Симфонии шуберта и калинникова конспект урока 7 класс
Обновлено: 07.07.2024
- музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром.
Группы инструментов симфонического оркестра:
Духовые медные: Труба, Туба, Тромбон, Волторна.
Духовые деревянные: Гобой, Кларнет, Флейта, Фагот.
Струнные: Скрипка, Альт, Виолончель, Контробасс
Ударные: Большой барабан, малый барабан,Тамтам, Литавра, Челеста, Бубен, Тарелки, Кастаньеты, Маракасы, Гонг, Треугольник, Колокольчики, Ксилофон
Другие инструменты симфонического оркестра: Орган, Челеста, Клавесин, Арфа, Гитара, Фортепьяно(Рояль, Пианано).
Тембровые характеристики инструментов
Скрипка: Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый
Альт: Матовый, мягкий
Виолончель: Насыщенный, густой
Контробас: Глуховатый, суровый, мрачный, густой
Флейта: Свистящий, холодный
Гобой: Носовой, гнусавый
Кларнет: Матовый, носовой
Фагот: Сдавленный, густой
Труба: Блестящий, яркий, светлый, металлический
Валторна: Округлый, мягкий
Тромбон: Металлический, резкий, мощный.
Туба: Суровый, густой, тяжёлый
Главные жанры симфонической музыки:
Симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма
Особенности симфонии
Это крупный музыкальный жанр.
—Время звучания: от 30 минут до часа.
Основное действующее лицо и исполнитель – симфонический оркестр
Строение симфонии (классическая форма)
Состоит из 4 частей, которые воплощают разные стороны жизни человека
Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Написана в сонатная форме, в быстром темпе(аллегро).
Мирная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям; скорбная или трагическая по настроению.
Звучит в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты или вариационной форме.
Здесь игра, веселье, картинки народной жизни. Это скерцо или менуэт в трехчастной форме.
Быстрый финал. Как итог всех частей отличается победным, торжественным, праздничным характером. Пишется в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты.
Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.
Симфония в творчестве зарубежных композиторов
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей.
Первая часть симфонии не имеет вступления, а начинается сразу изложением темы главной партии allegro . Эта тема носит взволнованный характер; вместе с тем она отличается певучестью и задушевностью.Симфония №8 "Неоконченная"
Одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. Это первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре.
Имеет не 4 части, как симфонии композиторов классиков, а всего две. Однако две части этой симфонии оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности.Симфония в творчестве русских композиторов
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891— 1953)
Симфония №1 "Классическая"
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975)
Симфония №7 "Ленинградская"
- Василий Сергеевич Калинников (1866-1900)
Первую симфонию Калинников начал писать в марте 1894 года и закончил ровно через год, в марте 1895-го
В симфонии наиболее ярко воплотились особенности дарования композитора— душевная открытость, непосредственность, насыщенность лирических чувств. В своей симфонии композитор воспевает красоту и величие природы, русского быта, олицетворяющих образ России, русской души, через русскую музыку.Вступление симфонии — траурный марш. "Полнейшее преклонение перед судьбой. перед неисповедимым предначертанием",- пишет Чайковский в своих черновиках.
Так сложным путем преодоления и внутренней борьбы композитор приходит к победе над самим собой, над своими сомнениями, душевным разладом и смятенностью чувств.
Носительницей основной идеи является сжатая, ритмически упругая тема с неизменным тяготением к исходному звуку, которая проходит через все части цикла."Цель музыки - трогать сердца"
(Иоганн Себастьян Бах)."Музыка должна высекать огонь из людских сердец"
(Людвиг ван Бетховен)."Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой"
(Вольфганг Амадей Моцарт)."Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу"
(Петр Ильич Чайковский).Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках"
(Дмитрий Дмитриевич Шостакович).
III. Менуэт. Это игра, веселье, картины народной жизни.
I . Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Как правило, пишется в форме сонатного аллегро, но далеко не все первые части звучат в быстром темпе.
II. Медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям, элегичная, пасторальная, скорбная или трагическая по настроению.
IV. Быстрый финал, близкий к народной, песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Он (как итог всех частей) отличается жизнеутверждающей концепцией.
Рассмотрим ряд симфоний, являющих собой яркий пример, отражение жанра.
Симфония № 40. В.А. Моцарт (1756 – 1791)
Симфония № 5. Л. Бетховен (1770 – 1827)
Симфония № 1. В.С. Калинников (1866 – 1900)
Симфония № 5. П.И. Чайковский ( 1840 – 1893)
А.А. Ахматова (1889 – 1966)
«…А за мною, тайной сверкая
На неслыханный мчалась пир…
Притворившись нотной тетрадкой,
Знаменитая ленинградка
А знаете ли вы, что…
Оказывается, многие известные композиторы умерли после написания симфонии, которая была названа девятой.
Это и Бетховен, и Брукнер, и Шуберт и ряд других музыкантов.
Некоторым как-то удалось обойти это проклятие, оставив за собой не один десяток произведений. Например, Моцарт сумел написать 41 симфонию, а Гайдн целых 104. Но это уже их секрет.
При внимательном рассмотрении, выявляется значительное сходство между композитором
Франц Шуберт (1797 – 1828) Австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке
Франц Шуберт (1797 – 1828)
Австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.
Первоначально романтическими называли произведения на романских языках: итальянском, французском, испанском
Первоначально романтическими называли произведения на романских языках: итальянском, французском, испанском. Так родились жанры: роман – в литературе, романс – в музыке.
Своё отношение к жизни художник-романтик выражает через лирику чувств и переживаний обычного человека и находит для этого новые формы, передающие непосредственность высказывания
Своё отношение к жизни художник-романтик выражает через лирику чувств и переживаний обычного человека и находит для этого новые формы, передающие непосредственность высказывания.
С Франца Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры
Симфония (созвучие) – многочастное (обычно 4 части) произведение для оркестра.
Я пел песни и пел их много лет
Музыка этой симфонии обобщает образы вокальных сочинений и отражает жизненно важные проблемы: человек и судьба, любовь и смерть, идеал и действительность
Музыка этой симфонии обобщает образы вокальных сочинений и отражает жизненно важные проблемы:
человек и судьба,
любовь и смерть,
идеал и действительность.Сосредоточенная тема вступления – это своеобразный эпиграф сочинения
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявкуПрофессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. МосквыГосударственное бюджетное образовательное учреждение
Зеленоградского автономного округа города Москвы
Конспект урока по музыке
в 7 классе
«Музыкальная драматургия вучитель музыки и МХК
Якимович Светлана Александровна
г. Зеленоград
2014сформировать представление учащихся о развитии образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии на примере Симфонии №1 В.С. Калинникова.
- продолжить знакомство учащихся с шедеврами русской симфонической музыки;
- закрепить понимание формы сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; - раскрыть одну из вечных тем музыкального искусства и жизни – тему Родины, России;
- расширить представление об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства(лаковой миниатюрной живописью);
- развивать способности целостного восприятия образов, креативного мышления, навыки вокально-хорового пения.
Основные используемые методы:
- метод художественного контекста;
- метод размышления о музыке;
- метод музыкальных обобщений;
- метод эмоциональной драматургии;
Откройте свои музыкальные копилки и напойте музыкальные интонации знакомых вам симфоний. (Моцарт Симфония №40, Бетховен Симфония №5,Чайковский Симфония №4).
Выберите из музыкальной копилки и спойте интонации из произведений русских композиторов.
Наиграть главную и побочную темы из 1 части Симфонии Калинникова, характеризовать и пропеть.
Василий Сергеевич прожил очень мало и умер в возрасте 34 –х лет от чахотки. То, что он совершил в жизни поразительно не только по качеству музыки, но и по тому, что все создавалось в невыносимых бытовых условиях, постоянной нужде, при беспрерывных физических страданиях. Но при этом его музыка – светлый гимн жизни!
Давайте вспомним, что такое Музыкальная драматургия? (Развитие музыки)
Форма Сонатного аллегро? (Экспозиция-Разработка-Реприза)
Для чего нужна экспозиция? (Для показа, представления тем)
Конфликтный или взаимодополняющий принцип драматургического развития? (Главная и побочная темы взаимодополняют друг друга)
Для чего нужна разработка? (Для развития основных образов)
На предыдущем уроке мы слушали экспозицию 1 части симфонии, где царили 2 образа драматический и лирический. Сегодня слушаем разработку и попытаемся ответить на вопросы:
Какой характер носит музыка разработки 1 части Симфонии В.Калинникова? (Стремительный, напряжённый, энергичный, драматичный);
Как они завершаются? (Призывным звучанием группы медных духовых инструментов);
Элементы какой из тем (главной или побочной) получают наибольшее развитие в разработке? (Главная тема получает наибольшее развитие);
Почему композитор выбирает именно эти мотивы для активной разработки?(Чтобы активизировать действие, так как во взволнованной и страстной главной теме содержится больше возможностей для интересного рассказа и действия);
Какой тип развития тематического материала преобладает в разработке 1 части – вариационный или полифонический? (Полифонический тип развития с подголосками и имитациями).
Да, действительно, композитор захватывающе плетёт сюжет, чтобы не ослабевало внимание, не было однообразия и монотонности.
По законам сонатного аллегро после разработки вновь возвращаются главные действующие лица музыкальной пьесы.
Столько разных событий произошло. Что-то изменилось в репризе по сравнению с экспозицией? (Главные действующие лица уже совсем не те, что были в начале действия, они много пережили и невольно изменились).
Симфония Калиникова вылилась как бы из недр народного искусства, изобилуя картинами и образами чисто русского пошиба. Величавый русский эпос с его мощной богатырской силой, молодецкая удаль, народные обряды и праздники, широкое раздолье полей, лугов, озёрной глади и бесконечной долины с лентой реки, исчезающей в дальней дымке, величественные храмы. И всё это Россия!
Я предлагаю вам ещё раз без остановок прослушать разработку и репризу 1 части симфонии и просмотреть образы русского декоративного искусства лаковой миниатюры.
Среди русских народных художественных промыслов особое место принадлежит лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Искусство русской лаковой миниатюры известно во всем мире благодаря деятельности четырех старинных промыслов: Федоскина, а также старинных иконописных центров – Палеха, Мстёры и Холуя.
Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен. Это шкатулки, пудреницы, ларцы, панно, броши, кулоны и иконы.
Слайды (русские образы лаковой миниатюрной живописи).
Мы с вами слушали фрагмент первой части 1-й симфонии русского композитора Василия Сергеевича Калинникова, одного из самых забытых в мире композиторов, забытых незаслуженно, несправедливо, необъяснимо, которого часто называют композитором одной симфонии, несмотря на то, что у него есть и другие произведения.
Сочините синквейн о Симфонии №1 Калинникова.
Русская музыка в школе. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. –М.;Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 320 с.: ноты.
Читайте также: