Вместе безопаснее 3 класс конспект экология

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока Создание методических условий, ориентированных на формирование экологической культуры подрастающего поколения, активной гражданской позиции по сохранению среды обитания и здоровья человека

Задачи направленные на достижение личностных результатов:

1. Способствовать осознанию детьми проблемы экологической безопасности дома, школы, города, страны, мира.

направленные на достижение метапредметных результатов:

3. Развивать коммуникативную культуру учащихся через организацию содержательного учебного диалога в процессе обсуждения проектов конференции.

4. Формировать умения самостоятельно приобретать знания, осуществлять исследовательскую, информационно-учебную деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.

направленные на достижение предметных результатов:

- индивидуальная исследовательская деятельность (в процессе самостоятельной подготовки проектов);

Результативность проведенной урока для ее участников

• Осознание личной и общественной значимости природоохранной деятельности человека с целью обеспечения экологической безопасности.

• Способность к анализу конкретной жизненной ситуации, проблемы.

• Умение видеть противоречия и проблемы.

• Умение работать с текстом с помощью его маркировки, различными приемами фиксации прочитанного (услышанного).

• Способность к самоанализу и рефлексии.

• Способность аккумулировать и передать свой опыт, использовать опыт деятельности других.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс

1. Личностные УУД:

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

2. Регулятивные УУД:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

3. Познавательные УУД:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

4. Коммуникативые УУД:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока

- Информационная (умение представлять результаты данных в виде простейших таблиц, слайд-презентаций)

- Учебно-познавательная (умение находить и применять информацию)

- Коммуникативная (умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения (в том числе, пробы общения в сети Интернет; умение презентовать свои достижения)

- Социальная (способность критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат)

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуй, планета Земля. Здравствуйте, дети. Здравствуйте леса и горы. Здравствуйте, птицы и звери.

- Если бы вот так человек каждый день здоровался со всеми, то наша планета, наш дом, была бы счастлива.

- Перед вами человек. Счастлив ли он?

- Почему? Что нужно помнить, чтобы не случилась беда?

…На прошлом уроке мы с вами говорили об опасности для жизни, которую несет в себе молния.

Вспомним правила, чего нельзя делать во время грозы. Разместите слово нельзя там, где вы считаете нужным – 1 ученик у доски.

– Что нужно делать, чтобы не отравиться опасными растениями и грибами?

– Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с кошкой и собакой?

III. Выход на тему урока и постановка учебной задачи (фрагмент урока, видеозапись, начинает звучать музыка.

- Посмотрите на лицо этого человека. Здоров ли он?

- Что нужно человеку, чтобы быть здоровым?

- Обобщите эти понятия и назовите одним словосочетанием. Слайд 2

- Как называется наука, которая учит бережному отношению к окружающей среде?

- Значит, о какой безопасности пойдет речь?

- Сформулируйте тему урока. Проверим ваши предположения по учебнику (стр. 31)

- А сейчас продолжите мою мысль: Если человек нездоров, значит, нездорова …

- Да, к сожалению, окружающая среда иногда может быть для человека опасной

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. (Открыли глаза.) Это – Земля. (появляется глобус)

Рассмотрите панно (изображение Земли). Это кусочек нашей Земли. На полянке радуются дети. Чем бы вы украсили полянку? (цветы, деревья. птицы., один ученик украшает панно, а второй читает стихотворение.)

– Самая прекрасная, родная,

Разноцветная, веселая, живая,

Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы не жили на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья,

Мы, Земля, с тобой одна семья

У: – Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.

– Люди, к сожалению, сами, своими руками загрязняют окружающую среду: воздух, воду и почву.

IV. Работа над темой урока

– Как происходит загрязнение окружающей среды? Слайд 3,4,5

- Чья здесь вина? … Слайд 6

- Существует два источника загрязнения: естественный и искусственный. Естественный - это вулканы, лесные пожары, пыльные бури, выветривание. Источником искусственного загрязнения является человек, вернее, продукты его деятельности.

Разуваева Лиза:

В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей. Так, например. В Москве выбросы от автотранспорта превысили 800 тысяч тонн в год. Это 70% от общего количества загрязняющих веществ. Поступающих в атмосферу города за год. Нетрудно подсчитать, что за год выбрасывается более 1 миллиона тонн вредных веществ.

Кулик Соня:

Особенно опасны для жизни и здоровья людей радиоактивные осадки. Это пыль и капельки влаги, которые приносятся ветром с территории, где происходит испытание ядерного оружия или произошли аварии на атомных электростанциях. Например в Чернобыле, в Японии, после цунами 11 марта 2011 года.

Савельев Илья:

Что сегодня происходит с водоемами? Они загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Соли различных метало попадают в водоёмы, и их поглощают водные растения. Далее по цепочке питания они поступают к растительным животным, затем – к хищным.

У: Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения. Слайд 8.

Что ещё наносит вред нашему организму? (некачественные продукты питания)

Прочитайте статью в учебнике на странице 35. (Конечно мы не знаем, какое мясо пошло на изготовление колбасы, которую мы купили в магазине. Но не собирать грибы и ягоды около автомобильных дорог и не покупать продукты с рук мы можем)

- Работаем следующим образом: на столах лежат условные ответы. Ваша задача, отобрать те из них, которые говорят о правилах личной экологической безопасности по вашей теме. Если какого-то ответа не хватает, можете дописать его самостоятельно.

- Служба надзора следит за работой остальных групп и дает рекомендации. Проверка.

Дети: - Мы считаем, что для того, чтобы защититься от грязного воздуха, нужно…

1. Передвигаться где нет транспортных средств или их движение ограничено.

2. Не останавливаться возле автомобиля с работающим двигателем

3. Не курить и не стоять около курящего человека.

- У остальных групп есть дополнения? Служба надзора, согласны? Что вы можете сказать о воздухе нашего города?

Аналогично проводится работа со 2 и 3 группой.

1. Не пить воду из загрязнённых водоёмов.

2. Не купаться в загрязнённых водоёмах

3. Очищать воду с помощью бытового фильтра или покупать чистую воду в бутылках

1. Не собирать грибы и ягоды недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий

2. Тщательно мыть овощи и фрукты

3. Не ешь рыбу, выловленную из загрязнённой реки.

У нас в гостях специалист по изучению экологии нашего города Лебедев Артём. Предоставим ему слово (Проект)

I V. Ф И З М И Н У Т К А

Ты нам солнышко свети, (руки вверх)

Ты росиночка блести (присели, руки в стороны)

Ты цветочком расцветай! (поворот влево, развели руками)

Ты ягодкой поспевай, (руки опускают плавно сверху вниз)

Ты радугой загорай (описали полукруг в воздухе)

Ты грибочком подрастай (собирают грибы)

А ты ветер погуляй (руки вверх, качают руками)

Ты травушкой поиграй (руки перед собой, качают влево, вправо)

С песней птицу разбуди (руки вверх)

Зайцу бодрость подари (прыжки).

V. Первичное закрепление

- Итак, мы составили правила личной экологической безопасности. Если человек будет их соблюдать, каким он будет?

- Чтобы сберечь наш общий дом, должно потрудиться все человечество. Давайте мы попробуем рассказать людям, какой должна быть наша Земля. Работаем по группам.

- Подведем итог. Вспомните, какие цели мы ставили сегодня на урок. Достигли ли вы этих целей?

- Закончите свою самооценку. Поставьте себе отметку за урок, а потом свою отметку поставлю вам я.

- Ну а теперь давайте посмотрим, какая будет наша планета, если мы о ней позаботимся.

- Дома еще раз внимательно прочитайте стр. 31-36 учебника. Ответьте на вопросы.

- И по желанию: ученые установили связь между чистотой воздуха и количеством лишайников на стволах деревьев. Чем чище воздух, тем больше лишайников. Поэтому вы можете исследовать деревья своего микрорайона и сделать выводы о чистоте воздуха.

VII. Подведение итогов дня на Дереве успехов

- Если вы неплохо поработали, но что - то не получилось, то прикрепите к ветке цветок.

- Ну а если ваша работа сегодня вас не радует, настроение не очень хорошее, но вы не отчаиваетесь и завтра постараетесь все выполнить

на отлично, то прикрепите зеленый листок. Завтра все обязательно получится.

Самоанализ урока по окружающему миру

Перед собой ставила цель:

-сформировать у учащихся понятия об экологической безопасности, о цепи загрязнения; дать представление о взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы;

- развивать операции логического мышления : анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; создать благоприятные условия для изучения новой темы за счёт использования информационных технологий и методов обучения;

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Были поставлены цели для учащихся:

- понятия экологической безопасности, цепи загрязнения.

- читать и слушать, извлекая нужную информацию; самостоятельно её находить в материалах учебника, дополнительной литературе;

- уметь рассуждать, доказывать, работать в группе.

Поставленные задачи старалась реализовать через деятельностный подход, т. е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, для этого использовала занимательный материал- видеосюжет, беседу, подвела учащихся к тому, что они должны узнать и уметь по данной теме.

На этапе изучения нового материала в ходе групповой работы учащиеся пришли к выводу, что загрязняющие вещества движутся по цепочке: человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются.

Для того, чтобы выявить, как были реализованы образовательные задачи на учебном занятии, провела проверку через самостоятельную работу (составление правил личной экологической безопасности)

Главная моя задача – развитие и воспитание, а также, развитие положительной мотивации к учебной деятельности. Я построила свой урок так, чтобы он был интересным, чтобы у детей не пропала мотивация к учению. В конце урока была проведена рефлексия, была возможность спокойно подвести итог урока и объяснить домашнее задание

Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.

В уроке использован межпредметный подход (изобразительное искусство, музыка, чтение).

Думаю, что дети тему усвоили, поставленные задачи реализованы.

В течение урока была организована работа по формированию УУД, а именно:

личностные УУД – положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, способность к самооценке своих действий;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;

познавательные – читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно её находить в материалах учебника, дополнительной литературе, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы;

коммуникативные – вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Надпредметная компетентность: осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение.

Думаю, что на уроке был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, взаимодополнения, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика, оказывала ученикам различные виды поддержки: валеологическую, психологическую, педагогическую; содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных особенностей.

Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.

ВложениеРазмер
konspekt_otkrytyy_urok_okruzh._mir_ekologicheskaya_bezopasnost.doc 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оборудование: Карточки с правилами соблюдения экологической

I. Организационный момент.

Учитель: - Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. (Дети открывают глаза. Анимация земного шара.)

-Что подразумевается под всем живым?

(Это все животные и растения, т.е. то, что мы называем живая природа .)

-На Земле живут разные существа. Это люди, животные, насекомые, птицы, рыбы, моллюски и другие. (Показ анимации) Всего несколько миллионов видов живых существ населяют нашу планету. А растений на Земле около 500 000 видов.

II. Повторение пройденного.

Учитель: - Что необходимо для жизни и без чего она невозможна? Вспомним об этом, отгадав кроссворд.

  1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле. (Солнце)
  2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях. (Вода)
  3. Плодородный слой Земли. (Почва)
  4. Смесь газов. (Воздух)

Дети предлагают свои ответы. В качестве проверки на экране появляются записи.

Учитель: - Кто правильно ответил на все вопросы?

Учитель: Вода, воздух, почва – это всё окружающая нас среда .

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли,

И нисколько не устали!

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Человек взаимодействует со всем, что его окружает на Земле, и использует и воду, и воздух, и почву, и животных, и растения для своей пользы.

Человек должен знать, как, пользуясь всем, чем богата Земля, не навредить ей. Помочь человеку в этом должна наука экология .

Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…

На экране появляется запись: SOS! SOS! SOS!

тонущих кораблей. Всякий, услышавший его, на каком бы языке не говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении.

Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Все чаще звучит в природе SOS! SOS!

Вот какие сигналы SOS пришли сегодня в наш класс на урок. Определите, кто мог их послать. (на экране слайды-отгадки)

  • Мы – первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего. Все равно сломают. Помогите нам! Ваши зеленые друзья. ( Ива, Черемуха, Лесная Сирень.)
  • Помогите! Люди нас рвут, совсем не жалея. Сорванные, мы быстро вянем, а, оставаясь в природе, мы могли бы долго радовать вас. ( Цветы . Слайд: люди с охапками цветов.)
  • Люди, остановитесь, одумайтесь! Вы вырубаете нас, оголяете землю, превращаете ее в пустыню, это лишает ее влаги. Земля иссыхает. ( Деревья. Слайд: вырубка леса.)
  • Люди, пощадите! Из-за вашего вмешательства с целью покорить природу, скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка…, ведь кроме вас, меня подстерегают и другие опасности! ( Земля. Слайд: распашка новых земель.)
  • Мне тяжело дышать. Меня загрязняют мусором, который не разлагается. Это и целлофан, и пластиковые бутылки и разные ядохимикаты. Помогите! ( Почва . Слайд: мусорные свалки.)

Учитель: - В чём в лесу могут накопиться ядохимикаты?

( В ягодах, грибах, целебных травах)

  • Выросла я на лесной полянке стройная и кудрявая. В густых моих ветвях поселились птицы. Однажды пришли на поляну ребята, подошли ко мне, взмахнули топором, и заплакала я прозрачными капельками душистого сока. До осени далеко, но на мне уже появились желтые листья. Помогите! ( Береза. Слайд: берёза.)
  • ( Слайд: пожар .) Помогите! Погибаем! Сильно тянет гарью. Поднялся ветер. Дым густеет. Его уже несет белой пеленой, он затягивает кусты. Огонь идет прямо на нас. Ветер переходит на ураган. Огонь гонит по земле с неслыханной скоростью. Уже слышен широкий гул и треск пламени. Воздух заполнился гарью. Жаркий ураган дует без передышки. Смола, стекавшая по нашим стволам, превратилась в янтарные капли слез! ( Деревья-сосны .) (Слайд: лес после пожара)

Учитель: - А как по вине человека может возникнуть пожар в лесу?

( Если он не затушит костёр. )

V. Постановка проблемы. Определение темы и целей урока.

  • Послушайте стихотворение и подумайте, а не было ли такого с вами?

Мы приехали на речку Мы прошли, конечно, мимо…

Воскресенье провести, - Эй, ребята! – крикнул Дима –

А свободного местечка вот местечко хоть куда!

Возле речки не найти! Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж!

Тут сидят и там сидят! Распаковывай багаж!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, Мы купались, загорали,

Сотни взрослых и ребят. Жгли костёр, в футбол играли –

Веселились, как могли!

Мы по берегу пошли Пили квас, консервы ели,

И поляночку нашли. Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

Но на солнечной полянке

Тут и там – пустые банки, И остались на полянке

И, как будто нам назло, У потухшего костра:

Даже битое стекло! Две разбитых наши склянки,

Две размокшие баранки –

Мы по бережку прошли, Словом, мусора гора!

Место новое нашли.

Мы приехали на речку

Но и здесь до нас сидели; Понедельник провести,

Жгли костры, бумагу жгли – Только чистого местечка

Тоже пили, тоже ели, Возле речки не найти!

Насорили и ушли!

(Слайд: загрязнённые берега реки)

они сказываются на нашей экологической

безопасности, т.е. на здоровье человека?

VI. Поиск решения.

Учитель: - Экологические опасности могут подстерегать человека не только

в лесу. Из леса возвратимся в город.

(Показ слайда: город)

Рассмотрите и назовите причины загрязнения окружающей среды в городе и как загрязнённые вещества поступают в организм человека.

(Загрязнённая вода от промышленных предприятий стекает в реки или другие водоёмы, откуда человек берёт воду для своих нужд, рыбу для еды; воду могут загрязнять и нефтяные стоки, а также мытьё личного транспорта; гниющий по берегам водоёмов мусор выделяет ядовитые вещества, они также попадают в воду; фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли, воздух загрязняется и от выхлопных газов автомобилей, которые мы вдыхаем в себя; на загрязнённых мусором улицах появляются тысячи мух, которые заражаясь сами, садятся на пищевые продукты и человек может заразиться и заболеть большим количеством болезней_ выхлопными газами могут быть заражены растения возле шоссейных дорог, которые человек тоже может применить в пищу).

Учитель: - Всё это верно, молодцы. А теперь с пыльных улиц города

вернёмся домой. Может быть, здесь мы находимся в

( Показ слайда: квартира)

  • Рассмотрите и скажите, всё ли в порядке или вам что-то не

(Везде пыль, мусор, немытая посуда, мухи вьются над неубранными остатками пищи, ползают тараканы, закрытые форточки: свежий воздух не попадает в квартиру, из крана льётся грязная вода.)

Учитель: - Итак, мы рассмотрели различные пути попадания вредных

веществ в организм человека, экологически опасных для его здоровья.

Составьте любые цепи загрязнения.

(фабрика – воздух – дыхание, автомобиль – грибы- пища, пожар в лесу- гибель деревьев – недостаток кислорода и т.д.)

Мы похлопаем в ладоши

Наши ножки постучали

По коленочкам ударим

Наши ручки поднимайтесь

VIII. Выражение решения.

Работа в группах. Класс делится на 3 группы. Каждой группе выдаётся листок. Дети должны выбрать ответы на вопрос: «Как защититься от загрязнения воздуха, воды и почвы?

I группе: в природе;

II группе: в городе;

III группе: в собственной квартире.

Выбранные ответы обвести в кружочек.

Проверка: дети зачитывают ответы и на слайдах появляется подтверждение.

Учитель: - Что такое экологическая безопасность?

( На слайде - ответ на этот вопрос) Чтение хором .

Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. Каждому из нас нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.

- С каждым годом на Земле остаётся всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве.

За последние 10 лет во всём мире создана сеть заповедников нового типа – биосферных. Эти заповедники международного класса, в них ведутся наблюдения за состоянием окружающей среды во всех странах.

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц

Ради нескольких яиц,

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы.

Травку не топтали,

Рек не загрязняли!

Все старательно с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём и ты, и я!

X. Домашнее задание.

Учебник с . 29- 34.

Если останется время:

- С каждым годом на Земле остаётся всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве.

За последние 10 лет во всём мире создана сеть заповедников нового типа – биосферных. Эти заповедники международного класса, в них ведутся наблюдения за состоянием окружающей среды во всех странах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

– Сядьте поудобнее, расслабьте плечи. Дыхание ровное и спокойное. Глазки посмотрели вверх, вниз, вправо, влево. Закройте глазки.

– А теперь представьте, что вы – цветок, а ваши ладошки – бутоны. Откройте глазки…

СЛАЙД 1. (Видеофрагмент.) Приложение 1

Наш цветочек медленно раскрывается… и стал таким красивым цветком.

– Какое настроение вызывает у вас это цветок?

- А испытываете ли вы это настроение, когда отдыхаете на природе?

– Что вызывает вашу радость? (ответы детей)

II. Проверка домашнего задания

- Но мы знаем, что на природе не всегда безопасно. Какие правила безопасности необходимо соблюдать? Давайте проверим домашнее задание.

- Кто желает объяснить свои условные знаки?

Посмотрите, какая замечательная выставка знаков безопасного поведения на природе у нас получилась!

- А как вы думаете, существуют или нет опасности для человека в городе, в деревне?

- Где безопаснее? В деревне или в городе?

- Да, вы правы, в деревне безопаснее.

Давайте посмотрим на фотографии и докажем, что жить в городе для человека намнОго опаснее.

СЛАЙД 2. (фабрика, сточные воды, грибы ягоды возле свалки, выхлопы машин и т.д.)

- Что вы видите? (Ответы детей)

Это всё то, отчего загрязняется окружающая среда, наш общий дом – планета Земля.

СЛАЙД №3- Природа переживает немалые потрясения. Часто звучат слова:

ЭКОЛОГИ БЬЮТ ТРЕВОГУ!

- Эти явления изучает наука …

Может, кто знает, как называется эта наука?

- Образуйте от слова экология прилагательное, свяжите его со словом безопасность и назовите тему урока.

СЛАЙД 5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

- Посмотрите, сколько у вас мнений. Кто же прав?

- Где мы можем проверить, правильно ли мы думаем?

(читают определение в учебнике)

СЛАЙД 6. Экологическая безопасность – это защита человека от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.

СЛАЙД 7.- А каким образом окружающая среда воздействует на человека? Как вредные вещества проникают в организм?

А чтобы ответить на эти вопросы выполните задание в парах в РТ на с.20 №2.

Проверьте по учебнику.

СЛАЙД 8. - Вредные вещества поступают в организм человека через воздух, воду и продукты питания.


- Назовите источники загрязнения воздуха, воды, продуктов питания?

Что загрязняет воздух, воду и продукты питания?

Дети: - Промышленные предприятия, транспорт, мусор…

Учитель: - Назовите возможные источники загрязнения в нашей деревне, в нашем городе Сарапуле.

СЛАЙД 9. Дети: - Дым из печей, выхлопные газы, предприятия (ТЭЦ, Кондитерская фабрика, котельные и т.д.)

- Чему будем учиться на уроке? Какова наша цель? (Как защититься от вредных веществ, чтобы сохранить свое здоровье)

СЛАЙД 10. Ролик (электронное приложение к учебнику)

- В учебнике на с.31 проследите по рисунку цепь загрязнения и составьте рассказ о том, как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье человека.

СЛАЙД 11. Дети: - Предприятие выбрасывало отходы в реку. Река стала грязной. Рыбак поймал рыбу в этой реке, приготовил обед, наелся и заболел, потому что в организм человека попали вредные вещества.

Учитель: - Как двигались вредные вещества?

Дети: - Друг за другом. Движутся по цепочке.

Учитель: - Поэтому и называется цепь загрязнения.


СЛАЙД 12. - А сейчас поработайте в группах и составьте свои цепи загрязнения из предложенных картинок.

1. Грибы росли у дороги, на них попали выхлопные газы машин, их собрал грибник, приготовил еду и отравился. В итоге, в больницу попал.

2. Завод выбрасывает в воздух загрязняющие вещества, человек дышит этим воздухом и у него аллергия (отравление). В итоге, в больницу.

Давайте отдохнем и поиграем. Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Плохо)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Плохо)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Хорошо)

Если ветку подвяжу

Колышек поставлю? (Хорошо)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (Плохо)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Хорошо)

Я люблю свою природу,

- Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества.

Учитель: - Можно ли при этом оставаться здоровым?

Учитель: - Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

- Чтобы узнать, как можно защитить себя от вредных веществ я предлагаю вам поработать в группах и составить памятки экологической безопасности. СЛАЙД 13. Каждая группа получает свое задание.

На выполнение 5 минут.

1 группа. Как защититься от загрязненного воздуха.

2 группа. Как защититься от загрязненной воды.

(Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания) д/з

- Есть такое устройство, называется бытовой фильтр.

- А кто из вас видел бытовой фильтр? Поднимите руки.

Его можно купить в магазине и очищать с его помощью воду.

СЛАЙД 14. Состоит из резервуара, крышки, картриджа.

- Я сегодня вам его принесла

Запомните, из чего он состоит.

-А кто пользовался им? Кто может объяснить, как работает бытовой фильтр?

Пользоваться им очень просто (показ)

- Ребята, вспомните признаки воды, пригодной для питья. Назовите.

Вода не имеет цвета, запаха и вкуса.

- Посмотрите и скажите, вот эту воду можно пить? (вода в стакане неочищ.)

- Какая она? (имеет желтоватый оттенок, легкий запах хлора и имеет привкус)

- Вы бы стали такую воду пить?

Давайте ее очистим с помощью бытового фильтра и сравним.

- Какая вода стала? (стала прозрачной, пропал запах хлора и без привкуса)

- Какой вывод можем сделать?

СЛАЙД 15. Вода, пропущенная через бытовой фильтр, стала заметно чище.

Контроль (тест)

- Настало время проверить насколько хорошо вы поработали на уроке.

Выполните тест по теме. (Выполняют тест)

СЛАЙД 16. Меняемся листочками. Теперь проверяем (если есть время, то разбираем, если нет, то вывожу на слайд)

Выставьте отметки в дневник

- Что нового узнали на уроке?

- Что такое экологическая безопасность? (расклеить на стены)

- Какие правила экологической безопасности вы будете выполнять?

СЛАЙД 17. Домашнее задание

с. 3 – 36, уделить внимание терминам (выделенным словам), правилам, прочитать выводы в конце каждого параграфа

2. РТ с.21 №3 (памятка)

СЛАЙД 18. Незаконченное предложение

СЛАЙД 19. Молодцы! (смайлики)

СЛАЙД 20. - Кто принял решение для себя всегда выполнять правила экологической безопасности – прикрепите смайлик зеленого цвета, кто не уверен, что будет полностью выполнять эти правила, ваш смайлик желтого цвета, для тех, кто решил, вообще не подчинятся правилам, для вас красные смайлики.

(Учащиеся прикрепляют смайлики).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УСТЬ-САРАПУЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. В.И.АГАШИНА


Цель: составление и изучение правил экологической безопасности в повседневной жизни.

Содержимое разработки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Изучение правил экологической безопасности в повседневной жизни

Образовательные: формировать у учащихся понятие об экологической безопасности, дать представление о взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы, привлечь внимание к экологическим проблемам.

Развивающие: развивать умение работать в группе, в команде, создавать атмосферу сотрудничества, развивать коммуникативные навыки, формировать культуру общения;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, экологическую

Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, способности к самооценке своих действий.

Регулятивные УУД:

- способность к организации деятельности (самоконтроль);

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей по плану;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Коммуникативные УУД:

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить речевые высказывания;

- вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Познавательные УУД:

- умение читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно её находить в материалах учебника, дополнительной литературе, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

Планируемые результаты

Знать: правила экологической безопасности в повседневной жизни, устройство бытового фильтра.

Уметь: определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты; на здоровье и безопасность человека; пользоваться бытовым фильтром для очистки воды.

Основные понятия

Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр

2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

3.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

4.Первичное усвоение новых знаний.

6.Первичная проверка понимания.

7. Закрепление изученного материала.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки

Проверка готовности рабочего места.

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

Прошу за работу тихонько садиться.

Меня зовут Жанна Николаевна.

Я проведу урок окружающего мира.

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

Личностные: Самоопределение

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала.

-Как вы думаете, почему?

Правильно, в современном мире происходит загрязнение окружающей среды.

Учёные - экологи думают о том, как сделать нашу планету чище, а жизнь на ней безопасней.

Как называется наука о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой?

- Кто такие экологи?

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Безопасность человека от загрязнений окружающей среды имеет своё название.

Как она называется? (Экологическая безопасность)

Экологическая безопасность. Это и есть тема нашего урока.

Серьезные проблемы сегодня мы будем решать:

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Экологическая безопасность – это важно или нет?”.

- Как вы думаете, ребята, экологическая безопасность – это актуальная проблема?

- Верно. Ведь даже президент РФ объявил 2017 год – Годом Экологии.

- Сегодня нам предстоит ответить на три очень важных вопроса для всех людей. Как защититься человеку от…….

Как защититься от загрязнённого воздуха?

Как защититься от загрязнённой воды?

Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания?

Я предлагаю вам сегодня побыть в роли юных экологов.

Формулировка темы урока детьми.

Организация постановки цели урока детьми.

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Что является источником загрязнения окружающей среды? (фабрики, заводы, мусор).

- Куда попадают вредные вещества? (в воздух, воду, почву)

- Куда попадают вредные вещества из окружающей среды?

Из воздуха, воды, почвы загрязняющие вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Эта цепь называется цепью загрязнения.

-Можно ли при этом оставаться здоровым?

- Как же обезопасить себя?

Нужно знать и соблюдать правила экологической безопасности.

Участвуют в работе по изучению нового материала.

Установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Физ. минутка.

- Если ты не рвёшь больших букетов, то хлопни в ладоши над головой.

- Если ты никогда не оставляешь мусор в лесу, то топни ногой.

- Если ты сажаешь цветы, деревья, то подними руку.

- Если ты не ломаешь веток, то прыгни.

- Если тебе нравятся цветы, то улыбнись.

- Если в твою комнату залетел шмель, ты выпускаешь его на волю, то махни рукой.

- Если ты считаешь, что каждый человек должен заботиться о природе – протяни своим соседями руки.

Вот такими дружными мы должны быть, что бы сберечь природу.

Формирование первичных умений на основе самоконтроля.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

6.Первичная проверка понимания.

- Как вы думаете, город Волгодонск является экологически чистым?

- Какие предприятия могут наносить вред окружающей среде?

- Ребята, что мы можем сделать для спасения природы?

Учитель называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята хлопают в ладоши.

Охота на редких животных.

Строительство очистных сооружений на заводах.

Разведение костров в лесу.

Выброс дыма заводами.

Выброс газов автомобилями.

Уход за комнатными растениями.

Личностные УУД:

- формировать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, способности к самооценке своих действий.

7.Закрепление изученного материала.

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок

- Вы будете составлять правила экологической безопасности, работая в группах.

Вспомним правила работы в группе. Дети читают по 1 правилу.

1.Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

Четвертая группа (экологическая служба) познакомит нас с устройством бытового фильтра для очистки воды.

-Пожалуйста, сейчас распределите, кто в вашей группе будет командир, кто будет писать, и кто представлять составленные правила. На это даю вам полминутки.

Время пошло. Стоп.

Командиры подойдите ко мне, вы будете исполнять роль руководителя экологической группы. (Надеть шапочки)

А теперь послушайте инструкцию по работе:

У вас на столах учебники. Каждый берёт учебник, открывает по закладке. Находите текст, соответствующий вашему вопросу. Читаете. Далее обсуждаете и составляете правила экологической безопасности. На работу вам 5 минут. Затем 1 ученик от каждой группы представляет правила экологической безопасности по своей теме.

Вам понятно, что делать? Приступайте, время пошло.

(Учитель контролирует работу групп и время)

Итак, пожалуйста, первая группа.

Ребята, у вас есть вопросы в первой группе.

Ребята, вы все отлично справились с работой.

Поднимите руки, кому понятны все эти правила.

- Их сложно соблюдать?

- А для чего же надо соблюдать человеку правила экологической безопасности?

Молодцы, правильно, чтобы не навредить своему здоровью, чтобы быть здоровыми и сохранить нашу планету от экологической катастрофы.

Читайте также: