Возможности управления экологическими системами конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

показать их взаимосвязб на примере пищевых цепей и пищевых сетей .

• Познакомить учащихся с понятием экологичес кие факторы , их действием.

• Познакомить учащихся с понятием биогеоценоз и экосистем а , сравнить эти два

• Научить составлять и записывать схемы цепей и сетей питания.

• Познакомить с понятием проду ктивность экосистемы ,научить сравнивать пирамиды

• Продолжить формирование навыков работы с дополнительной инфо рмацией ,

• Воспитывать информационную и комму никативн у ю культуру;

• Воспитывать осознанное отношение к вопроса м экологии , формирование научного

• Развивать умение логически мыслить , видеть экологическим языком ;

• Развивать умение выделять главное , делать выводы , обобща ть.

• Развивать умение сравнивать у з уч аемые факты , решать задачи .

Оборудование: мультимедиа , презентация , таблицы , раздаточный материал для

1. Приведите пять признаков млекопитающих , характерных для челове ка .

2. Приведите примеры атавизмом и рудиментов у человека.

3. Перечислите антропоморфозы , появившиеся в антропогенезе в резу льтате

4. Какие морфологические особенности имеют расы че ловека ?

Термин экология был предложен в 1866 г. немецким учёным Геккелем ( слайд № ).

Экология – наука , изучающая взаимоотношения организмов между собой и с

1. Изучение влияния на организм различных факторов среды .

2. Изучение круговорота веществ и движения энергии , механизмы сам орегуляции ,

3. Изучение влияния живых организмов на неживую природу , функции живого вещества

4. Изучение влияния человека на окру жающую среду , на неживую природу и живые

На организм воздейству ет комплекс элементов окр ужа ющей среды обитани я ,её

отдельные элементы , оказывающие прямое или косвенное воздействие на организм , и

1. Абиотические факторы – факторы неживой природы : свет , температура , влажность ,

2. Биотические факторы – влияние живых организмов на дру гие организ мы ( слайд № )

3. Антропогенные факторы – результат прямого воздействия человека на организмы

Любую совокупность организмов и неорганических компонентов , в которой может

осуществляться круговорот веществ , называют экологической системой. Термин был

предложен в 1935 году английским экологом А.Тенсли ( слайд № ).

Экосистема – понятие безранговое ,широкое , гибкое ,относящееся к система м любой

размеренности : от капли прудовой воды или пня со всем комплексом насе ляющих

организмов , аквариума с растениями и животными до луга , леса , Мирового океана и

Автором учения о биогеоценозах является академик В.Н.Сукачев .

Биогеоценоз – это однородный участок земной поверхности с определенным состав ом

живых компонентов ( биоценоз ) и факторов неживой природы ; динамично

взаимодействующих дру г с другом путём обмена веществ и энергии. ( слайд № )

которые заняты определёнными единицами рас тительного покрова –фитозинозами.

1. Абиотические вещества – основные элементы и составные части среды.

4. Реду центы – органи змы , живущие засчёт мёртвого вещества , переводя его вновь в

Для поддержания круговорота веществ в системе необходимы все компоненты

1. Трофические цепи , которые начинаются с фотосинтезирующих организмо в ,

Цепи, которые начинаются с отмерших остатков растений , тру пов и экскриментов

животных , называются детритными или разложения. ( слайд № )

В разных типах экосистем мощность потоков энергии через цепи выедания и разложения

различна . Так, в водных экосистемах основной поток энергии проходит через цепи

выедания , а в су хоп у тных – через детритные цепи разложения.

Расположение звеньев пищевой цепи в определенной последовательности носит название

Существует три типа экологических пирамид : ( сла йд № )

1) Пирамида чисел ( на каждом у ровне откладывается численность отдельных

2) Пирамида биомасс ( характеризует общу ю сух ую или сыру ю массу организмов всех

3) Пирамида энергии ( показывает величину потока энергии )

Все три правила пирамид выражают в конечном итоге энергитические отношения в

экосистемах .Знание законов продуктивности экосистем , возможность количественного

учёта потока энергии имеют важное практическое значение .Первичная проду кция

агроценозов является основным источником пищи для человече ства. Не менее важна и

вторичная продукция , получаемая за счёт сельскохозяйственных животных.

Последовательная смена во времени одних биоценозов дру гими на определенном

участке земной поверхности называется экологичес кой сукцессией ( с лайд № )

б) Миграция на него различных организмов или их зачатков ;

г) Конкуренция организмов между собой и вытеснение отдельных видов ;

д) Преобразование живыми организмами местообитания , постепенная

Таким образом , в результате всех этих преобразований сообщества приобретают


Урок познакомит учащихся с целостной картиной мира, покажет взаимосвязь живой и неживой природы, расскажет о важнейшей роли живых организмов на Земле.

Описание разработки

Цели урока:

- знакомство с целостной картиной мира;

- показать взаимосвязь живой и неживой природы, важнейшую роль живых организмов на Земле;

- помочь ребятам осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго;

- уметь определять своё отношение к миру;

- учить бережному отношению к природе;

Задачи урока:

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;

- систематизировать знания ребят об экосистемах;

- воспитывать понимание правил экологической культуры;

Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме.

Максимум: к концу урока ученики имеют чёткое представление о ролях живых организмов.

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила.

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

учиться планировать учебную деятельность на уроке, определять успешность выполнения задания.

ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация) ; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу.

Ключевые понятия, термины:

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем мы урок.

Знать хотят обо всем на свете.

II. Постановка цели.

Город этот не простой,

Он дремучий и густой.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес. Мы узнаем на уроке, что такое экологическая система.

III. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику, с. 4 (Диалог Лены)

2. Объяснение учителя.

Перед вами, ребята, рисунок. Давайте представим, что мы оказались в этом уголке природы. Все закроем глаза и представим яркую зелень листьев, чистоту цветов, необыкновенный узор мха на пне. Все убрано и изысканно украшено.

Как вы думаете, кем был наведен такой порядок? (Ответы детей. )

Человек в наведении такого порядка в лесу не участвовал. Как вы думаете, а кто здесь живет? (Ответы детей. )

Каждое животное, растение встречается там, где для его жизни созданы все условия.

Это место называется средой обитания.

Работа по учебнику, с. 4, (У каждого своё место обитания).

Учитель. Животные и растения связаны друг с другом. А какая существует взаимосвязь между ними? Попробуем разобраться в этом по учебнику, с. 4. (Пищевые связи).

- Как связаны друг с другом эти животные и растения?

Учитель. Разгадав кроссворд, мы сможем определить компоненты экосистемы. Назовите их.

Определение экосистемы.

Работа по учебнику, с. 5, (Экосистема).

Самостоятельная работа. Дети самостоятельно читают текст о кормильцах, с. 5-6.

- Что происходит с растением в теле животного?

IV. Закрепление изученного материала.

- Назовите все части экосистемы и расскажите, как к ним поступают вещества экосистемы.

- Смогут ли растения и животные жить отдельно? Почему?

Учитель. Правильно, не смогут, т. к. все они связаны друг с другом в единое целое - экосистему. Такой круг называется круговорот веществ.

- Назовите на рисунке природные экосистемы, которые могут существовать без посторонней помощи как угодно долго. Запишите цифры настоящих экосистем.

V. Итог урока.

Экосистема - содружество живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома.

В экосистеме есть всё, что нужно для жизни её обитателей. Только свет они получают из космоса от Солнца.

В экосистеме нет ничего лишнего, ненужного: всё, что в ней производится, полностью используется её обитателями.

Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.

V. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

В чём были затруднения?

Над чем нужно поработать на следующем уроке?

Содержимое разработки

Байгушева Елена Витальевна,

учитель начальных классов

МБОУ "СОШ №2" п. Пурпе ЯНАО Тюменская обл

Предмет: окружающий мир

Тема урока : ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (с использованием презентации на необходимых этапах урока).

Материально-техническое обеспечение урока: учебник и тетрадь по окружающему миру у учащихся, мультимедийное оборудование (интерактивная доска, ПК, проектор), диск с презентацией урока.

-знакомство с целостной картиной мира;

- показать взаимосвязь живой и неживой природы, важнейшую роль живых организмов на Земле;

-помочь ребятам осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго;

- уметь определять своё отношение к миру;

- учить бережному отношению к природе;

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;

-систематизировать знания ребят об экосистемах;

- воспитывать понимание правил экологической культуры;

Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме.

Максимум: к концу урока ученики имеют чёткое представление о ролях живых организмов.

Личностные результаты: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на уроке, определять успешность выполнения задания.

Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу.

Ключевые понятия, термины:

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем мы урок.

Знать хотят обо всем на свете.

II. Постановка цели.

Город этот не простой,

Он дремучий и густой.

Слайд №1 Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес. Мы узнаем на уроке, что такое экологическая система.

III. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику, с.4 (Диалог Лены)

Перед вами, ребята, рисунок. Давайте представим, что мы оказались в этом уголке природы. Все закроем глаза и представим яркую зелень листьев, чистоту цветов, необыкновенный узор мха на пне. Все убрано и изысканно украшено.

Как вы думаете, кем был наведен такой порядок? (Ответы детей.)

Человек в наведении такого порядка в лесу не участвовал. Как вы думаете, а кто здесь живет? (Ответы детей.)

Каждое животное, растение встречается там, где для его жизни созданы все условия.

Слайд №3 Это место называется средой обитания.

Работа по учебнику, с.4, (У каждого своё место обитания).

Учитель. Животные и растения связаны друг с другом. А какая существует взаимосвязь между ними? Попробуем разобраться в этом по учебнику, с. 4. (Пищевые связи).

- Как связаны друг с другом эти животные и растения?

Физкультминутка

Учитель. Разгадав кроссворд, мы сможем определить компоненты экосистемы. Назовите их.

Слайд №6 Определение экосистемы.

Работа по учебнику, с.5,(Экосистема).

Самостоятельная работа. Дети самостоятельно читают текст о кормильцах, с.5-6.

- Что происходит с растением в теле животного?

IV. Закрепление изученного материала.

- Назовите все части экосистемы и расскажите, как к ним поступают вещества экосистемы.

- Смогут ли растения и животные жить отдельно? Почему?

Учитель. Правильно, не смогут, т. к. все они связаны друг с другом в единое целое - экосистему. Такой круг называется круговорот веществ.

- Назовите на рисунке природные экосистемы, которые могут существовать без посторонней помощи как угодно долго. Запишите цифры настоящих экосистем.

Экосистема - содружество живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома.

В экосистеме есть всё, что нужно для жизни её обитателей. Только свет они получают из космоса от Солнца.

В экосистеме нет ничего лишнего, ненужного: всё, что в ней производится, полностью используется её обитателями.

Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.

V. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?

В чём были затруднения?

Над чем нужно поработать на следующем уроке?

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx 29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экологические системы

– Показать взаимосвязь живой и неживой природы.

– Помочь ребятам осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго.

– Показать важнейшую роль живых организмов на Земле.

Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме, почве. Понятие: экосистема

Максимум: к концу урока ученики имеют четкое представление о роли живых организмов.

Оборудование: иллюстрации природных пейзажей, живых организмов, рисунки города, леса, раздаточный материал, мультимедиа проектор, интерактивная доска.

-Доброе утро, ребята!

Повернитесь друг к другу, возьмите друг друга за руки и пожелайте успешной работы.

Учащиеся поворачиваются друг другу в паре и желают успешной работы.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы .

Посмотрите на доску.

Какие понятия вы можете объяснить?

(живая природа, неживая природа, экологические системы)

Какие объекты вы отнесёте к живой природе?

К неживой природе?

Как отличить живые организмы от неживых предметов?

Система – это части, связанных друг с другом в единое целое.

Хотите ли вы узнать, что оно обозначает?

Какой будет тема урока?

Сформулируем цели нашего урока:

  • узнать, где каждому живому организму будет жить комфортно;
  • определить условия места обитания живого организма;
  • научиться находить связь между живыми и неживыми организмами в экосистемах;
  • узнать , что является экологической системой.

Что вам поможет в достижении ваших целей?

(наши знания, учебник, совместная работа…..)

ΙΙΙ. Совместное открытие знаний.

Ветра и туманы, дожди и снега:

Здесь все-для комфорта,здесь все-для жилья.

Красивая наша планета ……..(Земля!)

Чем является планета для всех всех живых организмов?(домом)

Попробуйте найти дом для этих живых организмов.

(Верблюд- верблюжья колючка- пустыня;

Медведь- берёза- лес;

Рыба- водоросли- море)

Почему живые организмы чувствуют себя здесь как дома?

Учитель фиксирует на доске:

-достаточно света и тепла

-есть защита от врагов.

Как они приспособились к условиям обитания и друг к другу?

  • -Как бы вы называли это место, где живой организм чувствует себя как дома?
  • На доске: дуб, гусеницы, синица и ястреб.

Где вы можете встретить эти организмы?

Чем для них является лес?

Почему им там комфортно?

Как связаны друг с другом эти животные и растения?

Как бы вы назвали эту связь?

А что будет если убрать из этой цепочки любой организм?

-Как вы думаете, могут ли синицы съесть всех гусениц?

Здесь есть условия для жизни:

-достаточно света и тепла

-есть защита т врагов.

Любой живой организм в природе встречается только там, где находит все условия для жизни: тепло, свет, защиту от врагов, достаточно пищи и воды..

Место обитания (на доске)

Домом, местом обитания.

Там есть условия для жизни:-

-достаточно света и тепла

-есть защита т врагов.

Растёт дуб, гусеница питается его листьями, синица питается гусеницами, а ястреб – синицами.

(ученик устанавливает связи стрелками)

Животные и растения

связаны пищевыми цепочками.

Не могут, так как их число ограничивают ястребы. Кроме того, бабочки постоянно размножаются и увеличивают число гусениц.

В природе организмы одного вида служат пищей для организмов другого вида. Различные животные и растения связаны пищевыми связями.

Пищевые связи (на доске)

А где в природе могут существовать такие пищевые связи?

Поработайте в парах и составьте пищевые цепочки.

трава заяц волк

зерно мышь лиса

цветы пчёлы медведь

Какие пищевые цепочки у вас получились?

К какому выводу вы пришли, выполняя это задание?

Все организмы связаны между собой, живут там, где есть необходимые условия.

Как бы вы назвали такое содружество ?

Проверим наше предположение по учебнику. С 5

Как долго может существовать экосистема?

- С каким новым понятием познакомились?

Какую ставили цель: узнать, что называется экологической системой?

-Вы достигли своей цели?

На лугу, в озере……..

( экосистема) на доску

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний

( работа по рядам)

ЛЕСНАЯ ПРОГУЛКА. ЗВУКИ ЛЕСА

Представьте себя деревьями, потянитесь к солнышку . Покачайте ветвями на ветру. Вы – пауки. Плетёте сеть из тонкой невидимой нити.

А теперь вы - маленькие пугливые зайчики, спрятались под кустик, поднимаете то одно ухо, то другое. Покажите, как осторожно крадётся лиса, гордо шагает по лесу олень, неуклюже ковыляет медведь. А непоседливые птицы перелетают с ветки на ветку.

Займите свои места.

В экосистеме каждый организм выполняет свою роль, свою работу. Я предлагаю вам поработать в парах по рядам и узнать о роли организмов в экосистеме. (СДЕЛАТЬ КАРТОЧКИ)

-Узнайте о роли растений из учебника (с. 5).

-Как ещё называют растения?

-Узнайте о роли животных из учебника (с. 6).

-Как ещё называют животных?

-Работа с текстом (учебник с. 6)

Проверка выполнения задания

-Какую роль выполняют растения в экосистеме?

Как их назовём? Почему они играют главную роль в экосистеме?

-Какова роль животных в экосистеме?

-Кто же помогает в уборке мусора в экосистеме?

Карточка: распределить живые организмы по ролям.

Теперь каждая пара проверит себя.

–У вас на столе карточки с заданием. Распределите живые организмы по группам

( проверка по эталону)СЛАЙД

Кто же может помешать экосистеме?

-Как человек может помешать экосистеме?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научиться составлять цепи питания.

Способствовать развитию умения самостоятельно формулировать цели и задачи урока.

Учить устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения

Формировать экологическую культуру через понимание взаимосвязи живых организмов.

Формировать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

К концу урока каждый ученик должен знать компоненты экосистемы,

иметь четкое представление о ролях живых организмов.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Читайте также: