Конспект урока станционный смотритель 9 класс

Обновлено: 02.07.2024

Расположите в хронологической последовательности фрагменты притчи
и истории Дуни. В какой степени судьба Дуни повторяет судьбу
библейского персонажа?

Отец его сжалился; и… пал ему на шею и целовал его.
Сын сказал: я согрешил против неба и пред тобою
и недостоин называться сыном твоим.

У некоторого человека было два сына;
и сказал младший из них отцу:
отче! дай мне следующую мне часть имения.

Пристал к одному из жителей страны той,
а тот послал его… пасти свиней;
и он рад был наполнить чрево своё рожками,
которые ели свиньи…

По прошествии немногих дней младший сын,
собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там
расточил имение свое, живя распутно.

Расположите в хронологической последовательности фрагменты притчи
и истории Дуни. В какой степени судьба Дуни повторяет судьбу
библейского персонажа?

Дуня, одетая со всею роскошью моды,
сидела на ручке его кресел.
(Дуня живет у Минского, не стремясь к отцу.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

7. Базовый учебник учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе. В 2-х частях./ Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся произведением А.С.Пушкина, главными героями, композицией, художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

* познавательные: ориентироваться в учебнике; в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте повести;

* регулятивные: организовывать своё рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

* коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению литературы.

Тип урока: урок общеметодологический направленности

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, репродукции рисунков А.С. Пушкина; рабочая тетрадь на печатной основе.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

Слово заранее подготовленного ученика № 1 о времени и месте создания повести

Слово заранее подготовленного ученика № 2 о жанровом своеобразии сборника

Работа по повести, прочитанной дома

Как вы думаете, для чего Пушкин вводит образ повествователя? (Чтобы объединить между собой истории и придать им цельность и впечатление полной достоверности. Такой приём ещё называли приёмом литературной маскировки).

Один из исследователей Пушкина так определил своеобразие пушкинских повестей:

(рассмотрение репродукций рисунков Пушкина).

Через повествователя мы узнаём об авторской позиции.

Авторская позиция - это отношение автора к своим героям.

Как автор относится к главному герою? (сочувствует, переживает, изображая горе и страдание старика)

А в чём трагедия Самсона Вырина?

Каким он встречается нам в начале повести?

Каков Вырин через 4 года? (стр.103)

За что он корил себя? (уговорил её сесть в кибитку прокатиться до церкви)

Почему он решил, что Дуня будет несчастной? (жизнь без родительского благословения, по мнению отца, не может быть счастливой)

Что за человек Минский? (Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о Вырине, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за искреннее сочувствие он отплатил не только обманом).

В чем трудности службы смотрителей? (Унижение, оскорбления, даже побои.)

В повести Пушкина написано об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.

Запись на доске:

Вернемся к библейским сюжетам в повести. Прочитаем описание комнаты смотрителя. На чем заостряет внимание повествователь?

Что вы можете сказать о судьбе Вырина после того, как он понял то, что дочь уехала? Какие чувства его одолевают?

Почему он испытывает тревогу?

Что вы можете сказать о попытке вернуть дочь?

Берет ли Вырин предложенные деньги?

Как вы думаете, для чего он вернулся?

Что понимает смотритель, пробравшись в дом во второй раз?

О судьбе Вырина повествователь узнает от мальчика. Когда он только ехал к смотрителю, какие чувства его одолевали?

Меняются ли его чувства после того, как он посетил станцию?

Задание. Зачитать рассказ мальчика о приезжавшей барыне.

Что заставило барыню приехать на постоялый двор? (Хорошо, что предположения Вырина не сбылись, и Минский ее действительно не бросил. Но вину свою она чувствовала, и не было Дуне покоя. Трагедия произошла по ее вине: отец спился и умер, похоронили его вместе с женой.)

Говорит ли это о том, что к дочери пришло осознание совершенного поступка, и она хотела попросить прощения у отца, но опоздала?

Каким настроением пронизана повесть? Какие чувства и размышления она вызвала у вас?

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев. А словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

«Когда я читаю повесть, я представляю……, думаю о………

V. Домашнее задание.

Индивидуальное задание для учеников-ассистентов к уроку 21, о Лермонтове.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обучение анализу художественного произведения, отслеживание темы "блудных" детей на примере образа Дуни.

Задачи: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести; совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; совершенствовать речь и творческую деятельность обучающихся; воспитывать бережное отношение к слову.

«…долго не мог я забыть старого смотрителя,

Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести; совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; формировать навыки анализа художественного текста.

Развивающие: Развивать логическое, аналитическое мышление учащихся; совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родителям; воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.

I. Предварительное домашнее задание к уроку:

- дочитать повесть.

II. Ход урока.

Наша цель на уроке:

-понять, почему герои действуют так или иначе, и дать свою оценку их поступкам.

Начинается повесть с описания жизни станционных смотрителей. Откуда так хорошо известна Пушкину их жизнь?

Пушкин тоже много путешествовал. Он в 1820 году имел чин 10-го класса и мог получить только двух лошадей.

Он был на редкость легок на подъем, причем любил ездит один – ямщик не в счет. Легкий, общительный, он любил и радостно вверял себя долгому дорожному одиночеству.

IV. Беседа по содержанию.

- Как Пушкин устами рассказчика передаёт своё отношение к станционным смотрителям?

(Он их жалел, относился к ним по-человечески. Видел в них людей не ниже себя по чину, а просто людей, достойных сочувствия).

Какие качества Самсона Вырина понравились рассказчику? Почему ему хочется долго разговаривать с этим человеком? (Самсон Вырин всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства, умудрён опытом, жизнью. Это вызывает уважение к нему, )

- Что случилось в жизни этого человека?

Почему жизнь его разделилась на две части и на какие?

- Как он жил до потери любимой дочери и после?

Разбор домашнего задания: 1 вариант

Портрет: человек лет пятидесяти, свежий и бодрый. Длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.

Но как он постарел! Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина. Хилый старик.

Жилище : Картинки, изображающие историю блудного сына.

Горшки с бальзамином.

Кровать с пестрою занавеской.

Картинки, изображающие историю блудного сына, на окнах не было цветов, ветхость и небрежение.

Как называется литературный приём, когда писатель противопоставляет в своём произведении героев, явления или события?

Также разделилась жизнь Дуни.

- Как она жила на станции? У Минского?2 вариант

На станции с отцом

Портрет: девочка лет четырнадцати. Большие голубые глаза.

Красота ее меня поразила.

Одетая со всею роскошью моды. Сверкающие пальцы.

Прекрасная барыня. Карета в шесть лошадей, моська.

За перегородкой шила себе платье.

Ею дом держался

- Где ей было лучше?

- Почему же тогда отец хочет ее забрать? Может, он ее не любит и хочет, чтобы она была несчастна? Давайте обратимся к образу Минского.

- Что это за человек? Как он себя ведет при появлении на станции?

(Для него ничего не стоит ударить человека, который ниже его по чину. И лишь появление Дуни спасает станционного смотрителя от его побоев)

- А как вы оцениваете то, что он тайно увозит Дуню?

- А как он ведет себя в Петербурге с отцом Дуни? Дайте оценку его поступкам.

(Он сначала хотел откупиться от Самсона Вырина, а потом вытолкнул его. То есть он не проявил к нему того уважения, с каким он должен был относиться к отцу своей избранницы).

- Если он так относится к станционному смотрителю, то как он может относиться к Дуне? Искренне ли он её любит?

Если бы он её любил, он не обращался бы так с её отцом, позволил бы им видеться

- Итак, не случайно Самсон Вырин хочет увезти обратно свою дочь.

Он не верит в возможность счастья с Минским. Что он сказал по поводу дальнейшей ее судьбы?

Чем заканчивается повесть?

VIII. Связь с Библией

-Какую библейскую историю напоминает нам конец повести?

- Чья судьба сложилась счастливее? Ее или блудного сына?

( Блудный сын беден, ему нечего есть, но дома его встречает отец и прощает его.

Дуня богата. У нее карета, запряженная шестеркой лошадей, моська, кормилица. Но что ее встречает вместо объятий отца? «Черный крест, вместо дома – «голое место Дуня не получила прощения, и тем горше её слёзы )

- Слово бедный имеет несколько значений. В каком значении и по отношению к кому используется оно в повести?

БЕДНЫЙ, –ая, –ое; –ден, –дн˜а, –дно, –дн˜ы и –дны.

1. То же, что неимущий.

2. перен. Имеющий недостаток в чём–н., скудный. Бедная природа. Бедное воображение. Край беден лесом.

3. полн. ф. Несчастный, жалкий. Он, б., так одинок.

| сущ. бедность, –и, ж. (к 1 и 2 знач.).

Пушкин использует это слово в двух значениях: в первом и во втором.

- Автор называет и отца и дочь бедными, то есть несчастными, достойными жалости.

- Да, Самсон Вырин потерял дочь, стал одиноким и несчастным, спился и умер. А почему автор называет Дуню бедной?

- Чего она лишила и себя, и своего отца?

(Ведь не может человек общаться только с любимым мужем или женой. Ему нужно общение с родственниками, друзьями…А она лишила себя общения с отцом, душевного спокойствия отцу и себе, возможности заботиться о нем, помогать ему. Она лишила своих детей возможности видеться с дедом и получать его любовь. Он был бы хорошим дедом, ведь он очень любил детей. Но он не только не понянчился с внуками, но даже не узнал об их существовании.)

- О чем она плакала на могиле своего отца?

(Она обвиняла себя в смерти своего отца, жалела о том, что так долго не приезжала к нему, что так поздно оказалась на могиле дорогого ей человека, что ничего не вернёшь и не у кого просить прощения .…)

-О чем заставляет задуматься эта повесть?

(Об ответственности перед близкими людьми, о раскаянии, которое может быть запоздалым, о счастье, которое нельзя достичь, если ты при этом причиняешь боль другим людям…)

Отношение к родителям Беседа с учащимися.

X XII/ Заключительное слово учителя: Итак, мы выяснили, о чём плакала Авдотья Самсоновна на могиле отца. Обратимся к теме урока Экология души… Экология С чем ассоциируется у вас это слово?

Человечество борется за здоровье планеты. Но здоровы ли сами люди? Начинать нужно с самого человека, и не только его тела, но и его души. Когда мы говорим о экологии природы, то имеем в виду чистоту или загрязнённость окружающей среды. Экология души тоже включает в себя добро, зло, щедрость, жадность, коварство, милосердие. Нужно избавляться от негативных качеств, бороться за чистоту своей души.

Мы иногда совершаем поступки, о которых нам приходится сожалеть. Очень хорошо, если человек раскаивается, прежде всего перед самим собой. В таком случае в следующий раз, возможно, он не сделает того, за что будет стыдно и больно и ему, и его близким. И дай нам бог не совершать таких поступков, за которые потом не у кого будет просить прощения.

(Учитель в колонку записывает на доске предложенные учениками варианты)

II. Новый материал

На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответ на нашем уроке.

Как известно, Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч верст проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить, со многими смотрителями встречаться.

Не менее 13 раз был он и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести он дал от названия этой станции. Местные легенды также утверждают, что именно здесь жил герой повести, что будто бы отсюда проезжий гусар увез его дочь Дуню и что С. Вырин и похоронен на местном кладбище.

Путешественники, ожидая лошадей, располагались за большим столом. Смотрители держали для проезжих чай, кофе, сахар, сливки, баранки и другие продукты. В случае ночлега спать можно было на широких лавках, а если путник заболел в дороге, то по правилам, смотритель обязан был приютить его и предоставить даже свою постель.

Здесь же с большой сургучной печатью копия подорожной А.С.Пушкина, согласно которой 5 мая 1820 года поэт отправился из Петербурга в Кишинев.

Из чистой половины входим в небольшую комнатку Дуни. Все здесь говорит о героине повести. Мы видим старинный комод, скромное зеркальце, небольшую шкатулку, пяльцы, вязанье. Есть также и рукодельный столик с начатой работой. Все это воскрешает в памяти строки пушкинской повести.

Работа с текстом повести.

- Когда-то существовала эпиграмма: Коллежский регистратор – чуть-чуть не губернатор. Эти слова сразу напоминают нам эпиграф к повести (зачитайте).

Так шутливо назвал станционного смотрителя князь Вяземский. Справедливы ли эти слова, а что думает об этом рассказчик? (Зачитать, стр. 235, 236)

- Как относится автор к сложившемуся порядку? За что надо ценить человека?.

- Найдите портрет, интерьер. (Зачитайте).

- Что можно сказать о главном герое? (Беден, вдовец, живет с дочерью, любит её).

- Какие детали помогли вам сделать такой вывод?

Всё говорит о том, что в доме покой, счастье, хотя должность станционного смотрителя никак не назовешь легкой и спокойной. Но он счастлив. Счастлив прежде всего своей любовью к дочери. В ней он видит смысл жизни. Но вот счастье разрушено.

- Как изменилось всё? Найдите еще один портрет, интерьер. Выделите детали, подчёркивающие горе, страдание С. Вырина.

- Как называется этот прием?

Лубок – труд безымянных мастеров - был самым массовым видом искусства. Картинки не имели рам и прибивались к стене гвоздиками. Картинки напоминали героев и декорации народного театра. Когда читались надписи под ними, картинки словно оживали. В народе их называли “потешными”.

- Не удивительно, что в доме Самсона Вырина были эти картинки. Расскажите, что было изображено на них.

- Случайно ли автор дважды их упоминает и так подробно описывает эти картинки? (Повторяют историю Дуни). И поэтому Самсон Вырин, хорошо знавший содержание этих картинок, воспитанный на них, ждёт свою дочь, свою Дуню. Ждёт, что она несчастная, глубоко раскаявшаяся, вернётся домой. Он ждёт свою дочь, свою “заблудшую овечку”. Он готов простить её, как простил отец своего заблудшего сына. Но Дуни нет. Самсон Вырин не может с этим смириться и пешком отправляется за своей дочерью.

- С какой мыслью уходит он из дома? “Авось, - думал смотритель,- приведу домой заблудшую овечку мою”.

(В этом “авось” и неуверенность, и надежда. Попытка вернуть Дуню - это протест, хотя и очень робкий )

- И вот Самсон Вырин в Петербурге.

Поработайте самостоятельно. Найдите эпизоды встречи Самсона Вырина и Минского. Подчеркните в тексте слова, фразы, которые помогают понять душевное состояние Самсона Вырина и Минского. Зачитайте их. На чьей стороне ваши симпатии?

Каким мы увидели Самсона Вырина в этом эпизоде?

(Робкий, слабый, забитый, беспомощный, униженный, бесправный; но нежный и любящий с чувством собственного достоинства. Учитель в таблицу на доске дописывает слова «робкий, бесправный и т.д.

-Как можно охарактеризовать поступок Минского?

-А теперь посмотрите на иллюстрацию. (На экране появляется иллюстрация

-А теперь, глядя на нашу запись на доске, сделайте вывод. Какой тип литературного героя мы называем “маленьким человеком”? (Это герой литературного произведения, относящийся к среднему и низшему социальному слою, а потому робкий, униженный, забитый, но обладающий высокими душевными и духовными качествами).

-Самсон Вырин возвращается домой, но чувство тревоги за дочь не покидает его. Почему? Ведь он видел: Дуня счастлива с Минским. Неужели только под воздействием лубочных картинок смотритель решил, что Дуня должна погибнуть?

- Как объяснить его слова?

(Вырин понимает, что Дуня и Минский принадлежат к разным социальным слоям, и это грозит трагедией).

-Но трагичной оказывается судьба самого Самсона Вырина. Не вынеся разлуки с дочерью, Самсон Вырин спивается и умирает.

Читайте также: