Юнона и авось конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Бухарова Яна Андреевна

Населенный пункт: Свердловская область, п. Рефтинский

Цели:

Обучающая - познакомить учащихся с фрагментами рок-оперы А. Рыбникова – великого нашего современника для приобщения их к ведущим ценностям отечественной музыкальной культуры, как неотъемлемой части общей духовной культуры.

Воспитательная - воспитать потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества.

Развивающая - развить мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение).

Задачи:

- сформировать музыкальную культуру учащихся, сформировать способность к оценке произведения искусства с позиций его уникальности;

- сформировать духовно-нравственную культуру через приобщение к высоко художественным музыкальным произведениям, способствовать расширению музыкального информационного пространства.

Предметные УУД

1. Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

2. Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений разных эпох, стилей и жанров.

3. Воспитывать способность воспринимать и анализировать смысл художественного образа, музыкального произведения.

Метапредметные УУД

1. Познавательные - через сопоставление с произведениями классической музыки учить анализировать современные музыкальные явления, интерпретировать современную музыку с позиций музыкальных традиций, преемственности музыки прошлых веков и современности; критически оценивать поступающую информацию.

2. Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.

3. Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.

Личностные УУД

аргументировано оценивать свои и чужие мнения, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.

Оборудование: компьютер, колонки





Онлайн-тест (проверка знаний)

8. Главные герои рок оперы (2, имя фамилия, через запятую)

Николай Резанов, Кончита Аргуэльо

9. Знаменитый романс в рок-опере "Юнона и Авось"

  • Я тебя никогда не забуду
  • Белый шиповник
  • Аллилуйя

10. Жанр музыкального спектакля "Юнона и Авось"?

11. В каком году русская экспедиция под руководством Н.Резанова посетила Калифорнию?

12. Сколько лет ждала юная Кончита своего возлюбленного?

  • Обобщить знания по структуре классической оперы; познакомиться с новым жанром и на основе элементов содержательного анализа музыкальных фрагментов из рок-оперы провести параллель к традиционной структуре классической оперы.
  • Воспитывать патриотические чувства на примере главного героя рок -оперы.
  • Способствовать расширению информационного пространства.

Тип урока – комбинированный.

Методы – ретроспективы, элементы метода содержательного анализа музыкального произведения, метод эмоциональной драматургии, (Д.Б. Кабалевский), метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская), метод концентричности организации музыкального материала, метода моделирование образа музыкального произведения.

Формы работы - групповая, фронтальная, самостоятельная индивидуальная.

Виды музыкальной деятельности – размышления о музыке анализ музыкальных произведений, самостоятельная индивидуальная деятельность по созданию декораций.

Критерием отбора муз номеров стала их художественная ценность, воспитательная направленность.

Организационный момент в форме музыкального приветствия.

Учитель: сегодня у нас необычный урок, в классе присутствуют гости, и давайте мы друг другу подарим улыбку как залог нашего хорошего настроения.

Вы считаете себя современными, модными людьми? У каждого из вас есть приоритетные музыкальные направления. У вас на столах лежат конверты. Вы умеете работать в группах? Тогда выполняем задание в группах .

Учащиеся выбирают конверты, в которых вложены разрезанные на отдельные слова фразы. Цель – составить осмысленное высказывание.

Учащиеся зачитывают фразы, на доске выкладывается кластер основа: вокальная музыка; классическая музыка, либретто, главные герои, развитие их образов.

В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу , что речь идет о классической опере, возникшей в 16веке в Европе. На доске пишутся слова

Для полного определения темы урока учащимся предлагается прослушать музыкальный фрагмент и определить стиль музыки (джаз, классика, рок)

После прослушивания дети определяют стиль музыки – рок.

Учитель: может ли звучать этот фрагмент в традиционной классической опере?

- А в современном жанре оперы? Как его назовем? (рок -опера)

Итак: цель нашего урока увидеть взаимосвязь между традициями и новаторством, которые привели к появлению замечательных образцов современной музыки, а именно к появлению такого жанра как рок – опера.

Учитель: Опера и рок, совместимы или нет? Почему возник этот союз?

Размышления учащихся на поставленные вопросы.

Учитель: ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь, ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь….

- Как думаете, с кем прощается граф Резанов? Делайте предположения? ( с Родиной)

- Каким вы себе представляете главного героя? Его основные черты характера? (настойчивый умный образованный, глубоко любящий свою Родину)

- Как думаете, в каком жанре написано музыкальное произведение? (романс)

- Назовите инструменты, характер мелодии, стиль вокального исполнения? (романс звучит в стиле рок – баллады, манера пения близкая к бытовому исполнению, включены электроинструменты)

- Что необычного вы услышали в исполнении? (включение разговорных номеров)

- Современные или традиционные приемы использовал композитор?

(запись в тетрадь – романс «Ты меня на рассвете разбудишь).

Учитель: Это была несомненно жемчужина Калифорний. Она сразу приковывала к себе внимание всякого, кто имел счастье видеть её. Природа щедро одарила её великолепными чертами и статью. К тому же Консепсьон отличалась от других своей яркой живостью и привлекательной жизнерадостностью. Она была подвижна и радостна.

Посланец Его Императорского Величества, сильный, высокий и красивый человек, произвёл на юную испанскую красавицу стремительное и неизгладимое впечатление. Резанов был единственным из делегации русских, кто владел испанским языком и мог свободно разделить с Кончиттой любую беседу. Она полюбила Резанова всем пылким испанским сердцем. Когда он сделал ей предложение, она не на минуту не задумываясь, согласилась.

Родители Кончитты были поражены, узнав о намерении Николая Петровича жениться на их дочери. В ещё больший ужас они пришли, когда поняли, что Кончитта не откажется от своей любви, несмотря на все уговоры и аргументы. Но Резанов не остановился и добился помолвки.

Учитель: что представили? Какую бы картину нарисовали?

- Как изменились музыкальные образы главных героев? (Трагично, пронзительно, покорно, взволнованно на срыве, крике…)

- А музыка знакома? Можете назвать стиль этой рок музыки? Современный?

- Как думаете, что произошло дальше в судьбе этих героев? Предполагайте…. (вопрос остается открытым на домашнее задание)

Учитель: о том как сложилась дальнейшая судьба главных героев вы мне расскажите на следующем уроке, а сейчас проведите самооценку своих знаний .

Верные и неверные утверждения. Если со мной согласны +, нет -

1 . в традиционной классической опере можно услышать бытовое пение.

2.в традиционной опере можно услышать музыку в стиле рок-баллады.

3. роли в рок опере должны играть только профессиональные музыканты

4. рок-опера соединила в себе черты классики и современности.

5. в рок опере играют только на электроинструментах.

Учитель: рок опера - музыкально-театральный жанр, который соединил в себе традиции классической оперы и новаторство современных композиторов и исполнителей. Вы согласны с этим утверждением? Почему, объясните?

Высказывания учащихся в форме обобщения и закрепления.

На заключительном этапе урока учащимся предлагается попробовать себя в роли художников декораторов, слушая сцену прощания и помолвки. Работа ведется индивидуально в тетрадях, которые сдаются на проверку.

Учитель: наш урок закончен. Спасибо за работу. До свидания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 2 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 2 класс)

Конспект открытого урока во 2 классе по теме "Coulors" (УМК Биболетова М.З. "Enjoy English"). ПРилагается цветик- семицветик и презентация к уроку.

Конспект открытого урока в 4 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 4 класс)

Разработка урока по теме "Home, sweet home" в 4 классе. Прилагается презентация к уроку.

Конспект открытого урока в 5 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 5-6 класс)

Заключительный урок по теме "Школа": "We are happy at school!". К конспекту прилагаются презентация для урока, примерные вопросы корреспондента, кроссворд на последнем слайде презентации. Используемые.


Урок математики 2 и 4 классов в коррекционной школе.


План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у.


План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова".

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

На этом уроке

∙ Что популярная музыка способна выражать серьёзные чувства, мысли и идеи.

∙ На каких реальных событиях основан её сюжет.

∙ Слышать элементы различных музыкальных традиций внутри целостного музыкально-театрального действия.

∙ Увидеть, какие современные формы могут принимать жанры религиозной музыки, фольклора, романса.

∙ Провести смысловые параллели между событиями русской истории и современностью.

Ключевые слова

Рок-опера, традиции, фольклор, романс, духовная музыка, музыкальная драматургия

Рок-опера соединяет в себе две формы зрелищного искусства: театра – как драматического действия, в котором поднимаются сложные жизненные проблемы, и музыки развлекательной, рассчитанной на массового слушателя.

В произведениях этих композиторов тесно переплетены традиции отечественной классики и различные направления рок-культуры. Злободневные вопросы современности в них перекликаются с символизмом древних мифов, историей и литературой, религией и философией…

Впервые в этой рок-опере прозвучала церковная музыка, обогащённая звуками синтезаторов. Причем православные молитвы в соответствии с сюжетом сочетались с католическими песнопениями. У Рыбникова получился настоящий диалог культур, в котором пересеклась православная духовность с миром западной цивилизации.

После обручения с Кончитой Резанов спешит в Россию за разрешением жениться на католичке. Но на обратном пути он заболевает и умирает от сильной простуды.

Во II части задействованы иные интонационные пласты.

В III части возвращаются молитвенные интонации и вновь звучит исступлённый монолог главного героя.

Крик души о смысле жизни…

Ответьте на вопросы и выполните задания

Каким жанрам наиболее близка рок-опера?

Рок-опера это:

− Опера трагедийного содержания.

− Музыкально-сценический жанр, сочетающий основные признаки оперы и стиля рок-музыки.

− Музыкально-сценический жанр, не имеющий общих черт с оперой, развивающийся по своему собственному пути и соответствующий стилю рок-музыки.

Ниже перечислены названия некоторых знакомых вам музыкально-сценических произведений. Найдите среди них рок-оперы и подчеркните их названия.

В какую страну хотел проложить путь граф Николай Петрович Резанов?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока музыки №13

Отражение эпох в музыкальном искусстве.

Развивающая : развивать эмоциональную отзывчивость, умение анализировать прослушанное музыкальное произведение, наблюдать за развитием музыкальных образов. Развивать вокально-хоровые навыки. музыкальное восприятие-мышление, музыкальные способности

-развивать интерес к музыке различных эпох через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве

пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины;

дальнейшее формирование навыков эмоциональной отзывчивости;

развитие эстетического вкуса и воспитание интереса и любви к искусству.

Предметные: умение назвать виды современной массовой музыки — джаз, рок, поп-музыка, диско, авторская песня, романс, рэп и классической музыки. Развитие вокально-хоровых навыков.

Метапредметные: регулятивные- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

познавательные-ставить и формулировать проблему, понимать взаимосвязь музыки с жизнью человека, развитием культуры, историей человечества.; коммуникативные-строить монологическое высказывание;

Личностные: осознание значения музыкального искусства в жизни; развитие позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства как любовь, долг, честь, добро, Родина.

Тип урока – урок углубления и развития темы.

Форма урока -урок-путешествие, урок-театрализация.

Оборудование урока и методическое обеспечение :

ноутбук, экран, колонки

презентация к уроку, видеофрагменты

Настроить учащихся на работу

2.Актуализация опорных знаний .

«У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда

мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия

Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем были-

ны и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или

Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей,

которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше вре-

мя, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скуль-

птуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощает-

На уроках музыки в 8 классе мы с вами путешествовали от одной эпохи к другой, приближаясь к нашему времени: от эпохи барокко мы пришли к 20 столетию. За сравнительно короткий исторический период изменилась наша жизнь, немаловажное значение имели и достижения техники. Что в 19 веке могло сравниться с рёвом реактивного двигателя? грохотом большого города, с космическими пульсарами эфира? Не отсюда ли стремление рок-музыкантов к силе и предельной громкости звучания? В нашу жизнь вторглось огромное количество различной музыки-всё это новые и новейшие стили музыки, которые живут и развиваются по своим законам.

Тему сегодняшнего урока мы можем назвать так:

3.Закрепление знаний .

- О каких стилях в музыке мы с вами говорили в этом учебном году и какие композиторы были представителями своей эпохи?

А.Шнитке Симфония №4-полистилистика. 20 век;

В.Высоцкий и Булат Окуджава - авторская песня .20 век;

Луи Армстронг-джаз.20 век;

рок-музыка группы Beatles ,.20 век.)

1)- Давайте мы проверим, насколько хорошо вы запомнили музыку, звучавшую на последних уроках.

Музыкальная викторина:

- А сейчас прозвучит музыка, знакома ли она вам, к какому жанру можно её отнести? О чём поётся? Какие инструменты аккомпанируют исполнителям?

-Что можете сказать о музыке?

Какие мысли и чувства передала эта музыка?

-К какому жанру можно отнести прозвучавшую музыку? (романс)

- Назовите инструменты, характер мелодии, стиль вокального исполнения? (романс звучит в стиле рок – баллады, манера пения близкая к бытовому исполнению, включены электроинструменты)

- Что необычного вы услышали в исполнении? (включение разговорных номеров)

- Современные или традиционные приемы использовал композитор?

- Похоже это звучание на романсы XIX века или композитор новаторски решает его
изложение?
(Это не очень похоже на романсы XIX века. Герой сначала почти говорит, а не поет, после 3 куплета идет как бы его монолог, а 4 куплет звучит намного выше предыдущих. Это не романс, а мини-спектакль.)

(Композитор сочетает традиционный мелодизм русской музыки XVI – XIX веков с современными возможностями электромузыкальных инструментов и манерой пения.)
-Какая тема звучит в романсе?
(Вечные темы: любви, подвига, исканий добра и справедливости, смысла жизни всегда находили свое воплощение в искусстве.)

5 . Пение .

-Давайте попробуем , распевшись, разучить этот романс.

(Работа над чистотой интонирования, чёткой дикцией, выразительностью).

- С какой страной мы связываем зарождение рока в первую очередь? ( С Британией и широкое распространение получил в США)

Об этом нам расскажут ваши одноклассники:

Кончита -Катя Блошенко;

Граф Резанов -Антон Колесниченко;

от автора -Катя Бережная;

Граф Румянцев- Никита Волошин.

От автора (Катя):

РЕЗАНОВ:(АНТОН)

Милостивый государь мой Алексей Николаевич Румянцев !
Уповая на всемилостивейшее покровительство Ваше, вознамериваюсь просить Вас о поддержке моего дерзновенного прожекта. С помощью Божией намереваюсь я ныне, возглавив первое кругосветное путешествие россиян, жизнь отдать расцвету Российско-американской кампании, с тем, чтобы распространить свет Отечества нашего до Калифорнии и Сандвичевых островов.
Да будет судьба России крылата парусами!

РУМЯНЦЕВ: (Никита)
Милый граф, я желаю Вам
поделить мечты пополам!
Пополам. Пополам.

РЕ3АНОВ:(Антон)
Уповаю на Ваше великодушие! Ваше сиятельство!
Соблаговолите поддержать сей дерзкий пожект мой.
Я удачлив, Ваше сиятельство !
Сие предприятие сулит большие блага Российской державе
и последствия ея будут по достоинству оценены потомками нашими.



Я путь ищу, как воин и мужчина,
Но буду честен, есть еще причина
Меня по свету гонит страшный бред,
Душой я болен с отроческих лет,
Когда на мне остановился взгляд
Казанской Божьей Матери!
Увидел в Ней не Вседержительницу Деву,
А женщину с вишневыми глазами.
Хотелось защитить ее, спасти
Мне не помог ни врач, ни богослов,
Я посягнул на Божию любовь.
Знал многих женщин.Схоронил жену.
Но всюду чуял тайный взгляд вишневый..

РУМЯНЦЕВ:( Никита)
Граф! Интересы империи направлены на сложную обстановку в Европе. Однако, обратив взоры на доблести и сердечные раны ваши, а также скорбя об Аляскинских поданных своих, Государь избирает вас на подвиг, пользу Отечеству обещающий. По исполнению дипломатического поручения вверяется Вам образование и участь жителей, русской Америки, Вам, управляющему компанией, Государь жалует звание действительного камергерра и ленту Анны 1-й степени и берет под августейшую опеку деток Ваших на время экспедиции. Повелеваю отплыть Вам 23 июля 1806 года, ввиду напряженной международной обстановки под военно-морским Андреевским флагом империи.

РЕЗАНОВ: (Антон)
Любезный государь, граф Алексей Николаевич!
Сообщаю о прибытии к берегам Калифорнии; команда в пути оцыножила, люди начали слягать, питались одними птицами морскими, теперь, слава Богу, все позади. Перед нами поселение гишпанских монахов серафического ордена Св.Франциска Ассизского. Гарнизон крепости встретил нас без приязни. И тут, являюся я, камергерр Резанов, Чрезвычайный посол Государев. Пораженный величием просвященного монарха Российского, комендант форта Хосе Дарио Аргуэльо изменил свою диспозицию и дал торжественный бал и рецепцию в честь нашу.

КАТЯ: В честь 15-летия КОНСЕПСИИ, дочери губернатора Хосе Дарио Аргуэльо и прибытия русских был назначен прием.

Кончита,как ласково называли её домашние, всего 15 лет, жгучие чёрные глаза, редкий золотистый цвет кожи, шелковистые волосы, осанка королевы. Записки современников расточают похвалы её красоте и уму.

Он-русский камергер 42 лет .От былой красоты и стати Резанова после долгих и изнурительных странствий мало что осталось-портреты не лгут.Но его ум,благородство,образованность остались прежними В разговорах они узнавали друг друга с каждой встречей всё больше и больше.

РЕЗАНОВ: (Антон)
Команданте! В день 15-летия дочери Вашей — Марии де ля Кончепчион де Аргуэльо, имею честь презентовать ей золотую диадему, осыпанную драгоценными каменьями из коллекции Императрицы Екатерины. Пусть примет она сей дар, как знак светлой дружбы между нашими державами

НИКИТА:
Иностранец Вас ангажирует на танец.

РЕЗАНОВ:
Позвольте Вас спросить,
Вы ангел Сан-Францисский?

КОНЧИТА :
Le agradesco, oh conde,
Un resalo tan rico

(Благодарю Вас, граф,
подарок столь щедрый!)

РЕЗАНОВ:
Позвольте мне посметь.

КОНЧИТА :
Que, Le su sta agui a Usted ?

(Что, нравится ли Вам здесь?)

РЕЗАНОВ:
Мне сорок лет, нет бухты кораблю,
позвольте Ваш цветок слезами окроплю.

КОНЧИТА :
Pero es cierto que en La
Russia de Dios Largas he
Ladas queman con su helor ?

(Правда ли, что в благословенной
России ледяные просторы
обжигают своим холодом?)

КОНЧИТА:
Я знаю, чем скорей уедешь ты,
тем мы скорее вечно будем вместе.
Как не хочу, чтоб уезжал,
как я хочу, чтоб ты скорей уехал,
Возьми меня, возлюбленный, с собой.
Я буду тебе парусом в дороге.
Я буду сердцем бури предвещать,
Мне кажется, что я тебя теряю.

РЕЗАНОВ:
Не мигают, слезятся от ветра
Безнадежные карие вишни,
Возвращаться — плохая примета,
Я тебя никогда не увижу.
И качнутся бессмысленной высью
Пара фраз, залетевших отсюда

КОНЧИТА:
Я тебя никогда не увижу,

РЕЗАНОВ:
Я тебя никогда не забуду.

КОНЧИТА:
Я тебя никогда не увижу

РЕЗАНОВ:
Я тебя никогда не забуду,

КОНЧИТА:
Я тебя никогда не увижу

Кончита не православная, следовательно, требуется разрешение на брак с католичкой. Резанов после помолвки уезжает в Россию, но по дороге он заболел и в 42-летнем возрасте недалеко от Красноярска умирает. Кончита не верит слухам о его смерти, ждёт возлюбленного, не имея о нём никаких известий . Гораздо позднее-спустя 35 лет после отплытия Резанова-она получает достоверные сведения о его гибели от посла России, даёт обет молчания и уходит в монастырь.

Сюжет оперы основан на реальных событиях и посвящен путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в Калифорнию в 1806 году. Эта поэма – не документальная хроника, а творение автора.

А теперь обратимся к финалу спектакля, чтобы понять, что произошло дальше с Кончитой, и какова основная идея оперы.

(в ходе рассуждения учащиеся приходят к выводу, что Кончитта ушла в монастырь.)

Как звучит музыка финала?

- Сначала очень тихо, постепенно звук усиливается. Музыкальное сопровождение становится вихреобразным и слышится звон колоколов, но в синтезаторном варианте, и все опять стихает.

- Она звучит гордо, в хоровом исполнении, разрастаясь, устремляясь ввысь, гимнически.

К кому обращают авторы и исполнители свой спектакль?

Что авторы хотели завещать нам, вам и будущим поколениям?

- Чтобы люди всех стран и народов могли услышать друг друга, договориться.

Чтобы задумались, всегда ли даже в таком микросоциуме как класс или семья вы стараетесь понять друг друга.

Какое слово постоянно повторяют исполнители?

Что значит это слово?

- Аллилуйиа – значит слава.

Чему поют славу авторы оперы?

-Музыка звучит как гимн любви.Авторы воспевают то,что делает человека Человеком-любовь , верность, преданность.

11.Заключение

ВЫВОД : Сегодня мы увидели, что музыка также как и жизнь не стоит на месте. Основываясь на лучших традициях в искусстве, творческие люди все время ищут пути соединения их с современными музыкальными ритмами. Поиск новаторских путей дает, казалось бы, старому жанру новое прочтение , новую жизнь, приобщая разные поколения к подлинным образцам искусства, а также привлекая наше внимание к самым серьезным проблемам современности.


Комментарии в Интернете:

Рыбников достоин чтобы его именем была названа планета, открытая русскими. А эта Музыка была бы её гимном.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомит детей с рок оперой Рыбникова "Юнона и Авось" и поможет осознать "серьезность" рок музыки.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: МУЗЫКА

ТИП УРОКА – Погружение

ЦЕЛЬ: помочь учащимся разбираться в водовороте окружающей их музыки, оценивать ее эстетические, идейные и нравственные качества.

- помочь учащимся разбираться в водовороте окружающей их музыки, оценивать ее эстетические, идейные и нравственные качества.

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений.

- развитие исполнительских навыков: выработка кантилены, певческого дыхания, дикции, выразительного исполнения, восприятия, музыкального мышления и памяти.

- увлечь детей музыкой, вызвать интерес к занятиям и пробудить веру в свои силы.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;

- формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества;

- развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;

- осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.\

ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ

- проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных) в собственной творческой деятельности;

- выявление в проектно-исследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей семьи, края, региона; понимание роли синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений;

- идентификация/сопоставление/ терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

- применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;

- проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);

- формирование познавательных мотивов деятельности по созданию индивидуального портфолио для фиксации достижений по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

- самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

- осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;

- устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- устойчивое умение работать с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

- устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;

- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;

- организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

- умение сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач;

- использование информационно-коммуникационных технологий при диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке собственных действий при разработке и защите проектов;

- владение навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивную доску при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов;

- проявление умений самостоятельного создания и демонстрации мультимедийных презентаций в программе Microsoft Office Рower Point 2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов;

- умение адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда;

- умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации;

- совершенствование умений и навыков работы с носителями информации (дискета, CD, DVD, flash-память, айпад, айфон);

- развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl и др.) и ее интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач;

- оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.

СИТУАЦИИ УРОКА (ЭТАПЫ)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (настрой на урок)

- Здравствуйте, ребята. Все готовы к уроку? Начнем наше занятие.

Подготовка своего рабочего места

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Назовите французских певцов, с чьим творчеством мы познакомились на прошлом уроке?

Названия произведений, которые мы слушали на прошлом уроке.

Письменные ответы детей

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ, ТЕМЫ УРОКА

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Погружение в оперу: учитель рассказывает содержание и включает отрывки оперы.

Отказы сломили его волю. В безмерной тоске и отчаянии молится Резанов Богоматери. В молитве признается он в своем самом сокровенном и пугающем его самого чувстве — любви к Богоматери как к женщине. Это болезненное наваждение всецело охватывает его (музыка Молитвы).

На вершине своего экстатического состояния Резанов слышит неземной голос, благославляющий его. Вслед за этим, как эхо этого божественного сияния, осуществляется его мечта наяву — он получает разрешение на путешествие, более того – высочайше на него возлагается важная государственная миссия (музыка Богородицы и разрешения).

Переход через Тихий океан был очень тяжелым (музыка Перехода).

После тяжелейшего пути Резанов вступает в контакт с испанскими монахами- францисканцами, с губернатором Сан-Франциско Хосе Дарио Аргуэльо (музыка Приема).

Будучи приглашенным на прием к губернатору, Резанов знакомится с его дочерью, пятнадцатилетней Марией Кончитой де Аргуэльо (музыка Встречи с Кончитой).

На балу жених Кончиты Федерико поет сонет о печальной судьбе двух влюбленных, а Резанову видится в Кончите земное воплощение мучающей его сверхъестесвенной страсти (музыка сонета).

Счастливая фортуна с этого момента отворачивается от Резанова. Дела Русско-Американской кампании идут плохо. Скандал, вызванный его поступком, заставляет русских срочно покинуть Сан-Франциско. В своем письме к Румянцеву Резанов пишет, что его мечты о просветлении душ человеческих в новых русских колониях разбились в прах, и он мечтает об одном — вернуть корабли и моряков в Россию (музыка Скандала).

Совершив помолвку с Кончитой, Резанов пускается в обратный путь для разрешения на брак с католичкой (музыка Помолвки).

В Сибири он заболевает горячкой и умирает. А Кончита остается верной своей любви всю оставшуюся жизнь (музыка Ожидания). Прождав Резанова 36 лет, она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря в Сан-Франциско оканчивает свои дни.

Аллилуйя возлюбленной паре!
Мы забыли бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали --
Аллилуйя любви, аллилуйя!

Читайте также: