Путевой очерк конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

2. Работа со словарной статьей (в парах)

Выбор главной информации. Записи в тетради (тезисно).

Знакомство с жанром публицистики - очерком. (слайд).

Очерк - одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Это полухудожественный, полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.

Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности.

В художественной литературе очерком называется одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.

Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

Основной признак очерка - писание с натуры. Очеркист художественно воплощает в слове реальные исторические лица и события, составляя о них мнение на основании системного исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а заключение и вывод являются логическим его завершением.

Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и композиционное его построение. В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица.

Это возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий и прочего.

В очерке гораздо большее значение, чем, например, в рассказе, имеют место публицистические рассуждения, научные обобщения.

Словом, очерк - одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ - живописная картина, то очерк - графический рисунок или эскиз к картине. Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом.

Путевой очерк.

Путевой очерк - один из самых старых видов. Его особенности заключаются в том, что объект изучения развертывается для автора постепенно. Действительно, путешествуя, публицист всматривается в людей, в ситуации, фиксирует факты и события, отражая их через призму индивидуальных наблюдений. В передаче личных впечатлений от возникающих перед глазами очеркиста форм жизни, обычаев, нравов, социальных контрастов и заключается специфика путевого очерка. В нем сочетаются элементы портретного и проблемного очерков.

Нередко путевые очерки публикуются с продолжениями, создавая иллюзию совместного путешествия автора и читателей. Очеркист становится глазами своей аудитории, используя для этого репортажные приемы.

Стилистическая языковая структура очерка полностью соответствует цели, поставленной автором, и виду очерка, избранному им для художественно-публицистического осмысления действительности. Краткость, лаконизм, умение в сжатой форме сказать о многом, создать многогранную картину - один из основных признаков высокого профессионального мастерства очеркиста.

Особую роль в очерке играют пейзажи. Описание природы помогает раскрыть и обстановку, в которой происходит действие, и эмоционально-психологическое состояние героев очерка или самого очеркиста.

Яркая, образная манера повествования, острые индивидуальные речевые характеристики, метафоры, сравнения, гиперболы способствуют большей выразительности и художественно-публицистическому отображению действительности.

Одним из эффективных методов построения очерка является ассоциативный способ изложения, типичным проявлением которого служат авторские размышления.

Очень важно, чтобы все ситуации, факты, события, ассоциации представляли единое целое, подчинялись единой цели - разработке темы, избранной очеркистом. Поэтому, работая над очерком, пишущий фиксирует в своем блокноте и в памяти все: общие сведения, данные, цифры, имена и фамилии, должности, конкретные эпизоды, ситуации, раскрывающие человека в действии, чтобы потом суметь раскрыть характерное, поучительное, впечатляющее. Ведь композиция жанра требует непременного соединения, столкновения многих фактов, эпизодов, размышлений.

- Что же такое очерк?

- Выделите из определения признаки очерка.

- Путевой очерк - каковы его особенности?

3. Слово о В.М.Пескове

Для писателя всякое путешествие было радостью. Впечатления о памятных местах, любопытных географических точках и природных уголках, встречах с животными накапливались по крупицам. Много пришлось поездить и походить, чтобы собрать полновесный багаж литературных материалов. Старое, вечное, новое - всё переплетено на этих дорогах, самых поэтичных и самых древних, по мнению Пескова. Из всех путешествий хождение по деревенской России было, пожалуй, самым интересным для Василия Михайловича. Писатель обращает своё внимание главным образом на то, что исчезает, уходит, оставляя щемящее чувство грусти. Читая очерки и миниатюры, узнаёшь, чем жив старинный городок Плёс, как выглядит Куликово поле, Бежин луг, как работают люди. Всё интересное заметишь, если отправишься в путь с Василием Михайловичем Песковым, читая его очерки, такие живые и запоминающиеся.

Тут не случилось великой битвы, нет на этом месте ни деревянных, ни каменных древностей. Луг этот похож на тысячу других российских лугов. И все-таки луг не­обычный…

Пятеро ребятишек сто пятьдесят лет назад ночевали на этом лугу у костра. Фыркали в темноте лошади, плескалась рыба, тревожно кричала ночная птица. На огонек вышел заблудившийся в перелесках охотник. От него мы знаем, какая ночь стояла над лугом, о чем говорили мальчишки. Мы помним по именам этих мальчишек: Федя, Павел, Илюша, Костя и Ваня. Вот несколько слов давнего разговора.

"- А ведь вот и здесь должны быть русалки…

- Нет… здесь место чистое, вольное. Одно - река близко…"

Уже много лет мы знаем эту ночь и этих мальчишек… Оказалось, без большого труда можно отыскать этот луг. Мы немного поколесили по перелескам на краю Тульской области, и наконец встречный сказал: "А вот сразу за ржаным полем…"

Почти по Тургеневу "был прекрасный день… один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго". Мы оставили на бугре машину и почти скатились вниз с крутого, заросшего травой обрыва. Стадо телят паслось возле кустов. Мы разыскали пастуха, чтобы спросить: тот ли луг?

- Да. Бежин луг, - сказал пастух, потянувшись после дремоты. - Деревня тоже называется Бежин Луг…

Мы огляделись и увидели: стоим на краю большой зеленой равнины. Земля с прудами, садами, оврагами, полосами ржи и пшеницы лежала теперь вверху и со всех сторон опускалась в низину зелеными, довольно крутыми обрывами. Прохладная, сырая равнина была похожа на плоское дно большого котла. Дикие груши, дубы и вязы группами и в одиночку росли на пологих склонах.

А внизу были лозняк и трава. Темно-зеленый вблизи лозняк, разбегаясь по лугу, синел. По краям же, где равнина упиралась в бугры, все было синим: и дубы на холмах, и барашки кустов, и даже лошадь с маленьким жеребенком. К синеве добавлялся солнечный, золотистый туман, и горизонт уже только-только угадывался.

Большое облако, проплывая с запада на восток, кинуло на равнину прохладную тень. И луга вполне хватило, чтобы вместить и обозначить на лоснящихся травах все полотно и все узорные завитки облака. Мы догнали край тени и пошли вместе с ней по лугу к месту, где полоса лозняков и ракит прятала речку.

Желтые брызги лютиков, малиновые головки луговых васильков, пушистые стебельки лисохвоста, зонтики сладкого купыря, плети луговой кашки и тонкие ниточки душистого колоска - все перепутано, перемешано, и все вместе образует плотное душистое разнотравье - идешь, и за тобой остается сыроватый и темный брод.

Бежин луг… Гудят шмели. Луговые чеканы и желтые трясогузки со стеблей конского щавеля настороженным глазом провожают идущего. Кричит потревоженный чибис. Два коростеля - один близко, в кустах, другой где-то у самых бугров - то ли зовут, то ли пугают друг друга: крэкс, крэкс…

Безлюдно. Ходит вдалеке лошадь. Так или не так выглядел луг сто лет назад? Пожалуй, так же. Холмы не могли измениться, кусты и ветлы растут, наверное, на старых местах, и речка течет по прежнему руслу. Вон с того обрыва увидел Тургенев ночной костер. А ребятишки сидели где-нибудь тут, за кустами. Под крики чибиса бредем по траве… Я делал на лугу снимки на память и чувствовал: не хватает самого главного - нынешних ребятишек. И вдруг (везенье фотографа!) к реке сбежали мальчишки. Вприпрыжку, перегоняя друг друга, они катили большую автомобильную шину…

Десятью минутами позже мы уже знали: речка называется Снежедь; деревня Бежин Луг стоит в километре от луга; поздний мороз в этом году тронул на огородах картошку и помидоры; в домах "по телевизору" видят Москву: четверо из ребят умеют ездить на лошади, а у двоих - отцы шоферы и дают сыновьям иногда посидеть за рулем…

- Мы слыхали, у вас тут русалки и ведьмы водятся…

Мальчишки переглянулись и прыснули.

Записывая в блокнот имена ребятишек, я спросил, а знают ли они местных ребят: Федю, Павла, Костю, Илюшу…

- Это кто же? - насторожился старший. И тут же сообразил: - А-а, знаю! "Бежин луг", да?

И все остальные догадались, в чем дело.

Мальчишки попросили автомобильный насос: получше накачать шину. Они деловито по очереди сопели, пинали шину босыми пятками. И потом мы с бугра наблюдали, как мелькали в кустах белые головы и слышались звонкие шлепки ладоней по шине.

Я подумал: тургеневские мальчишки стали ведь взрослыми, у них были дети и внуки. Этим нынешним ребятишкам они приходятся прадедами… А луг все тот же. Большой предвечерний луг дымился в долине. По-прежнему кричали два коростеля, лениво наклонялись к траве телята. Вечно молодой луг…

5. Беседа по вопросам

-О чем этот очерк?

-Что заставило журналиста побывать на этом знаменитом лугу?

-Что увидел автор очерка?

-О каких чувствах пишет автор рассказа?

-Как создается настроение?

-Над какими вопросами заставляет задуматься автор очерка?

-Какие признаки очерка присутствуют в тексте?

-Докажите, что это путевой очерк?

6. Сравнительный анализ художественного очерка и публицистического очерка

-Что общего между двумя произведениями?

-Чем они отличаются?

Два очерка - один публицистический, другой художественный.

Работа с таблицей.

передать скромную красоту средней полосы России

реальная действительность,
художественный вымысел

реальные люди,
реальная действительность

образная картина мира

задуматься над вечными
вопросами

смешение типов речи,
большая часть-описание

смешение типов речи,
большая часть-описание

герой-повествователь-охотник
(повествование от 1 лица)

открытая
(повествование от 1 лица)

эмоциональность, тропы,
худ. приемы, диалог детей

эмоциональность, тропы,
худ. приемы, диалог

Разное отношение к жизни.
Общее: любовь к своей земле

Работа с текстом. Заполнение таблицы

Цель - показать полнокровную жизнь Бежина луга, его незабываемую красоту, самобытность. Нет ничего экзотического, все просто, но в этой-то простоте, скромности заключается Вечное - красота земли.

Мы пришли к выводу, что оба произведения посвящены одному месту - Бежину лугу. И.С.Тургенев, и В.М.Песков восхищаются красотой русского пейзажа, любят эту землю, но у каждого свое незабываемое видение Бежина луга. Два произведения написаны в разное время (19 и 20 вв.), но тема одна. У каждого писателя свой отбор языковых средств в изображении природы Тульского края, разная стилевая манера, но цель одна - передать скромную красоту средней полосы России через художественное слово. В двух произведениях появляются крестьянские дети, но у детей разное отношение к этому месту. Если дети из

Подведение итогов

Учитель: Итак, в ходе проведенного исследования мы пришли к следующему выводу:

7. Рефлексия

А сейчас, прежде чем уйти с урока, возьмите понравившийся вам цветной магнитик и разукрасьте им тот луг, что представлен на слайде.

Я вижу ваши улыбки, настроение у всех замечательное.

Посмотрите, как прекрасен этот летний луг в своем многоцветье! А ведь это мы создали такую красоту. Дома вы можете по желанию нарисовать или Бежин луг, о котором писали Мастера слова, или любимый вами уголок природы.

Спасибо за урок, за плодотворную работу .

8. Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природа родного края. Бережное отношение к своему историческому прошлому. Литературныен места Дона. Природа родного края.

Цели урока:

Образовательные

Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить термины;

Познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивать умения различать их, определять роль внутри текста.

Развивающие:

Развитие положительной мотивации к процессу обучения;

Совершенствование коммуникативной компетенции;

Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;

Развитие умения логически верно излагать мысли;

Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Воспитательные:

Развитие системы ценностных отношений к родному языку;

Совершенствование навыков этичного межличностного общения;

Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.

Метапредметные УУД:

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать другими людьми;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Предметные УУД:

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте;

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

Личностные УУД:

уважение к своему народу, чувство гордости за свой край, свою Родину, бережное отношение к своему историческому прошлому;

•формирование уважения к русскому языку, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

Тип урока: урок – практикум

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Ключевые понятия: стили речи, публицистика, речевые жанры, языковые средства выразительности, лексические и синтаксические особенности, композиция текста, проблема текста, позиция автора, рецензия.

Ход урока:

І Установка на учебную деятельность.

ІІ Актуализация знаний.

1) Определение типа и стиля речи. Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися фрагментов текстов:

- Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и желтые! Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на все лады…

- Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившиеся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря)

Вопрос к чтецам (интервью):

-Чем интересны для вас эти тексты?

- Что общего у этих трех текстов?

- Как вы определили тип речи?

IV Представление нового материала.

Одна из особенностей путевого очерка – это постепенное развертывание изображения: автор движется от села к селу, от города к городу, из страны в страну, постепенно накапливая впечатления и факты. Это могут быть и впечатления от одного города, от одного маршрута, знакомство с которым происходит постепенно.

Постановка задач урока..

V Беседа по домашнему заданию.

- Какова цель текста публицистического стиля?

- Какова сфера его употребления?

- Назовите жанры публицистики.

- Назовите характерные черты публицистического стиля.

- Какова композиция текста публицистического стиля?

- Какие черты сближают публицистический стиль с научным?

- Что общего у публицистического стиля с художественным?

- Назовите лексические особенности публицистического стиля.

- Назовите эмоциональные средства выразительности.

- Каковы синтаксические особенности публицистического стиля?

VI Практика в использовании нового материала.

Групповая работа по стилистическому анализу текста.

Лингвистическое наблюдение.

Подготовка восприятия.

История Таганрога хранит множество интересных событий, связанных с жизнью и деятельностью царственных особ, выдающихся музыкантов, артистов и писателей. И у каждого из них было особое отношение к этому южному городу. Константин Паустовский оставил о Таганроге такие воспоминания.

Несколько лет назад мне дали прочесть записную книжку одного умершего писателя. Я начал читать ее и убедился, что это были не отдельные короткие записи, как это всегда бывает в записных книжках и дневниках, а довольно связное описание неизвестного приморского города. Ниже я постараюсь воспроизвести это описание с возможной точностью.

Чем дальше я читал эту записную книжку, тем яснее проступали в памяти позабытые краски и запахи, какие-то знакомые места. Но я не мог сразу вспомнить, где я видел эти места и когда это было. Они выступали, как из тумана или из давнего сна, который стараешься восстановить по кускам, как склеивают разбитую статую.

Что же было в этих записях?

Прежде всего было точное описание деревьев и цветов акации.

"Цветы эти тронуты желтоватым и розовым налетом и кажутся чуть подсохшими.

Тень перистых акациевых листьев падает на белые стены и колеблется даже от незаметного ветра. Достаточно взглянуть на эту живую тень, чтобы понять, что ты - на юге и невдалеке от моря.

Когда акация осыпается, ветер несет вороха цветов по улицам. Они с шумом, подобно сухому прибою, катятся но мостовым и набегают на садовые ограды и стены домов".

"Мостовые на портовых спусках отполированы до свинцового блеска подковами битюгов. Между камней прорастают из рассыпанных зерен всходы овса и пшеницы. Крутые подпорные стены заросли дроком. Он свешивается сверху, как остановившийся водопад из непролазного переплетения веток, листьев, колючек и желтых цветов.

Кое-где в этой пыльной зелени вырублены ниши. В них скрыты маленькие кофейни и лавчонки. Там торгуют сельтерской водой и баклавой - слоеным греческим печеньем на меду.

В кофейнях передняя стена всегда застеклена. Сквозь нее видно людей в линялых тельниках, азартно играющих в карты.

Но это не все. Тут же сидят на низких скамеечках старые женщины и продают жареные каштаны. Угли в мангалах наливаются жаром. Слышен непрерывный легкий треск,- это лопается скорлупа каштанов.

Крутой поворот - и внизу, как на детской картинке, появляется совершенно игрушечный порт.

Я читал эту запись, и что-то знакомое мучило меня. Я искал хотя бы какого-нибудь названия, имени, чтобы узнать этот город. Я уже догадывался в глубине души, о каком городе идет речь, но не был еще окончательно уверен в этом.

Ara! Вот! Наконец! "Удивительно, что в книгах одного замечательного нашего писателя - уроженца этого города - не отразилось ничего, о чем сказано выше,- ни моря, ни порта, ни акации, ни черных парусов".

В этих словах заключалась разгадка. Ну конечно, все это было написано о Таганроге - родине Чехова.

Как только я догадался об этом, все прочитанное ожило, потеряло налет отстраненности, какой был во время чтения, и приобрело резкую выпуклость и реальность.

2. Во время чтения отвечаем на поставленные вопросы.

3. Задания к тексту.

1) Что было в записной книжке умершего писателя:

А. отдельные короткие записи%

Б. довольно связное описание неизвестного приморского города;

В. адреса и телефоны знакомых.

А. писатель не знал города;

Б. писатель видел Таганрог по-своему;

В. писатель не вспоминал о городе.

3. Укажите отглагольные прилагательные: жареные, отполированы, вырублены, беленые, застеклена, написано.

4. В слове рассыпанных пишется –НН, так как:

А. причастие в полной форме;

В. образовано от прилагательного с - НН.

5. Найдите морфолого-синтаксические средства создания внутреннего монолога (форма повествования от первого лица – употребление местоимения 1 лица ед числа, междометие, вводные слова, частицы, вопрос в начале микротемы и ответ, восклицания).

Алгоритм работы с текстом публицистического стиля

( стилистический анализ текста)

Внимательно прочитайте текст.

Выявите проблемы, затрагиваемые автором

Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание)

Выявите приметы стиля, стилевые черты

К какому жанру вы отнесете данный текст?

Проследите композицию текста.

Работа в группах

Исследование текста на предмет использования в нем лексических и синтаксических средств.

1-ая группа – лексические особенности

2-ая группа – эмоциональные средства выразительности

Обмен информацией после выполнения исследования, выводы, обобщения.

VIII Творческая мастерская.

Почему путешествия так популярны? А знаете ли вы города своего края? Каким вы видите свой город? На основе личных впечатлений напишите путевой очерк о каком-либо уголке края, оставившем в вашей памяти впечатления.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Зачитайте свой ответ.

-Что полезного вы извлекли для себя с урока?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит обучающихся с основными отличительными признаками очерка.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

План - конспект занятия

Демидова Е.В. – педагог

Новокузнецк 2016г.

План-конспект занятия

Тема занятия: Очерк. Его виды.

1. Ознакомить обучающихся с основными отличительными признаками очерка . Обучать воспитанников находить очерк среди газетных материалов

2. Развивать речь обучающихся, их творческие способности

3. Воспитывать нравственные качества: правдивость, деликатность.

Тип занятия: комбинированное занятие.

Методы и приемы: словесные (беседа, объяснение , работа с журналистскими терминами), наглядные (демонстрация слайдов), практическая работа с газетными материалами, метод контроля.

Оборудование и материалы: проектор, экран, тематические слайды, газетные материалы, выставка книг, учебников, стенды с газетными материалами.

Хронометраж занятия:

Приветствие, повторение ТБ

Введение в тему

II Основной этап

Повторение изученного материала

Объяснение нового материала. Знакомство с выставкой книг

Практическая деятельность детей

Обобщение деятельности, оценка

Контроль и взаимоконтроль детей, выполнение теста

Рефлексия. Самооценка обучающихся.

Подведение итогов занятия. Логика дальнейшего занятия.

Общая продолжительность занятия

Ход занятия:

I .Организационный момент.

1.1. Приветствие. Объявление темы занятия. Повторение ТБ при работе с ТСО.

Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с журналистским жанром- очерком ,его видами. Мы будем учиться находить очерк в газетных текстах.

Прежде чем мы приступим к занятию ,повторим правила техники безопасности при работе с техническими средствами обучения.

Тщательно проверить исправность технических средств обучения, убедиться в отсутствии повреждений

Не подключать ТСО в сеть влажными руками

Не наклоняться над ТСО, не класть на них никаких посторонних предметов, не подвергать механическим воздействиям.

Не трогать провода , при помощи которых подключены ТСО.

Не оставлять приборы , включенные в сеть, без присмотра

При малейшем проявлении неисправности , отключить прибор от электросети.

II. Основной этап .

2.1.Повторение изученного материала.

Опрос обучающихся.

1. Перечислите основные жанры журналистики .

2. Какие газетные материалы относятся к художественно- публицистическим жанрам?

Повторение журналистских терминов: Жанр- род журналистских произведений, характеризующийся определёнными признаками. Жанр- форма произведения, влияющая на его содержание.

Информационные жанры- несущие информацию, новость

Аналитические жанры- дающие анализ, оценку происходящему

Художественно- публицистические жанры- сочетают в себе художественность(описание, размышление, оценка) и публицистику (обращение к читателю, общественная значимость газетного материала, его информационная насыщенность)

2.2.Объяснение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с художественно- публицистическим жанром, который называется очерком.

Очерк –жизнеописание человека или художественное описание местности. Это художественно- публицистический жанр, включающий в себя функции информирования, образования, создания общественного мнения и воспитания.

Очерк сочетает в себе журналистику и литературу. В очерке сочетаются образность и документальность. В очерке рассказывается о явлениях жизни,

Очерк- художественно – публицистический жанр , в нём не должно быть домыслов, фантазии , но автор может поразмышлять, осветить жизненный материал с разных сторон, выделить важные детали.

Очерк делится на портретный и путевой. В портретном очерке- главное- это жизнеописание человека. Путевой очерк содержит описание дорожных встреч и наблюдений.

Главные герои портретных очерков- живые люди .

В портретном очерке воплощается индивидуальность , неповторимость личности. Автор показывает внешний облик своего героя, раскрывает его нравственные принципы, внутренний мир, воспроизводит яркие эпизоды из жизни.

Персонаж портретного очерка- интересная личность или известный человек, нравственные идеалы и поступки которого могут оказать благотворное влияние на современников и потомков. Очень важно в очерке не просто перечислить факты и события, но и проанализировать их. Сами события не просто сухо перечисляются , а описываются ярко и выразительно.

Путевой очерк открывает перед читателем различные страны, города. Он позволяет увидеть не только местность , но и особенности быта людей, их обычаи. Путевой очерк имеет познавательное значение. Основа путевого очерка так же как и портретного- подлинный жизненный материал, поэтому автор путевого очерка должен быть наблюдательным и внимательным.

Задача автора- рассказать о своих впечатлениях и событиях во время путешествия, поделиться своими мыслями и чувствами с читателем, исследовать увиденное , размышлять о проблемах.

Главная задача очеркиста- не просто перечислить факты и события , а исследовать увиденное и услышанное, размышлять над ним, высказывать свою точку зрения, оценивать происходящее.

Для очерка характерен большой объём . поэтому материалы для очерка могут собираться довольно долго. Автор собирает факты, осмысливает их, берёт интервью, фиксирует диалоги, детали. Автор очерка должен быть очень деликатен , правдив и в погоне за сенсацией не должен навредить человеку

Об очерке более подробно вы сможете прочитать в книгах и учебниках, размещённых на стенде. Примеры газетных очерков размещены на стендах в кабинете.

2.3. Физ. минутка.

Возьмите ручку и тетрадь (руки вытягиваем вперёд),

Давайте вместе рисовать. (покрутили руками)

Мы нарисуем двор и дом,(размах рук)

И кошку озорную в нём. (руки в сторону)

Корабль , плывущий вдалеке, (руки на поясе)

И человечка на песке. (руки вверх)

Сделали гимнастику для глаз: закрыли глаза и представили себе эту картинку . Открыли глаза и приступили к занятиям.

2.4. Практическая работа

Опрос обучающихся:

1. Что такое очерк?

2.Какие виды очерков вы узнали?

3.В чём заключаются основные задачи очеркиста?

4. Каким должен быть очерк портретный и путевой?

Практическая деятельность. Обучающимся раздаются тексты – отрывки из материалов газет и журналов , из которых нужно выбрать очерк. В газетных материалах найдите очерк , определите , какой из них портретный, а какой путевой? По каким признакам вы определили этот газетный жанр? Дополнительное задание, для тех, кто выполнил работу быстрее- определить, к каким жанрам относятся другие материалы, данные для наблюдения.

(приложение к конспекту занятия)

2.5.Обобщение деятельности. Проверка правильности нахождения очерка. Оценка деятельности обучающихся.

2.6. Контроль и взаимоконтроль детей

III. Подведение итогов.

На занятии вы познакомились с художественно- публицистическим жанром- очерком. Вы узнали, что очерк может быть портретным и путевым. Более подробно с этими понятиями вы познакомитесь на следующих занятиях.

Чему научились на сегодняшнем занятии?

Что нового узнали на сегодняшнем занятии?

Было ли вам интересно?

Было ли вам трудно?

Как вы сами оцениваете свою деятельность?

Поощрение детей. Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

Логика дальнейших занятий. Приобретённые навыки пригодятся вам на следующих занятиях .В дальнейшем мы составим план работы над очерком.

Занятие закончено. До свидания.

Использованная литература:

1.Ворошилов В. В. Журналистика.[Текст]: учебник /В. В. Ворошилов.-СПб: Издательство Михайлова В. А.,2000.-336с.;

2.Гуревич С. М. Газета: вчера,сегодня, завтра [Текст]:учебное пособие/С. М. Гуревич-М. :Аспект пресс,2004.-288с.;

3.Кихтан В. В. Информационные технологии в журналистике.[Текст]: учебное пособие/В. В. Кихтан.- Ростов н/Д.: Феникс,2004.-160с.

Приложение

Задания

1.В данных текстах найти очерк, объяснить по каким признакам его нашли.

2.Определить, в каких жанрах написаны остальные тексты

1. Осенью 2010 года мы с ребятами из нашего класса совершили незабываемую поездку по святым местам Кемеровской области. Одно из туристических агентств нашего города предоставило нам путёвки в города Гурьевск и Салаир.

Мы прибыли в старинный сибирский город Гурьевск. Наша экскурсия началась с посещения прихода Святой Троицы. Над входом в церковь висит икона с изображением Иисуса Христа. Мы поднялись на крыльцо и вошли в церковь. Гурьевский храм небольшой, но в нём много удивительных икон. Экскурсовод рассказывала нам о каждой из икон, о сюжете, истории

После посещения церкви мы отправились к святому источнику. Дорога к источнику пролегает через мостик и ведёт к веранде, где расположен колодец со святой водой. Каждый из нас набрал немного святой воды, чтобы отвезти домой. Купив в магазинчике, расположенном у церкви, крестики и иконки, мы отправились дальше, в город Салаир.

Салаир - небольшой город, но в нём есть очень красивый православный храм. Его большие купола, сверкая на солнце, высоко поднимаются в небо. Церковь носит имена святых апостолов Петра и Павла, она была воздвигнута в начале 20 века. В годы революции одного из священников и нескольких верующих зверски замучили и сбросили в яму. Через несколько лет в этом месте забил источник. Его считают святым.

На святых источниках устроили купальни, и там происходит крещение верующих. Во дворе храма очень красиво - кругом клумбы с множеством о цветов.

2. 11.февраля в лицее №104 был проведен районный смотр активов ученического самоуправления.

На смотр все коллективы подготовили документацию ученического самоуправления: положения, сценарии, паспорт ученического самоуправления, затем ребята приняли участие в конкурсах.

В конкурсе знатоков ученического самоуправления нужно было ответить на вопросы по теории ученического самоуправления , в конкурсе ораторов нужно было в течение 2-х минут изложить одну из проблем ученического самоуправления. Кроме того, совет старшеклассников гимназии №10 познакомил с сайтом школы, а ребята из лицея №104 подготовили творческое выступление команды КВН.

3. Внимание, по определению психологов, - это направленность нашего сознания (психики) на определенный объект. Объектом внимания может быть любой внешний предмет или явление объективного мира, их отдельные свойства, а также внутренний мир самого человека, его мысли, чувства и т. д.

Внимание, часто проявляясь, превращается у конкретного человека в его очень важную способность – внимательность .Быть внимательным – значит следить за какими-то движениями; развивать внимательность – значит учиться различать скрытые движения в жизни, в искусстве, в природе, в науке, в людях. Внимание характеризуется целым рядом свойств: устойчивостью, колебанием, объемом, переключаемостью, распределяемостью и концентрацией. Каждое из перечисленных свойств внимания проявляется у человека по-разному. Различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное. При действии первого человеку надо заставлять себя быть внимательным, а в другом случае предмет сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть.

3 -определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; - описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя школьников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) Цели: -обеспечение рабочей обстановки на уроке; -психологическая подготовка обучающихся к общению и предстоящему занятию; Задачи: -создать доброжелательный настрой учителя и обучающихся; -проверить готовность обучающихся к работе на уроке; -обеспечить быстрое включение класса в деловой рабочий ритм; -сконцентрировать внимание всех обучающихся на учебную деятельность. Методы организации работы обучающихся на начальном этапе: -мотивация учебной активности обучающихся учебные требования. Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с основными жанрами публицистики, попробуем произвести стилистический анализ текста, подробнее поговорим о путевом очерке и этапах его написания. -создание ситуации успеха у обучающихся. Учитель: У всех есть учебные принадлежности, все настроены на активную работу. Будьте внимательны, старательны и у вас всѐ получится. Обучающиеся внимательно слушают, какие цели должны быть достигнуты на данном уроке, и какие задачи намечены на урок.

7 -постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока); -определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; Результат, который должен быть достигнут обучающимися: -совершенствовать умения опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления; логически верно излагать мысли; -уметь определять жанр текста публицистического характера, характерные для публицистики выразительные средства языка; -знать виды очерков, этапы написания путевого очерка. Цели, которые ставит перед собой учитель на данном этапе: - выработка у обучающихся на основе приобретѐнных знаний соответствующих умений и навыков; -максимальное использование самостоятельности обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий; -создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке. Задачи данного этапа, которые ставит перед собой учитель: -научить обучающихся ориентироваться в основных жанрах публицистического стиля речи; обогатить их словарный запас новой лексикой; -организовать работу в парах с использованием плана стилистического анализа текста; -дать возможность приобрести практические навыки и умения письменного и устного стилистического анализа текста; -научить различать путевой очерк, проблемный очерк, портретный очерк;

10 -описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу; - описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала Определить уровень внимания и интереса обучающихся к излагаемому на уроке материалу можно в помощью продуктивного критерия: внимательный обучающийся повторяет сказанное другим; невнимательный обучающийся не может повторить сказанное другим; поведенческого критерия: появление шума в классе, посторонних движений говорит о невнимании класса и обучающихся к излагаемому материалу. Поддержанию внимания и интереса к уроку способствует: увлекательная форма изложения материала, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности и ТСО. Метод формирования познавательных интересов. Объяснительно-иллюстративный метод объяснения нового материала Учитель: Давайте послушаем подготовленные выступления ребят и узнаем, какие же выделяют основные жанры в публицистическом стиле речи. Лекция с применением техники обратной связи. В ходе лекции учитель задаѐт вопросы, на которые обучающиеся могут ответить, так как ответы им известны (т.е. по ранее изученному материалу), и вопросы, касающиеся нового учебного материала, но у обучающихся могут знать на них ответ (обращение к общему кругозору знаний обучающихся) и т.д. Словесный метод: объяснение (использование сравнения, сопоставления, аналогии).

17 5)Укажите ряд, в котором словосочетания, характерные для публицистического стиля: а)счастливые одноклассники, быстрая река, зелѐный массив; б)общественное мнение, критическая ситуация, светлая личность; в)солнечный день, красивый голос, густой ельник. 6)Укажите предложение, характерное для публицистического стиля. а)от Прорвы тянуло запахом кувшинок и чистой холодной воды. (К.Паустовский) б)ежегодно всѐ новые волны молодѐжи приходят с разных сторон в университет на смену предшественникам. (А.А.Ухтомский) в)первое чѐткое разделение форм речевого общения было произведено Аристотелем. (Е.М.Лазуткина)

18 Приложение 2 к плану-конспекту урока ПАМЯТКА Стилистический анализ текста характеристика текста с точки зрения его стилевой принадлежности. План стилистического анализа текста 1.Отнести текст к одному из функциональных стилей. 2. Определить тему текста и основную мысль текста. 3. Определить задачи речи. 4. Определить сферу применения текста. 5. Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане. 6. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи относится текст. 7. Назвать стилевые черты, присущие тексту. 8. Указать стилистические языковые средства. 9. Указать жанр текста. 10. Сделать вывод о стилевой принадлежности текста.

21 4 Подведение итогов урока. 5 Разбор домашнего задания. 6 Оценка урока (содержательный, несодержательный; понравился, не понравился)

Читайте также: