Конспект логопедического занятия театр
Обновлено: 05.07.2024
Оценить 1909 0
Конспект логопедического развлечения
Разработала: учитель-логопед
Чимрова Е. А.
Цель: Развивать умение превращаться, перевоплощаться в героев с помощью движений, интонаций, мимики, жестов
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, фонематический слух, грамматический строй речи.
Коррекционно-воспитательные:
Развивать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, самостоятельность, инициативность
Организационный момент.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по театральной азбуке. Как любая азбука начинается с буквы А, так и наша тоже начинается с этой буквы. Давайте вспомним слова, связанные с театром начинающиеся на букву А (афиша, актер, антракт)
Логопед: Кто такой актер?
Правильно, людей, которые выступают на сцене, называют актерами.
Логопед: Как вы думаете, просто ли стать актером? Что для этого нужно?
Ответы детей: перечисляют навыки и умения, необходимые актеру (умение превращаться, перевоплощаться в героев с помощью движений, интонаций).
Логопед: Мы тоже сегодня с вами учиться превращаться, перевоплощаться с помощью мимики, жестов, интонации. Как? Очень просто – раз, и я уже не я, а какое-то другое живое существо, растение, предмет или даже атмосферное явление. В кого будем превращаться? Это подскажу я. Итак…
Упражнение 1. По моему хлопку становимся — котом, свечой, веткой сирени, солнечным зайчиком, просто зайчиком, щенком, мячиком, ромашкой, а теперь розой. Замечательно получилось! И уши у зайцев были что надо, и котята были игривыми и ласковыми, и цветы вышли красивыми. Но есть одно маленькое замечание… Все наши персонажи получились немножко обобщёнными. Не совсем понятно? Попробуем поиграть в превращалки ещё раз, только постарайтесь точно представить себе то существо, ту индивидуальность, в которую превращаетесь. Для начала я немножко помогу и подскажу. Раз! — испуганный маленький рыжий котёнок, его только что выкупали в ванной, а он воды боится. Раз! — теперь большая ленивая толстая собака ньюфаундленд, она так объелась, что ей не то, что встать с дивана, лапу поднять лень. Раз! — теперь разозлившаяся кошка, большая собака подошла к её маленьким котятам! Ох, не завидую я сейчас этой большой собаке! А теперь – раз!- бесстрашный заяц, самый смелый во всём лесу. Но совершенно не хвастун, нет! Он очень внимательный, ловкий и везучий – пересекает большую поляну и ни за что в лапы лисице не попадётся. Раз! – становимся сами собой.
Логопед: По-моему, у вас получилось замечательно!
Продолжаем путешествие по театральной азбуке. И называем слова,
связанные с театром на букву Б.
Бутафория — это поддельные предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих вещей. Вопрос: а для чего они нужны?
Логопед: Следующая буква в нашей азбуке буква В. Назовите слова на эту букву.
Хорошо вы назвали хорошие слова. А я называю слово Выдумка. Мы попробуем выдумать несуществующее животное и его описать.
А начнем свой рассказ словами: “У меня живет хомячок, у него вот такие лапки” и показывает. Следующий повторяет движения предыдущего участника и продолжает рассказ: “У меня живет хомячок, у него вот такие ушки” и т.д
Логопед: Переходим к следующей букве. Это буква Г. Есть много слов в театре, начинающихся на эту букву.
Логопед: Гримёр - одна из самых интереснейших профессий
Я приглашаю 2 желающих. Один будет гримером. Он должен с помощью красок быстро загримировать актера. Затем все остальные должны жестами и мимикой показать в кого же превратилась….
Логопед: Буква Д-диалог
Наша задача постараться понять, с кем разговаривают.
Логопед: Ж – жест
Покажите жестами: иди, стой, пока, привет, сейчас ты у меня получишь, дай, не знаю, иди сюда, я тебя люблю и т.д.
Логопед: Буква з и слово – загадки.
Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — . (актёр)
Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные . (декорации)
Если хочешь стать другим, —
Призови на помощь . (грим)
- В лесу родилась елочка;
- Здравствуйте, я Ваша тетя;
- Эх, жизнь моя, жестянка;
- Ваня, я Ваша на веки.
Итог занятия.
Логопед: Буква К слово – конец. Вот и подошло к концу наше занятие, но азбука у нас не закончилась и путешествие еще продолжится на следующем занятии.
Задачи: • Знакомство детей с историей возникновения театра.
• Развитие интереса к театральной профессии актер.
• Развитие артикуляционного аппарата, а также умения использовать жесты, мимику, действия для создания целостного образа.
• Побуждение к импровизации с использованием доступных средств выразительности.
• Развивать у детей желание играть с театральными куклами различных систем.
• Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 19.75 КБ |
Звонок Карабаса-Барабаса | 1.11 МБ |
История театра | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытое логопедическое занятие
Г. Кемерово 2019
Задачи: • Знакомство детей с историей возникновения театра.
• Развитие интереса к театральной профессии актер.
• Развитие артикуляционного аппарата, а также умения использовать жесты, мимику, действия для создания целостного образа.
• Побуждение к импровизации с использованием доступных средств выразительности.
• Развивать у детей желание играть с театральными куклами различных систем.
• Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.
Материал: компьютер, персонажи настольного театра (волк, заяц, медведь, колобок, лиса, мяч.
- Давайте порадуемся солнцу и птицам!
Давайте порадуемся улыбчивым лицам!
- Я хочу сегодня вам пожелать, чтобы у всех было доброе утро, добрый день и замечательным вечер, потому что я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в необычную, сказочную страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Но прежде, чем начать наше занятие - игру, я хочу загадать вам загадку:
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно. (театр)
Да, речь сегодня пойдет о театре. Знаете ли вы, что такое театр?
Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище.
Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.
В какой стране? Правильно, в Древней Греции.
Жители этой страны строили театры под открытым небом, в театре была сцена и высокие зрительные места.
Женщинам играть в спектаклях не разрешалось. Женские роли играли мужчины.
Когда играли грустную пьесу, одевали (какие) хмурые маски, когда весёлую пьесу (какие) – улыбающиеся маски.
Со временем театры изменились, на улицах городов появились балаганы.
Что это такое? Балаганы – это весёлое, смешное представление, которое разыгрывали актёры на ярмарках и народных гуляниях.
Участвовали бродячие актёры, жонглёры, театральные куклы – петрушки. Выступали на улице, и каждый прохожий мог подойти, посмотреть представление.
Прошли годы, в каждом городе появились большие, красивые здания – театры. В них выступают актёры, которые показывают спектакли для нас, для зрителей.
Что есть в театре? (Уютные зрительные места, сцена, гардероб, буфет и т. д) Какие театры есть в нашем городе? (дети называют театры).
Звонок на компьютере.
-Ребята нам звонок по скайпу.
Карабас-Барабас: Привет детишки, девчонки и мальчишки. Это я – Карабас-Барабас (пообедаю сейчас). А знаете, какое зло на этот раз я совершил? Я запер всех кукол-актеров своего театра в сундуке. Если хотите их спасти, то вы должны выполнить мои задания, которые вы найдете в письме.
Логопед: - ребята, как вы думаете, мы справимся?
(Задание 1) Упражнение для речевого аппарата
Жили были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Логопед: - Нужно выполнить занятия по технике речи, которое обязательно посещают все артисты. Сейчас мы с вами будем учиться правильному речевому дыханию. Без него невозможно красиво, четко и громко говорить со сцены (проводится дыхательная гимнастика)
Свистит ветер — ССССССС.
Шумят деревья — ШШШШШ.
Летит пчела — ЖЖЖЖЖЖ.
Комар звенит — 3333333333.
Работает насос — ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!
Сверлит дрель — 33333! 33333! 33333!
Кошка сердится — Ф! Ф! Ф! Ф1
Пилит пила — С! С! С! С!
Заводится мотор — Р! Р! Р! Р!
Собирайся детвора! (ра – ра - ра)
Начинается игра. (ра – ра - ра)
Да ладошек не жалей! (лей – лей)
Бей в ладоши веселей. (лей – лей)
Сколько времени сейчас? (час – час)
Сколько будет через час? (час – час)
И неправда: будет два! (два – два)
Думай, думай голова! (ва – ва)
Как поет в селе петух? (ух – ух) (если дети выкрикивают иначе– нарушение игры).
Да не филин, а петух… (ух – ух)
Вы уверены, что так? (так – так)
А на самом деле, как? (как – как, если дети выкрикивают, как петух – нарушение игры).
Сколько будет два да два? (два – два) (если дети выкрикивают иначе– нарушение игры).
Ходит кругом голова! (ва – ва)
(показывать на ухо)
Это ухо или нос? (нос – нос) (если дети выкрикивают иначе – нарушение игры).
Или, может, сена воз? (воз – воз) (если дети выкрикивают иначе– нарушение игры).
(показывать на локоть)
Это локоть или глаз? (глаз – глаз) (если дети выкрикивают иначе– нарушение игры).
(показывать на нос)
А вот это что у нас? (нас – нас) (если дети выкрикивают иначе– нарушение игры).
Вы хорошие всегда? (да – да)
Или только иногда? (да – да) (если дети выкрикивают иначе– нарушение игры).
Не устали отвечать? (чать – чать) (если дети выкрикивают иначе– нарушение игры).
Разрешаю помолчать. (чать – чать)
С тобой гуляем весело,
В театр мы идем!
Шагаем мы на месте
И песенку поем. Ля-ля-ля-ля (4 хлопка)
В театр мы идем (шаги на месте). Ля-ля-ля-ля (4 хлопка)
Мы песенку поем (шаги на месте)
Упражнение – игра “Мяч лови и мяч бросай, первый звук называй”
— Ребята, я буду по очереди бросать мяч каждому, называя слово, а вы возвращаете мне мяч, называя первый звук из этого слова и давая характеристику первого звука (гласный он или согласный, твёрдый или мягкий).
Афиша, гардероб, занавес, сцена, театр .
"Изобрази жестом". Я буду называть слово, а вы только жестами их изображать: -высокий; -толстый; -тише; -здравствуйте; -дай; -нельзя; -иди сюда; -не хочу. Молодцы! Очень хорошо выполнили это задание.
И следующее задание (Конверт 6)
встречу колобка и зайца,
колобка и волка,
колобка и медведя,
-Вы настоящие артисты и хорошо знаете эту сказку.
Ну вот мы и выполнили все задания Карабаса-Барабаса.
Карабас-Барабас, теперь ты отпустишь актеров?
Какие задания мы сегодня выполняли? Что понравилось больше сего? В чем были трудности?
Цель: знакомство с театром и обогащение словаря по данной теме.
Коррекционно-образовательные задачи:
- познакомить детей с историей возникновения театра;
- побуждать к импровизации.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- развивать внимание, память, мышление, воображение;
- развивать интонационную сторону речи;
- развивать речевое дыхание;
- развивать связную речь.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей интерес к театральной профессии актёр;
- воспитывать желание играть с театральными куклами.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
СОЗДАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПОЛЯ
1. «Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Но чтобы узнать куда мы отправимся, нужно отгадать загадку:
Там есть сцена и кулисы,
И актёры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно. (театр)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ЗАТРУДНЕНИЕ В ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ
Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад. В какой стране? Правильно, в Древней Греции.
Жители этой страны строили театры под открытым небом, в театре была сцена и высокие зрительные места. Женщинам играть в спектаклях не разрешалось. Женские роли играли мужчины.
Когда играли грустную пьесу, одевали (какие?) хмурые маски, когда весёлую пьесу (какие?) – улыбающиеся маски.
Со временем театры изменились, на улицах городов появились балаганы. Что это такое? Балаганы – это весёлое, смешное представление, которое разыгрывали актёры на ярмарках и народных гуляниях. Участвовали бродячие актёры, жонглёры, театральные куклы – петрушки. Выступали на улице, и каждый прохожий мог подойти, посмотреть представление.
2. Артикуляционная гимнастика
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
Буду подражать слону!
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
3. Дыхательная гимнастика
Свистит ветер — ССССССС.
Шумят деревья — ШШШШШ.
Летит пчела — ЖЖЖЖЖЖ.
Комар звенит — 3333333333.
Работает насос — ССССС! ССССС! ССССС!
Метёт метель — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!
Сверлит дрель — 33333! 33333! 33333!
Кошка сердится — Ф! Ф! Ф! Ф!
Пилит пила — С! С! С! С!
Заводится мотор — Р! Р! Р! Р!
Родились у нас котята - (пальчики в кулачке)
Их по счету ровно пять. (разжать пальчики)
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать? (сжимать и разжимать кулачок)
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять. (поочередно разжимать пальчики начиная с мизинца, после сжать кулачок)
Раз - котёнок самый белый, (разжать мизинец)
Два - котёнок самый смелый, (разжать безымянный палец)
Три - котёнок самый умный, (разжать средний палец)
А Четыре - самый шумный. (разжать указательный палец)
Пять - похож на Три и Два – (разжать большой палец)
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке, (покрутить большим пальцем)
Так же спит весь день в корзинке. (положить большой палец на ладошку другой руки)
Хороши у нас котята -
Раз, Два, Три, Четыре, Пять! (поочередно разжимать пальчики начиная с мизинца)
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать. (показать ладошку с разжатыми пальцами)
ОТКРЫТИЕ ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ
Умыли лапкой щёчки,
Умыли лапкой носик,
Умыли лапкой глазки –
Правый глазик, левый глазик.
Умыли лапкой ушки –
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ
РЕФЛЕКСИЯ (ИТОГ)
Коррекционные:
развивать зрительную и словесно-логическую память и логическое мышление детей;
развитие общей и мелкой моторики детей.
Воспитательные:
воспитание у детей дружбы, чувства доброты, отзывчивости, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду.
Ход занятия
1. Организационный момент. Приглашение в царство грибов.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в лес. А чтобы попасть туда, нужно произнести следующую волшебную чистоговорку.
Ес-ес-ес – мы идем в лес.
Су-су-су – тихо осенью в лесу.
Ес-ес-ес – опустел осенний лес.
Су-су-су – грибы берем в лесу.
Ес-ес-ес – листву роняет лес.
Стве-стве-стве – грибы спрятались в траве.
Воспитатель: А теперь возьмем корзинки с лукошками и пойдем собирать грибы.
Мы идем дорожками
Мы идем с лукошками,
Мы идем с корзинками
Золотым осенним днем
За грибами в лес идем.
Много мы грибов набрали,
А потом пересчитали:
5 – пузатый боровик,
6 — малышка моховик,
7 – как шляпа, черный груздь,
8 – я назад вернусь.
А 10 будет белый –
Всей корзины нашей гвоздь.
4. Упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики.
(Дети одевают шапочки-маски.)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки о лесных жителях и изобразите их повадки.
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке
Когда дождик капает,
Она в болоте квакает.
Кто это квакушка?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
Пушистый хвост – краса
Сам на свет явился,
Воспитатель: Ребята, как называется сказка, где главные герои муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка?
Воспитатель: Ребята, назовите наших героев ласково.
Воспитатель: А теперь мы назовем слова-друзья и слова-неприятели.
(Дети надевают шапочки-маски и обыгрывают действия каждого персонажа в нужной последовательности.)
Воспитатель: Ребята, закончи предложение и покажи это эмоциями, мимикой и жестами.
Муравей: Как-то раз застал муравья сильный… (дождь). Добежал муравей до грибочка и… (спрятался).
Бабочка: Ползет к грибу мокрая… (бабочка).
Мышка: Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем… (льет).
Воробей: Мимо гриба воробей скачет и… (плачет).
Заяц: — Спрячьте, — кричит, спасите, за мной лиса… (гонится)!
Лиса: — Зайца не видали?
Лягушка: — Эх, вы! А гриб то… (вырос)!
Логопед: Однажды в лесу начался дождь.
Капля – раз, капля – два,
Капли медленно сперва:
Капли стали поспевать.
Капля каплю догонять.
Зонтик поскорей раскрой.
От дождя себя укрой!
Воспитатель: А теперь мы покажем, какая история произошла с нашими героями в лесу…
11. Знакомство детей с пословицами.
Воспитатель: Ребята, назовите пословицы, которые подходят к нашей сказке?
Читайте также: