Симфонии шуберта и калинникова конспект урока 7 класс

Обновлено: 07.07.2024


- музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром.

Группы инструментов симфонического оркестра:

Духовые медные: Труба, Туба, Тромбон, Волторна.

Духовые деревянные: Гобой, Кларнет, Флейта, Фагот.

Струнные: Скрипка, Альт, Виолончель, Контробасс

Ударные: Большой барабан, малый барабан,Тамтам, Литавра, Челеста, Бубен, Тарелки, Кастаньеты, Маракасы, Гонг, Треугольник, Колокольчики, Ксилофон

Другие инструменты симфонического оркестра: Орган, Челеста, Клавесин, Арфа, Гитара, Фортепьяно(Рояль, Пианано).

Тембровые характеристики инструментов

Скрипка: Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый

Альт: Матовый, мягкий

Виолончель: Насыщенный, густой

Контробас: Глуховатый, суровый, мрачный, густой

Флейта: Свистящий, холодный

Гобой: Носовой, гнусавый

Кларнет: Матовый, носовой

Фагот: Сдавленный, густой

Труба: Блестящий, яркий, светлый, металлический

Валторна: Округлый, мягкий

Тромбон: Металлический, резкий, мощный.

Туба: Суровый, густой, тяжёлый

Главные жанры симфонической музыки:

Симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма

Особенности симфонии

Это крупный музыкальный жанр.
—Время звучания: от 30 минут до часа.

Основное действующее лицо и исполнитель – симфонический оркестр

Строение симфонии (классическая форма)

Состоит из 4 частей, которые воплощают разные стороны жизни человека

Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Написана в сонатная форме, в быстром темпе(аллегро).

Мирная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям; скорбная или трагическая по настроению.
Звучит в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты или вариационной форме.

Здесь игра, веселье, картинки народной жизни. Это скерцо или менуэт в трехчастной форме.

Быстрый финал. Как итог всех частей отличается победным, торжественным, праздничным характером. Пишется в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты.

Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.

Симфония в творчестве зарубежных композиторов

    • Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

    Одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей.
    Первая часть симфонии не имеет вступления, а начинается сразу изложением темы главной партии allegro . Эта тема носит взволнованный характер; вместе с тем она отличается певучестью и задушевностью.

    Симфония №8 "Неоконченная"

    Одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. Это первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре.
    Имеет не 4 части, как симфонии композиторов классиков, а всего две. Однако две части этой симфонии оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности.

    Симфония в творчестве русских композиторов

      • Сергей Сергеевич Прокофьев (1891— 1953)

      Симфония №1 "Классическая"

        • Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975)

        Симфония №7 "Ленинградская"

          • Василий Сергеевич Калинников (1866-1900)

          Первую симфонию Калинников начал писать в марте 1894 года и закон­чил ровно через год, в марте 1895-го
          В симфонии наиболее ярко воплотились особенности дарования композитора— душевная открытость, непосредственность, насыщенность лирических чувств. В своей симфонии композитор воспевает красоту и величие природы, русского быта, олицетворяющих образ России, русской души, через русскую музыку.

          Вступление симфонии — траурный марш. "Полнейшее преклонение перед судьбой. перед неисповедимым предначертанием",- пишет Чайковский в своих черновиках.
          Так сложным путем преодоления и внутренней борьбы композитор приходит к победе над самим собой, над своими сомнениями, душевным разладом и смятенностью чувств.
          Носительницей основной идеи является сжатая, ритмически упругая тема с неизменным тяготением к исходному звуку, которая проходит через все части цикла.

          "Цель музыки - трогать сердца"
          (Иоганн Себастьян Бах).

          "Музыка должна высекать огонь из людских сердец"
          (Людвиг ван Бетховен).

          "Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой"
          (Вольфганг Амадей Моцарт).

          "Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
          Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу"
          (Петр Ильич Чайковский).

          Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках"
          (Дмитрий Дмитриевич Шостакович).

          Нажмите, чтобы узнать подробности

          III. Менуэт. Это игра, веселье, картины народной жизни.

          I . Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Как правило, пишется в форме сонатного аллегро, но далеко не все первые части звучат в быстром темпе.

          II. Медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям, элегичная, пасторальная, скорбная или трагическая по настроению.

          IV. Быстрый финал, близкий к народной, песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Он (как итог всех частей) отличается жизнеутверждающей концепцией.

          Рассмотрим ряд симфоний, являющих собой яркий пример, отражение жанра.

          Рассмотрим ряд симфоний, являющих собой яркий пример, отражение жанра.

          Симфония № 40. В.А. Моцарт (1756 – 1791)

          Симфония № 5. Л. Бетховен (1770 – 1827)

          Симфония № 1. В.С. Калинников (1866 – 1900)

          Симфония № 5. П.И. Чайковский ( 1840 – 1893)

          А.А. Ахматова (1889 – 1966)

          «…А за мною, тайной сверкая

          На неслыханный мчалась пир…

          Притворившись нотной тетрадкой,

          Знаменитая ленинградка

          А знаете ли вы, что…

          Оказывается, многие известные композиторы умерли после написания симфонии, которая была названа девятой.

          Это и Бетховен, и Брукнер, и Шуберт и ряд других музыкантов.

          Некоторым как-то удалось обойти это проклятие, оставив за собой не один десяток произведений. Например, Моцарт сумел написать 41 симфонию, а Гайдн целых 104. Но это уже их секрет.

          При внимательном рассмотрении, выявляется значительное сходство между композитором С. Прокофьевым и поэтом М. Щербаковым (ныне здравствующим).

          При внимательном рассмотрении, выявляется значительное сходство между композитором

          Презентация по музыке 7 класс Симфония № 8 (

          Франц Шуберт (1797 – 1828) Австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке

          Франц Шуберт (1797 – 1828) Австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке

          Франц Шуберт (1797 – 1828)

          Австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.

          Первоначально романтическими называли произведения на романских языках: итальянском, французском, испанском

          Первоначально романтическими называли произведения на романских языках: итальянском, французском, испанском

          Первоначально романтическими называли произведения на романских языках: итальянском, французском, испанском. Так родились жанры: роман – в литературе, романс – в музыке.

          Своё отношение к жизни художник-романтик выражает через лирику чувств и переживаний обычного человека и находит для этого новые формы, передающие непосредственность высказывания

          Своё отношение к жизни художник-романтик выражает через лирику чувств и переживаний обычного человека и находит для этого новые формы, передающие непосредственность высказывания

          Своё отношение к жизни художник-романтик выражает через лирику чувств и переживаний обычного человека и находит для этого новые формы, передающие непосредственность высказывания.

          С Франца Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры

          С Франца Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры

          Симфония (созвучие) – многочастное (обычно 4 части) произведение для оркестра.

          Я пел песни и пел их много лет

          Я пел песни и пел их много лет

          Музыка этой симфонии обобщает образы вокальных сочинений и отражает жизненно важные проблемы: человек и судьба, любовь и смерть, идеал и действительность

          Музыка этой симфонии обобщает образы вокальных сочинений и отражает жизненно важные проблемы: человек и судьба, любовь и смерть, идеал и действительность

          Музыка этой симфонии обобщает образы вокальных сочинений и отражает жизненно важные проблемы:

          человек и судьба,
          любовь и смерть,
          идеал и действительность.

          Сосредоточенная тема вступления – это своеобразный эпиграф сочинения

          Сосредоточенная тема вступления – это своеобразный эпиграф сочинения

          Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
          заявку

          Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

          Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

          Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

          Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
          выдана департаментом образования г. Москвы


          Государственное бюджетное образовательное учреждение

          Зеленоградского автономного округа города Москвы

          Конспект урока по музыке
          в 7 классе

          «Музыкальная драматургия в

          учитель музыки и МХК

          Якимович Светлана Александровна

          г. Зеленоград
          2014

          сформировать представление учащихся о развитии образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии на примере Симфонии №1 В.С. Калинникова.

          - продолжить знакомство учащихся с шедеврами русской симфонической музыки;

          - закрепить понимание формы сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; - раскрыть одну из вечных тем музыкального искусства и жизни – тему Родины, России;

          - расширить представление об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства(лаковой миниатюрной живописью);

          - развивать способности целостного восприятия образов, креативного мышления, навыки вокально-хорового пения.

          Основные используемые методы:

          - метод художественного контекста;

          - метод размышления о музыке;

          - метод музыкальных обобщений;

          - метод эмоциональной драматургии;

          Откройте свои музыкальные копилки и напойте музыкальные интонации знакомых вам симфоний. (Моцарт Симфония №40, Бетховен Симфония №5,Чайковский Симфония №4).

          Выберите из музыкальной копилки и спойте интонации из произведений русских композиторов.

          Наиграть главную и побочную темы из 1 части Симфонии Калинникова, характеризовать и пропеть.

          Василий Сергеевич прожил очень мало и умер в возрасте 34 –х лет от чахотки. То, что он совершил в жизни поразительно не только по качеству музыки, но и по тому, что все создавалось в невыносимых бытовых условиях, постоянной нужде, при беспрерывных физических страданиях. Но при этом его музыка – светлый гимн жизни!

          Давайте вспомним, что такое Музыкальная драматургия? (Развитие музыки)

          Форма Сонатного аллегро? (Экспозиция-Разработка-Реприза)

          Для чего нужна экспозиция? (Для показа, представления тем)

          Конфликтный или взаимодополняющий принцип драматургического развития? (Главная и побочная темы взаимодополняют друг друга)

          Для чего нужна разработка? (Для развития основных образов)

          На предыдущем уроке мы слушали экспозицию 1 части симфонии, где царили 2 образа драматический и лирический. Сегодня слушаем разработку и попытаемся ответить на вопросы:

          Какой характер носит музыка разработки 1 части Симфонии В.Калинникова? (Стремительный, напряжённый, энергичный, драматичный);

          Как они завершаются? (Призывным звучанием группы медных духовых инструментов);

          Элементы какой из тем (главной или побочной) получают наибольшее развитие в разработке? (Главная тема получает наибольшее развитие);

          Почему композитор выбирает именно эти мотивы для активной разработки?(Чтобы активизировать действие, так как во взволнованной и страстной главной теме содержится больше возможностей для интересного рассказа и действия);

          Какой тип развития тематического материала преобладает в разработке 1 части – вариационный или полифонический? (Полифонический тип развития с подголосками и имитациями).

          Да, действительно, композитор захватывающе плетёт сюжет, чтобы не ослабевало внимание, не было однообразия и монотонности.

          По законам сонатного аллегро после разработки вновь возвращаются главные действующие лица музыкальной пьесы.

          Столько разных событий произошло. Что-то изменилось в репризе по сравнению с экспозицией? (Главные действующие лица уже совсем не те, что были в начале действия, они много пережили и невольно изменились).

          Симфония Калиникова вылилась как бы из недр народного искусства, изобилуя картинами и образами чисто русского пошиба. Величавый русский эпос с его мощной богатырской силой, молодецкая удаль, народные обряды и праздники, широкое раздолье полей, лугов, озёрной глади и бесконечной долины с лентой реки, исчезающей в дальней дымке, величественные храмы. И всё это Россия!

          Я предлагаю вам ещё раз без остановок прослушать разработку и репризу 1 части симфонии и просмотреть образы русского декоративного искусства лаковой миниатюры.

          Среди русских народных художественных промыслов особое место принадлежит лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Искусство русской лаковой миниатюры известно во всем мире благодаря деятельности четырех старинных промыслов: Федоскина, а также старинных иконописных центров – Палеха, Мстёры и Холуя.

          Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен. Это шкатулки, пудреницы, ларцы, панно, броши, кулоны и иконы.

          Слайды (русские образы лаковой миниатюрной живописи).

          Мы с вами слушали фрагмент первой части 1-й симфонии русского композитора Василия Сергеевича Калинникова, одного из самых забытых в мире композиторов, забытых незаслуженно, несправедливо, необъяснимо, которого часто называют композитором одной симфонии, несмотря на то, что у него есть и другие произведения.

          Сочините синквейн о Симфонии №1 Калинникова.

          Русская музыка в школе. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. –М.;Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 320 с.: ноты.

          Читайте также: