Драгунский денискины рассказы конспект урока 3 класс
Обновлено: 05.07.2024
3.Воспитательные:
- через образ главного героя поставить вопрос нравственного воспитания, воспитания прекрасного в человеке;
- воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе;
- воспитывать интерес к чтению, к музыке.
Ход урока.
(Класс разделён на 3 равноценные группы по 6 человек)
- Ребята, я очень рада видеть вас. Меня зовут Светлана Ивановна.
-Есть на свете книги, которые мы узнаём и начинаем любить с самого детства. К ним относятся и книги Виктора Драгунского.
-Сегодня урок внеклассного чтения у нас не совсем обычный. Мы совершим путешествие в прекрасный мир творчества Виктора Драгунского. В ходе путешествия мы будем читать, отвечать на вопросы, анализировать.
-Мы поплывем на прекрасном корабле. (слайд)
(На доске – рисунки: 4 острова и теплоход).
– Как вы думаете, почему учитель любит именно музыку Шопена?
(Она очень красивая, завораживающая, наполняет сердце радостью.)
– Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом.
– Как музыка Шопена помогает понять характер Бориса Сергеевича?
(Добрый, душевный человек – такая же и музыка.)
– А что любит Дениска? Докажите словами из текста. (Читают)
– Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? (Целый мир.)
– Как вы это понимаете? (Природа, космос, книги, животные и т.д.)
– Как же это характеризует Дениску? (Он любознательный.)
– А почему Мишка вмешался в разговор?
(Почувствовал себя обиженным.)
– Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся.)
– Покажите, как! … Подберите синоним к слову надулся. (Обиделся).
– Дениска любит целый мир, а что же - Мишка? Найдите в рассказе, как он сам говорит об этом двумя словами. (Разные разности.)
– Уточним, какие же разные разности он любит! Подтвердите текстом, что любит Мишка! (Читают по цепочке.)
– Как кратко сказать, что любит Мишка? (Продукты.)
– Найдите в тексте и прочитайте, как учитель отреагировал
на ответ Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)
– А чего ждал Мишка от учителя? (Похвалы. Он хочет, чтобы всего было больше, чтобы его тоже, как и Дениску, похвалили).
– О чём ещё Борис Сергеевич спросил Мишку?
(Любит ли он людей, животных).
– Выберите из текста глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на вопрос учителя. (Встрепенулся и покраснел.)
– А когда люди краснеют? (Когда им стыдно.)
– Почему Мишке стало стыдно? (Самое главное не сказал.)
– Оказывается, он любит еще и котят, и бабушку, и родителей. Только пока не выделяет это, как главное.
- Наше путешествие продолжается!
-Следующая остановка – остров Любимых рассказов.
-Ребята, вы познакомились с разными Денискиными рассказами.
Почему они так называются?
( -Повествование ведётся от имени Дениски, он как бы рассказывает нам о своей жизни; так звали и сына Виктора Драгунского).
-Какой рассказ вам понравился больше всего? Поделитесь своими впечатлениями! Высказать своё мнение вам поможет план.
(на слайде)
Подхожу к каждой группе и предлагаю выбрать карточку синего цвета с названиями рассказов).
- Вы должны выбрать, какой рассказ представит ваша группа и кто будет выступать. На обсуждение – 2 минуты.
Карточка №1.
1.Сестра моя Ксения.
2.Друг детства.
3.Главные реки.
Карточка №2.
1. Девочка на шаре.
2. Что я люблю.
3. Он живой и светится.
Карточка №3.
1. Ровно 25 кило.
2. Тайное становится явным.
3. Двадцать лет под кроватью.
1.Больше всего мне понравился рассказ – …
2.Главные герои рассказа – …
3.В рассказе меня заинтересовало (или насмешило )…
4.Этот рассказ учит …
-Молодцы!
-Дальше маршрут ведёт нас на остров Дружеских писем.
-Хотелось бы вам иметь такого друга, как Дениска? Почему?
-Давайте мы сейчас пофантазируем и напишем письмо Дениске!
- Перед вами на сиреневых карточках – план, которым вы можете воспользоваться, чтобы написать письмо.
На ваше творчество – 5 минут.
(Дети работают в группах 5 мин, затем читают - 3 мин)
-Прочитайте ваши письма! Молодцы!
Итог урока. - Вот и закончилось наше путешествие в мир творчества Виктора Драгунского.
Оценивание и домашнее задание.
- Ребята, я благодарю вас за хорошую работу и активное участие на уроке внеклассного чтения!
Хотелось бы вернуться в детство,
Где радость, смех и добрые мечты.
Для этого одно есть средство:
Драгунского перечитайте вы!
Пусть книг его задор, веселье
Зарядит оптимизмом вас,
Поднимет ваше настроенье.
До новых встреч и в добрый час!
- В память о нашем уроке я хочу подарить вам рекламные буклеты. Думаю, вам захочется познакомиться с теми рассказами Виктора Драгунского, которые вы ещё не читали.
А к следующему уроку внеклассного чтения подготовьте рисунки по одному из рассказов. Это ваше домашнее задание.
-Перед вами лежат разноцветные флажки. Желтый цвет соответствует прекрасному настроению, а зелёный – если вам есть над чем задуматься. Выберите флажок, который соответствует вашему настроению, и украсьте им наш корабль!
(Дети прикрепляют флажки на корабль: на обратной стороне флажков – маленькие магнитики)
-Я рада, что преобладают жёлтые флажки. А это значит – цель нашего путешествия достигнута. Спасибо за урок!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель урока:
Продолжить знакомство с творчеством В. Ю. Драгунского.
Речевая разминка
1. Прочитай медленно.
2. Прочитай с ускорением.
3. Прочитай быстро.
Осип орёт, Архип не отстаёт.
Кто кого переорёт?
Осип охрип. Архип охрип.
Отгадай загадку
Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонёк.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку …
В каком произведении мы встречались с этим насекомым?
Кто автор этого произведения?
Драгунский
Виктор Юзефович
1913 - 1972
Очень трогательный и теплый рассказ, о былых чувствах к своей первой, но со временем забытой игрушке. На это раз Дениска решает стать боксером. Вот только не посмел он отрабатывать силу удара на друге детства – плюшевом медвежонке. Ведь воспоминания хранят в памяти моменты, когда мальчик читал книжки, кормил с ложки, укладывал спать своего медвежонка. История эта очень добрая и поучительная.
Виктор Драгунский написал 63 рассказа о Дениске Кораблеве. Все они интересны, поучительны и незабываемы!
Давай немного отдохнём
ФИЗМИНУТКА
Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место сесть опять.
Словарная работа
Флигель- пристройка к дому.
Отдуваться – оправдываться.
Шуганула –прогнала.
Толком отвечать – отвечать внятно, понятно.
Работа с пословицами.
1. Песня хороша, да певунья никуда.
2. Лучшая вещь новая, лучший друг старый.
3. В чужом глазу соринку видишь, а в своём бревно не замечаешь.
4. Жизнь дана на добрые дела.
5. Тебе смешно, а мне до сердца дошло.
6. Вранью да небылицам короткий век.
7. В умной беседе - ума набираться, а в глупой - свой потерять.
8. У страха глаза велики.
Бюро находок
Угадай, из какого произведения эти вещи?
Составь синквейн к слову Дениска
Домашнее задание
формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.
Воспитательные:
воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
формируем умение работать в паре, слушать и понимать точку зрения другого.
Развивающие
развитие умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;
развитие памяти, образного и логического мышления, речи, творческих способностей;
развитие речи (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор решения проблемы), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать);
Планируемые результаты обучения:
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов и суждений).
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, оформлять свои мысли в устной форме, умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, эмоционально проживать текст, высказывать свое отношение к героям, к их поступкам, оценка собственной и коллективной деятельности.
Регулятивные УУД: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Методическая разработка урока по внеклассному чтению
Литература, которой пользовались при проектировании урока:
Виктор Драгунский - "Денискины рассказы"
В. Ю. Свиридова - Литературное чтение 2 класс 1 часть
Средства обучения : презентация, раздаточный материал: проект "Успешное чтение", портреты писателей: Льва Толстого, Виктора Драгунского и Михаила Пришвина.
Эскиз оформления доски.
Дениска - какой он?
Раздаточный материал:
Предмет: внеклассное чтение
Изучаемый раздел: "Детективное начало. "
Тема урока: "Денискины рассказы" В. Драгунского
Необходимые для изучения темы понятия : рассказ, кластер, реклама; знания: об авторе, содержания произведений; умения: высказывать своё мнение; доказывать свою точку зрения; писать мини-эссе;
Цель урока : создать условия для развития учащихся в процессе обсуждения самостоятельно прочитанного произведения В.Ю. Драгунского "Денискины рассказы".
Ожидаемый результат : учащиеся расширили свои библиографические знания, ближе познакомились с творчеством Виктора Драгунского, научились рекламировать книгу; усовершенствовали умения читательской самостоятельности и понимания смысла в рассказов.
1 этап: Актуализация опорных знаний и способов действий
- Организационный.
- Актуализация знаний.
Групповая работа; Продуктивный вид деятельности.
Заполнение таблицы проекта "Успешное чтение";
2 этап: Формирование новых понятий и способов действий.
- "Открытие нового".
Репродуктивный вид деятельности
3 этап: Применение знаний, формирование умений и навыков.
- Первичное закрепление.
- Включение нового знания в систему уже имеющихся знаний.
Групповая и коллективная работы;
Исследовательский вид деятельности.
Составить устно – словесный портрет Дениски и Виктора Драгунского;
Найти среди предложенных портретов Виктора Драгунского.
Домашнее задание.
Групповая и индивидуальная работы;
Поисковый и репродуктивный виды деятельности.
Этап урока (как в плане)
Содержание обучения (деятельность учителя и учащихся)
Методические приемы обучения, средства обучения
1 этап: Актуализация опорных знаний и способов действий
1. Организационный
- Здравствуйте ребята, сейчас у нас урок внеклассного чтения. На прошлом занятие вы разделились на 3 группы. 1 группа читала рассказ "Если бы. ", 2 группа - "Хитрый способ." и 3 группа - "Пожар во флигеле, или подвиг во льдах. " Сядьте в 3 группы.
Кто помнит, что главное в образе Дениски? (Главное в образе Дениски то, что он Виктор Драгунский писал о своем сыне и немного о себе)
2. Актуализация знаний.
- Как вы помните, что домашнее задания я задала по группам и сегодня вы так и сели. Каждая группа читала "свое" произведение. И связи с этим каждая группа сделает рекламу того произведения, которое прочитала: 1 группа - "Если бы. ", 2 группа - "Хитрый способ" и 3 группа - "Пожар во флигеле, или подвиг во льдах. " В этом вам поможет специальная таблица, которая будет одна на группу. После чего вы командой выйдете и прорекламируете книгу.
Раздаточный материал на группу;
2 этап: Формирование новых понятий и способов действий.
3. "Открытие нового".
- Молодцы ребята. Как вы думаете, какими чертами характера обладает Дениска? Дениска - какой он? (Дениска - фантазер, мечтатель, врунишка, добрый, отзывчивый, . )
Составление кластера: "Дениска - какой он";
Демонстрация книг "Денискины рассказы" Виктора Драгунского
3 этап: Применение знаний, формирование умений и навыков.
4. Первичное закрепление.
- Как вы считаете, можно ли изменить с помощью других концовок в рассказах качества характера Дениски? (Да, можно)
- Сейчас вы это и проверите. У каждой группы есть "свои" рассказы. Ваша задача заключается в том, чтобы изменить концовку так, что наши представления о Дениске изменяться.
Учащиеся представляют свою идею.
- Вот вы представили свои варианты концовок рассказов, как у вас поменялось представление о Дениске? (Отвечают учащиеся)
- И все же, почему Виктор Драгунский именно так решил закончит свои рассказы? (Виктор Драгунский закончил так свои рассказы, потому что он хотел, чтобы мы учились на ошибках Дениски и понимали, что значит хорошо, а что значит плохо)
- Так, хорошо. А правильно ли учиться только на чужых ошибках? (Нет, нужно еще учиться и на своих ошибках)
5. Включение нового знания в систему уже имеющихся знаний.
- Вот вы сейчас говорили о чертах характера Дениски, а вы бы себе его представили? (Отвечают учащиеся)
- А сможете ли вы так же описать внешность самого Виктора Драгунского? (Отвечают учащиеся)
- На доску сейчас располагаются 3 портрета. Как вы считаете, есть ли среди них Виктор Драгунский? Предположите, кто из этих трех мужчин может им быть. (Отвечают учащиеся)
- Чтобы помочь вам, я включу аудиозапись чтения рассказа "Если бы. ", а в это время в своих группах подумайте, кто же из этих мужчин Виктор Драгунский.
- Так на каком же портрете изображен Виктор Драгунский? (Виктор Драгунский изображен на втором портрете)
Устно - словесный портрет Дениски и Виктора Драгунского.
Работа с портретами Льва Толстого, Виктора Драгунского и Михаила Пришвина.
6. Рефлексия.
Домашнее задание.
- Вот вы и познакомились с портретом Виктора Драгунского. С какими рассказами мы сегодня работали? ("Если бы. ", "Хитрый способ" и "Пожар во флигеле, или подвиг во льдах. ")
- У каждого на парте лежит листочек с названием: эссе
- Вы сегодня молодцы. Сдайте ваши эссе и обратитесь к нашу уголку внеклассного чтения и посмотрите, что нужно прочитать к следующему уроку внеклассного чтения и разместить свою рекламу книги!
Родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из Белоруссии. Родители вскоре вернулись на родину в Белоруссию и обосновались в г. Гомеле.(слайд 3)
Детство и юность Виктора Драгунского пришлись на трудные годы. В 16 лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером он все-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта (сейчас — Театр имени Н.В. Гоголя), потом в Театре сатиры, цирке, Театре-студии киноактера. (слайд 4)
А в 1935 году Виктор Юзефович стал актёром Театра транспорта. Виктор Юзефович обладал прекрасным чувством юмора. Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. (слайд 5)
Но больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией.
Он даже ушёл из театра, чтобы работать в цирке рыжим клоуном. (слайд 6)
Писателю и выдумывать-то ничего не приходилось. Отец в этих рассказах - это сам Виктор Юзефович, а Дениска – это его сын. (слайды 7-8)
Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо - громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.
Виктор Драгунский прожил интересную и многообразную жизнь.
Его нет с нами уже много лет, но книжки Драгунского с удовольствием читают ребятишки и перечитывают взрослые… (слайд 11)
• Прочитайте глазами;
• Прочитайте медленно вслух;
• Прочитайте с утвердительной интонацией;
• Прочитайте выразительно;
• Как вы понимаете смысл данного высказывания?
2. Словарная работа (слайд 15)
Тайна?
Нечто скрываемое от других, известное не всем;
Нечто неразгаданное, ещё не познанное;
Скрытая причина чего-нибудь.
Назовите синоним к слову тайна.
Секрет
Тайное?
Секретный, потайной, скрытый, затаённый.
Явное?
Открытое, откровенное.
Грановитая палата (слайд 16)
памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом.
В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.
Интеллигентный (слайд 17)
Человек, обладающий большой внутренней культурой.
Клевета
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Синонимы:
Ложь, враньё, выдумка, наговор.
Язвительный?
Стремящийся досадить, злобно-насмешливый.
3. Работа с текстом (слайд 18)
Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее?
пошлёпал ложкой;
посолил;
посыпал сахару;
долил кипятку;
вылил в кашу всю баночку хрена.
Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (слайды 20-24)
b]Практическая работа[/b]
Вспомните последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку (слайд 25)
К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу? (слайд 27)
Игра не доводит до добра.
Кроткое слово гнев побеждает.
Сначала думай, а потом делай.
Ветра не удержишь, правды не скроешь.
После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд
VI. ИТОГ УРОКА
Чему научил нас автор этих произведений?
На что обратили наше внимание?
Читайте также: