Возможности управления экологическими системами конспект урока
Обновлено: 04.07.2024
показать их взаимосвязб на примере пищевых цепей и пищевых сетей .
• Познакомить учащихся с понятием экологичес кие факторы , их действием.
• Познакомить учащихся с понятием биогеоценоз и экосистем а , сравнить эти два
• Научить составлять и записывать схемы цепей и сетей питания.
• Познакомить с понятием проду ктивность экосистемы ,научить сравнивать пирамиды
• Продолжить формирование навыков работы с дополнительной инфо рмацией ,
• Воспитывать информационную и комму никативн у ю культуру;
• Воспитывать осознанное отношение к вопроса м экологии , формирование научного
• Развивать умение логически мыслить , видеть экологическим языком ;
• Развивать умение выделять главное , делать выводы , обобща ть.
• Развивать умение сравнивать у з уч аемые факты , решать задачи .
Оборудование: мультимедиа , презентация , таблицы , раздаточный материал для
1. Приведите пять признаков млекопитающих , характерных для челове ка .
2. Приведите примеры атавизмом и рудиментов у человека.
3. Перечислите антропоморфозы , появившиеся в антропогенезе в резу льтате
4. Какие морфологические особенности имеют расы че ловека ?
Термин экология был предложен в 1866 г. немецким учёным Геккелем ( слайд № ).
Экология – наука , изучающая взаимоотношения организмов между собой и с
1. Изучение влияния на организм различных факторов среды .
2. Изучение круговорота веществ и движения энергии , механизмы сам орегуляции ,
3. Изучение влияния живых организмов на неживую природу , функции живого вещества
4. Изучение влияния человека на окру жающую среду , на неживую природу и живые
На организм воздейству ет комплекс элементов окр ужа ющей среды обитани я ,её
отдельные элементы , оказывающие прямое или косвенное воздействие на организм , и
1. Абиотические факторы – факторы неживой природы : свет , температура , влажность ,
2. Биотические факторы – влияние живых организмов на дру гие организ мы ( слайд № )
3. Антропогенные факторы – результат прямого воздействия человека на организмы
Любую совокупность организмов и неорганических компонентов , в которой может
осуществляться круговорот веществ , называют экологической системой. Термин был
предложен в 1935 году английским экологом А.Тенсли ( слайд № ).
Экосистема – понятие безранговое ,широкое , гибкое ,относящееся к система м любой
размеренности : от капли прудовой воды или пня со всем комплексом насе ляющих
организмов , аквариума с растениями и животными до луга , леса , Мирового океана и
Автором учения о биогеоценозах является академик В.Н.Сукачев .
Биогеоценоз – это однородный участок земной поверхности с определенным состав ом
живых компонентов ( биоценоз ) и факторов неживой природы ; динамично
взаимодействующих дру г с другом путём обмена веществ и энергии. ( слайд № )
которые заняты определёнными единицами рас тительного покрова –фитозинозами.
1. Абиотические вещества – основные элементы и составные части среды.
4. Реду центы – органи змы , живущие засчёт мёртвого вещества , переводя его вновь в
Для поддержания круговорота веществ в системе необходимы все компоненты
1. Трофические цепи , которые начинаются с фотосинтезирующих организмо в ,
Цепи, которые начинаются с отмерших остатков растений , тру пов и экскриментов
животных , называются детритными или разложения. ( слайд № )
В разных типах экосистем мощность потоков энергии через цепи выедания и разложения
различна . Так, в водных экосистемах основной поток энергии проходит через цепи
выедания , а в су хоп у тных – через детритные цепи разложения.
Расположение звеньев пищевой цепи в определенной последовательности носит название
Существует три типа экологических пирамид : ( сла йд № )
1) Пирамида чисел ( на каждом у ровне откладывается численность отдельных
2) Пирамида биомасс ( характеризует общу ю сух ую или сыру ю массу организмов всех
3) Пирамида энергии ( показывает величину потока энергии )
Все три правила пирамид выражают в конечном итоге энергитические отношения в
экосистемах .Знание законов продуктивности экосистем , возможность количественного
учёта потока энергии имеют важное практическое значение .Первичная проду кция
агроценозов является основным источником пищи для человече ства. Не менее важна и
вторичная продукция , получаемая за счёт сельскохозяйственных животных.
Последовательная смена во времени одних биоценозов дру гими на определенном
участке земной поверхности называется экологичес кой сукцессией ( с лайд № )
б) Миграция на него различных организмов или их зачатков ;
г) Конкуренция организмов между собой и вытеснение отдельных видов ;
д) Преобразование живыми организмами местообитания , постепенная
Таким образом , в результате всех этих преобразований сообщества приобретают
Урок познакомит учащихся с целостной картиной мира, покажет взаимосвязь живой и неживой природы, расскажет о важнейшей роли живых организмов на Земле.
Описание разработки
Цели урока:
- знакомство с целостной картиной мира;
- показать взаимосвязь живой и неживой природы, важнейшую роль живых организмов на Земле;
- помочь ребятам осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго;
- уметь определять своё отношение к миру;
- учить бережному отношению к природе;
Задачи урока:
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;
- систематизировать знания ребят об экосистемах;
- воспитывать понимание правил экологической культуры;
Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме.
Максимум: к концу урока ученики имеют чёткое представление о ролях живых организмов.
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила.
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться планировать учебную деятельность на уроке, определять успешность выполнения задания.
ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация) ; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу.
Ключевые понятия, термины:
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.
Знать хотят обо всем на свете.
II. Постановка цели.
Город этот не простой,
Он дремучий и густой.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес. Мы узнаем на уроке, что такое экологическая система.
III. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику, с. 4 (Диалог Лены)
2. Объяснение учителя.
Перед вами, ребята, рисунок. Давайте представим, что мы оказались в этом уголке природы. Все закроем глаза и представим яркую зелень листьев, чистоту цветов, необыкновенный узор мха на пне. Все убрано и изысканно украшено.
Как вы думаете, кем был наведен такой порядок? (Ответы детей. )
Человек в наведении такого порядка в лесу не участвовал. Как вы думаете, а кто здесь живет? (Ответы детей. )
Каждое животное, растение встречается там, где для его жизни созданы все условия.
Это место называется средой обитания.
Работа по учебнику, с. 4, (У каждого своё место обитания).
Учитель. Животные и растения связаны друг с другом. А какая существует взаимосвязь между ними? Попробуем разобраться в этом по учебнику, с. 4. (Пищевые связи).
- Как связаны друг с другом эти животные и растения?
Учитель. Разгадав кроссворд, мы сможем определить компоненты экосистемы. Назовите их.
Определение экосистемы.
Работа по учебнику, с. 5, (Экосистема).
Самостоятельная работа. Дети самостоятельно читают текст о кормильцах, с. 5-6.
- Что происходит с растением в теле животного?
IV. Закрепление изученного материала.
- Назовите все части экосистемы и расскажите, как к ним поступают вещества экосистемы.
- Смогут ли растения и животные жить отдельно? Почему?
Учитель. Правильно, не смогут, т. к. все они связаны друг с другом в единое целое - экосистему. Такой круг называется круговорот веществ.
- Назовите на рисунке природные экосистемы, которые могут существовать без посторонней помощи как угодно долго. Запишите цифры настоящих экосистем.
V. Итог урока.
Экосистема - содружество живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома.
В экосистеме есть всё, что нужно для жизни её обитателей. Только свет они получают из космоса от Солнца.
В экосистеме нет ничего лишнего, ненужного: всё, что в ней производится, полностью используется её обитателями.
Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.
V. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
В чём были затруднения?
Над чем нужно поработать на следующем уроке?
Содержимое разработки
Байгушева Елена Витальевна,
учитель начальных классов
МБОУ "СОШ №2" п. Пурпе ЯНАО Тюменская обл
Предмет: окружающий мир
Тема урока : ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (с использованием презентации на необходимых этапах урока).
Материально-техническое обеспечение урока: учебник и тетрадь по окружающему миру у учащихся, мультимедийное оборудование (интерактивная доска, ПК, проектор), диск с презентацией урока.
-знакомство с целостной картиной мира;
- показать взаимосвязь живой и неживой природы, важнейшую роль живых организмов на Земле;
-помочь ребятам осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго;
- уметь определять своё отношение к миру;
- учить бережному отношению к природе;
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;
-систематизировать знания ребят об экосистемах;
- воспитывать понимание правил экологической культуры;
Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме.
Максимум: к концу урока ученики имеют чёткое представление о ролях живых организмов.
Личностные результаты: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на уроке, определять успешность выполнения задания.
Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу.
Ключевые понятия, термины:
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.
Знать хотят обо всем на свете.
II. Постановка цели.
Город этот не простой,
Он дремучий и густой.
Слайд №1 Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес. Мы узнаем на уроке, что такое экологическая система.
III. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику, с.4 (Диалог Лены)
Перед вами, ребята, рисунок. Давайте представим, что мы оказались в этом уголке природы. Все закроем глаза и представим яркую зелень листьев, чистоту цветов, необыкновенный узор мха на пне. Все убрано и изысканно украшено.
Как вы думаете, кем был наведен такой порядок? (Ответы детей.)
Человек в наведении такого порядка в лесу не участвовал. Как вы думаете, а кто здесь живет? (Ответы детей.)
Каждое животное, растение встречается там, где для его жизни созданы все условия.
Слайд №3 Это место называется средой обитания.
Работа по учебнику, с.4, (У каждого своё место обитания).
Учитель. Животные и растения связаны друг с другом. А какая существует взаимосвязь между ними? Попробуем разобраться в этом по учебнику, с. 4. (Пищевые связи).
- Как связаны друг с другом эти животные и растения?
Физкультминутка
Учитель. Разгадав кроссворд, мы сможем определить компоненты экосистемы. Назовите их.
Слайд №6 Определение экосистемы.
Работа по учебнику, с.5,(Экосистема).
Самостоятельная работа. Дети самостоятельно читают текст о кормильцах, с.5-6.
- Что происходит с растением в теле животного?
IV. Закрепление изученного материала.
- Назовите все части экосистемы и расскажите, как к ним поступают вещества экосистемы.
- Смогут ли растения и животные жить отдельно? Почему?
Учитель. Правильно, не смогут, т. к. все они связаны друг с другом в единое целое - экосистему. Такой круг называется круговорот веществ.
- Назовите на рисунке природные экосистемы, которые могут существовать без посторонней помощи как угодно долго. Запишите цифры настоящих экосистем.
Экосистема - содружество живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома.
В экосистеме есть всё, что нужно для жизни её обитателей. Только свет они получают из космоса от Солнца.
В экосистеме нет ничего лишнего, ненужного: всё, что в ней производится, полностью используется её обитателями.
Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.
V. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
В чём были затруднения?
Над чем нужно поработать на следующем уроке?
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Экологические системы
– Показать взаимосвязь живой и неживой природы.
– Помочь ребятам осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго.
– Показать важнейшую роль живых организмов на Земле.
Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме, почве. Понятие: экосистема
Максимум: к концу урока ученики имеют четкое представление о роли живых организмов.
Оборудование: иллюстрации природных пейзажей, живых организмов, рисунки города, леса, раздаточный материал, мультимедиа проектор, интерактивная доска.
-Доброе утро, ребята!
Повернитесь друг к другу, возьмите друг друга за руки и пожелайте успешной работы.
Учащиеся поворачиваются друг другу в паре и желают успешной работы.
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы .
Посмотрите на доску.
Какие понятия вы можете объяснить?
(живая природа, неживая природа, экологические системы)
Какие объекты вы отнесёте к живой природе?
К неживой природе?
Как отличить живые организмы от неживых предметов?
Система – это части, связанных друг с другом в единое целое.
Хотите ли вы узнать, что оно обозначает?
Какой будет тема урока?
Сформулируем цели нашего урока:
- узнать, где каждому живому организму будет жить комфортно;
- определить условия места обитания живого организма;
- научиться находить связь между живыми и неживыми организмами в экосистемах;
- узнать , что является экологической системой.
Что вам поможет в достижении ваших целей?
(наши знания, учебник, совместная работа…..)
ΙΙΙ. Совместное открытие знаний.
Ветра и туманы, дожди и снега:
Здесь все-для комфорта,здесь все-для жилья.
Красивая наша планета ……..(Земля!)
Чем является планета для всех всех живых организмов?(домом)
Попробуйте найти дом для этих живых организмов.
(Верблюд- верблюжья колючка- пустыня;
Медведь- берёза- лес;
Рыба- водоросли- море)
Почему живые организмы чувствуют себя здесь как дома?
Учитель фиксирует на доске:
-достаточно света и тепла
-есть защита от врагов.
Как они приспособились к условиям обитания и друг к другу?
- -Как бы вы называли это место, где живой организм чувствует себя как дома?
- На доске: дуб, гусеницы, синица и ястреб.
Где вы можете встретить эти организмы?
Чем для них является лес?
Почему им там комфортно?
Как связаны друг с другом эти животные и растения?
Как бы вы назвали эту связь?
А что будет если убрать из этой цепочки любой организм?
-Как вы думаете, могут ли синицы съесть всех гусениц?
Здесь есть условия для жизни:
-достаточно света и тепла
-есть защита т врагов.
Любой живой организм в природе встречается только там, где находит все условия для жизни: тепло, свет, защиту от врагов, достаточно пищи и воды..
Место обитания (на доске)
Домом, местом обитания.
Там есть условия для жизни:-
-достаточно света и тепла
-есть защита т врагов.
Растёт дуб, гусеница питается его листьями, синица питается гусеницами, а ястреб – синицами.
(ученик устанавливает связи стрелками)
Животные и растения
связаны пищевыми цепочками.
Не могут, так как их число ограничивают ястребы. Кроме того, бабочки постоянно размножаются и увеличивают число гусениц.
В природе организмы одного вида служат пищей для организмов другого вида. Различные животные и растения связаны пищевыми связями.
Пищевые связи (на доске)
А где в природе могут существовать такие пищевые связи?
Поработайте в парах и составьте пищевые цепочки.
трава заяц волк
зерно мышь лиса
цветы пчёлы медведь
Какие пищевые цепочки у вас получились?
К какому выводу вы пришли, выполняя это задание?
Все организмы связаны между собой, живут там, где есть необходимые условия.
Как бы вы назвали такое содружество ?
Проверим наше предположение по учебнику. С 5
Как долго может существовать экосистема?
- С каким новым понятием познакомились?
Какую ставили цель: узнать, что называется экологической системой?
-Вы достигли своей цели?
На лугу, в озере……..
( экосистема) на доску
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний
( работа по рядам)
ЛЕСНАЯ ПРОГУЛКА. ЗВУКИ ЛЕСА
Представьте себя деревьями, потянитесь к солнышку . Покачайте ветвями на ветру. Вы – пауки. Плетёте сеть из тонкой невидимой нити.
А теперь вы - маленькие пугливые зайчики, спрятались под кустик, поднимаете то одно ухо, то другое. Покажите, как осторожно крадётся лиса, гордо шагает по лесу олень, неуклюже ковыляет медведь. А непоседливые птицы перелетают с ветки на ветку.
Займите свои места.
В экосистеме каждый организм выполняет свою роль, свою работу. Я предлагаю вам поработать в парах по рядам и узнать о роли организмов в экосистеме. (СДЕЛАТЬ КАРТОЧКИ)
-Узнайте о роли растений из учебника (с. 5).
-Как ещё называют растения?
-Узнайте о роли животных из учебника (с. 6).
-Как ещё называют животных?
-Работа с текстом (учебник с. 6)
Проверка выполнения задания
-Какую роль выполняют растения в экосистеме?
Как их назовём? Почему они играют главную роль в экосистеме?
-Какова роль животных в экосистеме?
-Кто же помогает в уборке мусора в экосистеме?
Карточка: распределить живые организмы по ролям.
Теперь каждая пара проверит себя.
–У вас на столе карточки с заданием. Распределите живые организмы по группам
( проверка по эталону)СЛАЙД
Кто же может помешать экосистеме?
-Как человек может помешать экосистеме?
Научиться составлять цепи питания.
Способствовать развитию умения самостоятельно формулировать цели и задачи урока.
Учить устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения
Формировать экологическую культуру через понимание взаимосвязи живых организмов.
Формировать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
К концу урока каждый ученик должен знать компоненты экосистемы,
иметь четкое представление о ролях живых организмов.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Читайте также: