План конспект биографии некрасова

Обновлено: 05.07.2024

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 - 1878)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.


УРОК 59
Н. А. НЕКРАСОВ: ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА.
СУДЬБА НАРОДА КАК ПРЕДМЕТ
ЛИРИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ПОЭТА

Цель:
ознакомить учащихся с жизнью Н. А. Некрасова и основными этапами его творчества; выделить основные мотивы лирики поэта; раскрыть неповторимую особенность лирики и новаторство Некрасова; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и основных этапах творчества Н. А. Некрасова; составляют хронологическую таблицу жизни и творчества поэта; участвуют в беседе; выразительно читают стихотворения; выполняют аналитическую работу в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Вводно-ориентировочная беседа

• С какими стихотворениями Н. А. Некрасова вы знакомы?

• Какие жизненные проблемы волновали поэта?

• Какие стихотворения поэта вы считаете лучшими?

— Неизгладимый след в русской поэзии оставил Николай Алексеевич Некрасов. Считая, что его поэтическое слово — это глас народа, Некрасов постоянно рисовал органическую связь жизни народной с природой, с её животворящими силами.

Некрасов обладал даром большого поэта — он чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя — простого человека, мужика, ремесленника, солдата,— и этот герой стал центральной фигурой его поэзии.

IV. Работа над темой урока

Основные темы лирики Н. А. Некрасова

• Любовная лирика (стихотворения, посвящённые А. Я. Панаевой).

Своеобразие лирики Н. А. Некрасова

Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях:
о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жену, о труде бурлаков и пр.

Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.

Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Стихотворения проникнуты гражданственностью.

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Аналитическая беседа

• Докажите, что в стихотворении сочетаются стихи и проза.

• В чём сходство стихотворения с народной балладой?

• Как построено стихотворение?

• Какие чувства вызывает рассказ ямщика у путешественника? Почему?

• Какую роль выполняют в стихотворении просторечья?

• Можно ли утверждать, что от рассказа о частном случае поэт поднимается до социального обобщения?

3) Обобщение учителя

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Аналитическая беседа

• Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, жанровая сцена)?

• В чём истоки трагедии героев стихотворения? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит она из нищеты и горя?

• За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребёнка?

• Как случай из частной жизни помогает понять драматизм мира, в котором живут люди?

• Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему этот мир беспощаден к ним?

3) Обобщение учителя

• Можно ли считать это стихотворение Н. А. Некрасова лирикой, или же это эпическое произведение в стихотворной форме? Каковы могут быть доказательства лирической родовой принадлежности этого стихотворения?

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Практическая работа (в группах)

• Заполнив таблицу, выполните анализ стихотворения.

3) Сопоставительная работа (в парах)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Выделите основные периоды в биографии Н. А. Некрасова. Какие стихотворения были написаны в каждый из этих периодов?

• Какую роль в жизни поэта сыграла его встреча с В. Г. Белинским?

• В чём заслуга Н. А. Некрасова как редактора и издателя?

• Что является основным предметом изображения в лирике Н. А. Некрасова?

VI. Домашнее задание

В ДОРОГЕ
Н. А. Некрасов[2]

— Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена.
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть[3] и читать —
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный[4] имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородной
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка), —
Да, знать, счастья ей Бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер… А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал Богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу…
Через месяц приехал зятёк —
Перебрал по ревизии души[5]
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь, али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно, —
Воротил он её на село —
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись… посадили
На тягло[6] — да на ней и женили…
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровой…
Ни косить, ни ходить за коровой.
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда жалко подчас… да куды! —
Не утешишь её и обновкой:
То натерли ей ногу коты,[7]
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревёт как шальная…
Погубили её господа,
А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет всё глядит
Да читает какую-то книжку…
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно ба́рченка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна —
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего. Видит Бог, не томил
Я её безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…

Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Сердце сожмется мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась — ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной…

Помнишь ли день, как, больной и голодный,
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик… Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребёнок…
Бедная! слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком…

В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоём совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.
Голод мучительный мы утолили,
В комнате темной зажгли огонек,
Сына одели и в гроб положили…
Случай нас выручил? Бог ли помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
‎Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…

Надрывается сердце от муки,
Плохо верится в силу добра,
Внемля в мире царящие звуки
Барабанов, цепей, топора.

4. Вальяжный – представительный, видный. (вернуться)

5. Перебрал по ревизии души. – проверил списки своих крепостных крестьян. (вернуться)

6. Тя́гло – единица обложения крестьян повинностями (оброк или барщина) в пользу помещика. (вернуться)

7. Кóты – теплые женские полусапожки. (вернуться)

Эпиграфы к урокам:

Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова.

А. В. Луначарский

I. Вступительное слово учителя.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Н. А. НЕКРАСОВА

Одной из самых ярких примет некрасовской поэзии является злободневность.

Через некрасовские журналы прошли известные И. Тургенев, А. Гончаров, великий Л. Толстой; в некрасовских журналах были опубликованы стихи Ф. Тютчева, раскрылся критический талант Н. Чернышевского и Н. Добролюбова. Можно сказать, что работа Некрасова в качестве редактора – беспримерный литературный подвиг.

II. Рассказ о жизни и творчестве Н. А. Некрасова с обобщением ранее изученных произведений.

1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ НЕКРАСОВА

Образ дороги становится излюбленным образом поэзии Некрасова.

4. РЕДАКТОРСКАЯ И ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Н. А. НЕКРАСОВА

5. ПОЭЗИЯ Н. А. НЕКРАСОВА В 50- е ГОДЫ

Выразительное чтение стихотворения, анализ.

Вопросы: 1) Кто же присваивает себе плоды народного труда?

Поэтом-гражданином Некрасов оставался до последних дней своей жизни. Еще раз являл он не только силу поэтической энергии, но и могучую силу духа.

Стихотворение выучить наизусть. Письменный анализ. (Восприятие, истолкование, оценка.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов.


План-конспект урока в 6 классе "Животные в нашей жизни"

Данный план-конспект можно использовать на уроках английского языка в 6 классе при изучении материала по теме "Животные". План-конспект представляет собой разработку урока, направленного на систематиз.


ЗАДАЧИ: Развивать интерес к произведениям композиторов, поэтов и художников, прославляющих Кубань; 2) Пополнить словарный запас .


Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность".


Урок литературы для коррекционной школы II, VIII вида.


конспект урока в 5 классе "Н.А. Некрасов и его женские образы"

Обзорная и сравнительная характеристика женских образов в произведениях писателя.

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про.

Литературный журнал — периодическое издание, посвящённое литературной критике, в котором публикуются произведения художественной литературы.

Либерализм — течение, провозглашающее незыблемость прав и свобод человека.

Реализм — направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

Революционная демократия — течение, предполагающее создание социально справедливого общества через революцию.

Социализм — доктрина, полагающая идеалом социальную справедливость, свободу и равенство.

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.

Дополнительная литература:

1. Литература. 10 класс. Тематические тесты. От текста к смыслу. Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков. Учебное пособие. Р.-на-Д.: Легион, 2013. — 127 с.

Электронные ресурсы по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Николай Алексеевич Некрасов родом из города Немирова Винницкого уезда Подольской губернии. Его отец был разорившимся помещиком, семья страдала от тирании и произвола. Союз родителей был неудачным. Мать поэта покорно выносила тяготы брака, и это не мешало ей с заботой и душевной щедростью относиться к детям, о чём поэт упоминал в своём творчестве.

В период с 1832 по 1837 год будущий поэт проходит обучение в Ярославской гимназии. Он увлечён литературой, театром и сочинительством. В 1838 году отец отправляет его в Дворянский полк в Петербурге. Но в пути Николай принимает решение отступиться от воли родителя и поступить в университет, за что впоследствии семья лишает его материальной поддержки. Из-за отсутствия денег Некрасов становится вольнослушателем на филологическом факультете с 1839 по 1841 годы, зарабатывая на еду недорогими уроками и небольшой литературной работой.

Разбор заданий тренировочного модуля

Соотнесите стихотворения Н. А. Некрасова с соответствующими темами.

Н.А. Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов – известный русский поэт, прозаик, критик, издатель XIX столетия. Литературная деятельность Некрасова способствовала развитию русского литературного языка. В своих сочинениях он использовал, как фольклорные традиции, так и новые речевые элементы. Поэт считается новатором в области литературных жанров. Его народные, сатирические поэмы стали важным вкладом в золотой фонд русской литературы.

Происхождение и ранние годы

Некрасов появился на свет 10 декабря 1821 года в городе Немирове. Будущий поэт происходил из дворянской семьи, ранее богатой.


В этом доме родился Некрасов

Отец – Алексей Сергеевич Некрасов, армейский офицер, небедный помещик. Он имел слабость к азартным играм и женщинам. Отец не мог служить хорошим моральным примером: имел жестокий буйный характер, типичный для крепостников. Плохо обращался с крепостными крестьянами, заставлял страдать жену и детей.

Мать – Елена Андреевна Некрасова (в девичестве Закревская), наследница зажиточного посессионера Херсонской губернии. Она была образованной и миловидной. Ей приглянулся молодой офицер Алексей Сергеевич, но родители были против брака. Тогда женщина решила выйти замуж без их согласия. Однако семейная жизнь с деспотичным мужем стала кошмаром.

Детство Николая Алексеевича проходило в родовом имении в деревне Грешнево. Он рос в большой семье. Кроме него, у родителей было еще 12 детей. Однако атмосфера не была благоприятной: отец постоянно измывался над крепостными, не уважал свою семью. Шаткое материально положение вынудило Алексея Сергеевича занять должность исправника. Он разъезжал по окрестностям и выбивал недоимки с крестьян. Отец часто брал с собой на работу маленького Николая, возможно, чтобы показать, каким должен быть помещик. Однако будущий поэт наоборот навсегда воспылал ненавистью к крепостникам и жалостью к простому народу.

Образование

Когда Некрасову было 11 лет, его отдали учиться в ярославскую гимназию. Там он пробыл до 5 класса. Учился он не очень хорошо, не ладил со школьной администрацией, которая была недовольна его сатирическими стишками.

В 1838 году отец отправил 17-летнего сына в Санкт-Петербург для поступления в дворянский полк. Однако Николай не разделял мечту отца о военной карьере. Повстречав приятеля с гимназии, который стал студентом, он тоже захотел учиться. Поэтому Некрасов нарушает приказ отца и пробует поступить в Петербургский университет, но безуспешно. Он становится вольнослушателем лекций. Строгий отец не прощает сына и перестает его обеспечивать деньгами. Юный Некрасов теперь вынужден бороться за выживание. Почти все время он тратил на поиски заработка. Случайно он нашел способ заработать – писал прошения за гроши.

Творчество


Прожив самостоятельно несколько лет в нужде, Некрасов понемногу стал из нее выбираться при помощи литературного таланта. Он давал частные уроки, печатал небольшие статьи в периодических изданиях. Первые успехи вдохновили юношу – и он всерьез задумывается о литературной деятельности: пробует себя в поэзии и прозе. Вначале Николай пишет в романтическом направлении, подражая лучшим представителям, что позже станет основой для разработки собственного реалистического метода.


Дом-музей Некрасова в Чудово

После поэтической неудачи Некрасов пробует свои силы в прозе. В произведениях он отобразил личный жизненный опыт, поэтому образы получились правдивыми и оттого близкими народу.

Некрасов пробует себя в разных жанрах, в том числе и юмористическом: пишет балагурные поэмы и водевили.

Издательская деятельность тоже привлекала многогранного литератора.

Основные произведения


Некрасов с любимой собакой. Скульптура

Последние годы

Читайте также: