Орфоэпия конспект урока 10 класс презентация

Обновлено: 07.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

ЗдравствУйте, дорОгие учащиЕся.

РадА приветствОвать вас на Уроке.

ЗдрАвствуйте, дорогИе учАщиеся.

Рада привЕтствовать вас на урОке.

русского литературного языка.

  • осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;

4 правильных ответа

2-3 правильных ответа

слабо, надо еще поработать

Заговори, чтоб я тебя увидел.

Какие ошибки считаются наиболее частыми в произношении?

Что отражает неразборчивость произношений?

4 правильных ответа

3 правильных ответа

2 правильных ответа

Какие ошибки считаются наиболее частыми в произношении?

1. постановка ударения

2. трудность в произношении заимствованных слов

3. произношение молодежного сленга

Что отражает неразборчивость произношений?

1. недостаточный уровень культуры

2. личностную зрелость

Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: твОрог?!

А может, правильней – творОг?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творОг?

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творОг,

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Как же правильно:

твОрог и творОг

В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов подвижного ударения:

твОрог- творОг

свЁкла - свеклА

Трудные случаи постановки ударения в словах:

Звать – звАл, звАло, НО звалА

Брать – брАл, брАли, НО бралА

Вариант -1 Вариант – 2

спелые арбУзы без дрожжЕй

два блинА нет киселЯ

вкусные блЮда вкусные тОрты

много груздЕй произносить тОсты

зажарить гУся без фАрша

Закрепление

2.Задание: расставьте в данных словах ударение, произнесите в соответствии с литературными нормами.

Не забывайте о том, что точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю.

обеспЕчение

изрАильский

5 - 4 правильных ответа

2 правильных ответа

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить. 2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Посадить ирИс; 2) знамЕние; 3) балОванный; 4) звОнит.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) КвАртал; 2) катАлог; 3) укрАинский; 4) премировАть. 4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) ОблЕгчить; 2) кухОнный; 3) икОнопись; 4) кладовАя.

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) ХристианИн; 2) апОстроф; 3) генЕзис; 4) танцовщИк.

6. Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Фонетика [н’]; 2) кортеж [тэ]; 3) рандеву [д’]; 4) интервью [т’]. 7. Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Дезинфекция [дэ];

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ликбез по орфоэпии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ликбез по орфоэпии

Ликбез по орфоэпии

О, бедный мой язык родной, О, прелесть русской речи чистой! Кто не глумился.

Сохранение орфоэпической грамотности - одна из важных проблем в речевой культ.

Сохранение орфоэпической грамотности - одна из важных проблем в речевой культуре Актуальность

Мы предполагаем, что повышение уровня орфоэпической грамотности среди уч-ся п.

Мы предполагаем, что повышение уровня орфоэпической грамотности среди уч-ся произойдет более качественно, если мы будем использовать рифмованные четверостишия. Гипотеза:

Определение способа, наиболее эффективно влияющего на повышение уровня орфоэп.

Определение способа, наиболее эффективно влияющего на повышение уровня орфоэпической грамотности среди школьников. Цель исследования:

Проанализировать справочную литературу по данной теме Изучить орфоэпические н.

Проанализировать справочную литературу по данной теме Изучить орфоэпические нормы Провести опыт по постановке ударения(тестовые задания) Провести сравнительные эксперименты(в двух классах) Придумать рифмовки, включающие наиболее сложные слова с акцентологической точки зрения Оформить результаты исследования Задачи:

сравнительный анализ литературы по данной проблеме, описательный и сравнитель.

сравнительный анализ литературы по данной проблеме, описательный и сравнительно-сопоставительный метод, метод лингвистического эксперимента (анкетирование и опрос учащихся), проведение эксперимента. Методы исследования:

электронный тренажер

До эксперимента:

Результаты опроса по применению метода

Результаты опроса по применению метода

После эксперимента:

Наша гипотеза подтвердилась. Оказалось, что именно рифмовки помогли запомнить.

Наша гипотеза подтвердилась. Оказалось, что именно рифмовки помогли запомнить правильность постановки ударения. Устойчивость навыка мы проверили через полгода. Не все ученики смогли воспроизвести полностью рифмовки, но даже частичное запоминание привело к тому, что в памяти сохранялась именно нормативная форма слова. Выводы:

Выводы: Мы решили проблему не только для конкретного нашего коллектива, а ста.

Итоги От сердца я хочу воззвать Ко всем, кто сын России верный: Пора не нАчат.

Итоги От сердца я хочу воззвать Ко всем, кто сын России верный: Пора не нАчать, а начАть Язык наш очищать от скверны.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 397 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Формы существования русского языка

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.03.2018 693
  • PPTX 2.3 мбайт
  • 0 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Королева Вера Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно применять на уроках русского языка в старших классах, а также для подготовки к ЕГЭ.

Орфоэпические и акцентологические нормы (подготовка к ЕГЭ, задание №4)

Гузей Н.В., учитель

русского языка

Орфоэпические нормы – это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле - нормы ударения (акцентологические нормы) . 11/11/17

Орфоэпические нормы – это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле - нормы ударения (акцентологические нормы)

Закономерности в постановке ударений

Закономерности в постановке ударений

  • Существительные мужского рода на –лог , называющие неодушевленные предметы, имеют ударение на последнем слоге: эпилог, каталог, некролог (но : аналог)
  • Называющие лиц по роду занятий - на среднем слоге, то есть не на части –лог : антрополог, физиолог
  • Сложные существительные с частью – провод произносятся с ударением на последнем слоге: водопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, трубопровОд
  • Ударение у существительных женского рода на – ота зависит от того, образованы они от прилагательного или от глагола. Если образованы от прилагательных , то имеют ударение на окончании: глухотА, красотА, слепотА, немотА. Если от глаголов – на основе: ломОта, дремОта,, зевОта
  • Ударение на последний слог падает в словах старославянского происхождения: христианИн, славянИн, мещанИн, дворянИн

Потренируемся. Расставьте ударение. Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин.

Потренируемся. Расставьте ударение.

Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин.

Ключ Ср е дства, св е кла, крас и вее, зав и дно, дос у г, балов а ть, догов о р, позвон и т, опт о вый, пр и няли, доб ы ча, брал а , сл и вовый, кварт а л, нач а ть, н а чал, зак у порить, т у фля, щав е ль, симм е трия, эксп е рт, катал о г, звон я т, бензопров о д, облегч и ть, т о рты, ход а тайство, прин у дить, мышл е ние, б а нты, жалюз и , включ и т, танц о вщица, кр е мы, мастерск и , м е льком, христиан и н.

Ср е дства, св е кла, крас и вее, зав и дно, дос у г, балов а ть, догов о р, позвон и т, опт о вый, пр и няли, доб ы ча, брал а , сл и вовый, кварт а л, нач а ть, н а чал, зак у порить, т у фля, щав е ль, симм е трия, эксп е рт, катал о г, звон я т, бензопров о д, облегч и ть, т о рты, ход а тайство, прин у дить, мышл е ние, б а нты, жалюз и , включ и т, танц о вщица, кр е мы, мастерск и , м е льком, христиан и н.

Задание №4 ЕГЭ 1) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Задание №4 ЕГЭ

1) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Задание №4 ЕГЭ

2) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Задание №4 ЕГЭ

3) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Задание №4 ЕГЭ

4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Задание №4 ЕГЭ

5) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Задание №4 ЕГЭ

6) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Задание №4 ЕГЭ

7) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Задание №4 ЕГЭ

8) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Задание №4 ЕГЭ

9)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Задание №4 ЕГЭ

10) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Презентация предназначена для учащихся 10-11 классов при повторении темы "Орфоэпия" и при подготовке к ЕГЭ. Презентация состоит из двух частей: теоретические сведения и практические задания. Использоваться ресурс может
1) на уроках при коллективной работе;
2) дома при индивидуальной работе учащихся;
3) в качестве проверочных и контрольных работ.



Целевая аудитория: для 11 класса

Спасибо, Елена Львовна. Этот материал полезен не только ученикам при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку, но и каждому человеку стремящемуся говорить правильно на русском языке.

avatar

2 ztels • 22:18, 10.01.2019

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: