Разнообразие камерной музыки 5 класс конспект

Обновлено: 27.06.2024

В XIX веке началось сближение вокальных и инструментальных жанров. Этому процессу особенно способствовали композиторы-романтики, которые начали использовать интонации голоса в инструментальной музыке.

Музыка без текста передаёт содержание более обобщённо, допуская индивидуальность восприятия и полёт фантазии слушателя.

Камерно-инструментальные жанры

Каждая пьеса соответствует определённому месяцу года, иллюстрируя соответствующие настроения и значимые события, происходящие в жизни людей в этот период.

Каждой музыкальной иллюстрации сопутствует стихотворный эпиграф – фрагмент из сочинений знаменитых русских поэтов: А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, А. В. Кольцова, А. Н. Майкова, А. К. Толстого, Н. А. Некрасова.

Эпиграф к пьесе взят из стихотворения А. Н. Плещеева.

Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать,

Звёзды с таинственной грустью

Будут над нами сиять.

С жанром баркаролы пьесу роднит лирическое настроение, а сама мелодия и характер сопровождения больше напоминают элегию, романс или песню без слов. Даже размер композитор использовал четырёхдольный, не типичный для баркарол.

Во второй части характер музыки меняется, и мы слышим волнение, всплески, напоминающие о водной стихии…

Таким образом, эта музыка передаёт чувства, а картины природы здесь служат отражением внутренних переживаний.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта Искусство (Музыка) в 5 классе

Дата : 16.10.2015 год

Ф.И.О. учителя: Хакимова Е.Н.

Предмет: Музыка

Тема урока: Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Многообразие интонационно-образных построений. Жанры вокальной и инструментальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость.

Цель: Познакомить учащихся с понятием жанр в инструментальной и вокальной музыке. Воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, нравственных чувств .

Образовательные: - формирование системы знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;

- формирование умений сравнивать образы музыкальных произведений с литературным текстом побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов;

составить целостную картину всех видов искусств и определить место музыки и литературы в ней.

Развивающие: развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;

развивать чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений;

развивать наглядно-образное мышление;

развивать познавательную активность в процессе сравнивания музыки и живописи.

уметь интонационно верно исполнять вокальные произведения

Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности.

Планируемые результаты (УУД):

1. преобразовывать познавательную задачу в практическую.

-. стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

1. строить рассуждения, обобщать. ;

2. использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач

1. продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. ;

2.составление плана и последовательности действий;

развитие эмоционального восприятия произведения .

Тип урока: комбинированный

Технология, методы обучения: игровая, по рядам , фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы. Оборудование: Компьютер, экран, видео и аудио-файлы, презентация , словесный рассказ, слушание музыки, проблемная ситуация, пение

Этапы урока

Формируемые умения

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1. Организационный

(этап мотивации).

Личностные УУД:

Метапредметные УУД:

регулятивные:

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

1.Добрый день ребята!

Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.

Выполняют требования учителя

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-выражать в творческой работе своё отношение

- находить ответы на заданные вопросы

Активизация мыслительных операций (ана-лиз,обобщение,классификация) и познавательных процессов (внимание, память) .

Сегодня мы продолжим знакомство с жанрами вокальной и инструментальной музыки, где музыкальные средства могут и без слов сказать очень многое. И я уверена, что каждый из вас, слушая музыку,

разделит те же настроения, мысли, чувства, которые испытывал композитор и возьмет от музыки то, что ему нужно и близко

Отвечают, высказывают свое мнение.

3.Постановка учебной проблемы.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- отличать различные виды объектов выполняемого задания;

- правильно владеть музыкальными терминами;

-находить общее и разное;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися

Что такое жанр? Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения.

Какие жанры вокальной музыки вы знаете?

А что стало бы с песней без стихотворного текста?

Верно ли утверждение, что музыкальные средства выражают мысли композитора

Правильно, мелодия – это мысль, выраженная звуком.

Композитор звуками словно говорит, рассказывает, выражает свои мысли. А средства музыкальной выразительности помогают ему создать образ произведения.

Осталась бы одна мелодия.

Песня , романс, ария, опера.

4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий.

Личностные УУД

Устанавливать связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;

-создание творческого и реалистичного объекта. Задания;

- уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту.

регулятивные :

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное( характер формы, цветовое решение);

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

Давайте вспомним: СЛАЙД №1 . Верно ли утверждение

1. в основе произведения вокального жанра всегда заложен литературный текст.

А что стало бы с песней без стихотворного текста?

Верно ли 2.Музыкальные средства выражают мысли композитора

Правильно, мелодия – это мысль, выраженная звуком.

3. Вокализ – концертное произведение для пения с инструментальным сопровождением.

СЛАЙД №2 (тема, эпиграф)

1.Узнали произведение?

рассказывает, выражает свои мысли.

Добиться плавности исполнения мелодии. Правильного дыхания.

А теперь вспомним жанры инструментальной музыки.

Факты из биографии Мендельсона.

Кто такие гондольеры?

Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. В переводе с итальянского баркарола можно перевести как качающаяся лодка.

1.Определите на каких инструментах исполнялась музыка?

2.Какие образы в ней нарисованы?

Инструменты?

3.Какое звучание у солирующего деревянно-духового инструмента – кларнета?

Образы? Водная зыбь, или легкое волнение. Лодочник гребет веслом, мечтает о любви, поет.

История возникновения

Родилось это музыкальное направление примерно в 16−18 вв. и являлось сначала только вокальным жанром. Предназначалось оно для небольших помещений, для музицирования в кругу семьи, среди ценителей этого искусства, для исполнения перед королевскими особами. Музыкантов, исполнявших такую музыку, называли камер-музыкантами. В настоящее время это почетное звание сохранилось в Германии и Австрии.

До 19 века камерная музыка звучала только в салонах для знати или узкого круга знатоков, позже начали проводиться концерты для широкой публики. Сама музыка трансформировалась, проникалась звучанием других известных направлений.

Разновидности коллективов

В зависимости от численности коллектива существует классификация их названий (от латинских числительных):

  • Два участника — дуэт
  • Три участника — трио
  • Четыре участника — квартет
  • Пять участников — квинтет
  • Шесть участников — секстет
  • Семь участников — септет
  • Восемь участников — октет
  • Девять участников — нонет
  • Десять участников — децимет

Все, что равно или более десяти:

  • Вокальный ансамбль с 10−20 участниками — камерный хор;
  • Инструментальный коллектив с более чем 12 участниками — камерный оркестр.

Главное правило численности — не более 25 человек.

Основные отличия

Помимо малого числа исполнителей и слушателей, особенностью камерной музыки является еще и уникальное звучание. У каждого инструмента здесь свой равноправный голос. Это значительно отличается от исполнения симфоническим оркестром, там при игре одну партию ведут в унисон несколько музыкантов.

Камерные произведения затрагивают множество тем, они очень эмоциональны. Такую музыку писали многие известные композиторы — Брамс, Шуберт, Дебюсси и др.

Жанры этого направления

Есть множество жанров (или стилей), которые включает камерная музыка, примеры можно рассматривать бесконечно:

Камерная музыка в наши дни

Сегодня уже нет такой традиции, как в прошлые века, устраивать домашние концерты с небольшим коллективом музыкантов, однако направление это продолжает быть востребованным. По всему миру камерные залы и залы органной музыки собирают миллионы поклонников классических и современных авторов.

В наше время эта музыка звучит не только для монарших особ. Она продолжает радовать и остальных своих поклонников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: углубление знаний учащихся о жанрах вокальной и инструментальной музыки.

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

учить различать понятия - вокальная и инструментальная музыка

закрепить знания о знакомых жанрах- вокализ, романс, симфоническая миниатюра

сформировать знания о жанре баркарола, песня без слов (инструментальная)

формировать умения наблюдать за отдельными явлениями жизни и искусства, оценивая художественно-образное содержание произведения

учить проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать, обобщать, делать выводы о прослушанной музыки

развивать музыкальные способности (мелодический и ритмический слух)

развивать музыкальный кругозор.

развивать музыкальную память.

музыкальный вкус, отзывчивость на музыку

воспитывать уважение к музыке композиторов-классиков

воспитывать интерес к музыке разных жанров

Методы: метод обобщения через жанр, метод тождества и контраста, метод интонационно-стилевого постижения музыки, пластическое интонирование, беседа.

Основные понятия: вокальная, инструментальная музыка, жанр, вокализ, романс, баркарола (н.п.)

УМК, ТСО: записи музыки, фонохрестоматия, ноутбук; экран; мультимедиа-проектор; электронное фортепиано.

1.Организационный этап. Приветствие, заполнение журнала; проверка уровня готовности к уроку.

2. Проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. Симфоническая картина, это музыка вокальная или инструментальная? Кто ее исполняет?

Давайте вспомним понятие: ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА.

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. По-другому, можно сказать, что ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА – это музыка для пения.

- Какие жанры вокальной музыки вы знаете? (песня, романс, кантата, оратория, опера)

А жанры инструментальной музыки? симфония

Цель урока- продолжить знакомство с жанрами инструментальной и вокальной музыки.

Тема урока. – слайд №1

4. Работа над темой урока.. Что такое жанр? (род, тип)- род музыки, музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками;

Что услышали? Кто написал? Что такое Вокализ? Это музыка вокальная или инструментальная?

Кто исполнял? Какая музыка по характеру? Плавная, протяжна мелодия, спокойный темп. Это музыка вокальная или инструментальная? -Эту музыку пели? Нет. Но называется она Песня. Необычно, но это так.

Сегодня, ребята. вы узнаете удивительную вещь- оказывается, есть и песни без слов, написанные для муз. инструментов. Это небольшие пьесы лирического характера. Иногда пьесу исполняют на инструменте, а называется она Романс, мелодия, ария…Ведь ее никто не поет, скажете вы, ребята.

Запись понятия в тетрадь и названия произведения.

- Если никто не пел, то к какому жанру относится эта баркарола? (инструментальная) .Очень напоминает песню.

Слушаем ещё одно произведение.

- Вы услышали музыку. Чем понравилась? Какая она по характеру? Ее написал русский композитор М.И.Глинка. Знакомо это имя? Напоминает ли это произведение баркаролу? Да. Покачивание, легкость, прозрачность музыки…

Ночь весенняя дышала

Тихо Брента протекала,

Отражен волной огнистой

Блеск прозрачных облаков,

И восходит пар душистый

От зеленых берегов.

Все вливает тайно радость,

Чувствам снится дивный мир,

Сердце бьется, мчится младость

На любви весенний пир;

По водам скользят гондолы,

Искры брызжут под веслом,

Звуки нежной баркаролы

Веют легким ветерком.

- Что это было за произведение? Вокальное или инструментальное?

Это произведение инструментальное, но композитор Г.Свиридов написал в форме романса. Давайте вспомним понятие РОМАНС

РОМАНС – это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, для голоса в сопровождении инструмента.

- Замечаете несоответствие? (произведение Свиридова не имеет литературной основы, т.е. относится к жанру инструментальной музыки)

5. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.

Ребята, с какими жанрами вокальной музыки мы встретились на уроке? Вокализ и баркарола. А с каким жанром инструментальной музыки вы познакомились? Песня без слов. Кто написал Песни без слов для фортепиано? Какой интересный жанр песни вы узнали? Баркарола..

Вывод: . Как вы думаете, почему композитор назвал эти пьесы именно песнями?

В них есть мелодичность, певучесть, и когда слушаем ее, воспринимаем словно выразительную речь, убедительное высказывание, исповедь души человека. А мы говорили о том, что музыкальная и разговорная речь очень похожи. Ребята, что их объединяет? Интонация, выразительность.

Постараемся, чтобы наше пение было тоже выразительным.

6. Подведение итогов. Рефлексия. Ребята, довольны ли вы своим исполнением? Чего не хватало в исполнении?

Какая музыка урока вам особенно понравилась?

Что интересного узнали на уроке? Что показалось сложным, непонятным?

Какое настроение подарила вам музыка?

7. Домашнее задание. Учебник с. 22-27 читать, слушать музыку , которая понравилась на уроке. Повторить материал по тетради за 1 четверть.

Читайте также: