Разнообразие растений 3 класс школа россии конспект и презентация

Обновлено: 05.07.2024

Место урока в теме: изучение и закрепление нового материала.

Цель урока: расширить представление детей о природе.

Задачи урока:

развивающие:

  • способствовать развитию аналитического мышления (умения устанавливать причинно – следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
  • способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний);
  • стимулировать самостоятельно – поисковую деятельность;
  • повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность.

образовательные:

  • актуализировать знания детей о природе, её составляющих;
  • расширить кругозор учащихся по теме (5 царств природы) путём создания условий для осознания и усвоения нового материала.

воспитательные:

  • способствовать формированию коммуникативных навыков;
  • создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Приёмы ТРКМЧП: кластер, инсерт, синквейн

Дидактический материал и оборудование:

Мне удалось сегодня …

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за …

1. Орг. Момент: введение в раздел, тему урока. (2 мин)

Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.

2. Стадия вызова: мотивационно – целевой этап. (7 мин.)

Предлагаю вам, ребятки
Отгадать мои загадки.

1. Стоит в поле кудряшка, белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое? (ромашка)

2. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит.
А в один из тёплых дней - май серёжки дарит ей (берёза)

3. В саду растёт кусточек, колючий он, как ёж.
Захочешь ягодку сорвать, все руки обдерёшь (крыжовник)

Верно. А как назвать эти слова-отгадки одним словом? (растения).

(высказывания ребят)

Учитель: И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой.

Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(высказывания ребят).

Молодцы, сегодня мы узнаем о разнообразии растений.

Растения представляют большие группы – царства,

Ребята, используя свои знания и рисунок в учебнике на странице 71, я вам предлагаю в парах заполнить кластер.

(Дети в парах заполняют кластер на предложенных карточках, учитель выносит данный кластер на доску. После парной работы кластер заполняется с ребятами по их предложениям)

Имеющиеся у нас знания помогли нам заполнить лишь часть схемы. Как заполнить остальные гроздья кластера? Где же взять недостающую информацию? (обратиться к тексту учебника, спросить у родителей, найти ответ в энциклопедии. )

3. Осмысление (16 мин.)

Предлагаю вам открыть учебник на странице 72. Прочитайте предложенный вам текст. Во время чтения делайте пометки на полях.

v - эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ - это новая для меня информация;

? - эта информация мне не понятна, у меня появились вопросы.

(Учащиеся осмысленно читают текст, делают пометки. После чтения возвращаются к кластеру и заполняют его.)

Ребята, у кого во время чтения возникли вопросы? (выслушиваются мнения ребят, возникшие вопросы разбираются)

Итак, я надеюсь, что мы получили необходимые знания и сможем заполнить недостающие царства растений, (заполнение кластера)

Молодцы! С этим заданием вы справились прекрасно.

Физкультурная минутка

Самостоятельная работа

Работа с понятиями, интересными фактами (текст учебника)

Ребята, кто из вас знает, как называется наука, изучающая мир растений?

(Высказывания ребят. В случае если ответа нет, учитель предлагает его найти в учебнике на странице72, 1 абзац).

(Высказывания ребят. В случае если ответа нет, учитель предлагает его найти в учебнике на странице73, 1, 2 абзацы.

А как вы думаете, представителей, какого царства больше остальных?

(предположения ребят)

Я вам предлагаю заглянуть в копилку интересных фактов и найти ответ на этот вопрос на странице 74. (самостоятельное чтение)

4. Закрепление изученного (5 мин.)

Сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельно задание в рабочей тетради на странице 29, № 1, 2, 3 и проверить работу в парах (работа в тетрадях, взаимопроверка)

О ком идёт речь?

1. Мы – самое большое царство растений, нас почти 250 тысяч видов (цветковые).

2. Цветков, плодов и семян у нас не бывает. Наши листья похожи на перья

(папоротники).

3. Мы растём во влажных местах, нас около 27 тысяч видов (мхи).

4. Мы – самое малочисленное царство растений (хвойные).

Хорошо, вы были на уроке внимательны. И прекрасно продемонстрировали свои знания.

5. Итог урока. Рефлексия (10 мин.)

Заканчивая разговор о разнообразии растений, я предлагаю вам написать об этой части природы синквейн. Вспомним, что такое синквейн, как он строится? (Высказывания детей, ребята пишут свои мысли, озвучивают).

Пример синквейна

Растения.
Разнообразные, прекрасные.
Украшают, радуют, восхищают.
Зелёный наряд Земли.
Красота!

Подведение итогов

Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:

(на доске появляется карточка со словами)

Мне удалось сегодня …

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за …

(высказывание учащихся)

Постановка задач на следующий урок

Ребята, а как вы думаете, всё ли мы узнали о растениях?)

А что нам предстоит ещё о них узнать? (высказывания ребят)

Я предлагаю вам заглянуть в учебник, на страницу 75 и найти ответ на этот вопрос. (Ребята читают в учебнике, в конце параграфа, небольшую справку *** На следующем уроке ты узнаешь …)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Разнообразие растений. Рабочие листы..docx

Рабочий лист № 1.

Водоросли имеют:

Водоросли – водные растения, не имеют корня, стебля, листьев. Они составляют группу низших растений.

Одни из них очень малы, их можно рассмотреть только в микроскоп – это одноклеточные . Такие водоросли живут, например, в пресных водоёмах. Другие очень крупные, иногда достигающие в длину нескольких десятков метров. Эти водоросли заселяют моря и океаны. Тело многоклеточных водорослей состоит из похожих клеток и называется слоевищем.

Размножаются водоросли спорами* или путём отделения частицы от растения.

* Спора – образование, покрытое плотной оболочкой.

Рабочий лист № 2.

Мох – невысокое травянистое растение, имеющее моховые стебельки и листья. Не имеет корней.

Размножается спорами*, не цветёт. Растут мхи в сырых, заболоченных местах.

* Спора – образование, покрытое плотной оболочкой.

Рабочий лист № 3.

Папоротники.

Папоротники имеют:

В лесах встречаются растения с красивыми перистыми, рассечёнными листьями.

Это папоротники – травянистые растения.

Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветов, плодов и семян у них не бывает. Размножаются спорами*. На обратной стороне листа можно увидеть коричневые пятнышки – это и есть споры.

* Спора – образование, покрытое плотной оболочкой.

Рабочий лист № 4.

Хвойные растения

Хвойные растения имеют:

Большую группу растений составляют хвойные: ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник, лиственница.

Хвоинки – это их листья! У хвойных не бывает цветов и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.

Рабочий лист № 5.

Цветковые растения

Цветковые растения имеют:

Главный отличительный признак группы цветковых растений – наличие цветков и плодов. Имеют все другие части растений: корень, стебель, листья.

Цветковые растения наиболее разнообразны: цветущие деревья, кустарники и травянистые растения.

Разнообразие растений.

Папоротники

Разнообразие растений.

Папоротники

Выбранный для просмотра документ Разнообразие растений.pptx

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Описание презентации по отдельным слайдам:

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ


Водоросли Мхи Папоротники Хвойные Цветковые

Водоросли Мхи Папоротники Хвойные Цветковые

Верно ли утверждение? Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глух.

Верно ли утверждение? Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глухую ночь накануне дня Ивана Купалы (7 июля) под удары грома и раскаты молний.

Верно ли утверждение? Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На.

Верно ли утверждение? Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы.

Верно ли утверждение? В морях Южного полушария встречается самая крупная в ми.

Верно ли утверждение? Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покры.

Верно ли утверждение? Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко-зелёными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки.

Верно ли утверждение? Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на на.

Верно ли утверждение? Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на нас глядели жёлтые глазки-цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы!

Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений?

Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений?

НАУКА О РАСТЕНИЯХ БОТАНИКА -

НАУКА О РАСТЕНИЯХ БОТАНИКА -

Исследование в малых группах. План работы: Прочитать текст. Рассмотреть фотог.

Исследование в малых группах. План работы: Прочитать текст. Рассмотреть фотографии. Заполнить таблицу, отметив какие особенности имеют растения – представители данной группы.

Правила работы в группах. Работай в группе дружно, помни: вы одна команда. Пр.

Правила работы в группах. Работай в группе дружно, помни: вы одна команда. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. Не бойся высказывать своё мнение. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других членов группы. Работай сам, не рассчитывай на других. Отвечай у доски громко, чётко, кратко. В случае неправильного ответа не вини никого, отвечай за себя. Помни: каждый человек имеет право на ошибку. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то используйте считалку или жребий.

ВОДОРОСЛИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Пл.

ВОДОРОСЛИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена - - - + - - -

МХИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Сем.

МХИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена - + + + - - -

ПАПОРОТНИКИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок.

ПАПОРОТНИКИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена + + + + - - -

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цв.

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена + + + - - - +

ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры.

ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена + + + - + + +

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ Группа растений Корень Стебель Лист Цветок Плод Семя Сп.

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ Группа растений Корень Стебель Лист Цветок Плод Семя Споры Водоросли - - - - - - + Мхи - + + - - - + Папоротники + + + - - - + Хвойные + + + - - + - Цветковые + + + + + + -

РАСТЕНИЯ НЕЦВЕТКОВЫЕ ЦВЕТКОВЫЕ ВОДОРОСЛИ МХИ ПАПОРОТНИКИ ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ ЦВЕ.

РАСТЕНИЯ НЕЦВЕТКОВЫЕ ЦВЕТКОВЫЕ ВОДОРОСЛИ МХИ ПАПОРОТНИКИ ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ ЦВЕТУЩИЕ ТРАВЫ КУСТАРНИКИ ДЕРЕВЬЯ

Верно ли утверждение? Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глух.

Верно ли утверждение? Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глухую ночь накануне дня Ивана Купалы (7 июля) под удары грома и раскаты молний. Ошибка: папоротники не цветут, а размножаются спорами. У древних славян бытовало предание: кому посчастливится увидеть этот цветок, тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.

Верно ли утверждение? Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На.

Верно ли утверждение? Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы. Ошибка: мхи не цветковые растения. У кукушкина льна изображены не цветы, а коробочки со спорами, которые образуются без цветков.

Верно ли утверждение? В морях Южного полушария встречается самая крупная в ми.

Верно ли утверждение? Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покры.

Верно ли утверждение? Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко-зелёными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки. УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО!

Верно ли утверждение? Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на на.

Верно ли утверждение? Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на нас глядели жёлтые глазки-цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы! УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО!

Выбранный для просмотра документ Урок окружающего мира РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ..docx

Урок окружающего мира 3 класс.

Тема: Разнообразие растений.

Обобщение урока: царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Каждая группа растений имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.

Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Материалы к уроку: учебник; рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.

Планируемый результат

Дети учатся:

выделять существенные признаки основных групп растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;

искать необходимую информацию о растениях в процессе самостоятельной совместной работы в малых группах.

Умения, характеризующие достижение результата:

различать такие группы, как водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения, по их существенным признакам – по строению растения (наличию или отсутствию какого-либо органа);

узнавать растения различных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения) по описанию, фотографиям, гербарию;

выдвигать гипотезы и обосновывать их;

составлять план работы;

собирать необходимую информацию из разных источников (книги, энциклопедии, в том числе электронные);

анализировать, классифицировать найденную информацию.

Актуализация знаний. Мотивация.

В начале урока следует провести вводную беседу с целью актуализации знаний детей о царстве растений.

На слайде появляются фотографии представителей различных групп растений.

Учитель. Каких представителей этого Царства вы видите?

Дети. Мох, водоросль, сосна, клевер, папоротник.

Учитель. К какой группе растений их можно отнести?

Дети называют соответствующие группы растений, и в результате рядом с фотографиями на слайде появляются названия групп:

Учитель. Царство растений пришли вы познать,

Их тайны и загадки придётся отгадать.

Для создания проблемной ситуации можно воспользоваться приёмом загадки.

Учитель. Вы многое уже знаете о растениях и, наверное, сможете определить, где верное высказывание о растениях, а где нет.

На слайде появляется фотография растения и информация о нём:

О папоротнике

Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глухую ночь накануне дня Ивана Купалы (7июля) под удары грома и раскаты молний.

О мхах

Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы.

О водорослях

О хвойных

Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко-зелёными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки.

О цветковых

Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на нас глядели жёлтые глазки-цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы!

Учитель . Какие утверждения верны, а какие нет?

Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчёркивает разногласия, усиливает противоречия.

Учитель. Опять нет единого мнения. Что же нам делать, чтобы точно знать, где ошибка, неверное представление о растении?

Дети. Изучить эти группы растений.

Учитель. Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование?

Дети. Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений.

На слайде появляется знак вопроса. А после того как дети сформулировали вопрос, на слайде появляется и сам вопрос-предложение.

Учитель . Где правда, а где вымысел, легенда, ложь.

Без науки о растениях не поймёшь.

- Какая наука изучает растения? (Ботаника.)

- И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. 1-я группа будет изучать водоросли, 2-я – мхи, 3-я – папоротники, 4-я – хвойные растения, 5-я – цветущие деревья, кустарники, травы.

Исследование в малых группах.

Учитель. На столах у вас лежат фотографии, гербарии представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить.

- Как настоящие учёные, составим план работы . Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

На слайде появляется план работы.

Прочитать текст.

Рассмотреть гербарий, фотографии.

Заполнить таблицу, отметив, какие части (органы) имеют растения – представители этой группы.

Обмен информацией.

Дать возможность каждой группе представить информацию. Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую сводную таблицу. Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчёта групп на слайде появляется сводная таблица, где отмечено минусом (-), если растение не имеет этого органа, а плюсом (+) – если имеет.

Организация информации.

Учитель. Внимательно посмотрите на сводную таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определёнными отличительными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства?

Дети. Имеющие цветы и не имеющие цветов.

Учитель. Как представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесём к нецветковым?

Растения

Нецветковые Цветковые

водоросли цветущие травы

Связывание информации. Обобщение.

Учитель. Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений?

Дети. Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.

Каждая группа растений имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.

Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами. Нецветковые не имеют цветов. К ним относятся водоросли, мхи, папоротники, хвойные.

Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путём деления или спорами.

Папоротники имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами.

Мхи имеют стебель, лист, не имеют корней, размножаются спорами.

Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизменённый лист – хвою, не цветут.

Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель . А теперь, поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор?

Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения.

О папоротнике . Ошибка: папоротники не цветут, а размножаются спорами. У древних славян бытовало предание: кому посчастливится увидеть этот цветок, тому откроются все клады, они услышат голоса деревьев и трав.

О мхах . Ошибка: мхи не цветковые растения. У кукушкина льна изображены не цветы, а коробочки со спорами, которые образуются без цветков.

О водорослях. Ошибка: у грушеносного макроцистиса никаких груш, конечно, не бывает, однако он обладает многочисленными грушевидными вздутиями. Внутри они пустотелые, а плотная оболочка создаёт им полную герметичность, чему и обязана водоросль своей плавучестью.


1. Какие горные породы относятся к рыхлым?

р) песок и глина

л) гранит и песчаник

н) песчаник и известняк

2. Что такое почва?

я) Верхний слой земли, где есть песок и глина.

е) Верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух.

а) Верхний плодородный слой земли.

3. Какая часть почвы определяет её плодородие?

4. Какая почва лучше всего пропускает влагу?

Конспект и презентация урока для начальных классов на тему Разнообразие растений

5. Что делают люди, чтобы восстановить плодородие истощённой почвы?

и) окружают поля лесополосами

ю) обильно поливают

е) используют удобрения

6. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

7. Какое главное свойство почвы?

я) способность впитывать воду.

8. Какая из почв самая плодородная?

- Из букв, отмеченных с правильными ответами, составьте слово. Какое слово получилось? Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

3. Объявление темы урока

- Действительно, сегодня мы будем говорить о растениях.

- Что вы знаете о растениях? Что ещё хотели бы узнать?

- Тема нашего урока "Разнообразие растений". (Слайд 1)

4. Актуализация опорных знаний

- По каким признакам мы можем определить, что растение – живой организм? (Слайд 2)

-Какие части есть у растений и какие функции они выполняют?

- Каждое растение - это живое тело, организм. И хотя растения очень разнообразны, многие из них имеют такие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. (Слайд 3)

- Что нужно растениям для жизни? (Слайд 4)

- На какие группы мы делили все растения?

Работа по группам:

- Распределите растения в две или три группы. (Слайд 5)

- По каким признакам это можно сделать?

(Деревья, кустарники, травы; Садовые и дикие; растения со съедобными плодами и с несъедобными)

Полную информацию смотрите в файле.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации, познакомить с основной классификацией растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: презентация к уроку, карточки с заданиями, таблицы, учебник, атлас-определитель.

1 Организационный момент(слайд 2)

Долгожданный дан звонок –

Вот книжки на столе,

А вот – тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

– Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу. Сказали добрые слова. Пожелали успехов себе.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.

Я желаю всем нам хорошего урока.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями)

1) Вставь пропущенные слова.

(Горы)… разрушаются. Из … (камней), … (песка), … (глины), … (растений), … (живых организмов) образуется слой, который называется почвой.

2) Выбери правильные утверждения. (слайд 3)

1. Почва образуется от разрушения земли.

2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.

3. Почва – это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.

4. Почва – это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.

5. Образуется почва очень медленно.

6. Образуется почва очень быстро.

- Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать? (Плодородие – это свойство почвы, способность давать высокий урожай.Надо чередовать культуры на одном поле, правильно вспахивать поле, препятствовать росту оврагов, выдуванию почвы, правильно применять химические удобрения.)

- Какая связь существует между горными породами, животными, почвой? (Почва образуется из горных пород, в состав которых входят песок, глина.Растения, животные – перегной.)

2. Фронтальный опрос.

- Что такое почва?

- Из чего состоит почва?

- Как образуется почва?

- Какие живые существа обитают в почве?

- Как они влияют на ее плодородие?

3. Самоопределение к деятельности.

- Тему нашего урока вы мне скажете сами, ответив на мои вопросы.

- На какие 2 большие группы делится природа? (слайд 4)

- Судя по картинкам, о какой природе пойдёт речь на уроке?

- Как называется наука, которая изучает живую природу? (слайд 5)

- На какие большие группы делится живая природа? (слайд 6)

- Как называются эти группы?

- А теперь отгадайте загадки, скажите, что между ними общего и определите тему нашего урока.

Во все стороны иголки. (Репей)

Из- под снега расцветает,

Весну встречает. (Подснежник)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

- Что между ними общего? К какому царству они относятся?

- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с разнообразием царства растений и новой классификацией растений.

4. Работа по теме урока.

1. Беседа. (слайд 7-10)

На слайде картинки с разнообразными растениями.

- На какие группы можно распределить эти растения?

- Какие части растения вы знаете?

- Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп.

Р астения

низшие высшие

водоросли мхи, папоротники, хвойные, цветковые

- Как вы думаете, почему водоросли – это низшие растения, а мхи, папоротники, хвойные и цветковые – это высшие растения?

- Ответ на этот вопрос мы получим после того, как познакомимся с особенностями каждой группы растений.

Физминутка для глаз.

* Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, медленно считая до пяти.

* Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти.

* Круговые движения глазами в правую сторону (3 раза), столько же в левую сторону.

2. Работа в группе.

- Работать будем в группах.

- Сегодня будут работать 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас, в результате чего мы заполним наши таблицы.

1 группа – водоросли

3 группа – папоротники

4 группа – хвойные растения

5 группа – цветковые растения

А) -Задания для самостоятельной работы,

- Задание № 1– для 1 группыДать краткую характеристику водорослям:

- Задание № 2 – для 2 группы –Дать краткую характеристику мхам.

- Задание № 3 – для 3 группы – Дать краткую характеристику папоротникам.

- Задание № 4 – для 4 группы – Дать краткую характеристику хвойным растениям.

- Задание № 5 – для 5 группы – Дать краткую характеристику цветковым растениям.

- У каждой группы есть инструкция по выполнению задания.

Инструкция для группы 1.

1. Рассмотрите рисунок на с.72 учебника.

2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 2.

2. Используйте материал атласа на с.81, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 3.

2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 4.

2. Используйте материал атласа на с.83, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 5.

1. Рассмотрите рисунок на с.74 учебника.

2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Б) Сбор информации.

Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.

В) Обмен информацией.

Физминутка.Релаксация.

Я превращаю вас в маленькие семена цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.

5. Закрепление изученного материала.(слайд 11-22)

Группа растений

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Группа растений

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Живут в основном в воде

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Живут в сырых местах жизнеспособны, не имеют цветков

Стержневая или мочковатая система

В виде иголок (хвоя)

Семена образуются в шишках

Почти все относятся к вечнозеленым

Стержневая или мочковатая система

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластина с черешком

Из цветков образуются плоды с семенами

Очень разнообразны и многочисленны

6. Итог урока. Рефлексия.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Давайте подведем итог.

- Какое новое открытие сделали на уроке?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Кому работать в группе было легко?

- Кто испытывал трудности?

- Кто остался доволен своей работой на уроке?

- А кто хочет себя похвалить за урок? За что?

А теперь скажи, дружок

Тебе понравился урок?

Что расскажешь дома маме?

Поделись сейчас ты с нами.

Водоросли - это растения, живущие в воде. Они свободно плавают в воде или поселяются на дне. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков.

Водорослей на Земле очень много. Есть среди них гиганты, длиной до 40метров – они живут в океанах. Есть крошечные водоросли, рассмотреть их можно только в микроскоп.

По цвету водоросли бывают сине – зелёные, зелёные, бурые и красные. Сине – зелёные водоросли могут жить не только в воде, но и на земле, там, где влажно. Например, скользкие зелёные налёты на заборах, стенах домов, крышах.

Все бурые водоросли – очень крупные растения. В морях и океанах они образуют подводные заросли – настоящие джунгли. Их бывает так много, что они мешают проходить судам, гибнет рыба.

Водоросли живут и на живых организмах. Клетки водорослей обнаружили внутри тела личинки стрекозы, на ножках водяного клеща.

Водоросли служат кормом для морских животных. Они обогащают воду кислородом и очищают её от бактерий. Морские водоросли человек использует в пищу (морская капуста). Водоросли применяют и для лечебных целей.

Папоротники

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Папоротники никогда не цветут. Семян у папоротников не бывает; их заменяют крошечные споры, которые можно увидеть только под микроскопом.

Папоротники бывают травянистые или древовидные.

В тропиках растут папоротники – гиганты – это деревья, высотой до 200метров.

Есть водные папоротники. Сальвиния плавающая – у неё нет корней. Её разводят в аквариумах и парковых прудах.

Многие папоротники декоративны, другие лекарственные, некоторые съедобны, некоторые ядовиты.

Цветковые растения

Цветковые растения – это растения, у которых есть цветки.

Эти растения наиболее разнообразны. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья.

Многие растения с наступлением тепла зацветают. Одни цветут ранней весной, когда ещё не сошёл снег, другие – летом. Есть растения, которые цветут до глубокой осени. Когда растения цветут, они становятся очень нарядными, привлекают насекомых, животных, радуют человека.

Всем нам знаком – подорожник большой. Он растёт вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, на лугах. По нему ходят люди, животные, иногда ездят на велосипедах и машинах. Почва у дорог такая плотная, что её трудно раскопать. Но даже в таких условиях, подорожник растёт, цветёт, приносит семена. Для подорожника не опасно вытаптывание. Настой и сок из листьев подорожников применяются в медицине. Молодые листья идут на супы, салаты.

Широко распространён – одуванчик лекарственный. Он растёт вдоль дорог, у жилья, засоряет газоны, сады, огороды. Отвар из его корней возбуждает аппетит. Молодые листья используют для салатов, супов, приправ, а поджаренные корни как заменитель кофе.

Клевер луговой, или красный – увидишь на каждом лугу. Это растение с красивыми красными цветками. Выращивают как кормовое растение. В начале и середине лета травы мягкие, сочные. В это время начинается заготовка сена. Сено – хороший корм для скота в зимнее время.

Мхи – жители влажных мест. Встречаются в лесах, на лугах, болотах. Много их в тундре. У мхов не бывает корней, цветов и плодов с семенами. Но они имеют стебли и листья.

Все мхи, если к ним не присматриваться, кажутся почти одинаковыми. На самом же деле они очень разнообразны.

Кукушкин лён своим вытянутым стеблем и формой листьев напоминает настоящий лён, за что и получил своё название. Это крупный мох высотой до 40сантиметров. И ещё до 12сантиметров – ножка с коробочкой, в которой созревают споры.

Хвойные растения

Хвойные растения – это сосна, ель, лиственница, пихта, можжевельник. Они вечнозелёные. У них есть корень, стебель, листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.

Ель обыкновенная и сосна обыкновенная – наиболее известные хвойные деревья. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. У сосны хвоинки длинные, сидят парами. Шишки у ели вытянутые, у сосны короткие, более округлые. На площадях многих городов можно увидеть ель с голубоватой хвоей. Это ель колючая.

Лиственница – хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель и сосна. Каждую осень она сбрасывает свои листья – хвоинки, а весной распускает новые.

Пихта – похожа на ель, но хвоинки у пихты плоские. Шишки пихты торчат вверх, а не свисают вниз, как у ели. Зрелые пихтовые шишки не падают с дерева. С них опадают чешуйки, а на ветках остаются торчащие стерженьки, словно пики.

Можжевельник – это хвойный кустарник. Растёт в лесах. Его ветви покрыты очень колючими плоскими иголками. На некоторых можно увидеть синеватые шарики, похожие на ягоды. В них – семена можжевельника.

Читайте также: