Конспект логопедического занятия театр

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 1909 0

Конспект логопедического развлечения

Разработала: учитель-логопед

Чимрова Е. А.

Цель: Развивать умение превращаться, перевоплощаться в героев с помощью движений, интонаций, мимики, жестов

Коррекционно-образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, фонематический слух, грамматический строй речи.

Коррекционно-воспитательные:

Развивать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, самостоятельность, инициативность

Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по театральной азбуке. Как любая азбука начинается с буквы А, так и наша тоже начинается с этой буквы. Давайте вспомним слова, связанные с театром начинающиеся на букву А (афиша, актер, антракт)

Логопед: Кто такой актер?

Правильно, людей, которые выступают на сцене, называют актерами.

Логопед: Как вы думаете, просто ли стать актером? Что для этого нужно?

Ответы детей: перечисляют навыки и умения, необходимые актеру (умение превращаться, перевоплощаться в героев с помощью движений, интонаций).

Логопед: Мы тоже сегодня с вами учиться превращаться, перевоплощаться с помощью мимики, жестов, интонации. Как? Очень просто – раз, и я уже не я, а какое-то другое живое существо, растение, предмет или даже атмосферное явление. В кого будем превращаться? Это подскажу я. Итак…

Упражнение 1. По моему хлопку становимся — котом, свечой, веткой сирени, солнечным зайчиком, просто зайчиком, щенком, мячиком, ромашкой, а теперь розой. Замечательно получилось! И уши у зайцев были что надо, и котята были игривыми и ласковыми, и цветы вышли красивыми. Но есть одно маленькое замечание… Все наши персонажи получились немножко обобщёнными. Не совсем понятно? Попробуем поиграть в превращалки ещё раз, только постарайтесь точно представить себе то существо, ту индивидуальность, в которую превращаетесь. Для начала я немножко помогу и подскажу. Раз! — испуганный маленький рыжий котёнок, его только что выкупали в ванной, а он воды боится. Раз! — теперь большая ленивая толстая собака ньюфаундленд, она так объелась, что ей не то, что встать с дивана, лапу поднять лень. Раз! — теперь разозлившаяся кошка, большая собака подошла к её маленьким котятам! Ох, не завидую я сейчас этой большой собаке! А теперь – раз!- бесстрашный заяц, самый смелый во всём лесу. Но совершенно не хвастун, нет! Он очень внимательный, ловкий и везучий – пересекает большую поляну и ни за что в лапы лисице не попадётся. Раз! – становимся сами собой.

Логопед: По-моему, у вас получилось замечательно!

Продолжаем путешествие по театральной азбуке. И называем слова,

связанные с театром на букву Б.

Бутафория — это поддельные предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих вещей. Вопрос: а для чего они нужны?

Логопед: Следующая буква в нашей азбуке буква В. Назовите слова на эту букву.

Хорошо вы назвали хорошие слова. А я называю слово Выдумка. Мы попробуем выдумать несуществующее животное и его описать.

А начнем свой рассказ словами: “У меня живет хомячок, у него вот такие лапки” и показывает. Следующий повторяет движения предыдущего участника и продолжает рассказ: “У меня живет хомячок, у него вот такие ушки” и т.д

Логопед: Переходим к следующей букве. Это буква Г. Есть много слов в театре, начинающихся на эту букву.

Логопед: Гримёр - одна из самых интереснейших профессий

Я приглашаю 2 желающих. Один будет гримером. Он должен с помощью красок быстро загримировать актера. Затем все остальные должны жестами и мимикой показать в кого же превратилась….

Логопед: Буква Д-диалог

Наша задача постараться понять, с кем разговаривают.

Логопед: Ж – жест

Покажите жестами: иди, стой, пока, привет, сейчас ты у меня получишь, дай, не знаю, иди сюда, я тебя люблю и т.д.

Логопед: Буква з и слово – загадки.

Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — . (актёр)

Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные . (декорации)

Если хочешь стать другим, —
Призови на помощь . (грим)

- В лесу родилась елочка;

- Здравствуйте, я Ваша тетя;

- Эх, жизнь моя, жестянка;

- Ваня, я Ваша на веки.

Итог занятия.

Логопед: Буква К слово – конец. Вот и подошло к концу наше занятие, но азбука у нас не закончилась и путешествие еще продолжится на следующем занятии.

Задачи: • Знакомство детей с историей возникновения театра.

• Развитие интереса к театральной профессии актер.

• Развитие артикуляционного аппарата, а также умения использовать жесты, мимику, действия для создания целостного образа.

• Побуждение к импровизации с использованием доступных средств выразительности.

• Развивать у детей желание играть с театральными куклами различных систем.

• Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.

ВложениеРазмер
Конспект занятия 19.75 КБ
Звонок Карабаса-Барабаса 1.11 МБ
История театра 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Открытое логопедическое занятие

Г. Кемерово 2019

Задачи: • Знакомство детей с историей возникновения театра.

• Развитие интереса к театральной профессии актер.

• Развитие артикуляционного аппарата, а также умения использовать жесты, мимику, действия для создания целостного образа.

• Побуждение к импровизации с использованием доступных средств выразительности.

• Развивать у детей желание играть с театральными куклами различных систем.

• Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.

Материал: компьютер, персонажи настольного театра (волк, заяц, медведь, колобок, лиса, мяч.

- Давайте порадуемся солнцу и птицам!

Давайте порадуемся улыбчивым лицам!

- Я хочу сегодня вам пожелать, чтобы у всех было доброе утро, добрый день и замечательным вечер, потому что я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в необычную, сказочную страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Но прежде, чем начать наше занятие - игру, я хочу загадать вам загадку:

Там есть сцена и кулисы,

И актеры, и актрисы,

Есть афиша и антракт,

И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно. (театр)

Да, речь сегодня пойдет о театре. Знаете ли вы, что такое театр?

Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище.

Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.

В какой стране? Правильно, в Древней Греции.

Жители этой страны строили театры под открытым небом, в театре была сцена и высокие зрительные места.

Женщинам играть в спектаклях не разрешалось. Женские роли играли мужчины.

Когда играли грустную пьесу, одевали (какие) хмурые маски, когда весёлую пьесу (какие) – улыбающиеся маски.

Со временем театры изменились, на улицах городов появились балаганы.

Что это такое? Балаганы – это весёлое, смешное представление, которое разыгрывали актёры на ярмарках и народных гуляниях.

Участвовали бродячие актёры, жонглёры, театральные куклы – петрушки. Выступали на улице, и каждый прохожий мог подойти, посмотреть представление.

Прошли годы, в каждом городе появились большие, красивые здания – театры. В них выступают актёры, которые показывают спектакли для нас, для зрителей.

Что есть в театре? (Уютные зрительные места, сцена, гардероб, буфет и т. д) Какие театры есть в нашем городе? (дети называют театры).

Звонок на компьютере.

-Ребята нам звонок по скайпу.

Карабас-Барабас: Привет детишки, девчонки и мальчишки. Это я – Карабас-Барабас (пообедаю сейчас). А знаете, какое зло на этот раз я совершил? Я запер всех кукол-актеров своего театра в сундуке. Если хотите их спасти, то вы должны выполнить мои задания, которые вы найдете в письме.

Логопед: - ребята, как вы думаете, мы справимся?

(Задание 1) Упражнение для речевого аппарата

Жили были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

Логопед: - Нужно выполнить занятия по технике речи, которое обязательно посещают все артисты. Сейчас мы с вами будем учиться правильному речевому дыханию. Без него невозможно красиво, четко и громко говорить со сцены (проводится дыхательная гимнастика)

Свистит ветер — ССССССС.

Шумят деревья — ШШШШШ.

Летит пчела — ЖЖЖЖЖЖ.

Комар звенит — 3333333333.

Работает насос — ССССС! ССССС! ССССС!

Метет метель — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!

Сверлит дрель — 33333! 33333! 33333!

Кошка сердится — Ф! Ф! Ф! Ф1

Пилит пила — С! С! С! С!

Заводится мотор — Р! Р! Р! Р!

Собирайся детвора! (ра – ра - ра)

Начинается игра. (ра – ра - ра)

Да ладошек не жалей! (лей – лей)

Бей в ладоши веселей. (лей – лей)

Сколько времени сейчас? (час – час)

Сколько будет через час? (час – час)

И неправда: будет два! (два – два)

Думай, думай голова! (ва – ва)

Как поет в селе петух? (ух – ух) (если дети выкрикивают иначе– нарушение игры).

Да не филин, а петух… (ух – ух)

Вы уверены, что так? (так – так)

А на самом деле, как? (как – как, если дети выкрикивают, как петух – нарушение игры).

Сколько будет два да два? (два – два) (если дети выкрикивают иначе– нарушение игры).

Ходит кругом голова! (ва – ва)

(показывать на ухо)

Это ухо или нос? (нос – нос) (если дети выкрикивают иначе – нарушение игры).

Или, может, сена воз? (воз – воз) (если дети выкрикивают иначе– нарушение игры).

(показывать на локоть)

Это локоть или глаз? (глаз – глаз) (если дети выкрикивают иначе– нарушение игры).

(показывать на нос)

А вот это что у нас? (нас – нас) (если дети выкрикивают иначе– нарушение игры).

Вы хорошие всегда? (да – да)

Или только иногда? (да – да) (если дети выкрикивают иначе– нарушение игры).

Не устали отвечать? (чать – чать) (если дети выкрикивают иначе– нарушение игры).

Разрешаю помолчать. (чать – чать)

С тобой гуляем весело,

В театр мы идем!

Шагаем мы на месте

И песенку поем. Ля-ля-ля-ля (4 хлопка)

В театр мы идем (шаги на месте). Ля-ля-ля-ля (4 хлопка)

Мы песенку поем (шаги на месте)

Упражнение – игра “Мяч лови и мяч бросай, первый звук называй”

— Ребята, я буду по очереди бросать мяч каждому, называя слово, а вы возвращаете мне мяч, называя первый звук из этого слова и давая характеристику первого звука (гласный он или согласный, твёрдый или мягкий).

Афиша, гардероб, занавес, сцена, театр .

"Изобрази жестом". Я буду называть слово, а вы только жестами их изображать: -высокий; -толстый; -тише; -здравствуйте; -дай; -нельзя; -иди сюда; -не хочу. Молодцы! Очень хорошо выполнили это задание.

И следующее задание (Конверт 6)

встречу колобка и зайца,

колобка и волка,

колобка и медведя,

-Вы настоящие артисты и хорошо знаете эту сказку.

Ну вот мы и выполнили все задания Карабаса-Барабаса.

Карабас-Барабас, теперь ты отпустишь актеров?

Какие задания мы сегодня выполняли? Что понравилось больше сего? В чем были трудности?

Цель: знакомство с театром и обогащение словаря по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

- познакомить детей с историей возникновения театра;

- побуждать к импровизации.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

- развивать внимание, память, мышление, воображение;

- развивать интонационную сторону речи;

- развивать речевое дыхание;

- развивать связную речь.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей интерес к театральной профессии актёр;

- воспитывать желание играть с театральными куклами.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

СОЗДАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПОЛЯ

1. «Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Но чтобы узнать куда мы отправимся, нужно отгадать загадку:

Там есть сцена и кулисы,

И актёры, и актрисы,

Есть афиша и антракт,

И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно. (театр)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ЗАТРУДНЕНИЕ В ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ

Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад. В какой стране? Правильно, в Древней Греции.

Жители этой страны строили театры под открытым небом, в театре была сцена и высокие зрительные места. Женщинам играть в спектаклях не разрешалось. Женские роли играли мужчины.

Когда играли грустную пьесу, одевали (какие?) хмурые маски, когда весёлую пьесу (какие?) – улыбающиеся маски.

Со временем театры изменились, на улицах городов появились балаганы. Что это такое? Балаганы – это весёлое, смешное представление, которое разыгрывали актёры на ярмарках и народных гуляниях. Участвовали бродячие актёры, жонглёры, театральные куклы – петрушки. Выступали на улице, и каждый прохожий мог подойти, посмотреть представление.

2. Артикуляционная гимнастика

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Буду подражать слону!

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

3. Дыхательная гимнастика

Свистит ветер — ССССССС.

Шумят деревья — ШШШШШ.

Летит пчела — ЖЖЖЖЖЖ.

Комар звенит — 3333333333.

Работает насос — ССССС! ССССС! ССССС!

Метёт метель — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!

Сверлит дрель — 33333! 33333! 33333!

Кошка сердится — Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила — С! С! С! С!

Заводится мотор — Р! Р! Р! Р!

Родились у нас котята - (пальчики в кулачке)

Их по счету ровно пять. (разжать пальчики)

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать? (сжимать и разжимать кулачок)

Наконец мы их назвали:

Раз, Два, Три, Четыре, Пять. (поочередно разжимать пальчики начиная с мизинца, после сжать кулачок)

Раз - котёнок самый белый, (разжать мизинец)

Два - котёнок самый смелый, (разжать безымянный палец)

Три - котёнок самый умный, (разжать средний палец)

А Четыре - самый шумный. (разжать указательный палец)

Пять - похож на Три и Два – (разжать большой палец)

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке, (покрутить большим пальцем)

Так же спит весь день в корзинке. (положить большой палец на ладошку другой руки)

Хороши у нас котята -

Раз, Два, Три, Четыре, Пять! (поочередно разжимать пальчики начиная с мизинца)

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать. (показать ладошку с разжатыми пальцами)

ОТКРЫТИЕ ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ

Умыли лапкой щёчки,

Умыли лапкой носик,

Умыли лапкой глазки –

Правый глазик, левый глазик.

Умыли лапкой ушки –

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ

РЕФЛЕКСИЯ (ИТОГ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционные:

развивать зрительную и словесно-логическую память и логическое мышление детей;

развитие общей и мелкой моторики детей.

Воспитательные:

воспитание у детей дружбы, чувства доброты, отзывчивости, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приглашение в царство грибов.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в лес. А чтобы попасть туда, нужно произнести следующую волшебную чистоговорку.

Ес-ес-ес – мы идем в лес.

Су-су-су – тихо осенью в лесу.

Ес-ес-ес – опустел осенний лес.

Су-су-су – грибы берем в лесу.

Ес-ес-ес – листву роняет лес.

Стве-стве-стве – грибы спрятались в траве.

Воспитатель: А теперь возьмем корзинки с лукошками и пойдем собирать грибы.

Мы идем дорожками

Мы идем с лукошками,

Мы идем с корзинками

Золотым осенним днем

За грибами в лес идем.

Много мы грибов набрали,

А потом пересчитали:

5 – пузатый боровик,

6 — малышка моховик,

7 – как шляпа, черный груздь,

8 – я назад вернусь.

А 10 будет белый –

Всей корзины нашей гвоздь.

4. Упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики.

(Дети одевают шапочки-маски.)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки о лесных жителях и изобразите их повадки.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке

Когда дождик капает,

Она в болоте квакает.

Кто это квакушка?

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится.

Пушистый хвост – краса

Сам на свет явился,

Воспитатель: Ребята, как называется сказка, где главные герои муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка?

Воспитатель: Ребята, назовите наших героев ласково.

Воспитатель: А теперь мы назовем слова-друзья и слова-неприятели.

(Дети надевают шапочки-маски и обыгрывают действия каждого персонажа в нужной последовательности.)

Воспитатель: Ребята, закончи предложение и покажи это эмоциями, мимикой и жестами.

Муравей: Как-то раз застал муравья сильный… (дождь). Добежал муравей до грибочка и… (спрятался).

Бабочка: Ползет к грибу мокрая… (бабочка).

Мышка: Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем… (льет).

Воробей: Мимо гриба воробей скачет и… (плачет).

Заяц: — Спрячьте, — кричит, спасите, за мной лиса… (гонится)!

Лиса: — Зайца не видали?

Лягушка: — Эх, вы! А гриб то… (вырос)!

Логопед: Однажды в лесу начался дождь.

Капля – раз, капля – два,

Капли медленно сперва:

Капли стали поспевать.

Капля каплю догонять.

Зонтик поскорей раскрой.

От дождя себя укрой!

Воспитатель: А теперь мы покажем, какая история произошла с нашими героями в лесу…

11. Знакомство детей с пословицами.

Воспитатель: Ребята, назовите пословицы, которые подходят к нашей сказке?

Читайте также: