Конспект урока правила поведения на улице

Обновлено: 05.07.2024

- Посмотрите, у вас на столах находятся цветовые сигналы. Давайте, поможем светофору приобрести их.

Обсудите в группе и прикрепите их. Приступаем к работе.

(Дети выполняют задание)

- А теперь давайте посмотрим, все ли группы правильно распределили цветовые сигналы светофора?

(Проводится анализ выполнения задания, отмечаем неправильно выполненные задания, исправляем ошибки)

- Вспомните, что обозначают сигналы светофора? (Красный цвет – проезда нет, желтый – будь готов к пути, а зеленый цвет – кати)

5. Игра "Да, нет”. слайд 16

Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте "да” или "нет”.

Быстрая в горе езда?- Да.

Правила знаешь движения?- Да.

Вот в светофоре горит красный свет

Можно идти через улицу?- Нет.

Ну, а зелёный горит, вот тогда

Можно идти через улицу?- Да.

Сел в трамвай, но не взял билет.

Так поступать полагается?- Нет.

Старушка, преклонные очень года,

Ты место в трамвае уступишь ей?- Да.

Лентяю ты подсказал ответ,

Что ж, ты помог ему этим?- Нет.

Молодцы, ребята, запомним,

Что "нет”, а что "да”,

И делать, как нужно, старайтесь всегда!

6.. Физминутка слайд 17

- У пешехода есть ещё один помощник. Отгадай, какой? слайд 18

Поперёк дорог легли-

Все авто остановились

Если здесь проходим мы. (Переход-зебра)

- Эта дорожная разметка – верный помощник пешехода на улице , по ней переходят дорогу пешеходы, там, где очень много машин.

-А какие вы еще знаки знаете?

5. А теперь посмотрите внимательно на картинку и скажите, что дети нарушили? слайд

Какие автомобили могут проехать на красный свет?

- папина и мамина;

-пожарная, скорая, спецмашины;

На какой дороге транспортные средства лучше тормозят?

С какого возраста можно ехать на велосипеде по проезжей части?

-когда выйдешь на пенсию;

-с самого рождения;

По какой стороне тротуара рекомендуется двигаться пешеходам?

-по правой стороне;

-по левой стороне.

Как правильно и безопасно перейти улицу после выхода из автобуса?

-подождать, когда транспорт отъедет;

-сесть на капот другой машины и попросить, чтобы перевезли;

-перейти по пешеходному переходу.

Дорогу можно переходить только на.

-красный мигающий свет светофора;

- А сейчас оцените себя. Нарисуйте на этой странице кружок:

красного цвета, если вы считаете, что вы все запомнили отлично;

синего цвета, если вы считаете что, запомнили не все;

желтого цвета, если вы допустили ошибки.

- А сейчас покажите, какого цвета кружок вы нарисовали.

10. Итог занятия

- Какие правила нужно выполнять, чтобы сохранить свое здоровье? (ПДД)

Я буду читать предложения, и если вы согласны со мной, то хором отвечаете: “ Это я, это я, это все мои друзья!”, а если не согласны, то молчите.

1. Формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.

2. Развивать коммуникативные навыки.

3. Умение свободно вести диалог на заданную тему.

1. Обучающие: дать понятие детям, что дорожные знаки бывают разные: указательные, предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса, о правильном переходе на проезжей части улицы. Познакомить детей с регулированием движения на улице и перекрестке.

3. Закрепляющие: закрепить правила безопасного поведения на улицах; уточнить представления детей о работе милиционера-регулировщика и светофора.

Материал для занятия :

1. Цифровой образовательный ресурс - мультимедийное устройство

3. Макет светофора

4. Изображения разных дорожных знаков

5. Изображения регулировщика в разных положениях

6. Три картонных кружка (красный, желтый, зеленый)

7. Картонные рули

Приглашенный гость - сотрудник полиции РФ, инспектор дорожного движения Катанян Г. Э.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Город, в котором мы с тобой живем.

Можно по праву назвать букварем,

Вот она, азбука, - над головой:

Знаки навешаны вдоль мостовой!

Азбукой улиц, перекрестков, дорог

Город дает нам все время урок.

Азбуку города помни всегда,

Воспитатель: дети, о чем это стихотворение?

(Ответы детей).

Воспитатель: сегодня мы с вами будем говорить о правилах безопасного поведения на улицах. Ребята, давайте отгадаем загадки:

Чтоб дорога для тебя

Стала безопасной,

День и ночь горят огни-

Зеленый, желтый, красный.

Что это? (Ответы детей)

Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит.

Что это? (Ответы детей)

По улице бегут.

Мальчиков и девочек

Что это? (Ответы детей)

(смотри приложение №1)

3. Работа по теме.

Дорожные знаки – это простые треугольники, круги и прямоугольники разных цветов. Это сделано не случайно. Некоторые знаки вам уже знакомы. С некоторыми познакомитесь сегодня. Все дорожные знаки делятся на предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные. Есть также знаки сервиса.

Начнем рассматривать указательные знаки, так как некоторые знаки с этой группы вам уже знакомы. Они сообщают участникам движения о местах пешеходных переходов, об остановках общественного транспорта, о местах стоянки транспорта. Это знаки синего цвета, квадратные или прямоугольные.

Нарисованный автобус или трамвай внутри синего прямоугольника на что указывает?

Дети: остановка автобуса или трамвая.

Теперь рассмотрим предупреждающие знаки – это треугольники с красной каемкой. Как вы думаете, почему они называются предупреждающими?

Дети: потому что они предупреждают о чем-то.

Вот знаки, предупреждающие о скользкой дороге, перегоне скота, о диких животных.. (смотри приложение №2)

Среди всех дорожных знаков самые строгие – запрещающие. Они вводят разные запреты и ограничения, имеют круглую форму с красной каймой или с красным фоном. Эти знаки говорят водителям, что запрещено движение вообще или движение какого-то автотранспорта.

(Ответы детей)

Воспитатель: он может запрещать движение пешеходов на некоторых участках дорог. (смотри приложение? 2)

А это предписывающие знаки. Они имеют круглую форму и голубой фон, сами символы – белого цвета. Знаки этой группы указывают места движения только в одном направлении. (смотри приложение? 2)

А теперь давайте разомнемся и поиграем.

Картина 1. Правильный и неправильный переход проезжей части улицы.

Воспитатель: внимательно рассмотрите картину. Кто на этой картине правильно переходит проезжую часть, а кто нет? Почему мальчик решил бежать через улицу? Как вы думаете, что может случиться с мальчиком? А могут события пойти по-другому? Кто еще, кроме невнимательного мальчишки, может пострадать? Как бы вы поступили, если бы оказались на месте этого мальчика?

Картина 2. Дети играют на тротуаре рядом с проезжей частью.

Воспитатель: перечислите все причины, по которым нельзя играть на тротуаре, вблизи проезжей части. Как вы думаете, что предшествовало событиям, изображенным на картине? Что может произойти позже? Как вы поступили бы на месте этих детей?

Картина 3. Автобусная остановка.

Воспитатель: кто на этой картине правильно обходит автобус, а кто нет? Какая опасность грозит девочке, которая обходит автобус спереди?

Воспитатель: Ребята к нам на занятие пришел гость, давайте отгадаем загадку и узнаем кто он.

Завидно от души!

Свисти, когда охота,

Да палочкой маши.

О ком эта загадка?

Дети: о регулировщике

Воспитатель: регулировщик – главная фигура в поддержании порядка на улицах и дорогах. Он является сотрудником ГИБДД. А вы знаете, что такое ГИБДД? ГИБДД – это Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Сотрудники ГИБДД стоят на постах, патрулируют улицы на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем,чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила; чтобы движения транспорта и пешеходов было безопасным.

Сотрудники инспекции безопасности дорожного движения – мужественные люди. Они несут свою службу и в жару, и в дождь, и ночью, и днем. Они первыми приходят на помощь пострадавшим в автомобильных авариях. Сотрудники проверяют, чтобы машины, которые ездят по городу, были исправными, с хорошими тормозами.

Давайте пригласим нашего гостя.

Гость – инспектор ГИБДД беседует с детьми о поведении на улице пешеходов-детей.

Инспектор : Дети, а вы знаете правила светофора?

Инспектор: Красный свет?

Инспектор : Желтый свет?

Инспектор: Зеленый свет?

Инспектор: Пешеход должен знать не только сигналы светофора, но и основные сигналы регулировщика. (выставляет картинки с регулировщиками в разных положениях).

Инспектор: Как называется проезжая часть дороги? Как называется дорожка для пешеходов рядом с шоссе? Где можно переходить дорогу?

Инспектор: Дети, пешеходы ходят только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, при отсутствии тротуара пешеходы могут идти по пешеходной дорожке.

Инспектор вместе с воспитателем и детьми выходят на улицу для закрепления правил безопасного поведения на улице (смотри приложение №5.)

После игры воспитатель предлагает разукрасить светофор (смотри приложение №7)

4. Итог занятия

Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила поведения на улицах!

- Ребята, вам понравилась наша экскурсия? Что вам запомнилось больше всего? (краткий опрос по занятию, выводы детей о правилах поведения на улицах).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.3 Сценарный план занятия

Цель: углубить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения и способах выхода из опасных ситуаций.

1. Способствовать формированию у детей осознанной потребности в сохранении своего здоровья.

2. Развивать умение анализировать возможные опасные жизненные ситуации и способность принимать правильное решение.

3. Способствовать воспитанию у детей внимательности, ответственности за свои поступки, находчивости.

4. воспитывать потребность бережно относиться к своему здоровью, соблюдая правила безопасности на улице.

Оборудование: карточки трех цветов.

Ход занятия

1. Вводная часть

Вступительное слово педагога

2. Основная часть

Решение ситуационных задач

3. Заключительная часть

Материал к занятию

1. Вводная часть

Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами личности являются право на жизнь и личную безопасность. Чтобы соблюдались эти права человека в нашем государстве, действуют правоохранительные органы (полиция), служба спасения и пр. Но не все зависит только от этих служб. Очень многое зависит от самого человека. От того, как люди соблюдают законы, от стремления не причинять друг другу вред, от ответственности, умения предвидеть, и распознавать опасности, а также от того, как люди соблюдают несложные правила безопасности. Ваша жизнь, ребята, и безопасность во многом зависит от ответственного отношения к себе и окружающим. Соблюдение правил безопасности в школе, дома, на улице должны стать важной частью вашей жизни.

Как вы понимаете эту пословицу, ребята?

(Ответы детей могут быть такими: когда человек знает, что может произойти, он готов к этому, успеет отреагировать, обладает нужной информацией, может физически и морально подготовиться).

Вот именно поэтому, мы с вами сегодня поговорим о том, что может случиться на улице, какие опасности могут подстерегать вас и как следует при этом себя вести.

Как вы думаете, какие опасности могут подстерегать вас на улице?

2. Основная часть

Сегодня мы с вами вооружимся необходимыми знаниями для того, чтобы всех этих опасностей избежать, и если уж что–то произойдёт, то вы будете знать, как правильно поступить, как нужно себя вести.

1) Вас уводят силой. (Если тебя пытаются увести насильно, громко кричи: “Это не мои родители, я их не знаю! Меня зовут… Мой телефон… позвоните моим родителям!”

2) За тобой идет незнакомый человек. (Во-первых, нельзя заходить в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек. Сделай вид, что ты что-то забыл, и задержись на улице. Если странный человек стоит возле подъезда, лучше пережди или попроси знакомых, соседей, чтобы проводили. Во-вторых, не подходи к квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде. Уйди из подъезда и подожди, пока незнакомец выйдет на улицу, после чего позвони соседям и попроси их проверить, нет ли посторонних на других этажах).

3) За тобой в школу пришел незнакомый человек и говорит, что его прислали твои родители. (Откажись, сославшись, что тебя не предупредили. Скажи об этом учителю, охраннику в школе. Позвони родителям).

4) Незнакомец представился работником милиции и предлагает тебе пройти с ним для выяснения обстоятельств дела. (Потребуй, чтобы лицо, представившееся работником полиции, позвонило родителям. Если он таковым является, то сможет это сделать из любого магазина или учреждения, если у него нет мобильного телефона. Если он откажется это сделать и будет пытаться увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь, то есть действуй так, как рекомендовано при нападении незнакомых людей.)

5) Если тебя насильно посадили в машину.( Кричи: “Пожар”, “Помогите”)

6) Если тебе предлагают что-то на улице. (Даже если это то, о чем давно мечтал, скажи: “Нет!”.Если тебя угощают мороженым или соками, вежливо откажись или купи сам.)

7) По дороге в школу и домой ты каждый день стал встречать одного и того же человека. (Расскажи родителям и попроси их провожать и встречать тебя, а сам смени маршрут. Стараясь избавиться от навязчивого незнакомца, не заходи в дома или незнакомые дворы, зайди в магазин или кинотеатр, обратись к администратору с просьбой позвонить, и сообщи родителям, где ты находишься, пусть они придут за тобой.)

8) Если к тебе проявляет интерес сосед, делает подарки, угощает конфетами,

предлагает заходить в гости, предлагает покатать на своей машине.(Отказывайся и сейчас же расскажи об этом родителям. Не соглашайся доехать до дома на машине соседа, ведь сосед для тебя посторонний, а его машина- чужая.

Какие ещё меры безопасности вы можете назвать?

(Ответы детей могут быть такими: не ходить по безлюдным улицам, не садиться в машину к незнакомым и малознакомым людям, иметь с собой средства защиты и т.д).

Опасные ситуации на дорогах возникают не только по вине водителей автомобилей, но и по вине пешеходов, в том числе и детей, которые не соблюдают правила поведения на улице, проезжей части. Чтобы не подвергать жизнь и здоровье опасн ости как водителям автомобилей, так и пешеходам, необходимо быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.

· В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу? (там, где есть пешеходный переход)

· Какие сигналы светофора вы знаете, что они обозначают?(красный, желтый, зеленый)

· Как называется дорожка для пешеходов? (зебра)

· Можно ли играть на проезжей части? (нет)

· Где должны ходить пешеходы по улице? (по тротуару)

· По какой стороне нужно идти по тротуару? ( по правой)

· Что нужно сделать прежде, чем перейти дорогу или улицу? (посмотреть сначала налево, затем направо)

· Почему нельзя перебегать улицу перед движущимся транспортом? (это опасно, можно попасть под колёса машин)

· Где безопаснее всего переходить проезжую часть? Почему?( подземные переходы самые безопасные ,там нет машин)

Физкультминутка

Нам сегодня поступают звонки граждан о разного рода ситуациях, в которые они попали. Давайте подумаем и предложим нашим жителям как вести себя в этих ситуациях.

1. Я возвращаюсь домой из школы, уже темнеет, и мне кажется, что меня кто-то преследует. Подскажите, что мне делать. (Ученица 4 класса Иванова Катя).

Минута на обсуждение.

2. Гуляю по улице, и вижу впереди нехорошую компанию, кажется, они пьяны. Что мне делать? (Максимов Петя 5 класс)

- Молодцы, ребята! Правильно подобрали рекомендации.

- Как вы думаете, какие зоны можно назвать опасными в городе?

- Какое время суток считается наиболее опасным?

- А как можно защититься от преступника?

3. Заключительная часть

Ребята, мы разобрали с вами разные ситуации. Надеюсь, что вы запомнили, что нужно делать, если с вами случится беда. В заключение нашей беседы, давайте вместе составим формулу безопасности. Предлагайте, какие составляющие она будет в себя включать?

Формула безопасности должна получиться примерно такой:

- по возможности избегать ее;

- при необходимости действовать решительно и четко;

- бороться до последнего, активно, всеми возможными способами просить о помощи и самому ее оказывать тем, кто попал в беду.

А вот ещё несколько правил вашей личной безопасности.

Правила личной безопасности на улице (Памятка)

1. Не вступайте в разговор с незнакомыми и случайными людьми на улице.

2. Не играйте на дороге, возвращаясь из школы домой.

3. Не вступайте в разговор с нетрезвым человеком.

4. Будьте внимательны при входе в жилище. Не заходите в подъезд и лифт с незнакомым человеком.

5. Не играйте с наступлением темноты, а также в темных местах, на пустырях, свалках, рядом с железной дорогой, в пустых зданиях.

6. Никогда не садитесь в машину к незнакомцу.

7. Не слушайте на улице аудиоплеер.

8. Никогда не соглашайтесь на предложение незнакомых людей зайти в гости, послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть на компьютере.

9. Обо всех подозрительных случаях и обо всем, что было на улице, сообщайте родителям.

“Здоровье необходимо. Это базис счастья… Добыть здоровье проще, чем счастье.

Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю…

Если нельзя взрастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно”.

Забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребёнка.

Здоровье – основа формирования личности.

Данный урок показывает опыт работы педагогов начальной школы, использованы современные здоровьесберегающие технологии и средства сохранения и укрепления физического здоровья младших школьников на уроке.

Тема: Поведение на улице.

1.Учебная: изучение правил поведения пешеходов на улице, на перекрёстках, значение светофора в передвижении по улице, изучение дорожных знаков, правил для велосипедистов.

2.Воспитательная: Учить вежливости на дороге, уметь сохранять жизнь, собственное здоровье и здоровье других. Более широкая воспитательная цель – умение жить в обществе, уважать и соблюдать существующие законы общественной жизни.

3.Развивающая: развитие воображения, коммуникабельности, артистизма, развитие эмпатии, как умения сопереживать другому человеку и принимать его на эмоциональном уровне.

Оборудование: перекрёсток (четырёхсторонний), светофоры, дорожные знаки, таблички “Теперь ты знаешь”, руль четырём учащимся от машины и одному – от велосипеда, девиз урока, памятки каждому учащемуся.

Ход урока

1. Организационный момент.

3. Актуализация знаний учащихся. Вводная беседа на тему: “Опасно ли на улице?”.

На первый взгляд, ничего страшного на улице произойти не может. Вот в лесу другое дело: там и змеи, и дикие звери. Но в жизни все совсем по другому. С каждым годом транспорта на наших улицах становится все больше и больше, а значит, возрастает угроза жизни. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, каждый человек должен соблюдать правила дорожного движения. Правила дорожного движения – это строгий закон улиц и дорог, его нельзя нарушать. Если же не соблюдать эти правила, можно поплатиться своим здоровьем или жизнью. Что же необходимо, чтобы по твоей вине не произошло аварии? Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами разыграем небольшую ситуацию на дороге.

4. Разбор ситуации:

А) На перекрестке четыре пешеходных перехода, горят светофоры, стоят машины, пешеходы. Кому можно начинать движение?

Б) Тот же перекресток, но один из водителей, не глядя на светофор, мчится на тебя. Что делать?

В) Перекресток без светофора. Как переходить дорогу?

5. Знакомство со светофором:

На светофоре – красный свет!
Опасен путь – прохода нет!

А если желтый свет горит,
Он “приготовься” говорит.

Зеленый вспыхнул впереди –
Свободен путь, переходи!

4-й ученик: (из рубрики: “Вам любознательные!”)

Слово “светофор” – древнегреческое. В переводе на русский оно означает “несущий свет”. В самом деле, даже в темноте видны его разноцветные огоньки.

Сначала светофоры были только на железных дорогах и указывали путь поездам, они назывались семафорами. Позже их стали устанавливать и на улицах городов.

Самый первый светофор в нашей стране появился в Москве в конце тридцатых годов 20 века. Но он не был похож на те, что можно увидеть сейчас. Это был круг, разделенный на секторы. Секторы были окрашены в три цвета – красный, желтый и зеленый. По этому своеобразному циферблату двигались стрелки. Если стрелка указывала на красную часть круга, люди знали, что сейчас нужно остановиться, когда она передвигалась к зеленой части, можно было вновь идти.

6. Дорожные знаки.

Дорожные знаки нужны для того, чтобы улица могла “разговаривать” со своими водителями и пешеходами.

Все дорожные знаки делятся на предупреждающие (выходят дети с треугольниками с красной каемкой), запрещающие (выходят дети с кругами с красной каймой или красным фоном), предписывающие (выходят дети с голубыми кругами), информационно-указательные знаки (выходят дети с голубыми квадратами) и знаки сервиса (выходят дети с голубыми прямоугольниками).

Каждый ученик объясняет свой знак.

7. Правила для велосипедистов.

Велосипед – очень популярное средство передвижения у школьников.

Но велосипедист наиболее уязвим по сравнению с людьми, управляющими другими видами транспорта. Чтобы не попасть в аварию и не стать виновником несчастного случая, запомни правила передвижения на велосипеде. Учащиеся отвечают на вопросы, а помогают им в этом плакаты на доске “Теперь ты знаешь”. При возможности инсценируют дорожную ситуацию.

А) В каком возрасте школьник может ездить на велосипеде по проезжей части?

Б) Где можно учиться ездить на велосипеде?

В) Можно ли ездить на неисправном велосипеде?

Г) Можно ли ездить на велосипеде по тротуару и по середине проезжей части, где много автомобилей? На каком расстоянии от тротуара можно ехать на велосипеде?

Д) Как можно пересечь дорогу, если ты едешь на велосипеде?

Е) Если перед велосипедистом рельсы, их нужно пересечь, как нужно поступить велосипедисту?

Ж) Можно ли выпускать из рук руль?

З) Можно ли ездить вдвоем на одиночном велосипеде?

К) На каком расстоянии следует двигаться друг за другом при поездке группой?

Л) Можно ли цепляться за едущей впереди тебя автомобиль? Чем это может закончиться?

8. Знаки для велосипедистов.

(Заострение внимания на дорожных знаках для велосипедистов).

9. Игра со сказочным героем.

Здравствуйте! Куда это я попал?

А…А я думал, что-нибудь интересное… (замечает нарисованный светофор). А зачем здесь светофор?

Наш урок о том, что всем без исключения знать нужно правила…

Все учащиеся:

А я их и так знаю.

Знаешь? А ты не хвастаешься? Давайте, ребята, проверим, как Незнайка знает правила.

Вот тебе первый вопрос. На какие части делится улица? Что ты о них знаешь?

На тротуар и мостовую. По тротуару ездят машины, а по мостовой ходят люди.

Ребята, правильно ответил Незнайка? (ответы ребят).

А где ты летом чаще всего играешь?

На улице!? (вопросительно смотрит на детей). Ребята, скажите Незнайке, можно играть на улице? (дети отвечают). Авы знаете… (статистика о дорожно-транспортных происшествий за последний месяц с участием детей).

Скажи, Незнайка, как ты всегда переходишь улицу?

Как перехожу? Иду и все.

А так ни в коем случае нельзя переходить. Что мы об этом можем сказать

Где улицу надо тебе перейти –
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва погляди,
Направо посмотришь потом!

Глупо думать: как-нибудь
Проскочу трамвайный путь!
Никогда не забывай,
Что быстрей тебя трамвай!

А почему обязательно я должен ждать, пока проедет машина? Меня увидит шофер и остановит машину.

А разве шофер может сразу остановить машину?

Наверное… (смотрит вопросительно на ребят).

Данный урок показывает опыт работы педагогов начальной школы, использованы современные здоровьесберегающие технологии и средства сохранения и укрепления физического здоровья младших школьников на уроке.

Ребята, кто знает: может шофер сразу остановить машину или нет?

Вот видишь, Незнайка, ты все сказал неправильно. Так что садись и учи правила дорожного движения.

Читайте также: