Земная поверхность и климат 8 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Ключевые слова:
Рельеф; температурная инверсия; отражение; местные ветры; воздушные массы.

Основные понятия

Воздушные массы ― большие объёмы воздуха с одинаковыми свойствами.

Температурная инверсия ― повышение температуры воздуха с высотой.

Пояснения:
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик учителя об особенностях формирования климата в зависимости от рельефа и об особенностях воздушных масс и их циркуляции.

- В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций – 4-е издание – М.: Просвещение, 2016.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке географии для 8 класса, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. Развитие речи. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес к анализу.

Совершенствовать, воображение, внимание, память, мышление.

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: Земная поверхность и климат

Цель: познакомить обучающихся с воздействием на климат России рельефа, формированием местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмов.

Задачи: принять правила поведения на уроке, осознание особенностей влияния земной поверхности на климат.

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Давайте, поднимем себе настроение,

И начнём наш урок конечно с повторения:

Задание 1. Игра «Что такое? Кто такой? Блиц опрос.

- тепло и свет, излучаемые Солнцем? солнечная радиация;

- общее количество радиации, достигшей Земли? суммарная радиация;

- самый большой показатель отражённой радиации имеет? - снег;

- Разница между величиной суммарной радиации и суммой отражённой радиации? радиационный баланс

- неровности земной поверхности, отличающиеся по форме и размерам? - рельеф.

Отвечают на вопросы, получают жетоны

Какое лишнее понятие? Почему?

III. Работа по новой теме.

Эвристическая беседа

Задание1. Атлантический океан оказывает большее действие на формирование климата в России, чем Тихий океан благодаря западному переносу, но ведь побережье Тихого океана в 10 раз превышает побережье Атлантического. Выясните причину влияния на движение воздушных масс?

Где в России отсутствуют горы? ( на севере и западе)

Прочитать информацию из географического блокнота стр 54.

Работа с учебником и рисунками в парах(группах). Результаты записывают в тетрадь

Какой можно сделать вывод?

Вывод: рельеф оказывает влияние на движение воздушных масс и распределение количества осадков.

Учитель: Крупные формы рельефа оказывают существенное влияние на климат, который меняется в зависимости от высоты местности и при взаимодействии воздушных потоков с орографическими препятствиями. Температура воздуха с высотой обычно понижается, что приводит к формированию в горах и на плато более прохладного климата. Чем на сопредельных низменностях

-Это явление называется инверсия. ( Вспомните, как изменяется температура с высотой?- 1км минус 6 градусов)

Задание: Приведите примеры гор, которые препятствуют движению ВМ ( Уральские, Бырранга, Кавказ, горы ДВ

А какие ВМ они останавливают? ( Уральские мешают УМВ с запада, а с востока - континентального; Бырранга с северной стороны мешают АВМ, а с юга – УВМ; горы ДВ не пропускают в разные сезоны года У.континентальные или морские воздушные массы)

Какой тип климата формируется на наветренных и подветренных склонах гор?

Рассказ учителя о местных ветрах, образованных горами фен и бора.

- Но горы могут изменять и температуру

Задание 2. Как вы считаете, где холоднее на островах Земли Франса Иосифа или в Якутии Определите, почему полюс холода северного полушария расположен не на северном полюсе Земли, а в районе Оймякона?

Совместите климатическую и физическую карту России, найдите эти районы

( обратная инверсия- увеличение температуры при подъеме вверх и понижении при спуске вниз – характерно для резко континентальных пространств северо –востока,, Забайкалья и Среднесибирского плоскогорья), где на каждые 100м до высот 200-400 м температура воздуха повышается до 2 и даже 3.5 градусов. Поэтому самые холодные территории в нашей стране образовались под влиянием обратной инверсии

Задание №3. Установить механизмы формирования местного климата под влиянием разных типов земной поверхности.

Сделайте вывод о связи земной поверхности и климата. стр .55 учебника

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: география

Класс: 8

Тема урока : Земная поверхность и климат.

Тип урока: Изучение и закрепление нового материала.

Цель урока: Изучить воздействие на климат России рельефа. Выяснить механизмы формирования местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмов

Планируемые результаты:

Личностные: осознание целостности природы, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде,

Предметные: формирование умений работать с разными источниками географической информации, умений выделять, описывать, объяснять закономерности размещения гор и равнин, делать описания отдельных форм рельефа по картам, называть и показывать крупные равнины и горы России.

Метапредметные: формирование умений ставить учебные задачи и организовывать свою деятельность,

классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками,

сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.

Формы организации учащихся: фронтальная работа, работа в группах

Методы и технологии: АМО, системно-деятельностные.

Необходимое оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, физическая карта России, учебник, атласы 8 класс, раздаточный материал (маршрутные листы).

Ребята, начну урок с стихотворения, но вы должны будете вставить словечко в него:

Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далеки
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.

Но, а я желаю вам,

Чтобы птицы пели,

Чтоб влюблённые глаза

В след на вас глядели.

Потому что, вы юны

Ждёт вас счастье впереди.

Я хочу пожелать вам весеннего настроения, несмотря на то, что на дворе поздняя осень.

- Готовятся к уроку

Личностные: готовность к уроку выражают положительное отношение к процессу познания;

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Коммуникативные: готовность слушать и вступать в диалог

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

II. Актуализация знаний

Давайте, поднимем себе настроение,

И начнём наш урок конечно с повторения:

Задание 1. Игра «Что такое? Кто такой? Блиц опрос.

- тепло и свет, излучаемые Солнцем?

- общее количество радиации, достигшей Земли?

- самый большой показатель отражённой радиации имеет?

- Разница между величиной суммарной радиации и суммой отражённой радиации?

- неровности земной поверхности, отличающиеся по форме и размерам?

Какое лишнее понятие? Почему?

Отвечают на вопросы, получают жетоны:

Отвечают: рельеф и снег, т.к. остальные относятся к солнечной радиации.

Регулятивные: мотивация учащихся на учебную деятельность

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Коммуникативные:

Владение монологической и диалогической речью

Познавательные :умение структурировать знания,

моделирование как знаково-символические действия

Что общего у рельефа, снега и солнечной радиации?

Значит, какой будет тема урока?

Что нужно нам достичь при изучении этой темы?

Отвечают: являются климатообразующими факторами.

Отвечают и записывают тему в маршрутных листах: Земная поверхность и климат.

Совместно определяют цель и задачи:

Изучить воздействие на климат России рельефа. Выяснить механизмы формирования местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмов

-Делают запись в тетрадь (тема, цель, задачи)

Регулятивные: планирование

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка цели Личностные:

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

III. Изучение нового материала

Задание1. Атлантический океан оказывает большее действие на формирование климата в России, чем Тихий океан благодаря западному переносу, но ведь побережье Тихого океана в 10 раз превышает побережье Атлантического. Выясните причину влияния на движение воздушных масс? Выполните задание 1 и 2 в маршрутных листах и сделайте вывод.

Вывод: рельеф оказывает влияние на движение воздушных масс и распределение количества осадков.

Следующее задание вы выполните в парах.

Задание №3 для 1 группы. Как вы считаете, где холоднее на островах Земли Франса Иосифа или в Якутии?

Определите, почему полюс холода северного полушария расположен не на северном полюсе Земли, а в районе Оймякона?

Задание №3 для 2 группы. Установить механизмы формирования местного климата под влиянием разных типов земной поверхности.

Сделайте вывод о связи земной поверхности и климата.

Выполняют индивидуально задание по вариантам.

Один учащийся показывает эти объекты на физической карте.

Работа с учебником и рисунками в парах(группах). Результаты записывают в маршрутных листах.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, логические универсальные действия: сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

Регулятивные:

Контроль за выполнением заданий

Коммуникативные:

Умение выражать мысли строить высказывания

адекватно принимают результат учебной деятельности.

IV . первичное закрепление изученного материала

Учитель предлагает поработать в парах с рисунками в маршрутных листах:

Подберите пару: подстилающая поверхность и % отражения солнечной радиации.

Степи, Водная гладь, лед, пустыни

Какой вывод можно сделать?

Выполните тестовое задание.

Работают в парах. Самооценка.

Познавательные: Поиск информации

Преобразование знаково-символьной информации в словесную

Регулятивные:

Оценка- и выделение и осознание того, что усвоено

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Предлагает закончить предложение (раздает карточки):

-Сегодня на уроке я понял

-сегодня я научился

-Для меня было сложным

оценивают свою деятельность и деятельность ученика по парте

Регулятивные: Осознание уровня и качества усвоения знания Познавательные: Универсальные логические действия

VI. Домашнее задание

Тема урока: ____________________________________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: познакомить обучающихся с воздействием на климат России рельефа, формированием местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмов.

ОСНОВНЫЕ РЕСУРСЫ учебник, с. 54–55; атлас,

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

Личностные: принять правила поведения на уроке, осознание особенностей влияния земной поверхности на климат.

Метапредметные: уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации, работать по индивидуально сформированному алгоритму, проводить сравнение по выработанным критериям, проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности.

Предметные: уметь анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость климатических показателей конкретных территорий от особенностей рельефа, находить на основе использования климатической карты России подтверждения влиянию на климат крупных озер

Формы организации учащихся: фронтальная работа, работа в группах

Методы и технологии: АМО, системно - деятельностные.

- Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте, скажем учебной неделе

И пожелаем здоровья вселенной
Здоровья желаем всем и всему

2. Актуализация знаний

Давайте, поднимем себе настроение,

И начнём наш урок конечно с повторения:

Задание 1. Игра «Что такое? Кто такой? Блиц опрос.

- тепло и свет, излучаемые Солнцем? солнечная радиация;

- общее количество радиации, достигшей Земли? суммарная радиация;

- самый большой показатель отражённой радиации имеет? - снег;

- Разница между величиной суммарной радиации и суммой отражённой радиации? радиационный баланс

- неровности земной поверхности, отличающиеся по форме и размерам? - рельеф.

Отвечают на вопросы, получают жетоны

Какое лишнее понятие? Почему?

Отвечают: рельеф и снег, т.к. остальные относятся к солнечной радиации.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Что общего у рельефа, снега и солнечной радиации?

Значит, какой будет тема урока?

Что нужно нам достичь при изучении этой темы?

Отвечают: являются климатообразующими факторами.

Отвечают и записывают тему в маршрутных листах: Земная поверхность и климат.

Совместно определяют цель и задачи:

Изучить воздействие на климат России рельефа. Выяснить механизмы формирования местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмов

-Делают запись в тетрадь (тема, цель, задачи)

4.Первичное усвоение новых знаний и Первичная проверка понимания

Задание1. Атлантический океан оказывает большее действие на формирование климата в России, чем Тихий океан благодаря западному переносу, но ведь побережье Тихого океана в 10 раз превышает побережье Атлантического. Выясните причину влияния на движение воздушных масс?

Где в России отсутствуют горы? ( на севере и западе)

Прочитать информацию из географического блокнота стр 54.

Работа с учебником и рисунками в парах(группах). Результаты записывают в тетрадь

Какой можно сделать вывод?

Вывод: рельеф оказывает влияние на движение воздушных масс и распределение количества осадков.

Учитель: Крупные формы рельефа оказывают существенное влияние на климат, который меняется в зависимости от высоты местности и при взаимодействии воздушных потоков с орографическими препятствиями. Температура воздуха с высотой обычно понижается, что приводит к формированию в горах и на плато более прохладного климата. Чем на сопредельных низменностях

-Это явление называется инверсия. ( Вспомните, как изменяется температура с высотой?- 1км минус 6 градусов)

Задание: Приведите примеры гор, которые препятствуют движению ВМ ( Уральские, Бырранга, Кавказ, горы ДВ

А какие ВМ они останавливают? ( Уральские мешают УМВ с запада, а с востока - континентального; Бырранга с северной стороны мешают АВМ, а с юга – УВМ; горы ДВ не пропускают в разные сезоны года У.континентальные или морские воздушные массы)

Какой тип климата формируется на наветренных и подветренных склонах гор?

Рассказ учителя о местных ветрах, образованных горами фен и бора.

- Но горы могут изменять и температуру

Задание 2. Как вы считаете, где холоднее на островах Земли Франса Иосифа или в Якутии Определите, почему полюс холода северного полушария расположен не на северном полюсе Земли, а в районе Оймякона?

Совместите климатическую и физическую карту России, найдите эти районы

( обратная инверсия- увеличение температуры при подъеме вверх и понижении при спуске вниз – характерно для резко континентальных пространств северо –востока,, Забайкалья и Среднесибирского плоскогорья), где на каждые 100м до высот 200-400 м температура воздуха повышается до 2 и даже 3.5 градусов. Поэтому самые холодные территории в нашей стране образовались под влиянием обратной инверсии

Задание №3. Установить механизмы формирования местного климата под влиянием разных типов земной поверхности.

Сделайте вывод о связи земной поверхности и климата. стр .55 учебника

Выполняют индивидуально задание по вариантам

Один учащийся показывает эти объекты на физической карте.

Учитель предлагает подобрать пару: подстилающая поверхность и % отражения солнечной радиации.

Степи, Водная гладь, лед, пустыни

Какой вывод можно сделать

Учитель: Как вы думаете, а что еще на земной поверхности может влиять на климат (водоемы)

Читайте также: