Виды архитектуры 8 класс конспект

Обновлено: 30.06.2024

границы? Что нам в назида ние оставил и наши далёк ие предк и?

Стиль - это устойчивы й, конкретн о определившийс я язык эпохи,

выражающий её культуру, понятие красоты и отношения к окружающему

Архитектурный стиль - это совоку пность х арактер ных признаков, по

которым постройка одного и того же жанра принци пиально отличается друг

от друга: храм от храма, дворец от дво рца, жилой дом от жилог о дома.

Поговорим сегодня о необычай ной архитекту рной связи времен.

Разобраться в этом нам пом ожет очень наглядное и за мечатель ное понятие

стиля в архитекту ре. Стилевое е динство прису ще архитекту ре, пожалуй,

Романский стиль и готика, барокко, к лассицизм,— каж дый из этих стиле й

выражается во все х трех сто ронах: фу нкциональной, к онстру ктивной и

художествен ной. Так, функциональ ность выражается в том, что нов ые типы

сооружения п оявляются тогда, когда в них воз никает пот ребность. Это может

быть связано с п олитическим у стройством ст раны, ее общес твенным

укладом, у ровнем техническог о прогресса, б ытовыми у словиями, ре лигией,

традициями. Вт орая сторо на архитекту ры — конструктивная — также

открыло пере д древнеримс кими а рхитекторам и возможность возведения

большепролет ных констру кций и св одчатых пе рекрытий.

Так появились п оражающие и сегодня свое й мощью и кр асотой акведу ки,

громадные цирки ( Колизе и), театры, те рмы (обще ственные бани на тыс ячи

человек), базил ики, многочисле нные триумфаль ные арки.

Эстетическая сто рона архите ктуры в быту определяется с ловом

Развитие и смена ар хитекту рных стилей они неразрыв но связаны с

историей. Смена э пох всегда вле кла за собой сме ну стиля, и мы будем

Нашему вниманию бу ду т предложены 4 ар хитектурн ых стиля :

романский ,г отичес кий, барокк о , классицизм . Нам п редстоит выяв ить общие

архитекту рные формы п рисущие опре деленному архитектурному стилю.

Просмотр слайд - фильма с бе се дой по ходу просм отра .

Задание для обучающихся . Найти архитекту рные черты, прису тствующие в

Группы совещают ся , высказывают свои мнения. О дин из учащихся

записывает идеи вс ех гру пп на листе. Ученики заканчиваю т работу, учитель

берёт лист с изображением фасада здания романского стиля, вывешивает на

доске. Учащиеся данной гру ппы озву чивают идеи сво ей группы.

Следующий этап урока. У читель выдает каждой группе тексты с

Задача групп - определить к какому стилю относится данная им гр у ппа

зданий. После чтения и осуждения учащиеся каждой группы сообщают

название стиля. Над каждым лист ом группы учитель прикрепляет табличку с

6. Творчекая с амостоятельная р абота уч ащихся «Архи тектурные

- Теперь, получив информацию каждом из четырех с тилей: романский,

готический, ба рокко , классицизм, давайте вып олним эскиз фасада здания в

Учащиеся выб ирают наи более у дачные эскизы и оценивают их.

Итак, вы сегодня п ознакомил ись с 4 архитекту рными стиля ми . Вернемся

мы сленно к началу у рока. Нам необходимо было вы явить общие

архитекту рные формы п рисущие опре деленному архитектурному стилю.

Мы говорил и о необычайной архитекту рной связ и времен .

Формирование стил я — это очень сложный и длительный процесс.

Стиль не возникает по чье му - то желанию. Но не было в ист ории

человечества а рхитекту рного стиля, пам ятники кот орого не льзя было бы

1. Гуров Г. Е., Питерск их А. С. Изобраз ительное ис кусство. Дизайн и

архитекту ра в жизни человека. 7—8 кла ссы: у чеб. для общеобраз овате.

2. Гуров Г.Е., Питерских А. С. Дизайн и архитектура в жизни челове ка. 7— 8

3 . Б.М.Неменский, “Концепц ия ху дожественного об разования как

фундамента сист емы эстети ческого раз вития учащи хся в школе”. М осква,

Сформировать представление об архитектурном стиле, бионика, современного города.

· Познавательная: изучать облик современного города и выявлять взаимосвязь архитектуры и природы.

· Воспитательная: способствовать духовно-нравственному обогащению детей; воспитывать любовь к родному городу.

· Развивающая: способствовать коммуникативному обогащению детей.

  • Проблемный диалог
  • Продуктивное чтение
ВложениеРазмер
текст "Бионика и архитектура" 15.7 КБ
Урок искусства по теме: "Архитектура современного города" 31.17 КБ
Презентация к уроку "Архитектура современного города" 1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Бионика и архитектура.

Бионика – это инновационный архитектурный стиль, берущий все самое лучшее от природы: рельефы, контуры, формы.

Бионика - это архитектура будущего, которая стремится к синтезу природы и современных технологий

Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт.

При строительстве используются экологически совместимые с человеком материалы и строительные конструкции.

Бионическая архитектура обращена к человеку, внутреннее пространство такого здания положительно влияет на самочувствие, настроение человека, раскрывает его творческие способности.

Бионика в архитектуре – это не просто искривленность очертаний форм, внешнее подобие раковинам моллюсков, птичьей скорлупе, пчелиным сотам, ветвям лесной чащи и т.д. Прежде всего, это более удобные, более гармоничные, более надежные пространства жизнедеятельности человека.

Судя по тенденциям, которые прослеживаются в последнее время, архитектура будущего будет тесно связана с природой и окружающей нас средой. Шедевры великого мастера, Антонио Гауди, дали толчок к развитию архитектуры в бионическом стиле. Гауди сумел предугадать то, что будет актуально сейчас и всегда: архитектура неотъемлемая часть природы. Бионика в архитектуре – это поиск формы по законам образования живых тканей, это имитация природных форм при помощи архитектуры.

В современном технократическом обществе очень важен комфорт и уют собственного дома. Дом становится единственным местом, где человек может полноценно отдохнуть, расслабиться и отгородиться от суеты большого города. Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft Office PowerPoint (7) - копия.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Архитектура — это «область строительного искусства, занимающаяся возведением.

Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была насто.

Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания. В отличие от египтян греки не были религиозными догматиками. Это был талантливый, веселый и жизнерадостный народ.

Главной архитектурной задачей у греков было строительство храмов. Оно породил.

Главной архитектурной задачей у греков было строительство храмов. Оно породило художественные формы, которые перешли потом к сооружениям различного рода. В течение всей исторической жизни Древней Греции её храмы сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и Древними римлянами. Греческие храмы не походили на храмы Древнего Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но более изящные и богатые

Романский стиль: мой дом — моя крепость

Романский стиль: мой дом — моя крепость

Этот стиль возник в Западной Европе в X веке и господствовал вплоть до XII, а.

Замки феодалов

Замки феодалов

Церковь Сан-Франческо

Готический стиль: стремление к небу

Готический стиль: стремление к небу

Готический стиль зародился в Северной Франции во второй половине XII века и д.

Готический стиль зародился в Северной Франции во второй половине XII века и до XV-XVI веков был господствующим архитектурным стилем в Западной и Центральной Европе. Иногда этот стиль называют стрельчатым, так как в нем преобладает остроконечная стрельчатая форма арки, а также дверей и окон. В отличие от массивных и приземленных зданий романского типа, готические сооружения кажутся изящными и стремящимися в небо. Это впечатление подчеркивается высокими ажурными башнями и обилием декоративных деталей. Окна становятся более широкими и украшаются разноцветными витражами

Католический собор Нотер-Дам в Шартре

Католический собор Нотер-Дам в Шартре

Собор в Амьене

Окно кафедрального собора в Амьене

Окно кафедрального собора в Амьене

Собор Парижской Богоматери Париж

Собор Парижской Богоматери Париж

Кафедральный собор в Кёльне

Кафедральный собор в Кёльне

Собор в Милане

Архитектура Ренессанса: торжество разума Ренессанс или эпоха Возрождения — эт.

Архитектура Ренессанса: торжество разума Ренессанс или эпоха Возрождения — это период с конца XIV — по начало XVII веков. В архитектуре это проявилось в заимствовании черт римской классической архитектуры: простоты, четкости, пропорциональности и упорядоченности. На смену ломанным несимметричным линиям готических соборов пришли строгие геометрические формы светских сооружений: дворцов, городских домов и общественных зданий. Основными используемыми в архитектуре фигурами стали квадрат, прямоугольник, шар и куб.

Собор Св. Марии

Палаццо Питти

Барокко: форма превыше содержания Стиль барокко пришел на смену стилю эпохи В.

Барокко: форма превыше содержания Стиль барокко пришел на смену стилю эпохи Возрождения. Он начал зарождаться в конце XVI столетия в Италии, а затем распространился по всей Европе и до середины XVIII был господствующим. Основными признаками барокко были пышность, парадная торжественность и подчеркнутая монументальность. На смену геометричности и рациональности Ренессанса пришли усложненность пространства и объемов, сложные криволинейные формы и преобладание декоративного начала.

Зимний дворец

Цвингер Пеппельман

Рококо: легкость бытия Стиль рококо возник во Франции в первой половине XVIII.

Рококо: легкость бытия Стиль рококо возник во Франции в первой половине XVIII века. Архитекторы рококо не вносили изменений и новизны в конструкцию зданий, поэтому отличие рококо от барокко касается в основном отделки и декораций. Особенности рококо — прихотливо изогнутые поверхности, очень сложные лепные и резные узоры, позолота, прихотливые завитки, асимметричные детали, обилие скульптур. Помещения украшаются многочисленными зеркалами. Среди скульптурных сюжетов преобладают мифологические, пасторальные и эротические, а среди орнаментов — раковины, цветочные гирлянды, маски и листья растений. Формы и элементы сочетаются самым причудливым образом, без следования каким-либо правилам. Архитектура стиля рококо отличается легкостью, грациозностью, роскошью и изяществом, при этом она зачастую утрачивает соразмерность деталей.

Китайский дворец

Классицизм: красота в гармонии Классицизм — это направление в европейском иск.

Классицизм: красота в гармонии Классицизм — это направление в европейском искусстве XVII — начала XIX веков. Оно зародилось во Франции, став отражением подъема идеи абсолютизма. Гармоничность, рациональность и величественность классицизма как нельзя лучше соответствовали духу этого времени. В основе классицизма лежит подражание античной архитектуре с ее строгими пропорциями и канонами как идеальному образцу. Основное влияние на этот стиль оказал древнегреческий ордерный храм: обнесенное колоннадой прямоугольное сооружение с двускатной кровлей и трехступенчатым цоколем. Архитектуре классицизма присущи симметричность и геометризм форм и линий. Господствующими элементами этого стиля стали купол, арка и колонна.

Собор Св. Павла

Пантеон

Ампир: слава победителям Ампир был господствующим стилем в архитектуре и деко.

Ампир: слава победителям Ампир был господствующим стилем в архитектуре и декоративном искусстве в течение первой половины XIX века. В этот период происходит обращение к художественному наследию Древнего Рима с его культом величия, мощи и воинской силы. Отличительными особенностями ампира стали массивные монументальные формы, а также обилие военной символики в архитектурных деталях и декорациях: мечей, копий, щитов, орлов, доспехов, лавровых венков и т.д. Мемориальная архитектура этого стиля, прославляющая военные успехи государства, зачастую повторяла древнеримские образцы.

Триумфальная арка

Триумфальная арка

Театральная площадь Большой театр

Театральная площадь Большой театр

Эклектика: архитектура-ассорти Королевский павильон в Брайтоне

Эклектика: архитектура-ассорти Королевский павильон в Брайтоне

Эклектика была преобладающим архитектурным направлением в Европе и России в 1.

Эклектика была преобладающим архитектурным направлением в Европе и России в 1830—1890-х годах. Она соединила в себе элементы, относящиеся к разным стилям и эпохам, за что получила свое второе название — историзм. Конструкция и внешний вид зданий определялись почти исключительно его функцией, а также художественным вкусом и платежеспособностью заказчика.

Модерн: новизна естественности

Модерн: новизна естественности

Название этого стиля, популярного в конце XIX — начале XX века, в переводе с .

Жилой дом


Хай - тек

Под влиянием технического прогресса сформировалось новое движение - хай тек -.

Под влиянием технического прогресса сформировалось новое движение - хай тек - эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 70-е гг. представляющее собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры. Главное отличие от конструктивизма и структурализма, основными средствами выражения у которых служили конструкции на основе железобетона и стекла, хай тека это ориентирование на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования - воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы.





Деконструктивизм направление в современной архитектуре, основанное на примене.

Деконструктивизм направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные формы, подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.




http://iliketowastemytime.com/2012/11/25/amazing-sustainable-architecture-of-.

Краткое описание документа:

Архитектура (греч. - основа, происхождение; и лат. tectum - дом, укрытие) - одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и решающая любые пространственные задачи, от разработки стратегий развития агломераций до дизайна дверных ручек. На улице, архитектура преследует нас на каждом шагу, и давно свыклись с этим. Лишь иногда особо талантливый проект заставляет нас останавливать свой взгляд. Презентация разработана для уроков Искусства в 8 классе. Краткая информация от античной архитектуры до современных стилей хай-тек и деконструктивизма.

Разработка урока "Стили архитектуры" для 8 класса по МХК.

Цель урока: систематизировать и уточнить знания учащихся о стилях в архитектуре.

В материале есть полный конспект урока, который позволяет закрепить знания об архитектурных стилях в контексте культурно-исторических периодов. Презентация к урока достаточно полная, имеет текстовое содержание темы. презентация разделена на 4 части. после скачивания части необходимо соединить. Это сделано для того, чтобы не сжимать рисунки, т. к. это ухудшает их качество.

ВложениеРазмер
конспект урока 43.1 КБ
презентация к уроку часть1 2.87 МБ
презентация к уроку часть2 2.88 МБ
презентация к уроку часть3 2.85 МБ
презентация к уроку часть 4 1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Тема : Стили архитектуры.

Цель урока: систематизировать и уточнить знания учащихся о стилях в архитектуре.

  • Закрепить знания об архитектурных стилях в контексте культурно – исторических периодов.
  • Развивать интерес к архитектуре как основе всех искусств.
  • Формировать умения работать с информацией.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Постановка цели урока.

Проверка домашнего задания.

Архитектурный стиль-единство содержания и художественного образа

Архитектура — искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей.

2.Систематизация знаний о стилях и их последовательной смене в истории человечества.

История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий — с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Основной строительный материал в Египте — камень.

Из камня египтяне высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца — великого Ра, а также огромные столбы и колонны. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы..

Шедевры, созданные талантливыми мастерами античного мира, на протяжении нескольких столетий вдохновляли поэтов, композиторов, драматургов и художников всех стран Европы, и сегодня продолжает доставлять нам художественное наслаждение и служить нормой и недосягаемым образцом.

Художественное наследие Древней Греции и Древнего Рима — архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное и ювелирное искусство — поражает своим богатством и многообразием. В нем ярко выразились эстетические представления, нравственные идеалы и вкусы, характерные для античной цивилизации, завершившей многовековую историю древнего мира. Творцами античной культуры были древние греки .

На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура.

.На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам.

Светское строительство отступило на второй план. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.

Греческие зодчие впервые в истории строительства создали архитектурный ордер, т.е. установили чёткие правила художественной обработки внешней формы конструкций, определили порядок размещения деталей и их размеры.

В разное время в разных местах Древней Греции были созданы три ордера: дорический, ионический и коринфский.

Все три ордера имеют одинаковые основные элементы, но отличаются друг от друга пропорциями и декоративной обработкой.

Строгая и мощная дорическая колонна, стоящая прямо на платформе, без всякой подкладки, может быть сравнена с торсом атлета, держащего на голове великую тяжесть. Сверху донизу колонна протесана вертикальными желобками — каннелюрами. При свете солнца они порождают игру света и теней, оживляя тем самым каменный ствол.

Чтобы подчеркнуть устремленность самой колонны и всего здания ввысь, верх ствола уже, чем основание. Он как бы стянут у самой вершины горизонтальными желобками.

Ионическая колонна родилась в греческих городах малоазиатского побережья Средиземного моря. Пышность и роскошь востока оказали на нее свое влияние. Сама колонна стала стройней, каннелюры глубже, у нее появилось круглое основание — база, а эхин (сплющенная подушка на верху колонны) получил на краях спиральные завитки.

  • Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором.

Отличается колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта

Ордера:
1- дорический
2 - ионический
3 - корифский

Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.

Этот художественный стиль один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

  • Романскому стилю присущи стремление к завершённой целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Её характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проёмов. В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура внешне выглядит чёткой и ясной. Каменные храмы созданы простыми объёмами и формами.

Таким образом для романских построек характерно:

  • сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу
  • массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами
  • наличие каменного свода
  • толстые стены, прорезанные маленькими окнами, преобладание горизонтальных членений над вертикальными
  • циркульные и полуциркульные арки.
  • Го́тика — период в развитии средневекового искусства с XII по XV век, пришедший на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции.

Для готики характерны :

  • арки с заострённым верхом
  • узкие и высокие башни и колонны
  • богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна
  • все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

В готической архитектуре выделяют

3 этапа развития:

ранний, зрелый (высокая готика) , поздний.

  • Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатления лёгкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму

Архитектура эпохи Возрождения

Возрожде́ние, или Ренесса́нс ( фр. Renaissance , итал. Rinascimento )

— эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени с XIV по XVI века.

Архитекторы Возрождения в соответствии с гуманистическим мировоззрением своей эпохи создали новый стиль – ренессанс , в котором использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные ордеры.

применялись они более свободно, с отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах, в сочетании с другими архитектурными элементами.

  • Особенное значение придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.
  • Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши.

Если здания в стиле ренессанс были строгими по форме, с чёткими прямыми линиями, то сооружения в стиле барокко, пришедшем на смену ренессансу отличаются обилием криволинейных форм.

Прямые линии почти отсутствуют. Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой.

От этого создаётся впечатление постоянной подвижности форм.

Рококо (1715 г. - XVIII в.)

Стиль рококо (французское rococo, rocaille — раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины) -

изобилует причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера/. Роккоко возникло в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Сфера распространения Роккоко была узкой, оно не имело народных корней и не могло стать подлинно национальным стилем.

  • Cтиль Роккоко вплоть до сер. ХIХ . называли “стилем Людовика ХV”.

Классици́зм (фр. classicisme , от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма

Главной чертой архитектуры классицизма - обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Архитектуре классицизма присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.

Основой архитектурного языка классицизма стал ордер,

близкий к античности.

Для классицизма свойственны :

  • симметрично-осевые композиции
  • сдержанность декоративного убранства
  • регулярная система планировки городов.

Ампи́р (от фр. empire — империя ) — стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма

Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности

Экле́ктика ( эклектизм , историзм ) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Эклектике присущи черты европейской архитектуры XV—XVIII веков.

Эклектика сохраняет архитектурный ордер, но в ней он утратил свою исключительность .

Стилизации по выбору заказчика под классику, ренессанс, барокко, рококо, готику и т.д., а так же под национальные стили

  • Конструктивизм — советский авангардистский стиль, направление, получившее развитие в 1920 — нач. 1930 годов.

Функциональный метод — есть теоретическая концепция конструктивизма, основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура(форма соответствует функции).

Вопросы на закрепление материала:

3.Домашнеее задание по разделу

3-4 ученика показывают на экране свои подборки видов архитектуры г. Челябинска

( Пирамиды, храмы Луксора )

( египетский храм в разрезе)

Акрополь V век до н.э.)

( Олимпия, развалины Храма Геры

( храм Ники Аптерос)

( Развалины храма Зевса Олимпийского в Афинах)

(Капелла кающихся грешников, Франция )

( Готический собор в Кутансе, Франция)

(Собор в Шартре,Собор Парижской богоматери Франция)

( Базилика Санта -Кроче, Флоренция )

(Собор Св.Петра в Риме)

( Церковь Св.Сусанны в Риме )

(Цвингер, Германия, Дрезден)

( Павильон "Катальная горка" Ринальди
1762-1774гг. Оранниенбаум

Большой театр в Варшаве.

Малый Трианон. Габриэль.Франция

Частный дом-дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге

Подобрать зрительный ряд по стилям архитектуры

(3-4 изображения каждого стиля)..

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Содержание 1. Единство функционального содержания и художественного образа 2. Рождение архитектурных стилей и их последовательная смена в истории человечества 2.1 Канонический стиль Древнего Египта 2.2 Классический стиль архитектуры Древних Греции и Рима 2.3 Романский стиль западноевропейской архитектуры средних веков 2.4 Готический стиль архитектуры 2.5 Архитектурный стиль эпохи Возрождения 2.6 Стиль барокко 2.7Стиль рококо 2.7 Стиль классицизма в архитектуре 2.8 Ампир как стиль империи Наполеона 2.9 Эклектика 2.10 Стиль модерн- качественно новая ступень в развитии архитектуры 2.11 Архитектурный конструктивизм

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры.

Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.

Архитектурный стиль-единство содержания и художественного образа Архитектура — искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей.

Архитекту́ра — одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и решающая любые пространственные задачи.

По словам древнеримского архитектора Витрувия, архитектура основывается на трёх началах: лат. firmitas - прочность лат. utilitas - польза лат. venustas - красота — и лежит в определённом гармоническом отношении к пропорциям человеческого тела .

Древний Египет История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий — с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства.

Основной строительный материал в Египте — камень. Из камня египтяне высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца — великого Ра, а также огромные столбы и колонны. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны. Египтяне не использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. На балки укладывали каменные плиты перекрытия. Опоры были самые разнообразные; иногда это монолитные каменные столбы простого квадратного сечения, в других случаях — колонны, состоявшие из базы, ствола и капители. Простые стволы имели квадратное сечение, более сложные представляли собой многогранники и часто изображали связки стеблей папируса, иногда имели каннелюры (вертикальные желобки).

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы..

В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор

Древнеегипетский храм .Разрез

Античное искусство Шедевры, созданные талантливыми мастерами античного мира, на протяжении нескольких столетий вдохновляли поэтов, композиторов, драматургов и художников всех стран Европы, и сегодня продолжает доставлять нам художественное наслаждение и служить нормой и недосягаемым образцом. Художественное наследие Древней Греции и Древнего Рима — архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное и ювелирное искусство — поражает своим богатством и многообразием. В нем ярко выразились эстетические представления, нравственные идеалы и вкусы, характерные для античной цивилизации, завершившей многовековую историю древнего мира. Творцами античной культуры были древние греки.

Архаический период – до V н.э. На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура. .На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам. Светское строительство отступило на второй план. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Парфенон. Афинский Акрополь V век до н.э.

Единый архитектурный язык – ордерная система Греческие зодчие впервые в истории строительства создали архитектурный ордер , т.е. установили чёткие правила художественной обработки внешней формы конструкций, определили порядок размещения деталей и их размеры. В разное время в разных местах Древней Греции были созданы три ордера: дорический, ионический и коринфский. Все три ордера имеют одинаковые основные элементы, но отличаются друг от друга пропорциями и декоративной обработкой.

Ордера: 1- дорический 2 - ионический 3 - корифский

Средние века Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков. Этот художественный стиль один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Бамбергский собор

Романскому стилю присущи стремление к завершённой целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Её характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проёмов. В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура внешне выглядит чёткой и ясной. Каменные храмы созданы простыми объёмами и формами. Капелла кающихся грешников, Франция

Таким образом для романских построек характерно: сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами наличие каменного свода толстые стены, прорезанные маленькими окнами, преобладание горизонтальных членений над вертикальными циркульные и полуциркульные арки.

Готика Го́тика — период в развитии средневекового искусства с XII по XV век, пришедший на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции . Готический собор в Кутансе , Франция

Для готики характерны : арки с заострённым верхом узкие и высокие башни и колонны богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Собор Парижской Богоматери, Париж, Франция

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) , поздний. Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатления лёгкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму

Фото: GiuseppeT/wikipedia.org

Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.

Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.

Эксперты в статье:

Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI

Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects

1. Античный стиль

Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.

Фото:Shutterstock

Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.

Фото:Shutterstock

Основные черты древнегреческой архитектуры:

Екатерина Сванидзе:

2. Готика

Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.

Иль-де-Франс

Фото:Unsplash

Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото:Unsplash

Николай Фанеев:

3. Барокко

Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.

Фото:Shutterstock

Фото:Shutterstock

  • многократное повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приемов;
  • обилие деталей;
  • позолоченная скульптура;
  • яркие цвета;
  • фрагментированные или намеренно неполные элементы;
  • использование игры света и тени;
  • ярко расписанные потолки;
  • масштабные фрески;
  • иллюзорные эффекты, такие как Тромплей;
  • купола грушевидной формы (более характерны для барокко Восточной Европы);
  • витые колонны, как бы создающие иллюзию движения вверх.

Екатерина Сванидзе:

4. Классицизм

Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.

Фото:Shutterstock

Фото:Unsplash

  • симметрия и пропорции: колонны и окна расположены равномерно;
  • главный вход выполнен в форме портика и увенчан фронтоном;
  • прочные строительные материалы;
  • высокие, от пола окна с мелкой расстекловкой;
  • пилястровый ордер;
  • стены лишены декора.

Николай Фанеев:

5. Рококо

Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.

Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.

Фото:Vassil/wikipedia.org

Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.

Фото:Shutterstock

Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.

  • мотив рокайля — морские ракушки, необычные изогнутые формы, имитирующие природные элементы;
  • отсутствие строгой симметрии;
  • богатая декоративная отделка;
  • пастельные цвета;
  • в интерьере активно используются лепнина, резьба и позолота;
  • относительно небольшой размер построек;
  • использование картушей (лепных украшений в виде щита или развернутого свитка);
  • зеркала — важный элемент интерьера.

6. Ампир

Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.

Фото:Shutterstock

Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.

Фото:Pexels

Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.

  • парадность;
  • монументальность;
  • мотивы Древнего Рима и Египта в орнаментах, декоре;
  • обилие декоративных элементов;
  • облицовка разноцветным камнем;
  • лоджия вместо портика;
  • позолота в деталях.

Николай Фанеев:

7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль

На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.

Фото:Bellomonte/wikipedia.org

  • природный орнамент;
  • плавные, волнистые, изогнутые линии в декоре фасадов и интерьеров;
  • пастельные, приглушенные оттенки;
  • украшение интерьеров мозаикой, витражами, эмалью;
  • оформление здания — дерево, кованые элементы необычной изогнутой формы;
  • прямоугольные двери и окна, достаточно часто — арочные.

8. Модернизм

Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.

Фото:Shutterstock

Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.

Хрустальный дворец

Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла

В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.

  • акцент на объем;
  • асимметричность композиции;
  • ленточное остекление;
  • отсутствие декора;
  • основные материалы — железобетон, сталь.

Николай Фанеев:

Читайте также: