Этические представления людей в разные эпохи конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

В презентации рассказывается об эволюции этики, процесс прослеживается от возникновения до сегодняшних дней.

Для начала раскрывается суть понятия этики. В общих чертах этика представляет собой негласные правила, закрепленные в обществе, это нормативная наука, отвечающая за нравственность в обществе.

Перечислены этические правила, актуальные в наше время, которые должен соблюдать обычный культурный человек. В данной презентации не только наблюдается изменение представления об этики и морали на протяжении столетий, но она также помогает формировать правила поведения актуальные сегодня.

Презентация на тему: " Этапы исторического развития этических представлений." — Транскрипт:

1 Этапы исторического развития этических представлений

2 Специальная отрасль философского знания, обобщившая опыт нравственного осознания действительности, называется этикой. Возникла во время античности.

3 Термин "этика" Аристотель образовал от греческого слова "этос", которое переводится на русский язык как обычай, характер.

4 Помимо Аристотеля, проблема была представлена в трудах стоиков и эпикурейцев. Этика стоиков обращается к истолкованию основополагающих категорий добра и зла. По мнению стоиков, одно не может существовать без другого. Добро есть нечто объективно существующее, постижение которого доступно только высшему (Божественному) разуму, тогда как зло – это результат субъективной оценки человека.

5 Этика Эпикура обращается к тем же проблемам, что и этика стоиков, но трактует их обратным образом. Достижение человеком блага рассматривается как путь, прохождение которого основано на четком различии факторов, способствующих достижению цели, и факторов, препятствующих этому. Первые – источник наслаждения, вторые – страдания.

6 Следующий важный этап в истории формирования этики связан с христианством. Знаменательно, что раннехристианские моральные представления формировались в условиях социальной неоднородности, общественного (классового) и имущественного (сословного) расслоения. Раннехристианская этика закладывала основы гуманизма, проповедуя человеколюбие, бескорыстие, милосердие, непротивление злу насилием. Последнее предполагало сопротивление без нанесения вреда другому, противостояние нравственное.

7 Средневековая этика возвращается к переосмыслению содержания основных этических категорий, и прежде всего добра и зла. У Августина зло трактуется как отсутствие или недостаточность добра. В то же время все сотворенное Богом причастно к идее абсолютного добра.

8 Этика позднего средневековья ( Фома Аквинский ) связывает категории добра и зла с моральным выбором, проявлением свободы воли, которая в свою очередь соотносится с разумом и проявлением Божественной благодати.

9 Эпоха Возрождения, как известно, имеет выраженную гуманистическую направленность. Главным предметом исследования становится сам человек, рассматриваемый как единство телесной и духовной субстанций. Человек совершенен, ибо создан Богом. Он обладает качествами, умениями и достоинствами, позволяющими назвать его личностью. Возвышая человека, гуманисты в то же время подчеркивают значение его моральной ответственности, предъявляя к нему высокие духовные требования.

10 Эпоха Просвещения опровергла ранее существовавшие этические концепции. Просветителей в равной мере не удовлетворяли и христианская этика, и атеизм. Зло ассоциировалось с несправедливостью, социальным неравенством, несовершенством государственного устройства.

11 В основу этики И. Канта положены категорический императив, внутренний нравственный закон личности. Моральное чувство, понимаемое И. Кантом как восприимчивость к удовольствию или неудовольствию, соотносится с законом долга; оно присуще каждому, без него человек был бы нравственно мертвым, ничем не отличающимся от животного. Моральное чувство – врожденное качество. К этой же категории И. Кант относил и совесть

12 Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью – две современные концепции Этика ненасилия возникла именно тогда, когда насилие уже правило миром, творило беззаконие. Из истории этики нам известно, что всякое новое течение возникает в противовес существующей и господствующей тенденции. При этом возникающее этическое течение всегда ищет и находит опору в традиции, в идеалах предыдущих эпох. Таким идеалом для этики ненасилия стал принцип человеколюбия – универсальный, основополагающий моральный закон.

13 Этика ненасилия обосновывает принципы и методы решения проблем и конфликтов, исключающих применение насилия над личностью (морального и физического). Этика ненасилия – это образ жизни, в соответствии с которым человек строит свои отношения с людьми, относится ко всему живому, к природе.

14 Значительная роль в разработке принципов этики ненасилия принадлежит Л. Толстому. Он писал, что признание необходимости противления злу насилием значит оправдание людьми своих привычных излюбленных пороков: мести, корысти, зависти, властолюбия, трусости, злости. Насилие не есть средство разрешения конфликтов и противоречий: оно ничего не создает, а только разрушает.

15 Этика благоговения перед жизнью – направление, которое возникло в XX в. и связано с именем величайшего гуманиста современности – Альберта Швейцера (1875–1965).

16 Основной принцип этической концепции А. Швейцера – благоговение перед жизнью в любой форме, сохранение жизни, облегчение страданий живущих. Духовная жизнь, по мнению А. Швейцера, идет нам навстречу в природном бытии, благоговение перед жизнью относится и к природным, и к духовным явлениям, преклонение перед естественной жизнью неизбежно влечет за собой преклонение перед жизнью духовной.

17 Объектом нравственного отношения для А. Швейцера становится любая жизнь – человека, природы, животного мира, микроорганизмов. Он уравнивает нравственную ценность всех существующих форм жизни. А. Швейцер подчеркивал религиозный характер своего мировоззрения, усматривая явно положительные результаты взаимодействия и взаимопроникновения христианской нравственности и рационалистического способа осмысления мира.

18 А. Швейцер толкует прощение как средство недопущения зла в человеческую душу. Он позволяет себе пренебречь злом и тем самым как бы отменяет, даже исключает зло.

19 А. Швейцер постоянно смешивает привычные акценты. Он переводит наше внимание со зла на добро и фиксирует в нашем сознании последнее. Он не осуждает бездействие, но активно поддерживает всякое действие, направленное на сохранение жизни. Он вообще никого ни за что не осуждает.

Как менялась этика на протяжении веков

Презентация прослеживает эволюцию этики с самого ее возникновения до нашего времени. В начале презентации раскрывается суть этого понятия. В общем смысле этика - это свод негласных правил, которые закреплены в обществе, нормативная наука, которая отвечает за нравственность и добродетель в обществе.

Первым, кто воспользовался термином “этика” стал Аристотель. Цицерон добавил к нему понятие “мораль”, которое является латинским переводом слова “этика”. Далее рассматривается то, какие этические нормы были в разные времена. Рассказывается о правилах поведения в древности, о том, откуда пошел обычай пропускать женщину вперед. Описываются нравы викингов, средневековых людей.

В противовес им перечисляются правила этики, которые существуют в наше время и которые должен соблюдать каждый культурный человек. Данная презентация не только демонстрирует то, как менялись представления об этики и морали на протяжении веков, но и поможет сформировать правила поведения, которые актуальны сегодня.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Хорошо воспитанные люди обязательно должны знать и соблюдать правила этикета ежедневно, ежечасно – всегда. И везде. Уважительное отношение людей друг к другу - основа многих правил их сосуществования и поведения.

Представлен конспект воспитательного мероприятия (занятия) по этикету и культуре поведения: рассказ об истории возникновения этикета, о развитии этикета в России для обучающихся школьной гостиницы (общежития). Данный конспект можно использовать на классных и воспитательских часах в средних школах, школах-пансионах и интернатах. Конспект предназначен воспитателям, классным руководителям.

Цель мероприятия: Привитие обучающимся интереса в познании и применении этикета.

Задачи:

- воспитывать у обучающихся чувство ответственности за своё поведение через изучение истории этикета;

- ознакомить с понятием этикет и его изменениями в разное время;

- развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

Гостиница для обучающихся

г. Моршанск Тамбовской области


ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ: Привитие обучающимся интереса в познании и применении этикета.

- воспитывать у обучающихся чувство ответственности за своё поведение через изучение истории этикета;

- ознакомить с понятием этикет и его изменениями в разное время;

- развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Необходимое оборудование: ПК, мультимедийное оборудование; телевизор.

ПРОВЕДЕНИЕ: 9 сентября 2020 г.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

Мотивация. Актуализация опорных знаний. Целеполагание

Тема нашего сегодняшнего занятия очень интересна.

А вот о чём пойдёт разговор - мы сейчас узнаем. Вам необходимо заполнить поля кроссворда. Отвечая на мои вопросы, вы увидите ключевое слово нашей встречи.

Стремление быть необычным, желание выделиться из толпы. (Экстравагантность).

Кто должен подавать руку для рукопожатия первым: старший или младший по возрасту? (Старший.)

Как одним словом назвать умение уважительно и тактично обращаться и общаться с другими людьми? (Вежливость)

Склонность проявлять любовь к порядку – это… (Аккуратность)

Это - то, как мы ведём себя, обращаемся с другими людьми, как мы говорим, это - часть культуры поведения человека. (Манеры)

Чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в отношениях личных и служебных – это. (Тактичность)

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на день рождения?

Как здороваться со взрослыми?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.

А. Усачёв

В современном мире этикет – это не что иное, как свод правил, призванных сделать нашу жизнь приятной и безопасной в общении друг с другом, а также оградить себя и окружающих от нечаянных претензий и обид. Многие из требований, как, например, не хлопать по плечу незнакомого человека, являются вполне очевидными и диктуются самой жизнью, но есть и такие, которые передаются в виде поучений и наставлений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Начало начал

Так, из слов Одиссея, обращённых к циклопу Полифему, мы узнаём о законах гостеприимства. Странников полагалось не только принять у себя в доме, накормить и обогреть, но и отпустить с подарками. Полифем нарушил священный обычай и был за это наказан.

Греция стала одной из первых стран, где был принят этикет. Там существовал определённый свод правил, были выделены места для обязательных сделок.

Можно сказать, что Греция стояла у истоков этикета…

Проведём викторину:

Центром культурной и деловой жизни древних греков была … (Агора – рыночная площадь в центре города)

Как называлось платье до колен и ниже, стянутое на талии поясом? (Хитон)

Когда древние греки надевали головной убор? (Собираясь в дорогу)

Любимое занятие древних греков - … (Посещение бани)

Как часто древние греки посещали бани? (Каждый день)

Что прекращали древние греки во время олимпийских игр? (Войны)

Можно ли было женщинам посещать олимпийские игры? (Нельзя)

Назовите особенность питания древних греков. (Трёхразовое питание: два завтрака и обильный обед – проводился вечером).

Почётное место гостя за столом у древних греков располагалось… (Справа от хозяина дома)

Ели древние греки руками. А для чего полагалась ложка? (Для особо жирной пищи.)

Средневековье

Этикет в странах Западной Европы обрёл для себя особо благодатную почву в X-XI веке, с распространением среди привилегированных слоёв общества системы рыцарства. Вследствие этого появился Кодекс чести – свод правил, оговаривавший до мелочей не только нормы поведения, но и предписывающий рыцарю цвет и фасон его одежды, а также родовую геральдическую символику.

В этот период появилось множество новых ритуалов и обычаев, таких, например, как непременное участие в рыцарских турнирах и совершение подвигов во имя дамы сердца. В качестве рыцарских добродетелей подчеркивались красота и привлекательность. Отсюда и внешний блеск культуры рыцарства, особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предмета, манерам. Одежда точно указывала на социальную категорию и положение носившего ее человека. От рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на музыкальных инструментах. Чтобы в полной мере соответствовать своему статусу, рыцарь должен был быть храбрым, благородным и великодушным. Одним из безусловных требований к рыцарю было мужество.

Отличительной чертой рыцаря была безусловная верность своим обязательствам по отношению к равным себе, поэтому среди рыцарей были широко распространены различные рыцарские обеты, клятвы, соглашения. Обязанность рыцарей была и забота о сиротах, вдовах, вообще о слабых. Все эти правила диктовались гуманностью.

Вместе с тем, рыцарские идеалы не совсем соответствовали тем принципам гуманизма, равенства перед богом, всепрощения, которые проповедовались христианством. Гордыня - один из страшных грехов, считалось важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление - закон этики рыцаря.

Закрепившиеся в рыцарском кодексе слова, жесты, новые модели поведения, взгляды на взаимоотношения с равными и подчинёнными постепенно проникали и в другие слои общества. Сформировался особый тип общественных отношений, некоторые из которых характерны для европейского общества и в настоящее время.

Главной социальной потребностью стали роскошь и богатство господствующего класса, ответом на которые явился этикет, организующий поведение придворных таким образом, чтобы возвеличить царствующую особу и утвердить придворную иерархию.

Назначение этикета ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему сословию общества. Этикет задавал стандарт не только поведения, но и всей жизни дворянства. Этикет буквально до мелочей регламентировал жизнь двора. Члены семьи монарха должны были строго в определённый час вставать. Точно указывалось, кто обязан присутствовать при одевании монарха, кто должен держать и подавать одежду, туалетные принадлежности. Этикет регламентировал, на какую высоту, переступая порог, дамы могли поднимать юбки и т.д.

Чтобы усвоить этикет, его правилам начинали обучать детей дворян с раннего детства. Для этого имелся специальный штат профессионалов.

Предлагаю вам взять пустые карточки и заполнить их – записать правила поведения.

3. Допетровская Русь

Этот период развития этикета также был выражен своеобразными нравами и обычаями. Большое влияние на них оказали византийские традиции. Однако бок о бок с ними уживались дикие обычаи языческой старины, приводившие порой в замешательство иностранных послов.

В этот период важное значение на Руси уделялось социальному статусу того или иного человека.

Было принято, например, приезжая в гости к равному себе, въезжать во двор и останавливаться у самого крыльца. Если же хозяин дома был выше рангом, то полагалось останавливаться ещё на улице, и пешком идти через двор. Важного гостя хозяин был обязан встречать стоя на крыльце, равного – в сенях, а того, чей статус ниже – в горнице.

В комнату принято было входить без шапки - её несли в руках, трость же или посох оставляли в сенях. Войдя, гость троекратно крестился на иконы, а затем, если хозяин был выше его рангом, отдавал ему земной поклон. Если же они были равны, то обменивались рукопожатием. Родственники при этом обнимались.

Еда на стол подавалась нарезанной, а драгоценные ножи лежали на столе для украшения. Обязательно гость должен был попробовать все напитки и кушанья, предложенные хозяином.

Мужская и женская одежда в допетровской Руси не имела размеров. В холодное время года носили душегрейки (телогрейки), тулупы и шубы, из обуви – сапоги. Крестьяне же носили лапти, а зимой – валенки.

Мужчины носили бороду или усы, а у женщин были длинные косы.

Эпоха Петра I

История русского этикета времён царствования Петра I во многом напоминает тот путь, который проделали страны Западной Европы, погрязшие некогда, как и Россия, в варварстве и бескультурье. Поставив своей задачей европеизацию всего уклада жизни в России, Пётр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства. Реформы Петра I затронули все стороны жизни русского общества. Правила поведения вводились указами Петра I и имели силу закона. Правила касались одежды, которая должна была соответствовать установленным образцам, поведения в общественных местах и в быту, общения.

Пётр, как и многие зарубежные монархи, силой заставил подданных следовать нормам цивилизации. Среди высшего общества он ввёл в моду одежду европейского покроя, разрешив ношение кафтанов и армяков лишь представителям низших сословий. В моду вошли пышные парики западного образца, и под страхом внушительного штрафа Пётр I заставил бояр брить также бороды.

Кроме того, благодаря царю коренным образом изменилось положение российских женщин. Если раньше жёны и дочери даже высших сановников обязаны были сидеть по домам, то теперь они стали постоянными участницами всех праздников и торжеств. Женщины стали присутствовать на придворных приёмах и праздниках. Женщины научились танцевать, писать, знали иностранные языки, играли на музыкальных инструментах, знали и соблюдали светские правила поведения. Появились и вошли в обиход правила галантного обхождения с дамами. Это во многом способствовало достижению отечественным дворянством европейского уровня.

Пётр Великий был большим любителем развлечений. По поводу, а иногда и без повода, император часто закатывал пир.

Главным угощением на Масленицу, которую отмечали с большим размахом, были блины.

Задание: Блинная неделя состоит из 7 дней. Вспомните и дайте название каждому дню Масленицы, и расскажите, что необходимо сделать в этот день.

Обучающиеся озвучивают свои ответы.

Внимание, верный ответ:

При Петре I было распространено, в основном, влияние немецкой, английской и голландской моды, которое перевернуло практически все нормы поведения в высшем обществе. Постепенно это влияние сменилось французским, которое сохраняется до начала 19 века. Идеалом поведения в этот период становится невозмутимость, бесстрастность, умение держать себя в руках, владеть своими чувствами, словами и жестами. Базовым в этикете становится чувство собственного достоинства.

Ярким примером тому может служить образ хорошо знакомого нам со школьной скамьи Евгения Онегина. Достаточно вспомнить, какое большое значение этот повеса придавал своему гардеробу, но в то же время был способен блеснуть в обществе прекрасным владением французского языка и знакомством с античной поэзией.

По свидетельству Пушкина, он умел не только танцевать мазурку, но также разобрать латинский эпиграф, потолковать о поэзии Ювенала и тут же посвятить даме блестящую эпиграмму. Этикет того времени представлял собой целую науку, от постижения которой во много зависела карьера и дальнейшее продвижение в обществе.

Дальнейшая история развития этикета в нашей стране отмечает его подъём на новый качественный уровень в середине XIX века. Это было обусловлено реформами Александра II, открывшими путь к образованию людям самых различных сословий. В стране появилась новая и неизвестная ранее социальная прослойка, именуемая интеллигенцией.

К ней принадлежали люди, не обладавшие высоким положением в обществе, но прекрасно образованные и, в силу воспитания, усвоившие хорошие манеры. Они владели несколькими языками, имели хороший тон в выборе музыки, литературы, живописи, уделяли немаловажное значение обучению светским манерам. Однако, в их среде излишняя вежливость и чрезвычайно скрупулёзное следование правилам этикета, принятым в период прежних царствований, стали выглядеть несколько архаично. Строгое соблюдение норм стало немодным.

Но этикет XIX века предусматривал зато неукоснительное соблюдение моды на украшения, в которых бриллианты и золото уступили место античным камеям, выполненным из слоновой кости или соответствующих пород камня. В дамском обществе стало хорошим тоном носить короткие причёски в память о героинях европейских революций, закончивших жизнь на эшафоте, которым перед казнью коротко подрезали волосы. Также вошли в моду и стали одним из требований этикета кудри или стянутый лентами пучок свободно спадавших волос.

Среди качеств, которыми должен был обладать воспитанный человек, предпочтение отдавалось четырём, наиболее важным: добродетель, мудрость, благовоспитанность и знание.

К хорошим манерам 19-го века относятся следующие:

способность держать под контролем свои слова;

внимательное отношение к окружающим;

обладание чувством такта.

5. Советский период

Ещё одной эпохой этикета можно считать советское время.

Очень хорошим тоном считалось посещение театра, гуляние в парке, увлечение разными видами спорта, посещение кино и цирка.

Нормы приличия в одежде стали очень простыми, без излишних изысков: предпочтительным стилем мужской одежды был деловой костюм и рубашка с галстуком, а женской – строгое платье, блузка и юбка ниже колен. Никакая сексуальность в одежде не допускалась.

Следующие жесты не принято было применять в обществе советского времени (считалось дурным тоном):

теребить одежду, крутить пуговицу;

трогать лицо руками;

вертеть в руках предмет;

6. Современные принципы этикета

Современный человек живет сложной насыщенной событиями и ситуативно богатой жизнью, для него невозможно предусмотреть правила поведения на все возможные случаи.

Условно современный этикет можно разделить на деловой и неофициальный. Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Неофициальный светский этикет упорядочивает общение в сфере досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей (при приёме пищи, подборе элементов одежды, организации торжеств, посещении театральных спектаклей, концертов, спортивных зрелищ и т.п.).

Знание правил этикета остаётся необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека. Можно выделить несколько принципов этикета:

Принцип гуманизма, человечности, который воплощается в ряде моральных требований, обращённых непосредственно к культуре взаимоотношений. Это - вежливость, тактичность, скромность и точность.

Вежливость - форма взаимоотношений между людьми, сутью которой является доброжелательство, желание другому человеку добра. Доброе отношение к людям - главная нравственная основа современной этики. Принято выделять несколько оттенков вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность.

Тактичность - это чувство меры, которую следует соблюдать в отношениях с другими людьми, умение чувствовать ту границу, за которой может наступить обида у человека, с которым мы общаемся. Тактичность включает в себя умение не замечать ошибок и оплошностей другого, не делать ему замечаний в присутствии других людей, не задавать вопросов, которые ставят собеседника в неловкое положение.

Скромность - умение сопоставить самооценку с мнением окружающих людей, не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать свои достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя.

Точность - умение ценить своё слово, не бросать его на ветер, т.е. выполнять то, что обещано, вовремя приходить, не опаздывать и т.д.

Второй важнейший принцип современного этикета - принцип целесообразности действий. Почему котлету не следует резать ножом? Да потому что она мягкая! Всё очень разумно, просто.

Современный этикет предполагает, что если мы не знаем, как нам следует действовать в какой-то ситуации, то следует руководствоваться принципом целесообразности, удобства. Но при этом надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и окружающим.

Народные обычаи и традиции - четвёртый принцип современного этикета.

Некоторые нормы и обычаи возникли очень давно, и, дойдя до нашего времени, они утратили свой первоначальный смысл и значение. И сегодня они представляют собой обычаи и традиции, которые закрепились в культурном опыте человечества.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Мы с вами сегодня затронули только малую часть развития этикета, мы остановились на главных его эпохах.

История возникновения этикета уходит корнями в глубокую древность. С тех пор, как люди стали жить многочисленными группами, у них появилась необходимость регулировать своё существование некими нормами, позволяющими им с наибольшим комфортом уживаться между собой. Подобный же принцип сохранился и до наших дней.

Хочется добавить, что в постсоветский период в России, наряду с возрождением прежних духовных ценностей, обрели новую жизнь традиции поведения в обществе и межличностного общения. Об интересе к этим вопросам свидетельствует всё большее количество публикаций в СМИ. Презентация наиболее удачных из них зачастую бывает достаточно ярким событием в культурной жизни страны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических норм поведения, сформировать умение применять их, научить сопоставлять добро и зло. Развивать умение "входить в положение других людей", лучше понимать их чувства, мотивы поведения. Воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим.

Тема: Этика – наука о нравственной жизни человека.

Образовательные:

- познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения;

- сформировать умение применять их;

- научить сопоставлять добро и зло;

Воспитательные:

-воспитывать нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

- развивать умения преодолевать трудности;

- развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Задачи:

- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
Оборудование:

эпиграфы, материалы для работы в группах, индивидуальной работы карточки с ситуациями, тетради, цветные карандаши или фломастеры, ручка, простой карандаш

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означает слово этика, вспомним правила поведения вежливого человека.

Изучение нового материала.

1.Работа в парах (как нужно было поступить в этой ситуации?)

В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить.

Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.

Учащимся предлагаются ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков:

Ситуация № 1. Я добрый, поэтому я подарил друзьям папины марки, которые он собирал с детства. Папа расстроился. Разве я не прав?

Ситуация № 2. Мама угостила меня 2 конфетами. У меня есть 2 друга, и я хотел их угостить. Но ведь тогда мне не останется. А конфеты – то МНЕ мама дала. Я их не угостил. Разве я не прав?

2. Проблемное задание.

- как ты думаешь, что означает понятие ЭТИКА? Определи его.

3. Проверка предположений

- Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны;

- работа с учебником (страница 4).

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.

Работа с учебником

- найти ответ на вопрос: кто основатель этики как науки?

-работа над понятиями: нравственные нормы, вежливость, доброжелательность, культура;

5. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Прочитай афоризмы* великого Аристотеля. Подумай, о чём они? Согласен ли ты с автором? Отметь те афоризмы, которые выражают твоё отношение к окружающему.


В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья - это надежное прибежище.


В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.


Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями.

Жить - значит делать вещи, а не приобретать их.


Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.

Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)

Уступить место пожилому человеку… (вежливо)

Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)

7.Работа с пословицей. Попробуем вместе понять ее мудрость (слайд № 5).

В чём её мудрость? Сложно ответить. Нам поможет притча.

Притча о доброте и вежливости

Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него.

—Зачем тебе это?— спросил мастер.

—Хочу стать сильным и непобедимым.

—Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.

—Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю.

—Что тебе нужно?— спросил старый мастер.

—Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…

И тогда Учитель взял его в ученики.

Какой совет мастер дал юноше? Поможет ли это стать ему непобедимым? Объясни.

Какой главный урок усвоил юноша? Какова мораль этой притчи?

Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.

Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?

- Какое поведение вы не одобряете?

2.Дополни определение Этики недостающими словами.


Этика – это наука, которая рассматривает ________________ и _______________________ между людьми с точки зрения представлений о _________________ и __________________

VI. Итог урока.

- С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.

Читайте также: