Загадка человека обществознание 6 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Материал представляет собой разработку урока по теме "Загадка человека". Разработка состоит из технологической карты, разработанных приложений и презентации.

Оценить 500 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.

Спасибо большое за Ваш отзыв, нам очень приятно! Цели и задачи непосредственно прописаны в конспекте. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Раздаточный материал (групповые, индивидуальные задания, домашнее задание).

Учебные картины и рисунки по теме.

Оборудование доски и

Общеразвивающие и воспитательные:

Создание обстановки доверия, заинтересованности, интереса к человекознанию с целью воспитания организованности, общественной активности, сотрудничества учащихся в процессе групповой работы.

Нравственно-этическое воспитание учащихся на примере ключевых идей курса – идей гуманизма и целостности человека.

Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.

Продолжить работу над формированием научных представлений учащихся на уроках обществознания.

Способствовать формированию следующих умений и навыков учащихся:

- умение критически воспринимать и воспроизводить информацию, высказывать собственные суждения, спорить и отстаивать свои взгляды;

- самостоятельно ставить и пытаться разрешить проблемы;

- делать описание, давать развёрнутые ответы, делать выводы;

- оперировать простейшими философскими понятиями;

- осваивать технологию сотрудничества, методы групповой (проектной) работы;

- умение управлять своей деятельностью при изучении общественных наук;

- научиться использовать полученные знания для решения практических задач.

«МНОГО ЕСТЬ ЧУДЕС НА СВЕТЕ,

Зачем изучать науки об обществе и человеке?

Определение проблемы и постановка гипотезы проекта:

Знакомство учащихся с методом проекта.

Определение проблемы и гипотезы проекта:

Непосредственная работа над проектом и подтверждение гипотезы:

Загадка происхождения человека (эвристическая беседа):

б) откуда произошёл человек? (выполнение групповых заданий);

в) Библия о происхождении человека;

г) Ч.Дарвин о происхождении человека.

Человек – существо биосоциальное (эвристическая беседа):

а) человек в обществе;

б) человек – центр Вселенной? (выполнение групповых заданий);

в) человек как часть природы (существо биологическое);

г) человек – существо общественное (социальное);

д) человек – существо биосоциальное (работа в группах);

Человек – высшее создание природы? (проблемная беседа):

а) способности человека;

б) как и почему человек преобразует природу? (групповая работа);

а) чем люди отличаются друг от друга?

в) загадка внутреннего мира человека;

Подведение итогов проектной деятельности учащихся:

Подготовка к презентации проекта (групповые газеты).

2. Феномен человека.

Всем людям, живущим на Земле, живущим сегодня и тем, кто будет жить завтра, посчастливилось родиться людьми. Зачем человек рождается? Для чего проживает свою жизнь?

В 5 классе вы познакомились с историей Древнего мира и, вероятно, помните имя великого древнегреческого поэта – Софокла, жившего более 2 тысяч лет назад.

Создал речь и вольной мыслью

Овладел, подобной ветру, —

И законы начертал,

И нашел приют под кровлей

От губительных морозов,

Бурь осенних и дождей.

Злой недуг он побеждает,

И грядущее предвидит

Учитель: Эти строки – хвалебный гимн человеку, они прославляют всё то, чего человек сумел добиться.

В чем видел Софокл величие человека ? Слайд 3

Софокл считал, что величие человека в том, что он знает и умеет то, чего не знают и не умеют звери. Слайд 4

В этом и есть феномен – то есть неразрешимая загадка, над которой люди бьются вот уже несколько тысяч лет! Слайд 5

? Ребята, а вам интересно попытаться разгадать эту загадку?

II. Определение проблемы и постановка гипотезы проекта.

1. Знакомство с методом проекта.

? А знаете ли вы, какие методы используют учёные в своей работе?

Предположительный ответ: Собирают различную информацию, исследуют что-либо, применяют различные приборы и мн. др.

Одним из интересных и продуктивных методов, который используют в своей работе современные учёные, является метод проекта.

? Что значит осуществить проект?

Это коллективная работа, которая предполагает решение определённой задачи – проблемы с помощью нескольких исследовательских групп.

Я предлагаю вам разбиться на группы, каждая из которых внесёт свой вклад в наше исследование. Эти группы символично будут представлять различные науки, изучающие человека: социологи (изучают человека и его жизнь в обществе), психологи (изучают внутренний мир человека), философы (размышляют о смысле человеческой жизни), историки (изучают развитие человеческого общества).

* на партах расставлены таблички с обозначением групп; группы могут сформироваться спонтанно, по одноуровнему принципу или по желанию учащихся. Слайд 7

2. Проблема и гипотеза.

Итак, я предлагаю вам сотрудничество для совместного поиска и решения проблем!

III. Непосредственная работа над проектом и подтверждение гипотезы.

1. Загадка происхождения человека

На самом деле, вопрос о происхождении человека очень непрост.

? Ребята, а что вы знаете о том, откуда произошёл человек?

1) Откуда произошёл человек? Слайд 9

Учащимся предлагается выполнить групповое задание: в течение 1-2 минут ответить на вопросы, содержащиеся в раздаточных карточках для каждой группы:

Подведение итогов работы: (группы представляют свои ответы)

Слайд 10 Учитель: Действительно, предположений (гипотез) о происхождении человека – великое множество! В мифах и легендах древних народов человека создают природные силы, боги из земли, глины, воды, огня.

Свои ответы на эту загадку содержат и священные книги разных народов.

1. Библия о происхождении человека. Слайд 11

Учитель: ? Знаете ли вы, что такое Библия? (священная книга христиан, верующих в бога Иисуса Христа)

? А кто знает, что говорится в Библии о создании человека? (Бог создал человека по образу и подобию своему).

в) Наверное, все знакомы с гипотезой о том, что человек произошёл от обезьяны или от обезьяноподобного предка. Это предположение впервые сделал 150 лет назад английский учёный-биолог Чарльз Дарвин после многолетних исследований. Он и его последователи утверждают, что превращение животного предка в человека стало возможным только благодаря труду ! Слайд 12

2. Слайд 13 * Работа с фотоизображением на доске: Давайте посмотрим на изображение обезьяны, древнего и современного человека и сравним их:

? Видите ли вы в их облике схожие черты? Какие? (строение тела, черепа, конечностей и др.)

Действительно, во внешнем облике обезьяны, древнего и современного человека мы находим очень много схожего. Но многие современные ученые выражают большие сомнения по поводу этой теории!

И вот он, феномен, загадка: вечно познающий себя человек до сих пор не знает, откуда он появился на Земле?!

2. Человек – существо биосоциальное.

3. Человек – центр Вселенной? Слайд 14

Люди, такие разные, обладают огромными возможностями, поэтому некоторые считают человека центром Вселенной!

? Можно ли с этим согласиться?

Наверное, это всё-таки преувеличение.

Чтобы разобраться в этом, давайте снова поработаем в наших проектных группах.

В чем сила человека?

Человек – центр вселенной?

Человек умен, потому что?

Человек силен, потому что?

Подведение итогов работы:

Учитель: Как видите, ваша работа показала, что человек – весьма сложное и неоднозначное существо: с одной стороны, он очень силён, с другой, кажется крайне слабым… Но самое интересное, что, живя и развиваясь в обществе, человек во многом схож с животными! (и в этом мы уже убедились, сравнивая изображение обезьяны и человека). Вероятней всего, человек произошёл от животного и никогда не освободится от свойств, присущих животному!

Слайд 15 Как вы думаете, что общего можно найти между животными и человеком?

Слайд 16 (биологическое строение, первичные потребности: необходимость в пище, воде, воздухе, инстинкт самосохранения и мн. др.).

? Вы согласны с этим? Почему?

г) Человек – существо общественное. Слайд 17

? Что же отличает человека от других живых существ?

? Какие способности человек приобретает в обществе? (способность мыслить,владеть речью, трудиться, производить орудия труда, осознавать самого себя, обладать фантазией и заниматься творчеством, планировать свои действия и ставить цель).

Но прежде чем человек научился всему этому, прошли сотни тысяч лет его эволюции (т.е. развития).

Мы уже отметили, что дитя человеческое после рождения – самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. А настоящий, разумный человек вырастет из него только в обществе, среди других людей, которые передадут ему знания об окружающем мире, свой опыт, культуру.

Учитель: ? Вы узнали героя о котором сейчас пойдёт речь? Кто написал историю о Маугли? (Р.Киплинг). Почему Маугли не был похож на других людей? А как вы думаете, могла ли такая история произойти в реальной жизни?

Действительно, Киплинг использовал для сюжета реальные истории: были случаи, когда волею обстоятельств дети попадали в стаи к животным.

? А как заканчивается история Маугли? (возвращение к людям).

К сожалению, это – счастливая сказка. На самом деле, выросшие среди зверей люди не научились ходить на четырёх ногах, не способны были мыслить, а, оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные! Все попытки сделать их нормальными людьми оказались бесполезными…

Это и есть реальные доказательства общественной сущности человека, который становится Человеком только среди людей.

д) Человек – существо биосоциальное. Слайд 18

* Работа со схемой на доске:

? Давайте подведём итог нашего рассуждения: может ли человек являться только частью природы? (нет, иначе он перестал бы быть человеком), а только частью общества? (нет, он во многом схож с животными).

А это значит, что биологическое (природное) и общественное (социальное) слиты в человеке воедино, и обе этих стороны необычайно важны. Поэтому учёные называют человека биосоциальным существом!

3. Человек – высшее создание природы?

а) Как человек изменяет мир?

? Как вы считаете, какое животное – самое высокоразвитое? (обезьяна).

? А умеют ли мыслить животные?

? С деятельностью какого органа человеческого организма связана способность человека мыслить?

Мышление человека связано с уникальным творением природы – головным мозгом человека!

Благодаря этому волшебному механизму, состоящему из миллиардов нервных клеток, мы имеем память, чувства, воображение! Удивительно, но учёные доказали, что возможности нашего мозга почти неограниченны! Благодаря деятельности головного мозга люди приобретают новые знания, делают изобретения, открытия.

Используя это, человек изменяет мир, то есть преобразует его (а не просто приспосабливается к нему, как животное).

Как видите, человек использует свои знания и умения для собственных нужд, и создаёт то, чего нет в живой природе – искусственную среду, культуру, изменяя окружающий мир.

Мы с вами на правильном пути и постепенно приближаемся к решению поставленной задачи (проблемы).

Хочешь, чтобы мир стал лучше? Начни с самого себя!

IV. Подведение итогов проектной деятельности учащихся.

Сегодня мы приложили немало усилий, чтобы попытаться, как настоящие учёные, ответить на вопросы об уникальности человека, его происхождении, смысле жизни, счастье. Я надеюсь, теперь вы задумаетесь над тем, что жизнь человека – это долгий путь преодоления трудностей, где есть боль и радость, успехи и потери…

Значит, цель нашего проектного занятия достигнута!

Но, следует заметить, что работа над проектом всегда занимает длительное время. Конечно, вы продолжите изучать обществоведение со своим учителем, перед вами, несомненно, встанут новые проблемы, вы выдвинете новые гипотезы и обязательно найдёте пути для их решения!

Ведь человек изменяется вместе с окружающим миром, а, значит, он будет изучать себя, пока существует!

V. Домашнее задание.

1. Начало презентации проекта.

Любой проект обязательно заканчивается презентацией, представлением, с той целью, чтобы были видны результаты вашей работы. Я предлагаю каждой группе оформить свой проект в виде газеты.

Не забывайте, что совместный труд, сотрудничество приносят ещё более ощутимый результат!

- Как вы думаете, о чём пойдет речь на учебном занятии?

Ответы учащихся могут быть различными. Но верный ответ: – Мы будем отвечать на вопросы о человеке.

- А на какие вопросы о человеке нужно найти ответы?

1) Чем человек отличается от животных?

2) Что необходимо человеку для развития?

3) Какая ответственность лежит на человеке?

в центр поместите одну из картинок;

из предложенного набора признаков выберите те, которые присущи только человеку;

На выполнение работы у вас 3 минуты.

Правильное выполнение работы:

выбрана картинка, где изображена семья;

указаны 8 из предложенных признаков:

1) владеют речью;

2) умеют производить орудия труда;

3) имеют хорошо развитый головной мозг;

4) осознают самих себя и свои действия;

5) обладают фантазией;

6) способны к действиям по плану;

7) способны к прямохождению;

8) способны к творчеству.

Перечисляют признаки и аргументируют.

Если все совпали, то аргументируют, почему не выбрали остальные признаки.

Если есть расхождения, то объясняют их причины и приводят примеры, которые доказывают, почему нужно добавить или наоборот убрать один из признаков.

- Допустили ли вы ошибки?

- Чем вы можете это объяснить?

Ответы могут быть различными: - знаем признаки из уроков истории и обществознания; - не знаем отличий и др.

- Чем вы руководствовались при выборе картинки?

Если выбрали картинку, где изображена семья, то объясняют почему.

Если выбрали картинку, где один человек (или с собачкой), то отвечают на вопросы учителя: - А зачем тогда человеку речь? Может ли он в одиночку трудиться? – А что ему для этого необходимо?

Добавьте к своей работе этот признак (трём группам отдать листочек с признаком, а на работу выступающих приклеить самой).

Приклеивают дополнительный признак.

А как вы думаете, что произойдет, если человек лишиться возможности взаимодействия с другими людьми? Можете привести примеры, когда человека лишали этой возможности?

В качестве примера – дети-маугли, которые воспитывались животными.

- Так что же необходимо человеку для развития?

Взаимодействие с другими людьми. Здесь могут привести примеры, где мы взаимодействуем с др. людьми.

прочитать высказывания писателей М.М. Пришвина, Антуана де Сент-Экзюпери и Л.Н. Толстого;

устно объяснить их смысл;

сделать общий вывод: что объединяет эти высказывания.

На работу 3 минуты.

Правильно сформулированный ответ: все писатели говорят о том, что на человеке лежит ответственность – заботиться о благе других, делать всё, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

Легко ли было выполнить это задание? Какие умения вам потребовались, чтобы выполнить его успешно?

Умение делать выводы, работать в группе и договариваться.

Теперь, когда мы ответили на все вопросы:

1) Чем человек отличается от животных?

2) Что необходимо человеку для развития?

3) Какая ответственность лежит на человеке?

С момента появления на Земле и до начала XXI века человек прошёл длительный путь развития. Если мы мысленно посмотрим на него, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике и в окружающей среде. Учёные уверены, что ни одно живое существо на планете за это время гак сильно не изменилось. Только человек смог неузнаваемо преобразиться сам и преобразовать окружающий мир.

Как появился человек на Земле? Существуют разные мнения. Как считает часть учёных, древнейшие предки человека — это родственники обезьян. Они постепенно, в течение очень длительного времени — более 2,5 млн лет — развивались, изменялись, и в результате на Земле появился человек. Об этом вы ещё узнаете подробно на уроках истории Древнего мира.

Что же такое человек?

Природа человека

Весь путь становления человека можно разделить на два крупных этапа — биологический и социальный. Первый этап длиннее, второй короче.


Во время биологического этапа сформировались основные признаки, которые и сегодня отличают человека от других живых существ: прямохождение, развитый мозг, способность мыслить, членораздельная речь, сознание, овладение орудиями труда и огнём.

Появление речи позволило человеку накапливать знания об окружающем мире и передавать их из поколения в поколение, дало возможность общаться с другими людьми, помогло их взаимопониманию и совместной деятельности. Всё это происходило на социальном этапе становления человека. В коллективной трудовой деятельности человек развился как существо социальное, общественное.

Итак, человек — и биологическое и социальное существо. В этом и есть загадка человека. Биологическое начало человека идёт от его животного прошлого. Социальное начало получено от общества через учение и воспитание, оно в человеке преобладает.

Какие черты характеризуют человека как биологическое существо? У человека есть мозг, скелет, мышцы, нервы, кровеносная и другие системы. Как биологические организмымы, например, испытываем потребность в пище, потомстве, безопасности.

Как социальному существу человеку необходима социальная среда. Это означает, что человек живёт среди людей, в обществе, где действуют определённые законы, организации, традиции, нравы, обычаи, социальные нормы. К примеру, общество требует от молодёжи проявлять уважение к старшим. Подобной традиции не существует у животных. То есть общество — это социальная среда, которой управляют нормы и традиции. Обо всём этом мы ещё будем говорить в курсе общество-знания.

Ещё одна загадка человека в том, что мы все очень разные, нет двух одинаковых людей. У каждого человека свои интересы и потребности, память и воля, привычки и чувства, характер, таланты и способности. На следующих уроках мы с вами постараемся их разгадать.


Объясните, как на фотографиях показаны проявления биологических и социальных черт человека.

Подведём итоги
Загадка человека — в сочетании биологического и социального начал.
Все люди очень разные, каждый человек обладает определённым характером, интересами и потребностями, способностями и талантами.

Читайте также: