Технология производства работ скреперами конспект

Обновлено: 05.07.2024

Перед проведением работ скреперами организация и технология строительных работ предусматривает выполнение подготовительных работ: очищают площадь от древесной растительности, камней и пней, строят въезды в котлован и выезды из него; строят дороги к месту выгрузки грунта; разрыхляют почву (если надо), осушают площадь. К подготовительным работам относят и оформления характеристики участка - механический состав, категория, удельное сопротивление грунтов.
Скреперные работы является частью земляных работ, и их выполняют по рабочему проекту распределения земляных масс. Бригада скреперистов или скреперист-машинист должны изучить схему проведения работ и технологические карты. Скреперист должен детально ознакомиться с технологией строительных работ, условиями работы на каждом участке, с рельефом местности, категорией грунта, расстоянием перевозки, а также продумать, как наиболее эффективно использовать скрепер. Скреперист должен знать, где набирать и куда отвозить грунт, должен ознакомиться с дорогой, въездами в канал или котлован и выездами из него, размещением выемок, насыпей и др.
Перед началом работы выбирают наиболее рациональную схему движения скрепера.
Если скрепером разрабатывают твердые грунты, их необходимо предварительно разрыхлить. Для этого применяют рыхлители различных конструкций. Глубина рыхления зависит от твердости почвы. Разрыхляют почву в тех случаях, когда длина пути заполнения ковша до полной емкости превышает нормативную для ковша данной емкости. Глубина рыхления на 20 см позволяет максимально углублять нож скрепера и сокращать длину пути набора грунта.
Дорогу для скрепера размечают в зависимости от взаимного размещения насыпей и выемок так, чтобы груженый скрепер осуществлял меньше поворотов и по возможности делал их на ровной и уплотненной дороге. Все повороты надо осуществлять на обратном пути. Дороги надо поддерживать в исправном состоянии, чтобы скрепер мог проезжать по ним на предельных скоростях. При хорошей летней погоде, чередующейся с дождями, дороги на суглинистых почвах хорошо укатываются во время движения по ним скреперов и не требуют особого ухода.
При длительных засухах, во время движения, эти строительные машины на суглинках поднимают пыль, которая, попадая на трущиеся поверхности скреперов, приводит к повышенному их износу. В этом случае рекомендуется поливать дороги водой два-три раза в день, а машины тщательно смазывать в установленное время. Частицы пыли, попадающие на трущиеся детали, выносятся новой смазкой.
Дороги для транспортировки грунта должны иметь уклон в пределах 5-7 ° и радиусы закругления 12 м.
Точность планирования скреперами находится в пределах ± 10 см.
При работе скрепера на торфяных или сыпучих грунтах путь его движения покрывают хворостом.

Производство земляных работ скреперами

Скреперы являются машинами цикличного действия. Рабочий цикл их состоит из следующих операций:

1) резания грунта и загрузки ковша;

2) транспортирования грунта к месту укладки;

3) разгрузки ковша с укладкой грунта;

4) передвижения скрепера в забой.

Эффективность применения скреперов в значительной степени зависит от правильности выполнения перечисленных операций.

Основным рабочим органом скрепера является ковш с режущими ножами. Ковш оборудован механизмом для его опускания, подъема и выгрузки грунта, приводимым в действие системой канатов или гидравлическим приводом.

Групповая работа скреперов

Групповая работа скреперов

Первая операция рабочего цикла начинается в момент начала движения скрепера при опущенном на грунт ковше (Рис. 7.1). Ножи, установленные на передней части днища ковша, отрезают слой грунта, который попадает в ковш. По мере наполнения ковша увеличивается сопротивление движению скрепера, а поскольку усилие, развиваемое его двигателем, постоянное, то может наступить момент, когда сопротивление превысит усилие движения, и скрепер остановится. Чтобы такое явление не наступило, необходимо снизить сопротивление, уменьшив толщину стружки.

 Положение скрепера при загрузке его ковша

Рис. 7.1 Положение скрепера при загрузке его ковша

1 - тяговая рама, 2 - силовой цилиндр, 3 - заслонка, 4 - ковш, 5 - задняя стенка - разгрузочное устройство, 6 - ножи

Для этого уменьшают глубину резания, выглубляя ножи. Таким образом, в процессе загрузки ковша толщина стружки непрерывно уменьшается и если посмотреть на нее в разрезе, то она имеет вид клина. Поэтому такой способ резания грунта назвали клиновым (Рис. 7.2,а). Он применяется при разработке различных связных грунтов на горизонтальных площадках.

 Способы резания грунта бульдозером и скрепером

Рис. 7.2 Способы резания грунта бульдозером и скрепером

а - клиновой; б - гребенчатый; в - ребристо - шахматный

При меньшем его наполнении сокращается продолжительность загрузки и повышается производительность скрепера на данной операции. Для повышения интенсивности поступления грунта в ковш в конце загрузки на современных скреперах ножи устанавливают ступенчато. Средний нож выступает вперед и вниз относительно крайних секций ножей. При таком расположении ножей средняя часть стружки толще, чем крайняя. Благодаря этому стружка сохраняет свою ¦прочность, что позволяет более интенсивно протаскивать грунт в ковш, в результате чего он быстрее заполняется. Планировочные работы скрепера выполняют ножами, установленными на одном уровне.

Плотные грунты в широких забоях рекомендуется разрабатывать ребристо-шахматным способом (Рис. 7.2, в) - последовательными рядами проходок, одинаковыми по длине и расположению. Между проходками первого ряда остаются полосы неразработанного грунта на одну треть меньше ширины захвата скрепера. Второй ряд проходок ведется на расстоянии половины длины проходки от первого и расположен по длине оставленных полос. Следующие проходки выполняются аналогично. Выемки образуют двумя-тремя проходами скрепера, а полосы снимают за один - два прохода.

При срезке выступающих полос увеличивается толщина стружки в средней части, уменьшаются потери грунта в боковые валики, что способствует более полному наполнению ковша на коротком пути и уменьшению затрат времени.

Очень плотные и сухие грунты предварительно разрыхляют для повышения производительности скреперов. Степень разрыхляемости грунта при этом не должна быть значительной, чтобы не ухудшилось наполнение ковша.

Для увеличения годовой выработки скреперов их необходимо использовать круглогодично. Для этой цели зимой нужно разрыхлять разрабатываемые грунты и работать в две смены, чтобы грунт не успевал промерзнуть. В конце второй смены следует так же разрыхлить грунт на разрабатываемом участке.

При разработке малосвязных грунтов целесообразно устанавливать дополнительные щитки по бокам ковша. Боковые щитки направляют грунт в ковш и снижают время его наполнения в 1,5 - 2 раза.

Для улучшения загрузки ковша скрепера применяют толкачи. При этом сокращается путь и время наполнения ковша, в результате чего повышается производительность скреперов. В качестве толкачей используют тракторы: Т-100М - для прицепных скреперов с ковшом, вмещающим 6 м 3 ; Т-180 и К-700-для ДЗ-11М (Д-357М) и ДЗ-11П (Д-357П); ДЭТ-250М-для ДЗ-13 (Д-392). Каждый из этих тракторов оборудуют буферным устройством - щитом. Подъезжая к скреперу, толкач упирается щитом в буфер скрепера и толкает его в момент набора грунта в ковш. Соприкосновение щита толкача с буфером скрепера должно производиться плавно, без ударов. Это достигается изменением подачи топлива: в момент подъезда к скреперу она должна быть минимальной, а затем постепенно увеличиваться. Толкач следует подводить к скреперу строго по оси их движения, чтобы центр щита совпадал с центром буфера скрепера.

Хорошие результаты при использовании толкачей дает толкающее устройство с амортизатором (Рис. 7.3).

Толкающее устройство с амортизатором для бульдозера

Рис. 7.3 Толкающее устройство с амортизатором для бульдозера

1 - толкающая плита; 2 - кронштейн; 3 - рама трактора; 4 - амортизационный блок; 5 - перегрузочный блок; 6 - буфер скрепера

Толкающая плита 1 шарнирно прикрепляется верхней частью к кронштейнам 2, приваренным к раме трактора. К нижней части плиты крепятся блоки 4 с вмонтированными в них резинометаллическими амортизационными дисками. При стыковке тягача со скрепером амортизационные блоки сжимаются, гася удар. С повышением нагрузки вступают в работу перегрузочные блоки 5. Толкающее устройство с амортизатором обеспечивает более плавную работу скрепера и уменьшает утомляемость машиниста.

Один толкач может обслуживать 4-6 скреперов.

При прочих равных условиях потребность в толкачах может быть обеспечена ритмичным заездом скреперов в забой с интервалом, обеспечивающим четкую очередность их загрузки.

Набирать грунт следует при движении скрепера на 1-й передаче по прямой линии или под уклон. При этом уменьшается сопротивление движению скрепера и большее усилие может быть использовано на резании грунта и наполнении ковша.

Оптимальная величина уклона 3-7°. Меньший уклон почти не влияет на производительность загрузки при большем уклоне грунт скатывается перед ножами и плохо поступает в ковш, особенно сыпучий и песчаный.

Длина пути набора грунта скреперами в различных грунтовых условиях приведена в табл. 13.

В процессе работы скрепера ножи затупляются, в результате чего возрастает усилие резанию, увеличивается продолжительность рабочего цикла и снижается производительность. Поэтому при затуплении ножей первый раз их переворачивают другой стороной, для чего ножи отсоединяют от днища ковша, переворачивают другой стороной и снова устанавливают их на свои места. При последующем затуплении ножи снимают и затачивают с обеих сторон.При наборе связных грунтов переднюю заслонку следует поднимать на 500-600 мм, а после заполнения ковша между заслонкой и ножом оставляют зазор 150-200 мм.

Набирая рыхлые и сыпучие грунты, переднюю заслонку поднимают полностью, а после заполнения ковша на 2/3 ее опускают на призму волочения.

В конце загрузки скрепера одновременно с подъемом ковша необходимо опустить заслонку, чтобы грунт не высыпался из передней части ковша.

Транспортируют грунт к месту его укладки на II или III передаче, а разгружают (рис. 7.4) на III-IV передачах скрепера при движении по прямой. Перед началом разгрузки ковш опускают

Схема разгрузки скрепера

Рис. 7.4 Схема разгрузки скрепера

а - установка ковша в разгрузочное положение; б - подъем заслонки и выгрузка грунта из передней части ковша и со щита заслонки; в -выгрузка основной части ковша движением разгружающего устройства; h - зазор между ножами ковша и поверхностью отсыпаемого грунта

и устанавливают на небольшую высоту отсыпки грунта. Переднюю заслонку плавно поднимают на полную высоту и грунт, удерживающийся ею в передней части ковша, ссыпается перед ножами и планируется ими. После того как грунт высыпется с передней части ковша, включают разгрузочное устройство и остальной грунт вытесняется из ковша.

Включать разгрузочное устройство следует в два-три приема с остановками во избежание перегрузки скрепера. На липких и влажных грунтах движение заслонки и разгрузочного устройства повторяют 2-3 раза для более полного опорожнения ковша.

Разгрузку ковша и укладку грунта рациональнее выполнять под небольшой уклон, который не должен превышать 5°, так как при большем уклоне возможно опрокидывание ковша.

Схема планировочных работ скреперами

Рис. 7.5 Схема планировочных работ скреперами
1 - ножи, 2 - разгружающее устройство, 3 - заслонка, 4 - выступающая неровность на местности, 5 - впадина, подлежащая засыпке

Укладывают грунт слоями заданной толщины, при этом каждую последующую отсыпку производят рядом с предыдущей для получения ровной поверхности, не требующей специальной планировки. Проходы скрепера во время отсыпки должны быть использованы для уплотнения грунта. Отсыпка грунта производится от краев к середине, чтобы со стороны откосов насыпь была несколько выше, чем в середине, для предотвращения сползания скрепера.

Дороги для транспортировки грунтов скреперами должны иметь минимальное число поворотов. Наибольший подъем дорог для прицепных скреперов не должен превышать 0,15, для самоходных 0,12. Уклоны спусков не должны быть более 0,25 для прицепных и 0,20 - для самоходных скреперов; боковые уклоны для прицепных скреперов - не более 0,12, для самоходных - 0,10.

В местах разгрузки скреперов должны быть оборудованы площадки для их разворота на обратный ход. Ширина этих площадок должна быть не менее указанных ниже величин: для скреперов с ковшом вместимостью менее 6 м 3 - 7 м; более 6 м 3 -12,5 м; 10 м 3 - 15 м; более 10 м 3 - 21 м.

Передвигаться скреперы в забой должны на повышенной скорости. Так как скорость движения скрепера зависит от землевозных путей, то необходимо использовать холостой ход скрепера для планирования землевозных дорог.

Подъемы для движения прицепного скрепера порожняком не должны быть более 0,17, для самоходного - 0,15. Уклоны спусков соответственно: 0,30 и 0,25. Боковые уклоны такие же, как и для груженых скреперов.

Ширина проезжей части выездов и съездов при одностороннем движении должна быть не менее 4 м для скреперов с ковшом вместимостью менее 6 м3, 4,5 м - для скреперов с ковшами 6 -10 м 3 и 5,5 м - для скреперов с ковшом более 10 м 3 .

На планировочных работах заслонку ковша поднимают в крайнее верхнее положение, разгрузочное устройство устанавливают в переднее положение, а ковш опускают на грунт. При движении скрепер срезает выступающие неровности грунта ножом, сдвигает грунт и заполняет впадины (Рис. 7.5).

Большую роль в дорожном строительстве выполняют землеройные машины, особенно при производстве работ по возведению земляного полотна. Одними из основных землеройных машин, в дорожном строительстве, наряду с бульдозерами, являются скреперы.

Скрепер представляет собой универсальную землеройную машину, которая способна сама загружаться грунтом, транспортировать его, разгрузиться, одновременно послойно разравнивая и частично уплотняя грунт колесами.

ВложениеРазмер
metod._razrabotka.doc 29 КБ
tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc 38 КБ
testovye_zadaniya.doc 32 КБ
prezentatsiya_skrepery.ppt 1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Костромской области.

Комплект учебного материала к уроку,

автор: Майоров Олег Валентинович

Кострома 2013 г.

  1. Аннотация.
  2. Введение
  3. Технологическая карта урока.
  4. Презентация к уроку.
  5. Видеоматериалы по изучаемой теме.
  6. Комплект тестовых заданий.
  7. Литература.

Разработка позволяет наглядно рассмотреть и изучить как общее устройство, так и работу скрепера, взаимодействие основных элементов рабочего оборудования.

Представленные видеоматериалы позволяют проследить развитие конструкции отечественных скреперов и скреперов производимых наиболее известными зарубежными фирмами.

Большую роль в дорожном строительстве выполняют землеройные машины,

особенно при производстве работ по возведению земляного полотна. Одними из основных землеройных машин, в дорожном строительстве, наряду с буль –дозерами, являются скреперы.

Скрепер представляет собой универсальную землеройную машину, которая способна сама загружаться грунтом, транспортировать его, разгрузиться, одновременно послойно разравнивая и частично уплотняя грунт колесами.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

№ урока в теме 15-16

Тип урока : комбинированный

Образовательная : Изучение назначения, классификации и общего устройства прицепных скреперов.

Развивающая : Формировать у обучающихся познавательный интерес.

Воспитательная : Выделение тесной связи с повседневной жизнью

Формы организации учебной деятельности : Коллективная, групповая

Методы обучения : Объяснительно - иллюстративный

Оборудование: Компьютеры, телевизор, презентации и видеоматериалы

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Подготавливают рабочую тетрадь,

Проверка знаний по ранее изученному материаллу.

Проверят знания обучающихся с использованием компьютеров.

Отвечают на устные вопросы и тестовые задания.

Подготовка к активной УПД.

Озвучивает тему и цель урока.

Записывают тему урока.

Просмотр видео ролика.

Делают вывод о универсальности скреперов, как землеройных машин.

Усвоение новых знаний

Вопросы для изучения:

1. Назначение и классификация скреперов

2. Общее устройство прицепного скрепера

3. Устройство передка, тяговой рамы, ковша, задней рамы.

4. Устройство и работа гидросистемы скрепера.

Слушают, записывают основные вопросы (опорный конспект)

Закрепление изученного материала

Разбор вопросов по изученной теме:

1. Классификация скреперов.

2. Цикл работы скреперов

3. Общее устройство прицепного скрепера.

4. Особенности гидросистемы скрепера.

Поочередно отвечают и комментируют ответы на вопросы.

Осуществляет :индивидуальный контроль;

Решение тестовых заданий.

Информация о домашнем задании

Записывают в тетрадь

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов по устройству конкретных марок скреперов как отечественных так и зарубежных.

Предварительный просмотр:

1.Какие грунты разрабатываются скрепером?

2.Какой способ загрузки применяется на прицепных скреперах?

3) за счет тяги трактора.*

3. Какой способ разгрузки применяется на современных скреперах?

4.Какую вместимость ковша имеют скреперы большой грузоподъемности?

5.Чем регулируется зазор в шаровом шарнире передка скрепера?

1) регулировочными прокладками.*

2) регулировочной гайкой.

3) регулировочными болтами.

6.Каково назначение передней заслонки ковша скрепера?

1) закрывает ковш при транспортировке грунта.

2) регулирует процесс набора грунта.

3) оба ответа верны. *

7.Какая толщина режущей кромки ножей скрепера считается номинальной?

8.Каково назначение задней рамы скрепера?

1) служит для крепления оси задних колес скрепера.

2) служит базой для размещения механизма выдвижения задней стенки ковша.

3) является упором для трактора –толкача при наборе грунта.

4) верны все три ответа.*

9.Сколько секций гидрораспределителя трактора задействуют для управления гидросистемой скрепера?

10.На какое давление регулируется предохранительный клапан передней заслонки скрепера?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПОВТОРЕНИЕ МАШИНЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ТЕМА:

РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ КОРЧЕВАТЕЛЯ СОСТОИТ ИЗ: РАБОЧИЙ ОРГАН, ТОЛКАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ 2.РАБОЧИЙ ОРГАН, ТОЛКАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 3.РАБОЧИЙ ОРГАН, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

КРЕПЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ОРГАНА КОРЧЕВАТЕЛЯ ДП-24 К ТОЛКАЮЩЕЙ РАМЕ: ШАРНИРНОЕ ЖЕСТКОЕ НЕЗАВИСИМОЕ

РАБОЧИЙ ОРГАН КОРЧЕВАТЕЛЯ-СОБИРАТЕЛЯ МП-2Б СОСТОИТ ИЗ: ПОПЕРЕЧНОЙ БАЛКИ, ЗУБЬЕВ И ОТВАЛА. 2. ОТВАЛА С ЗУБЬЯМИ. 3. ТРЁХ СЕКЦИЙ: СРЕДНЕЙ И ДВУХ БОКОВЫХ

РЕЗИНОВЫЕ АМОРТИЗАТОРЫ ОТВАЛА КУСТОРЕЗА ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ: ОГРАНИЧЕНИЯ СМЕЩЕНИЯ ОТВАЛА В СТОРОНУ И СМЯГЧЕНИЯ УДАРОВ ПРИ НАЕЗДЕ НА ПРЕПЯТСТВИЕ. ПРЕДОХРАНЕНИЕ ОТВАЛА ОТ ПОЛОМОК. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОТВАЛА В ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ.

ПРУЖИННЫЕ АМОРТИЗАТОРЫ ОТВАЛА КУСТОРЕЗА ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ: ПРЕДОХРАНЕНИЯ ОТВАЛА ОТ ПОЛОМОК. СМЯГЧЕНИЯ УДАРОВ ПРИ НАЕЗДЕ НА ПРЕПЯТСТВИЕ. РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ОТВАЛА В ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ.

ЗАЗОР МЕЖДУ РЕЗИНОВЫМИ АМОРТИЗАТОРАМИ И БАЛКОЙ ТОЛКАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА ДОЛЖЕН БЫТЬ РАВЕН: 6-8 мм 3-4 мм 15-18 мм

КАКОВО НАЗНАЧЕНИЕ СЪЕМНОЙ УДЛИНИТЕЛЬНОЙ ГОЛОВКИ ОТВАЛА КУСТОРЕЗА 1. ОБЕСПЕЧИВАЕТ СВОБОДНОЕ ПЕРЕМЕ- ЩЕНИЕ ОТВАЛА ВВЕРХ ОТНОСИТЕЛЬНО ТОЛКАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА. 2. РЕГУЛИРУЕТ ПОЛОЖЕНИЕ ОТВАЛА В ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ. 3. ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОДИНАКОВЫЙ ЗАЗОР МЕЖДУ РЕЗИНОВЫМИ АМОРТИЗАТОРА- МИ И БАЛКОЙ ТОЛКАЮЩЕГО УСТР-ВА

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИВОД ШЛИФОВАЛЬНОЙ МАШИНКИ? ОТ РЕДУКТОРА ПРИВОДА ГИДРО- НАСОСОВ. ОТ КЛИНОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕ- МЫ ОХЛАЖДЕНИЯ Д.В.С. 3. ОТ В.О.М. ТРАКТОРА

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ В РАБОТЕ ТРЁХЗВЕННАЯ ПОДВЕСКА ЗУБА РЫХЛИТЕЛЯ ОТ ЧЕТЫРЁХЗВЕННОЙ? У ТРЁХЗВЕННОЙ ПОДВЕСКИ УГОЛ РЕЗАНИЯ НЕ ЗАВИСИТ ОТ ГЛУБИНЫ РЫХЛЕНИЯ. У ТРЁХЗВЕННОЙ ПОДВЕСКИ УГОЛ РЕЗАНИЯ ЗАВИСИТ ОТ ГЛУБИНЫ РЫХЛЕНИЯ. ТРЁХ И ЧЕТЫРЁХЗВЕННАЯ ПОДВЕСКИ В РАБОТЕ АНАЛОГИЧНЫ ДРУГ ДРУГУ.

КАКОВО НАЗНАЧЕНИЕ ФЛЮГЕРА В ПОДВЕСКЕ ЗУБА РЫХЛИТЕЛЯ? ОБЕСПЕЧИВАЕТ БЫСТРУЮ ЗАМЕНУ ЗУБА. ПРЕДОХРАНЯЕТ ЗУБ ОТ ПОЛОМОК. УВЕЛИЧИВАЕТ ШИРИНУ ЗАХВАТА РЫХЛИТЕЛЯ.

Основные виды работ, выполняемых с применением скреперов: разработка грунтов в выемках и котлованах; сооружение насыпей и дамб; планировка различных площадок. скреперы

Скреперы предназначены для послойного срезания грунта с поверхности разрабатываемых участков, транспортирования его к месту назначения, послойной отсыпки в возводимые сооружения (насыпи и др.), а также для разработки различного рода выемок, выполнения планировочных и других работ. Скреперами разрабатывают самые разнообразные грунты - от песчаных до тяжелых глинистых, включая и мерзлые грунты с предварительным их рыхлением. В дорожном строительстве скреперы применяются двух типов: прицепные двухосные к двухосным колесным или гусеничными тягачами, включая тракторы. полуприцепные или самоходные одноосные к одноосным колесным тягачам.

СКРЕПЕР ЭТО ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ПОСЛОЙНОЙ РАЗРАБОТКИ ГРУНТОВ 1-3 КАТЕГОРИЙ, ТРАНСПОРТИРОВКИ ИХ, А ТАК ЖЕ ПОСЛОЙНОЙ ОТСЫПКИ С ОДНОВРЕМЕННЫМ РАЗРАВНИВАНИЕМ И ЧАСТИЧНЫМ УПЛОТНЕНИЕМ ГРУНТА КОЛЕСАМИ НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЗАНИЕ И НАБОР ГРУНТА В КОВШ. ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСЛОЙНАЯ ОТСЫПКА С ОДНОВРЕ- МЕННЫМ РАЗРАВНИВАНИЕМ И ЧАС- ТИЧНЫМ УПЛОТНЕНИЕМ ГРУНТА КО-ЛЕСАМИ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ИСХОДНОЕ ПОЛО- ЖЕНИЕ ИЛИ ХОЛОСТОЙ ХОД. цикл работы скрепера

КЛАССИФИКАЦИЯ 1 2 3 4 5

Скреперы классифицируются по способу агрегатирования; вместимости ковша; системе управления; способу загрузки; . способу разгрузки.

МАЛЫЕ - до 5 м СРЕДНИЕ – от 5 до15м БОЛЬШИЕ- свыше 15м ПО ВМЕСТИМОСТИ КОВША

ЗА СЧЕТ ТЯГИ ТРАКТОРА ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ (ЭЛЕВАТОРНАЯ) по способу загрузки

СВОБОДНАЯ (самосвальная) ПОЛУПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ПО СПОСОБУ РАЗГРУЗКИ

со свободной (самосвальной) разгрузкой опрокидыванием ковша вперед

с полупринудительной разгрузкой;

c принудительной разгрузкой .

ПРИЦЕПНЫЕ ПОЛУПРИЦЕПНЫЕ САМОХОДНЫЕ ПО СПОСОБУ АГРЕГАТИРОВАНИЯ

ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ КОМБИНИРОВАННОЕ ПО СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

К современным скреперам с гидравлическим управлением рабочих органов относятся ДЗ-33А, ДЗ-111А, ДЗ-20Б, ДЗ-77А, ДЗ-77С и более мощные-ДЗ-79 и ДЗ-80. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО

ПЕРЕДОК ТЯГОВАЯ РАМА КОВШ С ПЕРЕДНЕЙ ЗАСЛОНКОЙ И ЗАДНЕЙ СТЕНКОЙ ЗАДНЯЯ РАМА С БУФЕРНЫМ УСТРОЙСТВОМ ГИДРОСИСТЕМА ХОДОВЫЕ КОЛЕСА СКРЕПЕР СОСТОИТ

КАКИЕ ГРУНТЫ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ СКРЕПЕРАМИ? 1- 4 категорий 1- 3 категорий 5- 6 категорий

КАКОЙ СПОСОБ ЗАГРУЗКИ ПРИМЕНЯЕТСЯ НА СОВРЕМЕННЫХ СКРЕПЕРАХ? ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ. КОМБИНИРОВАННАЯ. ЗА СЧЁТ ТЯГИ ТРАКТОРА.

КАКОЙ СПОСОБ РАЗГРУЗКИ ПРИМЕНЯЕТСЯ НА СОВРЕМЕННЫХ СКРЕПЕРАХ? ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ. ПОЛУПРИНУДИТЕЛЬНАЯ. СВОБОДНАЯ.

КАКУЮ ВМЕСТИМОСТЬ КОВША ИМЕЮТ СКРЕПЕРЫ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТИ? 5- 6 м Свыше 15 м 6- 15 м

КАКОВО НАЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕДНЕЙ ЗАСЛОНКИ КОВША СКРЕПЕРА? ЗАКРЫВАЕТ КОВШ ПРИ ТРАНС- ПОРТИРОВКЕ ГРУНТА. РЕГУЛИРУЕТ ПРОЦЕСС НАБОРА ГРУНТА. 3. ВЕРНЫ ОБА ОТВЕТА.

КАКАЯ ТОЛЩИНА РЕЖУЩЕЙ КРОМКИ НОЖЕЙ СКРЕПЕРА СЧИТАЕТСЯ НОМИНАЛЬНОЙ? Около 1 мм 1- 3 мм 3- 5 мм

КАКОВО НАЗНАЧЕНИЕ ЗАДНЕЙ РАМЫ СКРЕПЕРА? СЛУЖИТ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОСИ ЗАДНИХ КОЛЁС СКРЕПЕРА. СЛУЖИТ БАЗОЙ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ МЕХАНИЗМА ВЫДВИЖЕНИЯ ЗАДНЕЙ СТЕНКИ КОВША. СЛУЖИТ УПОРОМ ДЛЯ ТРАКТОРА- ТОЛКАЧА ПРИ НАБОРЕ ГРУНТА. 4. ВЕРНЫ ВСЕ ТРИ ОТВЕТА.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РЕГУЛИРОВКИ СКРЕПЕРОВ

РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРА В КО- НИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКАХ СТУПИЦ КОЛЕС СКРЕПЕРА. 2.РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРА В ШАРОВОМ ШАРНИРЕ ПЕРЕДКА СКРЕПЕРА. 3.УСТАНОВКА НОЖЕЙ СКРЕПЕРА.

МАЛЫЕ - до 5 м СРЕДНИЕ – от 5 до15м БОЛЬШИЕ- свыше 15м ПО ВМЕСТИМОСТИ КОВША

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Цель разработки - познакомить обучающихся с устройством трансформатора, способствовать развитию самостоятельности мышления.


Раздаточный материал к уроку по теме "Автомобиль"

Даны слова по теме "Автомобиль" с переводом.


Студенты Педагогического колледжа 1 курса обучения (база 9 классов) в рамках предмета "Иностранный язык" изучают несколько лексических тем основного модуля, объединенных общим названием "Описание люде.


Презентация используемая на этапе изучения нового учебного материала (отрытый урок) на тему:Ссудный капитал и кредит.Виды кредитов.

ОП.08 Финансы,денежное обращение и кредит. Группа 2-14,преподаватель М.Ю. Татаринкова. Цели: Образовательная: ознакомить обучающихся с принципами кредитования,формами и видами кредитов. Развивающая: ф.

Учебный материал(методическая разработка) на тему "Мозг"

Данная разработка рекомендована для студентов СПО.


Материал к уроку на тему: "Безопасность, гигиена, эргономика. Защита информации. Антивирусная защита"

Материал к уроку на тему: "Безопасность, гигиена, эргономика. Защита информации. Антивирусная защита". Лекция и презентация.

Скреперы являются машинами цикличного действия. Рабочий цикл их состоит из следующих операций: 1) резания грунта и загрузки ковша; 2) транспортирования грунта к месту укладки; 3) разгрузки ковша с укладкой грунта; 4) передвижения скрепера в забой. Эффективность применения скреперов в значительной степени зависит от правильности выполнения перечисленных операций.



Рис. 7.1 Положение скрепера при загрузке его ковша

1 — тяговая рама, 2 — силовой цилиндр, 3 — заслонка, 4 — ковш, 5 — задняя стенка — разгрузочное устройство, 6 — ножи

Основным рабочим органом скрепера является ковш с режущими ножами. Ковш оборудован механизмом для его опускания, подъема и выгрузки грунта, приводимым в действие системой канатов или гидравлическим приводом.
Первая операция рабочего цикла начинается в момент начала движения скрепера при опущенном на грунт ковше (Рис. 7.1). Ножи, установленные на передней части днища ковша, отрезают слой грунта, который попадает в ковш. По мере наполнения ковша увеличивается сопротивление движению скрепера, а поскольку усилие, развиваемое его двигателем, постоянное, то может наступить момент, когда сопротивление превысит усилие движения, и скрепер остановится. Чтобы такое явление не наступило, необходимо снизить сопротивление, уменьшив толщину стружки. Для этого уменьшают глубину резания, выглубляя ножи. Таким образом, в процессе загрузки ковша толщина стружки непрерывно уменьшается и если посмотреть на нее в разрезе, то она имеет вид клина. Поэтому такой способ резания грунта назвали клиновым (Рис. 7.2,а). Он применяется при разработке различных связных грунтов на горизонтальных площадках.


Рис. 7.2 Способы резания грунта

а - клиновой; б - гребенчатый; в - ребристо - шахматный


Рис. 7.3 Толкающее устройство с амортизатором

1 - толкающая плита; 2 - кронштейн; 3 - рама трактора; 4 - амортизационный блок; 5 - перегрузочный блок; 6 - буфер скрепера

Толкающая плита 1 шарнирно прикрепляется верхней частью к кронштейнам 2, приваренным к раме трактора. К нижней части плиты крепятся блоки 4 с вмонтированными в них резинометаллическими амортизационными дисками. При стыковке тягача со скрепером амортизационные блоки сжимаются, гася удар. С повышением нагрузки вступают в работу перегрузочные блоки 5. Толкающее устройство с амортизатором обеспечивает более плавную работу скрепера и уменьшает утомляемость машиниста.
Один толкач может обслуживать 4—6 скреперов.
При прочих равных условиях потребность в толкачах может быть обеспечена ритмичным заездом скреперов в забой с интервалом, обеспечивающим четкую очередность их загрузки.
Набирать грунт следует при движении скрепера на 1-й передаче по прямой линии или под уклон. При этом уменьшается сопротивление движению скрепера и большее усилие может быть использовано на резании грунта и наполнении ковша.
Оптимальная величина уклона 3—7°. Меньший уклон почти не влияет на производительность загрузки при большем уклоне грунт скатывается перед ножами и плохо поступает в ковш, особенно сыпучий и песчаный.
Длина пути набора грунта скреперами в различных грунтовых условиях приведена в табл. 13.
В процессе работы скрепера ножи затупляются, в результате чего возрастает усилие резанию, увеличивается продолжительность рабочего цикла и снижается производительность. Поэтому при затуплении ножей первый раз их переворачивают другой стороной, для чего ножи отсоединяют от днища ковша, переворачивают другой стороной и снова устанавливают их на свои места. При последующем затуплении ножи снимают и затачивают с обеих сторон.При наборе связных грунтов переднюю заслонку следует поднимать на 500—600 мм, а после заполнения ковша между заслонкой и ножом оставляют зазор 150—200 мм.
Набирая рыхлые и сыпучие грунты, переднюю заслонку поднимают полностью, а после заполнения ковша на 2/3 ее опускают на призму волочения.
В конце загрузки скрепера одновременно с подъемом ковша необходимо опустить заслонку, чтобы грунт не высыпался из передней части ковша.
Транспортируют грунт к месту его укладки на II или III передаче, а разгружают (рис. 7.4) на III—IV передачах скрепера при движении по прямой. Перед началом разгрузки ковш опускают


Рис. 7.4 Схема разгрузки скрепера

а - установка ковша в разгрузочное положение; б - подъем заслонки и выгрузка грунта из передней части ковша и со щита заслонки; в -выгрузка основной части ковша движением разгружающего устройства; h - зазор между ножами ковша и поверхностью отсыпаемого грунта

и устанавливают на небольшую высоту отсыпки грунта. Переднюю заслонку плавно поднимают на полную высоту и грунт, удерживающийся ею в передней части ковша, ссыпается перед ножами и планируется ими. После того как грунт высыпется с передней части ковша, включают разгрузочное устройство и остальной грунт вытесняется из ковша.
Включать разгрузочное устройство следует в два-три приема с остановками во избежание перегрузки скрепера. На липких и влажных грунтах движение заслонки и разгрузочного устройства повторяют 2—3 раза для более полного опорожнения ковша.
Разгрузку ковша и укладку грунта рациональнее выполнять под небольшой уклон, который не должен превышать 5°, так как при большем уклоне возможно опрокидывание ковша.


Рис. 7.5 Схема планировочных работ скреперами
1 - ножи, 2 - разгружающее устройство, 3 - заслонка, 4 - выступающая неровность на местности, 5 - впадина, подлежащая засыпке

Укладывают грунт слоями заданной толщины, при этом каждую последующую отсыпку производят рядом с предыдущей для получения ровной поверхности, не требующей специальной планировки. Проходы скрепера во время отсыпки должны быть использованы для уплотнения грунта. Отсыпка грунта производится от краев к середине, чтобы со стороны откосов насыпь была несколько выше, чем в середине, для предотвращения сползания скрепера.
Дороги для транспортировки грунтов скреперами должны иметь минимальное число поворотов. Наибольший подъем дорог для прицепных скреперов не должен превышать 0,15, для самоходных 0,12. Уклоны спусков не должны быть более 0,25 для прицепных и 0,20 - для самоходных скреперов; боковые уклоны для прицепных скреперов - не более 0,12, для самоходных - 0,10.
В местах разгрузки скреперов должны быть оборудованы площадки для их разворота на обратный ход. Ширина этих площадок должна быть не менее указанных ниже величин: для скреперов с ковшом вместимостью менее 6 м3 - 7 м; более 6 м3 -12,5 м; 10 м3 - 15 м; более 10 м3 - 21 м.
Передвигаться скреперы в забой должны на повышенной скорости. Так как скорость движения скрепера зависит от землевозных путей, то необходимо использовать холостой ход скрепера для планирования землевозных дорог.
Подъемы для движения прицепного скрепера порожняком не должны быть более 0,17, для самоходного - 0,15. Уклоны спусков соответственно: 0,30 и 0,25. Боковые уклоны такие же, как и для груженых скреперов.
Ширина проезжей части выездов и съездов при одностороннем движении должна быть не менее 4 м для скреперов с ковшом вместимостью менее 6 м3, 4,5 м - для скреперов с ковшами 6 -10 м3 и 5,5 м - для скреперов с ковшом более 10 м3.
На планировочных работах заслонку ковша поднимают в крайнее верхнее положение, разгрузочное устройство устанавливают в переднее положение, а ковш опускают на грунт. При движении скрепер срезает выступающие неровности грунта ножом, сдвигает грунт и заполняет впадины (Рис. 7.5).

2.2.8. Схемы движения скреперов

Эффективность работы скреперов в значительной степени зависит от принятой схемы их движения в рабочем цикле. При выборе схемы движения скреперов необходимо учитывать длину забоя и длину пути - разгрузки ковша, а также число поворотов скрепера в одном рабочем цикле. Длина забоя должна быть достаточной для загрузки ковша, длина пути разгрузки - достаточной для полной его выгрузки, а число поворотов скрепера должно быть минимальным.
В зависимости от размеров насыпи или выемки, расположения мест разработки и отсыпки грунта могут быть применены описанные ниже схемы движения скреперов.

При возведении насыпей высотой 4 - 5 м из грунтов односторонних резервов и разработке выемок глубиной 4 - 7 м с укладкой грунта в насыпь или кавальер, а также на планировочных и вскрышных работах с поперечной разработкой грунта при длине участка на всех этих работах до 100 м рекомендуется движение скрепера производить по эллипсу (Рис. 8.1, а).


Рис. 8.1 Схемы движения скреперов

а - по эллипсу, б - по восьмерке, в - по зигзагу, е - по спирали,

д - челночно-поперечная, е - челночно-продольная

Сущность разработки грунта по этой схеме состоит в следующем. Грунт набирается в резерве или выемке при движении скрепера по прямой линии. После набора грунта скрепер делает поворот и движется к месту выгрузки по прямой.
После выгрузки скрепер разворачивается и направляется к месту набора грунта. Рабочий цикл скрепера на этом заканчивается. Путь, пройденный скрепером за цикл, представляет собой замкнутую линию, имеющую форму эллипса.
За цикл работы скрепер делает два поворота, за счет чего увеличивается время цикла. Кроме того, для обеспечения равномерного износа ходовой части необходимо периодически менять направление движения: 1,5 - 2 ч двигаться по часовой стрелке, а затем в течение такого же времени - против.

Во время возведения насыпей высотой 2,5 - 6 м (из грунтов односторонних или двусторонних резервов) и разработке выемок (глубиной 2,5 - 6 м с укладкой грунта в односторонний или двусторонний кавальер при длине участка работ более 200 м) скрепер должен двигаться по зигзагообразной схеме (Рис. 8.1, в). Скрепер, набрав грунт в резерве или выемке, поворачивается на 45° и транспортирует его к месту выгрузки, после чего снова въезжает в резерв или выемку за грунтом. Так движется скрепер из резерва на насыпь и с насыпи в резерв, в конце участка скрепер разворачивается и движется в обратном направлении таким же способом. Эта схема характеризуется минимальным количеством поворотов скрепера на каждую разгрузку, в результате чего уменьшается время цикла и увеличивается производительность скрепера.

В тех случаях, когда ширина насыпи равна длине пути разгрузки скрепера или больше ее, ширина выемки равна длине пути набора ковша, а высота насыпи и глубина выемки составляет 2 -2,5 м, то движение скрепера осуществляется по спирали ( Рис. 8.1, г). По этой схеме скреперы набирают грунт в резервах, двигаясь вдоль оси насыпи, а разгружают его при поперечном движении по насыпи. Разрабатывая выемку, грунт набирают при поперечном движении скрепера, а разгружают в кавальеры, при движении вдоль оси выемки. Укладка грунта в насыпь или его набор в выемке каждый раз производится на новом месте, в результате чего скрепер движется по спирали. При такой схеме движения в каждом цикле скрепер делает два поворота под углом 90°.

На разработке выемок глубиной 4 - 6 м с укладкой грунта в двусторонние отвалы при ширине ее не менее длины пути набора ковша, а также на планировочных и вскрышных работах глубиной 1 - 1,5 м скрепер движется по челночно-поперечной схеме (Рис. 8.1 д). Он набирает грунт при поперечном перемещении относительно оси выемки, затем сдвигает его в отвал, после поворота движется в обратном направлении и вновь набирает и транспортирует грунт уже во второй отвал. При такой схеме движения теряется много времени на повороты.

При возведении насыпей высотой 4 - 6 м из грунтов двусторонних резервов и разработке выемок глубиной 4 - 6 м с укладкой грунта в двусторонние отвалы скрепер движется по челночно-продольной схеме ( Рис. 8.1,е). Возводя насыпь, скрепер набирает грунт в одном резерве, двигаясь вдоль оси насыпи, и перевозит его в насыпь, где разгружает ковш, двигаясь вдоль той же оси. После этого скрепер разворачивается на 90° и набирает грунт во втором резерве, двигаясь уже в обратном направлении, и цикл повторяется. При разработке выемок скрепер разгружается поочередно, то в одном, то в другом отвале.

2.2.9. Производительность скрепера


а - положение ковша во время набора грунта; б - транспортировка грунта; в - выгрузка грунта; г - схема к определению минимальной длины прямого участка пути, необходимого для набора грунта

Полный цикл работы скрепера состоит из следующих операций:

1) резания грунта и наполнения ковша (подъем передней заслонки, регулирование толщины срезаемого слоя грунта путем подъема и опускания ковша, Рис.9.1,а) ; 2)транспортирования грунта (ковш поднят в транспортное положение, передняя заслонка закрыта, Рис.9.1,б) ; 3) разгрузки грунта (подъем передней заслонки и выдвижение задней стенки или опрокидывание днища и задней стенки относительно шарнира в боковых стенках ковша или опрокидывание ковша, Рис.9.1,в); 4) обратного хода скрепера в забой (передняя заслонка поднята, ковш подготовлен к набору грунта).

Производительность скрепера (м3/ч) определяется по формуле, общей для всех машин цикличного действия

где: q- геометрическая емкость ковша скрепера в м3;
n - число циклов скрепера в единицу времени( в данном случае за час);

Каждая операция рабочего цикла протекает на определенном участке пути при соответствующей скороста движения скрепера. Таким образом, продолжительность цикла

Продолжительность каждой из составляющих цикла определяют следующим образом:

где:Lн, Lг.х, Lв, Lх.х - длины путей (м) при наборе грунта, груженого скрепера, при разгрузке и порожнего скрепера; Vн, Vг.х, Vв,Vх.х - соответствующие элементам цикла скорости движения тягача при наборе, выгрузке, груженном и порожнем ходе, выбираемые в соответствии с тяговыми сопротивлениями на различных участках пути движения скрепера в м/сек; tп- время на переключение передачи, принимаемое равным 5 - 6 сек; tпов - время на один поворот, принимается равным 15 - 20 сек.

- коэффициент наполнения ковша (таблица 9.1)

Таблица 9.1 Коэффициенты наполнения ковшей скреперов

KВ - коэффициент использования рабочего времени машины, представляющий собой отношение времени чистой работы ко всему затраченому. Принимается равным 0,85 - 0,9;
KР - коэффициент разрыхления грунта, зависящий от вида грунта и его состояния;

Таблица 9.2 Коэффициенты разрыхления основных грунтов

Анализ величин, входящих в состав формулы производительности скрепера и выражения для продолжительности рабочего цикла, показывает значительное влияние эксплуатационных факторов на производительность машины и ее использование. И действительно, производительность скрепера в основном зависит от емкости ковша, коэффициента его наполнения, скоростей движения на всех этапах его работы и от степени использования рабочего времени.
Наиболее продолжительными элементами рабочего цикла, является время движения груженого и порожнего скрепера; при значительном расстоянии перевозки грунтов это время составляет до 85 - 90% общей продолжительности цикла. Поэтому задача создания, высокопроизводительных скреперов является прежде всего задачей освоения в серийном производстве базовых машин (тракторов, тягачей) с высокими тяговыми и скоростными показателями.
Груженый и холостой ход скрепера необходимо выполнять на высшей передаче трактора (тягача). Наполнение ковша скрепера (копание) производится при скорости движения на первой передаче трактора (тягача). Скорость движения груженого скрепера на ровном участке принимается в пределах 0,55—0,75 скорости на высшей передаче, а при движении на подъем - на первой передаче. Скорость движения порожнего скрепера принимается в пределах 0,75—0,85 скорости на высшей передаче, а при движении на подъем - на второй передаче

Набор грунта скреперами можно вести только на прямолинейных участках длиной, достаточной для размещения длины пути, набора и скреперного агрегата (Рис.9.1, г). К моменту начала набора тягач и часть скрепера будут находиться уже на полосе набора грунта. После окончания набора тягач и часть скрепера выйдут за пределы участка, на котором срезался грунт. В связи с этим минимальная длина прямолинейного участка пути для набора грунта должна быть не менее

Где: -длина пути набора, грунта;
lск, lт- длина скрепера и тягача. .
Длину путей набора и выгрузки можно вычислить по формулам, выводимым из условия равенства объемов срезанного грунта и грунта, находящегося в ковше.
Длина пути (м) набора грунта (копания) определяется по формуле:


длина (м) пути выгрузки грунта

где: q - геометрическая вместимость ковша, м3; - ширина полосы захвата грунта ножами скрепера (ширина ковша), м; h- средняя толщина стружки грунта за время набора, м ); hсл — средняя толщина слоя отсыпки грунта в насыпь, м; Кн— коэффициент наполнения ковша грунтом; Кр—- коэффициент разрыхления грунта; Кп— коэффициент потерь грунта при наборе( равен 1,2); Кh - коэффициент неравномерности толщины стружки (0,7).
Толщина слоя укладки грунта зависит от конструктивных особенностей скрепера и требований, предъявляемых технологией последующей обработки грунта (разравнивание, увлажнение, уплотнение).

2.2.10.Организация использования скреперов

Практика эксплуатации скреперов показала, что более высокие показатели в работе они имеют, если использовать их группами. С этой целью в строительных организациях создаются специализированные участки по эксплуатации скреперов: в одних из них сосредоточивают самоходные скреперы, в других — прицепные.

Участки состоят из бригад. В состав каждой из них входит 4— 6 скреперов и толкач. Такая бригада в состоянии выполнить земляные работы по бригадному подряду. В скреперных бригадах работы ведутся, как правило, в две смены.

Концентрация скреперов в специализированных участках и бригадах позволяет хорошо подготовить для них фронт работ, полнее обеспечить необходимой технической документацией, лучше спланировать загрузку скреперов в условиях рассредоточенного строительства, организовать качественное техническое обслуживание и ремонт при минимальных затратах труда и времени.

При концентрации скреперов в больших бригадах создаются условия для лучшего использования толкачей. На крупных объектах автогрейдеры поддерживают землевозные дороги в хорошем состоянии, что позволяет повысить скорость движения скреперов, сократить продолжительность рабочего цикла и повысить производительность машин. Групповое использование скреперов дает возможность машинистам оказывать взаимопомощь в работе при устранении возникающих неисправностей, в результате чего снижаются простои машин.

Бульдозеры



Скрепер - это самоходная или прицепная землеройно-транспортная машина с рабочим органом в виде ковша на пневмоколесах, снабженного в нижней части ножом для срезания слоя грунта (рис.8.1.д). При наличии собственного привода скрепер называют самоходным. Прицепные скрепера буксируются гусеничными или колесными тракторами.

По способу загрузки различают скреперы с заполнением ковша за счет подпора грунта при резании и с заполнением ковша с помощью загрузочного устройства.

У скреперов первого типа срезание стружки грунта и заполнение ковша осуществляется за счет силы тяжести ведущих колес скрепера и гусениц тягача. Такие скреперы выпускаются как прицепные, так и самоходные

За рубежом имеются скреперы со шнековым элеватором, который обеспечивает более быстрое и полное заполнение ковша и повышает производительность.

По принципу управления рабочим органом различают скреперы с канатно-блочным и с гидравлическим управлением. У скреперов с гидравлическим управлением подъем/ опускание ковша и заглубление режущей кромки в грунт осуществляется принудительно с помощью гидроцилиндров. Это позволяет регулировать толщину срезаемой стружки, сокращать время набора грунта и разрабатывать более плотные грунты.

Наиболее современные скреперы - автоматизированные типа ДЗ-172,5, снабженные лазерным устройством, обеспечивающим стабильность заданных параметров стружки.



Наибольшее распространение в строительстве получили самоходные скреперы с гидравлическим управлением. Они более маневренны, более скоростные, имеют большую производительность в 1,5 - 2,0 раза по сравнению с прицепными скреперами той же вместимости.

Различают скреперы малой (до 3м3), средней (3-10м3) и большой (более 10м3) емкости.

Промышленностью серийно выпускаются прицепные скреперы с ковшами 3,0 - 15 м3, работающие с тягачами мощностью 75 - 330 л.с. и самоходные скреперы с ковшами 8 -25 м3.

В целом отечественная и зарубежная промышленность выпускает скреперы с большим диапазоном характеристик. Диапазон некоторых характеристик выпускаемых промышленностью скреперов дан в таблице 8.1.



Скрепер предназначен для послойной разработки грунтов, не содержащих каменистых включений крупностью более 350 мм. Набор грунта производится с помощью трактора- толкача класса 25-35 с соответствующим толкающим устройством. Управление рабочим органом - гидравлическое. Вместимость ковша 23 м3, грузоподъемность - 30 т.

Выборочная номенклатура отечественных скреперов дана в таблице 8.2.



Скреперы предназначаются для послойного срезания, перемещения, послойной отсыпки, разравнивания и частичного уплотнения грунтов. В гидротехническом строительстве они в основном применяются при строительстве каналов, разработке крупных котлованов, карьеров и отсыпке плотин.

Во время движения скрепера ковш опускается, врезается ножом в грунт и заполняется. После наполнения ковш приподнимается и транспортируется к месту выгрузки. Разгружается ковш опрокидыванием вперед или назад (свободная выгрузка), или посредством специальных приспособлений (принудительная выгрузка). Высыпающийся грунт разравнивается ножом.

Набор грунта скрепером можно вести только на прямом участке. Минимальная длина прямого участка (рис. 8.2).



Длина участка наполнения ковша определяется из условия полного наполнения ковша на прямолинейном участке:

Предельные уклоны движения могут быть найдены исходя из равенства тягового сопротивления и силы тяги на крюке. Примерно они равны 0,12-0,15 - для подъема в груженом состоянии; 0,1-0,3 -при загрузке ковша.

Общая схема движения скрепера по циклу - разработка-выгрузка зависит от размеров выемки и насыпи и дальности транспортировки. В основном, применяется 2 схемы - продольная и поперечная. При этом могут быть следующие разновидности движения скреперов (рис.8.3): а) кольцевая; б) по восьмерке; в) по змейке; г) продольно-челночная; д) поперечно-челночная; е) спиральная.





Выбор типа и мощности скрепера зависит от объемов работ, габаритов выемки и условий работ (уклоны местности, возможность маневрирования) и дальности транспортирования. Целесообразная дальность транспортирования зависит от типа скрепера: 400-800 м - для прицепных скреперов, до 3000 м - для самоходных скреперов, больше 3000 м - быстроходные самоходные скрепера.





Производительность скрепера Воспользуемся общими формулами гл.5.

Влияние различных факторов на производительность скреперов дано на рис.8.4.

Читайте также: