Финал комедии ревизор конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Цели : 1.Обучающая: помочь учащимся осознать философское значение не только финала, но и всей комедии в целом, углубить понимание идейно-художественного богатства комедии, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;

2.Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся, развивать фантазию учащихся, формировать интерес к творчеству Гоголя.

3.Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций,

воспитывать честность, уважение к окружающим, нетерпение злу, насилию, подхалимству, взяточничеству.

Организационный момент ( приветствие, объявление темы и целей урока)

- Итак, дома вы прочитали 5 действие. Прочитайте выразительно монологи городничего и его жены из 1 –го явления ( подготовленные учащиеся)

3. Аналитическая беседа

- Чьё поведение напоминает поведение городничего? ( Хлестаков в сцене вранья)

- Почему он прощает купцов? Докажите текстом ( 2 –ое явление).Чтение слов городничего.

- Если купцы отделаются подарками к свадьбе, то с простыми гражданами городничий может поступить очень круто.

- Что в основе взаимоотношений в чиновном мире? ( презрение к низшим и угодничество перед высшими чинами, чин значит всё)

- Почему городничему так хочется быть генералом? ( власть, высокий чин, никто не указ, перед тобой все дрожат) Давайте в этом убедимся.

4. Чтение 7 – го явления по ролям.

- Как можно озаглавить эту сцену? ( парад лицемерия и зависти)

- Где видна неискренность гостей? ( реплики в сторону)

- Как хозяева относятся к гостям? ( свысока, унижают)

- Чьё появление является началом развязки? ( появление почтмейстера)

- Зачитайте письмо Хлестакова.

- Как меняется настроение героев во время чтения письма?

- Что чувствует городничий? Зачитайте его слова.

- Каково состояние чиновников?

7. Слово учителя

- Н.В.Гоголь придавал немой сцене большое значение. Все застыли. Почему?

Учитель: Зачем Гоголь настаивал на том, чтобы эта сцена была столь продолжительной? (Учащиеся высказывают различные предположения)Приходят к выводу:Писатель добивался эффекта всеобщего понимания: зритель (читатель) должен понять, что кто-то из стоящих на сцене героев – это в какой-то мере он сам.

-Почему все так возмущались? Разве Гоголь исказил русскую действительность , оболгал, опорочил Россию?

-Как вы можете объяснить такой интерес к произведению?

- Если бы вы были режиссерами, стали бы вы ставить её в наши дни, актуальна ли она сейчас, современна ли?

11. Сценка. Классика на новый лад

На сцене стол, папки с бумагами, ноутбук. Сидит директор завода. Появляется на сцене человек.

- Здравствуйте! Можно к Вам?

- Да, а Вы собственно кто будете, по какому вопросу? – недоумевает директор.

- Я главный контролёр счётной палаты, приехал проверять вашу бухгалтерию, документы,пожалуйста, дайте.

- Но у нас всё в порядке, смотрите.

- Ну сколько можно одно и то же смотреть, у нас всё по чесноку, всё по закону, ничего криминального не найдёте.

- Ну да, ну да, все директора и начальники так говорят сначала, а потом выясняется, что у них есть чёрная бухгалтерия, налоги не платят, дома и яхты в Америке покупают да на тёщу записывают.

- Да что Вы в самом деле, мы налоги платим, спим спокойно. Какие могут быть дома с яхтами, меня на воде укачивает, если хотите знать.

- Всё равно что-нибудь да найду, ведь Вы у меня юбилейный директор.

- Если найду в бумагах Ваших что-нибудь незаконное, Вы будете десятым директором, которого я сделаю безработным.

- А почему у Вас такая уверенность, а если у нас всё по закону?

- Всё равно Вы будете у меня юбилейным.

- Тогда Вы – пятый директор, который после проверки загремит в больницу с инфарктом.- Господи, да когда же это всё закончится?( хватается за голову)

- Ой, вот только не надо мне тут сцены разыгрывать. Ещё скажите, что Вы взятки не берёте.

- Да, не беру, но давать взятки,признаюсь, давал.

- Что Вы говорите. ( оттопыривает полу пиджака и указывает на карман, директор кладёт ему в карман конверт с деньгами).- Ну, я всё проверил, нарушений нет. Меня одно только удивляет : Вы меня в первый раз видите, даже документов не спросили, видно в школе уроки литературы прогуливали, классику не читали. До свидания.

- Всего доброго! Ой слава Богу всё обошлось!

Заходит секретарша и говорит:

- Иван Иванович, сейчас только из министерства звонили, сказали, что завтра контролёр приедет, документы проверять.

- Что? А это кто же был? А-а-а!

Конечно, прекрасные и благородные люди в России того времени были. Гоголь знал и любил их. Достаточно назвать только одного, столь дорогого для писателя – Пушкина. Но Гоголь был проникнут идеей разоблачения. Его сатирические произведения должны были вызывать в каждом негодование, пробуждать отвращение к тому, что совершалось кругом. Но есть ещё одна сторона комедии – нравственная. Важна была идея неминуемой расплаты за преступления. Впрочем, лучше самого Николая Васильевича Гоголя об это не скажет никто…

14. Домашнее задание : составить синквейн, зашифровав героя; описать личную страницу писателя в социальной сети ( как бы она выглядела, если бы Гоголь был нашим современником)

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Приложение.docx

Фрагменты инсценирования

(Сцена упоения счастьем)

Анна Андреевна. Мы теперь в Петербурге намерены жить. А здесь,

признаюсь, такой воздух. деревенский уж слишком. признаюсь, большая

неприятность. Вот и муж мой. он там получит генеральский чин.

Городничий. Да, признаюсь, господа, я, черт возьми, очень хочу быть

(письмо Хлестакова к Тряпичкину)

"Спешу уведомить тебя, душа моя Тряпичкин, какие со мной чудеса. Все мне дают взаймы сколько угодно. Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер. Ты, я знаю, пишешь

статейки: помести их в свою литературу.

Во-первых, городничий - глуп, как сивый мерин. Надзиратель над богоугодным заведением Земляника - совершенная свинья в ермолке". Смотритель училищ протухнул насквозь

луком". Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон. А впрочем, народ гостеприимный и добродушный. Прощай, душа Тряпичкин. Пиши ко мне в

Саратовскую губернию

(Реакция на письмо)

Аммос Федорович (в недоумении расставляет руки). Как же это, господа?

Как это, в самом деле, мы так оплошали?

Городничий; Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит!

Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего.

Городничий (бьет себя по лбу). Как я - нет, как я, старый дурак?

Выжил, глупый баран, из ума. Тридцать лет живу на службе; ни один купец,

ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох

и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трех

губернаторов обманул. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить

про губернаторов. тряпку принял за важного человека!

Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему

свету историю. в комедию тебя вставит. Вот что' обидно! Чина, звания не

пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши.

Чему смеетесь? – Над собою смеетесь. Эх вы. (Стучит со злости ногами об пол.)

требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.

Произнесенные слова поражают как громом всех.

Выбранный для просмотра документ презентация по финалу.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Событийный ряд 1«К нам едет ревизор ! - удар, молния (реакция: замешательство.

Много было споров о финале. … З. Гипиус: « немая сцена выражает идею власти и.


Немая сцена Собственноручные рисунки Н.В. Гоголя к последней сцене "Ревизора.

Немая сцена Собственноручные рисунки Н.В. Гоголя к последней сцене "Ревизора.




Выбранный для просмотра документ урок по финалу комедии.docx

Подготовила урок Афанасенко Елена Ипполитовна, учитель русского языка и литературы Ломоносовской школы №5

помочь учащимся осознать философское значение не только финала, но и всей комедии в целом через всестороннее рассмотрение финальной сцены;

развить аналитические умения учащихся;

формировать положительные нравственные ориентации.

Много было споров о финале. …

Прежде чем говорить о финале и концепции автора, выраженной в ней, давайте восстановим событийный ряд комедии, чтобы понять логику финала и через неё замысел автора.

Ребята представили событийный ряд

1«К нам едет ревизор ! - удар, молния. Завязка, как гром среди ясного неба. Начало, как и конец драматично, сильно.

2.Реакция на удар - замешательство. Испуг, но еще не страх.

3.Все приходит в судорожно - лихорадочное движение. “Успеть, успеть, успеть! Привести в порядок город”

4. Дыхание не переведено, опять удар: ревизор уже здесь!

Итак, перед нами финал комедии с комментариями критика.

Проводив Хлестакова, Анна Андреевна и городничий предаются мечтаниям о петербургской жизни, не подозревая о жестокой, а впрочем, справедливой расплате…

(сцена упоения мечтами о будущей жизни)

(сцена с письмом, приложение)

Раздавленный городничий произносит обличительную речь не столько вертопраху Хлестакову, сколько окружившим его и злорадствующим над ним чиновникам.

( сцена обличительного монолога Городничего, приложение )

И только внезапное явление жандарма прерывает его горячий монолог.

( сцена появления жандарма, приложение)

Настоящий гром обрушился на головы присутствующих в доме градоначальника в момент появления Жандарма , сообщившего о приезде настоящего ревизора. Причем он предстал перед ними как будто страшный призрак, ибо все мертвеют при его появлении. Известие о настоящем ревизоре всех повергает в шок.

Немая сцена длится более минуты, в продолжение коего времени никто не переменяет положения своего.

Учитель: Что объединяет и разъединяет развязку и завязку комедии

Ответы учеников : Развязка, как и завязка «обнимает все лица, но только уже производит не переполох в уездном городе, а священный ужас, заставляет героев не саморазоблачаться, как при завязке, а в ужасе онеметь от содеянных грехов.

Учитель: Почему такой священный ужас вызвал образ Жандарма у чиновников? Ведь они уже худо - бедно, а следы своих преступлений прикрыли, видимость преобразований сделали.

Ответы учащихся: Жандарм – представитель государственной власти, которая призвана карать пороки. В то же время жандарм – посланник Провидения, высшей силы, более могущественной, чем высшие чины государственной системы. Именно это производит такое сильное впечатление на героев комедии и рождает в них (и зрителях) ужас и страх.

Гоголь эту мысль разъясняет в написанной им дополнительно "Развязке Ревизора" и вкладывает в уста 1 и 2 –го комедийного актера. Давайте ее послушаем.

Первый комический актер:

- Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе!

Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России. Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас. А ревизор его кто?

Второй комический актер:

- Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется. Потому что по Именному Высшему повеленью он послан. И тогда откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос. Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее".

Обратим внимание на то, как расположены герои на сцене.

В чём необычность позы городничего?

Учитель: Гоголь считал, что общественные пороки – некая проекция недостатков духовного мира человека. Следовательно, прежде должен измениться человек. Очищение внутреннего мира, по Гоголю, возможно только через трагедию: потрясение заставляет человека духовно возродиться.

Учитель: Так социальный конфликт комедии получает философскую трактовку: истоки пороков общества коренятся в духовной организации человека, а не в самой системе.

(“Противостояние божественного начала, нравственного идеала, совести внутри человека, его духовное наполнение Животному началу, потребительскому нутру человека".

Обратимся к эпиграфу, в котором лаконично сформулирована идея комедии и ее основной конфликт. (“Противостояние божественного начала, нравственного идеала, совести внутри человека, животному, смертному началу, потребительскому нутру человека")

Каково место расположения почтмейстера на сцене? Какова его поза?

(Персонаж, превратившийся в вопросительный знак, обратившийся к зрителям, стоит за городничим).

Сформулируйте вопрос, который Гоголь обращает к зрителям и который получает такое аллегорическое воплощение на сцене.

(Учащиеся предлагают свои варианты вопросов).

КАКИМ ТЫ, ЗРИТЕЛЬ (ЧИТАТЕЛЬ), ВСТРЕТИШЬ СУДНЫЙ ДЕНЬ?

Эта линия глубинно духовного пласта пьесы

Учитель: Вот такой сложный вопрос ставит перед нами писатель, заставляя нас задуматься о нашей жизни, наших поступках, наших делах.

А что же ревизор реальный?

Давайте попробуем вывести его на сцену.

Дом. задание: подготовка к контрольной работе (вопросы в тетради)

Сегодня на уроке мы систематизируем и обобщим знания о героях произведения Н.В. Гоголя "Ревизор", раскроем роль финала и смысл эпиграфа комедии.


Идейно-композиционная роль любовной интриги состоит в другом. С ней как бы материализуется, вплотную приближается к чиновникам ещё один мираж — образ Петербурга, вожделенный, манящий. Он становится благодаря мнимому сватовству почти реальностью: семья Сквозняка-Дмухановского чуть ли не переезжает в Петербург, Анна Андреевна мечтает об особом "амбре" в своей комнате, Городничий примеряет через плечо орденскую ленту. Материализованный мираж Петербурга конкретизируется в наивных размышлениях героев.
Образ Петербурга вводится в комедию разными способами. О своем положении в городе рассказывает, завираясь, Хлестаков, образ столицы возникает в его письме к "душе Тряпичкину", о нем мечтают чиновники, своими воспоминаниями о городе делится Осип. Но странное дело, образы вымышленного Петербурга Хлестакова и реального, возникающего в его об­молвках и в письме, почти не отличаются. И в том и в другом случае это город, основанный на страхе, "страхоточивый"город, только в одном случае Хлестакова боится государственный совет, департамент, где при его появ­лении — "просто землетрясенье, все дрожит и трясется, как лист", а в дру­гом случае он сам страшится кондитера, который может оттаскать его за воротник "по поводу съеденных пирожков на счет доходов аглицкого ко­роля ". Точно так же мыслит себе Петербург и Городничий.

Единственный из героев, кто не испытывает страха при упомина­нии о Петербурге, это Осип: он стоит вне чиновничье-бюрократической иерархии, основанной на страхе, и ему нечего бояться.

- Что лежит в основе взаимоотношений в чиновном мире? Презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками — это основа бюрократической машины России. Это узаконенная государ­ственная система создала, сформировала психологию чиновника. Разве можно было вести речь об истинном достоинстве человека, если чин зна­чил все!

- Что, по-вашему, является развязкой комедии? Появление почтмейстера с письмом. И венчает пьесу немая сцена.



Какова же идейно-композиционная роль немой сцены? Одна из самых важных идей "Ревизора" — идея неизбежного ду­ховного возмездия, гроза грядущего нравственного закона, суда кото­рого не сможет избежать ни один человек. Внушение читателю и зрите­лю мысли об этом суде было одной из главных творческих задач писа­теля. Поэтому "немая сцена" обретает широкий символический смысл, почему и не поддается какой-либо однозначной трактовке. Именно поэтому столь разнообразны толкования немой сцены. Ее трактуют как художественно воплощенный образ Страшного суда, перед кото­рым человек не сможет оправдаться ссылками на то, что за всяким ум­ным человеком "водятся грешки"; проводят аналогии между "немой сценой" и картиной Карла Брюллова "Последний день Помпеи", смысл которой сам Гоголь видел в том, что художник обращается на истори­ческом материале к ситуации сильного "кризиса, чувствуемого целою массою". Схожий кризис переживают в минуту потрясения и персона­жи "Ревизора", подобно героям картины Брюллова, когда "вся группа, остановившаяся в минуту удара и выразившая тысячи разных чувств", запечатлена художником в последний момент земного бытия. Уже поз­же, в 1846 г., в драматических отрывках "Развязка "Ревизора" Гоголь предложил совсем иное толкование "немой" сцены". "Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! — говорит Первый комический актер. — Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России. Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас. Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прики­дываться? Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть, которая заста­вит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному Высшему по­веленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос. Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее".

Так или иначе, но появление жандарма, извещающего о прибытии из Петербурга "по именному повелению" ревизора уже настоящего, "поражает как громом всех, — говорится в авторской ремарке. — Звук изумления единодушно излетает из дамских уст; вся группа, вдруг пе­ременивши положение, остается в окаменении".


"Немая сцена" имеет и очень важную композиционную роль. В момент чтения письма уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия, — страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех из­вестие о прибытии истинного ревизора, вновь объединяет людей ужа­сом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают исчерпан­ность героев в их бесплодной погоне за миражом. Именно поэтому нельзя сказать, что чиновники и нового ревизора примут так же, ка Хлестакова: слишком глубока и окончательна их исчерпанность в ми ражной жизни. Это позволяет говорить об окончательном переходе комического в трагическое в "немой сцене".

Итак, подведем итог в работе над пьесой. Перед нами, читателями, прошла жизнь уездного города в прошлом и настоящем. А что ожидает городничего и чиновников в будущем, каждый пьесу допишет по-своему. А теперь постараемся обобщить то, с чем мы познакомились на предыдущих уроках. По вопросу о главных героях комедии Хлестаков и городничим в литературоведении существуют разные мнения.


Н.В. Гоголь, как и В.Г. Белинский, видел в Хлестакове ничтожно­го, пустейшего человека, которого только страх чиновников возвел в ранг влиятельного лица, но нельзя считать его полным ничтожеством. Он ничем не отличается от остальных людей, чиновников уездного го­рода. Сущность его характера - неопределенность, легкость, легкомыс­лие, мечтательность.


Таким образом, все они подобно Сквознику—Дмухановскому, не пропускали того, что плыло в руки, всеми средствами создавали такие условие, чтобы обогащаться; презирали народ и ненавидели честное слово правды. А каковы чиновники высших учреждений, если судить о них по основании того, что говорится в комедии Гоголя? Об этом можно су­дить по диалогу начала первого явления IV действия. Спор ведется лишь о форме вручения взятки, а сама необходимость и естественность такого подношения столичному ревизору никем не оспаривается, все уверены, что так должно быть в благоустроенном государстве.

Класс делится на сцену и зрительный зал, отдельные места (ложа) выделяются для “господ наблюдателей”. На сцене стоит стол и стулья, (для придания колорита эпохи, покрываю его скатертью, ставлю старинный медный подсвечник, самовар, комнатные цветы). Справа или слева стоит вешалка на которой висит фрак (для актёров, играющих Хлестакова), мундир, дамские шляпы, шарфы, шали.

Во время проведения урока учащимся будут задаваться вопросы по содержанию пьесы или вопросы, рассчитанные на знание эпохи. Важно, чтобы каждый отвечающий был отмечен “господами наблюдателями” (я обычно вручаю знатокам банты, по аналогии с наградами Российской Империи)

Вступительное слово учителя.

Добрый день, сегодняшний наш урок необычен. Дело в том, что мы с вами отправляемся в гости к… “Ревизору”. Да, да не удивляйтесь, мы идём в гости к пьесе, которую прочитали на уроках литературы, над содержанием которой работали на протяжении нескольких уроков.

Ваше участие в событиях этого урока будет оценено как ответ на уроке литературы.

  • Можете показать знание текста комедии.
  • Умение разбираться в содержании, в характерах героев.
  • Умение анализировать литературное произведение.
  • Проявите свои актёрские способности.

Я надеюсь, что вы по-иному взглянете на классическое произведение, откроете для себя и в себе что-то новое.

Оценивать Вашу работу сегодня будут “господа критики” (учитель представляет членов жюри, вручает им “ Замечания для господ наблюдателей” см. Приложение № 1)

(Рассказ о первом представлении комедии.

Эту часть урока может вести не только учитель, но и ученики класса, старшеклассники и т.д. Она идёт на фоне мультимединой презентации. Подготовлена по материалам книги Докусова А.М Маранцман В.Г. “Комедия Н.В.Гоголя “Ревизор” в школьном изучении” Ленинград. “Просвещение” 1975 г.)

Чтобы разобраться в особенностях любого литературного произведения, необходимо знать, когда, в какую эпоху оно написано, готовясь к сегодняшнему уроку, вы изучали литературу по творчеству Н.В.Гоголя. В своих поисках вы остановились на книге Докусова А.М и Маранцман В.Г. именно эта книга поможет нам перенестись мысленно в то далёкое время.

- Когда была написана пьеса? (1836, 1842 г. – последнее прижизненное издание)

А знаете ли вы, что Н.В.Гоголь в пьесе указал точную дату событий? Откройте действие 4 явление 3.

- Когда на должность назначен судья Ляпкин Тяпкин? Сколько лет прослужил? (1816 +3+3+3-4 г. =1830–1831 год)

Россия 1830–1831 года. Царствование Николая 1, душителя свобод, время процветания чиновников. Об этом времени говорил М.Ю.Лермонтов “Куда ни взглянешь – красный ворот как шиш торчит перед тобой”.

Но оставим политику, обратимся к театру.

Театр занимал большое место в жизни российских обывателей того времени. Репертуар был примитивный, игрались в основном водевили, фарсы, сколько-нибудь важные проблемы жизни страны, общества в театральных спектаклях не поднимались. Театр был местом, где можно было “на людей посмотреть, себя показать”, весело провести время. Вот как Гоголь писал о театре того времени: “Петербург – большой охотник до театра. Если вы будете гулять по Невскому проспекту в свежее морозное утро… зайдите в это время в сени Александринского театра, вы будете поражены упорным терпением, с которым собравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов, высовывающего одну руку свою из окошка.

…тогда только вы узнаете, в какой степени видна у нас любовь к театру и что же даётся на наших театрах? – какие-нибудь мелодрамы и водевили!”

19 апреля 1836 года в воскресенье, в Александринском театре давалась в первый раз оригинальная (т.е. непереводная наконец-то) комедия в 5 действиях “Ревизор” сочинения Николая Гоголя. Автора её уже знала читающая публика.

Гоголь вышел из своего дома на Малой Морской и отправился в театр. На бледном лице напряжённо горели глаза. Так страшно, если комедию, в которой он решился “собрать в одну кучу всё дурное в России, какое тогда знал, все несправедливости, которые делаются… и за одним разом посмеяться над всем”, примут за весёлый пустячок.

В театре много знакомых В.А.Жуковский, которому Гоголь читал “Ревизора” во дворце, поэт Вяземский. Даже старик Крылов пришёл. Для него новая русская комедия – событие, при котором дома не усидишь.

Но Гоголь минует всех. Его ослепляет зала. Страшит чужая публика. Какое ей дело до уездного городишки и нищей России? Ложи в первых рядах партера сияют звёздами сановников и драгоценностями дам.

В царской ложе Николае 1 с наследником. Только на галёрке теснятся зрители несветского толка.

Но вот пошёл занавес. Началось! Сначала смеялись охотно. Комедия – ведь это смешно. П.В.Анненков так рассказывает о впечатлении замечательнейшего спектакля, когда-либо виденного: “Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах (публика была избранная во всех смыслах)… недоумение это возрастало с каждым актом… совсем другое произошло в 4 акте: смех ещё перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же и пропадавший; аплодисментов почти совсем не было; зато напряжённое внимание, судорожное, усиленное следование за всеми оттенками пьесы, иногда мёртвая тишина показывала, что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей. По окончании акта прежнее недоумение переродилось во всеобщее негодование, которое довершилось пятым актом. Многие вызывали автора потом за то, что написал комедию, другие за то, что виден талант в некоторых сценах, простая публика – за то, что смеялась, но общий голос, слышавшийся по всем сторонам избранной публики, был: “Это невозможность, клевета и фарс”

Царь на представлении комедии много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать её всерьёз. Он отлично понимал, что гнев оказался бы ещё одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры.

Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал и сорвался: “ Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!”

В дальнейшем, желая показать, что комедия Гоголя – лишь выступление против определённых злоупотреблений, которые случайно укрылись от “всевидящего глаза и всеслышащих ушей” правительства, царь даже велел министрам ехать смотреть “Ревизор”: ничего, мол, страшного в пьесе нет. Но цензор Никитенко записал в дневнике: “Впечатление, производимое его комедией, много прибавляет к тем впечатлениям, которые накопляются в умах от существующего у нас порядка вещей”.

Итак, высокопоставленные чиновники Петербурга оскорбились, увидя в пьесе “нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество”

Однако у Гоголя были и доброжелатели. Богач, уральский заводопромышленник, учредивший ежегодную премию в 25000 рублей и передавший право её присуждения Российской Академии Наук, 11мая 1836 года писал секретарю академии Фусу: “Милостивый государь…! Не безызвестно Вам, что цель пожертвования моего… содействовать пользе и славе отечественной на поприще литературном. Поприще сие ныне украшено новым произведением г. Гоголя под названием “Ревизор”. Нельзя не отдать справедливости точнейшему описанию нравов… По живописанию характеров сие сочинение г. Гоголя может считаться образцовым… Мне весьма бы желалось, милостивый государь, чтоб сие творение г. Гоголя было увенчано одною из золотых медалей…”

Но Академия была императорской. В просьбе было отказано. Премия за 1836 год была присуждена полковнику Бобинскому за “Курс верховой езды”.

- Назовите фамилию мецената, заводопромышленника, который желал присудить премию Гоголю за пьесу “Ревизор”. В наше время эта традиция была возрождена. Добавлю, что с именем этого человека связана история металлургии Урала и история нашего города. (Демидов, Демидовская премия)

(Работа над содержанием пьесы, инсценирование отдельных эпизодов)

Обратимся же, наконец, к пьесе непосредственно.

- Кто подарил Н.Гоголю сюжет этой пьесы? (А.С.Пушкин)

“Сделайте же милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию”, - писал Гоголь Пушкину 7 октября 1835 года.

Главные действующие лица этой комедии чиновники уездного города. Вы знаете, что ещё Петром I был составлен документ, который определял иерархию чиновных лиц.

- Назовите этот документ. Определите, какому классу табели о рангах соответствовали чины наших героев. (Эту работу выполняют 2–3 ученика)

Комедия открывается эпиграфом-пословицей. Надо сказать, что к пословицам у Гоголя было особое отношение. Он писал: “ Известно, что, если сумеешь замкнуть речь ловко прибранной пословицей, то сим объяснишь её вдруг народу”.

Эпиграф к “Ревизору” появился только в 1842 году, т.е. спустя шесть лет после выхода “Ревизора”. Эта пословица заключила работу Гоголя над комедией. Эпиграфом Гоголь ответил и на критику комедии.

- Назовите пословицу, которая стала эпиграфом комедии. (На зеркало неча пенять, коли рожа крива)

Обратимся к иллюстрациям и макетам. (учащиеся комментируют иллюстрации и эскизы к пьесе русских художников, свои собственные работы)

- Какой фразой открывается пьеса? (Господа…)

Интересно, Гоголь, работая над пьесой, стремился достигнуть предельной лаконичности и точности. В первоначальном варианте фраза состояла из 90 слов, затем – 45 -32 и, наконец, 15 слов!

Немирович-Данченко отмечал: “ В “Ревизоре” - одна фраза… И пьеса уже начата. Дана фабула и дан главный её импульс – страх”.

- Кто же кого боится? (г. Хлестаков – чиновников, чиновники – Хлестакова)

Обратимся к “Табели о рангах” (ученики сообщают о результатах работы).

Каково! Чиновники 7, 8, 9 ранга испугались какого-то “елистратишку”!

События разворачиваются стремительно! И сейчас, ребята, для вас начнётся самая активная и, на мой взгляд, интересная часть нашего урока. Вы будете инсценировать фрагменты пьесы и по ходу работы оценивать игру одноклассников, делать выводы по содержанию пьесы.

Итак, во имя спасения, что предпринимают чиновники и что из этого следует? (Кормят, поят, возят по городу и, наконец, все приезжают в дом городничего)

Когда страх чиновников достигает своей кульминации? (Сцена вранья)

Великолепная сцена, в которой Хлестаков “расправляет крылья” и достигает высот необозримых.

Когда мы читали пьесу, мы всё время обращали внимание на то, что и герои, и многие поступки, и некоторые факты жизни уездного города N уж очень похожи и близки нашей действительности. Вам было дано задание перенести г. Хлестакова из XIX века в наше время. Как бы зазвучал сегодня его монолог.

Чтение монолога современного Хлестакова.

Первая встреча с мнимым ревизором произошла. Чиновники, страшась последствий, предпринимают ещё одну попытку откупиться. Что они решают? (Дать взятку)

Кто первый дал взятку, каким образом? (Судья Ляпкин-Тяпкин, деньги просто выпали из его рук)

Обратимся к пьесе. Посмотрим, как же всё происходило. Вам будут представлены некоторые сцены комедии, подготовленные вашими одноклассниками. Задача зрителей – определить место эпизода в сюжете пьесы, оценить игру актёров. Вы же, господа актёры, не забывайте, зачем пришли чиновники к Хлестакову. Проследите, как растут его запросы, как на глазах наглеет г. Хлестаков.

(Учащиеся инсценируют 3, 4, 5, 6, 7 явления 4 действия)

А вот каков Хлестаков в общении с дамам!

(Инсценирование 12 явления 4 действия)

Как бы ни был Хлестаков приглуповат, но и он понимает, что зашёл слишком далеко.

- Кто заставляет его уехать из города от греха подальше и чем заманивает? (Осип. “…а лошади тут славные; как бы закатили! Так бы право закатили славно! А лошадей бы важных дали”.)

- Уезжает Хлестаков, и на вершине “лестницы славы” оказывается городничий. Куда он взлетает в своих мечтах? (Со временем в генералы, орден Андрея Первозданного 1 степени…)

(Инсценирование 1 явления 5 действия)

А о каких двух “рыбицах” он мечтает? (Корюшка и ряпушка)

Но в отличие от Хлестакова городничий оказывается с позором свергнутым с этой высоты! Кто виноват? (Сам Хлестаков, написавший письмо “душе Тряпичкину)

Завершает пьесу блистательная “немая сцена”. Приглашаю всех актёров. (Учитель зачитывает последнюю ремарку из пьесы, а учащиеся принимают соответствующие позы.)

Наша встреча подошла к концу, благодарю всех, кто побывал в гостях у “Ревизора”. Пора и честь знать.

(Подведение итогов, выступление “господ наблюдателей”, выставление оценок, вручение почётных “бантов”, представление макетов, иллюстраций, обращение к выставке литературы.)

Выбирая фрагменты пьесы для инсценирования, я исходила из того, что на уроках по изучению пьесы достаточно подробно останавливалась на анализе ключевых эпизодов, поэтому на завершающем уроке я хотела бы заострить внимание на моментах, которые остались без внимания и которые дают возможность глубже проникнуть в суть пьесы и помогают наиболее ярко раскрыть характеры героев. При разработке этого урока я учитывала возможности учащихся, их способности и желания.

Читайте также: