Черепаха конспект средняя группа

Обновлено: 06.07.2024

Задачи:

- Способствовать обогащению представлений детей о черепахе, как живом существе: слышит, видит, передвигается, ест, дышит, защищается, размножается;
- Формировать представление о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения: тело покрыто панцирем, 4 ноги, хвост, толстая кожа, медлительная, неповоротливая;
- Способствовать развитию деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого;
- Способствовать поддержанию интереса дошкольников к жизни черепахи, желания наблюдать за нею, развития умения общаться с животным;
- Укреплять дыхательную систему;
- Развивать тактильные ощущения обонятельных, зрительных, слуховых рецепторов;
- Развивать потребность в двигательной активности.

Оборудование:

- Ящик ощущений.
- Таз с водой, таз с песком.
- Черепаха степная, яйцо.
- Схемы яйцекладущих животных.
- Таблица природной зоны - степь.
- Игрушки - рептилии.
- Пища для кормления черепахи.
- Видеофрагмент о черепахах.
- Магнитофон.
- Указка.
- Картинки-загадки.

Предварительная работа:

Последующая работа:

- лепка из глины черепахи.
- работа с природным материалом (грецкие орехи), создание образа черепахи.
- раскрашивание скрытых изображений.
- обведение по точкам.

Черепаха, фото

Черепаха, фото

Черепаха, фотография

Черепаха, фото

Среда обитания черепах

Среда обитания черепах

Яйцо черепахи

Яйцо черепахи

Задание на раскрашивание скрытых изображений

Задание на раскрашивание скрытых изображений

Ход занятия:

Игровая мотивация

- Кто может появиться из этого яйца? (демонстрация яйца черепахи). Выставляются схемы - подсказки: змея, ящерицы, крокодил, птица, насекомые.
- Мы познакомимся с мамой этого детеныша (ящик ощущений).

Твердое или мягкое?
Округлое или угловатое?
Гладкое или шероховатое?
Живое или неживое?

Загадка про черепаху:

«Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха
Гуляет …
(черепаха)

Мама - черепаха, детеныш - черепашонок.

- Какие еще животные носят на себе щит:

Наблюдение

Почему она не двигается? (втянула голову, лапы – оказалась в незнакомом месте, можно ожидать любой опасности).

Высовывает голову: - на голову каких животных похожа голова черепахи? (змея, ящерица, динозавр – демонстрация игрушек.

Упражнение на втягивание головы

До болота идти далеко,
(Имитация прыжков лягушки)

До болота идти тяжело.
Вот камни лежат у дороги
Сядем, вытянем ноги.
(Сидя, напрягаем стопу на себя, от себя)

Вдруг камни вскочили
(Имитация ползания черепахи)

И за ноги нас укусили
Лягушки закричали от страха:
Это - че, это -ре, это -паха!
(Бег)

(природная зона степи и животные ее населяющие)

Кто из животных нашего живого уголка живет рядом с черепахой? (песчанки).
Что мы сегодня узнали о черепахе?
Черепахе пора отправляться к себе домой, а вам она оставляет фотографию - загадку со скрытым изображением. Кто может правильно раскрасить картинку, тот ее увидит.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Обогащать активный и пассивный словарь детей: черепаха, панцирь, когти, лапы. Активизировать словарь: твердый панцирь, короткая шея, острые когти, маленький хвост, толстая кожа, медлительная.

Социально – коммуникативное развитие:

Формировать умение взаимодействовать с животными. Способствовать поддержанию интереса дошкольников к жизни черепах, желания наблюдать и ухаживать за ней.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением черепах, чтение стихотворений и рассказов о черепахах.

Организация : дети сидят полукругом

Оборудование : черепаха, корм для черепахи, игрушка Пёс Шустрик

1 часть. - Ребята, к нам сегодня пришел Пёс Шустрик. Он принес нам загадку, давайте попробуем ее отгадать:

Домик мой, везде со мной.
Он устроен за спиной.
Я с лягушками дружу
Очень медленно хожу.
Вовсе не букашка,
Кто я.… ( черепашка)

- Посмотрите, кого принес нам Пёс Шустрик! Ему подарили животное, но он совсем не знает – как за ним ухаживать. Давайте ему поможем! Давайте узнаем - Кто же это? И как за ним ухаживать? (Черепаха).

2 часть. – Это черепаха, ее зовут Тортила.- Посмотрите, она большая или маленькая? (большая). - Верно, она едва помещается на моей ладони.

-Сейчас я вам расскажу о черепахе. Черепахи – мирные, спокойные животные. Они никогда никого не кусают, не обижают.

Неуклюжая коробка,
Ножки, хвостик и головка,
Подползла ко мне поближе –
Вот теперь прекрасно вижу.
На коробке сверху щит –
Он любого защитит.
Потому не знает страха,
Зверь с названьем , черепаха .

- В отличие от животных, черепаха носит свой дом на спине.

— Это сухопутная черепаха, а бывают еще водные черепахи.

- А вы знаете, как называется домик черепахи? (панцирь).

- Давайте рассмотрим панцирь черепахи.

- Положите ладонь сверху на панцирь. Попробуйте погладить черепаху по панцирю; надавите на него. Потрогайте - какой он? (твёрдый, жёсткий).

- Панцирь гладкий или нет? (Он не гладкий, на нем нарисованы узоры).

- Как узнали, что он не гладкий? (Потрогали)

- Для чего черепахе панцирь? (Черепаха всегда может спрятаться в него)

- Правильно, чтобы спрятаться, если настигнет опасность или захочет спать.

- У нашей черепахи он высокий выпуклый, а у водных черепах – плоский и гладкий, чтобы лучше скользить в воде.

Ребятки давайте с нашим другом Псом Шустриком немного поиграем.

Покружились-покружились – в черепашек превратились
(кружение вокруг себя)

Ползет, не зная страха, степная черепаха.
(шаги на месте)

Сквозь песок бескрайний, за бархан дальний.
(смотреть по сторонам)

Там разроет гнездо и отложит яйцо.
(движения руками, имитирующие копание, руки вверх, сложить над головой)

Появились малыши, до чего хо-ро-ши.
(хлопки)

И, пускай, малы их дети, тоже в панцири одеты.
(приседание)

Под ними лапки, голова. Они видны едва-едва. (2 раза)
(руки вперед, наклоны головы)

Покружились-покружились – и в детей мы превратились

- Что находится по бокам, слева и справа? (лапы).

- Какие у нее лапы? (толстые, короткие).

- А что на кончиках лап? (коготки).

- Лапы у черепахи зависят от среды обитания. У сухопутной они приспособлены к рытью нор, а у водных имеют перепонки для плавания.

-А что у черепашки сзади панциря? (маленький хвостик).

-Что спереди панциря? (голова).

-У черепахи маленькая голова и подвижная шея.

- Давайте попробуем дотронуться до ног и головы черепахи.

-Что сделала черепаха? (Она втянула голову и ноги в панцирь, спряталась).

- Ребята, как вы думаете, можно ли встретить черепашку на улице? (нет)

- Сейчас я вам расскажу о том, как живут черепахи на воле. Черепахи водятся в теплых странах на юге. Там ярко светит солнце и бывает долгое жаркое лето. Когда тепло, черепахи ползают по земле, ищут и едят разные сочные растения. Они очень медлительные, неуклюжие. У них толстая кожа. С наступлением холодов они забираются в норы, которые сами роют.

- Что сейчас делает черепаха? (ползает).

- Как передвигается черепаха? (ползает, ходит)

- Быстро или медленно? (медленно)

- Ребята, а как вы думаете, что ест наша черепаха? (траву, овощи, корм для черепах)

- Черепаха ест капусту, морковку, любую сочную траву.

- Покормите черепаху, положите ей кусочки капусты и понаблюдайте, что будет. (ест)

- Чем черепаха кушает? (ртом, зубами)

- Вместо зубов у черепахи пластины, которыми она отрывает куски быстро, ровно отрезая их как ножницами.

- В неволе черепаху держат в специальном террариуме. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ей хорошо в нем жилось? (обеспечить свет, тепло, питание)

- Ребята, вы молодцы. А с кем вы познакомились? Как вы узнаете черепаху, по каким признакам? Чем будем ее кормить?

Как зовут нашу черепашку? - Кто расскажет Псу Шустрику, как ухаживать и чем кормить его черепаху?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная область: Речевое развитие

Цели: знакомство с черепахой

Программные задачи

Образовательные : дать представление о внешнем виде и особенностях черепах

Развивающие: развивать связанную речь , зрительное внимание, мышление

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и животным

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики

Материалы и оборудование: картинки с изображением разных черепах

Содержание организованной деятельности детей

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным животным ,а с каким вы мне скажите после того как послушаете стихотворения.

Черепаха, черепаха
Носит панцирь, как рубаху.
Ничего прочнее нет.
Это же - бронежилет.
Острый рог не пробивает,
Острый зуб не прогрызает
И копытом не разбить.
Очень в нем удобно жить.

Вот всплывает черепаха, Панцирь словно как папаха,
Быстро лапками гребет,
Прямо к берегу плывет! Черепаха редко ест,
Мало корма за присест

Ребятки о каком животным эти стихотворения?

-Как вы думаете черепахи большие?

-Чем питаются черепахи?

2. Рассказ воспитателя о черепахах.

Воспитатель (показывает изображение черепахи) . В старину панцирь черепахи называли черепом, отсюда и такое название – черепаха. Тело черепах защищено панцирем. Черепахи очень медленно передвигаются, неповоротливы, но они очень выносливы, при опасности голову, лапы прячет в панцирь

могут без отдыха проходить огромные расстояния. Морские черепахи хорошо плавают, они очень сильные и на спине свободно могут везти двух человек. Питаются рыбой.. Самая большая черепаха – это слоновая- эти черепахи живут на острове Мадагаскар (показывает на карте), питаются растениями: кактусами, листьями, молодыми ветвями деревьев и травой.,

– Чем защищено тело черепахи?

– Что умеют черепахи?

Черепашка в пруд ползет–
Домик на спине везет.
Ты быстрей, быстрей ползи!
Домик весело вези !

3. Рассматривание и сравнение разных черепах.

Дети рассматривают картинки и рассказывают, чем отличаются и чем похожи черепахи, описывают их по плану :

Интеграция образовательных областей:

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская, продуктивная.

Цели: учить слушать, чётко выговаривать слова, развивать внимание память, логику, речь, дать представление о внешнем виде черепахи, учить лепить фигурку черепахи, используя подручный материал – крышка от йогурта, развитие мелкой моторики рук.

Планируемые результаты: уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (лепка фигурки черепахи, развитие творческих способностей у детей в процессе лепки.

Содержание организованной деятельности детей

1. Рассказ воспитателя о черепахе с использованием презентации.

Воспитатель: Ребята, перед тем как мы начнём наше занятие, я предлагаю вам отгадать загадку, и узнать о ком пойдёт сегодня речь.

Ходит в панцире всегда,

Травку щиплет иногда,

Не боится никого,

Дом, как крепость у неё!

Ответ: Черепаха (Слайд 2)

Воспитатель показывает иллюстрацию черепахи, И сообщает ребятам о том, что к ним пришла гостья черепашка Дуся (показывает игрушечную черепашку). Воспитатель предлагает детям рассказать стихотворение про черепашку.

Шла по лесу черепаха

И кусала всех от страха:

Никого я не боюсь.

Затем воспитатель знакомит ребят с черепахой с использованием презентации.

Тело черепахи покрыто твёрдым панцирем. Черепахи очень медленно передвигаются, но они очень выносливые, могут без отдыха пройти большое расстояние. Черепахи живут очень долго до 300 лет. Появляются на свет черепахи из яиц (слайд3).

Черепахи есть морские и живущие на земле (слайд4).

Морские черепахи умеют хорошо плавать очень сильные (слайд 5).

Черепахи могут вырасти очень большими (слайд 6).

Но если черепаху перевернуть на спину ей очень непросто перевернуться обратно (слайд 7).

Морские черепахи питаются рыбой, а те которые живут на суше, питаются травой, листьями (слайд 8).

Панцирь черепахи имеет разные цвета (слайд 9).

-Чем защищено тело черепахи?

Чем они питаются?

Дети: морские – рыбой, которые живут на земле – травой, листьями.

Как передвигаются черепахи?

Дети: очень медленно.

- Зачем черепахе панцирь?

Дети: чтобы прятаться.

4. Лепка фигурки черепахи.

Воспитатель предлагает слепить фигурку черепахи из пластилина и прикрепить к ней крышечку от йогурта.

5. Выставка детских работ. Воспитатель подводит итог занятия вместе с детьми (предлагает рассказать что нового узнали они о черепахах, среде их обитания и внешнем виде).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить детей с одним из видов аппликации с элементами рисования.

1. Познавательные

• Познакомить детей с черепахой- самым древним животным на земле, дать знания о жизни морских черепах. Учить сравнивать морскую черепаху с сухопутной.

• Учить использовать нетрадиционную технику рисования ватными палочками.

• Закреплять знания и умение определять и называть геометрическую форму элементов аппликации (круг).

• Учить детей вырезать изображение по кругу.

2. Развивающие

• Развивать умение рассуждать и мыслить логически.

• Развивать мелкую моторику.

• Обогащать словарный запас: долгожители, морская черепаха, сухопутная черепаха, черепашонок, панцирь, ласты

3. Воспитательные

• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

• Прививать усидчивость и аккуратность в работе.

Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость, не пришел, а приплыл. Слышите, как шумит море? Я загадаю вам загадку, отгадав которую, вы поймете, о ком идет речь.

Может жить она везде,

И на суше, и в воде.

Быстро по воде плывет,

Очень медленно ползет.

Носит дом с собой всегда,

Не страшна ей с ним беда!

Это панцирь – не рубашка,

Кто же это? (черепашка)

Воспитатель: Ребята, наша гостья приплыла к нам из глубин океана. И это значит, что где она живет? (в море или океане). Правильно, и потому она называется МОРСКАЯ ЧЕРЕПАХА.

Основная часть

Воспитатель: Еще есть черепахи, которые живут на суше. Как называют таких черепах? (сухопутные).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на изображение сухопутной черепахи. Опишите ее (дети дают характеристику внешних данных черепахи: цвет, части тела и так далее)

Воспитатель: Как вы думаете, для чего черепахе нужен панцирь? (ответы детей) Правильно, панцирь защищает черепаху.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что черепаха – самое древнее животное на земле, ученые утверждают, что она появилась более 200 млн. лет назад. А еще черепахи – долгожители. Как вы думаете, сколько лет они могут жить? (ответы детей). Они живут дольше, чем мы, около 150 лет! Все знают, что черепахи славятся своей медлительностью. Но медлительны они только на суше, а вот в воде они плавают очень быстро.

Воспитатель: Посмотрите на изображение морской черепахи. Что отличает ее от сухопутной? (ноги)

Воспитатель: Морская черепаха плавает, а не бегает, и поэтому ноги у нее превратились в ласты, что позволяет быстро плавать. Она выходит на берег лишь для того, чтобы отложить яйца, из которых появляются маленькие черепашата.

Воспитатель: Так вот, наша гостья, Большая морская черепаха, никак не может найти своих маленьких черепашат. И она приплыла к нам за помощью в поисках своих деток. Черепашата у меня в корзинке, но они очень малы, и у них еще нет панциря. Поэтому их нельзя отпустить в море, без панциря они погибнут, и мама их никогда не увидит.

Рано, рано, не спеша черепашка в гости шла. (шагают на месте)

Справа солнышко встает, (поднимают правую руку вверх)

Слева иволга поет. (поднимают левую руку вверх)

Ох, устала, длинный путь, (опускают руки вниз)

И присела отдохнуть. (приседают)

Встала, лапки отряхнула, (встают, встряхивают обе руки)

И тихонечко вздохнула. (делают вдох – поднимают руки вверх,

выдох –опускают руки через стороны)

Практическая часть.

у детей на столах лежат заготовки, ножницы, клей, кисточки, тряпочки для клея, гуашь, ватные палочки. Воспитатель показывает детям, как вырезать круг из квадрата, срезая уголки. Вместе с детьми вспоминаем правила пользования ножницами. Дети вырезают круги.

Воспитатель: Какой формы у вас получились детали? Покажите самый большой круг, какого он цвета?

Воспитатель: Ребята, наносим клей на середину заготовки черепашонка и прикладываем самый большой круг.

Воспитатель: Какой теперь, из оставшихся у вас, большой круг? Какого он цвета? (приклеиваем круг)

Воспитатель: Какой по размеру последний, не приклеенный круг? (самый маленький) Какого он цвета? Давайте намажем его и приклеим.

Воспитатель: Ребята, давайте украсим панцирь нашего черепашонка. Берем ватную палочку, макаем в гуашь выбранного цвета, и тычком ставим точки на самом маленьком круге панциря по краю.

Воспитатель: Возьмите другую, чистую ватную палочку, макните в гуашь и украсьте видимый край второго круга.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какому животному было посвящено наше занятие?

Воспитатель: Что нового и интересного вы о нем узнали?

Воспитатель: Как вы помогли нашей гостье?

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо потрудились! Помашем нашим черепашкам рукой и пожелаем им хорошего плаванья!

Читайте также: