Волшебная вода конспект занятия в старшей группе
Обновлено: 02.07.2024
Назначение: Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, для исследовательской деятельности детей.
Описание: Предлагаемый материал заинтересует детей 5-6 лет. Опытно – экспериментальная деятельность с водой обобщит понятие у детей о воде, о ее свойствах.
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с состоянием воды в окружающей среде.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, различными явлениями (дождь, град, лед)
- дать элементарные представления о круговороте воды в природе;
- показать значение воды в жизни живой природы;
- познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность;
- активизировать словарь детей: существительные (лед, дождь, пар, град); глаголы (замерзает, застывает, холодит, тает, ломается, блестит, скользит); прилагательные (прозрачный, холодный, скользкий, твердый, мокрый, бесцветная, бесформенная).
2. Воспитательные:
- воспитывать умение действовать слажено, в команде; доброжелательным отношениям.
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие:
- развивать аналитико – синтетическое и ассоциативно – образное мышление, учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
- развивать логическое мышления;
- стимулировать познавательную активность детей.
1. Организационный момент.
Дети стоят полукругом.
- Ребята, закройте глаза, а руки вытяните вперед ладошками вверх (воспитатель проходит и капает каждому ребенку капельку воды из пипетки)
- Что у вас на ладошках?
- Правильно, это капелька воды и сегодня она у нас в гостях.
- Актуализация знаний детей о значении воды.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где она живет?
- Молодцы!
- Давайте расскажем Капельке стихотворение.
(Чтение ребенком стихотворения о воде)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Модель глобуса
- Ребята, посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (Вода.)
- Какого цвета больше на нем?
- Значит, воды на нашей планете гораздо больше, чем суши.
Физминутка
Мы капельки
Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.
- Ребята, Капелька приглашает вас поиграть с водой.
2. Опытно-исследовательская деятельность детей.
Воспитатель: Капелька рассказала мне, что с ней можно играть, проводить различные опыты. Хотите поиграть с водой?
Опыт № 1. А какого цвета вода? Воспитатель предлагает в стакан с водой и в стакан с молоком положить любой предмет: пуговицу, камешек.
- Что вы видите? Виден ли предмет? Почему? Вывод: вода прозрачная.(показывает схему)
Опыт №2. -Предметы какой геометрической формы вы видите? Воспитатель переливает из стакана воду в различные геометрические формочки.
Вывод: вода бесформенная, принимает форму той фигуры, в которую мы ее наливаем. (показывает схему)
Опыт №3. Предложить детям льдинки (замороженные накануне занятия)
- Какой лед? Постучите!(твердый)
- Прокатите по столу! (скользкий)
- Приложите к щеке! (холодный)
- Положите в ладошки. Какие ладошки?
- Что происходит со льдом в тепле?
- А если мы воду поместим на холод, что с ней произойдет?
Вывод: Вода превращается в лед на холоде, а в тепле лед тает и превращается обратно в воду. (показывает схему)
Работа со схемами (с целью закрепления свойств воды)
- Вода – принимает форму той фигуры, в которую она налита.
- Вода – прозрачная
- Вода превращается в лед на холоде, а в тепле лед тает и превращается обратно в воду.
Капелька хвалит детей.
Мы много сегодня говорили о воде, о ее свойствах, о том как она путешествует по кругу.
- Дети, а теперь расскажите Капельке, кому нужна вода? (приглашаю детей к столу с карточками).
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы( 5-6 лет) по теме "Волшебная вода". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к свойствам воды,экспериментированию и развитию любознательности у дошкольников.
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему : "Волшебная вода"
Интеграция образовательных областей "Познание", "Чтение художественной литературы", "Социализация".
Цель: Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование.
Развивающие. Развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность.
Речевые. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей: лаборатория, лаборанты, эксперимент, опыт.
Воспитательные. Воспитывать познавательный интерес, любознательность.
Оборудование и материалы:
Одноразовые прозрачные стаканчики,одноразовые тарелки, одноразовые трубочки, одноразовые ложки, соль, сахарный песок, акварельные краски, кисточки, салфетки, пахучий раствор.
Рекомендации к проведению:
Перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности.
Методические приемы: беседа-диалог, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ход НОД
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
• Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.)
• А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей).
• Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей)
• Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.
Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму сосуда, не имеет вкус, цвет и запах).
Материалы. Два стаканчика, одноразовая ложечка.
Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей)
• Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (ответы детей).
• Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (ответы детей) У воды есть вкус (ответы детей).
• А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? (ответы детей)
• Давайте теперь опустим ложечку в наш стакан с водой. Мы видим? (ответы детей) Значит вода какая? (ответы детей)
Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.
Цель: Выяснить имеет ли вкус вода.
Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.
• Кокого вкуса вода? (ответы детей).
• После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям?
• Какой вкус теперь приобрела вода? (ответы детей)
Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
А теперь нам нужно отдохнуть. (встаем в круг)
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
(Руки в стороны) .
Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Цель: Выяснить имеет ли запах вода.
Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.
• Чем пахнет вода? (ответы детей)
• А теперь чем пахнет вода? (ответы детей)
Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Цель: Выяснить имеет ли цвет вода.
Материалы. Несколько стаканов с водой, акварельные краски.
• Предложить детям намазать ворс кисточки краской любого цвета, а затем окунуть кисточку в стакан с водой и размешать.
• Какого цвета вода теперь? (ответы детей)
• Тоже самое проделать несколько раз, меняя цвет краски.
Итог. Вода бесцветная, принимает цвет той краски, которую в нее добавили.
Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: (какими) жидкая, прозрачная, не имеет запаха, не имеет вкуса.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Давайте расскажем об удивительных свойствах воды.
Вода добрый друг и помощник человека.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.
Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.
Данная образовательная деятельность познакомит детей со свойствами воды.
Познавательное развитие (Развитие познавательно - исследовательской деятельности)
Образовательная: Познакомить со свойством воды: вода – растворитель. Расширять представления о значении воды в жизни человека.
Развивающая: Развивать способность анализировать, сравнивать, делать умозаключения.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к воде
Материал: трубочки на каждого ребенка, вода, сахар, соль, масло растительное, чайные ложечки, глобус, картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т.д.)
Словарная работа: растворяются, не имеет запаха
Методы: словесный, практический, игровой, наглядный.
Приёмы: объяснение, рассуждение, беседа, демонстрация иллюстраций, элементарные опыты, дидактическая игра, вопросы, напоминание.
Предварительная работа: беседы о том, кто живет в воде, рассматривание картинок, энциклопедий, работа в уголке природы, чтение художественной литературы.
Содержание организованной деятельности.
Послушайте, я загадаю вам загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
она и в чайнике у нас кипит.
Она и в реченьке бежит, шуршит.
- Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Посмотрите на глобус.
- Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим).
- Чего больше, суши или воды?
Да, без воды все живое на земле погибнет.
Вы, слыхали о воде? Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте, и в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
На плите у вас кипит, паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: без неё нам не прожить!
Ребята, я хочу пригласить вас в нашу волшебную лабораторию.
- Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.
С детьми проговариваются правила безопасности в лаборатории.
- Что можно сказать о воде? (Переливается)
В ручейке вода что делает? (плещется, бежит, журчит)
Из крана вода что делает? (бежит, льется, течет).
- Значит она, какая? (жидкая).
- В каком ещё состоянии может быть вода? (в твёрдом - лёд, снег).
- Как вы думаете, что стоит у вас на столе? (вода). А может быть, сок?
Почему вы думаете, что это вода?
Чем пахнет вода? Давайте понюхаем её.
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: вода не имеет запаха.
Воспитатель предлагает капнуть несколько капелек апельсинового сока из апельсина.
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: вода приобретает запах того вещества, которое в него положили.
Какая вода на вкус? Давайте попробуем её на вкус.
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: вода не имеет вкуса.
У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
загадка: Белый сладкий камень
В чашке нашей тает,
Чай, компот одобряет. (Сахар)
загадка: Отдельно - я не так вкусна,
Зато я очень солона,
И в пище - каждому нужна. (Соль).
- Так что же это за волшебное вещество?
Давайте проверим (открываем, достаем соль) Правильно - это соль
загадка: Желтое, а не солнце, льется, а не вода,
на сковороде - пенится, брызгается и шипит. (Масло).
-Что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду.
Проверяем предположение детей.
Возьмите баночку с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой.
Что произошло с сахаром? Сахар исчез. Почему?
Растворился сахар в воде или нет?
Вывод: вода растворяет сахар.
Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её.
Что теперь произошло с солью?
Как вы думаете, когда мы положили в воду соль, какая она стала на вкус? А сахар?
Проверяем предположение детей: попробуйте воду. (вода стала сладкой (соленой))
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: вода меняет вкус.
- Как вы думаете, все ли вещества могут растворяться в воде?
- Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль?
Проверяем предположение детей: добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.
- Что произошло с маслом в воде. (Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками).
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: не все вещества растворяются в воде.
Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
- Какой вывод мы можем сделать?
Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Если в воду опустить красную краску, какой вода станет? Красной, зеленой, синей. Проверяем предположение детей.
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: вода меняет цвет.
Правильно, вода умеет менять не только вкус, но и цвет.
Сюрпризный момент.
Вы знаете, а водичка еще может быть волшебной. Она может расколдовать картинки, которые у нас лежат на столе. Если вы будете старательно, закрашивать цветной водой белый лист бумаги то мы узнаем, какие обитатели живут в воде. (на листах бумаги воском нарисованы разные виды морских обитателей)
Самостоятельная деятельность детей. (по мере закрашивания на листочках появляются рыбки, крабы, дельфины, акулы, осьминоги и т.д. нарисованные воском).
- Какие обитатели живут в воде?
Рефлексия: С каким свойством воды мы познакомились?
- Кому нужна вода? Вода нужна всем: и животным, и людям, и растениям.
- Как нужно обращаться с водой, чтобы она не исчезла, а всегда была с нами?
Материалы и оборудование: Картинки, символы, предметы для экспериментирования: стаканчики, вода, молоко, сок, камешки, краски.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты - мой друг
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Ребята давайте с вами поздороваемся с весёлой песенкой:
Здравствуйте ладошки, хлоп-хлоп-хлоп
Здравствуйте ножки, топ-топ-топ
Здравствуйте щёчки, плюм-плюм-плюм
Пухленькие щёчки, плюм-плюм-плюм
Здравствуй мой носик, бим-бим-бим
Здравствуйте дети! Здравствуйте!
- Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о воде. И для этого у нас есть небольшая лаборатория где мы с вами будем проводить опыты, проходите.
В: Ребята посмотрите, кток нам пришёл сегодня в гости? (показываю капельку) Кто это?
В: Да, ребята, это Капелька воды, а посмотрите какая она грустная. У неё случилась печальная история, совсем недавно она появилась на свет и совсем ничего о себе не знает. От этого ей грустно, и Капелька очень надеется на вашу помощь, ведь она знает, что дети в д/с знают всё и обо всём, правда?
В:Садитесь, ребята на стульчики, а ты Капелька внимательно слушай, что ребята тебе будут рассказывать!
Скажите, капелька из чего состоит?
В:А где же она живёт?
В: Молодцы, правильно. Капелька это часть воды. А где мы можем увидеть воду?
Д: В реке, в море, в кране.
В: Ребята а Капельке любопытно, для чего на свете так много воды, кому же она нужна?
Дети поочерёдно выбирают картинку и выставляют на стенд.
Картинки: деревьев, цветов, людей, животных, птицы, растения и т. д.
В: Да ребята всем нужна вода. А как ещё мы с вами каждый день используем воду дома в детском саду?
Д: Мы умываемся, чистим зубы, моем руки. Мама моет полы, готовый обед, стирает, поливает цветы;
В: Молодцы, ребята! Вы сказали всё правильно и всё назвали. Пришло время нам с вами немного отдохнуть, выходите ко мне.
В: Ну что продолжим. Вы знаете, что вода волшебная. С ней можно проводить различные опыты. Хотите поиграть с водой?
Проходите к столу.
В: Ребята, посмотрите, перед вами на столе стоят стаканы, один пустой стакан, а во второй я налила воду. Возьмите в руки оба стакана, и попробуйте из стакана с водой перелить воду в пустой стакан. Получилось?
В: Молодцы! Всё правильно, потому что воду можно переливать из одной посуды в другую, вода течёт. Вот мы с вами это и выяснили.
В: Посмотрите, на столе у меня два стакана (в одном молоко, в другом вода). Определите, в каком стакане вода?(дети показывают). А как вы догадались?
Д: Молоко белого цвета.
В: Молодцы правильно! Теперь, в стакане с водой и в стакан с молоком я опускаю камушки, посмотрите, что вы заметили? Видно их
В: Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находиться в чистой воде, мы сможем увидеть.
В: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите тубочки и поробуйте сок. Какой у сока вкус?
В: Правильно, ребята. Атеперь попробуйте воду. Какая вода на вкус.
В: Правильно, вода без вкусная, вы молодцы и все сказали правильно!
Вывод: Вода принимает форму того сосуда, куда её вливают.
Предложить детям окрасить воду акварельными красками.
В: Ребята а сейчас на секунду закройте глазки. А теперь, посмотрите какая Капелька стала радостная, и довольная, вы ей очень помогли! А чтобы капелька ничего не забыла, давайте ей напомним всё, о чём мы сегодня узнали, для этого вернёмся все на свои места.
Дети поочереди выствляют на доску символы воды, и обьясняют её значение.
Читайте также: