Единство страны в письменных памятниках культегин тоныкок бильге кагана конспект

Обновлено: 05.07.2024

1. Вопросы типологии памятников духовной культуры и взаимная связь их содержания.
2. Этапы развития памятников рунической письменности. Связь рунических текстов с эпическими произведениями и памятниками монументального изобразительного искусства.
3. Роль и место памятников духовной культуры в истории формирования и развития тюркского государства.

Памятники тюркских народов, представленные в различных типах и формах источников, прежде всего, необходимо классифицировать по их содержанию. Содержательная часть источника должна отражать ее ценность как памятника духовной культуры народа. В процессе типологического анализа источников необходимо выделить их особенности, представленные в формальных критериях и признаках, позволяющих выявить их ценностные характеристики, служащие в качестве идеологических маркеров духовной культуры тюркских народов. Комплексный анализ памятников духовной культуры тюркских народов должен быть нацелен на обучение и приобретение умения осмысленно познать ценность того или иного источника. Типологический анализ памятников рунической письменности необходимо проводить совместно со сравнительно-сопоставительным анализом с данными различных древних письменных источников, сфрагистики, нумизматики, петроглифистики, памятников монументального искусства. В источниковедческом познании представляется важным обучение логически выверенному анализу источника на фоне широкого временного и пространственного распространения различных типов памятников в ареале обитания тюркского мира.

Культурологическая ценность знаний, приобретенных в процессе познания методов и методологии исследования комплекса источников, нацеленных на познание истории зарождения, формирования и развития артефакта, представляют собой основные способы определения исторической значимости, памятников культуры тюркских народов и способности выделения его особенностей в системе мировых ценностей.
В процессе обучения предмета необходимо включение базовых исторических и археологических источников, содержащих аутентичные информационные сведения о культуре народа в ту или иную эпоху. Наряду с источниками рунической письменности важно использование сведений древних, средневековых письменных источников, эпического материала, данные памятников традиционного прикладного и монументального искусств, устного народного творчества, музыкальные произведения, способные адекватно отразить содержание мировоззренческих ценностей тюркских народов. При изучении предмета представляется необходимым целенаправленное обучение посредством применения комплекса методов исследования, для формирования умений аналитического осмысления источников. Процесс анализа источника должен включать системный подход к изучению материалов, сведений, содержащихся в исходном, изучаемом памятнике. Аналитическое осмысление материалов необходимо проводить на фоне сравнительно-сопоставительного анализа с другими источниками, памятниками, которые имели распространение в ту или иную эпоху в сходной культурной среде тюркских народов.

В процессе сравнительно-сопоставительного анализа различных форм памятников культуры тюркских народов важно обучение умению самостоятельно производить анализ источников с точки зрения общности и особенностей изучаемого материала и главных черт, характеризующих источник в качестве основного маркера того или иного народа. Для примера важно обратиться к истории культуры тюркских народов в контексте содержания памятников рунической письменности. Памятники рунической письменности, характерные для тюркских народов, преимущественно мемориального характера выбивались на скалах, валунах, монетах и других предметах. Руническая письменность высекалась совместно с тамгами родов, рядом с наскальными рисунками. Одним из наиболее ярких и содержательных памятников рунической письменности являются эпитафии, высеченные в честь великих предводителей народов. Содержание текстов отражает историческую ситуацию и переживания народа, его чаяния, призывы к единению.

Ранние формы рунического письма, представленные знаковым письмом, характерные для номадов Жетысу изучены в междуречье Или и ШуЛаласского региона. В районах локализации памятников рунической письменности на одном пространстве, включая территорию Прииссыкулья, расположены памятники тюркского монументального искусства, петроглифы и родовые тамги. Описанные типы памятников расположены на землях народа он ок будун, которые создали государство Западный Тюркский каганат. Западный Тюркский каганат, функционировавший в период VI-VIII вв изначально на территории Казахстана и Кыргызстана в пределах от реки Или до реки Талас, с самого начала своего существования расширяет свои пределы на востоке от Иртыша, включая земли Приаралья до Каспийского моря, именуемого в эпоху средневековья морем Айдархана (Айдархан Денизи).

Сравнительно-сопоставительный комплексный анализ источников позволяет произвести их оценку в качестве формирующих основ духовной культуры тюркских народов. Одновременное распространение различных типов памятников на определенной территории является свидетельством их использования в качестве критериев мировоззренческих ценностей используемых в определенных целях. К примеру, анализ всех данных мемориального памятника, созданного в честь тюркского кагана Нири (579 г, Монгол-кюре, Восточный Туркестан), потомка Мукан кагана должен способствовать пониманию, что в стиле изображения образа яркого представителя тюркского общества и в содержании текста заложен основной смысл — назидание тюркскому народу. Истории известны аналогичные памятники на территории Монголии (Бильге, Культегину, Тоньюкуку, созданные в VIII в.). Результаты анализа содержания текстов свидетельствуют, что эпитафии представляют собой обращение к народу, к потомкам с призывами к единению и соблюдению норм традиционного права. Следовательно, такая форма наследия может быть отнесена к категории памятников духовной культуры, характеризующих общие мировоззренческие ценности тюркских народов средневековой эпохи.

Для понимания исторической значимости того или иного рунического текста как памятника духовной культуры в процессе преподавания важно акцентировать внимание на содержательной оценке письменности и цели с которой тот или иной текст был создан. Приступая к анализу текстов, высеченных в честь выдающихся предводителей тюркских народов Бильге кагана, Куль тегина и Тоньюкука прежде всего, необходимо обрисовать историческую картину эпохи, в которой жили и творили названные личности. Последовательно разъяснить, кем они были для своего народа и почему в их честь созданы памятники. В процессе сравнительного анализа текстов письменности как источников духовной культуры тюркских народов важно обратить внимание на личностный фактор, выраженный в текстах как обращение к народу. Назидательный характер содержания текста, высеченного в честь Тоньюкука, обращение к народу, совместно с призывами к единению позволяет оценить этот памятник как один из наиболее ценных источников духовной культуры тюркских народов. Исторические события, описанные на всех трех памятниках валено увидеть в ретроспективе боли, которую переживал тюркский народ. Эпитафийные тексты представляют собой мемориалы в честь великих личностей, для которых важным являлся фактор государства, который они создавали для своего народа. Рунические надписи в честь Культегина и Бильге кагана наполнены описанием неспокойного периода жизни, борьбы во имя создания тюркского государства и переживаниями о своем народе. В процессе обучения важен акцент на чувстве патриотических переживаний, характеризующих героев эпохи, на созидательном содержании их действий во имя тюркской государственности, на благо своего народа.

Эпическое наследие тюркских народов, нашедшее отражение в памятниках письменности, в прикладном искусстве в ранние периоды истории становления и развития государственности характеризуется общностью черт, выраженных в их структуре и содержании. Важным элементом процесса познания и обучения является анализ смыслового содержания текста, направленного на вычленение главных черт эпического материала, отражающих настроение целого поколения той или иной эпохи. Характерной особенностью эпического наследия всех тюркских народов является общность, нашедшая выражение в том, что содержание героических эпических произведений вобрали в себя основную мысль, отражающую чаяния народов, направленные на созидание, на борьбу с иноземными врагами во имя сохранения государственности. Мысли, выраженные в идее о целостности своей страны, воспетые в песенной и стихотворной форме, посвященные деятельности героев, в концентрированном виде отражают жизненные ценности всего народа.

21) Западно-Тюркский каганат: политическая история (603-640гг).

Тюргешский каганат.

Тюргешский каганат (704-756гг.). Тюргеши – многочисленные племена, входившие в племенной союз дулу Западно-Тюркского каганата, населяли междуречье Чу и Или. В 704 году тюргеши захватили власть в Семиречье и на смену Западного-тюркскому каганату пришло Тюргешский каганат. Основатель – Уш – елик каган (704-706гг.). Территория – от Шаша (Ташкента) до Турфана и Бешбалыка. Семиречье, бассейны рек Или, Шу, Таласа. Столица – Суяб, вторая ставка – Кунгут на реке Или. Уш-елик каган разделил страну на 20 уделов (тутуков), по 7 тыс. воинов в каждом. Тюргеши делились на две группировки:

1. Жёлтые тюргеши – на берегу реки Чу. Ставка – Суяб.

2. Чёрные тюргеши – на берегу реки Талас. Ставка – Тараз.

Вся политическая история Тюргешского каганата полна междоусобной войны между двумя группировками.

24) Государство карлуков: политическая история, хозяйство, культура.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Древнетюркская письменность урок 22

Описание презентации по отдельным слайдам:

Древнетюркская письменность урок 22

Древнетюркская письменность урок 22

План: Древнетюркская письменность. Выдающиеся исторические деятели: - Кюль.

План: Древнетюркская письменность. Выдающиеся исторические деятели: - Кюль-тегин - Тоньюкок - Бильге каган 3. Степные памятники письменности.

1. Древнетюркская письменность Древние тюркские племена населяли Южную Сиби.

1. Древнетюркская письменность Древние тюркские племена населяли Южную Сибирь, Алтайский край и территорию Казахстана. Древние тюрки являются далекими предками казахского народа. Они говорили на древнетюркском языке.

Тюркская письменность была основана первоначально на родовых знаках племен.

Древнетюркские памятники письменности получили название «Орхоно-Енисейские.

2. Выдающиеся правители Кюльтегин (684 - 731 гг.) - полководец, известный б.

Для укрепления государства Кюль-тегин, Бильге, Тоньюкок совершали военные п.

Все свои усилия они направили на объединение Тюркского каганата. С этой цел.

Все свои усилия они направили на объединение Тюркского каганата. С этой целью вели непрерывную войну с внутренними и внешними врагами. В битвах Кюль-тегин проявлял выдающиеся способности полководца, был отважен и бесстрашен. Когда в возрасте 47 лет Кюль-тегин скончался, на надгробном памятнике были сделаны надписи, перечисляющие его военные походы.

Ученые называют эти надписи “руническим письмом”. В 1893 г. датский ученый.

Тоньюкок (приблиз. 646 - 731 гг.) - выдающийся государственный деятель Тюрк.

Тоньюкок (приблиз. 646 - 731 гг.) - выдающийся государственный деятель Тюркского каганата, полководец, философ, поэт. Исполнял и дипломатическую миссию. Тоньюкок родился и получил образование в стране табгашей. С юности 13 лет жил и воспитывался в Китае. В то время только вожди тюркских племен отдавали своих сыновей в аманат китайскому императору. Тоньюкок, воспитываясь и обучаясь при дворе китайского императора, видел сколько горя и страданий тот принес его народу.

Он был советником трех правителей государства - каганов Елтериса, Капагана.

В 698 г. китайский император направил к кагану Капагану послов. Китайский.

Бильге каган (681 - 734 гг.) - правитель Восточно-Тюркского каганата, старш.

Бильге каган (681 - 734 гг.) - правитель Восточно-Тюркского каганата, старший брат Кюльтегина. Чтобы укрепить могущество Тюркского каганата, установить мир, он назначает Кюльтегина главным полководцем, а мудрого батыра Тоньюкока - главным советником. Бильге, Кюльтегин и Тоньюкок мудро решали все важные вопросы и создали мощное государство. В период правления Бильге кагана Тюркский каганат значительно расширил и укрепил свою территорию, превратился в мощную державу. Об этом приводятся многочисленные данные в памятнике Бильге кагану.

Памятник Бильге кагану наиболее значительный среди древнетюркских надписей.

Памятник Бильге кагану наиболее значительный среди древнетюркских надписей по объему и содержанию. Этот памятник самый крупный среди “вечных камней”. Он посвящен знаменитому хану Тюркского каганата Бильге кагану. Кроме Бильге кагана в памятнике записаны размышления Бумына, Бильге Кутлуга, Истеми кагана и других батыров и выдающихся личностей о том, как сохранить единство государства. В памятнике Бильге кагану повествуется и о подвигах его младшего брата Кюльтегина и Тоньюкука. Сначала памятник был установлен на спине черепахи и повернут на восток.

О героической деятельности Бильге, Кутлыка, Кюль-тегина и Тоньюкока, посвящ.

О героической деятельности Бильге, Кутлыка, Кюль-тегина и Тоньюкока, посвященной защите и укреплению государственности тюркского народа, написано на памятнике Кюль-тегину. Надпись гласит, что … если народ будет сплочен, дружен, нет силы на земле, которая могла бы победить тюркский народ.

Йоллык тегин - автор сказания-жыр на памятниках Орхона. Годы жизни и смерти.

3. Степные памятники письменности Каменные изваяния эпохи Тюркского каганат.

3. Степные памятники письменности Каменные изваяния эпохи Тюркского каганата (VI-VIII вв.) отображают вождей, полководцев, биев, мыслителей, абызов, а изваяния кыпчакской эпохи (VIII- ХIII вв.) - простых людей, кобызшы-жырау, женщин, держащих в руке домашнюю посуду. Каменные изваяния кыпчакской эпохи встречаются также в горах Жетыкыз, Тамды, Караторгай, Арганаты.

Надписи Узынсу - памятник древнетюркской письменности. Обнаружены в Семир.

Надписи Узынсу - памятник древнетюркской письменности. Обнаружены в Семиречье, на берегу реки Узынсу, в местечке Уйтас. Древнетюркские надписи обнаружены в разных регионах Казахстана, начиная от Алтая. Это обозначает, что казахская земля является родиной всех тюркских народов. Надписи Узынсу ученые прочли так: “Перед тобой, друг, опасный зверь (дракон), возьми заколдованную (священную) стрелу, иди на зверя, в добрый путь!”

Впервые расшифровал тюркскую (руническую) письменность в 1893 году датский ученый В. Томсен. В Казахстане древнетюркские памятники обнаружены на территории Таласской долины (Таласская письменность). В общей сложности на древнетюркском языке найдено более 200 литературных памятников.

Тюрки поклонялись также волку – Кок-бори. Чтобы уберечь своих детей и скаковых лошадей от злых духов, тюрки изготавливали талисманы – тумары (обереги). Помимо языческих обрядов и обычаев, на юге Казахстана и в Семиречье, начиная с VIII века, стал распространяться ислам. Основными центрами распространения ислама стали города Испиджаб (Сайрам), Отырар, Туркестан, Тараз.

Культегин или Кюль-тегин — легендарный полководец и политик Второго тюркского каганата. В летописях Культегин представлен как непобедимый герой, сохранилось множество свидетельств его походов и довольно подробная биография. Культегин изображен на памятной банкноте в 1000 тенге. Почему его так почитают в Казахстане?

Тюркский эпос повествует о подвигах Культегина со слов его старшего брата Бильге-кагана. В семь лет будущий герой стал сиротой: умер его отец Кутлык, который правил в 680–692 гг. Трон кагана занял дядя по отцу Капаган.

Инициатором переворота, совершенного строго в рамках закона, стал Культегин. И тут же скромно отошел в сторону: ханского титула не принял, власть и титул отдал старшему брату Бильге. А после гибели Капаган-кагана Культегин возглавил тюркское войско.

Читайте также: