Конспект урока по русскому языку на тему личные местоимения

Обновлено: 04.07.2024

Образовательные ресурсы: меловая доска, учебник, раздаточный материал (листочки с заданиями).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут …, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Актуализация знаний

- Запишите число, классная работа.

- Я буду говорить слова, в вы должны из записать в 2 столбика по видам орфограмм.

Редкос..ный, с. есть,с. узить, трос..никовый, ужас..ный, , с. ехать, грус..ный, телес..ный, с. ездить,об..учить, вкус..ный, гиган..ский, об. ехать, прекрас..ный, ненас..ный, об. явить.

- Какое правило помогло правильно написать слова в первом столбике? А какое во втором?

- Далее синтаксический разбор предложения:

В синем небе светит яркое солнышко. 4 (Работа у доски).

- Тему урока вы узнаете, когда запишем слова (Работа у доски).

Агроном, шоссе, класс, самолет, легко, овощи, килограмм, вместе, вагон, впереди, везде.

- Подчеркните последние буквы.

- Открываем с. 52, прочитайте тему урока. (Роль местоимений в речи)

- Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, научимся отличить местоимение от других частей речи и узнаем о роли местоимений в речи.

Первичное усвоение новых знаний

- Где мы можем узнать информацию о личных местоимениях?

- Прочитайте правило. (читает 1 ученик)

- Теперь прочитайте правило вслух вместе со мной.

- Назовите личные местоимения?

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?

- У вас на столе карточки.

- Этот текст красивый?

- Чтобы текст стал красивым, вам надо заменить повторы слов личными местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения?

- Запишите исправленные предложения. Подчеркните местоимения.

Кот был красив. Кот был яркий, как огонь, очень рыжий, даже оранжевый. У кота было белое брюшко. Кот крался за синичкой. Синичка, ничего не подозревая, скакала на ступеньке. Синичке было весело в тот весенний денек. Синичка радостно тренькала. Кот напрягся для прыжка, Кот прыгнул, кот промахнулся.

- Проверка. Кто прочитает получившейся текст.

Кот был красив. Он был яркий, как огонь, очень рыжий, даже оранжевый. У кота было белое брюшко. Он крался за синичкой. Она, ничего не подозревая, скакала на ступеньке. Синичке было весело в тот весенний денек. Она радостно тренькала. Кот напрягся для прыжка. Он прыгнул, он промахнулся.

- Как нужно подчеркивать местоимения?

-Откройте упр. 111.

- Когда в разговорной речи вы употребляете личное местоимение ВЫ, а когда – ты?

- Обратите внимание на то, что обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять в речи личное местоимение ВЫ.

- Спишите последнее предложение. Подчеркните главные члены.

- Какой частью речи выражено подлежащее.

-Какой можно сделать вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

- Откройте страницу 54. Вверху расположена таблица. Ознакомьтесь с ней самостоятельно.

- Расскажите по таблице грамматические признаки местоимений.

- Какие личные местоимения и в каком числе изменяются по родам?

- Какие местоимения относятся к 1 лицу? Запишите в тетрадь.

- Какие относятся ко 2? Запишите.

- К 3 лицу? Запишите.

Физкультминутка

Ну давайте братцы вместе наклоняться.

Влево вправо, влево вправо,

Начинаем всё сначала.

Влево вправо.
Покачаем головой, раз другой, раз другой.
Раз присели, два присели
Мы ещё не всё успели.

Тихо сели, очень дружно
Нам ещё работать нужно.

Ребята, мы с вами отдохнули, набрались сил и можем продолжить работу.

Первичная проверка понимания

- Теперь потренируемся в определении лица местоимений. Выпишите местоимения из упр. 113. Укажите лицо и число.

Самостоятельная работа

- У вас на столе лежат листочки с текстом. Прочитайте его.

- Спишите вставляя вместо точек подходящие местоимение. Определите лицо личных местоимений.

Прооверка

Знаете ли вы, что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. Они очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. Они придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. Он полезный и приятный на вкус.

- Сегодня я приготовила для вас интересные загадки про местоимения.

1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

2. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

3. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Отгадайте "Что могут местоимения"

1. Какие три местоимения самые чистые?

2. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным?

3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?

2. Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его наоборот.

Домашнее задание

Выучить правила на стр. 52. Выполнить упражнение № 114, 116. стр. 55.

Обобщение и подведение итогов урока.

Рефлексия

- Что такое личные местоимения?

- Какие местоимения относятся к 1 лицу, 2 лицу, 3 лицу?

- Если наш урок был познавательным и интересным, поднимите правую руку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

Обучающая: познакомить с особенностями склонения личных местоимений, их признаками и синтаксической ролью, с особенностями употребления местоимений 2 лица.

Повторить изменение местоимений по лицам, числам, по родам (3 лицо, ед. ч.) .

Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи.

Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, способствовать эстетическому воспитанию детей.

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу с местоимениями. Давайте запишем число в тетради.

- А что мы можем сказать о числе 16?

(оно числительное, состоит из 1 десятков и 6 единицы, порядковое)

- А теперь продолжим наш урок.

2. Новая тема.

- Прочитайте эпиграф сегодняшнего урока.

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать.

- О какой же части речи говорит автор?

- А вы знаете, откуда появилось это название?

Давайте прочитаем историческую справку образования этого слова.

Ученик читает

"местоимение" заимствовано из старославянского языка. Оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание. В…местоимени…е

-Сегодня на уроке мы должны будем доказать правильность мысли, заключённой в эпиграфе.

- Давайте проверим домашнее задание.

- А теперь прослушайте стихотворение и запишите местоимения в тетрадь.

Чтение стихотворения.

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

- Какие это местоимения?

-Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

-В "Толковом словаре" Ожегова записано:
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

- Что мы знаем о личных местоимениях?

(У них есть лицо, а у 3 лица- род)

- Давайте вернемся к выписанным местоимениям и составим таблицу.

- А вот какую таблицу составила Оля. Какая из них более точна. Почему?

Указывает деление на род

Стол , парта , окно

- А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.

- Назовите эти местоимения. Ты, вы.

- В каком числе употребляется местоимение вы? (мн. ч.)

Но не только во множественном числе, но и когда мы обращаемся к старшему по возрасту, незнакомому человеку, мы обращаемся на “Вы” в ед. ч.

Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” даже называли родителей. Эта старинная традиция сейчас сохранилась только кое-где.

- Придумайте 2 предложения с прямой речью, включив в них личные местоимения Вы, где их необходимо писать с большой и с маленькой буквы.

Чтение теории из учебника.

- Давайте попробуем просклонять местоимения Я и ТЫ по падежам.

П. п. (о ком?) – обо МНЕ

П. п. (о ком?) – о ТЕБЕ

Словарная работа.

- подобрать местоимения к существительным и определить род:

Тюль (красивый, он)

Рояль (старинный, он)

Такси (грузовое, оно)

Жюри (авторитетное, оно)

Бандероль (заказная, она)

Картофель (молодой, он)

Желе (малиновое, оно)

- Проверка, назовите существительные мужского рода? женского? среднего?

Физкультминутка.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Самостоятельная работа по карточкам.

- Подставить местоимения в предложения.

… нарисую небо. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Еще раз прочитайте эпиграф урока. Скажите, вы согласны с автором, что местоимения могут заменить другие части речи?

- Что еще мы узнали о личных местоимениях?

Местоимения заменяют существительные.

Местоимения не называют предмет, а указывают на него. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.


Рефлексия.

- Кто хорошо понял сегодняшнюю тему, поднимите зеленый кружок.

- У кого возникли трудности, поднимите желтый кружок. Это сегодня не последний урок , мы еще будем работать над этой темой, и я думаю, что все проблемные вопросы будут решены.

- А кто не понял сегодняшнюю тему урока?

Оценки за урок.

- Ребята, я благодарю вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!

Домашнее задание.

Дифференцированная работа в группах

А теперь приступим к работе в группах. Вам нужно будет выполнить задания определённого уровня сложности. Я думаю, что вы с ними справитесь.

1-й уровень От местоимений он, она, они учащиеся образовывают падежные формы с предлогами и записывают их.

К (он), о (она), вокруг (они), напротив (она), с (она), благодаря (он, она, они), навстречу (он).

2-й уровень Дописать местоимения 1-го и 3-го лица единственного числа и определить падеж местоимений.

Говоришь (о ком?)….(обо мне, о нем, о них); скучаешь (без кого?)….; приедешь (к кому?)… тренируешь (кого?)

3-й уровень Замените, где это целесообразно, повторы личными местоимениями. Определите синтаксическую роль местоимений и их падеж

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.

Муму страс..но пр..в..залась к Герасиму, все х..дила за Герасимом и в..ляла хвостиком. Собачка утром будила Герасима. Она стерегла метлы и лопаты Герасима, пр..в..дила к Герасиму старую вод..возку, отправлялась вместе с Герасимом на реку. Не допускала дворовых к к..морке Герасима.

Самостоятельная работа по карточкам.

- Подставить местоимения в предложения.

… нарисую небо. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

урока русского языка

Тема: Личные местоимения.

Цель : формирование представлений о личных местоимениях, об их изменении по лицам и числам

- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;

- познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;

- упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

- воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;

- развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, практический, частично- поисковый, самостоятельная работа

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

- Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.

2. Повторение изученного материала.

Начнём работу. Откройте тетради, запишите число, классная работа

Чистописание.

яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (на доске)

-Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?

МЕСТОИМЕНИЕ

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

А что такое местоимение?

Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

Для чего существуют местоимения в речи?

Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Местоимения- как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).

( Части речи подразделяются на самостоятельные и служебные. Отдельную группу составляют междометия. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами. Они имеют различные морфологические признаки. Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения.)

Обобщите и прочитайте правило -

Местоимение — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями. (учебник стр.33) .

Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений.

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация. Послушайте диалог.

- Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?

- Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома?

- Нет, её нет.

- А Вова? Он дома?

Фронтальная беседа.

Алина, начиная разговор, как называет себя? (Я)

Это первое лицо, которое участвует в диалоге (ставит табличку "я- 1- е лицо" ). Алина, а как бы ты назвала себя и Диму одним словом? (Мы) .

("1-е лицо") .Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник".

Как Алина обращается к Диме? (Ты) . На Диму указывает местоимение ты. Это второе лицо (табличка "ты- 2-е лицо )

А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы ). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.

Алина и Дима говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Катя - она, Вова - он (" 3-е лицо ").

Ребята, а как бы вы назвали Алину и Диму одним словом-местоимением? ( Они ) (" 3-е лицо ")

А каким словом назвать окно? ( Оно ) (" 3-е лицо ").

Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Тема нашего урока: "Личные местоимения". (Открывается на доске).

3) Закрепление новой темы.

Учитель. Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

В "Толковом словаре" Ожегова записано:

Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными.

Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного? (Ставятся таблички).

Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) —

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) —

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) —

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Работа по учебнику.

стр.37 упр. 82 Найдите и подчеркните местоимения. Определите лицо и число личных местоимений.

Замените слова местоимениями и определите род. (Цветы - они, ромашка - она, лютик – он ) .можно ли ли определить род у множественного числа? ( нет)

Игра "Четвёртое - лишнее". Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, они, на, ты (предлог)

Но, оно, она, они (союз)

Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)

Он, она, они, оно (мн.ч.)

Мы, я, вы, они (ед.ч.)

Он, она, они, мы (1-е лицо)

Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова, укажем лицо и число личных местоимений.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).

Самостоятельная работа.

"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.

нарисую ёлочку. А что … будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Самопроверка.

1 уч-ся читает вслух, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть. Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок? Передайте карточки вперёд учителю на проверку.

Хитрые вопросы.

1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).

2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).

3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).

Учитель. Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

Отметки за урок. Рефлексия

Понравился вам урок?

Вы мне тоже понравились, были активны, внимательны, сообразительны. И я вам дарю своё большое сердце, но оно бесцветное, вы должны своими маленькими сердечками, которые лежат на парте, помочь раскрасить его. Если вам понравился урок- красные сердечки, если нет- зеленые.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора.

Учитель. Ребята, желаю вам удачи в усвоении новых знаний.

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. А теперь давайте проверим, как вы справились с домашним заданием.

Ребята, кто выполнил упражнение№3, 4 по учебнику, проверьте правильность выполнения по эталону№1.

Эталон№1 самопроверки упражнений № 3, 4 проецируется на экране.

Упражнение 3.

Вместо каких слов в тексте употреблены эти местоимения? Спишите предложения, заменяя местоимения этими словами.

Шишкин, вместо того чтобы взяться как следует за учёбу, накупил разных морских свинок, белых крыс, черепах, ежей. И он с ними по целым дням возился, кормил их, ухаживал за ними, а они у него часто болели.

Понятно, что со всеми делами Шишкину вовсе не до занятий было, и он делал уроки на скорую руку, кое-как, ничего не выучивая как следует. (Н.Носов)

Упражнение4. Прочитайте предложения. Запишите их так, чтобы получился связный текст. Слова, какой части речи помогли вам связать предложения в тексте? Из-за дальнего леса медленно выплыло солнце. Оно осветило леса и поля, белые пригорки. С одного из них взлетел жаворонок и запел радостную, звенящую песню. В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и ещё что-то светлое, радостное, чего и передать нельзя.

Учитель. Возникли ли у вас трудности при выполнении упражнений№3,4?

Ученик. Нет. Все сделали правильно.

Учитель. Ребята были ли у вас трудности при выполнении задания по карточке?

Ученик. Задание было очень интересным, выполнили легко.

Ученик. Затруднений не возникло.

Карточка «Местоимение как часть речи. Задание № 3. Избавьтесь от тавтологии. Для этого некоторые существительные замените местоимениями.

Серёжа Иванов любит играть в шахматы. Серёжа часто выступает в соревнованиях. Старший брат Серёжи увлекается футболом. Иногда брату Серёжи приходится стоять в воротах, тогда Серёжа посматривает на брата с завистью: Серёже хочется быть вратарём.

Серёжа Иванов любит играть в шахматы. Он часто выступает в соревнованиях. Его старший брат увлекается футболом. Иногда ему приходится стоять в воротах, тогда Серёжа посматривает на брата с завистью: ему хочется быть вратарём.

Учитель. Подведем итог. Ребята, на каком уровне выполнено домашнее задание.

Ученик. На достаточном уровне.

III. Выявление места и причины затруднения.

Слова проецируются на доске либо записаны на доске:

Ты, мы, я, тот, вы

Учитель. Хорошо, ребята. Мнения разделись. Хотите ли вы узнать правильный ответ?

Ученик. Да, хотим.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Учитель. Чем мы сегодня будем заниматься?

Учитель. Тогда обратимся к учебнику, попытайтесь составить кластер по прочитанному материалу.

V. Реализация построения проекта.

(Ребята читают и ищут ответ на вопрос)

Ученик. Конечно, это слово тот.

Учитель. Объясните, почему.

Учитель. Молодцы! А кто сможет сформулировать тему нашего урока.

Ученик. Личные местоимения.

Учитель. А что еще нового вы для себя выяснили? Кто смог составить кластер? (Предлагается вызвать ученика к доске, где схематично будет показано то, что ученики узнали нового.)


Учитель. Ребята, может, у кого есть еще что-то добавить?

Ученик. Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

Учитель. Хорошо, предлагаем добавить еще один блок.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? Ученик. Необходимо закрепить знание правила и умение применять его на практике.

Учитель. Хорошо, ребята, предлагаю вам выполнить упражнение. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст№2. Хотелось бы вам напомнить о диагностической карте ( на столах),не забываем оценивать себя по такой системе оценивания:

Моя грамматика.

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!

Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

Учитель. Давайте сделаем это задание вместе устно по цепочке.

Ученик. Именительный – Я;

Ученик. Родительный – Меня;

Ученик. Дательный – Мне;

Ученик. Винительный – Меня;

Ученик. Творительный – Мной;

Ученик. Предложный – обо Мне.

Учитель. Ребята, оцените свою деятельность. Если сделали все правильно, отметьте в диагностической карте.

Учитель. Ребята, что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по падежам?

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного задания? Ученик. Нет, мы с ним легко справились.

Учитель. Молодцы! А теперь поработаем в группах. Класс делиться на 2 группы.

Для первой группы. Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?).

Для второй группы. Не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).

Приблизился ко мне (Д.п), соревновался со мной(Т.п).

Не смейся надо мной(Т.п), приготовить для меня(В.п).

Учитель. Кто выполнил без ошибок? Какие затруднения возникли?

Ученик. Я допустил ошибку в употреблении местоимения.( Надмной )

Учитель. А как правильно?

Ученик. Надо мной. Пишется раздельно, есть правило:

Местоимения с предлогами пишутся раздельно, к предлогам об,в,к,с, перед, над, под перед формами косвенных падежей местоимения Я на конце присоединяется буква О: надо мной.

Учитель. Правильно! Кто выполнил без ошибок, оцените себя. За правильное выполненное задание, поставьте в диагностической карте плюс.

Учитель. Итак, ребята, что нового еще узнали при выполнении задания? Какую орфографическую закономерность вы увидели?

Ученик. Местоимения с предлогами пишутся отдельно.

Учитель. А сейчас предлагаю выполнить задание в парах.

На столах лежит текст№3.

Внимательно прочитайте текст, подумайте и скажите, какие местоимения могут иметь обобщенное значение?

(Ученики читают, наблюдают, обсуждают в парах)

Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и, кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь.

Учитель. Ребята, кто готов ответить на вопрос?

Ученик. Думаем, что это личное местоимение ты. Автор разговаривает с каждым из тех, кто читает данный текст. Это и я, и Петя, и Таня…

Учитель. Ребята, вы согласны?

Учитель. Что нового и интересного познали, выполняя это задание?

Ученик. Местоимение ты может обозначать не определённого человека, а любое лицо.

Ученик. Употребляется в обобщённом значении.

Учитель. Совершенно верно, ребята.

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Учитель. Как проверить?

Ученики. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Учитель. Хорошо, ребята, предлагаю вам выполнить следующее задание письменно. У вас на столах лежат листочки с текстом№4

Текст№4. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Поставьте, где это необходимо, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.

Учитель. Проведите самопроверку по эталону текста№4.

Эталон по тексту№4

Учитель. Ребята, были ли трудности и ошибки?

Ученик. В склонении местоимений по падежам ошибок не допустил, а вот в определении синтаксической роли местоимений возникли трудности.

Учитель. Ребята, что необходимо сделать данному ученику?

Ученик. Повторить второстепенные члены предложения.

Учитель. Кто выполнил без ошибок, оцените себя. За правильное выполненное задание, поставьте в диагностической карте плюс.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель. Что нового мы узнали на уроке?

Ученик. Познакомились с личными местоимениями.

Ученик. Узнали об особенностях склонения.

Ученик. Узнали, что они изменяются по падежам.

Ученик. Узнали об особенностях правописания местоимений с предлогами.

Ученик. Узнали о синтаксической роли личных местоимений.

Ученик. Узнали об особенностях употребления в речи местоимений ты, вы.

Учитель: Чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение. Класс делится на группы. Каждая группа получила задание.

Задание№5 для первой группы. Запишите правильные формы местоимений, указав их падеж. Вставьте пропущенные буквы.

Навстречу (ему, нему)

Б..жать впереди (ее, неё)

См…яться над (им, ним)

Пр…близился к (нему, ему)

Пр…готовить для (её, неё)

Задание№6 для второй группы. Поставьте местоимения в данных словосочетаниях в именительном падеже:

Слух обо мне, назовет его, явилась передо мной, тучи надо мной, спорить с ней, ждать его, послать к нему.

Учитель. Правильность выполнения проверьте по эталону задания №5,№6.

Эталон выполнения задания№5. Навстречу ему, вокруг неё, бежать впереди неё, смеяться над ним, приблизился к нему, приготовить для неё.

Эталон выполнения задания№6.

Мне-я, мной-я, с ней - она, его-он, к нему - он.

Учитель. Какие затруднения возникли? Кто выполнил без ошибок?

Ученик. У меня не было затруднений.

Учитель. Кто выполнил без ошибок, оцените себя. За правильное выполненное задание, поставьте в диагностической карте плюс.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новые знания?

Учитель. Хорошо! предлагаю вам выполнить задание№7 письменно.

Задание№7.Исправьте речевые ошибки. Правильные предложения запишите в тетрадь. Проведите самопроверку по эталону к заданию№7.

1.Я заходил к учительнице, но их не было дома.

2.После сна первый отряд пошел в лес. Они долго не возвращались.

3.Враг был силен, но они скоро сдались.

4.Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

Эталон к заданию№7

1.Я заходил к учительнице, но ее не было дома.

2.После сна первый отряд пошел в лес. Он долго не возвращался.

3.Враг был силен, но он скоро сдался.

4. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру медведя.

Учитель. Оцените себя. Кто выполнил все правильно, поставьте в диагностической карте плюс.

IХ. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Что нового узнали? Чему научились?

Ученик. Познакомились с личными местоимениями.

Ученик. Личные местоимения 1-го и 2-го лица изменяются по падежам, но не изменяются ни по числам, ни по родам.

Ученик. Местоимения с предлогами пишутся отдельно.

Ученик. Личные местоимения могут быть во множественном и единственном числе.

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. Каждый из вас сейчас заполнит таблицу. Впишите свое имя и фамилию, какое количество плюсов вы получили, опираясь на критерии оценивания, поставьте себе оценку. Эту оценку вы можете поставить себе в дневник.

Карточка самооценки.

Дата выполнения работы:__________________________________________

Ф.И.______________________________________________________________

Класс:____________________________________________________________

Читайте также: