Конспект урока по обслуживающему труду волокна животного происхождения

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока Натуральные волокна животного происхождения

Сформировать систему знаний о волокнах животного происхождения.

1. узнать способы определения натуральных волокон животного происхождения

2. выяснить, какими свойствами обладают натуральные волокна животного происхождения

3. выяснить достоинства и недостатки натуральных волокон животного происхождения
Знать: Происхождение шерстяных и шелковых волокон.

Ассортимент тканей животного происхождения, свойства тканей из шерстяных и шелковых волокон, классификацию текстильных волокон натурального происхождения

Уметь: различать виды тканей из натуральных волокон
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы и формы: актуализация знаний о волокнах растительного происхождения, объяснение теоретических сведений, практическая работа, рефлексия.
На уроке необходимы: образцы тканей и волокон.

Сообщает тему урока, план работы

Подготовка к уроку

осмысление целей урока

2. Актуализация базовых знаний

Анализ уровня знаний, корректировка изложения

Устные ответы на вопросы

3. Изложение нового материала

Изложение нового материала (презентация, демонстрация опыта по определению вида ткани)

Даются ответы на вопросы учащихся

Отвечают на вопросы преподавателя.

Записывают основные понятия, элементы.

4.Выполнение практической работы

Выполняют практическую работу по предложенному алгоритму

5.Закрепление пройденного материала

Организация работы учащихся.

Выполняют практическое задание

6. Подведение итога урока

Даются вопросы для рефлексии и самооценки

Отвечают на вопросы, дают оценку деятельности

Сегодня мы продолжим изучение волокон и тканей, начатое в 5 классе. Нам необходимо вспомнить основные понятия и определения, которые потребуются нам для дальнейшего изучения этой обширной области.

Вопросы на проверку знаний по основам материаловедения.

2. на какие два больших класса делятся текстильные волокна? (ответы на вопросы)
Чтобы вспомнить, какие волокна мы изучали в 5 классе, отгадаем две загадки: Голубой глазок, золотой стебелек,
В высоком дворце сидит,
Скромный на вид, на весь мир знаменит,
Кормит, одевает и дом украшает. (Лен)


Маленькие ларцы, кто их открывает,
Белое золото добывает. (Хлопок)

Какими волокнами являются лен и хлопок натуральными или химическими?
Какого происхождения эти волокна?
С какими волокнами еще вы сталкивались в своей жизни? (ответ). Какими вещами из этих волокон пользуетесь вы? (ответ).
Не зря народ сочинил и такую загадку-

По горам, по долам,
Ходит шуба да кафтан. (Овца)

К волокну какого происхождения относится шерсть овцы? (ответ на вопрос).

А какое волокно можно еще отнести к волокнам животного происхождения?

В раздаточном материале таблица, в которую надо вписать - (волокна животного происхождения- шерсть, шелк).
Формулировка цели и задач урока (Самостоятельно по предложенным вопросам)

Изучая новые волокна, мы должны охарактеризовать их.

Чтобы дать полную характеристику, на какие вопросы мы должны ответить?

- Как определить, что перед нами именно натуральные волока животного происхождения, а ничто другое?

-Какими свойствами обладают эти волокна?

- Чем же хороши эти волокна?

Нам предстоит узнать это на уроке.

Слайд цель урока: Сформировать систему знаний о волокнах животного происхождения.

1. узнать способы определения натуральных волокон животного происхождения

2. выяснить, какими свойствами обладают натуральные волокна животного происхождения

3. выяснить достоинства и недостатки натуральных волокон животного происхождения)

1. этап. Один из самых простых способов определения волокнистого состава ткани - горение.

Демонстрация опыта по горению, вопрос по горению натуральных волокон растительного происхождения. Как горят волокна растительного происхождения? Какой запах при горении? (Поджигаем волокно, обращая внимание на характер горения, продукт горения и характерный запах)

Полученную информацию вписываем в предложение:

Натуральные волокна животного поисхождения горят…….. пламенем, выделяя при этом характерный запах……..( Правильный ответ зачитывается учителем.)

2. этап. Презентация - Шерсть и шелк (во время просмотра обращается внимание на основные свойства этих волокон).

Заполнение таблицы по просмотренной презентации и справочному материалу (Проверка в парах).

ВложениеРазмер
План-конспект урока технологии 126 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: НАТУРАЛЬНЫЕ ВОЛОКНА ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Цели: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки аккуратности; развивать пространственное представление.

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала.

Вопросы для повторения:

2) Что надо помнить учащимся во время работы?

3) Что должны сделать учащиеся по окончании работы?

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

-Какие волокна мы изучали в 5 классе.

Учащиеся. Натуральные волокна растительного происхождения - лен и хлопок.

-Назовите свойства этих волокон, их применение. ( Ответы учащихся.)

2. Объяснение нового материала.

С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из хлопчатобумажной ткани были сделаны ваши распашонки и пеленки; в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой и т. д.

В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т. д. Чтобы не ошибиться, вы должны знать состав ткани и свойства.

Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит из крошечных тонких и коротких волосков - волокон. Эти волокна (шерстинки - в шерстяной ткани, растительные волоски - в хлопковой, волоконца льняного стебля - в льняной) называются прядильными волокнами. Из волокон получают нити, пряжу, а из нитей и пряжи получают ткани.

Волокна делятся на натуральные - это те, которые подарены природой (шерстяные, шелковые, хлопковые, льняные) и химические, которые получают в результате химических процессов.

Сегодня мы с вами изучим волокна натуральные животного происхождения - шерстяные и шелковые. Ткани из таких волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.

С незапамятных времен люди использовали для изготовления тканей шерсть. С той самой поры, как стали заниматься скотоводством. В дело шли шерсть овец и коз, а в Южной Америке и лам.

Известный русский географ-исследователь П. К. Козлов во время монголо-тибетской экспедиции 1923-1926 годов раскопал курганные погребения, в которых обнаружил древние шерстяные ткани. Даже пролежав несколько тысяч лет под землей, некоторые из них превосходили по крепости нитей современные.

Основную массу шерсти получают с овец, причем лучшую шерсть дают тонкорунные мериносовые овцы. Тонкорунные овцы известны со II века до нашей эры, когда скрестив колхидских баранов с итальянскими овцами, римляне вывели тарентайнскую породу овец с коричневой или черной шерстью. В I веке скрещиванием тарентайнских овец с африканскими баранами в Испании получили первых мериносов. От этого первого стада в конечном итоге произошли и все другие породы мериносов: французские, саксонские и т. д.

Овец стригут один раз или в некоторых случаях дважды в год. С одной овцы получают от 2 до 10 килограммов шерсти. Из 100 килограммов сырой шерсти получают 40-60 килограммов чистой, которую и отправляют для дальнейшей переработки.

Из шерсти других животных широко используют козью мохеровую шерсть, получаемую с ангорских коз, ведущих свое происхождение из турецкого местечка Ангора.

Для изготовления верхней одежды и пледов используют верблюжью шерсть, получаемую стрижкой или вычесыванием во время линьки верблюдов.

Высокоупругие прокладочные материалы получают из лошадиного волоса. Неопытному глазу почти вся шерсть кажется одинаковой. А вот специалист высокой квалификации способен различить свыше семи тысяч сортов!

В XIV-XV веках шерсть, предназначенную для прядения, чесали деревянным гребнем, имевшим несколько рядов стальных зубьев. В результате волокна в пучке располагались параллельно, что очень важно для их равномерного вытягивания и скручивания при прядении.

Шерстяная промышленность совершенствовалась медленнее хлопчатобумажной, лишь вслед за ней. Машинное прядение шерсти началось с конца 80-х годов восемнадцатого века. В 1789 году англичанин Эдмунд Картрайт изобрел гребнечесальную машину. Вслед за машиной Картрайта появилось немало других, более совершенных, и процесс этого совершенствования продолжается до сих пор.

Шерсть - это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти (95-97 %) дают овцы. Шерстяной покров снимают с овец специальными ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 20 до 450 мм. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.

Виды шерстяных волокон - это волос и шерсть, они длинные и прямые, и пух - он более мягкий и извитый.

Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют - разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее ткани.

В отделочном производстве ткани красят в различные цвета или наносят на ткани различные рисунки. Ткани из шерсти вырабатываются гладкокрашеными, пестроткаными и напечатанными.

Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, то есть хорошо впитывают в себя влагу, упругие (изделия мало мнутся), стойкие к воздействию солнца (выше, чём у хлопка и льна).

Чтобы проверить шерстяное волокно, надо кусочек ткани поджечь. Во время горения волокно шерсти спекается, образовавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера. Таким путем можно определить ткань: чистая это шерсть или искусственная.

Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные и пальтовые ткани. В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, трико, габардин, кашемир и др. Образование кокона длится 3 дня, после чего происходит пятая линька, и гусеница превращается в куколку, а через 2-3 недели в бабочку, которая живет 10-15 дней. Бабочка-самка откладывает грену, и начинается новый цикл развития.

Из одной коробки грены массой 29 граммов получают до 30 тысяч гусениц, съедающих около тонны листвы и дающих четыре килограмма натурального шелка.

Для получения шелка естественный ход развития шелкопряда прерывают. На заготовительных пунктах собранные коконы подсушивают, затем обрабатывают горячим воздухом или паром, чтобы предотвратить процесс превращения куколок в бабочек.

На шелковых предприятиях коконы разматывают, соединяя вместе несколько коконных нитей.

Это учел, кстати, русский царь Алексей Михайлович. В середине семнадцатого века он попытался разводить шелковичных червей под Москвой, в Измайлове. Были выписаны специалисты из Астрахани. Увы, из царской затеи ничего не вышло.

Уделил внимание шелководству и Петр I, приказавший разводить шелковичных червей в Украине и на Кавказе.

Ученые полагают, что шелководство возникло в глубокой древности, независимо друг от друга, в Китае, Индии и на Ближнем Востоке. В Европу шелк стал ввозиться еще во втором веке нашей эры - в эпоху римской империи. В четвертом веке греческие монахи, раздобыв яйца шелковичного червя, сумели развести его в навозе. Греческие правители сделали из этого тайну. Им удалось долгое время получать шелк, изделия из которого продавались по всей Европе.

Существует несколько видов бабочек, гусеницы которых перед превращением в куколки вьют коконы, используя выделения из специальных желез. Таких бабочек называют шелкопрядами. В основном разводят тутового шелкопряда.

Шелкопряды развиваются в несколько стадий: яйцо (грена), гусеница (личинка), куколка и бабочка. Гусеница развивается 25-30 дней и проходит пять возрастов, разделяемых линьками. Ее длина к концу развития достигает 8, а толщина 1 сантиметра. В конце пятого возраста шелкоотделительные железы гусениц заполняются шелковой массой. Шелковина - тонкая парная нить из белкового вещества фиброина - выдавливается в жидком состоянии, а затем твердеет на воздухе. Затем шелковичного червя стали разводить в Византии, откуда он попал в Сицилию, южную Италию, затем во Францию. Особенно славилась шелковая промышленность, процветавшая в итальянских городах Болонья, Лукка, Генуя, Венеция.

Натуральный шелк - это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Кокон - это плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку. Четыре стадии развития шелкопряда - яичко, гусеница, куколка, бабочка.

Шелковые волокна имеют следующие свойства: они обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам, чем другие натуральные волокна. Горит шелк так же, как и шерсть. Изделия из натурального шелка очень приятно носить, благодаря их хорошим гигиеническим свойствам.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

1) Самостоятельное чтение и анализ § 1 (с. 5-8).

2) Конспектирование основных понятий в рабочую тетрадь: шерсть, руно, натуральный шелк, первичная обработка шелка, шелк-сырец.

Шерсть - волосяной покров животных (овец, коз, верблюдов и др.). Виды волокон шерсти: пух (наиболее ценное тонкое мягкое извитое волокно), переходный волос, ость (более толстое,

Шелк натуральный - текстильная нить животного происхождения; продукт, выделяемый железами гусениц шелкопрядов.

Шелк-сырец - материал, получаемый при совместной размотке нескольких коконов, из которого вырабатывают крученый шелк, используемый в трикотажном производстве для получения швейных ниток. Отходы перерабатываются в пряжу, из которой изготовляют крепдешин, парашютное полотно и другие ткани.

Руно - шерстяной покров овцы, состриженный сплошным пластом.

3) Вопросы и задания для обсуждения:

- Рассмотрите и назовите по рис. 1, 3 (с. 5, 6) животных, дающих шерсть.

- Какие из них дают наибольшее количество всей шерсти, перерабатываемой на текстильных предприятиях? ( Основную массу шерсти дают овцы.)

- Как зависит прочность ткани от толщины волокна? (Чем толще волокна, тем прочнее ткань.)

- Каких цветов бывают естественные шерстяные волокна? (Белого, серого, розового и черного цветов.)

- В чем состоит свойство свойлачивания волокон шерсти? (Шерсть сваливается под действием влаги и трения.)

- Охарактеризуйте, какими свойствами обладают шерстяные волокна. (Ответы учащихся.)

- Какие текстильные материалы изготовляют из шерсти?

- Объясните по рис. 4 на с. 7 стадии развития тутового шелкопряда.

- Как получают натуральный шелк?

- Какова цель первичной обработки шелка?

- Из чего ткут шелковое полотно?

- Дайте характеристику свойств натурального шелка.

- Какие ткани получают из шелка?

Практическая работа выполняется в рабочей тетради.

V. Анализ и оценка работы.

Проверяю выполненную работу, выставляю оценки.

- Назовите, какие волокна изучали в 5 классе.

- К какой группе волокон они относятся?

- Какого происхождения эти волокна?

- С какими волокнами вы познакомились сегодня на уроке?

- К какой группе волокон они относятся?

- Какого происхождения эти волокна?

- Обобщим полученные сведения. Мы изучили ткани, изготовленные из натуральных волокон растительного и животного происхождения: хлопчатобумажные, льняные, шелковые и шерстяные. Эти ткани экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство - трудоемкий и дорогостоящий процесс. Поэтому следует экономно и бережно относиться к тканям растительного и животного происхождения.

- Где пригодятся вам знания по материаловедению?

Домашнее задание. § 1 на с. 5-9; уметь объяснить значение основных понятий по теме и ответить на вопросы 1-3 на с. 9. В рабочей тетради заполнить следующую схему:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок по теме: "Натуральные волокна животного происхождения"

Данная разработка раскрывает особенности натуральных материалов, их использование для изготовления различных изделий.

Конспект урока по технологии (девочки) 6 класс Тема: "Натуральные волокна животного происхождения"

урок для 6 класса.

Конспект урока по технологии на тему: "Натуральные волокна животного происхождения"

Конспект урока по технологии (девочки) 6 класс по теме: "Натуральные волокна животного происхождения" Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения. Цели урока: Обучающие.

Урок по теме "Натуральные волокна животного происхождения"

Урок по теме "Натуральные волокна животного происхождения".



Цель урока: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения.Задачи урока:- образовательные: изучить свойства шерстяных и шёлковых тканей, научить использовать знания о .


Цель урока: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения.Задачи урока:- образовательные: изучить свойства шерстяных и шёлковых тканей, научить использовать знания о .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока по технологии

Учитель: Садыкова А.А.

Предмет: технология

Класс: 7

Тема: Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей.

Цели:

Образовательная – ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения. Научить определять ткани из этих волокон, познакомить учащихся со свойствами шерстяных и шелковых тканей, научить использовать знания об этих свойствах при изготовлении швейных изделий.

Развивающая – развивать пространственное представление, логическое мышление, навыки самостоятельной работы с наглядными пособиями.

Воспитательная – воспитывать эстетический вкус, внимательность, аккуратность, чувство партнерства.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Вид урока: урок – практикум.

Методы обучения: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный, лабораторно-исследовательская работа.

I Организационная часть (3-5 мин)

II Повторение пройденного материала (5-7 мин)

III Теоретическая часть (изучение нового материала) (25-30 мин)

1) Теоретический рассказ о натуральных волокнах животного происхождения, истории изготовления тканей из шерсти и шелка.

2) Рассказ о свойствах шерстяных и льняных тканей.

IV Практическая часть (первичное закрепление знаний). (30 мин)

V Закрепление изученного материала (первичная проверка усвоения знаний)

1) заполнение таблицы.

VI Подведение итогов (10 мин)

1) анализ выполненных работ (контроль и самоконтроль знаний);

2) оценка знаний;

3) обобщение полученных сведений.

I. Организационная часть

1) проверка готовности к уроку

2) отметить отсутствующих

II. Повторение пройденного материала

Ребята, давайте с вами вспомним, какие волокна мы уже изучали? На какие две группы они делятся?

Ответ ребят: Натуральные и химические, по происхождению натуральные растительного и животного происхождения

Какими свойствами обладают натуральные волокна растительного происхождения?

Ответ ребят: гигиенические, теплозащитные свойства, прочность, светостойкость, высокая гигроскопичность, теплозащитность, легкий уход за изделиями из тканей натуральных волокон.

III. Теоретическая часть (изучение нового материала)

Объявляется тема урока, и показываются слайды презентации, обосновывается актуальность данной темы и её связь с жизнью. ( Слайд 1 )

(Слово учителя) С первых дней человек сталкивается с различными тканями. Из хлопчатобумажной ткани были сделаны ваши распашонки и пеленки, в холодное время вас согревало шерстяное одеяло, как приятно в жаркий летний день надеть футболку из хлопка, рубашку изо льна, а зимой тёплые шерстяные носочки.

Сейчас вы можете сами выбрать себе ткань для платья или костюма. И чтобы не ошибиться, нужно знать состав ткани и свойства. Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит из крошечных тонких и коротких волосков – волокон. Эти волокна (шерстинки – в шерстяной ткани, волоски – в хлопковой) называются прядильными волокнами. Из волокон получают нити, пряжу, а из нитей и пряжи – ткани.

Волокна делятся на натуральные – это те, которые подарены самой природой (шерстяные, шелковые, льняные, хлопковые) и химические, которые получают в результате химических процессов. ( Слайд 2 )

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с натуральными волокнами животного происхождения. Шерстяные и шелковые. Ткани из таких волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.

Каждый метр текстильного материала, произведенного в наши дни, несет на себе память и знания, накопленные и аккумулированные веками и тысячелетиями, на протяжении которых человек занимался одной из древнейших технологий.

Шерсть одно из самых древних волокон известных человечеству. Жители древнего поселения на территории современной Швейцарии разводили овец. Самая ранняя дата, связанная с овцеводством и производством шерсти, подтвержденная раскопками, соответствует 4000 лет до н.э. В долине Евфрата (Древняя Мессопотамия) разводили овец, пряли шерсть и ткали примитивные ткани. В древнем Вавилоне выделывали шерстяные ткани, а на территории страны УР (упоминается в библии) недалеко от Персидского залива археологи раскопали древнюю мозаику с изображением разведения овец. С древних времен люди использовали для прядения в основном овечью шерсть. Однако находили применение и другие виды: козья, собачья, коровья, верблюжья, кроличья и т.д. (слайд3)

Благодаря селекции уже две тысячи лет назад можно было выделить несколько видов домашних овец: тонкорунных, грубошёрстных и жирнохвостых. (Учащиеся рассматривают коллекции) В зависимости от толщины волокон, образующих волосяной покров овцы, шерсть делят на тонкую, полутонкую, полугрубую и грубую. Сегодня в мире существует около 40 пород овец, производящих более 200 различных типов шерсти. Лучшую шерсть дают тонкорунные мериносовые овцы. (слайды 3,4)

Производство шерсти для текстильной промышленности

Тонкорунное овцеводство в средние века получило активное развитие в Испании. Сегодня лучших овец породы меринос разводят в Новой Зеландии и Австралии. Эти овцы отличаются отменной шерстью. Такая шерсть очень длинная и тонкая. С одной овцы этой породы удается получить до 10 килограммов шерсти за одну стрижку. ( Слайд 4 ) Стригут овец специальными инструментами. ( Слайд 5 )

Шерстью называют волосяной покров овец, коз, верблюдов и других животных. Основную массу шерсти (94-96%) для предприятий текстильной промышленности поставляет овцеводство. Самая мягкая, шелковистая шерсть высшей категории получается из стриженой шерсти маленьких ягнят. Шерсть должна иметь определенную длину. Нормальной длины шерсть достигает у овец большинства пород в возрасте одного года, поэтому овец принято стричь один раз в год весной с наступлением теплой устойчивой погоды. Шерсть состриженная одним пластом с овцы называется руно . ( Слайд 6 ) (Запись определений в тетрадь)

Овечья шерсть состоит из волокон четырех типов:

пуха – очень тонкого, извитого, мягкого и прочного волокна, круглого в поперечном сечении

переходного волоса – более толстого и грубого волокна, чем пух

ости – волокна, более жесткого, чем переходный волос

мертвого волоса – очень толстого в поперечнике и грубого неизвитого волокна, покрытого крупными пластинчатыми чешуйками.

Из шерсти других животных широко используют козью мохеровую, для изготовления верхней одежды и пледов используют верблюжью шерсть, высоко упругие прокладочные материалы получают из лошадиного волоса.

После стрижки шерсть пройдет множество этапов обработки, прежде чем превратится в теплую благородную, шерстяную нить. Поскольку овцы пасутся под открытым небом, шерсть сильно загрязнена, поэтому волокна сначала проходят первичную обработку. ( Слайд 7 )

Вначале состриженную шерсть перебирают и сортируют в соответствии с прочностью, тонкостью, волнистостью, цветом; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; далее происходит тщательная мойка шерсти от грязи и песка с мылом и содой; затем сушат в сушильных машинах.

Подготовительное производство ( Работа по схемам в коллекции на рабочих местах учащихся одновременно с объяснением учителя).

Чесание (чесальный цех) – получение волокнистой ленты. На чесальных машинах его пропускают между двух поверхностей, покрытых тонкими металлическими иглами.

Ленточный цех – выравнивание направления волокон шерсти в ленте, вытягивание, уменьшение ленты по толщине (тонине) на ленточной машине

Ровничный цех – скручивание и вытягивание волокнистой ленты в ровницу.

Прядильное производство – вытягивание и скручивание ровницы в шерстяную пряжу на прядильной машине и наматывание в виде початков. Из коротких шерстяных волокон получают более толстую и грубую пряжу, из длинных – тонкую, ровную, гладкую. Здесь изготавливают пряжу.

(Показ основных продуктов процесса прядения. Коллекция. Запись схемы в тетрадь).

Шерстяные волокна имеют следующие свойства : обладают высокой гигроскопичностью, т.е. хорошо впитывают в себя влагу, стойкие к воздействию солнца. Шерсть считается самым "теплым" волокном. Шерстяные ткани мало пачкаются и не слишком мнутся. Они обладают хорошими гигиеническими свойствами, в одежде из таких тканей комфортно, тело "дышит".

Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные, пальтовые ткани. В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, габардин, кашемир и др. ( Слайд 8 )

Чтобы проверить шерстяное волокно, надо кусочек ткани поджечь. Во время горения волокно шерсти спекается, образовывавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера. Так можно определить чистая перед вами ткань или искусственная.

Пазырыкский ковер (5-3 век до н.э.) хранится в Эрмитаже. ( Слайд10,11,12)

Физкультминутка: ( Слайд13 )

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

Гимнастика для глаз:

Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение. 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Шелк, а точнее, шелковая нить – это продукт деятельности тутового шелкопряда. Тонкие нити, которые получают из коконов гусеницы тутового шелкопряда, насекомого, известного в Китае с незапамятных времен (по мнению Конфуция, с 3 тысячелетия до нашей эры). (слайд14)

Технология выделывания шелковых тканей точно происходит или из Китая или других стран Дальнего Востока и ее рождение соответствует ~3000 лет до н.э. Существует легенда, которая гласит, что китайская императрица Xен-Линг-Чи (2600 лет до н.э.) первая открыла это замечательное волокно. Она случайно уронила кокон в горячую воду и увидела, что из размягченного кокона отделились шелковые нити. Императрице пришла в голову мысль о том, что нить, которой гусеница обматывает себя, можно размотать и соткать из нее полотно. Что она и сделала. Ткань получилась на славу тонкая, легкая практичная, красивая. Так родилась древнейшая культура шелководства, основанная на жизнедеятельности тутового шелкопряда, питающегося листьями белой шелковицы (тутовник).

Китайцы довели культуру и производство шелка и шелковых тканей до совершенства и примерно 1400 лет до н.э. ткани из шелка различного вида и одежда из них стали предметом обычного потребления в этих странах. В Китае существовал в это время налог на использование изделий из шелка.

Тутовый шелкопряд в полном смысле слова домашнее животное. (слайд15)

В природе дикие виды этой бабочки уже не встречаются. Гусенички тутового шелкопряда выводятся из яиц (грены) при температуре 23–25°С. (слайд16)

Для развития яиц требуется 8–10 дней, после чего на свет появляются маленькие, длиной всего около 3мм, личинки. Они окрашены в темно-бурый цвет и покрыты пучками длинных волос. Личинки тутового шелкопряда питаются исключительно листьями тутовника (шелковицы), они поедают листья без остановки и днём и ночью, из-за чего очень быстро растут. Гусеницы очень быстро растут, но не растет их шкурка. Поэтому, когда шкурка становится совсем мала, у гусениц тутового шелкопряда происходит линька.

За свою жизнь гусеница тутового шелкопряда линяет 4 раза. После четвертой линьки гусеница выглядит уже весьма внушительно: длина ее тела составляет около 8см, толщина – около 1см, а масса – 3–5г. (слайд17)

Тело ее теперь почти голое и окрашено в беловатый, жемчужный цвет или цвет слоновой кости. Но главное – это маленький бугорок под нижней губой, из которого сочится клейкое вещество, которое при соприкосновении с воздухом тут же застывает и превращается в шелковую нить .

Даже самая маленькая, только что появившаяся из яйца гусеничка уже может выделять тонкую нить. С каждым днем гусеница все больше и больше готовится к окукливанию. Вес кокона вместе с куколкой составляет от 1 до 4г. На изготовление кокона уходит около 4 суток. Примерно через 20 дней куколка превращается в бабочку. (слайд17)

Бабочка тутового шелкопряда невзрачная, окраска ее толстенького мохнатого тельца белая с легким кремовым рисунком, или темно-серовато-коричневая. Размах крыльев тутового шелкопряда – около 4,5см, но летать эти бабочки не умеют. Они утратили эту способность. Живут бабочки тутового шелкопряда около 12 дней. Самка откладывает яички от 300 до 800 штук. Этот процесс занимает у нее 5–6 дней. Яйца тутового шелкопряда очень мелкие, в одном грамме их примерно 1500 штук. Спустя 10—20 суток после кладки бабочки погибают.

Но далеко не каждой соткавшей кокон гусенице дано превратиться в бабочку и прожить свои 20 дней. Большая часть коконов идет на получение шелка-сырца – материал, получаемый при совместной размотке нескольких коконов. (слайды 17,18)

Чтобы получить 1кг шелка-сырца, нужна примерно тысяча гусениц, поедающих за полтора месяца 60кг листьев тутовника – это три тутовых дерева! Коконы держат в специальной печи 2-2,5 часа при температуре около 100 °C. Это убивает гусениц, находящихся в коконах и упрощается его раскручивание. Длина коконной нити достигает от 800м до 3км.

Шелковые волокна имеют следующие свойства: они обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам чем другие натуральные волока. Горит шелк также как и шерсть. Изделия из натурального шелка очень приятно носить, благодаря их хорошим гигиеническим свойствам.

Вот таким образом люди получают шелковую нить, из которой потом шьют красивую пижамы, халаты, платья, нижнее и постельное белье и другую одежду. (слайд 19 )

IV. Практическая часть (первичное закрепление знаний)

Напомнить о правилах техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

Работа групп на своих местах, по двое в каждой группе. Лабораторное исследование: (слайды 21)

V. Закрепление изученного материала. Заполнение таблицы. (Учащиеся заполняют таблицы, указанные в инструкционных картах) . Обобщение полученных данных и формулировка выводов каждой группы.

VI. Подведение итогов:

1) анализ выполненных работ (учитель оценивает правильность заполнения таблиц).

Взаимоконтроль: каждая группа оценивает друг друга .(поменяться заполненными таблицами и сверить с правильным ответами)

2) оценка знаний.

3) обобщение полученных сведений (учитель делает необходимые замечания, выставляет оценки).

Заключение. (Слово учителя) Мы изучили ткани, изготовленные из натуральных волокон растительного и животного происхождения: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые. Эти ткани экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство трудоемкий и дорогостоящий процесс. Поэтому следует экономно и бережно относиться к таким тканям.

Инструкционная карта №1

Оборудование и материалы: образцы тканей, лупа, пинцет, толстая игла, спички.

1) Рассмотрите внешний вид образцов, определите, у какого из них поверхность блестящая, а у какого - матовая;

2) Сравните на ощупь мягкость и гладкость каждого образца ткани;

3) Выдерните по две нити из каждого образца ткани. Одну из нитей подожгите ( горение выполняет учитель ). Пронаблюдайте процесс горения;

4) Другую нить разорвите и рассмотрите вид ее обрыва;

5) Рассмотрев обрыв нити, определите извитость волокон;

6) Обобщите полученные данные. Определите по таблице вид ткани каждого образца.

Шероховатая, матовая , гладкая, блестящая

Вид обрыва нитей

Ватка, кисточка из прямых волокон , кисточка с расходящимися извитыми волоконцами , связанная масса волокон

Нажмите, чтобы узнать подробности

Волокна животного проиходения- это не только шесть, но и нити тутового шелкопряда, подробнее разберем на уроке технологии.

План-конспект урока по технологии

Учитель: Суртаева В.И

Предмет: технология

Класс: 7

Тема: Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей.

Цели:

Образовательная – ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения. Научить определять ткани из этих волокон, познакомить учащихся со свойствами шерстяных и шелковых тканей, научить использовать знания об этих свойствах при изготовлении швейных изделий.

Развивающая – развивать пространственное представление, логическое мышление, навыки самостоятельной работы с наглядными пособиями.

Воспитательная – воспитывать эстетический вкус, внимательность, аккуратность, чувство партнерства.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Вид урока: урок – практикум.

Методы обучения: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный, лабораторно-исследовательская работа.

I Организационная часть (3-5 мин)

II Повторение пройденного материала (5-7 мин)

III Теоретическая часть (изучение нового материала) (25-30 мин)

1) Теоретический рассказ о натуральных волокнах животного происхождения, истории изготовления тканей из шерсти и шелка.

2) Рассказ о свойствах шерстяных и льняных тканей.

IV Практическая часть (первичное закрепление знаний). (30 мин)

V Закрепление изученного материала (первичная проверка усвоения знаний)

1) заполнение таблицы.

VI Подведение итогов (10 мин)

1) анализ выполненных работ (контроль и самоконтроль знаний);

2) оценка знаний;

3) обобщение полученных сведений.

I. Организационная часть

1) проверка готовности к уроку

2) отметить отсутствующих

II. Повторение пройденного материала

Ребята, давайте с вами вспомним, какие волокна мы уже изучали? На какие две группы они делятся?

Ответ ребят: Натуральные и химические, по происхождению натуральные растительного и животного происхождения

Какими свойствами обладают натуральные волокна растительного происхождения?

Ответ ребят: гигиенические, теплозащитные свойства, прочность, светостойкость, высокая гигроскопичность, теплозащитность, легкий уход за изделиями из тканей натуральных волокон.

III. Теоретическая часть (изучение нового материала)

Объявляется тема урока, и показываются слайды презентации, обосновывается актуальность данной темы и её связь с жизнью. (Слайд 1)

(Слово учителя) С первых дней человек сталкивается с различными тканями. Из хлопчатобумажной ткани были сделаны ваши распашонки и пеленки, в холодное время вас согревало шерстяное одеяло, как приятно в жаркий летний день надеть футболку из хлопка, рубашку изо льна, а зимой тёплые шерстяные носочки.

Сейчас вы можете сами выбрать себе ткань для платья или костюма. И чтобы не ошибиться, нужно знать состав ткани и свойства. Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит из крошечных тонких и коротких волосков – волокон. Эти волокна (шерстинки – в шерстяной ткани, волоски – в хлопковой) называются прядильными волокнами. Из волокон получают нити, пряжу, а из нитей и пряжи – ткани.

Волокна делятся на натуральные – это те, которые подарены самой природой (шерстяные, шелковые, льняные, хлопковые) и химические, которые получают в результате химических процессов. (Слайд 2)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с натуральными волокнами животного происхождения. Шерстяные и шелковые. Ткани из таких волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.

Каждый метр текстильного материала, произведенного в наши дни, несет на себе память и знания, накопленные и аккумулированные веками и тысячелетиями, на протяжении которых человек занимался одной из древнейших технологий.

Шерсть одно из самых древних волокон известных человечеству. Жители древнего поселения на территории современной Швейцарии разводили овец. Самая ранняя дата, связанная с овцеводством и производством шерсти, подтвержденная раскопками, соответствует 4000 лет до н.э. В долине Евфрата (Древняя Мессопотамия) разводили овец, пряли шерсть и ткали примитивные ткани. В древнем Вавилоне выделывали шерстяные ткани, а на территории страны УР (упоминается в библии) недалеко от Персидского залива археологи раскопали древнюю мозаику с изображением разведения овец. С древних времен люди использовали для прядения в основном овечью шерсть. Однако находили применение и другие виды: козья, собачья, коровья, верблюжья, кроличья и т.д. (слайд3)

Благодаря селекции уже две тысячи лет назад можно было выделить несколько видов домашних овец: тонкорунных, грубошёрстных и жирнохвостых. (Учащиеся рассматривают коллекции) В зависимости от толщины волокон, образующих волосяной покров овцы, шерсть делят на тонкую, полутонкую, полугрубую и грубую. Сегодня в мире существует около 40 пород овец, производящих более 200 различных типов шерсти. Лучшую шерсть дают тонкорунные мериносовые овцы. (слайды 3,4)

Производство шерсти для текстильной промышленности

Тонкорунное овцеводство в средние века получило активное развитие в Испании. Сегодня лучших овец породы меринос разводят в Новой Зеландии и Австралии. Эти овцы отличаются отменной шерстью. Такая шерсть очень длинная и тонкая. С одной овцы этой породы удается получить до 10 килограммов шерсти за одну стрижку. (Слайд 4) Стригут овец специальными инструментами. (Слайд 5)

Шерстью называют волосяной покров овец, коз, верблюдов и других животных. Основную массу шерсти (94-96%) для предприятий текстильной промышленности поставляет овцеводство. Самая мягкая, шелковистая шерсть высшей категории получается из стриженой шерсти маленьких ягнят. Шерсть должна иметь определенную длину. Нормальной длины шерсть достигает у овец большинства пород в возрасте одного года, поэтому овец принято стричь один раз в год весной с наступлением теплой устойчивой погоды. Шерсть состриженная одним пластом с овцы называется руно. (Слайд 6) (Запись определений в тетрадь)

Овечья шерсть состоит из волокон четырех типов:

пуха – очень тонкого, извитого, мягкого и прочного волокна, круглого в поперечном сечении

переходного волоса – более толстого и грубого волокна, чем пух

ости – волокна, более жесткого, чем переходный волос

мертвого волоса – очень толстого в поперечнике и грубого неизвитого волокна, покрытого крупными пластинчатыми чешуйками.

Из шерсти других животных широко используют козью мохеровую, для изготовления верхней одежды и пледов используют верблюжью шерсть, высоко упругие прокладочные материалы получают из лошадиного волоса.

После стрижки шерсть пройдет множество этапов обработки, прежде чем превратится в теплую благородную, шерстяную нить. Поскольку овцы пасутся под открытым небом, шерсть сильно загрязнена, поэтому волокна сначала проходят первичную обработку. (Слайд 7 )

Вначале состриженную шерсть перебирают и сортируют в соответствии с прочностью, тонкостью, волнистостью, цветом; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; далее происходит тщательная мойка шерсти от грязи и песка с мылом и содой; затем сушат в сушильных машинах.

Подготовительное производство (Работа по схемам в коллекции на рабочих местах учащихся одновременно с объяснением учителя).

Чесание (чесальный цех) – получение волокнистой ленты. На чесальных машинах его пропускают между двух поверхностей, покрытых тонкими металлическими иглами.

Ленточный цех – выравнивание направления волокон шерсти в ленте, вытягивание, уменьшение ленты по толщине (тонине) на ленточной машине

Ровничный цех – скручивание и вытягивание волокнистой ленты в ровницу.

Прядильное производство – вытягивание и скручивание ровницы в шерстяную пряжу на прядильной машине и наматывание в виде початков. Из коротких шерстяных волокон получают более толстую и грубую пряжу, из длинных – тонкую, ровную, гладкую. Здесь изготавливают пряжу.

(Показ основных продуктов процесса прядения. Коллекция. Запись схемы в тетрадь).

Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, т.е. хорошо впитывают в себя влагу, стойкие к воздействию солнца. Шерсть считается самым "теплым" волокном. Шерстяные ткани мало пачкаются и не слишком мнутся. Они обладают хорошими гигиеническими свойствами, в одежде из таких тканей комфортно, тело "дышит".

Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные, пальтовые ткани. В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, габардин, кашемир и др. (Слайд 8)

Чтобы проверить шерстяное волокно, надо кусочек ткани поджечь. Во время горения волокно шерсти спекается, образовывавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера. Так можно определить чистая перед вами ткань или искусственная.

Пазырыкский ковер (5-3 век до н.э.) хранится в Эрмитаже. (Слайд10,11,12)

Физкультминутка: (Слайд13)

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

Гимнастика для глаз:

Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение. 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Шелк, а точнее, шелковая нить – это продукт деятельности тутового шелкопряда. Тонкие нити, которые получают из коконов гусеницы тутового шелкопряда, насекомого, известного в Китае с незапамятных времен (по мнению Конфуция, с 3 тысячелетия до нашей эры). (слайд14)

Технология выделывания шелковых тканей точно происходит или из Китая или других стран Дальнего Востока и ее рождение соответствует ~3000 лет до н.э. Существует легенда, которая гласит, что китайская императрица Xен-Линг-Чи (2600 лет до н.э.) первая открыла это замечательное волокно. Она случайно уронила кокон в горячую воду и увидела, что из размягченного кокона отделились шелковые нити. Императрице пришла в голову мысль о том, что нить, которой гусеница обматывает себя, можно размотать и соткать из нее полотно. Что она и сделала. Ткань получилась на славу тонкая, легкая практичная, красивая. Так родилась древнейшая культура шелководства, основанная на жизнедеятельности тутового шелкопряда, питающегося листьями белой шелковицы (тутовник).

Китайцы довели культуру и производство шелка и шелковых тканей до совершенства и примерно 1400 лет до н.э. ткани из шелка различного вида и одежда из них стали предметом обычного потребления в этих странах. В Китае существовал в это время налог на использование изделий из шелка.

Тутовый шелкопряд в полном смысле слова домашнее животное.(слайд15)

В природе дикие виды этой бабочки уже не встречаются. Гусенички тутового шелкопряда выводятся из яиц (грены) при температуре 23–25°С. (слайд16)

Для развития яиц требуется 8–10 дней, после чего на свет появляются маленькие, длиной всего около 3мм, личинки. Они окрашены в темно-бурый цвет и покрыты пучками длинных волос. Личинки тутового шелкопряда питаются исключительно листьями тутовника (шелковицы), они поедают листья без остановки и днём и ночью, из-за чего очень быстро растут. Гусеницы очень быстро растут, но не растет их шкурка. Поэтому, когда шкурка становится совсем мала, у гусениц тутового шелкопряда происходит линька.

За свою жизнь гусеница тутового шелкопряда линяет 4 раза. После четвертой линьки гусеница выглядит уже весьма внушительно: длина ее тела составляет около 8см, толщина – около 1см, а масса – 3–5г. (слайд17)

Тело ее теперь почти голое и окрашено в беловатый, жемчужный цвет или цвет слоновой кости. Но главное – это маленький бугорок под нижней губой, из которого сочится клейкое вещество, которое при соприкосновении с воздухом тут же застывает и превращается в шелковую нить.

Даже самая маленькая, только что появившаяся из яйца гусеничка уже может выделять тонкую нить. С каждым днем гусеница все больше и больше готовится к окукливанию. Вес кокона вместе с куколкой составляет от 1 до 4г. На изготовление кокона уходит около 4 суток. Примерно через 20 дней куколка превращается в бабочку. (слайд17)

Бабочка тутового шелкопряда невзрачная, окраска ее толстенького мохнатого тельца белая с легким кремовым рисунком, или темно-серовато-коричневая. Размах крыльев тутового шелкопряда – около 4,5см, но летать эти бабочки не умеют. Они утратили эту способность. Живут бабочки тутового шелкопряда около 12 дней. Самка откладывает яички от 300 до 800 штук. Этот процесс занимает у нее 5–6 дней. Яйца тутового шелкопряда очень мелкие, в одном грамме их примерно 1500 штук. Спустя 10—20 суток после кладки бабочки погибают.

Но далеко не каждой соткавшей кокон гусенице дано превратиться в бабочку и прожить свои 20 дней. Большая часть коконов идет на получение шелка-сырца – материал, получаемый при совместной размотке нескольких коконов. (слайды 17,18)

Чтобы получить 1кг шелка-сырца, нужна примерно тысяча гусениц, поедающих за полтора месяца 60кг листьев тутовника – это три тутовых дерева! Коконы держат в специальной печи 2-2,5 часа при температуре около 100 °C. Это убивает гусениц, находящихся в коконах и упрощается его раскручивание. Длина коконной нити достигает от 800м до 3км.

Шелковые волокна имеют следующие свойства: они обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам чем другие натуральные волока. Горит шелк также как и шерсть. Изделия из натурального шелка очень приятно носить, благодаря их хорошим гигиеническим свойствам.

Вот таким образом люди получают шелковую нить, из которой потом шьют красивую пижамы, халаты, платья, нижнее и постельное белье и другую одежду. (слайд 19 )

IV. Практическая часть (первичное закрепление знаний)

Напомнить о правилах техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

Работа групп на своих местах, по двое в каждой группе. Лабораторное исследование: (слайды 21)

V. Закрепление изученного материала. Заполнение таблицы. (Учащиеся заполняют таблицы, указанные в инструкционных картах). Обобщение полученных данных и формулировка выводов каждой группы.

VI. Подведение итогов:

1) анализ выполненных работ (учитель оценивает правильность заполнения таблиц).

Взаимоконтроль: каждая группа оценивает друг друга.(поменяться заполненными таблицами и сверить с правильным ответами)

2) оценка знаний.

3) обобщение полученных сведений (учитель делает необходимые замечания, выставляет оценки).

Заключение. (Слово учителя) Мы изучили ткани, изготовленные из натуральных волокон растительного и животного происхождения: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые. Эти ткани экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство трудоемкий и дорогостоящий процесс. Поэтому следует экономно и бережно относиться к таким тканям.

Инструкционная карта №1

Оборудование и материалы: образцы тканей, лупа, пинцет, толстая игла, спички.

1) Рассмотрите внешний вид образцов, определите, у какого из них поверхность блестящая, а у какого - матовая;

2) Сравните на ощупь мягкость и гладкость каждого образца ткани;

3) Выдерните по две нити из каждого образца ткани. Одну из нитей подожгите (горение выполняет учитель). Пронаблюдайте процесс горения;

4) Другую нить разорвите и рассмотрите вид ее обрыва;

5) Рассмотрев обрыв нити, определите извитость волокон;

6) Обобщите полученные данные. Определите по таблице вид ткани каждого образца.

Ровница – это один из промежуточных продуктов при производстве пряжи. Получается путём небольшого скручивания волокнистой ленты на ровничных машинах.

Прядение – это процесс скручивания волокон для получения нити, пряжи.

Ткачество – это процесс получения ткани путём переплетения нитей основы и утка.

Осно́ва – продольная (вертикальная) система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся вдоль обеих кромок ткани. Вместе с системой утка́ образует ткацкое переплетение. Осно́вные нити также могут называться долевыми нитями.

Нить утка – это перпендикулярная основе нить, ее еще называют поперечной.

Кромка – неосыпающиеся края ткани.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб.пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Шерсть – один из древнейших видов сырья для производства текстиля различного назначения, а также вязаных изделий.

Для получения качественных шерстяных тканей используют шерсть различных животных.

Наиболее широко применяется шерсть овец, тонкорунная, мериносовая, шерсть ягнят.

Верблюжья шерсть особо ценится за лёгкость и тепло, особо ценится внутренний слой шерсти и пух.

Кашемир – волокна, получаемые от гималайских коз.

От ангорских коз, живущих в Южной Африке, США, Турции получают мохер.

Ангора, одна из самых дорогих тканей, вырабатывается из шерсти ангорских кроликов.

Также достаточно дорогая ткань получается из шерсти альпака (ламы), она значительно теплее и мягче овечьей шерсти.

Рассмотрим получение ткани из шерсти овец.

Это очень трудоёмкий процесс: два раза в год овец стригут, снимая шерсть в виде руно – цельного массива шерсти.

В зависимости от состава волокон и породы овец различают шерсть тонкую из пуховых волокон, полутонкую, включающую более толстые пуховые и переходные волокна, полугрубую, имеющую пуховые, переходные волокна и некоторое количество остевых волокон, и грубую – смесь всех типов волокон.

Первичная обработка шерсти включает в себя сортировку, разрыхление и трепание, мытьё, сушку и предназначена для очистки шерстяных волокон от сорных примесей, пыли, грязи, жира.

Ткани из шерстяных волокон ценятся за то, что хорошо держат тепло, достаточно прочные, воздухопроницаемые, хорошо впитывают влагу, отталкивают грязь, почти не сминаются.

Определить наличие шерстяных волокон в ткани довольно просто. При горении волокна спекаются, при вынесении из пламени горение прекращается, а на конце нити образуется спекшийся шарик. При этом ощущается запах жжёного пера.

Под действием тепла и влаги шерстяное волокно приобретает способность удлиняться до 60% или давать усадку.

Ткань, получаемая из шерстяного волокна, имеет множество различных названий.

Разная по качеству, переплетению нитей, толщине, исходному волокну разные виды ткани используются для пошива разной одежды.

Это могут быть платья и костюмы из габардина, велюра, твида, кашемира, джерси.

Пальто и плащи из габардина, сукна, твида, драпа, кашемира.

А также из плотной валяной ткани делают шляпы и обувь, мягкие игрушки.

Достаточно большой ассортимент составляют ткани из натурального шёлка, из которых шьют блузки, платья, костюмы, бельё.

Сырьём для производства натуральных шёлковых тканей служит шёлковое волокно – продукт выделения особых желёз гусениц тутового и дубового шелкопряда.

Самый качественный шёлк дают гусеницы тутового шелкопряда, поэтому его разводят в шелководческих хозяйствах. Они так называются, потому что питаются листьями тутового дерева.

Шелкопряд в своём развитии проходит четыре стадии: яички, гусеница, куколка и бабочка. Во время образования кокона гусеница выделяет две шелковины, которые при выходе на воздух застывают. Гусеница укладывает слои за слоями, образуя кокон.

Коконная нить шёлка имеет длину от 500 до 1500 метров.

Коконы собирают и замаривают, умерщвляя куколок паром, затем запаривают, чтобы размягчить и очистить кокон. Разматывают кокон на специальной кокономотальных аппаратах, сматывая по несколько нитей.

Получаемая нить называется шёлк-сырец. Цвет имеет белый, кремовый.

Шёлковые ткани могут быть очень тонкими, лёгкими и тяжёлыми и плотными.

Из шёлка шьют платья, блузки, костюмы.

Ткани могут быть креповые: креп-шифон, креп-жоржет, крепдешин, креп-сатин; атласные, шифоновые. Из таких шёлковых тканей как тафта, муслин, туаль, шармез шьют праздничные платья.

Ткани из шёлка почти не сминаются, хорошо драпируются, приятны на ощупь, создают ощущение прохлады.

Они также как и шерстяные хорошо впитывают и испаряют влагу, пропускают воздух. Шёлковые ткани довольно прочные, но во влажном состоянии прочность снижается, могут давать значительную усадку при неправильном уходе.

При поджигании выделяют запах жжёного пера, не горят, спекаются.

Полученные волокна поступают на прядильную фабрику, где их очищают, выравнивают, немного скручивают, получая ленты, которые называют ровница.

Ровницу скручивают для получения пряжи. Этот процесс называется прядением.

Далее пряжа поступает на ткацкую фабрику, где на ткацких станках вырабатывают ткань. Процесс получения ткани из пряжи называют ткачеством.

Ткань получается путём переплетения нитей.

Нити, идущие вдоль полотна ткани, называют нитями основы.

Нити расположенные поперёк называются нитями утка. Натянутые на станке нити основы с помощью челнока переплетаются нитями утка.

Нить основы гладкая, тонкая, равномерная по толщине и сильно скручена. Она плотная, прочная, не растягивается.

Нить утка мягкая, гибкая, более толстая и пушистая, растягивается.

С двух сторон ткани по долевой нити образуются неосыпающиеся края – кромки.

Разнообразные по составу, расцветке, видам переплетения нитей огромный ассортимент тканей позволяет современным художникам по костюму, дизайнерам одежды создавать интересные коллекции, не только для того чтобы защитить людей от холода и внешних воздействий, но и порадовать красотой наряда.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между названием сырья для производства тканей и определением.


Правильный вариант ответа:

Пояснение: Состриженная шерсть с одной овцы в виде цельного полотна называется руно.

Шёлк-сырец, это начало обработки коконов для получения прочных нитей и, затем, ткани.

Задание 2. Из какой шерстяной ткани производят шляпы и обувь?

Выберите один верный ответ.

Правильный вариант ответа: 3 (фетр)

Пояснение: фетр – это вид плотного валяного сукна, которое хорошо держит форму, не продувается и медленно промокает.

Читайте также: