Задачи на движение 3 класс конспект урока
Обновлено: 02.07.2024
Цель: Учить решать задачи на движение, устанавливать взаимосвязи между величинами формулы пути. Повторить преобразование именованных чисел, формулы нахождения V и S параллелепипеда.
Задачи: развивать логическое, комбинаторное мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы; развивать математическую речь, пространственное воображение, внимание, восприятие; активизировать потенциальные возможности каждого учащегося.
Форма проведения урока: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная.
Методы: рассказ, эвристическая беседа, работа с учебником, частично-поисковый, активные: “мозговой штурм” и практический, наглядный, проблемный.
Принципы: научность, доступность, наглядность, связь с жизнью, личностно-ориентированные, новизны, принцип образа мира, принцип смыслового отношения к миру, деятельностно ориентированные принципы.
Организационный момент 1 мин.Мотивация учащихся 7 мин.Актуализация ЗУН. 10 мин.Решение задач 18 мин.Физкультминутка 2 минПовторение пройденного материала 5 мин.Домашнее задание 1 мин.Итог урока. 1 мин.Рефлексия.
2) 8400 м =…км …м (о)
3)500 мин. = …ч…мин. (р)
4) Назовите формулу пути и производные от нее формулы скорости и времени. (з)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Класс: 3 Учитель: Перепечаева Светлана Николаевна.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цели: формировать представление о математике как о части общечеловеческой культуры через показ возможности изучать историю родного края при решении задач практического характера .
-познакомить учащихся с задачами на движение;
- выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел ;
- продолжить отрабатывать вычислительные навыки;
- способствовать развитию логического мышления, внимания, умения рассуждать, вести диалог, четко отвечать на поставленные вопросы.
- воспитывать интерес к предмету, стремление к сотрудничеству, чувство взаимопомощи. .
Метапредметные цели:
Личностные УУД : с помощью учителя
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД :
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- дифференцировать известное и неизвестное
-определять отклонения и отличия от эталона в своей работе;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД :
- находить необходимую информацию,
-определять и формулировать проблему
-работать со знаково-символическими средствами
-устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные УУД :
- формулировать наиболее значимые для решения проблемы вопросы
- контролировать, корректировать действия партнёра в соответствии с ситуацией
- создавать устные высказывания
Название этапа,
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Подготовка к уроку, приветствие
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая .
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно .
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать .
«На практике проверить можно точно,
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.
- самоопределение к деятельности;
- включенность в учебную деятельность;
Метапредметные (регулятивные):
- предметная готовность к предстоящей деятельности.
Минутка чистописания
Цель : готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (автобус).
- Запишите, сколько гласных в этом слове? (3)
-Сколько парных согласных? (4)
1) Умножьте полученное число на 11 и запишите результат. (374) Внимательно посмотрите на это число и определите: на какое однозначное число мы точно можем разделить это число и почему?
2)Допишите цифру, чтобы полученное вами число делилось на 3. (3741)
3)Допишите цифру, чтобы полученное число точно делилось на 9. (37414)
4)Можем ли мы это число разделить на 5 без остатка? Какую цифру можно дописать, чтобы оно делилось на 5, но не делилось на 10. (374145)
5) А теперь хотелось бы разделить это число на 100. (37414500).
6) Можно ли разделить это число на 10? А на 1000?
-Прочитайте мне это число! Как удобней это сделать?( Разделить число на классы, начиная с конца числа).
Оценивание проводится с использованием структуры
Сейчас по моей команде передаёте листок с числом по кругу и определяете самые красивые цифры друг у друга.
Дети выполняют работу на листочках. Внимательно слушают и точно выполняют команды учителя.
(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
Актуализация знаний.
Цель: выявление места и причины затруднения.
1. Проводится с использованием структуры КОНЕРС .
1. Единицы измерения.
2. Геометрическая.
3. Уравнения.
4. Вычисления.
По углам заготовлены задания для постеров и фломастеры.
(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
4. Самостоятельная работа.
- построить проект совместно с учащимися для выхода из затруднения с использованием необходимых ресурсов знаний.
3 испытание.
Мы с вами уже можем считаться опытными моряками. Как вы считаете, какое явление в природе может задержать нас в пути? ( штиль)
Так дрейфуя, мы добрались до Арктики. Нас встречают местные жители. Кто же это? Решите задачи на смекалку и узнаете ответ на этот вопрос.
а) Маша прошла n км. Чему равна её скорость, если она затратила на путь k часов?
б) Лена шла а ч со скоростью b км/ч. Какое расстояние она прошла за это время?
в) Витя пробежал х метров за 5 минут, а Саша – за 6 минут. У кого какая скорость больше и на сколько?
Молодцы! Мы практически у финиша. Остался последний рывок.
Откройте конверты, которые лежат на ваших столах.
Необходимо прочитать вопрос, выбрать ответ, отметить букву в бланке и составить из них слово.
1.Выбери среди данных обозначений единицы измерения скорости.
2.Выбери правильный ответ.
б). Скорость – это расстояние между двумя точками.
п). Скорость – это быстрая езда.
и). Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени.
3.Выберите букву, которая обозначает скорость:
4.Выберите букву, которая обозначает время:
5.Выберите букву, которая обозначает расстояние:
6. Пешеход за 3 часа прошел 12 км. Какова скорость пешехода?
7. Лодка проплыла 36 км со скоростью 9 км/ч. Сколько часов лодка была в пути?
8. Подбери возможную скорость движения для самолета.
- Какие вы молодцы!
Читают вопрос и выбирают букву ответа. Отмечают букву ответа в бланке. Собирают слово: ВИКТОРИЯ .
Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени.
(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.
(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;
умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
Мы нагнали лидера. И как всегда – находчивость капитана Врунгеля приходит на помощь. С вашей помощью наша яхта вырывается вперед и приходит первой.
Ваша слаженная работа, четкие и грамотные ответы помогли выиграть в регате. Скажите:
Что повторили сегодня на уроке?
Что удивило на нашем уроке?
Над чем пришлось задуматься?
– Кто сегодня собой доволен? Почему?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Цель: познакомить учащихся с решением простых задач на движение; введение формулы нахождения пути.
Задачи урока: формирование УУД (универсальных учебных действий)
- умение строить высказывание в устной и письменной формах;
- умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций;
- умение обобщать и классифицировать по признакам;
- формирование у учеников способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности;
- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
- развитие умения самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;
- умение анализировать свою деятельность на уроке и исправлять возможные ошибки;
- осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;
- формирование у учеников собственного мнения;
- развитие умения аргументировать свою позицию, выбирая правильный ответ;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- способность к адекватной самооценке;
- способность к рефлексии и оценке других;
- развитие собственной учебной мотивации.
Оборудование и материалы к уроку: проектор и экран, презентация, карточки с заданиями тетради, ручки, линейки, карандаши.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Сегодня у нас на уроке математике произойдёт новое Открытие! Для того, чтобы новое Открытие состоялось, вам необходимы вот эти путеводные листы(показываю и объясняю). Они разного цвета(красный,жёлтый и зелёный). У каждого из вас на парте 3 цветных листа.
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Начинаем путешествие за новым Открытием, но только сначала откроем конверт.Это письмо от вашего друга Знайки. Презентация. Слайд 1.
– Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Незнайка перепутал у Винтика и Шпунтика в мастерской все детали и мы не можем собрать машину. Если вы правильно найдёте способ решения математических выражений, то все детали займут своё место. Помогите, ребята! Ваш друг Знайка.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
– Ребята, возьмите карточку красного цвета.
– Подумайте и определите , на какие две группы по способу действия можно разделить эти математические примеры?
Какие способы проверки ответа вы знаете?
Учитель проверяет работы учеников. Ставит на карточке + или -.
Ученики составляют таблицу.
1)4 | а |
)18 | в |
3)5 | т |
4)6 | о |
5)2 | м |
6)24 | о |
7)7 | б |
8)5 | и |
9)36 | л |
10)20 | ь |
Составление слова – автомобиль.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
–Итак, мы с вами отправляемся в путешествие за новым математическим Открытием. Для этого у нас с вами есть автомобиль.
Физкультминутка.
Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали, раз-два-три.
Ножками потопали, раз-два-три.
И еще потопали и дружней похлопали.
Сели, встали, присели и друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем и опять считать начнем.
– Итак, мы собрали автомобиль! Помогли Знайке!
– Вспомните, а с помощью каких предметов можно совершать путешествие? Ученики самостоятельно определяют :необходимы компас, карта.
– На чём совершали путешествие различные сказочные герои? На ковре самолёте, на воздушном шаре, на метле и в ступе и т.д.
Можем ли мы с вами взять эти предметы и использовать их ? Нет, только компас и карту.
– Ребята, определите, все эти сказочные предметы и автомобиль обладали одним свойством? Движение.
Что можно было совершить с их помощью? Ответы учеников:
Путешествие или перемещение из одного пункта(объекта, города и т.д.) в другой.
Учитель: -Это всё, что вы перечислили, называется движением объекта.
Сегодня на уроке мы будем решать особые задачи, а вот какие, вы определите по зеленой карточке. Слайд 2.
5. Этап реализации построенного проекта.
Задача. Слайд 2.
– Какие задачи мы сегодня будем решать? Определите тему урока. Задачу читает ученик, выделяя условие и вопрос.
Тема нашего урока “Решение задач на движение”. Слайд 3.
– Какие величины нам неизвестны?
Ученики: Скорость, расстояние нами ещё не изучены.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Изучение формулы нахождения расстояния. Слайд 4.
– Чтобы найти расстояние, которое проползла черепаха, необходимо знать скорость и время:
S=v x t где S=?м v=6м/мин t=4 мин. (Читают текст на слайде.)
Ученики проговаривают основные величины, изучают формулу нахождения расстояния.
Решение задачи с использованием формулы. Один ученик с объяснением хода решения отвечает у доски.
Ученики повторяют формулу, ещё раз проговаривая алгоритм.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
– Ребята, мы открыли с вами новую формулу.
Ученики: это формула нахождения пути в задаче на движения
S= v x t, где S – пройденное расстояние или путь , V – скорость движения, t – затраченное время.
Учитель: Ребята, к данной задачи надо выбрать схему. Слайд 5.
– Найдите ошибки в ходе решения задачи и в оформлении (если они имеются и ученик их допустил).
– Кто думает, что это схема № 1? Докажите своё высказывание.
– Кто думает, что схема №2 подходит к условию задачи?
Ученики определяют, что подходит вторая схема. Движение совершала только одна черепаха. Одностороннее движение.
Физкультминутка для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Посмотрю я вверх и вниз.
Влево, вправо и в окно.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
– Ребята, а мы с вами продолжаем работать над новым Открытием.
Напомните мне, что вы узнали нового?
Откройте карточку жёлтого цвета.
Задания для учеников:
– Решите задачи. Найдите задачу, которая относится к теме сегодняшнего урока. Её номер обведите в кружочек.
- Мама разложила 15 яблок на тарелки, по 3 яблока на каждую. Сколько тарелок ей понадобилось?
- Тетрадь стоит 4 рубля. Сколько стоят 6 таких тетрадей?
- Заяц бежит со скоростью 4 м/мин. Какое расстояние он пробежит за 6 минут?
- В бочке 14 вёдер воды. Сколько яблонь можно полить, если под каждую выливать по 2 ведра воды?
- В каждой банке по 3 кг солёных огурцов. Сколько килограмм солёных огурцов в 4 таких банках?
- Пешеход может проходить за каждый час по 3 км. Какое расстояние он пройдёт за 5 часов?
Ученики выполняют задания, тренирующие отдельные способности, мыслительные операции и учебные навыки. Определяют задачу на движение № 3. Они выполняют задания на карточках и работы сдают учителю.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Итог урока.
– Итак, под каким номером “спряталась” задача, относящаяся к теме нашего урока. А для этого необходимо вспомнить новое математическое Открытие сегодняшнего урока.
– У кого из вас другой ответ?
– Как ты рассуждал?
Подтверди свой ответ примером из урока.
– Ребята, поднимите руку те, у кого в карточке стоит +, а теперь те, у кого стоит “–”.
– Ребята, если вы довольны своей работой на уроке, материал урока был интересным, ваше настроение стало лучше, то поднимите карточку красного цвета, а если вы устали, ваше настроение испортилось, то карточку зелёного цвета. Выставление отметок.
– К нам пришёл Знайка.
Он благодарит вас за помощь.
И просит напомнить Незнайке назначение сигналов светофора! Ведь тема урока у нас была связана с новыми математическими понятиями. Назовите, пожалуйста, их.
(Ученики вспоминают ПДД. Разрешающие и запрещающие сигналы светофора. Повторяют понятия скорость, время, расстояние. Формула нахождения расстояния.)
2.контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные УУД:
1.пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
2.проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
Предметные результаты:
1.решать задачи на равномерные процессы: путь − скорость − время (задачи на движение),
Ход урока1. Мотивация ккоррекционной деятельности.
(Invalid img)(Invalid img)(Invalid img)(Invalid img)(Invalid img)
- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (Формулы.)
- Длявыполнения, каких заданий вам необходимы данные формулы? (Для решения задач.)
- Каквы думаете, какие формулы можно объединить в одну группу и почему? (Формулы нахождения скорости, времени,расстояния, потому что с их помощью мы решаем задачи на движение.)Учительубирает лишние формулы.
- Сформулируйтетему урока. (Решение задач надвижение.)
- Прочитайтевысказывание великого русского писателя А.П. Чехова. Дела определяются их целями: то дело называетсявеликим, у которого велика цель. (А.П.Чехов)
1) - Что вы находитепервой формулой, второй, третьей?Дети говорят правиланахождения расстояния, времени, скорости.
.- Что вы повторили? (Как найти скорость, расстояние и время.)
- Что вы используете при решениизадач на движение? (Формулы, таблицы, схемы, планрешения.)
- Как вы дальше будетепроверять свои знания? (Мы напишемсамостоятельную работу и проверим её по образцу)
2) Самостоятельнаяработа № 1 (5 минут).
– Вы выполнили задание.Что нужно сделать дальше? (Надопроверить свою работу.)
– Для чего будетепроверять? (Чтобы определить, правильно ливыполнена работа, если есть ошибки, то выяснить где ошибка и причину её
появления.)
- Как вы будетепроверять? (Будем проверять сначала пообразцу.)
- Что вы должныбудете сделать, если ваше решение не совпадёт с образцом? (Подчеркнем место ошибки.)3) Самопроверка пообразцу.
Читайте также: