Дизайн отвечает потребностям 10 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Содержание основных этапов, их последовательность не являются догмой, но все-таки есть принятый стандарт, то есть последовательность проектирования.


Посмотрев на столь длинный алгоритм, можно задуматься над двумя вопросами. Во-первых, нельзя ли его сократить, выделить главное, основные шаги? Во-вторых, неужели даже простые проекты (куртки, дверные ручки и т.п.) надо выполнять столь сложно?

Системный подход к дизайнерским проектам предполагает важность каждого шага, однако объем содержания может быть разным (куртка для себя или для сотен тысяч людей). Крупнейший американский архитектор Ф.Л. Райт указывая, что к построению курятника следует относиться так же серьезно, как и к возведению храма. И, быть может, здесь открывается путь к высокой культуре труда.

Приведенный выше алгоритм не позволяет обсуждать условные переходы (Что делать, если появились новые научные данные или условия на рынке сбыта? Что делать, если испытания опытного образца оказались неудачными?), но читатель наверняка сам знает решение — надо вернуться на несколько шагов назад и даже, быть может, все начать с первого шага — такие драматические ситуации бывают даже у известных фирм.

Конечно, такая ситуация обидна и обходится дорого. Правда, существуют способы подстраховки. Один из них — в разработке вариантов изделия, что предусматривает алгоритм. Другой способ - дать задание разрабатывать проекты нескольким творческим коллективам или отдельным дизайнерам. В этом случае отрабатывается общий алгоритм, однако содержание шагов и результаты будут различными — создаются условия для конкурса, творческой конкуренции. Не исключено, что к производству будет принят гибридный вариант, вобравший лучшее из всех проектов и разработок. Заметим, что к такому способу иногда прибегают даже конкурирующие фирмы.

На каждом шаге алгоритма необходимо стремиться к увеличению объема конструктивного общения с аналогичными изделиями, книгами, альбомами и, конечно, с людьми. Люди в этом случае делятся на три группы:

  1. не разделяющие предлагаемые устремления;
  2. разделяющие и принимающие;
  3. равнодушные.

Дизайнер может заставить изделие органично гармонировать с окружающей предметной средой, а может противопоставить его другим окружающим предметам. Набор образов будущего изделия, конечно, входит в банк идей. От части из них, может быть, дизайнер откажется на первых порах, однако некоторые детали, нюансы, находки могут еще пригодиться.

Образ будущего изделия лучше всего, конечно, передает рисунок и на первых порах не следует пренебрегать помощью чертежей, сделанных от руки, рабочими зарисовками. И не беда, что пока вы плохо рисуете — чем больше вы будете стараться передать свою мысль на бумаге, чем больше вас это будет увлекать, тем скорее придет умение рисовать.

Когда образ стал на клаузурах завершенным, дизайнер переходит к выполнению рисунков и чертежей в масштабе, проработке компоновочных решений. Варианты компоновок могут также пополнять банк идей: автомобиль может быть заднеприводным, с двигателем, расположенным впереди или сзади. Можно по-разному компоновать салон, багажник и моторный отсек, при этом получая новые комбинации в банк идей.

Очень важно ничего не потерять. Поэтому не надо раньше времени выбрасывать рисунки, наброски, записи — все это может пригодиться на следующих шагах выполнения дизайнерского проекта (схема 2).

Самостоятельно познакомиться с литературой по основам художественного проектирования. Просмотреть проспекты различных фирм.
Попытайтесь рисунками, клаузурами, эскизами показать себе и другим возможный образ вашего будущего изделия. Элементы конструкции должны быть прорисованы.

Основные понятия

Алгоритм дизайна, системный подход, дизайнерский проект.
Идея, генерирование идей, дизайн, образ будущего изделия, клаузура

Вопросы

Современные изделия, технику и технологии отличает наукоемкость, под которой понимают не только большой объем научных исследований и разработок, выполненных для создания техники и технологии, но и комплекс научных фактов и знаний, находящихся в обращении в процессе эксплуатирования, обслуживания и ремонта современных технических устройств, и также при организации и управлении производством. И, конечно, весьма наукоемким является процесс проектирования дизайнером новых изделий.

Дизайнер должен иметь представления об основах конструирования, о механизмах передачи и преобразования движения, деталях машин, об инженерной графике, приводах машин, источниках электропитания, об основах электротехники и автоматики.

Во всяком случае, дизайнер всегда помнит, что изделие состоит из деталей, а детали надо делать. Другими словами, надо четко представлять содержание разработки технологического процесса изготовления любой проектируемой детали; нужны научные сведения по экономике производства: виды производства, структура себестоимости и пути ее снижения, оплата труда, основные и оборотные фонды производства, даже подготовка кадров.

И, конечно, выполняя каждый рисунок, дизайнер держит в сознании общую схему технологического процесса изготовления каждой детали будущего изделия (схема 4), без этого он будет в глазах других спецназ истов, в первую очередь производственников, выглядеть бесплодным фантазером. В известной мере, как уже обсуждалось, он должен обладать конструкторско-технологическим мышлением.

Вообще дизайнера отличает природная любознательность: ему все интересно, ему все может пригодиться. Можно ли разрабатывать магнитофон, не зная, что такое лазерная и цифровая запись? Можно ли разрабатывать телевизор, не зная, что такое кабельное и спутниковое телевидение? Можно ли проектировать мопед, не зная, что такое керамический двигатель? Обо всем этом дизайнер старается получить сведения из различных источников, о существовании которых полезно знать всем!

Нажмите, чтобы узнать подробности

интерьера, созданных другими людьми. С помощью его можно узнать о материалах, способах производства и характеристиках изделия: эстетических (почему оно выглядит красиво), эргономических (что делает его удобным в использовании).

План-конспект урока по технологии в 10 классе

Тема урока: Дизайн-анализ изделия

1. Дать понятие дизайн-анализ, научить учащихся самостоятельно

проводить дизайн-анализ изделий.

2. Развивать навыки исследования, интерес к анализу, творческую

3. Воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность,

4. Прививать интерес к профессии дизайнер.

1. Организационный момент

Проверить готовность учащихся к уроку

Цель: актуализация опорных знаний учащихся.

1. Кто такой дизайнер?

2. В каких направлениях работает дизайнер?

3. Какими качествами необходимо обладать, чтобы стать дизайнером?

4. Какие предметы в школе готовят к профессии дизайнера?

3. Изучение нового материала

Цель: уметь слушать учителя, запоминать главное, конспектировать

Учитель демонстрирует пеналы

Сегодня я специально выбрала хорошо знакомые всем предметы.

Посмотрите, какие они разные. Представьте себе, что вы пришли в магазин, и вам нужно выбрать пенал. По каким критериям вы будете его выбирать?

Смотрим таблицу 1

Как можно назвать все эти характеристики изделия в целом? Ведь

практически по этим же критериям мы будем выбирать и другие

относящееся не только к области дизайна изделий. Оно применяется и юристами. Потребитель может вернуть изделие в магазин, если оно не соответствует потребительским качествам.

Потребительские качества – это основные критерии, играющие

решающую роль при выборе нужного изделия из нескольких альтернативных

вариантов со схожими или близкими функциями

А теперь представьте себе, что вы – дизайнер, которому заказали

разработать именно тот пенал, который вы держите в руках. Рассмотрите его внимательно. Скажите, что вы должны были учесть, о чем вам нужно было подумать, чтобы разработать данное изделие? Смотрим таблицу 2

В чем принципиальная разница между этими двумя таблицами?

Для дизайнера важную роль играет технологическая сторона

проектирования. Он должен продумать все, что связано с трудоемкостью изготовления, стандартизацией и унификацией, использованием материалов и т.д. Все изделия проектируются для того, чтобы сделать жизнь людей лучше.

Дизайн-анализ – это способ исследования изделий, предметов

интерьера, созданных другими людьми. С помощью его можно узнать о материалах, способах производства и характеристиках изделия: эстетических (почему оно выглядит красиво), эргономических (что делает его удобным в использовании).

Каждое изделие появляется в результате процесса проектирования. С помощью данного дизайна-анализа вы сможете не только понять мысли дизайнера, но и попытаться понять какие решения он принимал в ходе работы над этим изделием и почему.

4. Практическая работа

Цель: уметь самостоятельно проводить дизайн-анализ изделия,

делать выводы.

Задание. Исследовать изделие с точки зрения его создателя.

Этапы работы

Выполняя задание, придерживаётесь нижеследующего плана.

1. В парах внимательно исследуйте изделие: рассмотрите его,

покрутите в руках, воспользуйтесь им.

2. Обсудите в парах:

Почему изделие имеет такую форму;

Какие материалы использованы и почему;

Как оно было изготовлено;

Каково назначение изделия;

Насколько хорошо изделие выполняет своё предназначение.

3. Оценки фиксируйте в таблице. Приложение 3.

4. Сделайте вывод.

. 5. Закрепление

Цель: уметь отвечать на вопросы, анализировать

1. Что такое дизайн – анализ?

2. Для чего проводиться дизайн-анализ изделий?

3. Какие способы проведения дизайн – анализа существуют?

6. Домашнее задание.

Самостоятельно провести дизайн-анализ одного из предметов домашнего обихода.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

ДИЗАЙН - творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, комплексов и систем, ориентированных на достижение идеальных изделий и социально-культурной среды. Дизайн-проектирование предметов, в которых польза неразрывно связана с красотой (гармоничных предметов). Дизайн, как творческий процесс делится на: • Художественный дизайн-создание вещей с точки зрения эстетического восприятия; • Техническая эстетика-наука о дизайне и его этапах (конструктивность, функциональность, эргономичность-комфорт, эксплуатация, утилизация т.д.) Основные выразительные средства дизайна – • формообразование, • разнообразие предметных форм • плавность переходов между частями фигуры, • утонченность. Задачи дизайна – формирование гармоничной предметной среды наиболее удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Цели дизайнерской деятельности - эстетическая организация предметной среды (от самолетов до бытовых приборов). Художественное конструирование – как практика дизайна является методом проектирования предметной среды, объединяя области человеческой деятельности: технической и эстетической. Семантические средства художественного конструирования- Метафора-перенос подобных явлений и предметов литературного происхождения в действительность. Символ-знак, примета, признак в виде нарисованного элемента или предмета объемно-пространственной формы (используется для сохранения и передачи информации и эстетических ценностей) - наделен многозначностью. Аллегория – иносказательность, мифологического происхождения, мудрость, любовь, добро, мир, природа – показывают используя символы, атрибуты, эмблемы объединенных в соответствующую замыслу структуру. Эмблема- отделка, заменяющая символ, изображает предметы, знаки, личности символично. ; Законы и принципы художественного конструирования- 1.Единство формы и содержания; 2.Композиционные законы-пропорциональности, масштаба и контраста; 3.Законы цветовой гармонии; 4.Комплексное решение утилитарных, экономических, социальных и эстетических вопросов; 5.Эргономические требования. 6.Учет особенностей окружающей среды и конкретных условий.

Презентация на тему: " Технология. 10 класс "Основы художественного проектирования изделий" АЛГОРИТМ ДИЗАЙНА." — Транскрипт:

1 Технология. 10 класс "Основы художественного проектирования изделий" АЛГОРИТМ ДИЗАЙНА

2 Технология. 10 класс. "Основы художественного проектирования изделий" С О Д Е Р Ж А Н И Е 1.Дизайн-процесс как единая система 2.Стадии, компоненты дизайн-проектирования 3.Обобщённый алгоритм дизайн-проекта 4.Модель дизайн-процесса 5.Алгоритм выполнения дизайн-проекта 6.Учебный дизайн-проект: структура, организация, задачи

3 АЛГОРИТМ ДИЗАЙНА Дизайн-процесс как единая система Понятие дизайн-процесса многогранно и многослойно. Оно объединяет воедино: - мыслительную деятельность дизайнера, - трансформацию проектируемого объекта от гипотетической идеи до реального проекта изделия (проекта, позволяющего изготовить реальную вещь на промышленном оборудовании с использованием разных материалов и промышленных технологий). Для образного изображения дизайн-процесса мы выбрали этот абстрактный рисунок, символизирующий единство и замысловатое переплетение всех составляющих этого процесса.

4 Стадии, компоненты дизайн-проектирования Всё, что появляется в мире для удовлетворения потребностей человека, от момента зарождения до момента своего появления проходит несколько стадий: Возникновение и осмысливание потребности Определение методов и способов её удовлетворения с учетом различных факторов Разработка проекта объекта (изделия), реализующего методы и способы удовлетворения потребности Изготовление по проекту изделия (объекта), который удовлетворяет человеческую потребность В процесс дизайн-проектирования вовлечены: человек (субъект), изделие (объект), нормативно-ограничительные факторы технологические операции 1 234

5 Дизайн-процесс как стадийная трансформация объекта проектирования Объектное представление о дизайн-процессе 1 Стадии трансформации объекта во время дизайн-проектирования: Техническое описание …………_______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ___________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ________________ Техническое описание …………_______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ___________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ________________ Эскизный рисунок Чертеж Модель (макет) 2345 ПРОИЗВОДСТВО Это объектное представление о дизайн-процессе.

6 Дизайн-процесс как стадийная трансформация объекта проектирования Это субъектное представление о дизайн-процессе. Рождение идеи Творческое развитие идеи Воплощение замысла Познавательная мотивация Критичность (оценка) Преобразовательная нацеленность Что движет процессом

7 Нормативное представление о дизайн-процессе СТАНДАРТЫ НОРМАТИВЫ И ПРАВИЛА ИНСТРУКЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ МЕТОДИКИ Это нормативное представление о дизайн-процессе.

8 Проектирование - основа дизайн-процесса При проектировании предполагается: Выдвижение новой идеи и разработка новой функциональной структуры Рациональное выполнение новой идеи Гармоничное и выразительное стилистическое оформление

9 Дизайн-конструирование Основа принципов конструирования – единство утилитарных, эргономических и эстетических требований функциональность, конструктивность, надежность, долговечность, технологичность, экономичность и др. удобство управления, обслуживания и ремонта, выбор небольших усилий, необходимых для управления красота, изящество, выразительность, образность

10 Представление результатов Выбор оптимального решения проблемы Разработка технологии Обоснование решения Реализация технологии Обобщённый алгоритм дизайн-проекта Анализ и осознание проблемы

11 ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (проектное задание, заказ и т.п.) АНАЛИЗ И ВЫБОР СПОСОБОВ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ГЕНЕРИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКИХ ИДЕЙ ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРОЕКТНЫЙ ДИЗАЙН-АНАЛИЗ МАКЕТ ИЛИ КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТ Модель дизайн-процесса (гипотетическая)

12 Дизайн-проект в технологическом образовании Под проектом в технологическом образовании понимается самостоятельная работа обучающихся, выполненная под руководством педагога, которая включает в себя: составление обоснованного плана действий элементы деятельности по маркетингу элементы деятельности по конструированию элементы деятельности по технологическому планированию изготовление изделия (реальный результата) продажу (реализацию) изделия

13 ПРЕДПРОЕКТНЫЙ ДИЗАЙН-АНАЛИЗ: эстетический, конструктивный, технологический, экономический, аспекты с учетом эргономики Эскизное воплощение композиционного и цветового решения Разработка цветового решения Выбор композиционного решения Воплощение дизайнерского решения с помощью программ компьютерной графики ПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: композиционное и цветовое решение, эскизирование, компьютерное моделирование ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП III Алгоритм выполнения дизайн-проекта II I I

14 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ Научить формулировать постановку задачи, находить и внятно обосновывать как принятые, так и отвергнутые варианты её решения Развить объемно-пространственное воображение, научить эскизному изображению формы или композиции на этапе выбора возможных вариантов Научить создавать в рамках проекта не реальные, а виртуальные модели объектов. Цель: чтобы ограниченные технологические возможности не ограничивали фантазию ученика как проектировщика, и чтобы научить все рутинные работы передавать компьютеру УЧЕБНЫЙ ДИЗАЙН-ПРОЕКТ Структура, организация, задачи учебного дизайн-проекта

15 Типы методик выполнения дизайн-проекта По наглядному образцу Проектирование целесообразной формы Каноническая методика На основе предпроектный исследований

16 - по наглядному образцу Методика выполнения дизайн-проекта

17 -по наглядному образцу - по наглядному образцу Методика выполнения дизайн-проекта

18 - по наглядному образцу Методика выполнения дизайн-проекта

19 - проектирование целесообразной формы Методика выполнения дизайн-проекта

20 - каноническая методика Методика выполнения дизайн-проекта

21 - на основе предпроектный исследований Методика выполнения дизайн-проекта

Читайте также: