уничтожать гусениц, комаров и мошку?

— Почему нельзя брать в руки мохнатых гусениц?

— Расскажите, когда вы увидели первых насекомых.

III. Самоопределение к деятельности

— Догадались ли вы, о ком мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы будем говорить о птицах и зверях весной.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Какие птицы называются зимующими, а какие — перелетными? Приведите примеры.

— Изменилось ли, по вашим наблюдениям, поведение зимующих птиц с приближением весны? (Ответы учеников.)

— Рассмотрите рисунок на с. 86-87. Я буду читать описание птицы, а вы найдите эту птицу на рисунке и накройте ее фишкой.

(Учитель показывает фотографии птиц.)

Для этих птиц важен их крепкий долотообразный клюв. Им они, как заправские строители, выдалбливают в деревьях дупла для гнезд. Им же лущат шишки сосен и елей, добывая семена, которыми любят полакомиться. Ну и, конечно, с помощью клюва птицы добывают из-под коры насекомых. Продолбив ход, они просовывают в отверстие клюв и длинным языком, покрытым клейкой слюной, с острыми и твердыми зазубринками на краях вытаскивают добычу. (Дятел.)

Своими хрупкими маленькими лапками и клювом эти птицы способны в жестком глинистом берегу выкопать нору длиной до 60 см. В местах, облюбованных для жизни большой стаей, можно насчитать больше ста норок. При этом каждая мама всегда без ошибки находит свой дом. И пьют, и едят быстрые птички на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мелкие букашки. На землю садятся только за строительным материалом для гнезд: илом, глиной. (Ласточки.)

У птиц нет своей песни. Но все они — прекрасные звукоподражатели. Птица то зябликом запоет, то дроздом, то вдруг засвистит иволгой или лягушкой заквакает, а то и кошкой замяукает. Вставляет иной раз и заимствованные на зимовке трели. А живущие в клетках птицы легко привыкают к хозяевам и заучивают человеческие слова и фразы, как попугаи. (Скворец.)

Эти птицы всеядные: насекомые, личинки, черви, зернышки — это далеко не вся их еда, птицы с удовольствием съедят кусочек сала или хлеба, схватят какую-нибудь живность, если окажутся на берегу водоема. (Синица.)

Птицы эти одни из первых, которые приносят нам весну. Но еще они хорошие биосанитары: следуя стаей по вспаханному полю, птицы тщательно собирают на нем всяких вредных гусениц, жуков, личинки. А самое лакомое блюдо для них — жирный червяк. (Грач.)

В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны с первой песней этой птицы — великолепного певца. Исполняет он свой концерт, порхая высоко в небе. Внешность птицы очень скромная: перышки светло-песочного цвета с темными пестринками. (Жаворонок.)

— Какие птицы на рисунке зимующие, а какие - перелетные? (Дятел, синица, воробей — зимующие; ласточка, жаворонок, скворец, грач — перелетные.)

— Изменилось ли, на ваш взгляд, поведение зимовавших птиц? (Первыми приближение весны чувствуют птицы. Воробьи, галки, синички громко щебечут. Воробьи купаются в лужах, затевают игры в воздухе. Громко барабанит в лесной чаще дятел, выстукивая брачную песню и оповещая о том, что эта территория занята.)

— Какие птицы, по вашим наблюдениям, прилетели в наш город (село) первыми?

(После ответа на каждый из этих вопросов учитель или ученик читает соответствующий абзац текста на с. 86—87 учебника.)

— От чего зависит порядок прилета птиц? (От наличия корма. Если он есть, то птицы прилетают.)

— Назовите порядок прилета птиц на родину.

Первыми прилетают грачи. В это время земля местами освобождается от снежного покрова, и грачи могут доставать из нее червей, личинок, слизней, семена растений. После грачей прилетают скворцы, затем жаворонки, которые кормятся по проталинам прошлогодними семенами растений. Вскоре являются чижи, зяблики, коноплянки - птицы, которые находят корм на поверхности земли, освободившейся от снега.

Птицы, питающиеся насекомыми, прилетают, когда появятся насекомые. Первыми из этих птиц появляются белые трясогузки — к тому времени, когда на солнышке греются пробудившиеся мухи. Затем являются дрозды, зарянки, горихвостки, утки, гуси, журавли, чайки. Когда насекомых будет в изобилии, прилетят стрижи, ласточки, кукушки, соловьи, мухоловки, славки.

Последними прилетают самые яркие птицы: иволга, желтая трясогузка, щурки, чеканчики. Они прилетят, когда солнечные |зайчики заиграют в траве и листве, когда яркий цвет сделает их оперение не таким заметным.

— Назовите порядок прилета птиц на родину. (Первыми прилетают птицы, которые питаются растительной пищей, затем птицы, которые питаются насекомыми, последними прилетают яркие птицы, которые тоже питаются насекомыми.)

— Прочитайте название природных явлений на доске, восстановите последовательность.

Прилет перелетных птиц, солнце, появляются насекомые, появляются растения, повышение температуры воздуха.

Ответ: солнце, повышение температуры воздуха, появляются растения, появляются насекомые, прилет перелетных птиц.

— Итак, птицы прилетели. Что они делают дальше? (Строят гнезда.)

— Где строят свои гнезда изображенные на рисунке птицы? Прочитаем об этом в учебнике.

— А что делают птицы, которые прилетали зимовать у нас? (Они улетают домой, на север, там тоже потеплело, опять можно жить. Улетают чечетки, чижи, снегири, свиристели.)

— Почему люди любят птиц?

— Как вы относитесь к птицам?

— Чем они вас радуют?

3. Беседа

— Встречали ли вы весной каких-нибудь зверей? (Ответы учеников.)

Весна в жизни зверей. Лесные звери не любят попадаться на глаза человеку, тем более весной, когда у них рождаются детеныши.

— Рассмотрите рисунок на с. 88 учебника. Кто на нем изображен? (Медведица с медвежатами, белка с бельчатами, лиса несет в зубах лисенка.)

— Почему у большинства животных детеныши появляются весной или в начале лета? (Есть корм для малышей.)

— Почему белка не такая рыжая, как бельчата? (Не успела перелинять.)

— А кто еще из животных меняет весной цвет? (Заяц-беляк становится серым.)

— Кто из уже знакомых нам лесных зверей не изображен на рисунке? (Ежи, кабаны, лоси, волки, бурундуки, ласки, летучие мыши.)

— Кто из животных впадал зимой в спячку?

— Как вы думаете, чем они прежде всего начинают заниматься весной? (Начинают разыскивать корм.)

— Посмотрим, что же они едят весной.

Ежи и медведи разрывают пни в поисках личинок жуков, разрывают муравейники и съедают самих муравьев, их яйца и куколки. Медведь выискивает дупла с лесными пчелами и достает оттуда мед, ест траву, корешки, перезимовавшую клюкву. Но этой пищи медведю мало, поэтому весной он нападает на кабанов, лосей, оленей и пасущиеся стада домашних животных.

Опасен весной медведь и для человека, особенно медведица с новорожденными медвежатами. Лиса весной охотится на мышей, полевок и зайцев, а также разоряет гнезда уток, гусей, тетеревов, глухарей и поедает яйца или птенцов.

V. Физкультминутка

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

И из речки воду пили.

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Лапы дружно поднимали.

Вот так, вот так

Лапы дружно поднимали.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Ответ: грач, скворец, жаворонок, зяблик, ласточка, стриж.

— Объясните, почему птицы прилетают именно в такой последовательности.

— Прочитайте и выполните задание.

Ответ: летучие мыши питаются насекомыми, а ранней весной их еще мало.

VII. Рефлексия

— Пофантазируйте, какие разговоры ведут между собой животные — родители и их детеныши. Разыграйте сценки из весенней жизни зверей.

(Как вариант учитель может предложить ученикам разыграть сказки В. Зотова. См. материал для учителя к уроку.)

— Что нового вы узнали? Расскажите.

— Что показалось вам интересным?

VIII. Подведение итогов урока

— Расскажите, как перелетные птицы возвращаются весной на родину.

— Какие изменения происходят весной в жизни зверей? (Линька, рождение детенышей.)

— Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет сделать его? (Ответы учеников.)

(Один из учеников читает вывод на с. 89 учебника.

Домашнее задание

2. Выполнить задание 4 (с. 49) в рабочей тетради.

Материал для учителя

Птицы - наши друзья

Если у человека поднялась температура до 38°, его укладывают в постель. Человек не может работать. А соловей с температурой 41 —42° дает концерты, дрозд, насвистывая, укрепляет гнездо.

Мы перевариваем обед часами, в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть. Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весит, чем она сама. Если бы у человека был аппетит птенца мухоловки-пеструшки, он бы 30 раз в день завтракал, 50 — обедал да еще ужинал бы 20 раз!

Но нас, людей, птичий аппетит только радует: меньше будет всяких вредных личинок, гусениц, мух и комаров.

Потому-то мы и хотим, чтобы птицы селились к нам поближе. Пусть синица-садовница берет яблоки в саду, пусть скворец-огородник наведет порядок на грядках, пусть мухоловка-санитарка переловит всех мух на дворе!

По Н. Надеждиной

Кряква

— Ква-а-а, здравствуй, Утка-Кряква! — поздоровалась Лягушка с водоплавающей птицей буроватого цвета.

— Кря-кря, доброе утро! Зачем это ты к нам в гости пожаловала?

— Прыгала, прыгала. Вижу — гнездо, вот и решила с тобой поговорить.

— Я смотрю, икры, которую ты весной откладывала, уже в помине нет. Вместо нее головастики плавают, — сказала птица.

— Пройдет немного времени, из них маленькие лягушата вырастут, — Лягушка уставилась своими выпуклыми глазами на Утку. — А ты все в гнезде сидишь, яйца насиживаешь?

Кряква улыбнулась и ответила:

— Скоро ведь и у меня малыши появятся, а пока сижу на яйцах, своим теплом их согреваю.

— Какое хорошее гнездо ты себе построила! — Лягушка подплыла поближе к птице. — Пухом его выстлала. Все на заросших озерах да на мокрых травянистых лугах и болотах дом свой делаете.

— Почему, можем построить гнездо недалеко от воды в густых зарослях травы, в кустах или под валежником.

— Ква-а-а! Смотри, как разнырялся, — Лягушка показала на самца Утки-Кряквы, которого называют Селезнем.

— Он не просто ныряет. Так он кормится, — пояснила птица. — Достает со дна водные растения, насекомых и их личинки.

— Красавец у тебя Селезень. Черная с зеленым отливом голова, черное надхвостье, клюв желтый, а лапы оранжевые.

— Что верно, то верно, — довольная похвалой, кивнула Кряква.

— Ну ладно. Поговорила с тобой, пойду дальше, подружку свою навещу, — квакнула пучеглазая и нырнула в воду.

Синица

— Никак не пойму: почему вас называют синицами? — спросила Белка у сидевшей на ветке птицы. — Сколько смотрю, а синих перьев так ни разу и не видела.

— А ты лучше послушай, как я разговариваю, — ответила желтогрудая птица с черной головкой, — и сразу догадаешься.

Птица громко попискивала, будто сама себя называла.

— Теперь понятно, за что вас синицами назвали, — улыбнулась Белка.

Летом птица питается насекомыми, которых в это время года много.

— А зимой в лесу нам очень плохо, — жалуется Синица. — Одни семена растений отыскать можно, да около Дятла удается поживиться зимующими насекомыми или личинками, когда он кору от деревьев отрывает.

Но вот наступает долгожданное тепло. Уже ранней весной синицы начинают подыскивать место для своего будущего гнезда.

— Вот так радость! — пищит желтогрудая. — Нашли прекрасное готовое, сухое и теплое дупло. Спасибо Дятлу!

Синицы ищут готовое дупло. Как только найдут, принимаются за работу. Тащат в него пушинки, траву и разнообразные перышки. Вьют птицы гнездо, укладывают на его дно мягкую подстилку.

— Синицы — птицы многодетные, — вступила в разговор Сорока. — Подумать только: десять, а то и четырнадцать яиц откладывают они в гнездо.

— Яйца-то не пищат, — поддакивает ей другая длиннохвостая, — а как только появятся птенцы, родители с ног сбиваются. По триста—четыреста раз с рассвета до заката прилетают кормить детенышей.

Дней через двадцать оперившиеся птенцы покидают гнездо, садятся на ветки и жалобно попискивают. Большие, а отыскивать себе еду еще не умеют. И заботливые родители продолжают первое время их кормить. Птенцы окрепнут, научатся летать и начнут корм добывать сами.

Не успеют мама и папа отдохнуть, как у них появляется новая забота. Синицы выводят птенцов дважды за лето. Снова в гнезде отложены яйца. И снова родители выкармливают птенцов, оберегают их от опасности, согревают.

Лягушка

Кое-где в лесу еще не растаял снег. По влажной земле не спеша, еле- еле прыгает только что пробудившаяся от зимнего сна травяная Лягушка.

— За царевичем, наверное, идешь? — прожужжала пролетающая мимо нее Пчела.

— Ква-а-а! Сказки все это, будто я стрелу Ивана-царевича нашла, — Лягушка прыгнула на кочку. — Лужу или озеро ищу, икру отложить хочу.

— И что же из этой икры получится? — Пчела уселась на цветок мать- и-мачехи.

— Как что? Сначала выведутся головастики, из них вырастут лягушата, которые потом станут большими лягушками.

— Вот теперь мне все понятно, — прожужжало насекомое. — А ведь я могу тебе помочь. Я только что пролетала над чудесным болотом, вот там и отложи свою икру. Оно тут недалеко. Хочешь, покажу?

Полевка

— Запомните раз и навсегда, — начала объяснять Полевка своим малышам. — Из норы нужно выходить очень осторожно. Оглядеться, прислушаться.

Зверек, очень похожий на лесную мышь, только с покрытым густыми волосами коротким хвостом, посмотрел на маленьких полевок: все ли внимательно слушают.

— Далеко от норы убегать не надо, - продолжала мама. — Когда дом близко, легче скрыться от врагов.

— Мамочка, неужели на нас может кто-нибудь напасть? — спросил один из малышей.

— Конечно, может. Та же рыжая Лисица. Вы не смотрите, что эта плутовка красива. Если учует, что полевкой пахнет, тогда нам несдобровать. Соболь, горностай, куница, да много других обитателей леса, кто не прочь на нас поохотиться.

Мама еще долго учила своих малышей. Скоро они покинут гнездо, которое Полевка обычно устраивает под прошлогодней травой или среди корней деревьев, и начнут самостоятельную жизнь.

Они будут искать и есть семена хвойных деревьев, почки, листья, ягоды, будут прокладывать канавки. Полевки, как и мыши, зимой не спят. Поэтому зверьки бегают под снегом по проложенным канавкам и питаются побегами трав, корой деревьев и кустарников.

Еж

— Здравствуй, Еж Ежович, — засмеялся Заяц. — Какой же ты колобок, ты самый обыкновенный Еж.

— А разве я не похож на колобка? Смотри, — Еж свернулся в клубок. — Только колобки без колючек, а я с колючками. Такие у меня на спине и на боках волосы.

— Как это волосы? — удивился серый.

— Очень просто. У тебя они мягкие, а у меня в виде иголок. Я ими защищаюсь от врагов, — объяснил колючий колобок. — Только моя мордочка и брюшко покрыты обычной шерстью.

— Правда, кое-кто моих иголок не боится, — с сожалением вздохнул Ежик.

— Неужели кому-то не страшно уколоться? — удивился Зайка.

— Ночью для меня опасен филин. Летит он бесшумно, нападает неожиданно. Лапы у филина покрыты прочной чешуей. Поэтому мои иголки ему и нестрашны. Да и от лисицы, рыжей плутовки, спасения нет.

— Ничего не понимаю, — замотал головой Заяц. — Но у лисы-то на лапах никакой прочной чешуи нет.

— Э-э-э, друг. Лиса ведь хитрая. Она осторожно подкатывает меня лапой к берегу лесного болотца или лужицы и сбрасывает в воду. Вот ты в воде можешь лежать и мокнуть?

— Не-е-т, — протянул Заяц и с неприязнью посмотрел на лужу, которая была недалеко от них.

— Вот и я тоже не могу. В воде распрямляю спину, вытягиваю мордочку и плыву к берегу, а.

— Все понял, — перебил его серый. — А лиса тут как тут и тебя поджидает.

— Зато в битве с гадюкой я всегда выхожу победителем! - с гордостью сказал Еж.

— Мы, ежи, к зиме накопим жир, найдем себе убежище в густых кустах или ямках, засыпанных опавшей листвой среди лесного хвороста, и впадем в глубокую спячку.

. Пройдет зима, и весной, уже в апреле, у ежихи появляются ежата. Слепые, с мягкими белесыми иголками. Она заботится о них, выкармливает молоком. Сначала малыши живут в гнезде, которое напоминает шалаш из сухих листьев, хвороста и мха. Все лето они вместе с мамой. А потом, поздней осенью, ежата покидают дом, начинают жить самостоятельно.

— Весной посмотришь на наших маленьких ежат, — зверек с иголками сорвал спелую земляничку, — какие они крохотные, беспомощные. да что говорить. Лучше один раз самому увидеть, чем несколько раз услышать.

— Это правда, — согласился Заяц. — Ну что же, мне пора. До свидания, Еж Ежович!

Растаял снег среди полей,
Сбегает под гору ручей,
И пробивается трава.
В лесу фиалки распустились,
И яркой зеленью оделись
Кусточки все и дерева.

- Назовите признаки наступления весны в неживой природе.

(повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла)

- Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом)

- Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны?

- Что вы знаете об этом?

- Хотите узнать еще больше?

- Давайте посвятим этому наш урок.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Какую цель поставим перед собой на данный урок?

- Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла?

- Что такое линька? (предположительные ответы детей)

Учитель: Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров. Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры.

- Какие это животные? (заяц, белка, песец)

- Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов, т.е. это приспособление к окружающей среде)

3. Животные, которые впадают в спячку.

– Животные по- разному встречают весну. Как? Давайте послушаем.

(разыгрывается детьми сценка)

Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!

Без забот и без тревоги
Спал я в тепленькой берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, конечно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый.
Слышит – каплет.

Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!

Девочка: Заспешил медведь наружу

Медведь: Заливает! Не до сна!

Девочка: вылез он и видит:

Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!

- Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)

- Какие животные еще пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук)

- Как вы думаете, почему они пробуждаются? (ответы детей)

4. Растительный и животный мир весной.

- Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как? (появляется трава, цветы, листья на деревьях)

- Чем являются растения для некоторых животных? (пищей)

Разные животные питаются по-разному.

- Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений?

(это растительноядные - слово на доске)

- Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями?

(это хищники или плотоядные – слово на доске) Хищников еще называют зверями.

-Как называются животные, которые поедают и растительную и животную пищу?

(это всеядные - слово на доске)

Работа по группам.

Каждой группе даются картинки с изображением различных животных. Это могут быть белка, заяц, мышь, лиса, лось, волк, медведь, рысь и т.д.

1) Распределить данных животных по группам: растительноядные, хищники, всеядные.

2) Составить различные пищевые цепочки. (невозможно )

- Почему невозможно составить пищевые цепочки? (нет звена – растения)

- Добавьте необходимое звено и составьте цепочки питания.

5. Рождение нового потомства.

- Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей)

- Почему весной? (весной повышается комфортность среды обитания : становится тепло, А главное появляется много корма)

Корм у различных животных разный, его обилие наступает в разные сроки, поэтому не все животные начинают размножаться в одно и тоже время.

- У какой группы животных детеныши появляются раньше?

- Почему? (неограниченное количество пищи, пища появляется очень рано)

Как заметили ученые, количество рожденных детенышей зависит и от размера тела животного. Чем мельче животное, тем больше детенышей у него рождается, т.к. продолжительность развития детенышей разная.

- Назовите самое маленькое по размерам животное из тех, с которыми вы работали в группе (мышь).

Учитель: Мыши – полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну- лето одна мышь может дать потомство из около 30 полевок.

Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей уже дольше: 1,5 – 2 месяца. За сезон рождается на 10- 15 детенышей меньше, чем у полевок.

- Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок.

(дети в масках- шапочках разыгрывают сценку)

Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!

Е.: Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность – свернусь в клубок – попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.

Б.: А родился ты тоже с иголками?

Е.: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.

Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому, что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.

З.: а я свою маму не помню! И дома у меня нет!

Б.: Как это? Почему?

З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.

Е.: И тебе не хотелось есть?

З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.

Б.: А как же на следующие дни?

З.: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.

- Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных?

- Каким рождается ежонок?

-Почему бельчонку не холодно в дупле?

- Почему зайчонок не знает своей мамы?

Учитель: Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет заботу о них. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.

А как же воспитывают своих детенышей более крупные животные – хищники? Время воспитания детенышей у них увеличивается до 1 года, количество детенышей от 4- 6.

Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, т.к. время их воспитания целый год (вспомните мелких животных, у которых это время намного меньше)

- Какое животное самое крупное в нашем крае? (медведь)

- Послушайте, как воспитывает свое потомство медведь.

(рассказ ученика в сопровождении фотографии медведя либо картины)

Медведь дольше всех воспитывает своих детенышей. Во второй половине февраля у медведицы рождаются маленькие, величиной с рукавицу, медвежата весом всего500 г. Они слепые, голые. Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти в тепле, согревает их своим дыханием. Она кормит их своим молоком, но они не растут, так как молока у медведицы мало, ведь медведь зимой ничего не ест. Выйдя из берлоги, медвежата начинают быстро расти. Осенью они снова ложатся в берлогу с матерью и только к новой осени уходят из семьи. Таким образом, медведи воспитывают своих детей 1,5 – 2 года.

Помимо родителей, воспитанием малышей у некоторых животных занимаются еще и прошлогодние дети-няньки. В медвежьей семье такую няньку называют пестуном, у волков – переярок (молодой волк).

Все звери выкармливают своих детенышей молоком, поэтому их еще называют млекопитающие.

- Все родители заботятся о своих детенышах. Как? (оберегают от врагов, кормят, учат находить корм, спасаться от врагов, охотиться)

- Зачем они это делают? (готовят детенышей к взрослой жизни)

Учитель: В случае опасности для детенышей матери прибегают к различным хитростям. Лиса старается отвести их от своего жилища. Если возле норы побывали люди, то они перетаскивают в зубах детей в безопасное место. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчонка, притворяясь раненой, больной или старается или старается привлечь к себе внимание, стуча лапами о землю.

- Так как же нам нужно вести себя весной в лесу? (слушать природу, наблюдать, наслаждаться красотой, но не шуметь)

- Послушайте историю об одном ежике.

(чтение стихотворения ученицей)

А ежик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра,
Он тосковал еще вчера.
Чего он, глупый, тосковал?
К нему никто не приставал,
Его мы так любили,
И гладили, и мыли,
Но он свернулся и дрожал,
А после взял и убежал.
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире
Еж был в своей квартире.

- Почему убежал ежик?

- Почему нельзя брать ежей из леса? (Для ежа – лес родной дом. Еж поедает вредителей леса, ядовитых насекомых. В неволе, в уголках природы ежи более подвержены разным болезням и потом становятся их переносчиками.)

- Представьте себе, что вы нашли в лесу детеныша. Он показался вам бедным, покинутым и взяли его домой. Через год он подрос, вам надоело его содержать, и вы решили его выпустить на волю.

- Что ждет его в лесу? (Он погибнет, так как не обучен ни добывать пищу, ни спасаться от врагов.)

- Какие вы допустили ошибки, взяв его, домой? (нельзя брать детенышей, а если уж забрали, то кормите до конца жизни или отдайте в зоопарк)

Вывод: Природа наш дом, и многое зависит от человека, чтобы в этом доме был порядок.

Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку!
С птицами дружи,
Береги былинку.
Не носи домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни всегда:
Их не так уж много!

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Справились ли с оставленной целью?

- Что нового вы узнали о жизни животных весной?

- Задайте друг другу вопросы по этой теме.

Почему у животных весной происходит линька?

Почему детеныши рождаются весной?

Почему у растительноядных животных детенышей больше, чем у хищников? И т.д.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель начальных классов :

Мажиева А.Н.

ГУ «СШ № 33 Целиноградского района

Тема урока: Дикие животные весной

Цель урока: знакомство с представителями диких животных (медведем, волком, белкой, ежом, зайцем), развитие речи учащихся, обогащение словаря, воспитание любви к живой природе.

Задачи урока:

Образовательная - выявить различия между дикими животными, выяснить условия обитания и особенности их деятельности весной,

развивающая - способствовать формированию умений сравнивать, находить различия

воспитательная - воспитывать любовь к родному краю

региональный компонент - беседа о животных нашей местности

1 Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и мне.

2 Целеполагание. Отгадайте загадки и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

-Серый, злой, голодный - (волк)

-Хитрая, рыжая, ловкая (лиса)

Проворная, запасливая, ловкая (белка)

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ежик)

Трусливый, длинноухий, серый или белый - кто это? (заяц)

Бурый, косолапый, неуклюжий - кто это? (медведь)

-Крупное животное с ветвистыми широкими рогами (лось)

3Актуализация знаний

-А как можно назвать медведя и зайца одним словом (животные)

-Где живут эти животные? (в лесу) - лесные животные Кто им добывает пищу? (сами)

Почему это животные? (тело покрыто шерстью, у них 4 лапы, хвост, морда)

Как называются? (дикие)

Итак: медведь, лиса, белка, еж, лось, заяц - дикие животные, (они живут в лесу и сами добывают пищу)

4Основная часть

А давайте-ка мы с вами заглянем в весенний лес.

Миша приготовил нам стихотворение.

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи.

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Музыкальная пауза (слушаем весенний лес)

Я совсем забыла, где живут наши звери, как называются их жилища?

-Белка живет в дупле

-медведь живет в берлоге

-лиса живет в норе

-волк живет в логове

-ёжик живет в норе

-заяц живет под кустом

-лось живет под деревом

Шел лесной тропой воришка (дети ходят на внешнем своде стопы)

Косолапый бурый мишка

К пчелам в улей он забрался (ходят на носках)

Вкусный мед стащить хотел

Мед воришке не достался (бегут на носках)

Рой пчелиный налетел

Пчелки мишку искусали (бегут забрасывая ноги назад)

И от улья прочь прогнали

По тропинке по лесной (шагают на всей стопе)

Мишка тащится домой

Левый глаз заплыл у мишки(качают головой)

Поделом ему воришке

Будет мишка знать вперед (грозят пальцем)

Как таскать у пчелок мед.

Ребята, как вы думаете, как изменилась жизнь зверей в лесу с приходом весны?

-медведь спал, а весной (проснулся)

-заяц был зимой белый, а весной стал (серым)

Все взрослые звери весной линяют. Длинная зимняя шерсть вылезает, мех становится темнее.

Дили –дили - дили - дили – (дети говорят динь, динь)

Всех жуков и пауков(ж-ж-ж – на выдохе)

И веселых мотыльков (У-У-У_)

Всех зайчат, всех ежат ( л-л-л-, ф-ф-ф)

Всех ленивых медвежат (р-р-р_)

И воробышек проснулся(чик –чирик)

Дили –дили - дили - дили – (дети говорят динь, динь)

Встали все кого будили (УРА)

Учитель: Весной у всех зверей появляются детеныши.

- у лисы –лисята, у зайца – зайчата, у волка –волчата, у лося – лосята, у ежа – ежата, у белки – бельчата.

-Чтобы вырастить детенышей, животным надо быть сильными, здоровыми, хорошо питаться. А чем питаются звери.? На подносе лежат кора, орехи, ягоды. Дети должны выбрать то, чем питается каждый из изучаемых диких животных.

5 Творческая деятельность учащихся

К нам в гости заглянул художник, он оставил для вас рисунки, но он так торопился, что забыл их дорисовать. Что забыл нарисовать художник? (зайцу –уши, лисе – хвост, ежу – иголки). Поможем художнику, но сначала

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (Маляр)

Размешаю краску я ярко – ярко красную

(дети водят указательным пальцем одной руки по ладони другой)

Кисти в краску обмакну (прижимают ладони друг к другу)

Капли лишние стряхну (встряхивают кистями рук)

Что за серая стена? (пожимают плечами)

Станет яркою она (поднимают руки как красят)

Потихоньку, осторожно обведу я два окна (рисуют в воздухе квадрат)

До чего красивый дом! (соединяют руки над головой)

Вместе жить мы будем в нем! (скрещивают руки на груди)

Дети дорисовывают картинки и раскрашивают их.

5 Закрепление

-Я начну предложение, а вы его заканчивайте.

-Медведь большой, а заяц – (маленький)

-Заяц зимой по лесу бегает, а медведь (спит в берлоге)

-У медведя уши маленькие, а у зайца (длинные)

Учитель – вот какой рассказ у нас получился.

6 Итог урока

-Учитель: сегодня мы узнали как дикие животные встречают весну: они линяют, у них появляются детеныши, которых надо кормить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникативные: формулировать понятные для окружающих высказывания, взаимодействовать в паре.

- Урок окружающего мира я хочу начать с китайской мудрости:

« Я слушаю – я забываю,

Я вижу – я запоминаю

2.Проверка домашнего задания.

- С какой темой вы познакомились на прошлом уроке? ( Насекомые весной)

1 ряд на контроле, выполняют индивидуальные задания, остальные учащиеся работают с учителем.

Сейчас мы напишем графический диктант. Если я называю насекомое, вы рисуете кружок, если другое животное, то треугольник.

- Пчела, муравей, шмель, паук - крестовик, лимонница, гуппи, крапивница, муха.

Какие изменения происходят весной у насекомых?

Какие насекомые можно увидеть весной?

Какую роль в природе выполняют насекомые?

Мы изучили тему , как весну встречают насекомые. Кто еще относится к животному миру? ( Птицы и звери)

Как вы думаете, какая тема урока? (Птицы и звери весной)

3.Изучение нового материала.

-Вспомните, каких птиц мы называем зимующими, а каких перелетными? Приведите примеры зимующих птиц.

-На доске иллюстрации с изображением птиц. Я загадаю вам загадки, а вы должны найти перелетных птиц.

1.Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне вскачь,

А зовется птица…..(Грач)

2.Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.9

Ходит вразвалочку
Спотыкалочкой . (Утка)

4.Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном из травы и глины ( Ласточка)

-Что происходит весной с перелетными птицами? (возвращаются из теплых стран домой)

Кто первый прилетает? ( грач)

- За ними прилетают скворцы, жаворонки, зяблики, утки, гуси.

-Самыми последними прилетают ласточки и стрижи. Как вы думаете почему? (Им необходимо, чтобы было много насекомых в воздухе)

Что еще происходит в жизни птиц?( Строят гнезда, выводят птенцов)

(Учащиеся рассматривают иллюстрацию, подготовленный ученик рассказывает о птенцах)

Многие люди любят птиц. Почему?

Как мы должны относится к птицам?

Физминутка

Капли звонко капали (прыжки)

Вы сосульки плакали ( Качаем головой)

Солнце светит ярко (руки вверх, тянемся)
Нам сосулькам жарко ( обмахиваемся)

С нас течет уже вода ( наклоны)

Мы растаем навсегда (Выпрямляемся)

Как же звери весну встречают?

-Назовите зверей, изображенных на доске.(Медведь, лиса, барсук, еж, - Какое животное лишнее? (Лиса)

- Почему? ( Все остальные впадают в спячку)

Что происходит с ними весной? ( Просыпаются)

А вот , что еще изменяется в жизни животных, вы узнаете, посмотрев сценку.

(Дети показывают сценку.)

Белка и Сорока

- Здравствуй, Белка, с весной тебя поздравляю!

- Спасибо! И я тебя поздравляю.

- Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь?

- Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена.

- А ты, что покрасилась? Шерстка у тебя разноцветная.

- Я ведь 2 раза в год линяю. Весной меняю свой серый зимний наряд на рыжий летний. А осенью наоборот. Увидишь меня через недельку, другую, я вся рыжая буду.

- А можно посмотреть на твоих малышей?

- Пока они у меня голенькие, слепые и беспомощные. Прилетай через месяц, тогда и увидишь моих бельчат.

- А не холодно им голеньким-то?

- Что ты, я их молоком накормлю, теплом своим согрею, а потом ещё тёплой подстилкой укрою. А в тёплую погоду вынесу малышей своих на солнышко погреться. Ну, заболталась я с тобой, тороплюсь ведь, не привыкла я долго без дела сидеть.

Учитель: Что еще происходит в жизни зверей (Меняют цвет шерсти)

-Правильно, у многих животных происходит линька.

Что такое линька? ( Дети читают выписку из энциклопедии)

Кто еще линяет весной? ( Заяц, ласка)

Кто появляется у многих животных весной? ( Детеныши)

4.Работа в парах.

На парте у вас карточки с заданием: Составить памятку любителям природы.

5. Итог урока .Рефлексия

Какие изменения происходят в жизни птиц и зверей весной?

Что нового для себя узнали?

Что открыли для себя?

6. Домашнее задание: выполнить задания в рабочей тетради, спросить у взрослых подвижные игры с названиями животных.

-Закончить наш урок я хотела бы стихотворением:

Чтоб могли леса цвести

И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку!
С птицами дружи,
Береги былинку.
Не носи домой ежа,
Бабочку не трогай,
Люди, помните всегда:
Их не так уж много!

Читайте также: