Имена существительные употребляющиеся только в одном числе 2 класс презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

2. Со.нце воздух и влага (по)вышают ур.жайность.

а) Списать предложение.

б) Вставить пропущенные буквы.

в) Раскрыть скобки.

г) Объяснить орфограммы.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

а) Выпишите имена существительные в столбик: солнце, воздух, влага, урожайность.

б) Определите род и число: единственное число.

в) Можно ли от этих имён существительных образовать форму множественного числа?

- С помощью каких окончаний это можно сделать? (- Ы, -И; -А,-Я ).

г) - Какой можно сделать вывод? (Есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.)

д) Дать характеристику предложения:

4. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

5. РАБОТА С КНИГОЙ.

Стр.206, читаем правило.

На доске плакат, сделанный самостоятельно к этому уроку.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Я читаю текст, а вы выпишите имена существительные в два столбика: единственное число и множественное число.

Вы хотите испечь что- нибудь к ужину. Не у каждой хозяйки найдутся под рукой дрожжи. Испеките печенье. Сделайте это так. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте полстакана сметаны, чуть разбавленной кефиром. Добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавать надо к чаю, сливкам. Приятного аппетита!

В первый столбик выписать слова: печенье, сахар, сметана, кефир, сода, мука, тесто, шоколад, чай.

Во второй столбик - дрожжи, сливки.

– Какие ещё слова можно добавить в эти столбики?

7. НА ДОСКЕ слова. Выписать их в 3 столбика:

Ц.фра, заморо.ки, ш.пот, тьма, в.рота, будни, с.ребро, ш.рох, мрак, р.стение, ц.рк, т.мнота, праз.ник, (по)тёмки, злость.

– Каких слов в русском языке больше? (Те, которые имеют два числа).

– Каких грамматических признаков не имеют имена существительные, которые имеют форму только множественного числа? (Род, склонение).

– Что такое синонимы? Найди их в наших словах.

8. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА.

Подобрать к именам существительным антонимы. Они должны употребляться только в форме единственного числа.

– Что такое антонимы? На доске:

Сила-слабость

Правда – ложь

Богатство – бедность

Слезы - смех

Злость – доброта

белизна – чернота

беготня – ходьба

свет – тьма

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (устно подобрать антонимы к именам существительным).

Оттепель – заморозки; праздник – будни; рассвет – потемки.

Придумать предложение с одним из слов.

10. ВСТАВИТЬ имена существттельные, которые употребляются только в форме единственного числа.

У…(природы) нет плохой …(погоды) . Каждая …(погода) … (благодать). Шура …(сено) ворошил, …(грабли) в …(сене) позабыл.

Под снегами спит … .Пусть …(пурга) в полях прядёт. … (Февраль) седой по дороге бредет. Пусть опять похолодало, а …( весна) все же придет.

Цели деятельности учителя: знакомство с существительными, которые употребляются только в одном числе, формирование умения различать существительные множественного числа от существительных от единственного.

уметь: определять грамматический признак имен существительных — число; использовать изменение имен существительных по числам для подбора проверочных слов; изменять имена существительные по числам.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося ; формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения ; формировать этические чувства и ценности.

ВложениеРазмер
Презентация 852.01 КБ
Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одн 638.24 КБ
Раздаточный материал 11.1 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

р учка карандаши пенал конфеты сахар шахматы Ед.ч. Мн.ч.

с ахар шахматы Ед.ч. Мн.ч. ручка пенал карандаши конфеты

тема Изменение имён существительных по числам . Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе. ЦЕЛЬ Узнать , какие имена существительные употребляются только в единственном или множественном числе, научиться их определять.

Бинты-бинт Снега-снег Пчела-пчелы Зайцы-заяц Тучи-туча Воробей-воробьи Дерево-деревья Города-город Морозы-мороз Заводы-завод

Определите, в какой строке все имена существительные имеют форму только единственного числа . А) задача, проблема, решение. Б) железо, Москва, упорство. В) соглашение, утверждение, устройство.

Определите, в какой строке имена существительные имеют форму только множественного числа . А) васильки, колокольчики, ромашки. Б) кроссовки, туфли, сандалии. В) джинсы, брюки, шорты.

тема Изменение имён существительных по числам . Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе. ЦЕЛЬ Узнать , какие имена существительные употребляются только в единственном или множественном числе, научиться их определять.

домашнее задание: стр.65, упр.114 (учебник)

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Образуйте форму множественного числа

Образуйте форму единственного числа

Определите, в какой строке все имена существительные имеют форму только единственного числа.

А) задача, проблема, решение.

Б) железо, Москва, упорство.

В) соглашение, утверждение, устройство.

Определите, в какой строке имена существительные имеют форму только множественного числа.

А) васильки, колокольчики, ромашки.

Б) кроссовки, туфли, сандалии.

В) джинсы, брюки, шорты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по русскому языку в игровой форме. Тема "Имя существительное"



3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Именительный падеж имен существительных"


3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Родительный падеж имен существительных"


Число имён существительных. Имена существи-тельные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном

Программа: Школа России.


Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. Закрепление".

Конспект урока по русскому языку . 4 класс.

Конспект урока "Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном."

Конспект урока "Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном.".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс 2-А Дата: 09.02.21

Русский язык Урок № 101

Тема: Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: дать понятие об изменении имен существительных по числам; учить определять число имен существительных, упо­треблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся; развивать у учащихся фонематический слух и культуру звукопроизношения, память, речь, мышление; воспитывать аккуратность, усидчивость.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Оборудование: учебник, тетрадь.

I . Организационный момент

Эмоциональный настрой

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

II. Актуализация знаний

1. Блиц опрос:

1. Часть речи, которая обозначает предмет – это…

2. Отвечает на вопросы…..

3. Неодушевленные ИС отвечают на вопрос….

4. Нарицательные ИС пишут с …..

5. Я знаю 3 названия сладостей:…

7. Я знаю 3 названия явлений природы:….

8. Я знаю 3 названия эмоций:….

2. Индивидуальная работа (по карточкам)

2. Начальная форма (кто? что?).

3. Собственное или нарицательное.

4. Одушевлённое или неодушев-лённое.

Прочитай. Найди имя существительное. Выполни разбор имени существительного, как части речи (см. памятку).

Пришла зима.

______________________________________

______________________________________

Дополнительное задание.

Подчеркни грамматическую основу предложения.

3. Каллиграфическая минутка

оро

город

- Прочитайте слово. Назови слоги. На какой слог падает ударение? Какую букву надо запомнить? Подчеркни.

III . Самоопределение к деятельности

- Прочитай слова. На какие группы их можно разделить:

Торты, торт, зонт, зонты,

- Прочитай слова, которые указывают на несколько предметов.

- Вспомни орфоэпические стихотворения.

- Какие цели мы перед собой поставим?

Ваши слова- помощники:

- Узнать… что такое число ИС, какие ИС употребляют только в единственном числе.

- Научиться …… определять число ИС.

IV . Работа по теме урока

1.Работа с учебником (с.61)

- Сколько предметов обозначают ИС в единственном числе?

- Сколько предметов обозначают ИС в множественном числе?

-Поиграем. Если я называю ИС в единственном числе вы хлопаете, во множественном – топаете.

Книга, сосны, ива, коты, воробьи, письмо, стул, рыбы, сметана, сахар.

- Ребята, сейчас я повторю слова, а вы попробуете изменить их форму.

Книга, сосны, ива, коты, воробьи, письмо, стул, рыбы, сметана, качели, сахар, шахматы.

- В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном или множественном числе.

Единственное число: сахар, сметана, Москва.

Множественное число: качели, брюки, шахматы.

V . Физкультминутка

Жил на свете попугай.

Крылья шире расставляй.

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше.

В гости к детям прилетал.

Вместе с ними приседал .

V I . Продолжение работы по теме урока

1. Работа с учебником (с.62 упр.106)

- Прочитайте. Измените число каждого ИС. Запишите.

2. Работа в парах

- Что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

- Не забывайте о правилах работы в парах.

VII . Подведение итогов урока

- Какие цели мы ставили в начале урока? Сделаем вывод, достигли ли мы их.

- Узнать… что такое число ИС, какие ИС употребляют только в единственном числе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте выделены методы и приемы, используемые на уроке.

Конспект урока

Цель урока: научить различать множественное существительное от единственного, познакомить с существительными, которые употребляются только в одном числе.

научить определять грамматический признак имен существительных — число, использовать изменение имен существительных по числам для подбора проверочных слов;

научить изменять имена существительные по числам.

воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Этапы урока.
Методы и приёмы

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, садитесь.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Образец записи в тетрадях учащихся:

Число имен существительных.

Записать на доске дату, вид работы, тему урока.

Актуализация знаний.

Мотивационный этап.

Раздели текст на предложения.

Анечка ложится спать мама зажгла ночник она рассказывает Анечке сказочку про маленькую девочку у девочки были крошечные волшебные башмачки они превращались в лодочки Анечка спит мама тушит ночник.

Составь предложения, спиши.

Ежик, у, живёт , Маши

Дети устно делят текст на предложения:

Анечка ложится спать. Мама зажгла ночник. Она рассказывает Анечке сказочку про маленькую девочку. У девочки были крошечные волшебные башмачки. Они превращались в лодочки. Анечка спит. Мама тушит ночник.

Составить предложения, списать.

У маши живёт ёжик.

На доске записан текст.

На доковой доске записаны слова.

Постановка учебной задачи и её решение

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Прочитайте имена существительные.

Ножницы, клещи, коньки, брюки.

Попробуйте образовать от них форму единственного числа.

Прочитайте следующую группу имен существительных.

Сахар, грусть, соль, молоко.

Образуйте от них форму множественного числа.

Что удивительного вы заметили?

Давайте, поставим цель сегодняшнего урока (слова-опоры). Сегодня на уроке, мы познакомимся с существительными, которые не образуют множественную форму.

Ножниц, клещ, конек, брюк- так не говорим

Сахары, грусти, соли, молокы- так тоже не говорим

Первая группа слов не употребляется в единственном числе, а вторая группа во множественном числе.

Группы слов висят на карточках на доске

Решение частных задач

Метод языкового анализа

Прием: словарная работа, инструктирующее слово учителя

Обратимся к правилу на странице 64. Что вы заметили ещё на этой странице? Словарное слово: топор. Давайте хором проговорим это слова, затем с ударением. Что такое топор? Запомните, как пишется это слово. Запишите его в тетрадь.

Давайте разделим нашу тетрадочку на 3 части, как на доске.

В первый столбик мы выпишем те существительные, которые употребляются только в единственном числе, во второй, те существительные, которые употребляются только во множественном числе( по цепочке), в третий столбик, те которые изменяются по числам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для формирования представлений об именах существительных, употребляющихся только в одном числе: единственном или множественном.

Конструкт урока русского языка по производственной практике

Студентки группы 36

Анчуговой Анастасии Дмитриевны

Дата: 24.02.16

ФИО учителя класса: Епимахова Юлия Ивановна

ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна Подпись______________

Тема урока: Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном.

Планируемый результат:

Личностный: обучающиеся проявляют действия смыслообразования, проявляют уважительное отношение к иному мнению; развита самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности; демонстрируют навыки сотрудничества с учителем и сверстниками и доброжелательное к ним отношение.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание, планирование, саморегуляцию, контроль, коррекцию и оценку); познавательные УУД (структурирование знаний, осознанно строят речевые высказывания, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований для классификации объектов, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности); коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управляют поведение партнёра, умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли).

Предметный: обучающиеся демонстрируют умение определять число имён существительных (единственное и множественное), изменять существительные по числам; знакомы с формами имён существительных, употребляемых в одном числе: единственном или множественном и могут подобрать примеры таких имён существительных.

Цель урока: создать условия для формирования представлений об именах существительных, употребляющихся только в одном числе: единственном или множественном.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважительное отношение к иному мнению, смыслообразование (т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом), воспитывать самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности, воспитывать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, доброжелательность.

Развивающая: развивать регулятивные УУД (целеполагание, планирование, саморегуляцию, контроль, коррекцию и оценку); познавательные УУД (структурирование знаний, осознанное построение речевых высказываний, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований для классификации объектов); коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли).

Образовательная: совершенствовать умение определять число имён существительных (единственное и множественное), изменять существительные по числам; познакомить с формами имён существительных, употребляемых в одном числе: единственном или множественном, подбирать примеры таких имён существительных.

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения: научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности;

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом и сверстниками, создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

Методы организации познавательной деятельности: словесные (объяснение, беседа, работа с книгой); наглядные (демонстрация, иллюстрация); практические (упражнения);

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием создание ситуаций творческого поиска;

Методы развития психических функций: создание проблемных ситуаций;

Методы включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративный;

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение, использование игр и игровых форм;

Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, предъявление педагогических требований.

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта детей: игра, педагогическое требование, упражнение;

Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа, художественное слово.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Демонстративные: презентация, учебник, резиновый мячик.

Индивидуальные: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

Тип урока: Урок открытия новых знаний и способов действий.

Структура урока:

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).

Информация о домашнем задании.

Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).

Используемая литература:

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);

Канакина, В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 144с. : ил. – (Школа России);

Этап урока, задача этапа.

Методы и приёмы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся.

Планируемый результат (с учётом формируемых УУД)

1. Мотивация к учебной деятельности.

Задача: проверить готовность к уроку и создать благоприятный психологический настрой

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Здравствуйте ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Давайте проверим, всё ли у вас есть, что необходимо для урока?

Хорошо, садитесь, пожалуйста.

Положите руки перед собой, положите голову на руки. Внимательно слушайте и повторяйте за мной.

Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Мое внимание растет,
Память моя крепка,
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.

А сейчас красиво сели, спинки выпрямили, ноги поставили прямо на пол, локти не свисают с парты.

Откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите сегодняшнюю дату, двадцать четвёртое февраля, классная работа. Отложите тетради, пока они нам не понадобятся.

Личностный

Регулятивные УУД

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихся об имени существительном, выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

Методы организации познавательной деятельности: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация, иллюстрация)

Методы включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративный;

Методы формирования социального опыта детей:

Методы развития психических функций: создание проблемных ситуаций;

Методы формирования социального опыта детей: игра;

Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха, поощрение, использование игр и игровых форм;

Методы развития познавательного интереса: создание ситуаций, творческого поиска;

стимулирование занимательным содержанием.

1. Имя существительное обозначает предмет. (правда-хлопок). А что вы должны сделать после ответа?

3. Имена существительные бывают собственные и чужие. (нет - топот).

4. Скажи какие бывают имена существительные. (собственные и нарицательные).

6. Москва – это имя нарицательное. (нет – топот). Что называют нарицательные имена существительные? (любой предмет, явление чувство)

7. Книга это множественное число. (нет – топот).

8. Карандаш – это единственное число. (да – хлопок)

Молодцы, вы уже многое знаете об имени существительном.

Скажите, как определить число имени существительного? (Су­ще­стви­тель­ные в форме един­ствен­но­го числа на­зы­ва­ют один пред­мет. Су­ще­стви­тель­ные в форме мно­же­ствен­но­го числа на­зы­ва­ют много пред­ме­тов.)

Для того чтобы отработать умение определять число имён существительных, давайте разделим следующие слова (ручка, карандаши, пенал, конфеты, сахар, каникулы) на два столбика, в первый столбик определим имена существительные в единственном числе, а во второй во множественном числе.

Сейчас по одному будите выходить к доске, выбирать слово и перемещать его в один из столбиков, а вы условно поделите страницу на две части, в левый столбик записывайте слова в единственном числе, а в правый во множественном.

Читайте также: