План конспект урока истории беларуси отмена крепостного права

Обновлено: 05.07.2024

Цель: сформировать представление учащихся о развитии с/х Беларуси в 60-90-егг ХIХв.

Формируемые понятия: крепостное право, антикрепостническое движение, временнообязанное положение, мировые посредники, отрезки, уставные грамоты, сервитуты, латифундии, круговая порука. Выкупные платежи, рескрипт, манифест

Пан сахі і касы;

Цёмен сам, белы вус,

Пядзі дзве валасы.

Бацькам голад мне быў,

Гадаваў і карміў,

Бяда маткай была,

Праца сілу дала.

Хоць пагарду цярплю, -

Мушу быць глух і нем;

Хоць свет хлебам кармлю,

Сам мякіначку ем.

З цяжкай працы маей

Толькі мне за яе

Няма дзякуй нідзе.

Какой вывод можно сделать прослушав этот отрывок? Как можно было улучшить положение крестьян?

-что такое крепостное право? Как оно сформировалось?

-в чем проявился кризис феодально-крепостнической системы ?

-была ли попытка что-то изменить?

Необходимость отмены крепостного прав признавал и сам АлександрII.

Подготовку рефориы царь решил начать с белорусско-литовских губерний. Почему?

В 1857г. появился рескрипт Назимову. О чем там шла речь?( работа с документом)

19 февраля 1861 г. АлександрII подписал Манифест об отене крепостного права и Положения о крестьянах, освобожденных от крепостной зависимости.

3.Работа по группам

Какие гражданские и экономические права получили крестьяне? Были ли они согласны?

Что потеряли помещики? Остались ли они собственниками земли?

Обязанности органов крестьянского самоуправления?

Какие феодальные порядки сохранились?

Составить календарь крестьянских выступлений.

Презентация работы групп.

4. Анализ изученного материала

Как вы понимаете слова поэта:

Порвалась цепь великая,

одним концом по барину.

Другим по мужику.

Дайте оценку реформы с точки зрения барина, государства, крестьянина.

5. Первичная проверка усвоенного материала

Крестьяне, освобожденные от крепостного права, но не переведенные на выкуп

Лицо, занимавшееся составлением уставных грамот

Договор помещика с крестьянами об условиях выкупной операции и размере надела

Отрезанная от крестьянского надела в пользу поещика земля

80% стоимости надела, которые платило за крестьянина государство, и которые он должен был вернуть на протяжении 49 лет

Крестьянин , который после 1861г нес повинности в пользу помещика

Земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу

Преобразования в какой-то сфере жизни общества

Познакомить аудиторию с подробной информацией о героических и трагических страницах Великой Отечественной войны на территории Вороновщины.

Усовершенствование умений по усвоению основной информации, ее пониманию, правильному восприятию и объективному оцениванию.

Беларуская энцыклапедыя ў 19т. Мн.,1996. Т.1, с.495.

Беларуская энцыклапедыя ў 19т. Мн.,2002. Т.15, с.295.

Гісторыя Беларусі. Энцыклапедыя ў 6 т.

Вялікай айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце Другой сусветнай вайны) пад рэд. А.А.Каваленкі, М.С.Сташкевіча. Мн., 2004.

А.Ф.Мяснікоў. Вялікай айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце Другой сусветнай вайны). Курс лекцый. Мн., 2005.

"Памяць". Воранаўскі раён. Мн., 2004.

1. С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу. Наш долг - хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

Сегодняшним музейным уроком, тема которого «В годы тяжелых испытаний, актив школьного музея начинает цикл мероприятий, посвященных 65-летию Победы над фашистской Германией.

На уроке вы увидите и услышите о героических и трагических страницах Великой Отечественной войны на территории Вороновщины.

Чтобы было все понятно и ясно, предлагаю начать со знакомства с новыми словами и понятиями, схемами и картами, на которые мы будем опираться в ходе работы на уроке.

2. Работа со словарем:

Война - организованная вооруженная борьба между государствами, классами или нациями (народами). В войне используются вооруженные силы как главное и решающее средство, а так же экономические, дипломатические, идеологические и другие средства борьбы. (Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова. М., 1989. С.239).

Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945гг. - справедливая освободительная война против фашистской Германии и ее союзников (Венгрия, Румыния, Италия, Финляндия), составная часть 2-ой мировой войны 1939-1945гг. (Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова. М., 1989. С.203-204).

Армия - оперативное объединение определенного вида вооруженных сил. Состоит из нескольких соединений и частей разных родов войск, в то числе спецвойск. Исполняет оперативные задания в ходе боевых действий. Бывают армии общевойсковые, танковые, мотострелковые, авиационные, пехотные и др. каждая армия имеет свой номер или название. Обычно армия во время войны входит в состав фронта, но может действовать и самостоятельно. (Беларуская энцыклапедыя ў 19т. Мн.,1996. Т.1, с.495.)

Соединение - группа разного рода войск, не объединенных в отдельную организационную структуру.

Часть - самостоятельная воинская единица.

Отряд - организационная воинская единица.

Оккупационный режим - временное занятие вооруженными силами территории противника и установление на ней своих порядков.

Дислокация - размещение воинских частей (соединений), учреждений в специальных военных городках, лагерях, населенных пунктах.

Гетто - часть города, отведенная для принудительного поселения людей, дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам.

Термин "концентрационный лагерь" означает "место лишения свободы с особо тяжким режимом для военнопленных, осужденных и граждан, взятых под подозрение".

(в военное время)

На этой карте хорошо видны военные округа до начала войны. Территория Белоруссии входила в Западный особый военный округ. С севера - Прибалтийский особый военный округ, территория Прибалтики; с юга - Киевский особый военный округ, территория Северо-Западной Украины.

1.22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война - самая тяжелая и жестокая из всех, которую когда-либо довелось пережить нашей Родине. На Вороновщину война пришла уже на второй день.

Территория района оказалась в полосе наступления 57-го танкового и 5-го армейского корпусов гитлеровцев, которые входили в состав 3-ей танковой группы генерала Гота. Корпуса наносили удар с Сувалковского выступа в направлении р.Мяркине-Варена-Вороново-Ошмяны.

Участок советско-германской границы в полосе наступления немецких войск должна была прикрывать 128 стрелковая дивизия наших войск 11-ой армии (командующий генерал-лейтенант Морозов В.И.) Прибалтийского особого военного округа (командующий генерал-полковник Кузнецов Федор Иссидорович). Но в назначенный район прикрытия дивизия начала выдвигаться с места постоянной дислокации только 20 июня и подготовить сильную оборону уже времени не имела. А 5 танковая дивизия (командир Федоров Ф.Ф.) размещалась в районе Варены, откуда до границы было около 70 км. В тяжелых условиях дивизия, хоть и героически воевала, однако не смогла выполнить боевую задачу. 22 июня остатки дивизии вынуждены были отступить. Путь на восток немцами был отбит и вечером 23 июня 12 танковая дивизия генерала Гота подошла к Вороново, 18 моторизованная немецкая дивизия, которая двигалась к Лиде, вышла к Радуни.

Откуда взялись советские войска в этом районе?. Еще в середине июня они начали передислокацию в район г.Лиды, чтобы прикрыть стык Западного и Прибалтийского особых военных округов и быть ближе к границе. Война застала их в пути и полностью сконцентрироваться в назначенном районе и в назначенное время не смогли. Многие части этих дивизий были еще в пути, поэтому вступали в бой по пути к месту назначения. Такой бой и описал в своей книге немецкий генерал Гот.

С 24 июня 1941 г. и по 26 июня 1941 г. на территории Вороновщины оборонительные бои вели:

Цель: сформировать представление учащихся о развитии с/х Беларуси в 60-90-егг ХIХв.

Формируемые понятия: крепостное право, антикрепостническое движение, временнообязанное положение, мировые посредники, отрезки, уставные грамоты, сервитуты, латифундии, круговая порука. Выкупные платежи, рескрипт, манифест

Пан сахі і касы;

Цёмен сам, белы вус,

Пядзі дзве валасы.

Бацькам голад мне быў,

Гадаваў і карміў,

Бяда маткай была,

Праца сілу дала.

Хоць пагарду цярплю, —

Мушу быць глух і нем;

Хоць свет хлебам кармлю,

Сам мякіначку ем.

З цяжкай працы маей

Толькі мне за яе

Няма дзякуй нідзе.

Какой вывод можно сделать прослушав этот отрывок? Как можно было улучшить положение крестьян?

-что такое крепостное право? Как оно сформировалось?

-в чем проявился кризис феодально-крепостнической системы ?

-была ли попытка что-то изменить?

Необходимость отмены крепостного прав признавал и сам АлександрII.

Подготовку рефориы царь решил начать с белорусско-литовских губерний. Почему?

В 1857г. появился рескрипт Назимову. О чем там шла речь?( работа с документом)

19 февраля 1861 г. АлександрII подписал Манифест об отене крепостного права и Положения о крестьянах, освобожденных от крепостной зависимости.

3.Работа по группам

Какие гражданские и экономические права получили крестьяне? Были ли они согласны?

Что потеряли помещики? Остались ли они собственниками земли?

Обязанности органов крестьянского самоуправления?

Какие феодальные порядки сохранились?

Составить календарь крестьянских выступлений.

Составит словарь терминов по теме урока.

Презентация работы групп.

4. Анализ изученного материала

Как вы понимаете слова поэта:

Порвалась цепь великая,

одним концом по барину.

Другим по мужику.

Дайте оценку реформы с точки зрения барина, государства, крестьянина.

5. Первичная проверка усвоенного материала

О чем идет речь? ( исторический диктант)

Крестьяне, освобожденные от крепостного права, но не переведенные на выкуп

Лицо, занимавшееся составлением уставных грамот

Договор помещика с крестьянами об условиях выкупной операции и размере надела

Отрезанная от крестьянского надела в пользу поещика земля

80% стоимости надела, которые платило за крестьянина государство, и которые он должен был вернуть на протяжении 49 лет

Крестьянин , который после 1861г нес повинности в пользу помещика

Земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу

Преобразования в какой-то сфере жизни общества

Земли совместного пользования помещика и крестьянина.

Познакомить аудиторию с подробной информацией о героических и трагических страницах Великой Отечественной войны на территории Вороновщины.

Усовершенствование умений по усвоению основной информации, ее пониманию, правильному восприятию и объективному оцениванию.

Содействовать формированию гражданских и патриотических качеств личности, чувства ответственности за будущее малой Родины и государства в целом.

Беларуская энцыклапедыя ў 19т. Мн.,1996. Т.1, с.495.

Беларуская энцыклапедыя ў 19т. Мн.,2002. Т.15, с.295.

Гісторыя Беларусі. Энцыклапедыя ў 6 т.

Вялікай айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце Другой сусветнай вайны) пад рэд. А.А.Каваленкі, М.С.Сташкевіча. Мн., 2004.

А.Ф.Мяснікоў. Вялікай айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце Другой сусветнай вайны). Курс лекцый. Мн., 2005.

”Памяць”. Воранаўскі раён. Мн., 2004.

Материалы школьного музея.

2.Работа со словарем, схемами.

1. С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу. Наш долг — хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

Сегодняшним музейным уроком, тема которого «В годы тяжелых испытаний, актив школьного музея начинает цикл мероприятий, посвященных 65-летию Победы над фашистской Германией.

На уроке вы увидите и услышите о героических и трагических страницах Великой Отечественной войны на территории Вороновщины.

Чтобы было все понятно и ясно, предлагаю начать со знакомства с новыми словами и понятиями, схемами и картами, на которые мы будем опираться в ходе работы на уроке.

2. Работа со словарем:

Война – организованная вооруженная борьба между государствами, классами или нациями (народами). В войне используются вооруженные силы как главное и решающее средство, а так же экономические, дипломатические, идеологические и другие средства борьбы. (Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова. М., 1989. С.239).

Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945гг. – справедливая освободительная война против фашистской Германии и ее союзников (Венгрия, Румыния, Италия, Финляндия), составная часть 2-ой мировой войны 1939-1945гг. (Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова. М., 1989. С.203-204).

Армия – оперативное объединение определенного вида вооруженных сил. Состоит из нескольких соединений и частей разных родов войск, в то числе спецвойск. Исполняет оперативные задания в ходе боевых действий. Бывают армии общевойсковые, танковые, мотострелковые, авиационные, пехотные и др. каждая армия имеет свой номер или название. Обычно армия во время войны входит в состав фронта, но может действовать и самостоятельно. (Беларуская энцыклапедыя ў 19т. Мн.,1996. Т.1, с.495.)

Соединение – группа разного рода войск, не объединенных в отдельную организационную структуру.

Часть – самостоятельная воинская единица.

Отряд – организационная воинская единица.

Оккупационный режим - временное занятие вооруженными силами территории противника и установление на ней своих порядков.

Дислокация - размещение воинских частей (соединений), учреждений в специальных военных городках, лагерях, населенных пунктах.

Гетто - часть города, отведенная для принудительного поселения людей, дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам.

Термин "концентрационный лагерь" означает "место лишения свободы с особо тяжким режимом для военнопленных, осужденных и граждан, взятых под подозрение".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметом исследования являются печатные и архивные документы разных годов, в которых рассказывается о сущности реформ, порядке их проведения в Минской губернии и Борисовском уезде в частности.

Изучение основных этапов реформы и ознакомление с архивными документами 1861-1865 годов, раскрывающими общественные и экономические связи в пореформенный период явилось целью исследования.

Аддзел адукацыі Барысаўскага раённага выканаўчага камітэта

Дзяржаўная ўстанова адукацыі

“Беларускамоўная гімназія №2 г.Барысава”

Даследчая праца на тэму:

“Отмена крепостного права на белорусских землях”

вучні 10 “Б” класа

гімназія №2 г.Барысава”

Дакука Сяргей Іванавіч,

настаўнік гісторыі і

гімназія №2 г.Барысава”

на исследовательскую работу

Дакуко Сергея Ивановича

150 лет назад император Александр ІІ [Прил.ХІ] подписал манифест “О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей”. Это событие стало судьбоносным в истории народов, населявших многонациональное государство, в том числе и белорусского народа.

Нас заинтересовали эти события и мы решили выяснить, как отразились они на политическом и социально-экономическом положении белорусского крестьянства.

По данной тематике мы использовали ранее изданные труды белорусских историков. В общих чертах в них содержится описание изменений белорусской глубинки. На основании архивных документов мы хотели конкретизировать и расширить наше представление о событиях 1860-х годов, проследить на фактическом материале изменения в судьбах людей и общества в целом.

Современные социально-экономические, политические и другие преобразования, которые происходят в Беларуси, вызывают интерес к реформационным процессам, имевшим место в нашем крае. Малоэфективность революционных аграрных преобразований после октября 1917 года, что засвидетельствовало время, вынуждает обратиться к истории эволюционных изменений, которые не сопровождаются уничтожением производительных сил, привычных связей между людьми, гражданскими войнами и, в конечном итоге, соответствуют интересам общества.

Сбор и анализ доступных документов по данному вопросу, возможность их осмысления и сравнения с современным состоянием белорусского общества, находящегося в поиске усовершенствования государственной модели, выявляет актуальность нашей работы.

Объектами исследования стали реформы, призванные изменить феодальные порядки.

Предметом исследования являются печатные и архивные документы разных годов, в которых рассказывается о сущности реформ, порядке их проведения в Минской губернии и Борисовском уезде в частности.

Изучение основных этапов реформы и ознакомление с архивными документами 1861-1865 годов, раскрывающими общественные и экономические связи в пореформенный период явилось целью исследования.

Эта цель конкретизировалась в следующих задачах:

а) отобрать архивный материал, который поможет точно передать атмосферу событий, связанных с реформой 1861 года;

б) систематизировать собранный материал;

в) проанализировать статистические данные;

г) обобщить сделанные результаты исследования;

Для исследования нами были использованы каморный и сравнительный методы. Они наиболее содействуют достижению поставленной цели, решению задач и адекватные самой логике исследованию.

Каморный метод был использован при изучении архивных документов в Национальном историческом архиве Республики Беларусь,сравнительный – при систематизации собранного материала.

Научная новизна нашей работы заключается в том, что впервые были собраны и проанализированы разные архивные документы, которые дают точное представление о жизни людей, изменении социального статуса.

Теоретическая значимость работы представляется в формировании реформаторского мировоззрения на общественные процессы.

Практическая значимость проекта заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты

- содержат информацию о ходе проведения буржуазных реформ в Беларуси и Борисовском уезде, которую можно использовать в дальнейших исследованиях;

- могут быть использованы учителями и учениками при изучении истории Беларуси, курса “Борисововедение”, при написании статей в печатных изданиях.

Гипотеза. В ходе проведения буржуазной реформы крестьяне Беларуси получили ограниченные политические, экономические и социальные права.

На обсуждение выносятся следующие положения:

1. Реформы, проведенные в Беларуси и Борисовском уезде, были проведены помещиками и в своих интересах.

2. Положение основной группы населения, крестьян, было незначительно улучшено.

3. Реформа 1861 года не сделала крестьян экономически независимыми вследствии малоземелья и малопригодности земли.

4. Крестьяне получили большие права, кроме политических, и начали их умело применять в своей жизни.

Все дальше и дальше в глубь истории уходят переломные события XIX века. Как бы ни ругали современники крестьянскую реформу, она была огромным шагом вперед. В тот день 150 лет назад у нас с большим опозданием закончилась средневековье!

Наше исследование является попыткой расширить знания и представления о ходе проведения крестьянской реформы 1861 года в Беларуси.

В ходе исследования по разным направлениям реформы в первую очередь внимание акцентировалось на архивные документы по Борисовскому уезду или по ближайшим населенным пунктам. Наша работа является первой по данной тематике нашего края, но не может претендовать на роль последней инстанции, так как часть документов переведена в микрофильмы или написаны неразборчивым подчерком и ожидают исследователей.

И все же , полученные в ходе исследования результаты углубляют наши знания в истории родного края, содействуют пониманию исторической действительности. Их можно использовать как материал для факультативных занятий, они будут полезными на уроках истории, при подготовке в качестве консультативной работы и краеведческого материала.

Хочется надеяться, что эта работа будет полезной для читателей как источник собранного материала, а также мы надеемся на то, что она даст толчок для активизации работы по изучению истории нашей Родины.

О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения, они получат полное освобождение и срочные льготы.

На сих главных началах составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанность в отношении к Правительству и к помещикам.


Урок познакомит учащихся с подготовкой крестьянской реформой, поможет проанализировать основные положения реформы.

Описание разработки

Цели урока:

Развивать навыки поиска, анализа информации по теме;

Совершенствовать навыки исследовательской деятельности на уроке;

Познакомить учащихся с подготовкой крестьянской реформой, проанализировать основные положения реформы.

Подвести учащихся к размышлению ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, воспитание патриотизма

Задачи:

познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права,

выяснить её основные положения, значение для развития страны,

дать оценку реформе;

Текст исторических источников, мультимедийное оборудование.

Ход урока:

Решим простую математическую задачу: сколько лет назад был подписан Манифест об отмене крепостного права?

Давайте постараемся вспомнить и определить сущность крепостного права

- Исходя из темы, попытайтесь определить основную цель урока

Нам предстоит рассмотреть следующие вопросы:

Необходимость отмены крепостного права

Подготовка документов к проведению реформы.

Основное содержание реформы.

Итоги освобождения крестьян в России.

- отмена крепостного права назрела, император России Александр II сделал решительный шаг по пути к крестьянской реформе, которая повлечет за собой и другие либеральные преобразования. .

Как проходила подготовка основного документа по освобождению крестьян? Предлагаю вам посмотреть фрагмент видеоурока в онлайн - режиме

Фрагмент видеоурока до минуты 2 - 52

Торжественный документ Манифест 19 февраля 1861г. был составлен по поручению Александра II митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) –

Основное содержание реформы помимо Манифеста об отмене крепостного права было заложении в “Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Оба документа были подписаны Александром II 19 февраля 1861 г.

Как реагировали на свободу крестьяне?

Тятька, эвон что народу

Собралось у кабака:

Ждут каку - то все свободу;

Тятька, кто она така? -

Цыц! Нишкни, пущай гуторят,

Наше дело сторона,

Как возьмут тебя да вспорют,

Так узнаешь, кто она!

Учитель : а теперь пора познакомиться с самим документом. Вам предлагается прочитать выдержки из манифеста императора и архивного документа того периода и заполнить таблицу, которую вы видите на слайде знал - узнал - не согласен

Учитель: предлагаю поделиться своими исследованиями

Что в итоге получил крестьянин?

Право заниматься торговлей, предпринимательством, переходить в другие сословия

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

г.Вязники Владимирской области

Технологическая карта урока

Учитель Опарина Ольга Александровна

Тема урока:Отмена крепостного права

Класс:8а

Метапредметные:

Развивать навыки поиска, анализа информации по теме;

Совершенствовать навыки исследовательской деятельности на уроке;

Познакомить учащихся с подготовкой крестьянской реформой, проанализировать основные положения реформы.

Подвести учащихся к размышлению ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, воспитание патриотизма

познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права,

выяснить её основные положения, значение для развития страны,

дать оценку реформе;

Оборудование:

Текст исторических источников, мультимедийное оборудование.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

3. Этап изучения нового материала.

4. Этап систематизации и обобщения знаний.

Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение школьников в деловой ритм.

Подготовка документов по проведению реформы

Учитель работает по презентации

Учитель подводит итог по содержанию манифеста

Решим простую математическую задачу: сколько лет назад был подписан Манифест об отмене крепостного права?

Давайте постараемся вспомнить и определить сущность крепостного права

- Исходя из темы, попытайтесь определить основную цель урока

Нам предстоит рассмотреть следующие вопросы:

Необходимость отмены крепостного права

Подготовка документов к проведению реформы.

Основное содержание реформы.

Итоги освобождения крестьян в России.

- отмена крепостного права назрела, император России Александр II сделал решительный шаг по пути к крестьянской реформе, которая повлечет за собой и другие либеральные преобразования..

Как проходила подготовка основного документа по освобождению крестьян? Предлагаю вам посмотреть фрагмент видеоурока в онлайн-режиме

Фрагмент видеоурока до минуты 2-52

Торжественный документ Манифест 19 февраля 1861г. был составлен по поручению Александра II митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) –

Основное содержание реформы помимо Манифеста об отмене крепостного права было заложении в “Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Оба документа были подписаны Александром II 19 февраля 1861 г.

Как реагировали на свободу крестьяне?

Тятька, эвон что народу

Собралось у кабака:

Ждут каку-то все свободу;

Тятька, кто она така?-

Цыц! Нишкни, пущай гуторят,

Наше дело сторона,

Как возьмут тебя да вспорют,

Так узнаешь, кто она!

Учитель : а теперь пора познакомиться с самим документом.Вам предлагается прочитать выдержки из манифеста императора и архивного документа того периода и заполнить таблицу, которую вы видите на слайде знал-узнал-не согласен

Учитель: предлагаю поделиться своими исследованиями

Что в итоге получил крестьянин?

Право заниматься торговлей, предпринимательством, переходить в другие сословия

Однако, как показали исследования документов, остались и негативные явления :

Подумайте , о каком явлении идет речь в стихотворении Некрасова:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Из смежных деревень –

Учитель: да, разговор идет о временнообязанных отношениях.В чем суть этих отношений? Крестьянин должен был работать на барщине и платить оброк до тех пор, пока полностью не заплатит за землю.

Учитель: поговорим еще об одной операции- о выкупе. В соответствии с положением,

20% суммы за замлю выплачивается крестьянами;

80% - государственная ссуда, которую крестьянин возвращал в течение 49 лет.

С процентами. Таким образом, за годы существования выкупной операции при общей стоимости всей пахотной земли в стране в полмиллиона рублей крестьяне выплатили за нее 1, 5 миллиарда.

Прокомментируйте данный факт

Размер выкупаемого надела и условия выкупа фиксировались в уставной грамоте.

Запись на доске и в тетради:

Уставная грамота - договор помещика с крестьянином.

За соблюдением условий уставных грамот, урегулированием спо­ров между крестьянами и помещиками следили мировые посредни­ки, назначаемые Сенатом из потомственных дворян.

Учитель: И еще один пережиток реформы-

Система отрезков и прирезков земли.

Размер земельного надела, который помещик предоставлял крестьянам,не мог быть выше установленной нормы- от 3 до 12 десятин земли.Если в пользовании крестьянина было больше нормы, излишки отрезали, при этом земля была лучшего качества.если меньше, землю прирезали. Но как правило, это была плохо обработанная или вообще заброшенная земля.

Вопросы учащимся: Кому была выгодна система отрезков земли?

Учитель:проверим, насколько верно вы поняли , какие основные свободы и обязанности получили крестьяне. Заполним экспресс-тест.

Учитель: Как вы думаете, как отреагировали крестьяне на реформу?

Отпустили крестьян, на свободу

Только землю не дали народу,

Вот вам милость дворян и царя.

Мужики без земли пропадают,

А дворяне и рады тому,

Что дешевле они нанимают

Мужиков на работу свою.

Чтобы с голоду нам не подохнуть,

На дворян мы работать идем,

И живет эта жадная свора

Исключительно нашим трудом.

Учитель:Как вы думаете, насколько своевременной была отмена крепостного права? Какие последствия могла иметь реформа?

Составление кластера на доске и в тетради.

Плюсы и минусы реформы, обсуждение кластера.

Оценивание работы учащихся

. Распалась цепь великая,

Распалась и ударила,

Одним концом по барину,

Другим по мужику.

2. Составить 5 вопросов к пар.20

3. прочитать пар20, ответить на вопросы в тетради №2

Работа учащихся с текстом

Ответы учащихся, работа по таблице в тетради

Запись в тетради

Заполнение теста, самопроверка

Письма из провинции об объ­явлении манифеста 19 февраля 1861 г. (март-апрель 1861 г.)

По сборе народа зажигались [в церкви] свечи, священники облача­лись в праздничные ризы, выходили с Манифестом в руках выход священника встречен был народом с усердною мольбою иконам, затем следовала мертвая тишина и начиналось чтение манифеста.

Чтение манифеста на народ никакого впечатления не произвело, кре­стьяне, как водится, не поняли манифеста и начали по-своему перетолковывать, да­вая себе небывалые преимущества. Когда прочли манифест в Стубленской церкви, то народ начал негодовать на нашего священника, что он неправильно читал манифест, они говорили, что земля должна оставаться в их собственности, а не соб­ственностью помещика и что барщины никакой не должно быть.

в Орле по прочтении манифеста народ разошелся с убеждением, что это не та, а на днях ,Пришлют другую, настоящую вольную.

(Конец крепостничества в России.

Документы, письма, мемуары, статьи. М, 1994, с. 265-274.)

Манифест 19 февраля 1861 года

Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и

прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным следующее.

Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, …не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны ине определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. …

Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I— постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных 28инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.

Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою провидения.

Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение. В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности,

в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред

правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях

повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в

собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность

определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в

решительное состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и

потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы.

по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок

Для правильного достижения сего мы признали за благо

1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами

крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.

2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в

уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.

3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе,

открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено,

на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер

повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю ,так и за другие от него выгоды.

5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям

ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.

6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно

исполнять прежние их обязанности.

7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и

открытия волостных судов.

Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать

в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил,

выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.

Дан в Санктпетербурге, в девятнадцатый день февраля, в лето

от рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое,

царствования же нашего в седьмое.

Дополнительные материалы к уроку

1. Исторический диктант

- О чем или о ком идет речь?

1) Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости,

но не переведенный на выкуп.

2) Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разре­шения споров между крестьянами и помещиками.

З) Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной

4) Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли

5) 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течении 49 лет.

6) Преобразование в какой-либо сфере государства.


-75%

Читайте также: