Развитие западноевропейской культуры конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

группе и компетенцию решения проблем посредством проблемно - диалогического компонента урока.

Оборудование: маршрутные листы с заданиям и для гр у пп (Приложение 1), изображения

памятников а рхитектуры романского и готического стилей (Приложение 1), словари (Большой

1. Какие процессы, характерные для За падной Европы в XI - XIII вв. мы с вами уже из у чили?

2. В каких европейских госу дарствах эти процессы наблюдаются? (Англия и Франция)

3. А что вы можете сказать об Италии и Германии? (Эти страны так и не превратились в единые

государства, в Италии образовались города – государства, в Германии – отдельные княжества) .

1. На чем, в перв ую очередь, отражаются все события, которые происходят в жизни людей? (На

Таким образом, культура – решающий показатель развити я общества.

расцвет в культуре. Оп ределяется связь этих понятий дру г с другом. Учащиеся предлагают свои

версии , что будет изучаться на уроке – на уроке будем изучать какие–то события, которые

1. Вспомните, какими событи ями начинается период Средн их веков? (Падением Западной Ри мской

империи – образца культурного развития человечества).

2. А чем заканчивается эпоха Средних веков? (Эпохой Возрождения в культуре).

3. Какое проти воречие вы видите между д вумя этими фактами, как ую проблем у мы должн ы решить

Проблема: почему и как и зменилось сознание людей в период Средн евековья, что стал

возможен взлет в культуре? – проблему записывают в тетрадь.

Работа по изучению данного материала проходит в гру ппах :

Каждой гр у ппе дается задание доказать, что их область к ульту ры п олучает развитие в XI -

XIII вв. Для этого гр уппе нужно ответить на вопросы маршр у тного ли ста и представит работу в виде

устной презентации с доказательствами, которые гру ппа нашла в ходе работы .

Также, каждая гр уппа получа ет задание выделить, сформу лировать и записать н а дос ке

краткий вывод по выст у плению другой группы. Это задание дается для повышения моти вации к

выслушиванию докладчиков. Контроли ру емые группы прописаны в маршр у тном листе к аждой

Устная презентация резу льтатов работы гр у ппы, запись вводов на доске.

Формулировка вывода по проблеме на основе записанных на доске выводов .

Вывод: сознание средневекового человека значительно обогатилось и расширилось, чему

способствовало расширени й знаний о мире, формирование светских н ачал в к ультуре, появление

Урок с использованием технологии развития критического мышления на основе чтения и письма.

ВложениеРазмер
zapadnoevropeyskaya_kultura_.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебник : М.В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин История Средних веков

Цель урока : познакомить учащихся с достижениями средневековой европейской культуры XI-XV вв.

Основные понятия : стиль, трубадуры, эпос, университет, диспут, факультет, ректор

Имена : Петр Абеляр, Фома Аквинский, Роджер Бэкон

Тип урока : урок с использованием технологии развития критического мышления

I этап. Мозговой штурм, ассоциации

Составление кластера (выделяем смысловые единицы темы)

Чему и как учили в средневековых школах?

Кто мог обучаться в школах? Какие еще учебные заведения существовали в средневековой Европе?

Заполняется в конце урока

Какие науки развивались в эпоху Средневековья? Как звали самых знаменитых ученых и чем они прославились? Чем наука Средневековья отличалась от современной?

Заполняется в конце урока

Каковы были темы произведений средневековой литературы? Какие литературные произведения создавались рыцарями, а какие – крестьянами? Как назывались самые знаменитые литературные произведения эпохи Средневековья?

Заполняется в конце урока

Какой материал использовали для строительства? Как выглядели здания? Имели ли постройки внутренние и внешние украшения?

Заполняется в конце урока

II этап. Осмысление

Работа по группам

I группа – читает в учебнике материал об образовании.

II группа – читает в учебнике материал о науке в Средние века.

III группа – читает в учебнике материал о средневековой литературе.

IV группа – читает в учебнике материал об архитектуре и скульптуре.

- Читая текст учебника, делаем маркировку текста символами. Один учащийся от группы заполняет таблицу.

Знаком с материалом

Что вызвало непонимание

III этап. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке по данной теме?

Выступает один учащийся от группы

Литература эпохи Средневековья была пропитана христианским духом. Ее героями были священники, монахи, святые. Однако, была и другая литература, создававшаяся в рыцарском замке. Её героями были воины. Придворные поэты – певцы – трубадуры пели о любви, битвах и звоне оружия. Крестьяне и горожане создавали свои произведения. Их героями были простолюдины, оставлявшие в дураках священников и феодалов. Большой любовью европейцев пользовался эпос – обширное повествование о героях и событиях прошлого.

Примерный текст : Средневековая культура находилась под сильным влиянием церкви. Главной, среди наук, было богословия. Героями литературных произведений были монахи, священники, святые. При строительстве храмов и монастырей сложились романский и готический архитектурные стили. Образование централизованных государств, развитие ремесла и торговли потребовало большого количества грамотных людей. Первые университеты создавались с разрешения Римского Папы.

и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений.

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в развитии европейской культуры XIV первой трети XVI в., которая построена на принципах гуманизма и интереса к античности.

Гуманизм (эпохи Возрождения) – в широком смысле: мировоззрение, ставящее человека в центр мира, в узком смысле: изучение наук о человеке.

Инкунабула – книга, напечатанная в период с момента изобретения книгопечатания до 1501 г. Такие книги, демонстрируют переход от рукописных книг к печатным и очень редки.

Университет – объединение преподавателей и студентов, созданное для преподавания и приобретения знаний.

Диспуты – формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины.

Схоластика – направление в средневековой философии, в котором истины веры должны были подкрепляться разумом и Священное Писание изучалось методом строго логических умозаключений.

Алхимия – средневековая мистическая наука, предшествовавшая научной химии, искавшая философский камень, средство превращения простых металлов в драгоценные металлы.

Романский стиль – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в XI – XII веках, его характерные черты строгость и монументальность. Преимущественно господствовал в архитектуре.

Готика – стиль средневекового искусства Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XIII по XVI века. Характерные особенности – устремлённость ввысь, большое количество арок, полуарок и шпилей, ажурный силуэт зданий.

Трубадур – средневековый поэт-музыкант.

Витраж – произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Уровень развития культуры варваров, во время завоевания ими Западной Европы, был значительно ниже, чем у покоренного ими населения. Не видя ценности в античной культуре, они уничтожали здания, статуи, живопись и книги. Сами же германцы создавали яркие ювелирные изделия, одежду и предметы быта.

Покорив Европу, германцы познакомились с христианской верой. Многие германские племена приняли крещение, однако продолжали совершать языческие обряды. Церкви пришлось осторожно подходить к языческим верованиям простых людей, чтобы избежать их недовольства. Многие священники предлагали не просто запрещать языческие обряды, а объединять их с христианскими. Например, германцам было привычнее поклоняться предметам, поэтому в храмах стали появляться статуи и изображения святых, различные реликвии. Постепенно языческие традиции варваров-германцев сливались с христианской культурой завоеванных ими земель.

В XII – XIII вв. Западная Европа переживала культурный подъём. Развитие городов, знакомство с византийской и арабской культурами способствовали развитию средневекового образования. Оно уже не ограничивалось монастырскими и церковными школами. В городах появлялись светские школы. В крупнейших городах Западной Европы при соборах возникали высшие школы (университеты), где преподавали богословие, философию, медицину, право.

Университет представлял собой сообщество преподавателей (профессоров) и студентов, целью которого было расширение круга научных знаний. Университетом управлял ректор, согласно принятому уставу. Отдельные факультеты возглавляли деканы. Лекции преподавателей дополнялись диспутами (словесными поединками). По окончании университета студенту присваивалась степень бакалавра, а затем – магистра.

Главной наукой считалась теология (богословие). Вопросы соотношения веры и разума рассматривала схоластика. Одним из самых известных философов-схоластов XII в. Был француз Пьер Абеляр, а в XIII в. – Фома Аквинский.

С VI – VIII вв. в культуру Западной Европы входят хроники – рукописи, рассказывавшие об истории народов и о современной хронисту жизни.

Безвестные сказители и певцы создавали эпические песни – сказания о великих героях прошлого. С течением времени песни соединялись, перерастая в эпические поэмы (эпосы).

В XI в. на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Провансальские поэты – певцы назывались трубадурами, а рыцарские поэты Северной Франции, Италии, Испании, германии – труверами и миннезингерами. В рыцарской поэзии был создан образ идеального рыцаря. Стихи воспевали не только верность сеньору, щедрость и благородство, но изящество и привлекательность рыцаря. Поэты воспевали служение Прекрасной Даме.

На XII век приходится расцвет городской литературы. Создавались короткие рассказы в стихах и басни на бытовые темы, героем которых становился находчивый крестьянин, способный одурачить рыцарей и жадных монахов.

Ряд технических знаний накапливался в ходе строительства соборов и церквей. Среди наук процветали астрология и алхимия.

Романский стиль в архитектуре XI – XIII вв. сменился готическим (XII – XV вв.). Огромные окна храмов заполняли витражи – картины или узоры из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками.

Бытовые сцены изображались на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV – XV вв.

В середине XIV в. В Италии зарождается культура Возрождения. В этот период служители искусства наряду с современными приёмами используют элементы, заимствованные из античных времён.

Эти идеи находили отражение в произведениях искусства. Широкое распространение получает живописный и скульптурный портрет. Благодаря таким портретам мы знаем, каким был реальный облик многих известных людей того времени. Один из известнейших живописцев эпохи раннего Возрождения был Сандро Боттичелли.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Вставьте пропущенные в тексте слова.

Средневековые студенты объединялись в землячества, а преподаватели создавали объединения – факультеты, возглавляемые ______________________. Университет включал в себя три факультета: юридический, ___________, богословский. Однако обучение начиналось с особого, _______________ факультета. Преподавание шло на _________________________ языке.

Правильный вариант:

Средневековые студенты объединялись в землячества, а преподаватели создавали объединения – факультеты, возглавляемые деканом. Университет включал в себя три факультета: юридический, медицинский, богословский. Однако обучение начиналось с особого, подготовительного факультета. Преподавание шло на латинском языке.

Задание 2. Религиозно – философское учение, пытающееся познать Бога и мир с помощью логических рассуждений. Выберите один ответ.

ЛЕКЦИЯ № 4 § 50. Развитие западноевропейской культуры.

Революция в умах . Революции конца XVIII—XIX вв. готовились не только переменами в жизни общества, но и переменами в умах людей, в их мировоззрении — восприятии окружающего мира. Все больше распространялось мнение, что Бог не влияет непосредственно на отдельного человека, на его успехи или неудачи в жизни. Все зависит от усилий, ума, труда и настойчивости. При этом несправедливо, что положение человека и условия его жизни предопределяются рождением. Все эти идеи служили моральным обоснованием революций.

В 20-е гг. XIX в. зарождается критический реализм. У писателей и художников реалистического направления про- является интерес к многостороннему воспроизведению действительности, к широким обобщениям. Отражение экономических, политических, нравственных противоречий своего времени в художественных образах — заслуга писателей критического реализма. Великие писатели реалисты француз Оноре де Бальзак и англичанин Чарлз Диккенс в своих романах всесторонне раскрыли жизнь общества.

В конце XIX в. в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, театре, музыке появляются новые стили и направления. Происходит переоценка ценностей. Изменения в жизни общества, технический прогресс — все это требовало осмысления, нового взгляда. К этой задаче по-разному подошли искусство реализма и появившиеся в конце XIX — начале XX в. течения, объединенные под названием декаданс (от фр. decadence — упадок).

Английский писатель Герберт Уэллс, создатель научной фантастики, писал о проблемах, к которым может привести технический прогресс, затрагивал тему ответственности ученого, указывал на необходимость соотносить прогресс и нравственные нормы.

Изобразительное искусство . В первой половине XIX в. искусство Западной Европы во многом шло по пути подражания великим мастерам прошлого. Во Франции главным представителем живописи этого времени был Жак Луи Давид. Из его учеников выделялся Жак Огюст Энгр, которому пришлось выдержать упорную борьбу с художниками романтического направления. Первым художником, вступившим на путь романтизма, был Эжен Делакруа.

Реалистические традиции середины XIX в. связаны с именем Гюстава Курбе, многие картины которого посвящены социальной тематике. Политические события нашли свое отражение в многочисленных офортах и литографиях Оноре Домье, проникнутых симпатией к простому люду Парижа. Жан Милле изображал крестьян на лоне природы.

В Англии в конце 40-х гг. XIX в. три молодых художника — Джан Эверетт Миллее, Данте Габриел Россети и Уильям Холман Хант — составили союз, чтобы общими силами бороться против условности и подражательности в современной живописи. Они назвали себя прерафаэлитами, поскольку противопоставляли увлечению мастерами XVI в. наивный и глубокий реализм художников до рафаэлевского времени.

Ярким событием в изобразительном искусстве конца XIX в. стало появление импрессионизма. Его возникновение связано с творчеством француза Эдуарда Мане, вокруг которого сложился кружок молодых художников. Для импрессионистов характерно стремление отразить мимолетное, изменчивое, случайное; передать свет и воздух средствами живописи.

Франц Шуберт стремился воплотить в музыке неповторимое мгновение, глубокое интимное переживание — все, что связано с кругом чувств человека. Роберт Шуман создавал музыку взволнованную, мятежную, в которой отразилась его чуткая реакция на жизненное впечатление. Музыка Фридерика Шопена пронизана народными ритмами и интонациями, преданиями старины, поэтичностью.

В музыке 70 — 80-х гг. XIX в. важную роль играла опера. К этому периоду относятся последние работы Рихарда Вагнера, создавшего жанр музыкальной драмы. Влияние Вагнера распространялось даже на композиторов, не разделявших его взглядов на музыку.

Главные научные открытия . Научные открытия меняли представление об окружающем мире, повлияли на жизнь людей. В 20-х гг. XIX в. крупнейшие открытия в области электричества были сделаны Андре Ампером, термоэлектрические явления были обнаружены в 1834 г. Жаном Пелтье, электропроводность веществ изучал Антуан Сезар Беккерель.

Развитие химической науки было отмечено рядом фундаментальных открытий. В 1811 г. Бернард Курту а открыл йод. В 1826 г. Антуан Жером Балар открыл бром. В 1802 г. независимо друг от друга английский физик Джон Дальтон и французский физик и химик Жозеф Гей-Люссак установили законы теплового расширения газов.

Опыты Джеймса Джоуля дали экспериментальное обоснование закона сохранения энергии. Джоуль и Джеймс Максвелл заложили основы молекулярно-кинетической теории тепловых явлений. Работы Джоуля и Джозефа Джона Томсона по охлаждению газов при их расширении положили начало физике низких температур. Томас Юнг возродил волновую теорию света. В 1800 г. Уильям Гершель обнаружил инфракрасное излучение.

Стремительно развивалась органическая химия, в которой особая роль принадлежит Юстусу Либиху. Он разделил все органические соединения на белки, жиры и углеводы, а в 1831 г. одновременно с французским химиком Э. Судейраном получил хлороформ. Либих разработал теорию брожения и гниения.

В 1801 г. немецким физиком Иоганном Риттером и его английским коллегой Уильямом Уоластоном было доказано существование ультрафиолетовых лучей. Реформатором технической оптики стал Йозеф Фраунгофер, описавший в 1814 г. линии солнечного спектра. В 1821 г. Томас Зеебек открыл термоэлектричество. В 1826 г. немецкий физик Георг Симон Ом сформулировал основной закон электрической цепи, названный его именем. Математики Карл Гаусс и Вильгельм Вебер разработали абсолютную систему электромагнитных единиц. В 1845 —1847 гг. Франц Нейман создал теорию электромагнитной индукции.

В конце XIX — начале XX в. в физике произошла подлинная революция, изменившая представления о времени, пространстве, движении, строении вещества.

Английский физик Дж. Максвелл разработал общую теорию электродинамики. Впоследствии положения Максвелла были подтверждены трудами физиков всего мира (открытие Генрихом Герцом электромагнитных волн, Вильгельмом Рентгеном икс-лучей и т.д.).

Важнейшим явлением в науке было открытие первой элементарной частицы — электрона (англичанин Джордж Паджет Томсон). Нидерландский физик Хендрик Лоренц завершил создание своей электронной теории вещества. Антуан Анри Беккерель открыл радиоактивность, изучением которой активно занялись Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри. Было положено начало созданию физики атомного ядра. Английский физик Эрнест Резерфорд открыл альфа-, бета- и гамма-лучи, выделяющиеся при распаде радиоактивных элементов.

В 80-х гг. XIX в. французский химик Луи Пастер разрабатывал прививки против куриной холеры, сибирской язвы и бешенства. В это же время в Германии Роберт Кох изучал возбудителей туберкулеза и холеры. Были открыты бактерии дифтерита и чумы.

Автомобили и воздухоплавание . Первыми самодвижущимися механизмами были машины с паровым двигателем. Немецкий инженер Карл Бенц построил и испытал в 1885 г. первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Соотечественник Бенца Готлиб Даймлер разработал собственный бензиновый двигатель.

В конце XIX в. реализовалась давняя мечта человечества об управляемых летательных аппаратах. Раньше всего удалось сконструировать управляемые дирижабли. В 1900 г. в Германии совершил свой первый полет дирижабль Фердинанда Цепеллина, имеющий жесткую каркасную конструкцию.

Однако будущее было за аппаратами тяжелее воздуха — самолетами (аэропланами). Первые опыты конструирования самолетов с паровыми двигателями провели Л. Ф. Можайский в России, Клемент Адер во Франции, Хайрем Максим в США. Впервые применили бензиновый двигатель в самолетостроении американцы братья Уилбер и Орвилл Райт в 1903 г.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие течения существовали в западноевропейской литературе XIX в.?

2. Охарактеризуйте творчество крупнейших живописцев и композиторов XIX в.

3. Какие крупнейшие научные открытия были сделаны в XIX в.?

4. Составьте таблицу художественных стилей и направлений конца XIX — начала XX в., указав фамилии творивших в рамках этих стилей деятелей культуры. Почему для некоторых деятелей культуры невозможно найти однозначного места в подобной таблице?

Читайте также: