Конспект занятия птицы осенью во второй младшей группе

Обновлено: 03.07.2024

Содержимое публикации

Проводила воспитатель Трусова Ю.А.

Цель: расширять знания детей об особенностях жизни птиц осенью , формировать бережное отношение к живой природе, а именно, воспитывать бережное отношение к птицам , желание подкармливать их осенью.

- расширять представление о зимующих птицах (снегирь, синица, воробей);

- воспитывать заботливое отношение к птицам;

- совершенствовать умение отгадывать загадки, расширение словарного запаса по теме занятия (кормушка, названия зимующих птиц их части тела);

- сравнивать птиц по величине и цвету;

- развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, наблюдения за птицами на прогулках, кормление птиц, беседа о птицах, чтение литературных произведений.

Материалы: картинки с изображение снегиря, синицы, воробья.

Ход занятия

Воспитатель. Какое сейчас время года? (Ответы детей). Посмотрите, какая сегодня погода? Теплая или холодная? (Ответы детей). Осенью дует сильный холодный ветер, давайте все вместе покажем как дует ветер (Ф-Ф-Ф) - дети повторяют, идут дожди (кап -кап -кап ). Солнце спряталось за тучи, с деревьев опали листочки. А, куда же делись наши птицы? (Ответы детей). Если дети затрудняются с ответом, уточняю, что многие птицы улетели в теплые края. Потому что птицам стало тяжело находить пищу в холодное осеннее время.

Давайте повторим: птицы улетели в теплые края. Но некоторые птицы остались зимовать с нами.

А, что мы с вами делаем, чтобы помочь птицам осенью? (Ответы детей)

Правильно! Мы развешиваем кормушки и кормим птичек.

Давайте с вами еще раз проговорим, чем же питаются птички зимой? А, для этого нужно отгадать загадки:

Любит прыгать и летать, хлеб и зернышки клевать,

Воспитатель. Молодцы, верно!

Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять.

Воспитатель. Умницы, а вот еще загадка!

Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Как зовут ее?

Воспитатель. Дети, какие Вы у меня молодцы! А как одним словом можно назвать этих птиц , которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать?

Ребята, давайте рассмотрим внимательно птичек, чем они все похожи и какие у них есть различия.

Посмотрите, у птиц есть голова , лапки, клюв, крылья, хвост!

А зачем птицам крылья ?

Дети – Что бы летать!

Воспитатель. Верно, а зачем птицам лапки ?

Дети - Ходить по земле, прыгать!

Воспитатель. А зачем птицам клюв ?

Дети – Что бы кушать, клевать зернышки!

Воспитатель. Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга ? (На доске картинки: снегирь, синица, воробей)

Воспитатель. Правильно, воробей и синица поменьше, а снегирь побольше. И по окраске они разные : у снегиря грудка красная, у синицы желтая, а у воробья коричневая с белым. И повадки у птиц разные : воробьи и синички любят сидеть на кустиках, а снегири на веточках рябины.

Вот как много мы сегодня узнали о птицах . Давайте отдохнем и попрыгаем как веселые и шустрые синички.

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки — на плетень,

Тири - тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

Подведение итогов занятия

Воспитатель.Дети, какие Вы у меня молодцы! Вы сегодня хорошо работали на занятии , слушали, отвечали на мои вопросы! Вместе мы разобрались, какие зимующие птицы бывают , что осенью они нуждаются в корме, так как у них нет естественной подкормки! Давайте возьмем с собой пакетики с кормом и покормим и на прогулке покормим птиц на нашей площадке !

во второй младшей группе (3 – 4 года).

Цель: Расширять представления о жизни птиц осенью.

1. Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок

2. Расширять представление об особенностях внешнего вида (голова, туловище, две лапы, хвост и два крыла, клюв, повадках птиц (питаются, дышат, двигаются).

1. Воспитывать чувство любви к родной природе.

2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных условиях.

1. Развивать интерес к жизни птиц.

3. Развивать зрительное восприятие, координацию движений

1. Наблюдение за птицами во время прогулок.

4. Загадывание загадок.

5. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

Материал к занятию :

4. Два стола, 2 подноса, в которых смешаны вишневые косточки, бусинки, пшено, хлебные крошки, дольки апельсина, кусочки колбасы и семечки.

Ход занятия (в музыкальном зале).

Воспитатель: С наступлением осени многие птицы улетают в теплые края. А давайте отправимся на осеннюю прогулку и узнаем, какие же птицы остаются зимовать у нас. Вы уже знаете этих птиц, а сейчас познакомитесь с ними поближе. Но прежде поздороваемся с природой:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю.

Всех я вас приветствую!

(Слова сопровождаются движениями).

Слайд 1. Воробей.

Воробей проводит всю зиму, нахохлившись в глубине ели густой, питаясь тем, что найдет на дороге. Ершится, прыгает, блестит глазками и громко чирикает.

Вороны издавна жили в городах рядом с человеком. Они не боятся человека, кроме того, в городе много еды. Но они осторожны, близко к себе не подпускают: отскакивают или отлетают в сторону. Вороны – очень умные и сообразительные птицы. Городская ворона может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку.

Голуби гнездятся на чердаках и карнизах больших зданий. Городские голуби не боятся людей, любимые места, где они собирают пропитание - улицы и площади городов. Пищу собирают на земле. Живут голуби стаями, иногда очень большими.

Воспитатель: А это какие птички? (на доску выкладываются картинки).

Дети: Сорока, дятел, журавль…

Дети: Воробьи - чирикают,

Воспитатель: А какая птица из них лишняя? Почему?

Дети: Журавль улетает в теплые края, потому что перелетная.

Воспитатель: А какая из птичек самая маленькая? (воробей)

В гнезде воробушки живут

И утром с солнышком встают.

Так весело поют.

Довольно в гнёздышке сидеть,

Пора на солнышко лететь.

И крылышки согреть.

Вот возле домика есть сад,

Летите крошечки искать,

И крошечки клевать.

Будь осторожен, воробей,

Крадётся кошка из дверей.

Все в гнёздышко скорей.

Воспитатель: Все мы были воробушками. А что есть у воробья? (картинка)

Дети: Голова, туловище, две лапы, хвост и два крыла, клюв.

Воспитатель: Мы знаем воробьиную песенку. Давайте споем.

Воспитатель: А что это здесь стоит? Правильно – это кормушка. А для чего она нужна? (кормить птиц зимой).

Воспитатель: Ребята, почему птицы пролетели мимо и не сели на мою кормушку? (в кормушке нет корма).

Воспитатель: Но я что-то не могу вспомнить, чем же питаются птички?

(зерном, семечками, хлебными крошками и т. д.)

Воспитатель. Где же нам взять все это? Ой, здесь какие-то подносы со странным содержимым.

Воспитатель ставит на два стола 2 подноса, в которых смешаны вишневые косточки, бусинки, пшено, хлебные крошки, дольки апельсина, кусочки колбасы и семечки (дынные, тыквенные, арбузные, подсолнечника).

Воспитатель: Давайте выберем, что можно положить в кормушку, а что нельзя.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно накормили птиц. А теперь давайте поиграем.

Воспитатель по очереди помещает на доску карточки с изображением птиц, дети называют их.

Воспитатель. Посмотрите ещё раз внимательно на карточки. А теперь закройте глаза, посчитайте до трёх (воспитатель убирает какую-нибудь карточку с доски) … и откройте глазки. Посмотрите на доску. Какая птица улетела? (игра повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.

Улетела птица-мать

Малышам жуков искать.

Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

Птичка-птичка - водим пальчиком по ладошке.

Вот тебе водичка! - барабаним пальчиками по ладошке.

Вот тебе крошки на моей ладошке. - стучим пальчиками по ладошке.

Миша Чередов читает стихотворение:

Упал воробышек в траву

Он маленький, худой.

Его я в гости позову

Его я кашей накормлю

И гнёздышко свяжу,

Я всех жалею, всех люблю,

Я каждому служу.

Воспитатель: А сейчас давайте нарисуем птиц! (Нетрадиционная техника рисования – рисование ладошками)

Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали на осенней прогулке и вспомнили, какие птицы прилетают к нам на участок, позаботились о них, весело играли.


Продолжать знакомить детей с характерными признаками осени.

Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в осенний период.

Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).

Воспитывать чувство любви к родной природе.

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивать интерес к жизни птиц.

Развивать речь детей, обогащать их словарь.

Продолжать развивать связную речь детей.

Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Наблюдение за птицами во время прогулок.

Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

Ход занятия

Организационный момент.

Изучение нового материала:

Воспитатель:

-В природе есть пора, когда земля надевает самые дорогие наряды. Листья на деревьях становятся какими? (желтыми, красными, коричневыми), а потом опадают и шуршат под ногами.

-Ребята, как называется это время года? (Осень )(Картинка осени)

Воспитатель:

«Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется -

Воспитатель:

-Осень приготовила вам подарок. (разрезная картинка птицы)


-Картинка была целая, но вот осенний ветерок подул, и она разлетелась на части. Если вы её соберете, то узнаете, с кем мы сегодня познакомимся и подружимся.

-Что получилось? (Эта птица).

-Давайте посмотрим на строение птицы и ответим, что есть у этой птицы?

(Голова, клюв, туловище, крылья, и хвост)

-Птицы все похожи друг на друга?

-Ребята, посмотрите, птицы разделились на две группы.


-Как вы думаете, почему? Затрудняетесь в ответах?

-Давайте вспомним, что едят птицы весной и летом? (Мошки, комары, насекомые)

-Много сейчас мошек, комаров?

-Птицам не хватает корма. Поэтому многие улетают в тёплые края и их называют перелётные птицы. Эта группа птиц на зелёном фоне.

-А те птицы, которые остались зимовать – они на голубом фоне.

-Сегодня мы отправимся в гости к птицам, которые остались у нас зимовать. (Дети идут по осенним листьям).

-А поможет нам вот такая любопытная птица, и как дети.

Слайдовая презентация

-Здравствуйте, ребята, меня зовут синичка Зинька.

Послушайте, как я пою.

-Посмотрите, чем я питаюсь (салом, семенами дыни, арбуза, кабачков, даже семена тыквы; отварными крупами, но без соли)

-А сейчас, я познакомлю вас со своими друзьями, птицами, которые остались зимовать вместе со мною.

-Ребята, посмотрите, как быстро прыгает эта птица.

-Кто это? (воробей)

-Воробей ест все.


Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

-Вам знакома эта птица?

-Вспомните, как она поёт? (Кар- кар)

-Ест всё, что найдёт в городе. Городская ворона может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку.

-А эту птицу можно увидеть только зимой.

Называют её снегирём. Запомнить её легко: у неё красная грудка, и питается она рябиной и другими ягодами.

-Ребята, синичка Зинька предлагает вам накормить птиц.

Закрепление нового материала:

-Синичку Зиньку накормим…

-Голубя и ворону угостим…

-А красногрудому снегирю…

Итог занятия:

-Вам понравилось наше занятие?

- А что больше всего вам запомнилось?

- Какие птицы остаются у нас зимовать?


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжать знакомить детей с характерными признаками осени.

Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в осенний период.

Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).

Программные задачи:

Воспитывать чувство любви к родной природе.

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивать интерес к жизни птиц.

Развивать речь детей, обогащать их словарь.

Способы организации детей: сидя

Оборудование :

Изображение дерева с птичьими гнездами.

Готовые птицы для аппликации.

Словарная работа:

Продолжать развивать связную речь детей.

Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулок.

Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

Этап, его продолжительность

Методы, формы. приемы

Открытый вход в деятельность

Воспитатель: В природе есть пора, когда земля надевает самые дорогие наряды. Шуршат под ногами опавшие листья. Дети, как называется это время года?

Осень. Картинка 1

Воспитатель :Когда наступает осень?

Дети: После лета.

Далее воспитатель начинает предложение , а дети самостоятельно его заканчивают.

-Погода осенью (какая?)…

-Листочки на деревьях (что делают?)

Если на деревьях

листья пожелтели,
Если в край далекий

птицы улетели,
Если небо хмурое,

если дождик льется,
Это время года

осенью зовется.

Мотивация на деятельность

Воспитатель: С наступлением осени многие птицы улетают в теплые края. А давайте отправимся на осеннюю прогулку и узнаем, какие же птицы остаются зимовать у нас. Вы уже знаете этих птиц, а сейчас познакомитесь с ними поближе.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

Воробей . Картинка 2

Воробей проводит всю зиму нахохлившись в глубине ели густой, питаясь тем, что найдет на дороге. Ершится, прыгает, блестит глазками и громко чирикает.

Ворона. Картинка 3

Вороны издавна жили в городах рядом с человеком. Они не боятся человека, кроме того, в городе много еды. Но они осторожны, близко к себе не подпускают: отскакивают или отлетают в сторону. Вороны – очень умные и сообразительные птицы. И в то же время не боятся опасности, например, атакуют хищных птиц, появившихся вблизи гнезда, при этом спешат на помощь друг другу со всей округи. Основная задача вороны – добыть пропитание. Городская ворона может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку.

Голубь. Картинка 4

Питаются сизые голуби в основном пищевыми отходами, а гнездятся на чердаках и карнизах больших зданий. Городские голуби не боятся людей, поэтому и бродят по улицам и площадям городов. Именно бродят! Летать, конечно умеют, но так обленились, что делают это очень неохотно. Голуби ходят вообще очень хорошо, пищу, как правило, собирают на земле. Живут голуби стаями, иногда очень большими.

Летит , летит сорока летит

летит, летит корова летит .

(если летает, то машут крыльями , если нет - стоят )

Воспитатель : А сейчас послушайте загадки.

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Городская чудо- птица. ( воробей)

Непоседа - птица эта

Одного с берёзой цвета

Верещунья - белобока,

А зовут её…….(сорока)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(ворона)

Воспитатель: Ребята , а вы сами хотели бы стать птичками?

Для этого нам нужно произнести волшебные слова .

Раз, два, три (хлопают в ладоши),

На одной ножке повернись ( поворачиваются вокруг себя ),

И быстро в птичку превратись!

Воспитатель: Cкажите, сколько у птички лапок? А глазок,

Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу). Лапка, два! (выдвигают другую ногу). Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах). Крылышко, раз! (одну руку в сторону). Крылышко, два! (другую руку в сторону). Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями). Глазик, раз! (закрывают один глаз). Глазик, два! (закрывают другой глаз). Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат. Прилетали птички, Птички - невелички. Весело скакали Зернышки клевали И быстро в гнездышки улетали.

Открытый выход из деятельности

Воспитатель :Ребята, посмотрите, на этом дереве есть свободные гнезда, давайте поселим туда наших птиц.

Дети берут готовые заготовки птиц и приклеивают их к гнездам на дереве.

Воспитатель :Молодцы! Теперь наши птицы не замерзнут. А в холодные дни, мы будем подкармливать их хлебными крошками и зернышками.

Читайте также: