Земная поверхность и климат 8 класс конспект урока
Обновлено: 04.07.2024
Ключевые слова:
Рельеф; температурная инверсия; отражение; местные ветры; воздушные массы.
Основные понятия
Воздушные массы ― большие объёмы воздуха с одинаковыми свойствами.
Температурная инверсия ― повышение температуры воздуха с высотой.
Пояснения:
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик учителя об особенностях формирования климата в зависимости от рельефа и об особенностях воздушных масс и их циркуляции.
- В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций – 4-е издание – М.: Просвещение, 2016.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока будет удобен на уроке географии для 8 класса, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. Развитие речи. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес к анализу.
Совершенствовать, воображение, внимание, память, мышление.
Конспект урока по географии для 8 класса на тему: Земная поверхность и климат
Цель: познакомить обучающихся с воздействием на климат России рельефа, формированием местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмов.
Задачи: принять правила поведения на уроке, осознание особенностей влияния земной поверхности на климат.
I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .
Учитель: - Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
- проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
Не хочется играть
Сегодня в прятки
Сегодня в классе у ребят
Урок очень важный
А почему он важный –
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
II. Актуализация знаний учащихся.
Давайте, поднимем себе настроение,
И начнём наш урок конечно с повторения:
Задание 1. Игра «Что такое? Кто такой? Блиц опрос.
- тепло и свет, излучаемые Солнцем? солнечная радиация;
- общее количество радиации, достигшей Земли? суммарная радиация;
- самый большой показатель отражённой радиации имеет? - снег;
- Разница между величиной суммарной радиации и суммой отражённой радиации? радиационный баланс
- неровности земной поверхности, отличающиеся по форме и размерам? - рельеф.
Отвечают на вопросы, получают жетоны
Какое лишнее понятие? Почему?
III. Работа по новой теме.
Эвристическая беседа
Задание1. Атлантический океан оказывает большее действие на формирование климата в России, чем Тихий океан благодаря западному переносу, но ведь побережье Тихого океана в 10 раз превышает побережье Атлантического. Выясните причину влияния на движение воздушных масс?
Где в России отсутствуют горы? ( на севере и западе)
Прочитать информацию из географического блокнота стр 54.
Работа с учебником и рисунками в парах(группах). Результаты записывают в тетрадь
Какой можно сделать вывод?
Вывод: рельеф оказывает влияние на движение воздушных масс и распределение количества осадков.
Учитель: Крупные формы рельефа оказывают существенное влияние на климат, который меняется в зависимости от высоты местности и при взаимодействии воздушных потоков с орографическими препятствиями. Температура воздуха с высотой обычно понижается, что приводит к формированию в горах и на плато более прохладного климата. Чем на сопредельных низменностях
-Это явление называется инверсия. ( Вспомните, как изменяется температура с высотой?- 1км минус 6 градусов)
Задание: Приведите примеры гор, которые препятствуют движению ВМ ( Уральские, Бырранга, Кавказ, горы ДВ
А какие ВМ они останавливают? ( Уральские мешают УМВ с запада, а с востока - континентального; Бырранга с северной стороны мешают АВМ, а с юга – УВМ; горы ДВ не пропускают в разные сезоны года У.континентальные или морские воздушные массы)
Какой тип климата формируется на наветренных и подветренных склонах гор?
Рассказ учителя о местных ветрах, образованных горами фен и бора.
- Но горы могут изменять и температуру
Задание 2. Как вы считаете, где холоднее на островах Земли Франса Иосифа или в Якутии Определите, почему полюс холода северного полушария расположен не на северном полюсе Земли, а в районе Оймякона?
Совместите климатическую и физическую карту России, найдите эти районы
( обратная инверсия- увеличение температуры при подъеме вверх и понижении при спуске вниз – характерно для резко континентальных пространств северо –востока,, Забайкалья и Среднесибирского плоскогорья), где на каждые 100м до высот 200-400 м температура воздуха повышается до 2 и даже 3.5 градусов. Поэтому самые холодные территории в нашей стране образовались под влиянием обратной инверсии
Задание №3. Установить механизмы формирования местного климата под влиянием разных типов земной поверхности.
Сделайте вывод о связи земной поверхности и климата. стр .55 учебника
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: география
Класс: 8
Тема урока : Земная поверхность и климат.
Тип урока: Изучение и закрепление нового материала.
Цель урока: Изучить воздействие на климат России рельефа. Выяснить механизмы формирования местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмов
Планируемые результаты:
Личностные: осознание целостности природы, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде,
Предметные: формирование умений работать с разными источниками географической информации, умений выделять, описывать, объяснять закономерности размещения гор и равнин, делать описания отдельных форм рельефа по картам, называть и показывать крупные равнины и горы России.
Метапредметные: формирование умений ставить учебные задачи и организовывать свою деятельность,
классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками,
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
Формы организации учащихся: фронтальная работа, работа в группах
Методы и технологии: АМО, системно-деятельностные.
Необходимое оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, физическая карта России, учебник, атласы 8 класс, раздаточный материал (маршрутные листы).
Ребята, начну урок с стихотворения, но вы должны будете вставить словечко в него:
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далеки
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
Но, а я желаю вам,
Чтобы птицы пели,
Чтоб влюблённые глаза
В след на вас глядели.
Потому что, вы юны
Ждёт вас счастье впереди.
Я хочу пожелать вам весеннего настроения, несмотря на то, что на дворе поздняя осень.
- Готовятся к уроку
Личностные: готовность к уроку выражают положительное отношение к процессу познания;
Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Коммуникативные: готовность слушать и вступать в диалог
Познавательные: рефлексия способов и условий действия
II. Актуализация знаний
Давайте, поднимем себе настроение,
И начнём наш урок конечно с повторения:
Задание 1. Игра «Что такое? Кто такой? Блиц опрос.
- тепло и свет, излучаемые Солнцем?
- общее количество радиации, достигшей Земли?
- самый большой показатель отражённой радиации имеет?
- Разница между величиной суммарной радиации и суммой отражённой радиации?
- неровности земной поверхности, отличающиеся по форме и размерам?
Какое лишнее понятие? Почему?
Отвечают на вопросы, получают жетоны:
Отвечают: рельеф и снег, т.к. остальные относятся к солнечной радиации.
Регулятивные: мотивация учащихся на учебную деятельность
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Коммуникативные:
Владение монологической и диалогической речью
Познавательные :умение структурировать знания,
моделирование как знаково-символические действия
Что общего у рельефа, снега и солнечной радиации?
Значит, какой будет тема урока?
Что нужно нам достичь при изучении этой темы?
Отвечают: являются климатообразующими факторами.
Отвечают и записывают тему в маршрутных листах: Земная поверхность и климат.
Совместно определяют цель и задачи:
Изучить воздействие на климат России рельефа. Выяснить механизмы формирования местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмов
-Делают запись в тетрадь (тема, цель, задачи)
Регулятивные: планирование
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка цели Личностные:
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать
III. Изучение нового материала
Задание1. Атлантический океан оказывает большее действие на формирование климата в России, чем Тихий океан благодаря западному переносу, но ведь побережье Тихого океана в 10 раз превышает побережье Атлантического. Выясните причину влияния на движение воздушных масс? Выполните задание 1 и 2 в маршрутных листах и сделайте вывод.
Вывод: рельеф оказывает влияние на движение воздушных масс и распределение количества осадков.
Следующее задание вы выполните в парах.
Задание №3 для 1 группы. Как вы считаете, где холоднее на островах Земли Франса Иосифа или в Якутии?
Определите, почему полюс холода северного полушария расположен не на северном полюсе Земли, а в районе Оймякона?
Задание №3 для 2 группы. Установить механизмы формирования местного климата под влиянием разных типов земной поверхности.
Сделайте вывод о связи земной поверхности и климата.
Выполняют индивидуально задание по вариантам.
Один учащийся показывает эти объекты на физической карте.
Работа с учебником и рисунками в парах(группах). Результаты записывают в маршрутных листах.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, логические универсальные действия: сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
Регулятивные:
Контроль за выполнением заданий
Коммуникативные:
Умение выражать мысли строить высказывания
адекватно принимают результат учебной деятельности.
IV . первичное закрепление изученного материала
Учитель предлагает поработать в парах с рисунками в маршрутных листах:
Подберите пару: подстилающая поверхность и % отражения солнечной радиации.
Степи, Водная гладь, лед, пустыни
Какой вывод можно сделать?
Выполните тестовое задание.
Работают в парах. Самооценка.
Познавательные: Поиск информации
Преобразование знаково-символьной информации в словесную
Регулятивные:
Оценка- и выделение и осознание того, что усвоено
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Предлагает закончить предложение (раздает карточки):
-Сегодня на уроке я понял
-сегодня я научился
-Для меня было сложным
оценивают свою деятельность и деятельность ученика по парте
Регулятивные: Осознание уровня и качества усвоения знания Познавательные: Универсальные логические действия
VI. Домашнее задание
Тема урока: ____________________________________________________________________
ЦЕЛЬ: познакомить обучающихся с воздействием на климат России рельефа, формированием местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмов.
ОСНОВНЫЕ РЕСУРСЫ учебник, с. 54–55; атлас,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Личностные: принять правила поведения на уроке, осознание особенностей влияния земной поверхности на климат.
Метапредметные: уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации, работать по индивидуально сформированному алгоритму, проводить сравнение по выработанным критериям, проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности.
Предметные: уметь анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость климатических показателей конкретных территорий от особенностей рельефа, находить на основе использования климатической карты России подтверждения влиянию на климат крупных озер
Формы организации учащихся: фронтальная работа, работа в группах
Методы и технологии: АМО, системно - деятельностные.
- Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте, скажем учебной неделе
И пожелаем здоровья вселенной
Здоровья желаем всем и всему
2. Актуализация знаний
Давайте, поднимем себе настроение,
И начнём наш урок конечно с повторения:
Задание 1. Игра «Что такое? Кто такой? Блиц опрос.
- тепло и свет, излучаемые Солнцем? солнечная радиация;
- общее количество радиации, достигшей Земли? суммарная радиация;
- самый большой показатель отражённой радиации имеет? - снег;
- Разница между величиной суммарной радиации и суммой отражённой радиации? радиационный баланс
- неровности земной поверхности, отличающиеся по форме и размерам? - рельеф.
Отвечают на вопросы, получают жетоны
Какое лишнее понятие? Почему?
Отвечают: рельеф и снег, т.к. остальные относятся к солнечной радиации.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Что общего у рельефа, снега и солнечной радиации?
Значит, какой будет тема урока?
Что нужно нам достичь при изучении этой темы?
Отвечают: являются климатообразующими факторами.
Отвечают и записывают тему в маршрутных листах: Земная поверхность и климат.
Совместно определяют цель и задачи:
Изучить воздействие на климат России рельефа. Выяснить механизмы формирования местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмов
-Делают запись в тетрадь (тема, цель, задачи)
4.Первичное усвоение новых знаний и Первичная проверка понимания
Задание1. Атлантический океан оказывает большее действие на формирование климата в России, чем Тихий океан благодаря западному переносу, но ведь побережье Тихого океана в 10 раз превышает побережье Атлантического. Выясните причину влияния на движение воздушных масс?
Где в России отсутствуют горы? ( на севере и западе)
Прочитать информацию из географического блокнота стр 54.
Работа с учебником и рисунками в парах(группах). Результаты записывают в тетрадь
Какой можно сделать вывод?
Вывод: рельеф оказывает влияние на движение воздушных масс и распределение количества осадков.
Учитель: Крупные формы рельефа оказывают существенное влияние на климат, который меняется в зависимости от высоты местности и при взаимодействии воздушных потоков с орографическими препятствиями. Температура воздуха с высотой обычно понижается, что приводит к формированию в горах и на плато более прохладного климата. Чем на сопредельных низменностях
-Это явление называется инверсия. ( Вспомните, как изменяется температура с высотой?- 1км минус 6 градусов)
Задание: Приведите примеры гор, которые препятствуют движению ВМ ( Уральские, Бырранга, Кавказ, горы ДВ
А какие ВМ они останавливают? ( Уральские мешают УМВ с запада, а с востока - континентального; Бырранга с северной стороны мешают АВМ, а с юга – УВМ; горы ДВ не пропускают в разные сезоны года У.континентальные или морские воздушные массы)
Какой тип климата формируется на наветренных и подветренных склонах гор?
Рассказ учителя о местных ветрах, образованных горами фен и бора.
- Но горы могут изменять и температуру
Задание 2. Как вы считаете, где холоднее на островах Земли Франса Иосифа или в Якутии Определите, почему полюс холода северного полушария расположен не на северном полюсе Земли, а в районе Оймякона?
Совместите климатическую и физическую карту России, найдите эти районы
( обратная инверсия- увеличение температуры при подъеме вверх и понижении при спуске вниз – характерно для резко континентальных пространств северо –востока,, Забайкалья и Среднесибирского плоскогорья), где на каждые 100м до высот 200-400 м температура воздуха повышается до 2 и даже 3.5 градусов. Поэтому самые холодные территории в нашей стране образовались под влиянием обратной инверсии
Задание №3. Установить механизмы формирования местного климата под влиянием разных типов земной поверхности.
Сделайте вывод о связи земной поверхности и климата. стр .55 учебника
Выполняют индивидуально задание по вариантам
Один учащийся показывает эти объекты на физической карте.
Учитель предлагает подобрать пару: подстилающая поверхность и % отражения солнечной радиации.
Степи, Водная гладь, лед, пустыни
Какой вывод можно сделать
Учитель: Как вы думаете, а что еще на земной поверхности может влиять на климат (водоемы)
Читайте также: