Опорный графический конспект это

Обновлено: 07.07.2024

Представленная мною тема не новая, но актуальная. Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов.

Цели:

  • Изучить технологию и систематизировать методы составления логических схем.
  • Определить роль логических схем в обучении географии.
  • Совершенствовать учебно-воспитательный процесс через внедрение различных методов составления опорных схем и конспектов.
  • Обобщить опыт работы по внедрению данной технологии.

Введение

Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Наглядность на уроке играет большое значение. География – такой предмет, который изначально предполагает использование большого количества наглядного материала. Без демонстрации в географии обойтись практически невозможно. Действительно, сложно изучать какой-либо объект, не увидев его своими глазами. Но показать все невозможно, да и нецелесообразно. Ведь у ребенка должно развиваться и абстрактное мышление.

Наиболее важными средствами наглядности являются те, которые создаются непосредственно на уроке. Данные средства наглядности выполняют функцию конспектирования материала. В процессе подготовке домашних заданий они выступают в качестве опорных звеньев в повторении пройденного материала. К таким средствам можно отнести пояснительные рисунки, листы опорного сигнала (по системе В.Ф. Шаталова), опорные конспекты, моделирование, графические конспекты. Современные уроки отличаются большим разнообразием форм организации обучения. Учитель – это подлинный творец и автор каждого конкретного урока, даже если он готовил его, используя методические пособия, т.е. изучая и заимствуя опыт коллег.

Первобытный человек, выбивая на скале незамысловатые фигуры, кодировал доступную ему информацию. Человек современный, захлестываемый информационным валом, вынужден пойти по тому же пути. Все обширнее становится пласт знаний, который обозначается символами. Только сейчас это уже не петроглифы на серых камнях, а знаки, высвечивающиеся на экранах мониторов. Изменился характер начертания, иные в них вкладываются смыслы, но суть остается прежней. Мы идем "назад, в будущее"

Обозначения-символы всегда были необходимы для передачи опыта, учения. Использование специальных значков в точных науках считалось делом обычным, но математик В.Ф.Шаталов, предложив свои опорные сигналы, которые нашли место применения и в других школьных дисциплинах. С тех пор уже утекло много воды. Опорный конспект стал настолько хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему второе дыхание.

Не стоит только повторять ошибок прошлого. Надо исключить саму возможность заявлений о самодостаточности опоры в учебном процессе (всегда целостного и многоаспектного), а любые предлагаемые схемы работы с ним рассматривать как один из многих возможных вариантов.

Чем отличаются эти методы и что в них общего?

2. Основная часть.

В методике географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения одна из них технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов) – ЛОС или ЛОК. Схемы связей, учителя используют постоянно. Многими учителями предметниками эта технология хорошо разработана и успешно применяются на различных школьных предметах.

Заглянем в историю. Опорные сигналы в системе В.Ф.Шаталова - весьма оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний.

Логика построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами излагаемой информации, их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе учителя, служат образцом, на основе которого формируются эти приемы у школьников. Жестко регламентируемое время на устные ответы (3-5 мин), ориентирует школьника на краткое и точное изложение сущности усваиваемых знаний. Частота опроса, предусмотренная системой В.Ф.Шаталова, гораздо выше, чем в обычных классах.

Действительно, применение опорного сигнала помогает восстановить в памяти ранее прослушанную информацию. Но чтобы определенный значок стал для учащегося опорным сигналом, связанная с ним информация должна быть понята школьником. Если же это достаточно сложный фрагмент материала, то возникает необходимость выполнения специальной работы по организации понимания каждым школьником данного фрагмента.

Что такое ЛОК? Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно.

Назначение ЛОК заключается в следующем: создать у учащихся четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний; помочь разобраться в его структуре; выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции; помочь учащимся запомнить основной материал. В ЛОК указываются следующие элементы содержания лекции: главные понятия и их основные признаки; причинно-следственные связи; общие черты характеризуемых объектов; направления развития, каких либо процессов; самые яркие факты, характеризующие экономико-географические объекты, явления или процессы. Подготовка логических опорных конспектов учителем включает конструирование схемы, показывающей логико-понятийную структуру содержания лекции, т.е. систему основных теоретических знаний, и самые значимые и интересные факты.

Основные требования к ЛОК – лаконичность, структурность, компактность, расположения учебного материала, простота изображения и доступность для понимания; выделение основного материала цветом, величиной знаков; словесная форма отображения учебного материала с использованием сокращений, графиков, диаграмм, стрелок, символов.

Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и вкус к такой работе. Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).

Учитель строит ЛОК в процессе изложения лекции на доске цветными мелками или с помощью комплекта заранее подготовленных транспарантов. Учащиеся же приучаются к параллельному конспектированию услышанного материала. В этом случае работают все органы чувств и мышление. Происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключительной части лекции на основе такого конспекта идет краткое повторение и обобщение ключевого материала. Предполагается и самостоятельное дополнение ЛОК в процессе домашней проработки конспекта лекции и текста учебника. С этой целью на схеме ставятся вопросы: где? Почему?

Объяснение учебного материала по конспекту не превышает в среднем 15-20 минут. В оставшееся время можно разнообразить деятельность учащихся на уроке: поставить конкретную задачу и решить ее, провести анализ карт атласа, поработать с текстом учебника, статистическим материалом и т. д.

Графический конспект – это визуальная интерпретация учебного материала, изложенного учителем и выполняемого учащимися в процессе восприятия рассказа или объяснения преподавателя. Он применяется на занятиях с целью повышения эффективности обучения, а результатом является модель физического процесса или природного объекта.

В отличие от педагогических схем и готовых иллюстраций графический конспект позволяет учащимся составить индивидуальный рисунок, который с легкостью остается в визуальной памяти и воспроизводится на контрольных работах и срезах. Графический конспект составляется поэтапно. Сначала учитель сопровождает изложенный материал рисунком на доске. Затем предлагает школьникам самостоятельно достроить рисунок, основываясь на полученной информации.

Использование в учебном процессе графического конспекта имеет следующие преимущества:

  • Обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Ученик, имея возможность закрепить изложенную тему по учебнику дома, слушает рассказ учителя невнимательно. Эта проблема усугубляется, если монолог учителя малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. Выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса.
  • Построение графического конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания.
  • В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе непосредственно не выражены.
  • Графический конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний.
  • Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления учащихся.
  • Построение графического конспекта позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика.

Моделирование – это особый исследовательский процесс. Благодаря знаково-графической системе оно становится наиболее эффективным учебным приемом, который обеспечивает наиболее быстрое и осознанное усвоение материала, развивает все психические процессы и опирается на психолого-педагогические закономерности обучения.

Моделирование это письменная работа, которую учащиеся выполняют в процессе рассказа учителя или самостоятельной работы. Модель не выполняют заранее, ее выстраивают по ходу работы. В этом ее главное отличие от учебного рисунка и опорной схемы, которые дополняют объяснение учителя и даются в готовом виде. В составлении опорной схемы главное внимание уделяется символическому и словесному способам, а при моделировании подключается рисуночный и графический способы подачи учебной информации, не исключая вышесказанных, тем самым обогащается арсенал средств и способов подачи учебной информации.

Моделирование формирует у учащихся более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем. Моделирование применяется для:

  • Мотивации учебной деятельности;
  • Изучения нового материала;
  • Проверки знаний, умений и их обобщения.

На уроках могут быть использованы различные виды моделей: описательные, конструктивные, эвристические.

Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее. Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний, эвристические – на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию.

Модель обеспечивает динамичность подачи информации, что позволяет снимать перегрузку психики учащихся. Использование приема моделирования способствует изучению темы более быстрыми темпами, а также обеспечивает полноценное приобретение и применение знаний. Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение заданий, выполнение заданий творческого характера.

Работать по данной технологии в классах интересно и увлекательно. Создание листов опорных сигналов и обучение по ним - это творческая работа. Но для того чтобы ученики могли использовать листы опорных сигналов и составлять их впоследствии самостоятельно, нужна система. Составление ЛОС (ЛОК) целесообразно как при изучении физической географии, так и экономической.

Хочу поделиться своим опытом работы по данной технологии.

В курсе 6 класса, мною используются готовые опорные конспекты, которые я составляю сама и предлагаю учащимся в ходе объяснения материала. Учащиеся изучают их и заносят в тетрадь. В листах опорных конспектов включены задания для закрепления. (Приложение 1) Учитывая сокращение часов отведенных на изучение географии в 6 классе и на большой объем изучаемого материала, данная технология помогает решить проблему. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий.

В 7 классе при изучении материков, начинаем строить опорные схемы сначала совместно, затем самостоятельно. При этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы. При изучении первого материка – Африки – составляем схему вместе, затем кто усвоил, продолжает самостоятельно. Порядок выполнения работы: рисуем контур материка схематически (от руки, глядя на карту); затем наносим и подписываем все компоненты соответствующие географическому положению: условные линии (экватор, 0 меридиан, тропики, полярный круг); океаны, крайние точки, полуострова, заливы, проливы и т.д. На следующий урок схема дополняется: тектоническое строение, рельеф, климатические особенности, внутренние воды. Тема природные зоны оформляется таблицей. Народы и страны – опорный конспект. (Приложение 2)

Составление опорных конспектов помогает учителям и учащимся правильно ориентироваться в большом потоке информации при наличии нескольких учебников разнопланового уровня, т.к. нет единого учебного пособия по данному курсу, и приходится пользоваться несколькими учебниками.

В курсе 10-11 класса учащиеся могут работать как по схемам, так и самостоятельно или под руководством учителя составлять опорные конспекты на основе лекционного материала. (Приложение 5 у автора)

Ученики достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.

3. Заключение

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет, сжато записать любую лекцию.

Эффективность предлагаемой методики подтверждается результатами обучения, а также положительными отзывами учителей, использующих данную методику.

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

Четырехлетний опыт моей работы по данной методики показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся.

Сегодня появились новые веские аргументы в защиту опорного конспекта.

  1. Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему, но выразительным, умело составленным текстом – будущее. А ведь по большому счету ОК – это реклама учебного материала.
  2. Все более широкое применение в обучении находят компьютеры. Компактная опора весьма органична на экране монитора. Ее легко можно создавать и изменять в современных текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии. Компьютер дал возможность организовать информацию, преподносимую ученику как гипертекст. Информация может быть избыточна на несколько порядков, но не захлестнет ученика. Тот, пустившись в свободное плавание, при помощи ссылок выбирает свой путь, по которому ему продвигаться вперед хочется и нравится. Отправной точкой в этом путешествии может служить опорный конспект - идеальная Главная страница раздела или темы. Вызывает удивление, что составители электронных наглядных пособий не обратили внимания на эту уникальную возможность ОК.

Внедрение различных технологий обучения не означает, что они заменят традиционную методику предмета. Технологии применяются не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества на технологическом уровне.

Для педагогов всегда оставался актуальным вопрос развития у учащихся монологической речи. В настоящее время для решения этой проблемы широко используются различные формы и методы обучения. В предлагаемой статье отражен многолетний опыт применения на уроках биологии графического конспекта как фактора развития речи школьников в образовательном процессе.

История педагогики знает немало различных течений, методов в обучении, развитии и становлении подрастающего поколения. Все они, в той или иной мере, выполняют определённую роль в формировании общественного строя. Педагоги разных времён искали, и продолжают искать, облегчённый путь передачи молодому поколению накопленных человечеством знаний, на базе которых будут формироваться новые.

Педагогический опыт работы в малокомплектной школе показывает, что у большинства учащихся на протяжении многих лет обучения слабо развивается монологическая речь. И это несмотря на то, что учителя применяют различные формы и методы на каждом уроке. Все же устные ответы учеников оставляют желать лучшего. Поэтому возникает вопрос: как у школьников в процессе обучения стимулировать развитие монологической речи?

Во второй половине 80-х годов в педагогической литературе [9, 10, 11] широко освещался опыт В.Ф. Шаталова, который предложил для решения многих проблем обучения использовать особую организационно-методическую систему построения педагогического процесса, состоящую из шести взаимосвязанных подсистем:

  • первая включает в себя меры и средства, предупреждающие конфликтность между учителем и учеником;
  • вторая содержит методические приёмы и формы повторения учебного материала;
  • третья представляет собой разветвлённый набор форм проведения уроков-практикумов, лабораторных работ, упражнений и т.п.;
  • четвёртая рассматривает способы организации учебного самоуправления класса;
  • пятая отражает правила оценивания знаний учащихся на основе принципа открытых перспектив;
  • шестая затрагивает способы использования на уроках опорных конспектов, созданных учителем.

В это же время появляется новая методика, использующая в процессе обучения составление рисуночного письма [4, 3] как средства более легкого восприятия знаний по биологии.

В начале XXI века появляется особое графическое средство обучения — рисуночно-идеографическое письмо [6, 7, 8]. Оно представляет собой особую знаково-символическую систему, состоящую из отдельных изобразительных элементов пиктограмм и идеограмм. При создании последних автор руководствовался общими законами систематизации любых графических изображений: выделением в них существенного, упрощением формы и повторением отдельных элементов. Выделение существенного достигается путём преувеличения отличительных признаков изображаемых предметов и явлений. Упрощение формы обеспечивается использованием изображений геометрических фигур: окружности, овала, прямоугольника, квадрата, треугольника и т.п. Повторение происходит из-за многократного использования одинаковых графических элементов, которые должны отражать только основное содержание учебного материала, ведущие идеи и центральные понятия.

Применение в малокомплектной школе на уроках биологии Шаталовского метода блоковой системы и рисуночно-идеографического письма, не дало результатов из-за нежелания учащихся заучивать блок–схемы, выполненные учителем. Далее была сделана попытка включения в процесс обучения готовых опорных блоков, конспектов из методического пособия [1], которая по той же причине слабо способствовала развитию монологической речи учеников.

Научными исследованиями доказано, что формальное заучивание и запоминание учебного материала малоэффективно. Частные изобразительные элементы не затрагивают внутренние мыслительные процессы, которые должны сопровождаться восприятием, обработкой, воспроизведением информации самими учащимися, так как опорные сигналы в большинстве составляются самим учителем. Значит, необходимо каким-то образом активизировать внутренние мыслительные процессы школьников: представления, воображения и мышление.

Отметим, что слова и словосочетания блок, блок-схема, блоковая система обучения, опорные конспекты, рисуночное письмо, рисуночно-идеографическое письмо являются синонимами и отражают сущность графического средства обучения. В данной статье используется термин графический конспект, т.к. над его составлением работает каждый школьник самостоятельно.

Сравните графические конспекты словосочетаний, выполненный учащимися 8 класса (2001 г.). Для тренировки был выбран произвольный набор: вечерний закат, жаркое лето, солнечный день, строительный материал, весеннее небо, сложный лист, главный корень, хорошее настроение, падающий луч, весенняя гроза, ласковое солнце, скучная картина, запах сирени, полить грядки, воет метель, собирать бабочек.




После нескольких таких заданий наступает следующий этап: воспроизведение каждым учеником небольшого текста с помощью своих сигналов-знаков. Специфика этой работы состоит в том, что начинать следует с обучения составления конспектов (блоков) небольших текстов без лишних слов. Постепенно нужно переходить к содержанию учебника, осмысление которого — главная задача ученика. За определённое время он должен успеть прочитать, понять и сделать рисунки, краткие записи, и, таким образом, составить графический конспект. Данная работа может быть применена как на уроке, так и в качестве домашнего задания.

Следующий, заключительный этап — это представление работы, т.е. проговаривание. Ученик, используя свой конспект, строит предложения и, следовательно, пересказывает осмысленный текст учебника. Сложность представления такого задания заключается в том, что перед учащимся стоит задача: подать изученный материал правильно, грамотно построив предложения. В результате последовательной, кропотливой работы исчезает страх перед учителем и одноклассниками за неправильную формулировку предложений, незнания содержания изучаемого материала, его последовательности, т.к. в любое время можно посмотреть в свой блок.

Вот две готовые работы учащихся.



Организация проведения уроков биологии с применением графического конспекта (блока).

Применение графического конспекта на уроках биологии предполагает, что главной дидактической единицей остаётся урок с его конкретными целями и задачами. Основной целью здесь является активизация внутренних мыслительных процессов в ходе восприятия, обработки и воспроизведения информации в виде рисунков и пометок. К данному уроку применимы задачи классического уровня: образовательная, обучающая, воспитывающая. Образовательная сущность применения графического конспекта состоит в формировании знаний посредством самостоятельной обработки новой информации. Развивающая задача заключается в продолжение развития логического мышления, памяти, монологической речи и творческих задатков. Воспитательная сводится к продолжению эстетического воспитания и культуры умственного труда. Всё это вместе взятое позволяет затрагивать глубинные психические процессы, связанные с откладыванием в памяти учащегося взаимосвязанных частей учебной информации.

Организация урока с применением графического конспекта состоит из следующих этапов: вводно-мотивационный, операционно-познавательный, контрольно-оценочный. На первом этапе происходит знакомство учащихся с планом урока, его целями и задачами. Затем проводится краткий инструктаж работы с учебником, тетрадью, а также требованиями к оформлению графического конспекта. Познавательная деятельность учащегося на операционно-познавательном этапе направлена в основном на изучение учебного материала, результатом чего является структурно-логический конспект, составленный каждым учеником индивидуально. Это основной этап урока, где осуществляется наивысшая активизация внутренних процессов в ходе восприятия и переработки новой информации с помощью рисунков, знаков, символов. Здесь происходят три уровня усвоения учащимися знаний и умений: репродуктивный, конструктивный, творческий. На репродуктивном деятельность ученика направлена в основном на изучение и воспроизведение учебного материала. Это необходимо для создания базовых знаний всех школьников без исключения. Следует отметить, что ученик составляет рассказ с использованием своих рисунков-сигналов. На конструктивном (эвристическом) уровне учащиеся перекомбинируют, конструируют знания, добытые в ходе подготовки, т.е. на репродуктивном уровне. Здесь деятельность каждого ребенка направлена на сравнение, анализ и обобщение полученной информации. Новый учебный материал подвергается мыслительной переработке, а информация, которая основывается на логической структуре запоминания, из кратковременной памяти переходит в долговременную. Творческий уровень предполагает, что знания приобретаются учащимися в ходе самостоятельного поиска. Он проявляется в дополнении сведений по частным вопросам, использовании научно-популярной литературы, собственных наблюдений и т.д. На всех выше перечисленных уровнях учитель выступает в роли консультанта.

Далее следует контрольно-оценочный этап, где учащиеся по желанию или по выбору преподавателя воспроизводят текст учебника по своим конспектам. Таким образом, итогом работы ребенка является графический конспект, структурно-логически выполненный, воспроизведённый им и оцененный учителем.

Требования для учащихся к оформлению графического конспекта (рекомендации).

  • Учебный материал должен помещаться на одной странице тетради.
  • Пользоваться знаковыми системами любых учебных дисциплин или своими.
  • Необходимый текст оформлять печатными буквами.
  • При работе над конспектом, желательно применять четыре основных цвета (красный, зелёный, синий, черный). Работать только шариковой ручкой!
  • При составлении конспекта использовать дополнительную литературу.
  • При подготовке к уроку, желательно текст проговорить вслух.

Работа с учебной информацией по составлению и использованию графических конспектов учащимися, как показывает практика, процесс творческий, увлекательный, дающий существенные результаты, как для учителя, так и для самих учащихся. Положительной стороной здесь является то, что: развивается монологическая речь, происходит выявление основного, главного учебного материала, улучшается качество обучения, знания становятся осмысленными, воспитывается художественный вкус, исчезает страх перед вызовом, развиваются творческие навыки, появляется уверенность в себе.

Обучать составлению графических конспектов можно с шестого класса, т.к. учащиеся уже имеют определённые знания, умения, навыки. Потенциал конспектов огромен и не ограничивается только облегчением понимания учебного материала, его запоминания и воспроизведения. С его помощью удобно и быстро записывается лекционный материал, что, несомненно, поможет будущим студентам в получении выбранной профессии. В конечном счете, происходит усвоение и развитие учебной информации с помощью ассоциативного восприятия. Безусловно, в старших классах такая форма уже не будет ярко выражаться в рисунках, но, к тому времени учащиеся, как правило, уже вырабатывают свою индивидуальную знаковую систему.

1. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии / сост. Л.В. Реброва, Е.В. Прохорова. — М.: Просвещение, 1997. — 159 с.

2. Биология: Животные / Учебник для 7-8 кл. средней школы под редакцией М.А. Козлова. — М: Просвещение, 1991. — 256 с.

3. Васильева Е.В. Еще раз об опорных конспектах // Биология в школе. — 1989. — №3. — С. 41-46.

4. Никишов А.И., Теремов А.В. Использование опорных сигналов (рисуночного письма) в обучении // Биология в школе. — 1987. — №4. — С. 44-48.

5. Общая биология / Учебник для 10-11 кл. средней школы под редакцией Ю.И.Полянского. — М: Просвещение, 1991. — 287 с.

6. Теремов А.В. Рисуночное письмо как средство обучения // Биология в школе. — 2001. — №6. — С. 27-32.

7. Теремов А.В. Рисуночное письмо как средство обучения // Биология в школе. — 2001. — №7. — С. 20-25.

9. Чоботарь А.В., Коровина Т.Д. Метод Шаталова и как его применять на уроках биологии // Биология в школе. — 1987. — №5. — С. 43-49.

У этой статьи есть продолжение. Во второй части — практической — будут показаны графические конспекты учащихся и их подробный анализ. Графический конспект. Часть 2 (практическая).

В данной статье обобщен опыт по использованию графических конспектов на уроках географии. Приводятся примеры схем, которые можно использовать при изучении и закреплении материала "Экономические районы России" 9 класс

ВложениеРазмер
Графические конспекты 818.92 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта учителя географии МОУ "Новоакшинская средняя общеобразовательная школа" Старошайговского района Республики Мордовия

Графические конспекты как средство повышения эффективности обучения географии

- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках.

Перед современным учителем при подготовке к уроку стоит целый комплекс проблем, которые сводятся к пространственному вопросу «Как организовать работу обучающихся на уроке так, чтобы…

- ученикам было интересно;

- урок был наполнен практической деятельностью;

- подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ;

Одной из ответственных задач, стоящих перед учителем, является повышение эффективности всех применяемых в школе форм и методов обучения. Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение, как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат. [2] Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелеобразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание – запоминанием, восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.

География как учебный предмет состоит из множества взаимосвязанных природных и экономических представлений, понятий, законов, закономерностей, изучение и усвоение которых трудно осуществить без наглядности.

Особое значение в привитии навыков самостоятельности и интереса к учению, развитию абстрактно-логического мышления, на мой взгляд, следует уделять использованию наглядно-демонстрационного материала: опорным сигналам, различным таблицам, схемам-опорам. Для умственного развития учащихся более важными являются задания, при выполнении которых дети учатся сами строить такие схемы и структуры, которые являются опорой мысли, опорой действия для учащихся. Во время работы с опорными схемами и таблицами дети спорят, доказывают, ошибаются, делают выводы. Использование опорных схем оживляет урок.

В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно- следственные связи, которые в природе не выражены.

Графический конспект - один из приемов самостоятельного приобретения знаний

Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления у обучающих.

Построение графического конспекта позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех обучающихся, но и оценить работу каждого ученика

Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (схему, таблицу, диаграмму) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний.

Учитель строит ЛОК в процессе изложения лекции на доске цветными мелками и обучающие приучаются к параллельному конспектированию услышанного материала. В этом случае работают все органы чувств и мышление. Происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключение урока по созданной схеме проводится повторение и обобщение ключевого материала

Работать интересно, увлекательно. Создание ЛОК и графических рисунков, обучение по ним – это творческая работа. Обучающие достаточно легко и цельно запоминают материал объемной темы, которая может включать в себя несколько параграфов учебника.

Особо необходимо выделить значение ЛОК для слабых учащихся.

В старших классах этот прием работы позволяет кратко конспектировать лекцию. У учащихся развиваются умения самостоятельной работы и самоконтроля. Опыт моей работы показал, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности у детей.

Составление опорных конспектов позволяет учащихся качественнее подготовиться к проверочной работе, а также к ЕГЭ. Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему, но выразительным, умело составленным текстом - будущее. А по большому счету опорный конспект (ЛОК)- это реклама учебного материала

- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Опыт формировался и апробировался на базе МОУ "Новоакшинская средняя общеобразовательная школа" Старошайговского района Республики Мордовия. Становление педагогического опыта осуществлялось на учебных занятиях в условиях сельской школы. Наблюдения за учащимися показали, что наметилась тенденция снижения интереса к урокам географии. В ходе изучения уровня познавательной активности учащихся было выявлено:

- постепенное снижение интереса к изучению географии,

-отсутствие навыков чтения географической карты

Проведённая диагностика позволила выявить следующую причину снижения познавательного интереса к изучению географии:

В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость работы по повышению познавательного интереса обучающихся при обучении географии.

- Теоретическая база опыта

Вопросы структурирования учебного материала привлекают к себе внимание широкого круга исследователей. Теоретико-методические основы структурирования учебного материала раскрыты в работах СИ. Архангельского, С.А. Бутанова, Б.И. Коротяева, А.М. Сохора, С.А, Шаторинского, В.Ф. Шаталова и др.

В основе данного опыта лежит система В.Ф. Шаталова - технология интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых моделей или опорных конспектов, а также технология уровневой дифференциации обучения

Логическое структурирование учебной информации позволяет получить четную, хорошо организованную структуру, выделение которой позволяет увидеть систему смысловых связей между элементами содержания и расположить эти элементы в последовательности, вытекающей из этой системы

Логический опорный конспект (ЛОК) или листы опорных сигналов (ЛОС)- это визуальная интерпретация учебного материала, изложенного учителем и выполняемого учащимися в процессе восприятия рассказа или объяснения учителя. Они применяется на занятиях с целью повышения эффективности обучения, а результатом является модель физического процесса или природного объекта. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же фактов, поданных в виде текста.

- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Технология интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Виктор Фёдорович Шаталов – педагог-новатор, народный учитель СССР, разработал и реализовал в своей педагогической практике технологию интенсивного обучения на основе опорных конспектов или опорных схем. По доминирующему методу технология является объяснительно-иллюстративной, но, учитывая отличительные признаки данной технологии, её с полным основанием можно отнести к группе личностно-ориентированных технологий.

Основные принципы технологии:

- многократное повторение учебного материала;

- обязательный поэтапный контроль результатов учебной деятельности учащихся;

- изучение содержания крупными познавательными блоками;

- динамического стереотипа и алгоритмизации познавательной деятельности учащихся:

- обучение с учётом уровневого усвоения учебного материала: на репродуктивном, репродуктивно-продуктивном, продуктивном и продуктивно-творческом;

- применение опорных схем, опорных конспектов, как ориентировочной основы познавательной деятельности учащихся;

- личностно-ориентированный подход, учитывающий индивидуально-психологические особенности личности каждого ученика и определяющие во многом уровень его обучаемости:

- принцип гуманизма, выражающийся в учении без принуждения, бесконфликтности учебного процесса;

- принцип гласности результатов учебной деятельности каждого ученика;

- принцип открытых перспектив для исправления и улучшения результатов, создания и поддержки ситуации успеха в учении каждого ученика.

Отличительные особенности технологии:

- изучение содержания учебного предмета осуществляется крупными познавательными блоками;

- смысловая группировка учебного материала небольшими познавательными блоками (поблочная компановка материала);

- выражение содержания учебного материала в виде опорных схем-конспектов;

- полная и практически всеобщая активность учащихся в процессе познавательной деятельности.

В разработанной В.Ф.Шаталовым технологии познавательная деятельность учащихся осуществляется с помощью так называемых опорных схем-конспектов, в которых изучаемое содержание представлено учителем в виде опорных сигналов. Учитель при подготовке к уроку содержание предстоящей изучаемой темы выражает в виде опорных сигналов – ассоциативных символов (знаков, рисунков, стрелок, схем, цифр, условных знаков, отдельных слов …). Познавательные блоки изучаемого содержания, представленные в виде таких опорных сигналов составляют систему опорных схем-конспектов.

Листы опорных сигналов (ЛОС) или логические опорные конспекты должны удовлетворять следующим основным требованиям:

1. Листы сигналов-конспектов должны быть лаконичны, содержать не более 80-100 знаков, так как много знаков школьники не смогут запомнить.

2. Они должны отличаться структурностью, т. е. состоять из малых логических блоков, содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки.

3. Основной учебный материал целесообразно выделять цветом, линиями разной формы, толщины, геометрическими фигурами, шрифтом.

4. При построении ЛОС и ЛОК необходимо использовать уже знакомые школьникам условные знаки карт, сигналы и символы, применяемые в рабочих тетрадях и учебниках географии.

5. Сигналы должны отличаться оригинальностью по форме, графике, цвету, так как среди школьников (как установлено психологами) преобладают личности, отличающиеся зрительной памятью.

6. Опорные конспекты должны быть тесно связаны с текстом учебника, чтобы школьники могли лучше понять материал, при подготовке домашнего задания могли бы сопоставить его с учебником, а также с картами атласа и другими средствами обучения.

Основным условием организации познавательной деятельности учащихся является обучение учащихся умению расшифровывать по опорным сигналам знаниевое содержание опорных конспектов и умению самим учащимся составлять, укладывать знаниевое содержание познавательных блоков в систему опорных конспектов. Или, как ещё можно сказать, разворачивать содержание учебного материала по опорному конспекту и сворачивать его содержание в опорный конспект. А это значит, что ученики приобретают умение анализировать учебное содержание, группировать его в смысловые блоки, определять главное, существенное в содержании, подлежащее восприятию, осмыслению, запоминанию до уровня воспроизведения и применения, как по образцу - рассказ по готовому опорному конспекту, так и на творческом уровне – разработка по содержанию познавательного блока опорной схемы-конспекта.

Обозначим основные дидактические понятия технологии, введённые В.Ф.Шаталовым:

- опора, это ориентировочная основа учебной деятельности ученика, способ внешней организации его мыслительной деятельности;

- опорный сигнал представлен ассоциативным символом (цифрой, условным знаком, схемой, рисунком), заменяющим смысловое значение содержания познавательного блока, подбор символов в качестве опорных сигналов для запоминания (например, сокращение ПИ – полезный ископаемые, ☼ - климат, ρ – плотность населения, S – площадь и т.д.) для каждого элемента конспект а лучше проводить с учетом тех знаков, которые знакомы школьникам и используются в картографии;

- опорный конспект, это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, отражающую систему понятий, причинно-следственных связей, географических закономерностей, фактов изучаемого познавательного блока.

Процесс обучения с применением опорных конспектов строится в алгоритме поэтапной последовательности и обозначен рядом методических особенностей и приёмов. Рассмотрим сущность каждого такого этапа.

Изучение содержания темы урока в классе. Первоначально представлено объяснением изучаемого материала учителем. После объяснения учитель повторно объясняет материал урока, но уже по опорному конспекту, оформленному в виде красочного плаката (Большие возможности предоставляет сейчас учителю компьютер. Практически любой рисунок, схему, символ можно найти в Интернете либо нарисовать самостоятельно в программе Райнт). Далее следует краткое обозрение опять же по опорному конспекту, после чего организуется индивидуальная работа учащихся по опорному конспекту, перенесённому каждым учеником в свою тетрадь. Заканчивается изучение теории фронтальным закреплением по блокам конспекта. Таким образом, теоретическое содержание изучаемой темы предоставляется ученикам класса не одномоментно, как это в большинстве случаев происходит, а многократно - пять раз и в различных вариантах познавательной деятельности. При этом, по мере необходимости, учитель объясняет содержание темы не по одному опорному конспекту, а по нескольким в соответствии с выделенными познавательными блоками изучаемой темы урока.

Самостоятельная работа учащихся при подготовке домашнего задания. Осуществляется по опорному конспекту, перенесённому учеником на уроке в тетрадь и по школьному учебнику. При необходимости привлекается помощь родителей. Для выполнения домашнего задания разработана памятка, определяющая последовательность познавательной деятельности. Она представлена следующими действиями:

- вспомнить объяснение учителя, используя опорный конспект;

- прочитать заданную тему по учебнику;

- сопоставить содержание текста учебника с опорным конспектом;

- рассказать содержание с помощью опорного конспекта;

- запомнить конспект как опору ответа;

- воспроизвести письменно или графически опорный конспект и сравнить его с образцом.

Проговаривание опорного конспекта. Этот необходимый элемент технологии осуществляется при различных видах проверки знаний учащихся и способствует усвоению учащимися географической терминологии.

Второе повторение – обобщение и систематизация. Осуществляется при проведении уроков взаимоконтроля знаний учащихся. Ученикам заранее доводятся зачётные вопросы по изученной теме. На таких уроках проводятся все виды и формы контроля знаний, взаимоконтроль, используются элементы игровых технологий (игры-состязания, настольные географические игры) и, при необходимости, организуется взаимопомощь.

Контроль и оценка знаний учащихся. Особенность данного этапа заключается:

- в сочетании внешнего поурочного контроля со стороны учителя с самоконтролем и самооценкой учащимися;

- в поэтапном контроле каждого ученика на каждом уроке;

- в адекватности требований к усвоению содержания учебного материала с уровнем обучаемости учащихся;

- в создании в процессе обучения ситуации успеха, дающей возможность для ликвидации пробелов в знаниях и перспективы более прочного и глубокого усвоения изучаемого содержания;

- в создании ситуации психологического комфорта, определяемого отсутствием неудовлетворительной оценки, снятием неуверенности в своих знаниях, желанием учащихся проявить свои знания и умения.

Формами контроля результатов обучения в технологии В.Ф.Шаталова являются:

- письменный ответ учащихся по опорным конспектам;

- самостоятельные работы по выполнению практических заданий и составлению опорных конспектов;

- устная индивидуальная проверка знаний с использованием опорных конспектов (тихий и громкий опрос);

- парный и групповой взаимоконтроль знаний с использованием, при необходимости, опорных конспектов;

- домашний контроль (контроль родителей и самоконтроль по опорному конспекту);

- самооценка учащимися своих знаний и умений.

Анализ деятельности показал, что учащиеся успешно овладевают программными материалами, ориентированными на развитие компетенций, проявляют самостоятельность и творчество. Усвоение программного материала составляет 100%. Результаты диагностики показывают высокий уровень самостоятельности и творческого мышления моих воспитанников. Они являются активными участниками муниципальных и республиканских олимпиад и конкурсов, имеют награды и поощрения. Опыт работы обобщён на МО учителей географии различного уровня: от школьного до муниципального, в том числе с проведением мастер-класса на районном семинаре учителей географии.

- Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Трудности при использовании на уроках географии графических конспектов возникают обычно на первоначальном этапе обучения учащихся. Им порой бывает трудно запомнить условные знаки. Но эти трудности легко преодолимы.

С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

  • создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
  • использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
  • концентрировать внимание на главном в учебном материале;
  • направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
  • осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
  • избегать перегрузки учащихся;
  • принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
  • дифференцировать объем домашних заданий;
  • контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
  • создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

А трудность опыта в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе.

- Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный опыт может быть порекомендован молодым специалистам, а также всем учителям-географам, заинтересованным данной проблематикой.

1. Гаврилюк А.А. Графический конспект на уроках географии //География в школе. – 2007. - № 2.

2 . Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с.

3 . Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Применение опорных конспектов на уроках географии
Составила :учитель географии Свирко Т.В.
МБОУ Кольская СОШ №2
г. Кола

Наглядность в преподавании географии имеет первостепенное значение. Когда учитель иллюстрирует свое объяснение на классной доске графически, а ученики вслед за учителем зарисовывают эти несложные рисунки в тетради, происходит запоминание явления, связанного с конкретной деятельностью школьника. Независимо от способностей дети любят рисовать. Задача учителя : не только помочь ученикам создать с помощью штрихи определенные географические понятия, но и научить их мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения. Уроки, на которых учащиеся рисуют, проходят при высокой их активности, организованности, учащиеся внимательны и дисциплинированны. Все заняты работой.

Главные критерии построения урока с использованием логических опорных конспектов
Критерии урока
Современность
научность
Умение отбирать главное
Умение отображать главное графически

технология опорных сигналов
Применение логически опорных конспектов (ЛОК)
ЛОК- компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем

Требования: * лаконичность, структурность, компактность расположения учебного материала, простота.*выделение основного материала цветом, величиной знаков.*словесная форма отображения учебного материала, с использованием графиков, диаграмм, стрелок,символов

применение графических конспектов
Визуальная интерпретация учебного материала изложенного учителем и выполняемого учащимися в процессе рассказа или объяснения преподавателя
Требования:* предыдущие (для ЛОКов), *составление поэтапного конспекта, но с большей долей самостоятельной работы, выполняемой обучающими

Преимущества использования опорных конспектов:
1.Выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса
2. Требует полной мобилизации и усиленного внимания
3. Конспекты служат средством познания изучаемых объектов ,формируют творческое мышление
4. Позволяют не только организовывать коллективную деятельность на уроке всех учащихся, но и оценить работу каждого ученика
5. Это один из приемов самостоятельного приобретения знаний

Преимущества графических конспектов:
обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Ученик, имея возможность закрепить тему по учебнику дома, слушает рассказ учителя невнимательно. Это проблема усугубляется когда монолог учителя малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. А выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса.
построение графического конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания

продолжение
В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе не выражены
Графический конспект - один из приемов самостоятельного приобретения знаний
Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления у обучающих

продолжение
построение графического конспекта позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех обучающихся, но и оценить работу каждого ученика.

Новые веские аргументы в защиту опорного конспекта.
Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему но выразительным, умело составленным текстом - будущее. А по большому счету опорный конспект ( ОК)- это реклама учебного материала
Информация ОК не захлестнет ученика!
Широкое применение компьютеров в жизни! Компактная опора весьма органична на экране монитора. ЕЁ легко можно создавать и изменять в современных текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии.
ЛОК и рисунки остаются современными в обучении!

В перспективе - наверное создадутся электронные пособия с ЛОКами или схемами, которые помогут и учителю в преподавании и ученику в познании предмета география.

Читайте также: