Водоемы нашего края 4 класс окружающий мир конспект урока

Обновлено: 01.07.2024

Цель: Знакомство с водоемами нашего края и их значением в жизни человека.

Учебные задачи, направленные на изучение предмета:

• Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края.

• Познакомить с видами водоемов их значением и охраной.

• Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником.

• Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств края.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

• Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

Учебные задачи, направленные на достижение мета-предметных результатов обучения:

• Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

• Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

• Формировать применять знания полученные при изучении других предметов на данном уроке;

• Формирование умений работать в группах, парах (коммуникативные УУД);

• Формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Тип урока : Изучение нового материала.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, в парах.

Методы: Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.

Оснащение урока : Физическая карта Иркутской области, компьютерная презентация, рисунки учащихся, рабочие листы, смайлики.

Ход УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. Актуализация знаний

1. Стадия Вызова.

Вспомните, какую большую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?

(Наш край – часть большой страны)

На каждом занятии мы узнаём, что то новое о нашей малой родине. Вот и сегодня нам предстоит новое узнать о нашем крае, а тему урока мы определим с вами чуть позднее.

2. Сейчас повторим тему прошлого урока о формах поверхности нашего края :

- Какие формы земной поверхности, вы видите на рисунках? Назовите.

- Дома вы рисовали красивые уголки родного края. Давайте посмотрим ваши рисунки. Проводится конкурс рисунков, детские рисунки закрепляем на доске. Краткие комментарии авторов. Сразу видно, что вы знаете и любите свой край, знаете формы поверхности нашей области.

• столица России – Москва.

• возвышенность, высота которой более 1000 метров, - холм.

• большая часть нашего края находится в лесной зоне.

• терриконы – это горы, созданные природой.

• Старый заброшенный карьер - это рана на поверхности Земли.

• надо сохранять поверхность земли от образования оврагов и терриконов.

4. А теперь работаем в парах. Обменялись листами, проверяем соседа по парте по образцу.

Правильный ответ( + - + - + -)

5. Назовите, пожалуйста, похожие формы земной поверхности (гора, холм). А скажите, есть ли у них одинаковые части ( да есть: подошва, склон, вершина).

1. Проблемное поле (работа с доской).

- Ну, с формами земной поверхности мы хорошо познакомились, а сегодня мы отправимся туда, где плещется вода.

А чтоб тему урока узнать, кроссворд нам надо разгадать!

Вопросы к кроссворду:

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. 2. Место, где река берет свое начало. 3. Нижняя часть горы, холма. 4. Есть у оврага, холма, горы. 5. Самое теплое море России. 6. Форма поверхности. 7. Вся территория земной поверхности разделена на природные.

( Ответы: 1. Овраг. 2. Исток. 3. Подошва. 4. Склон. 5. Черное. 6. Холм. 7. Зоны.)

Ключевое слово: Водоёмы

- Сформулируйте пожалуйста тему нашего урока из того о чём мы узнали сейчас. (Водоёмы нашего края)

Учитель вывешивает тему на доску.

Разгадайте, ребятки, такую загадку: Я и тучка, и туман, я - река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода.)

- Каким цветом ребята обозначена вода на карте? (Синим.)

Если мы раскрутим наш глобус. Цвет земли станет синим, а почему спросите вы? А потому что 2/3 земной поверхности занимает вода ребята.

3. Устный тест (фронтальный способ опроса)

1. Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.)

2. Какая вода в водоемах нашего края? (пресная)

3. Где вода соленая? (В морях и океанах.)

4. Где в природе встречается вода?

Ответы записывает на доске учитель (океан, море, озёро, река, ручей, лужа, пруд, водохранилище, канал)

5. Индивидуальная работа с таблицей

Давайте разделим водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы, созданные природой – как называются (естественные) и созданные человеком (искусственные). Заполним в рабочих листах такую таблицу.

6. Проверка по образцу

7. Индивидуальная работа (проверка схемы в паре)

А сейчас ребята поработаем со схемой одного из естественных водоёмов. Схему, какого водоёма вы узнали (правильно это река).

Сейчас, я вам буду называть части реки, а вы на своих схемах подпишите, а затем проверите в паре правильность по образцу.

1 Как называется место, где река берёт начало? (исток)

2 Как называется место впадения реки в реку или море? (устье)

3 Углубление, по которому течёт река, называется (русло)

4 Что, ещё, имеет наша река? (течение, берега правый и левый, притоки правый и левый)

Мы немного отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед. Мы на пляже, Солнце жжет. Побежим скорее в реку, Окунемся поплывем. Ах, какая благодать! Но и меру надо знать. Побежим скорее в класс, там послушаем рассказ.

- О какой роли водоема была наша физ. минутка? Что мы делали? (Мы отдыхали) Значит, водоем – место отдыха людей. - Значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Вода – важнейшая составная часть человеческого организма. Она составляет 70% массы тела человека. Без воды человек может прожить не больше 2-3 дней. Благодаря жидкости происходит лучшее усвоение питательных веществ. Дефицит жидкости может привести к заболеваниям почек и печени.

Информация о реке Ангара.

Река Ангара, длина которой составляет одна тысяча семьсот семьдесят девять километров - единственная река, вытекающая из Байкала. Ангара — река в Восточной Сибири, впадает в реку Енисей. Протекает по территории Иркутской области и Красноярского края России. На середине истока Ангары виден Шаманский камень, упоминающийся в легендах и преданиях. По одной из легенд разгневанный Байкал бросил этот камень вдогонку своей дочери Ангаре, сбежавшей без его ведома к возлюбленному Енисею. Ангара начинается из Байкала потоком шириной в один километр и течёт сначала в северном направлении. Участок от истока до города Иркутска представляет собой Иркутское водохранилище. На северо-западе Иркутской области на Ангаре находится Братское водохранилище, на котором стоит Братская ГЭС. После излучины на Ангаре, ниже Братского водохранилища, расположено Усть-Илимское. Затем река поворачивает на запад — в Красноярский край, где рядом с Лесосибирском впадает в Енисей. Особенно необычным кажется исток зимой. Река парит всю зиму, украшая снежным куржаком лес в окрестностях истока. Населё нные пункты На берегах Ангары расположены города: Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Свирск, Братск, Усть-Илимск и Кодинск.

Информация о Байкале

Байкал… самое глубокое и древнее озеро в мире, уникальное природное явление, и по праву считается одним из священных мест на планете. Среди всех озер на Земле Байкалу нет равных по возрасту, ему примерно 25 миллионов лет. По мнению ученых, большинство водоемов в среднем живут 10-15 тысяч лет. У Байкала нет никаких признаков старения, исследования последних лет позволили ученым высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном. Среди озер земного шара Байкал занимает первое место по глубине, она составляет примерно 1800 метров. На Земле только шесть озер имеют глубину более 500 метров. На лесистых берегах Байкала обитает медведь, лось, олень, волк, рысь. В небе над озером можно увидеть редких белоголовых орлов, на зеркале воды лебедей-кликунов. Самое необычное животное, обитающее в водах Байкала, нерпа, единственный в мире тюлень, который живет в пресной воде. Байкал - не только чрезвычайно чистое, но и самое прозрачное озеро в мире. Весной, после освобождения ото льда, прозрачность его воды достигает более 50 метров действительно. Байкал собирает воды с огромной территории — в него впадают более 500 рек и ручьев. Вытекает же из Байкала единственная река — Ангара. Исток реки считается самым широким в мире.

2. Вывод (Учитель)

Водоемы ребята - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы, берут заводы и фабрики. -Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Нельзя до пускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи. - В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода – это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

4. Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться? (В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.)

1 –Главное существительное в теме урока - ВОДОЁМЫ

2 – Два прилагательных, какими бывают водоёмы? - Естественные, искусственные.

3 – Три глагола, применение водоёмов в жизни - Используют, охраняют, путешествуют.

VI. Подводим итог нашего урока.

• Как называлась тема урока?

• Какие важные вопросы мы рассматривали на уроке?

На столе смайлики, выберите какое у вас настроение после урока :

Зелё ный смайлик: У меня всё получилось

Синий смайлик: Я понял тему, но у меня не всё получилось на практике

Красный смайлик: У меня получилось не всё, нужно ещё раз повторить материал

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Запишите домашнее задание по выбору

Спасибо за урок, вы все хорошо потрудились.

Конспект занятия по окружающему миру Конспект занятия по окружающему миру Программное содержание: Обучающие: Закреплять знания детей о транспорте, временах года, перелетных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : знакомство с водоёмами нашего края и их значением в жизни человека.

- сформировать представление у учащихся о водоёмах нашего края;

- познакомить с естественными и искусственными водоёмами, их значением и охраной;

- развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать, умение работать с картой, учебником, навыки работы в группах, умение выступать перед аудиторией;

- формировать экологическое сознание и бережное отношение к окружающей природе;

- воспитывать любовь к природе родного края.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: репродуктивные, игровые, исследовательские

Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

Актуализация знаний и мотивация к деятельности. (Ориентация)

- Сегодня мы с вами снова будем участниками научной конференции, посвящённой родному селу. Для этого мы разделились на группы. Каждая группа будет представлять учёных одного профиля. Подробнее узнаете позже.

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода.

Чтобы тему конференции узнать,

Кроссворд нам надо разгадать. (Работа в группах, чья группа справится быстрее).

- Какое слово у вас получилось в выделенной строке? (ВОДОЁМЫ – прикрепляется слово на доску ( слайд)

- Запишите тему урока и подумайте, какие вопросы можно выделить при изучении этой темы? (Дети называют, затем открывается запись на доске(слайд):

1. Виды водоёмов.

2. Водоёмы нашего края.

3. Значение водоёмов в природе и жизни человека.

4. Загрязнение и меры охраны водоёмов.

5. Правила безопасного поведения на водоёме в разное время года.

- Молодцы, вы всё правильно назвали, а здесь у меня они расположены в определённом порядке, в том, в котором мы будем рассматривать их на нашей конференции.

3. Проверка знаний и умений.

4. Формирование новых знаний.

- А теперь начнём нашу конференцию ( слушание Гимнов)

- Прошу всех садиться. Рассмотрим 1 вопрос нашей конференции. С ним ознакомлю вас я.

Раскрутим глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? ( Синего, т.к. 2\3 земной поверхности занимает вода )

- Одинаковая ли вода на вкус? ( нет, вода бывает пресная и солёная )

- А какая вода в водоёмах нашей местности? ( пресная )

- Где вода солёная? ( в морях и океанах )

- Какие ещё водоёмы вы знаете? ( океан, море, озеро, река, ручей )

- Каким одним словом можно назвать все эти водоёмы? ( естественные ) Почему? ( они созданы самой природой)

- А как вы думаете, существуют ли искусственные водоёмы? Как они называются? ( пруд, канал, водохранилище – их создал человек )

По ходу беседы составляется кластер

- Давайте вспомним строение реки ( работа со схемой строения реки)

- Для чего человек создаёт искусственные водоёмы? ( заполняет водой разрытые карьеры, дополнительные запасы пресной воды для бытовых нужд, устанавливают короткие водные пути, соединяя близ находящиеся реки ).

5. Работа в группах. (Подготовка к игре)

6. Выступления групп: докладчики, художники. (Игра)

7. Рефлексия

- что нового узнали на уроке?

- что особенно понравилось?

- а что не понравилось?

- командиры, оцените работу своих групп.

- всем спасибо за работу, можете отдыхать.

Анализ урока окружающего мира с точки зрения реализации компетентностного подхода

Предмет с точки зрения формирования ключевых компетенций является …..

На уроке предполагалось осуществить работу над формированием следующих ключевых компетенций:

Коммуникативной .

Методы формирования устной коммуникации: доклады на конференции, роль говорящих и слушающих при разыгрывании групповых ролей обсуждения заданных тем.

Методы формирования письменной коммуникации: роль пишущих и слушающих при разыгрывании групповых ролей.

Информационной.

Методы: коллективное целеполагание в начале урока и коллективное подведение итогов и оценивание.

Кооперативной.

Методы: групповая работа – по изучению нового материала, ролевая игра.

Из некомпетентностных методов был использован метод беседа для того, чтобы быстро вспомнить ранее полученные знания и ввести учащихся в курс темы.

Проявление компетенций оцениваю посредством наблюдения, до сведения учащихся это не доводится. Они сами оценивают работу группы по следующим критериям: соблюдает ли правила работы в группе, какой личный вклад внёс в работу группы, выступал ли с докладом от группы (кооперативная, коммуникативная, информационная компетенции).

В какой степени достигнуты цели по формированию компетенций? Это можно судить по ….. что не получилось и почему?

В целом хорошо заметно продвижение класса в плане развития кооперативной, проблемной компетенции. Это можно судить по объективному оцениванию работы групп, по слаженности работы групп.

Дальнейшие шаги по развитию компетенций: работа в разных группах, выполнение мини-проектов, ролевые игры.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, в парах.

Методы: Репродуктивные, объяснительно-ллюстративные, частично-поисковые, эвристические.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

Вспомните, какую тему сейчас мы изучаем на уроках окружающего мира?

(Родной край – часть большой страны)

Вот и сегодня нам предстоит новое узнать о нашем крае, а тему урока определим чуть позднее. Сейчас повторение изученного материала.

Сейчас повторим тему прошлого урока о формах поверхности нашего края:

Работаем в парах. Обменялись тетрадями, проверяем себя, соседа по парте и ребят у доски.

(Правильный ответ: + - - - + - + - +)

Определите тему нашего урока.

Разгадайте, ребятки, такую загадку:

Я и тучка, и туман, я - река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

Теперь давайте раскрутим наш глобус. Какого цвета стала земля? (Синего) Почему? (Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода)

Как назвать скопления воды в природе одним словом?

Составление Кластера.

Составляют дети после прочтения параграфа.

Давайте разделим водоемы по их происхождению.


  • Где в природе встречается вода? (Океаны, моря, озера, реки, ручьи, лужи)
  • Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)
  • Каким словом можно назвать все эти водоемы? (Естественные)
  • Подберите антоним к этому слову. (Искусственные)
  • А существуют ли искусственные водоемы, и какие они имеют названия? (Пруды, каналы, водохранилища)
  • Для чего человек создает искусственные водоемы? (Заполняют водой разрытые карьеры, дополнительные запасы пресной воды для бытовых нужд, устанавливают короткие водные пути, соединяя близ находящиеся реки)

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся поплывем.
Ах какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

О какой роли водоема была наша физминутка? Что мы делали? ( Отдыхали, значит водоем место отдыха)

  • Как называется место, где река берет свое начало? (Исток)
  • Как называется место впадения реки в другую большую реку, море или озеро? (Устье)
  • Углубление, по которому течет река? (Русло)
  • Что еще имеет река? (Притоки левый и правый, течение, левый берег и правый)
  • Как определить у реки правый берег и левый? (Надо встать лицом по течению реки, справа будет правый берег и приток, а слева будет левый берег и приток)

Плюс Минус Интересно. Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. По ходу чтения текста сделать пометки:

– Ваше мнение по поводу статьи на с.155-156?

  • А сейчас самостоятельно по группам подготовите ответы на следующие вопросы:

1 группа. Используя карту выпишите на доску названия рек и озер нашего края. Сделаете описание одной из рек нашего края по плану предложенному в учебнике на стр. 154

2 группа. Используя текст учебника, составьте схему «Значение водоемов в природе и жизни людей. ( приложение №1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Знакомство с водоемами нашего края и их значением в жизни человека.

Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края.

Познакомить с видами водоемов их значением и охраной.

Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, справочной литературой.

Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств края.

Орг.момент (1 мин)

-Добрый день. Начнем наш урок окружающего мира.

Актуализация знаний и введение темы.(5 мин)

-Какой раздел мы изучаем? ( Родной край-часть Великой России) (приложение2 слайд1) Сегодня нам предстоит узнать еще новое о нашем крае.

-А кто или что будет героем нашего урока, узнаете, разгадав загадку.
Я и тучка, и туман. Я - река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода).

-О каких трех состояниях воды идет речь?

-Вот как о воде сказал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери:

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете… Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.

-Вода. Она уже не раз была героиней наших уроков. Но вот в какой роли выступит она сегодня, вы узнаете, прочитав текст.

Чтение текста (индивидуально у каждого ученика). (Приложение 1)

-Кто догадался какая тема нашего урока? (водоемы родного края) (слайд2)

-Предлагаю сегодня продолжить учиться работать с информацией из разных источников. Какие еще задачи поставим?

Работа над темой урока (20мин)

-Что вы знаете о водоемах? ( используют карточки на доске)(слайд3)

- А всё ли вы знаете о водоемах Кемеровской области? Как можно пополнить наши знания?

Читайте также: