Витраж конспект урока по изо 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

-сформировать навыки работы над имитацией техники витража.

-создание условий для формирования эстетического вкуса.

Материалы и инструменты : картон,нож,клей,цветная бумага.

Орг. Момент (Проверка готовности к уроку)

Мы в течение целого года изучаем с вами декоративно-прикладное искусство.

-Что-же такое декоративно-прикладное искусство?

(Умение художественно украсить любую вещь,применяемую в быту,дать ей особое звучание,оформить её.)

-Правильно. Мы живём в окружении самых разных предметов,встречаемся с ними и на улице,и дома.Среди этого многообразия есть предметы,которых удостоил особым вниманием художник: они искусно украшены,нарядны и по-своему неповторимы.Эти художественныепредметы относятся к области декоративно-прикладного искусства. В сочетании слов декоративно-прикладное искусство,главное слово декор,что значит украшение,имеет несомненное отличие ,от других видов изо искусства.

-Как –же создают художественный образ мастера?

(Художник прикладник,создавая сой художественный образ,прежде всего,знает художественные особенности материала,с которым он работает.Единичные авторские художественные произведения,в которых проявлена творческая индивидуальность,предназначаются не только для выставочного показа и являются произведениями декоративного искусства)

-Они приходят в наш дом .Поиски нового языка,нового стиля в декоративно-прикладном искусстве,как и в других видах искусства,не замыкаются в традиционных рамках.

-Декоративно-прикладное искусство может быть молодым и современным?

(Конечно.Язык современного ДПИ богат и разнообразен,его материалы пластмасса,стекло,нитки даже бытовой мусор,который можно преобразить.Оно будет существовать до тех пор,пока будет существовать потребность в изящных формах,в постоянной художественной внешности,где любой предмет стакан,и ложка, и стол,ткань,ваза,и книга и так до последнего предмета будет значителен и интересен по мысли и по форме.)

-Мы с вами изучили много промыслов и ремёсел.На прошлом уроке изучали батик.Что такое батик?

(Батик это искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява.Ещё до производства первых тканей малайцы наносили на предметы,в частности на кору,снятую с дерева,узоры с помощью расплавленного воска диких пчёл,а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.)

-Сегодня мы познакомимся с современным декоративным искусством с витражом.

-Что же такое витраж?

(Художественный витраж,старинная разновидность монументального искусства-картины из цветного стекла,пропускающий свет.Их вставляют в оконные проёмы,превращают в подсвеченные декоративные панно,монтируют в дверные полотна,решётки.)

(Витражами украшают световые фонари потолков,створки ширм,столешницы,а ещё абажуры ламп,ведь цветное стекло оживает только тогда,когда его пронизывает свет.)

-Витраж от лат.-стекло.Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция .

Витраж как предмет искусства уникален,дорог и долговечен.Как долговечно его стекло.

Если декоративная работа имеет большие размеры и предназначена для украшения здания,то это произведение относится к монументальному искусству.Монументальные произведения-это живописные произведения большого размера,которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи.

Во все времена самыми роскошными,нарядными окнами были окна в виде витражей.Когда сквозь высокие проёмы окон проникают солнечные лучи ,витражи-картины,витражи-узоры как будто вспыхивают ,загораются ярким цветом,начинают светиться преображая внутреннее пространство,наполняя фантастической игрой цветного света.

Витраж выглядит как стеклянная мозаика.Куски цветных стёкл крепятся в металлических переплётах специальной сквозной рамы-каркаса,или так называемой арматуры,а иногда скрепляются цементом.Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и чёрная контурная линия,превратившись в диковинный узор.

- Последнее время талантливые художники разработали новую технику: вместо тонких стёкл берут толстые –от 5 до 25см толщины. Такие стёкла по формату и цвету,заданному художником,отливаются прямо на стекольном заводе и присылаются в мастерскую,где составляется витраж.Скрепляют их проволочной арматурой и пласцементом-новым,очень прочным материалом.Витражи из толстых стёкл не вставляют в рамы окон.Они укрепляются на специальных конструкциях прямо на полу или стене с электрическим подсветом сзади. Техника такой работы и материал не терпят мелочей,подсказывают темы величественные и глубокие,созвучные нашей эпохе.

-Что нужно чтобы стать художником-декоратором?

Важны в работе ум и чувства

В труде двойное естество

Преображается в искусство,

И нет тогда ему границ.

И совершенству нет предела,

Не оторвать тогда от дела

Ни мастеров,ни мастериц,

Их вдохновение безмерно,

Глаза их пламенем горят

Они работают? Неверно.Они творят! (Д.Бедный)

Практическое задание. Создание эскиза витража с помощью картона и цветной бумаги.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы :

1.С каким видом ДПИ мы с вами познакомились на уроке?

2.Где можно использовать витражи?

3.Для чего используют витраж современные архитекторы?

Методическая разработка к практическому заданию.

Как и любой художник ,витражист начинает свою работу с эскиза.Изготавливался эскиз по пожеланиям заказчика,потом обязательно предоставлялся ему на осмотр и одобрение.Если композиция и цветовое решение устраивало заказчика,то художник переходил к главной части работы.

Мы попробуем сделать бумажную имитацию витража.

Коллаж от французкого-наклеивание.Технический приём в изо искусстве,предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов,отличающихся по цвету и фактуре.

Она выполняется в определённой последователности:

1этап-выбор формата и составление эскиза композиции;

2этап-корректировка эскиза,обводка толщиной до 5мм;

3этап-соединение изображения с рамкой,зачернение;

5этап-подклейка цветной бумаги;

6этап-оформление работы на листе бумаги.

Самостоятельная работа учащихся над эскизом композиции

Просмотр,корректировка эскизов.Показ наиболее удачных работ.

Важно избегать мелких элементов в рисунке,т.к. их невозможно аккуратно вырезать и подклеить.После уточнения рисунка его необходимо обвести контуром толщиной до 5мм.

Вырезание белых мест в эскизах.Необходимо следить чтобы случайно не разрезать линии соединения элементов композиции.

Подклейка цветной бумаги.От точности и аккуратности данного вида деятельности зависит качество выполненной работы.Под сетку в свободную нишу подкладываем выбранный лист цветной бумаги и карандашом аккуратно,без нажима,обводим форму ниши.Вырезаем цветную деталь немного больше на 2-3мм,чем наметили.Этот запас необходим для нанесения клея на цветную бумагу.Так подклеиваем все пустоты нашей сетки.

Во время выполнения работы следим за распределением и сочетанием цвета в композиции.Когда работа будет подклеина,ещё раз обратить внимание на избыток клея,следы карандашной разметки.Всё это необходимо аккуратно убрать.

Оформление эскизов.Для того чтобы ваш витраж можно было представить на выставке,а также для длительного хранения,необходимо с обратной стороны подклеить плотную бумагу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование представления об истории развития витража.

развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создания декоративной работы;

сформировать навыки работы над имитацией техники витража.

создание условий для формирования эстетического вкуса.

Материалы и инструменты (по выбору детей):

- листы кальки(пекарская бумага, пергамент) вклеенные в картонные рамки, цветная акварель, кисти, черный маркер или черная тушь;

- стеклянная посуда ( креманки , тарелки) , черный контур по стеклу , витражные краски по стеклу .

I. Подготовительный этап.

- Сегодня мы познакомимся с современным декоративным искусством.

Если декоративная работа имеет большие размеры и предназначена для украшения здания, то это произведение относится к монументальному искусству Монументальные произведения – это живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи.

-Какие произведения живописи мы относим к монументальным видам искусства?

Взгляните на наше окно, вас ждет небольшой сюрприз (отдергиваю штору, на стекле окна закреплены большие листы кальки с нарисованными витражами)

Видите, какое чудо получилось? Свет прошёл сквозь краски, и они заиграли, загорелись, засветились так сильно, так многоцветно! Весело, хорошо, нарядно! Сразу настроение стало улучшаться.

Витраж - это живопись на стекле.

II. Формирование знаний.

Витраж - это картина, выполненная из кусочков стекла посредством свинцовых узких полос

Витраж (франц. vitrage? от лат. vitrum - стекло)- орнаментальная или сюжетная декоративная композиция в окне, двери, перегородке из стекла или другого материала, пропускающего свет.

Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света. Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы – каркаса, или так называемой арматуры, а иногда скрепляются цементом.

Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.

1. Страничка истории

- Как вы думаете, витраж – это современный вид искусства или у него есть своя история?

Умные люди открыли это чудо цветного стекла давно – давно, в стародавние времена, в стране Египет. Окрашенные стёкла вставляли в окна домов, храмов.

2. Современная техника выполнения

Последнее время талантливые художники разработали новую технику: вместо тонких стекол берут толстые - от 5 до 25 см толщины. Такие стекла по формату и цвету, заданному художником, отливаются прямо на стекольном заводе и присылаются в мастерскую, где составляется витраж. Скрепляют их проволочной арматурой и пласцементом - новым, очень прочным материалом.

3. Рассказ о витражах, под музыку и показ слайдов

С тех пор искусство витража приходит на помощь людям, помогая их постройкам стать более нарядными, праздничными, загадочными. Очень любили вставлять цветные стёкла в окна знаменитых соборов и храмов. По всей Европе можно встретить такие соборы, из окон которых льётся синий и красный, зелёный и золотой свет. Его потоки мягкими волнами попадают внутрь храма, в нём становится таинственно и волшебно. Лица людей, вещи, стены, даже пол делаются загадочными, словно прикрытые тонкой цветной дымкой, мягко сияют глаза, отблёскивая навстречу лучам цветного света…

И много-много в мире можно встретить таких цветных окон-картин. Делают их по-разному. Иногда красят само стекло имитация витража, или витраж собирают из кусочков цветных стёкол, которые вырезают по контуру рисунка и скрепляя между собой крепкими металлическими полосками.

4. Вопросы учащимся

Сегодня витражи окружают нас в нашей повседневной жизни.

-Какие примеры вы можете привести?

Предметы быта - настольные лампы, экраны для каминов, подсвечники.

Двери с цветными стёклами между комнатами в некоторых квартирах.

Витрины магазинов с узором из цветных стёкол.

Цветные панно с подсветом в кафе, клубах, театрах, в парках

III. Практическая работа

Не забывайте, что в настоящем витраже мастер имеет дело со стеклом, которое надо вырезать по рисунку, поэтому линии его делайте простыми, четкими, лучше всего прямыми.

1. Выполнить эскиз композиции.

2. Подложив под кальку, обведите его.

3. Разбейте линиями на сегменты и заполните их разноцветной акварелью.

4. Подождав, когда краска немного подсохнет, наведите черным маркером или тушью линии, имитирующие свинцовые перемычки.

2 вариант ( работа витражными красками по стеклянной посуде).

1.Протереть рабочую поверхность стекла чистой салфеткой ( чтоб снять возможные загрязнения )

2. Нанести на поверхность рисунок тонким маркером по стеклу.

3. Продублировать его черным контуром по стеклу. Подсушить слегка феном.

4. Аккуратно и не торопясь заполнить ячейки между линиями контура витражной краской.

Хорошо подумайте, как распределить цвета, что нужно выделить. Если это не продумать, то работа может выглядеть настолько раздробленной, что нельзя будет понять, что же вы хотели изобразить.

Можно сделать витраж в определенной цветовой гамме, например, только в теплых тонах, как акцент, бросив кое-где холодный.

IV. Выставка и анализ работ учащихся

- С каким видом монументальной живописи мы познакомились сегодня на уроке?

- Что мы называем витражом?

- Понравилась ли вам работать на уроке?

- Какие эмоции вы испытывали, работая над витражом?

1. Н.А. Горяева, О.В. Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Учебник для 5 класса под редакцией Б.М. Неменского, М.Просвещение, 2003г.

2. М.А. Порохневская. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского Изобразительное искусство, 5 класс, Волгоград, 2003г.

Вид занятия: Декоративное рисование.
Цель урока: Знакомить детей с искусством витража и техникой его выполнения.

Образовательные задачи:

  1. Получение навыков стилизовать и обобщать форму, исключая мелкие детали;
  2. Отработка навыков выполнения предварительного рисунка на бумаге. Перевода его на прозрачный материал (кальку).
  3. Отработка навыков сочетаний цветов.

Развивающие задачи:

  1. Формирование композиционных умений;
  2. Развитие цветовосприятия;
  3. Развитие интереса к освоению новых материалов.

Воспитательная задача:

  1. Формирование межпреметных и общекультурных навыков;
  2. Воспитание интереса и уважения к технически сложным произведениям искусства;

Оборудование:

Материалы для учеников:

  1. Бумага А4;
  2. Калька А5;
  3. Простые и цветные карандаши;
  4. Фломастеры;
  5. Клеящие карандаши.

Вид урока: Лекция и практикум

Ход урока:

Этапы работы

Исполнитель

Время

1

Организационный момент

2

План урока

Разъяснение плана урока

3

Лекция, демонстрация презентации

Учитель – ученики (диалог)

4

Выполнение практического задания

Объяснение практического задания, ответы на возникающие вопросы

Учитель – ученики (диалог)

Выполнение эскиза витража простым карандашом на бумаге

Перевод рисунка на прозрачный материал, раскрашивание

Вклеивание рисунка, выполненного на кальке, в макет

5

Подведение итогов

Учитель – ученики (диалог)

6

Выставление оценок

1. Организационный момент
Учитель здоровается, напоминает дату, произносит тему (написаны на доске), отмечает отсутствующих.

2. Объявление плана урока
2.1 Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с искусством витража, выполним рисунок витража, переведем его на прозрачный материал (кальку), вклеим свои работы в общий макет.

3. Лекция, демонстрация презентации
3.1 Рассказ об истории развития витражного искусства, сопровождается показом презентации.

4. Выполнение практического задания

4.2. Учитель: Пусть каждый из вас выберет оконный проём, для которого он будет рисовать витраж.
Ученики: Обводят выбранный шаблон, выполняют эскиз витража простым карандашом на бумаге, намечают цветными карандашами расцветку стёкол.
Учитель консультирует, советует, помогает.

4.3. Учитель: Те, кто завершил работу над эскизом витража на бумаге, могут начинать переводить его на кальку. Не забудьте начать с обрисовки контура окна.
Ученики: накладывают кальку на эскиз, обводят черным фломастером проём, раскрашивают, пририсовывают перемычки чёрным фломастером.
Учитель консультирует, советует, помогает.

4.4. Учитель: Те, у кого рисунок на кальке готов могут подходить и вклеивать его в макет.
Ученики подходят с готовым рисунком вклеивают в соответствующий проём, учитель советует, помогает.

5. Подведение итогов:
Учитель: Сегодня мы познакомились с искусством витража. Скажите, пожалуйста, с чего начинается создание витража?
Ученики: С эскиза.
Учитель: Какие материалы использует художник?
Ученики: Разноцветное стекло и металл (свинец).
Учитель: В чём особенность витража как произведения искусства, Какое условие необходимо для того, чтобы увидеть витраж во всей его красоте?
Ученики: Сквозное освещение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

по изобразительному искусству

Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства (витраж)

Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса / Под. Ред. Б.М. Немецкого. – М. Просвещение, 2010

Урок: изобразительное искусство

Раздел : Номер урока в разделе:

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Зрительный ряд: репродукции витражей; презентация; фотографии современных интерьеров с витражами; детские работы.

Цели урока:

1. Образовательные:

- знакомство учащихся с искусством витража;

- формирование представления об истории развития витража.

2. Развивающие:

- развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создания декоративной работы;

- сформировать навыки работы над имитацией техники витража.

3. Воспитательные:

-создание условий для формирования эстетического вкуса.

Оборудование :

выставка детских рисунков;

Материалы для урока: бумага формат А-4;

цветные акварельные карандаши;

баночка для воды;

Структура и ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Формулирование проблемы. Целеполагание.

IV. Решение учебной задачи. Первичное усвоение знаний.

V. Первичная проверка понимания

VI. Первичное закрепление.

VIII. Самостоятельная творческая работа учащихся.

IX. Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ .

X. Итог. Рефлексия. Задание на дом.

Задание: создание рисунка композиции для витража.

Перед уроком учащиеся разделены на 3группы

Технологическая карта

Организовать готовность учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

Приветствие уч-ся. Приветственное слово учителя:

Как хорошо, что сегодня мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и доброжелательны. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту чистого неба, приближение каникул. Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, нашим гостям, улыбнитесь друг другу, мне.

Настрой на работу

Готовность к работе на уроке.

Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные

Обеспечить мотивацию учения,

Совместно сформулировать цели урока

Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.

Беседа о современном ДПИ

-- Что мы изучаем на уроках изобразительного искусства в этом году?

- В чём состоит отличие произведений ДПИ от изделий массового производства?

- Где в основном используется современное декоративное искусство?

– Что означает слово “ интерьер “?

– Люди какой профессии занимаются интерьерами?

- Скажите, пожалуйста, в чём отличие современного художника – прикладника от народного мастера?

Участвуют в беседе.

Декоративно-прикладное искусство, народное искусство)

- Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий.

- Внутреннее убранство здания, помещения.

- Художники и дизайнеры.

- В отличие от народного мастера, работающего в традиции и сохраняющего в своём творчестве передаваемые из поколения в поколение правила и навыки, современный художник - прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то новое.

III Формулирование проблемы. Целеполагание.

Сегодня на уроке мне понадобится ваша помощь и поддержка.

Ко мне обратились знакомые. Им дома поставили пластиковое окно и не очень удачно. С улицы, да и в квартире окно смотрится грязноватым. С разводами. Хотя оно чистое. Что делать? Ваши варианты?

А как можно украсить окно?

Итак, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

(Цель сегодняшнего урока)

А как мы можем достичь этой цели?

Как вы думаете, зачем нам необходимо найти эти знания?

Называют свои варианты.

Работают над постановкой целей урока.

(Создание эскиза украшения окна)

(должны узнать об этом искусстве побольше)

1. Узнать об искусстве украшения окон

2. Познакомиться с типами

3. Выполнить эскиз

- Чтобы применять их в жизни, расширить свой кругозор

Самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения.

Создание уверенности, что четко поставленная цель даст возможность эффективно получить знания

УУД: личностные, коммуникативные, познавательные

Решение учебной задачи.

Первичное усвоение новых знаний

V . Первичная проверка понимания

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися.

Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

С давних пор витраж использовался в храмах.

В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.

Тематика витражей: флора, фауна, пейзаж, сюжет, портрет, орнамент

Давайте проведем небольшое исследование и узнаем, какие технологии изготовления витражей применяют мастера.

У вас на столах лежат материалы, внимательно изучите их, работая по инструкции.

РАБОТА В ГРУППАХ.

Выдать на группу пакет документов: рисунок (один большой, несколько маленьких; инструкция, информационная справка).

Читайте также: