Заготовка продуктов 6 класс урок по технологии конспект

Обновлено: 03.07.2024

Цель: ознакомить с пищевой ценностью овощей, способами их консервирования, технологией засолки овощей.

сформировать знания и умения по технологии заготовки овощей.

воспитывать аккуратность; умение работать в группе.

развивать интерес к истории русских национальных блюд.

Регулярное потребление плодов и овощей в течение всего года - одно из условий рационального питания. В плодах и овощах есть такие минеральные соли и витамины, без которых не может обходиться человек. Такие витамины, как С, Р и А, организм человека получает преимущественно из плодов и овощей. Отсутствие этих витаминов влечет за собой различные заболевания: остановку роста и болезни глаз вызывает отсутствие или недостаток витамина А, а недостаток витамина С - заболевание цингой.

Испокон веков на Руси люди выращивали овощи

Через века до нас дошла любовь к соленым огурчикам и хрустящим грибочкам, к ароматной селедочке и пряным помидорам. Мы помним, как наши бабушки стерилизовали, сушили и закручивали банки, распределяли равномерно в них огурцы, помидоры всевозможную зелень, чеснок, перец горошком и т.д. И как вкусно выглядела банка с соленьями, которую доставали к столу холодными зимними вечерами.

И о пользе квашеных продуктов известно очень давно. Многие народы в древности, не зная ничего о витаминах, тем не менее, прекрасно понимали, как сохранять их длительное время. Не зря во многих флотах мира квашеные овощи и особенно капуста были постоянными в рационе моряков, чтобы избежать цингу. Джеймс Кук приписывает успех в открытии Гавайских островов кислой капусте, которая спасала моряков от этой болезни. Ещё во времена строительства Великой китайской стены для питания рабочих, чей труд был очень тяжелым физически, использовали квашеные овощи, и опять же капусту в частности.

О пользе употребления квашеных продуктов говорили многие учёные. Вот, например, что утверждал академик Борис Болотов в своей книге "Шаги к долголетию".

"Во время еды желательно употреблять преимущественно квашеные овощи и фрукты. Борщ лучше готовить из квашеной капусты, а не из свежей, с добавкой квашеной свеклы, квашеной моркови, квашеного лука".

В свежем виде плоды и овощи сохраняются очень недолго. Их порчу вызывают попадающие из воздуха, воды и почвы живые существа, невидимые простым глазом, - микроорганизмы (бактерии, дрожжи, плесени).

Традиционные русские способы заготовки овощей и фруктов - соление, квашение и мочение.

Использовать надо только пищевую соль крупного помола (соль препятствует образование плесени, развитию бактерий).

Йодированная для заготовок не годится.

Для засолки овощей традиционно используют укроп, чеснок, черный перец (горошком), листья и корни хрена, вишни, черной смородины, дуба, которые не только повышают вкусовые качества, но и обладают бактерицидными свойствами.

- консервирование с сахаром

- соление и квашение

Все эти способы основаны на замедлении или уничтожении жизнедеятельности вредных микроорганизмов, которая возможна только в жидкой среде. Высокая температура 80-100 градусов, а также кислая и соленая среда препятствуют развитию вредных бактерий.

Соление, квашение, мочение - издавна известные на Руси способы консервирования в домашних условиях, при которых сохраняется до 80-90% витамина С.

Подготовка тары (деревянных бочек, эмалированной и стеклянной посуды). Чисто вымытую тару обдают кипятком или держат над паром для уничтожения вредных микробов.

Первичная обработка овощей. Сортировка, мытье, очистка, промывание, нарезка.

Приготовление рассола. Для квашения применяется собственный сок.

Укладывание овощей в тару плотное, без воздушных промежутков, что обеспечивает хорошее качество готового продукта.

В целях соблюдения правил техники безопасности необходимо обеспечивать плотное прилегание продуктов к разделочной доске при нарезании. Натирание моркови следует производить под углом, предохраняя пальцы, остаток моркови 2-3 см скушать.

В первые дни брожения объём капусты несколько увеличивается из-за образующихся газов. Капусту прокалывают в нескольких местах чистой тонкой деревянной палочкой, чтобы выпустить газы.

Брожение капусты при комнатной температуре длится примерно 1-1,5 недели. При низких температурах оно может затянуться до месяца и более. После окончания брожения капусту хранят при температуре 0-2 градуса.

Для квашения берут поздние сорта капусты, мелко шинкуют. В капусту добавляют морковь (примерно 5-10% от веса капусты), которую режут соломкой. Иногда по желанию кладут яблоки, клюкву. На 10 кг капусты 200-250 г соли.

Цель: ознакомить с пищевой ценностью овощей, способами их консервирования, технологией засолки овощей.

Образовательные: сформировать знания и умения по технологии заготовки овощей.

Воспитательные: воспитывать аккуратность; умение работать в группе.

Развивающие: развивать интерес к истории русских национальных блюд.

Межпредметные связи на уроке: русский язык и литература: пословицы и загадки об овощах

Оборудование: компьютер, проектор, электропечь, банки, крышки, закаточная машинка.

I. Организационный момент. Приветствие, проверка учащихся и готовность их к уроку.

Урок 1 (теория)

1. О пользе овощей

На уроках кулинарии мы с вами готовили различные блюда. Какие? (Макароны, каши, оладьи)

Какие продукты мы не использовали с вами для приготовления этих блюд? (Овощи и фрукты)

Слово учителя: Регулярное потребление плодов и овощей в течение всего года — одно из условий рационального питания. В плодах и овощах есть такие минеральные соли и витамины, без которых не может обходиться человек. Такие витамины, как С, Р и А, организм человека получает преимущественно из плодов и овощей. Отсутствие этих витаминов влечет за собой различные заболевания: остановку роста и болезни глаз вызывает отсутствие или недостаток витамина А, а недостаток витамина С — заболевание цингой.

Испокон веков на Руси люди выращивали овощи, а какие пословицы и поговорки этому свидетельствуют.

Представление проекта “Пословицы об овощах” (Слайд 1-6). Презентация

(Девочки читают пословицы).

2. О заготовке овощей (лекция с элементами беседы с использованием ИКТ)

Сегодня мы поговорим о заготовке продуктов.

Действительно, “Каждому овощу – свое время”. (Слайд 7)

В свежем виде плоды и овощи сохраняются очень недолго. Их порчу вызывают попадающие из воздуха, воды и почвы живые существа, невидимые простым глазом, - микроорганизмы (бактерии, дрожжи, плесени).

Как сохранить вкус и пользу овощей (Слайд 8) (Ответы детей: заморозка, сушка)

А еще существуют такие способы сохранения овощей (плодов) как соление, квашение и мочение. (Слайд 9)

Соление, квашение и мочение (Слайд 10) (дети делают записи в тетради).

Традиционные русские способы заготовки овощей и фруктов - соление, квашение и мочение.

Они основаны на молочнокислом брожении. Происходит оно, когда из сахара, содержащегося в продуктах (овощах), под воздействием молочнокислых бактерий образуется молочная кислота. Этот процесс ускоряется добавлением соли, которая способствует выделению сока, содержащего сахар.

Слово учителя. Консервирующие вещества - соль и молочная кислота.

Несколько слов о соли.

Использовать надо только пищевую соль крупного помола (соль препятствует образование плесени, развитию бактерий).

Йодированная для заготовок не годится.

Для засолки овощей традиционно используют укроп, чеснок, черный перец (горошком), листья и корни хрена, вишни, черной смородины, дуба, которые не только повышают вкусовые качества, но и обладают бактерицидными свойствами.

При “квашение” раствор не готовится заранее, а возникает в процессе квашения из сока овощей.

Для мочения пригодны плоды (яблоки, груши, сливы). Яблоки моют и укладывают в тару (не допуская ударов). Перекладывают листьями черной смородины, вишни и заливают суслом или сладкой водой.

Моченные яблоки на вкус кислосладкие, с упругой, но более мягкой, чем у свежих, мякотью.

В чем разница между этими тремя способами заготовки овощей? (Слайд 11)

1. Разница между солениями и квашениями заключается в том, что в солениях соли в несколько раз больше, чем в квашениях, в то время как в квашениях больше молочной кислоты.

Молочная кислота образуется в рассоле из сахара, входящего в состав овощей – этот процесс называется молочнокислым брожением.

2. Использование разных продуктов (консервируемого сырья).

3. О засолке огурцов (помидор).

Есть ли загадки про овощи. Послушайте загадки, которые приготовили для вас девочки. (Слайд 12)

Наши поросятки выросли на грядке, К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. Ответ. (Огурцы)

Без окон без дверей Полна горница людей. Ответ. (Семена в огурце)

Привязан кустик к колышку,
На кустики - шары:
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары. (Помидоры)

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный.

Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые,
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)

А теперь я вам загадаю загадку. (Слайд 13)

Слово учителя: так какова же тема сегодняшнего урока: “Засолка огурцов”.

Послушайте, как о соленых огурчиках пишет в своем рассказе Святослав Логинов: “Огурчики были небольшие, усеянные аккуратными пупырышками. Даже отсюда видно, какие они упруго хрусткие. И запах … шел несказанный. Ароматы укропа и тмина, горького перца, чеснока и листьев хрена, соединившись вместе, создавали сказочный эффект и вызывали настоятельную потребность встать в очередь и приобрести”.

Сегодня мы будем учиться солить огурцы (помидоры).

Прежде чем приступить к солению, необходимо вспомнить санитарно-гигиенические правила и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами и электронагревательными (плитами) приборами.

С применением (Слайд 14–18) - учитель рассказывает о процессе засолки.

Урок 2. Практическое занятие (засолка огурцов (помидор)

1. Актуализация знаний: способы консервации, с каким способом познакомились подробнее.

2. Памятка (учащиеся в группах повторяют правила, указанные в памятке).

3. Засолка огурцов (помидор).

4. Определение готовности.

Готовые огурцы должны иметь плотную мякоть, хрустящую при раскусывании, вкус солоновато-кислый с приятным ароматом специй. Рассол – прозрачный с небольшим помутнеем.

Готовую продукцию хранят в погребах, холодильнике, соблюдая температурный режим.

С каким настроением уходите с урока?

Что расскажите дома родителям о нашем уроке?

“Сервировка стола к ужину. Элементы этикета”. № 28

(Составить меню вашего ужина, разработать макет приглашения).

Немного истории. (При наличии свободного времени)

Через века до нас дошла любовь к соленым огурчикам и хрустящим грибочкам, к ароматной селедочке и пряным помидорам. Мы помним, как наши бабушки стерилизовали, сушили и закручивали банки, распределяли равномерно в них огурцы, помидоры всевозможную зелень, чеснок, перец горошком и т.д. И как вкусно выглядела банка с соленьями, которую доставали к столу холодными зимними вечерами.

И о пользе квашеных продуктов известно очень давно. Многие народы в древности, не зная ничего о витаминах, тем не менее, прекрасно понимали, как сохранять их длительное время. Не зря во многих флотах мира квашеные овощи и особенно капуста были постоянными в рационе моряков, чтобы избежать цингу. Джеймс Кук приписывает успех в открытии Гавайских островов кислой капусте, которая спасала моряков от этой болезни. Ещё во времена строительства Великой китайской стены для питания рабочих, чей труд был очень тяжелым физически, использовали квашеные овощи, и опять же капусту в частности.

“Во время еды желательно употреблять преимущественно квашеные овощи и фрукты. Борщ лучше готовить из квашеной капусты, а не из свежей, с добавкой квашеной свеклы, квашеной моркови, квашеного лука”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технология 6 класс Урок №11 16.10.17

Тема: Заготовка продуктов.

Цель : ознакомить с пищевой ценностью овощей, способами их консервирования, технологией засолки овощей.

сформировать знания и умения по технологии заготовки овощей.

воспитывать аккуратность; умение работать в группе.

развивать интерес к истории русских национальных блюд.

Метапредметные:

регулятивные УУД – научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

коммуникативные УУД - научатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

познавательные УУД - научатся ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Личностные - воспитывать ответственность за результаты своей деятельности, уметь проверять свои действия.

Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости. Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний.

Расскажите про сервировку стола.

Какие особенности приготовления обеда в походных условиях?

Какие блюда обычно готовят в походе?

Регулярное потребление плодов и овощей в течение всего года — одно из условий рационального питания. В плодах и овощах есть такие минеральные соли и витамины, без которых не может обходиться человек. Такие витамины, как С, Р и А, организм человека получает преимущественно из плодов и овощей. Отсутствие этих витаминов влечет за собой различные заболевания: остановку роста и болезни глаз вызывает отсутствие или недостаток витамина А, а недостаток витамина С — заболевание цингой. Испокон веков на Руси люди выращивали овощи

Немного истории.

Через века до нас дошла любовь к соленым огурчикам и хрустящим грибочкам, к ароматной селедочке и пряным помидорам. Мы помним, как наши бабушки стерилизовали, сушили и закручивали банки, распределяли равномерно в них огурцы, помидоры всевозможную зелень, чеснок, перец горошком и т.д. И как вкусно выглядела банка с соленьями, которую доставали к столу холодными зимними вечерами.

И о пользе квашеных продуктов известно очень давно. Многие народы в древности, не зная ничего о витаминах, тем не менее, прекрасно понимали, как сохранять их длительное время. Не зря во многих флотах мира квашеные овощи и особенно капуста были постоянными в рационе моряков, чтобы избежать цингу. Джеймс Кук приписывает успех в открытии Гавайских островов кислой капусте, которая спасала моряков от этой болезни. Ещё во времена строительства Великой китайской стены для питания рабочих, чей труд был очень тяжелым физически, использовали квашеные овощи, и опять же капусту в частности.

О пользе употребления квашеных продуктов говорили многие учёные. Вот, например, что утверждал академик Борис Болотов в своей книге “Шаги к долголетию”.

“ Во время еды желательно употреблять преимущественно квашеные овощи и фрукты. Борщ лучше готовить из квашеной капусты, а не из свежей, с добавкой квашеной свеклы, квашеной моркови, квашеного лука”.

В свежем виде плоды и овощи сохраняются очень недолго. Их порчу вызывают попадающие из воздуха, воды и почвы живые существа, невидимые простым глазом, - микроорганизмы (бактерии, дрожжи, плесени).

Традиционные русские способы заготовки овощей и фруктов - соление, квашение и мочение.

Использовать надо только пищевую соль крупного помола (соль препятствует образование плесени, развитию бактерий).

Йодированная для заготовок не годится.

Для засолки овощей традиционно используют укроп, чеснок, черный перец (горошком), листья и корни хрена, вишни, черной смородины, дуба, которые не только повышают вкусовые качества, но и обладают бактерицидными свойствами.

Способы консервирования:

- консервирование с сахаром

- соление и квашение

Все эти способы основаны на замедлении или уничтожении жизнедеятельности вредных микроорганизмов, которая возможна только в жидкой среде. Высокая температура 80-100 градусов, а также кислая и соленая среда препятствуют развитию вредных бактерий.

Соление, квашение, мочение - издавна известные на Руси способы консервирования в домашних условиях, при которых сохраняется до 80-90% витамина С.

Технология приготовления соленых и квашеных овощей:

Подготовка тары (деревянных бочек, эмалированной и стеклянной посуды). Чисто вымытую тару обдают кипятком или держат над паром для уничтожения вредных микробов.

Первичная обработка овощей. Сортировка, мытье, очистка, промывание, нарезка.

Приготовление рассола. Для квашения применяется собственный сок.

Укладывание овощей в тару плотное, без воздушных промежутков, что обеспечивает хорошее качество готового продукта.

Заливка рассолом, который полностью покрывает овощи.

В целях соблюдения правил техники безопасности необходимо обеспечивать плотное прилегание продуктов к разделочной доске при нарезании. Натирание моркови следует производить под углом, предохраняя пальцы, остаток моркови 2-3 см скушать.

В первые дни брожения объём капусты несколько увеличивается из-за образующихся газов. Капусту прокалывают в нескольких местах чистой тонкой деревянной палочкой, чтобы выпустить газы. Брожение капусты при комнатной температуре длится примерно 1-1,5 недели. При низких температурах оно может затянуться до месяца и более. После окончания брожения капусту хранят при температуре 0-2 градуса.

Для квашения берут поздние сорта капусты, мелко шинкуют. В капусту добавляют морковь (примерно 5-10% от веса капусты), которую режут соломкой. Иногда по желанию кладут яблоки, клюкву. На 10 кг капусты 200-250 г соли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Технология производства кисломолочных продуктов. Приготовление блюд из кисломолочных продуктов.

Цель: Ознакомить учащихся с технологией производства кисломолочных продуктов, технологией приготовления блюд из кисломолочных продуктов, учить готовить блюда из кисломолочных продуктов. Расширять кругозор учащихся, развивать целеустремленность, творческое и логическое мышление. Воспитывать трудолюбие, умение работать в команде, толерантность.

Тип урока: комбинированный.

Актуализация опорных знаний.

Беседа о значении молочных продуктов в питании человека, разгадывание, подготовленных учащимися, загадок о кисломолочных продуктах.

Изучение нового материала.

А) Кисломолочные продукты: кисломолочные напитки (простокваша, кефир, ряженка, йогур,. варенец,. ацидофилин), сливки, сметана, сыры, творог. При их производстве в пастеризованное молоко вносят закваски, содержащие в различном соотношении полезные микроорганизмы: молочнокислый стрептококк, молочнокислые палочки и дрожжи. Молочнокислые продукты готовят термостатным и резервуарным способами.

- Термостатный способ – молоко после заквашивания сразу же разливают в бутылки, банки или пакеты и помещают в термостаты для сквашивания, созревания. Готовый продукт направляют в холодильные камеры.

- Резервуарный способ – после внесения закваски в молоко процесс сквашивания, созревания и охлаждения продукта осуществляется в одних и тех же ёмкостях большой вместимости, и только готовый , охлажденный продукт разливают в бутылки, пакеты.

Б) Значение кисломолочных продуктов:

Кисломолочные напитки обладают приятным, освежающим вкусом, хорошо усваиваются, улучшают работу желудочно – кишечного тракта, вызывают обильное выделение слюны, хорошо утоляют жажду, благоприятно действуют на нервную систему. Кисломолочные напитки отличаются высокой биологической активностью., т.е. содержат много полезных веществ, что позволяет использовать их в лечебном питании, в них отсутствуют болезнетворные микроорганизмы ( бактерии).

В) Сметана – традиционно русский продукт, получают при сквашивании сливок, содержание жира 10 – 25 %.

Творог – один из наиболее ценных молочных продуктов, очень полезен, усваивается организмом на 95 – 98 %, содержит 13 – 18 % белков, 0 – 18 % жира, 1 – 1,5 % молочного сахара, богат солями фосфора, калия, кальция. Хранят творог при температуре 8 градусов 36 часов.

Жирный творог (18%) используют для подачи в натуральном виде или для приготовления творожной массы.

Полужирный (9-10%) и нежирный – для приготовления сырников, запеканок, пудингов. Вареников, творожных фаршей. По виду тепловой обработки блюда из творога делят на отварные ( вареники, отварные пудинги), жареные ( сырники, блинчики с творогом), запечённые ( запеканки, пудинги).

Закрепление нового материала. Практическая работа: Приготовление сырников.

- Вводный инструктаж: На Руси традиционно творог называли сыром, и поэтому лепешки из него называют сырниками, их приготавливают сладкими, с сахаром и ванилином, или без сахара, с овощами.

- Повторение правил безопасной работы с электроплитами и горячими жидкостями, санитарии и личной гигиены.

- Проверка наличия необходимых по рецептуре продуктов для приготовления блюда.

- Текущий инструктаж. Приготовления блюда по инструкционной карте с соблюдением технологического процесса.

- Заключительный инструктаж. Оформление ,подача и дегустация блюда.

6. Итог урока. Рефлексия.

Выводы о качестве блюда, о проделанной работе, ошибках, выставление оценок.

Что потребуется для приготовления:

творог (жирностью 5-9%) – 400 г;

яйцо куриное (категория С-1) – 1 шт.;

соль поваренная (мелкая) – щепотка;

мука пшеничная – 2 ст. л. + немного для панировки;

подсолнечное масло без запаха – для обжарки.

Если творог зернистый, протереть его через сито, поместить в глубокую миску. Добавить яйцо, соль, сахар, ванилин. Растереть массу вилкой.

Жарить следует в хорошо разогретом масле, на огне ниже среднего. Готовить с одной стороны 3-4 минуты, до ровной, светло-коричневой корочки. Затем перевернуть и обжарить вторую строну. После переворачивания сковородку можно накрыть крышкой, чтобы хорошо пропекся центр, все-таки в их состав входят яйца.

Готовые сырники выложить на салфетки, а когда масло с поверхности впитается в бумагу, переложить на блюдо и подать. Поскольку в рецепте используется немного сахара, подавать лучше со сладкими соусами, сгущенным молоком (сырым или вареным), медом, сметаной с сахаром, заварным кремом и пр.

Читайте также: