Виктор драгунский конспект урока

Обновлено: 29.04.2024

3.Воспитательные:
- через образ главного героя поставить вопрос нравственного воспитания, воспитания прекрасного в человеке;
- воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе;
- воспитывать интерес к чтению, к музыке.

Ход урока.
(Класс разделён на 3 равноценные группы по 6 человек)

- Ребята, я очень рада видеть вас. Меня зовут Светлана Ивановна.

-Есть на свете книги, которые мы узнаём и начинаем любить с самого детства. К ним относятся и книги Виктора Драгунского.

-Сегодня урок внеклассного чтения у нас не совсем обычный. Мы совершим путешествие в прекрасный мир творчества Виктора Драгунского. В ходе путешествия мы будем читать, отвечать на вопросы, анализировать.
-Мы поплывем на прекрасном корабле. (слайд)

(На доске – рисунки: 4 острова и теплоход).

– Как вы думаете, почему учитель любит именно музыку Шопена?
(Она очень красивая, завораживающая, наполняет сердце радостью.)
– Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом.
– Как музыка Шопена помогает понять характер Бориса Сергеевича?
(Добрый, душевный человек – такая же и музыка.)
– А что любит Дениска? Докажите словами из текста. (Читают)
– Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? (Целый мир.)
– Как вы это понимаете? (Природа, космос, книги, животные и т.д.)
– Как же это характеризует Дениску? (Он любознательный.)
– А почему Мишка вмешался в разговор?
(Почувствовал себя обиженным.)
– Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся.)
– Покажите, как! … Подберите синоним к слову надулся. (Обиделся).
– Дениска любит целый мир, а что же - Мишка? Найдите в рассказе, как он сам говорит об этом двумя словами. (Разные разности.)
– Уточним, какие же разные разности он любит! Подтвердите текстом, что любит Мишка! (Читают по цепочке.)

– Как кратко сказать, что любит Мишка? (Продукты.)
– Найдите в тексте и прочитайте, как учитель отреагировал
на ответ Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)
– А чего ждал Мишка от учителя? (Похвалы. Он хочет, чтобы всего было больше, чтобы его тоже, как и Дениску, похвалили).
– О чём ещё Борис Сергеевич спросил Мишку?
(Любит ли он людей, животных).
– Выберите из текста глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на вопрос учителя. (Встрепенулся и покраснел.)
– А когда люди краснеют? (Когда им стыдно.)
– Почему Мишке стало стыдно? (Самое главное не сказал.)
– Оказывается, он любит еще и котят, и бабушку, и родителей. Только пока не выделяет это, как главное.

- Наше путешествие продолжается!
-Следующая остановка – остров Любимых рассказов.
-Ребята, вы познакомились с разными Денискиными рассказами.
Почему они так называются?
( -Повествование ведётся от имени Дениски, он как бы рассказывает нам о своей жизни; так звали и сына Виктора Драгунского).
-Какой рассказ вам понравился больше всего? Поделитесь своими впечатлениями! Высказать своё мнение вам поможет план.
(на слайде)

Подхожу к каждой группе и предлагаю выбрать карточку синего цвета с названиями рассказов).

- Вы должны выбрать, какой рассказ представит ваша группа и кто будет выступать. На обсуждение – 2 минуты.

Карточка №1.
1.Сестра моя Ксения.
2.Друг детства.
3.Главные реки.

Карточка №2.
1. Девочка на шаре.
2. Что я люблю.
3. Он живой и светится.
Карточка №3.

1. Ровно 25 кило.
2. Тайное становится явным.
3. Двадцать лет под кроватью.

1.Больше всего мне понравился рассказ – …
2.Главные герои рассказа – …
3.В рассказе меня заинтересовало (или насмешило )…
4.Этот рассказ учит …

-Молодцы!
-Дальше маршрут ведёт нас на остров Дружеских писем.
-Хотелось бы вам иметь такого друга, как Дениска? Почему?
-Давайте мы сейчас пофантазируем и напишем письмо Дениске!
- Перед вами на сиреневых карточках – план, которым вы можете воспользоваться, чтобы написать письмо.
На ваше творчество – 5 минут.

(Дети работают в группах 5 мин, затем читают - 3 мин)
-Прочитайте ваши письма! Молодцы!
Итог урока. - Вот и закончилось наше путешествие в мир творчества Виктора Драгунского.
Оценивание и домашнее задание.
- Ребята, я благодарю вас за хорошую работу и активное участие на уроке внеклассного чтения!
Хотелось бы вернуться в детство,
Где радость, смех и добрые мечты.
Для этого одно есть средство:
Драгунского перечитайте вы!
Пусть книг его задор, веселье
Зарядит оптимизмом вас,
Поднимет ваше настроенье.
До новых встреч и в добрый час!
- В память о нашем уроке я хочу подарить вам рекламные буклеты. Думаю, вам захочется познакомиться с теми рассказами Виктора Драгунского, которые вы ещё не читали.
А к следующему уроку внеклассного чтения подготовьте рисунки по одному из рассказов. Это ваше домашнее задание.

-Перед вами лежат разноцветные флажки. Желтый цвет соответствует прекрасному настроению, а зелёный – если вам есть над чем задуматься. Выберите флажок, который соответствует вашему настроению, и украсьте им наш корабль!
(Дети прикрепляют флажки на корабль: на обратной стороне флажков – маленькие магнитики)
-Я рада, что преобладают жёлтые флажки. А это значит – цель нашего путешествия достигнута. Спасибо за урок!




Родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из Белоруссии. Родители вскоре вернулись на родину в Белоруссию и обосновались в г. Гомеле.(слайд 3)



Детство и юность Виктора Драгунского пришлись на трудные годы. В 16 лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером он все-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта (сейчас — Театр имени Н.В. Гоголя), потом в Театре сатиры, цирке, Театре-студии киноактера. (слайд 4)



А в 1935 году Виктор Юзефович стал актёром Театра транспорта. Виктор Юзефович обладал прекрасным чувством юмора. Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. (слайд 5)



Но больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией.
Он даже ушёл из театра, чтобы работать в цирке рыжим клоуном. (слайд 6)



Писателю и выдумывать-то ничего не приходилось. Отец в этих рассказах - это сам Виктор Юзефович, а Дениска – это его сын. (слайды 7-8)






Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо - громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.
Виктор Драгунский прожил интересную и многообразную жизнь.
Его нет с нами уже много лет, но книжки Драгунского с удовольствием читают ребятишки и перечитывают взрослые… (слайд 11)







• Прочитайте глазами;
• Прочитайте медленно вслух;
• Прочитайте с утвердительной интонацией;
• Прочитайте выразительно;
• Как вы понимаете смысл данного высказывания?
2. Словарная работа (слайд 15)


Тайна?
Нечто скрываемое от других, известное не всем;
Нечто неразгаданное, ещё не познанное;
Скрытая причина чего-нибудь.
Назовите синоним к слову тайна.
Секрет
Тайное?
Секретный, потайной, скрытый, затаённый.
Явное?
Открытое, откровенное.

Грановитая палата (слайд 16)



памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом.
В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.
Интеллигентный (слайд 17)



Человек, обладающий большой внутренней культурой.
Клевета
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Синонимы:
Ложь, враньё, выдумка, наговор.
Язвительный?
Стремящийся досадить, злобно-насмешливый.
3. Работа с текстом (слайд 18)




Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее?
пошлёпал ложкой;
посолил;
посыпал сахару;
долил кипятку;
вылил в кашу всю баночку хрена.
Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (слайды 20-24)







b]Практическая работа[/b]
Вспомните последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку (слайд 25)




К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу? (слайд 27)
Игра не доводит до добра.
Кроткое слово гнев побеждает.
Сначала думай, а потом делай.
Ветра не удержишь, правды не скроешь.
После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд



VI. ИТОГ УРОКА
Чему научил нас автор этих произведений?
На что обратили наше внимание?

Воспитывать доброту, чуткость, показать ценность и необходимость дружбы.

Способствовать развитию устн ой реч и и обогащать словарный запас;

Развивать память, образное мышление и внимание.

Оборудование: Л. Ф. Климанова. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2/ [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. ; доска; компьютер ; проектор ; экран ; презентация ; оценочные листы.

Оформление доски на начало урока:

Классная работа

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если дружба велика , будет Родина крепка.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если дружба велика, будет Родина крепка .

Если дружба велика, будет Родина крепка .

Доска (тетрадь)

Задачи этапа

Организационный момент

- Добрый день, ребята!

(Учитель читает стихотворение:

- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

- Давайте в начале урока мы улыбнёмся друг другу.
С улыбки всегда приятно начинать любое дело.

- Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и наше хорошее настроение нас не покинет.

(Учащиеся встают, затем садятся.

Проверяют готовность к уроку.)

Мы пришли на урок с хорошим настроением!

(Дети улыбаются друг другу)

Создать положительный настрой;

Активизировать внимание детей.

Речевая разминка

- Ребята, а теперь посмотрите на центральную часть доски. Что вы видите?

Ваша задача сейчас – произнести пословицу, соблюдая логическое ударение.

Читаем все вместе.

- Молодцы. А теперь вторую строчку прочтет….

- Пятую строчку прочтет…

- Шестую строчку прочтет….

На доске записана одна пословица несколько раз, но подчеркнуты разные слова.

Пословица говорит о том, что одного человека победить легко, но если мы будем крепки, дружны, то нас будет тяжело победить.

(Учащиеся совместно с учителем читают:

« Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если дружба велика , будет Родина крепка.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если дружба велика , будет Родина крепка.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если дружба велика, будет Родина крепка .

Совершенствовать навык чтения.

Постановка темы и цели урока

- Ребята, посмотрите экран.

Следующее задание, которое вам предстоит выполнить – это расшифровать фамилию автора, чье произведение мы будем сегодня читать.

Для этого вам надо соотнести фигуры с буквами, которые они обозначают.

Даю вам пару минут.

- Так как же фамилия автора, чей рассказ мы будем сегодня читать?

- Совершенно верно! Автор, с которым мы сегодня будем работать – Виктор Юзефович Драгунский.

А что вы помните об этом писателе?

- Очень хорошо. Кто вспомнит, как зовут лучшего друга Дениски?

- Ребята, а у вас есть друзья? Кто они? Скажите несколько слов о них.

- Бывают ли у вас такие ситуации, когда вы остаетесь, дома одни, а друг не может к вам прийти?

- Как вы себя чувствуете в такие моменты? Вы ощущаете себя одинокими? Кто или что сглаживает ваше одиночество?

- Посмотрите, пожалуйста, на правую часть доски. Вас снова ждет шифровка.

Чтобы узнать, какой мы сегодня будем читать рассказ, вы должны вставить гласные буквы.

- Что же за рассказ Виктора Юзефовича, я зашифровала?

А какие рассказы Драгунского вы уже изучали и можете вспомнить?

- Ребята, какие задачи вы поставите перед собой?

- Хорошо. Думаю, с этими задачами мы справимся.

Фамилия автора, чье произведение мы будем сегодня читать – Драгунский.

Виктор Драгунский – детский писатель. Писал веселые рассказы. Главный герой его рассказов Дениска Кораблев.

Лучшего друга Дениски зовут Мишка.

Да, у меня есть друг Вася. Он мой сосед, мы вместе гуляем, играем в футбол, ходим на рыбалку.

Да, у меня есть подруга Маша. Она учится в нашей школе. Маша любит рисовать и вышивать.

В такие моменты, мне становится грустно, но у меня есть игрушки, книги, компьютер, плюшевый заяц, медведь.

Слайд №1 (Шифровка)

Слайд №2 (Портрет В. Драгунского и обложка книги)

Формировать умение самостоятельно ставить образовательные цели и задачи, определять тему урока.

Введение в тему урока

Рассказ учителя об авторе

Первичное восприятие

- Вы уже достаточно много знаете об этом писателе и его творчестве, поэтому я сейчас лишь немного освежу ваши знания.

Внимание на экран.

- Виктор Драгунский родился 30 ноября (1 декабря) 1913 года в Нью-Йорке. Детство его было достаточно трудным, поэтому он рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. В 16 лет Виктор Юзефович уже работал токарем, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке.Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Но больше всего на свете его манили театр, цирк и возможность веселить, радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером.
Виктор Юзефович признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть КЛОУНОМ.
Обратите внимание на экран, в левом углу Драгунский в костюме клоуна.
Ему было почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей. Всем очень нравились эти безудержно веселые книги. Когда читаешь их, чувствуешь себя как в цирке.
Особенно любил писатель выступать перед детьми.
Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его выступлений от смеха часто сползали со стульев.

- А сейчас я вам задам несколько вопросов, чтобы посмотреть, насколько внимательно вы меня слушали.
- Кем больше всего хотел стать Виктор Драгунский?

- Хорошо. Что для Драгунского было наслаждением?

- Молодцы, все верно! А сейчас прочтите еще раз название рассказа.

- Как вы думаете, кто может быть другом детства?

- Верно. А теперь посмотрите на иллюстрацию к рассказу и предположите, о чем идет речь в произведении.

- Может быть и такое. Об этом мы узнаем, прочитав рассказ.

Виктор Драгунский больше всего хотел стать клоуном.

Писателю нравилось, что зрители получают удовольствие от клоунов.

Для Драгунского было наслаждением следить за детьми, которые во время его выступления от смеха сползали со стульев.

Другом детства может быть одноклассник, игрушка, сосед по парте.

Может быть, в произведении говорится о том, как мальчик фантазировал, что он охотник и дерется с медведем.

Слайд №3 (Изображение токаря, лодочника)

Слайд №4 (Драгунский в костюме клоуна и перед детьми)

Расшир я ть знания детей о жизни и творчестве В. Ю. Драгунского;

Формировать умение находить решение проблемам творческого и поискового характера;

Формировать умение строить логически обоснованные рассуждения .

Работа по теме урока

Словарная работа

- Но прежде, чем приступить к чтению, разберем незнакомые слова, которые нам встретятся в тексте. Внимание на экран.

- Верно! Астроном – это человек, который изучает небесные тела, звезды, кометы, планеты и их спутники.

- Действительно, телескоп – это прибор, предназначенный для наблюдения небесных тел.

- Не совсем. Сингапур – это город-государство, расположенный на островах.

- Верно. Приспичило – означает, понадобилось очень срочно, захотелось.

- Нет. Картуз, ребята, - это название шапки, мужского головного убора , с козырьком.

- Да. Утиль – это негодные к употреблению вещи, но подходящие для переработки.

- Сподручней, значит удобней, легче.

Хорошо. Закончили работать со словами.

Астроном – это человек, который изучает созвездия и планеты.

Телескоп – это прибор для наблюдения за звездами и планетами.

Сингапур – это город.

Нет, мы не знаем.

Приспичило - значит очень срочно, необходимо.

Картуз – это одежда.

Утиль – это мусор.

Слайд №6 (А строном, телескоп, Сингапур, на утлом челноке, приспичило, лупить что есть мочи, картуз, утиль , сподручней)

Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;

Формировать такие читательские умения, как: у мение осваивать художественную идею произведения , у мение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем .

Физкультминутка

- Я вижу, вы устали, поэтому немножко отдохнем. Встали из-за парт.

Внимание! Я проговариваю и показываю, вы повторяете.

(Учитель проводит физкультминутку:

Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)

Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).

Здесь есть ты (кладём правую руку на плечо соседа).

Здесь есть я (кладём правую руку себе на грудь).

Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа).

Как (хлопаем в ладоши)

Семья (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)
(2 раза)

- Очень хорошо! Молодцы! Сели за парты.

(Учащиеся встают из-за парт, повторяют за учителем. Затем садятся.)

Формировать навыки здорового и активного образа жизни.

(Продолжение) Работа по теме урока

Знакомство с рассказом

Беседа по содержанию рассказа

Исследовательская работа

- А теперь, приступим к чтению. У вас у каждого на парте, лежит листочек с рассказом. Положите его, пожалуйста, перед собой.

Читать начинает…..остальные следят.

- Ребята, скажите, кем хотел стать Дениска?

- Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте, пожалуйста.

- А что ему понадобилось, чтобы стать боксером?

- Верно. Какой выход нашла мама?

- Найдите в тексте слова, которые описывают, что вспомнил мальчик, когда мама вместо боксерской груши предложила мишку.

Найдите, пожалуйста, в тексте глаголы, рассказывающие о том, как относился Дениска к своей игрушке.

- Очень хорошо. Ребята, а в каком времени употреблены глаголы? Почему?

- Все верно. Найдите, пожалуйста, предложение, передающее чувства мальчика к мишке.

- Достаточно, спасибо. Как вы думаете, о чем говорят эти слова? Как Дениска относится к своему плюшевому мишке?

- Какие слова помогают нам понять его чувства?

-Скажите, осуществит ли малыш свое желание стать боксером? Почему?

(Учащиеся читают рассказ)

Дениска хотел стать капитаном дальнего плавания, машинистом, начальником станции, художником, путешественником. Ему нравились разные профессии. А в последний раз он решил стать боксером.

(Учащиеся читают отрывок)

Дениске понадобилась боксерская груша.

Мама отыскала в старых игрушках плюшевого мишку.

Это глаголы: посмотрел, вспомнил, не расставался, таскал, нянькал, сажал, кормил, перемазывал, укладывал, укачивал, шептал, любил.

Глаголы употреблены в прошедшем времени. Потому что это Денискины воспоминания.

Дениске жалко своего плюшевого медведя. Он его любит.

Слова: любил всей душой; жизнь бы отдал.

Нет. Потому что Дениска очень добрый.

Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;

Формировать такие читательские умения, как: у мение осваивать художественную идею произведения , у мение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем .

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. У вас на партах лежат оценочные листы.
Те ребята, кому было всё понятно и интересно поставьте галочку над веселым смайликом. Кому было скучно, неинтересно и непонятно – над грустным.

- Поднимите руки те, у кого веселый смайлик и хорошее настроение.

- Поднимите руки те, у кого грустный смайлик и плохое настроение. Объясните, почему вы выбрали его.

(Учащиеся работают с оценочными листами)

(Учащиеся поднимают руки)

(Учащиеся поднимают руки и объясняют причину плохого настроения)

Формировать навыки самоконтроля и самооценки;

Формировать умение строить логически обоснованные рассуждения .

Подведение итогов урока

- Вернемся к задачам нашего урока. Справились ли мы с поставленной задачей?

- Еще раз скажите, с каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

- Чему учит этот рассказ?

- Совершенно верно! Нужно быть самому верным другом: никогда не предавать не обманывать. Но всё же в поисках,
в работе и в мечте,
не забывайте вы
о дружбе и добре !

Да, справились. Мы познакомились с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского.

Этот рассказ учит тому, что нужно быть верным другом, даже если твой друг - это плюшевый медвежонок.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки;

Формировать умение строить логически обоснованные рассуждения .

Домашнее задание

(Домашнего задания – нет)

- Ребята, спасибо вам за вашу работу! Вы все очень хорошо потрудились сегодня! Урок окончен!

  • Познавательный аспект: знакомство с биографией и творчеством писателя В. Ю. Драгунского
  • Развивающий аспект: развитие речевой активности, наблюдательности, внимания, творческого потенциала каждого ребенка.
  • Воспитательный аспект: воспитание коммуникативной толерантности
  • Учебный аспект: формирование умения писать сочинение

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Ребята, я вам сейчас назову несколько словосочетаний, а вы по ним попробуете угадать задуманные мною слова. Попробуем?

Маленький, желтый, пищит.

Интересно, дети, что-то новое, полезное, трудиться, заниматься, бывает трудно, обязательно, 45 минут, учитель.

Занимательные, познавательные, бывают художественные, учебники. А кто пишет книги? Посмотрите, пожалуйста, на этот портрет.

конспект урока литературного чтения в 4 классе. В. Ю. Драгунский

Но это было и неудивительно: именно из цирка пришел в детскую литературу Виктор Драгунский. Но не в цирке началась трудовая жизнь будущего писателя. В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником — катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада — возможность веселить, радовать людей.

Им он не стал — этому надобно учиться долго, но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят. Самое главное — придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы — так называется текст для клоунов, — эстрадные сценки, песни, и некоторые из них до сих пор часто исполняются на эстрадах, звучат по радио.

Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые — как рассказывали — во время его выступлений от смеха часто сползали со стульев. И его уговорили: рассказы, с которыми он выступал со сцены перед детской аудиторией, сделать книгами.

Только писатель не успел обо всех рассказать. Слишком короткое время было ему отпущено для работы в литературе. Но веселые и умные книги Виктора Драгунского остались, чтобы вызывать радость и веселье у многих поколений читателей.

Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга:

— Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь.

И когда выгрузили, шофер сказал:

— Теперь надо эту елку заактировать, — и ушел.

А мы остались возле елки.

Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:

— Смотрите, а на елке сыски висят.

Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:

— Ой, умру от смеха! Сыски!

А я, конечно, поддавал жару:

Потом Мишка упал в обморок и застонал:

— Ах, мне плохо! Сыски.

— Ик. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик!

Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:

— Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она — сыски.

У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.

— Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово — хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:

Ох, хыхечка зеленая,

Боюся уколюся я.

Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:

— Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!

— Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.

Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:

— Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

Беседа по тексту:

Ой, а это кто? (Достаю куклу). Это же Дениска из рассказов В. Драгунского. Что ты говоришь? Принес сюрприз? Книги для ребят? Возьмите, пожалуйста, эти книжечки. (см. Приложение 3) Откройте и скорее принимайтесь за работу – ответьте на вопросы текста.

1. С кем гулял Дениска?

2. На какой машине привезли елку?

4. Чем пахла елка?

5. Сколько лет Аленке?

6. Сколько зубов вывалилось у Мишки?

7. Какой фразой заканчивается рассказ?

конспект урока литературного чтения в 4 классе. В. Ю. Драгунский

Хорошо, с этим заданием вы тоже справились. А теперь давайте поиграем в писателей. Мы попробуем написать небольшое сочинение. Приступайте к работе.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет. (дождь)

За лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло в небе коромысло.

Ребятишек радует всеми цветами … (радуга)

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (аист)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы. ( гриб)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет. (улитка)

Голубая простыня весь свет покрывает. (небо)

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла – и пропала. (снежинка)

Кататься захочешь – на нас садись. (качели)

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко.

А называют кораблик… (иголка)

Я вчера опять упал

И коленку разодрал.

Мама ранку мне прижжет.

- Ой, печет! Ведь это… (йод)

конспект урока литературного чтения в 4 классе. В. Ю. Драгунский

На этом урок литературного чтения в 4 классе завершается.

Автор: Сербина Любовь Александровна, учитель начальных классов в МБОУ СОШ №7 имени Береста А. П. города Ростова-на-Дону

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит конспект и презентацию, приложения к уроку литературного чтения. В ходе урока использована технология активных методов обучения. Структура урока соответствует типу урока открытия нового знания. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: развитие читательских умений.

Задачи:

  • воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
  • воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
  • воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки
  • воспитание умения сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • формирование умения работать в паре, слушать и понимать точку зрения другого.
  • развитие умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;
  • развитие памяти, образного и логического мышления, речи, творческих способностей;
  • развитие речи (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор решения проблемы), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать);

Оборудование и технические средства обучения: АРМ, презентация

Конспект урока литературного чтения

Педагог: Менькова Ирина Львовна, учитель начальных классов МОУСОШ №10, г. Кинешма

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: развитие читательских умений.

Задачи:

Образовательные:

продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;

формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.

Воспитательные:

воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки

воспитание умения сотрудничать в совместном решении проблемы;

формирование умения работать в паре, слушать и понимать точку зрения другого.

Развивающие

развитие умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;

развитие памяти, образного и логического мышления, речи, творческих способностей;

развитие речи (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор решения проблемы), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать);

Оборудование и технические средства обучения: АРМ, презентация

Наглядные пособия:

Ключевые слова: дети, родители, взаимопонимание

Автор учебника: Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности).

Цель нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений, значит,

Тексты будем мы …….

Информацию из текста …

И, конечно, без сомненья,

(Слова-подсказки: читать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.) Слайд 2.

-Вы узнали кто это?

-Глядя на портрет, что вы можете сказать об этом человеке? Соберём все сведения, которые мы знаем о нём. Слайд 3.

В.Ю.Драгунский – писатель – поэт – о детях – о войне - о природе - рассказы – повести – стихи – вызывает чувства – смеёмся – задумываемся, грустим, огорчаемся.

-Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 4.

- С каким произведением вы работали дома?

-Для всех учащихся - самостоятельная работа.

Задание: выполнить тест по произведению. Приложение 1.

Проверка по образцу на экране. Слайд 5-6.

- У кого такой же ответ?

-Оцените свои работы. Отметки я перенесу в журнал и в дневник. Спасибо за работу.

-Надо ли детям читать такие рассказы? Что хотел передать Н.Носов?

Главную мысль можно выразить словами пословицы - Над другими посмеешься, над собой поплачешь.

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Отгадывают фамилию писателя. Вспоминают и отвечают на поставленные вопросы. Дети высказывают мнения.

Дети предполагают свои версии ответа

Выполняют тест по произведению

Оценивают свои работы

Отвечают на поставленный вопрос.

Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем)

(умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Познавательные (умение извлекать информацию).

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

2. Актуализация знаний и фиксация

затруднения в деятельности

Многие писатели в своих рассказах описывают смешные случаи из жизни.

Назовите писателей, которые пишут такие рассказы? (Н. Носов, В. Драгунский)

А теперь вернёмся к Драгунскому.

-Все ли знаете об этом писателе?

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 7.

V – уже знал

+ - узнал новое

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами. Приложение 2

-Что узнали нового?

- Что хотите узнать? (фельетон, реприза)

Работа в группах с толковым словарём. Проверка.

Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.

- Скажите мне, пожалуйста, а вы любите читать смешные рассказы?

-А любите фантазировать, придумывать рассказы, мечтать?

Дают ответы, доказывая словами из текста.

Работают с толковым словарём.

Работают с толковым словарём

Познавательные (умение добывать новые знания из предложенной информации)

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы.)

3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка проблемы, формулирование темы урока)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-Сформулируйте тему урока, цель.

-Мы продолжим чтение произведений В.Драгунского.

Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа. Слайд 8.

Тема: о детях.

-Как бы вы озаглавили?

- Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение.

-Что бы вы хотели узнать?

-Что может произойти в рассказе с таким названием?

Формулируют тему и цель урока.

Обучающиеся строят предположения.

Регулятивные ( умение самостоятельно формулировать тему и цели деятельности на уроке)

Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.)

(умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

4. Построение

проекта выхода

из затруднения и его реализация

Сейчас мы послушаем это произведение в исполнении автора - Виктора Драгунского.

Слайд 8 (произведение слушается по частям).

Методический прием «Чтение с остановками (2 остановки).

Задание до чтения:

1. Определить, какой это рассказ?

2. Ответить на вопрос: Что поразило?

Групповая работа. (На столах карточки с заданием). Приложение 3. Слайд 9 (1часть)

Подумайте и дайте ответы на вопросы.

1.Что будет дальше?

2.Чем закончится рассказ?

3.Как могут развиваться события?

-Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).

-У кого другой вариант?

Прослушивание 2 части. Слайд 10 (2часть)

-Какие у Вас возникли чувства?

- Что произойдет дальше?

Прослушивание текста до конца. Слайд 10 (3часть)

-Совпали ли предположения?

-Что это рассказ или сказка? Докажи. -Понравился? Чем? - Какое настроение сложилось у вас после прочтения?

- Значит это рассказ какой? (юмористический)

-Почему автор выбрал такое странное название?

- О чём мечтал мальчик?

- Зачем он хотел быть взрослым? Докажите словами текста (Хотел быть главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им). Слайд 11
- В какой последовательности Дениска примерял на себя роли родителей?

- Найдите в тексте и прочитайте слова, которые хотел адресовать Денис маме. Зачитайте только слова мальчика.

- А что герой рассказа сказал бы папе? Зачитайте. - Какие слова Дениска говорил бы бабушке? Зачитайте. Слайд 12(заполнение таблицы)

- Смешно разговаривает мальчик с родителями ? - И смешно, и грустно….

- Кого высмеивает автор? (Родителей и мальчика).

- Почему мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал? (Взрослые с ним так разговаривают в его семье, он научился у них).

- Каким голосом, с какой интонацией он с ними разговаривает? Почему? (Недовольно, нравоучительно, требовательно, назидательно. Хочет чтобы они тоже знали как неприятно все это выслушивать).

Чтение по ролям. Инсценирование.

- Найдите отрывок, в котором описывается разговор мальчика с мамой и папой. Давайте попробуем себя в роли артистов и инсценируем эпизод.

-Сколько героев нам надо? – 3(слова автора мы брать не будем). Вы должны изобразить мимику, интонацию, силу голоса, действия.

- Остальные готовят рецензию.

Обучающиеся работают в группе, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор.

Дети высказывают свои мнения, аргументируют их.

Высказывают свои предположения.

Отвечают на вопросы, а затем зачитывают.

Помогают учителю заполнять таблицу

Дети высказывают свои мнения.

Высказывают свои предположения.

Читают по ролям.

Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Коммуникативные (умение слушать, осмысливать).

Личностные (формирование интереса к чтению, потребности в чтении)

Личностные (умение высказывать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения другого.)

Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник).

Познавательные (умение добывать новые знания из предложенной информации)

Познавательные (умение извлекать информацию).

Коммуникативные (овладение диалогической и монологической речью).

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы ).

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

5 . Физминутка.

Слайд 12(музыка)

Мы спокойно отдыхаем… (два раза).

Сном волшебным засыпаем…

Дышатся легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (два раза).

Шея не напряжена…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется… (два раза).

Дышится легко… ровно… глубоко.

6 . Обобщение .

-У меня сложилось мнение, что мальчик не любит своих родителей?

-А вы как считаете?

- Понимают родители его? - Чего не достает Денису в семье? (понимания.)

-А Дениска всегда ли понимает родителей, прислушивается к их замечаниям? То есть Денис тоже их не понимает

-Так чего же в семье не хватает? Сын не понимает родителей, родители не понимают сына.

-Чего недостает в семье? Слайд 13

Прочитайте в конце текста, какие слова говорит мальчик о маме. (Вошла мама самая настоящая, живая).

- Как мальчик относится к своей маме? (Он любит её, радуется, когда она рядом, а то, что он придумал, то всё было не настоящее).

- Имеем мы право обижаться на своих родителей? (Нет, ведь чтобы они не говорили, они любят нас и желают только добра).

Дают ответ, аргументируя и доказывая свою точку зрения.

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Почему так озаглавлен текст?

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?

1. Написать имя существительное по теме.

2. 2 имени прилагательных

3. 3 слова-действия

5.Слово-смыс темы. (Взаимопонимание.)

Выслушиваются ответы детей.

- Какая проблема перед нами стояла? Смогли мы её решить? Имеем мы право обижаться на своих родителей? Все ли вы делаете для того чтобы вас мама с папой поняли? К какому выводу вы пришли?

-Молодцы! Вы понимаете своих родителей и уважаете их! Пусть в ваших семьях царит любовь и взаимопонимание!

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

Читайте также: