Конспект на тему геральдика

Обновлено: 02.07.2024

В рамках урока мы познакомимся с рыцарскими гербами, их формой, с почётными геральдическими фигурами разнообразных видов, расположенными на щите герба. Увидим негеральдических фигур в украшении гербов, имеющих условно-изобразительный характер, а также познакомимся с символическим значением некоторых из них.

  • сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака.
  • формировать представления о различных видах гербов и эмблем;
  • научить анализировать символические изображения и понимать их смысл гербов;
  • привить интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.

На уроке мы узнаем:

  • символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики; смысл и значение символов и эмблем в современном обществе.

мы научимся:

  • понимать символический характер языка герба как отличительного знака.
  • составления композиции герба, эмблемы, используя язык символов.

Глоссарий по теме урока:

Геральдика—наука о составлении, истолковании, изучении гербов и одно из самых условных орнаментальных искусств.

Герб (нем. erbe — наследство) — отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и т. д.

Геральдические фигуры — неизобразительные символы, которые располагались на щите герба и делили его на несколько полей определённого цвета.

Негеральдические фигуры — изобразительные символы; естественные: человек, животные, растения, различные явления природы, планеты, звёзды; искусственные: постройки, корабли, атрибуты власти, войны, охоты, предметы быта, орудия труда; фантастические: единорог, дракон, сказочные птицы и др.

Щит — основа герба. Может иметь разную форму.

Щитодержатели — звери, люди или вымышленные существа, которые держат на гербе щит.

Обязательная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал

Турниры проходили в соответствии со строгими правилами: рыцарь мог сражаться только с другим рыцарем, простые граждане не имели право участвовать в рыцарских поединках. Чтобы состязания состоялись, рыцарь должен был вызвать на бой другого рыцаря. Оружие и конь становились трофеями рыцаря – победителя.

Для поединка выбирали соперника, принадлежащего к благородному и достойному роду, имевший победы в других поединках. Для этого придумали отличительный знак – герб.

Герб (немецкий erbe — наследство) — отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и так далее.

Герб обозначал принадлежность к определённому роду или сословию. Позже уже сложно было запомнить и распознать гербовую символику, поэтому появились люди, которые специально занимались изучением гербов и истории родов, чтением и толкованием гербовых изображений. Таких людей называли герольдами (от латинского Heraldus – глашатай), а их занятие – геральдикой.

Геральдика — наука о составлении, истолковании, изучении гербов и одно из самых условных орнаментальных искусств.

Чтобы научиться толковать и разбираться в гербовых знаках и символике гербов, надо знать основные составные элементы герба – это корона, мантия, нашлемник, намёт, шлем, щит, щитодержатели, девиз, основание.

В центре герба располагается щит, он является обязательным гербовым элементом. Треугольная форма была самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики. Позже появились щиты самых разных форм.

Так причудливой (вырезной) формой отличались немецкие щиты. Особой формой щита является ромб, он использовался в геральдике женских гербов.

Часто щит был разделён на части, каждая из которых называется полем.

Для деления щита на части использовали геральдические и негеральдические фигуры.

Геральдические фигуры, по-другому почётные - это геометрические фигуры. К геральдическим фигурам относятся – столб или вертикальная полоса, пояс - горизонтальная полоса, правая и левая перевязи - диагональные полосы, крест, андреевский крест, глава - отделенный верх щита, оконечность - низ щита, кайма - полоса по краю щита и другие. В пределах щита геральдические фигуры могли повторяться, сочетаться с другими фигурами или иметь ровный либо узорный край.

Другие фигуры на щите называются негеральдическими фигурами. Из числа негеральдических фигур можно выделить такие как: лев, молния, звезда, стена, меч или фантастические существа - единорог, дракон, грифон, тур, орел (двуглавый), пифия. Использовали так же изображения ангелов, святых, монахов и воинов.

Все фигуры на щите очень символичны. Вот некоторые из них. Медведь символизировал силу; дракон – могущество; рука – храбрость; бык - плодородие земли; единорог – чистоту и непорочность; орёл - власть, господство, великодушие, прозорливость; дуб стал символом крепости и силы; лилия олицетворяла добрую надежду и непорочность; оливковое дерево - мир.

Огромное значение в геральдике уделяется цвету.

О могущество и богатство олицетворял золотой цвет. О благородстве, чистоте и невинности говорил серебряный цвет. Червлёный (тёмно-красный) – храбрость, любовь и смелость. Лазурь (голубой) – великодушие, честность и величие. Зелёный - цвет изобилия и надежды, свободы и радости. Пурпурный (красный с оттенком синего) символ благочестия, щедрости и верхнего господства. Чёрный олицетворял осторожность, мудрость, постоянство, печаль или траур.

На больших государственных гербах, на гербах монархов и высшей аристократии изображается мантия. В российских гербах изображение мантии присутствовало только на гербах князей. Мантия была пурпурного цвета, с отделкой из горностая, стянутая по углам золотым шнуром с кистями. Иногда над мантией размещался шатер – сен.

Над мантией изображалась корона, которая указывала на титул владельца герба. Существовала целая система определения корон от баронской до императорской. Позже корону использовали как декоративный элемент.

Над щитом располагался шлем, который соответствовал, боевому шлему владельца. Верхушка шлема была украшена навершием (нашлемником) или наметом, который служил дополнительным опознавательным знаком.

Фигуры животных или людей поддерживали щит с обеих сторон. Эти элементы называются щитодержателями. Изображения щитодержателей обозначали животных, характерных для той или иной местности или символизировали святых покровителей.

Девиз – короткая фраза или изречение располагалась внизу. Девиз не является обязательным элементом герба и размещался по желанию владельца, часто это был боевой клич рыцаря.

Позже гербы стали появляться и групп ремесленников одной профессии – цехов. На них изображались профессиональные инструменты или предметы обозначавшие профессию. На гербе у портных изображались ножницы, у перчаточника – перчатки, у мельников – мельницы. Распознать их было не трудно.

Гербовые изображения наносились на перстни и украшения и использовались в качестве печати. Позже гербы стали печатать на монетах. Как символ независимости появились национальные гербы у отдельных государств. Гербы датского и английского королевств считаются старейшими гербами.

Герб создаётся по сложившимся за многие века принципам и правилам геральдики. Герб может обозначать семейные традиции и преемственность поколений, но в первую очередь, он является представителем своего владельца, его изобразительным именем.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1.Название задания. Основные элементы.

Текст задания. Выберите основные элементы герба.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2.Название задания. Формы щитов.

Текст задания. Установите соответствие между изображением герба и его названием.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Бобровская СОШ №2

Информационно – коммуникационные технологии

План – конспект урока

Геральдика – наука о гербах

По программе Б.М.Неменского

Лягоскина Валентина Александровна

Тема урока: Геральдика – наука о гербах

Цели и задачи : Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства, с гербовой символикой средневековья и историей возникновения русских гербов.

Развивать творческий интерес, познавательную активность.

Воспитывать чувства патриотизма, уважения к истории и традициям своей родины.

Планируемые результаты:

- активно включается в общение, отстаивает своё мнение доброжелательно и толерантно;

- обосновывает ценность, значимость приобретаемых знаний и умений лично для себя, общества в целом.

Метапредметные:

- владеет умением работать с различной информацией;

- планирует процесс познавательно-трудовой деятельности.

- выделяет и обобщённо фиксирует группы существенных признаков объектов;

- создаёт декоративную композицию в соответствии с традициями цветового и символического изображения.

1.Компьютер. Мультимедийный проектор

2.Плакат с государственной символикой.

4.Репродукции с изображением исторических гербов России

Литературный ряд: Российский героический эпос.

Музыкальный ряд: музыка Вивальди; Моцарт симфония №40

Организационный момент. Проверка организации рабочего места ученика.

Вступительная беседа учителя:

Ребята, как называется государство, в котором мы живем?

Какие государственные символы нашей страны вы знаете?

Когда же возник герб на Руси?

Современные символы, ребята, имеют исторические корни. Так наука о гербах возникла очень давно, в 12 веке. Это были времена прекрасных дам и доблестных рыцарей.

Давайте мы мысленно перенесемся в средневековье Западной Европы. (звучит фонограмма музыки Вивальди).

Настоящий рыцарь должен был хорошо танцевать, сочинять стихи, играть на музыкальных инструментах и обязательно участвовать в рыцарских турнирах.

На турнире рыцарь появлялся в доспехах: шлем и щит. Шлем скрывал лицо участника турнира, но на щите рыцаря изображался его собственный герб.

Форма герба была разнообразной, но в своей основе она напоминала форму рыцарского щита. Поверхность герба была сплошной, либо делилась на несколько полей.

Немаловажное значение имел цвет: желтый, белый, красный, черный.

На гербе не допускалось использовать более 5-и цветов.

Герб заполнялся и символическими фигурами – к ним относятся: дуб, лев, слон и т.д.

Герб выражал степень знатности, основные занятия и заслуги перед государством.

Иногда герб украшался лентой – девизом. (Девиз – это жизненные принципы рыцаря)

Венчает герб – корона.

Как возник герб на Руси?

Двуглавый орел пришел к нам из Византии. В 15 веке царь Иван 3 женился на последней византийской принцессе и принял византийский герб для Руси. С тех пор герб продолжал развиваться, изменяться и дополняться.

Сначала двуглавый орел имел опущенные крылья и вписывался в круг.

Изменения герба произошло при Александре III в 1882 году. Герб охраняли щитодержатели в образе ангелов, а по кругу размещались гербы русских городов – Новгорода, Суздаля, Владимира и др.

С тех пор Георгий был признан святым и его почитание распространилось во многих странах.

А кто из вас, ребята, знает что означают символы на гербе нашего города Боброва и города Воронежа?

Герб Воронежа представляет собой сочетание орла, воды, камня и сосуда.

-орёл символизирует Россию

-вода – это колыбель флота

-камень - означает крепость

-сосуд – благородный поступок, жертвенность, в перевёрнутом виде – временная неудача.

В истории сказано, что в 16 веке Воронеж встал на защиту южных рубежей Российского государство. Неоднократно разрушался, горел и восстанавливался из пепла.

Герб Боброва из 3-х поясных частей:

-верхняя часть символизирует принадлежность России

-средняя часть символ Воронежской области

-нижняя часть завершается символом города- бобром.

Задание 1.Распределитесь на 4 человека.

2.Выберете свой город и соответствующую ему символику.

3.Распределите между членами команды выполнение отдельных элементов.

4.Составить общую композицию.

5.Представить герб зрителям.

В ходе самостоятельной работы звучит соната Моцарта.

Анализ. Подведение итога выполненных работ.

Ребята, мы сегодня многое узнали о геральдике.

А сейчас давайте закрепим изученное.

Для этого отгадаем кроссворд:

1.Оличительный знак, передаваемый по наследству.

2.Имя воина- защитника, изображенного на гербе Москвы.

3.Особые знаки на щите-гербе, которые рассказывают о его владельце, его достоинствах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского.

Конспект урока ИЗО в 5 классе

Образовательная: Знакомство с геральдической символикой на примере гербов и эмблем

Образовательные:

Знакомство с формами, цветовой символикой и негеральдическими фигурами гербов

Развивающие:

Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.

Воспитательная:

Воспитание чувства патриотизма

Формируемые УУД

Личностные:

Формирование основ художественной культуры.

Метапредметные:

Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Оборудования:

Организационный момент

Цель: создание благоприятного психологического настроя на работу

Актуализация знаний

На экране вы видите государственные символы РФ.

Но здесь нет одного очень важного. Какого?

Дети отвечают: ГЕРБА

Прочитайте, пожалуйста, стихотворение, а затем рассмотрите герб Российской Федерации.

А _____________попрошу прочитать вслух.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад - на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он - России дух свободный.

Как вы думаете, что символизирует герб нашей страны?

Ребята, более точный ответ на вопрос вы получите в конце урока, а поможет нам тема нашего урока. Как вы думаете, какова она?(Формулировка урока тема урока учащимися)

3.Постановка цели урока

Ребята у вас на столе лежит таблица №1, (Знаю, Хочу узнать, Узнал) пожалуйста возьмите ее и посмотрите, какие графы ее можете заполнить. (Дети отвечают, что 1 и 2 графы). В течение двух минут заполните первые две графы, по теме нашего урока и выберите человека из вашей группы, который представит результат. Пожалуйста, 1 группа и так далее.

Сегодня я расскажу вам историю одного рыцаря, который жил в 16 веке, в Германии.

Слайд 7 (Историческая справка)

Его отец был славным воином, но погиб в крестовом походе и не передал своему сыну по наследству родовой знак собственности. Рыцарь влюбился в девушку из знатного рода, но его даже не пустили на порог дворца, так как у него не было знака отличия. Тогда рыцарь стал совершать ратные подвиги, побеждать в рыцарских турнирах, участвовать в крестовых походах. Каждый его подвиг был увековечен особым знаком на рыцарском щите. Именно в те времена и появилось слово герб.

4. Работа со словарем.

Ребята, а вы знаете, что обозначает слово герб? У вас на столах лежит словарь полезных терминов, найдите и прочитайте значение необходимых нам слов ГЕРБ, Геральдика, Герольды.

Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица.

Геральдика – искусство составления гербов.

Герольды (в переводе с немецкого языка – глашатаи), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять гербы

Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах (штандартах) и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек. Именно в эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика, связанная с составлением гербов.

5. Изложение нового материала.

Основные части герба. Основой герба является щит – как поле для изображения эмблемы.

В геральдике встречаются гербы самых разных форм. Итальянский, Исландский, Немецкий, Варяжский, Французский. Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит. Этот щит давно применяется как основной. В основе всех гербов лежат три геометрические фигуры: ромб, квадрат и круг.

В большинстве случаев щит бывает разделен на несколько частей, каждый из которых называются полем. Поле щита может быть однотонное – простое или разделенное – сложное. Рассмотрите на слайде варианты полей:… Давайте их зачитаем.

Дети зачитывают

Фигуры, которые делят щит на части, называются геральдическими.

Особое значение в геральдике имеет цвет. Прочитайте. Каково символическое значение цвета?

Символика цвета в геральдике

В геральдике используются 5 цветов и 2 металла:

Червленый (темно-красный)- символ любви и смелости;

Черный - мудрость и печаль;

Зеленый- символ изобилия и надежды;

Голубой - символ красоты и величия;

Пурпурный (оттенок красного)- могущество;

Белый (серебро)- символ чистоты;

Желтый (золотой)- символ богатства, справедливости.

Ограничение набора цветов продиктовано практическими соображениями.

Герб служил, прежде всего, военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна быть яркой и контрастной.

Обратите внимание, что у женщин тоже были свои гербы. Вот они у вас представлены на слайде.

Кроме того в гербах использовались изображения животных. В украшении гербов использовались фигуры условно-изобразительного характера, каждое условное обозначение имеет свое значение: Все эти фигуры называются негеральдическими.

Познакомьтесь с ними, прочитайте:

Лев - мужество и благородство;

Дуб, медведь - крепость, сила;

Факел, раскрытая книга - знание;

Пчела - трудолюбие;

Лавр - слава;

Крылатый змей - зло;

Змея - ум, изворотливость;

Дракон - могущество;

Собака – преданность;

Солнце – свет, богатство, изобилие;

Феникс – бессмертие;

Овца – кротость;

Рука- храбрость.

Многие гербы украшает лента с девизом.

Как вы думаете, для чего писались девизы?

Девиз - это выражение, отражающее принципы рыцаря.

Ответы детей

Посмотрите, сколько интересных девизов здесь представлено:

6. Работа с учебником.На стр.137 рассмотрите рисунок старинного герба и ответьте, из каких элементов он состоит.

Щит –– самая важная часть герба,

Щитодержатели - обычно поддерживают фигуры (это могут быть люди, птицы, звери, стоящие на задних лапах)

Корона или шлем - венчает герб

Намет - справа и слева от короны располагаются завитки

Девиз - в нижней части герба

Иногда герб дополняет изображение мантии

А теперь вернемся к гербу Российской Федерации. Опираясь на знания по геральдической и негеральдической символике объясните значение нашего герба?

Учитель объясняет значение герба РФ.

Герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орёл – символ власти, господства и государственной прозорливости.

Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого, (двумя мелкими коронами и – над ними – одной большой короной, объединенной лентой). В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла на красном щите – всадник в синем плаще, на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Всадник - это Святой Георгий Победоносец, один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты ОтечестваСлайд 27Дети отвечают

Скипетр - древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами.

Практическая работа в группах

На сегодняшний день у каждого государства есть свой герб. Герб есть почти у каждого города. Он рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей

А сейчас поговорим о эмблемах.

Эмблема – это условное символическое изображение, каких либо понятий, идей.

Рассмотрите несколько эмблем и скажите, чем они отличаются от гербов?

Творческое задание (работа в группах)

Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах их составления.

Сейчас мы будем выполнять творческое задание по группам.

Физкультминутка.

1 группа Задание: Создать эскиз собственного герба.

2 группа Задание: Выполнить эскиз эмблем для школьных кабинетов (изобразительное искусство, технология, биология, спортзал, библиотека и др

7.Подведение итогов. .Выставка и защита работ

8.Домашнее задание: придумать и нарисовать герб своей семьи.

9. Рефлексия.

Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица.

Геральдика – искусство составления гербов.

Герольды (в переводе с немецкого языка – глашатаи), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять гербы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие посвящено изучению истории возникновения геральдики. Каждый город, страна имеют свой знак. Герб создается языком символов.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Методическая разработка

Составитель Лядова Людмила Александровна

Преподаватель художественного отделения

П. Ильинский, 2016

Предмет: изобразительное искусство

Тип учебного занятия: изучения нового материала

-формирование понятия о гербе, о его символике.

- личностные:

формировать уважительное отношение к своему Отечеству;

формировать интерес к истории и искусству родного края

- метапредметные:

обучить начальным умениям проектной деятельности;

развивать способности создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства;

развивать воображение и эстетический вкус.

- предметные:

научить располагать геральдические элементы в определенном композиционном пространстве;

систематизировать знания о геральдических фигурах, символике цвета и негеральдических фигурах как об основных элементах композиции герба;

закрепить навыки работы с различными материалами (гуашь, акварель).

- для учителя (слайды с изображением гербов городов, рода Строгановых, герба Ильинского района)

- для учащихся (бумага, краски)

Ход занятия

1. Ориентировочно-мотивационный этап:

проверка подготовки рабочих мест;

приветствие детей; (Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии.)

Слайд 1 (изображение гербов городов)

Ученики: гербы городов.

Учитель: что мы можем сказать по гербам об этих городах? Что нам нужно для этого знать?

Ученики: что изображено на гербах, что означает цвет.

Учитель: Давайте вместе сформулируем тему занятия.

Обучающиеся: Мы будем сегодня говорить о гербах.

Учитель. Что такое герб?

Обучающиеся. Герб – это знак, символ каждого государства.

2. Этап актуализации знаний

Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Такими простейшими знаками в виде палочек, зарубок, элементарных рисунков ремесленники помечали свои изделия, крестьяне – инвентарь и скот. Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств. В третьем тысячелетии до нашей эры в Шумере это был орёл с львиной головой, в Египте – змей, в Армении – лев, в Византийской империи – двуглавый орёл. В то время гербы имели не только государства, но и города. Гербом Афин была сова, Коринфа – крылатый конь. Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности, местные отличия, исторические события.

Особую разновидность представляют гербы, появившиеся в Западной Европе в одиннадцатом – двенадцатом веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. Вначале изображения на рыцарских доспехах были случайными, позднее они стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги владельца, ими стали дорожить и передавать по наследству. Тогда и появилось слово герб.

Учитель: Мы живем с вами в России, у нашей страны есть свой герб.

Слайд 2. (Герб России)

Учитель. Где мы можем увидеть российский герб?

Обучающиеся отвечают, исходя из своего жизненного опыта.

Герб страны обязательно изображается на всех важных государственных бумагах. Например, государственный герб украшает все указы Президента России, а также паспорта российских граждан и другие документы, выдаваемые российским государством. Где еще можно увидеть герб России?

Учитель. Да, есть герб на печатях, на денежных знаках, на програничных столбах, на государственных орденах и медалях.

Свой отличительный знак есть не только у государства, но и у разных городов. Герб рассказывает о самых главных событиях в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей. Рассказ ведется на языке символов.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Слайд 3. (Гербы городов)

- Ребята, скажите, можно по гербу рассказать о стране, о городе, которому он принадлежит?

(учащиеся отвечают, что можно, но для этого надо знать символику)

- Символику и значение цвета. Нужно уметь и знать как правильно составлять гербы.

Гера́льдика

(гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования

Герб обычно состоят из следующих элементов: щит, шлем, намет, корона , нашлемник, щитодержатели, девиз , мантия и бурелет.

Самую важную часть герба – щит – обычно поддерживают фигуры щитодержателей. Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах. Верхнюю часть герба венчает изображение короны, а также шлем. Справа и слева от короны располагаются причудливые завитки – намёт. Герб в нижней части украшает лента с девизом, указывающим на жизненные ценности). Каждое условное изображение имеет своё значение: дуб, медведь означали силу; факел или раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло, смуту; дракон – могущество; рука – храбрость. Лев в геральдическом значении — животное царственное, символ мужества и великодушия. Леопард — символ храбрости и отваги. Орел — символ власти, господства, великодушия и прозорливости. Двуглавый орел черного цвета называется императорским.

Шлем — геральдический знак, помещается над щитом. Различаются между собой в зависимости от положения владельца герба на иерархии власти. Намет — выходящие из шлема украшения , нашлемник — верхняя часть шлема, на котором устанавливались фигуры. Короны различались по количеству золотых листьев и жемчужин.

Наряду с геральдическими использовались негеральдические фигуры – изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (дракон, единорог, гриф и другие

Геральдические цвета

Геральдические цвета - шесть цветов, которые разрешается по правилам геральдики использовать при создании гербов: красный, синий, зеленый, черный, золотой (желтый) и серебряный (белый). Кроме того, разрешается использовать пурпур для дополнения к гербу и естественный цвет человеческого тела.

Выбранный цвет имел символическое значение:

Золотой – символ богатства и справедливости;

Серебро – символ невинности и чистоты;

Червлёный (тёмно – красный) – символ любви, смелости;

Голубой – символ красоты и величия;

Зелёный – символ изобилия и надежды;

Пурпурный (красный с оттенком синего) – могущество;

Чёрный – мудрость и печаль.

4. Физминутка.

5. Этап первичного закрепления

Итак, ребята, мы с вами рассмотрели форму герба, рассмотрели геральдические и негеральдические фигуры, рассмотрели значение цвета на гербе.

Работа в группах

(описать предложенные педагогом гербы рода Строгановых, Ильинского района )

Слайд 4. Герб рода Баронов Строгоновых (Строгановых)


Щит горизонтально разделённый на две части, из которых в верхней в красном поле изображена серебряная медвежья голова с продолговатой шеей обращённая в правую сторону. В нижней части белый мех, и в этом же щите с правого угла к левому видна золотая волнистая перевязь, имеющая три железа копейных. На щит наложена баронам свойственная корона и на оной серебряная голова медвежья. Намёт на щите красный и золотой, подложен серебром и лазоревым цветом. Щит держат два соболя. Эти соболи, равно как и медвежья голова, означают, что предки баронов Строгановых способствовали в приобретении Сибири и оказали важную помощь в сохранении городов Пермского края.

Герб внесён в Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи.

Слайд 5. Герб Ильинского района.

В пересеченном червленом и зеленом поле, поверх деления – серебряная перевязь, сопровождаемая в левом верхнем углу отторгнутой головой медведя того же металла. Щит увенчан золотой короной, соответствующей статусу муниципального района.


серебряная голова медведя (символ Прикамья), обращенная вправо, на красном (червленом) поле символизирует гербовую память о благородной династии графов Строгановых, определивших селу Ильинскому роль административного центра Пермских владений;

зеленый цвет поля свидетельствует об экологически чистой природе Ильинского муниципального района, развитии сельского хозяйства и наличии природных богатств;

лазоревая перевязь символизирует о разделе территории муниципального района на левобережную и правобережную части водными просторами.

6. Этап самостоятельной работы.

Учитель. Ребята, скажите мне, кто может иметь свой герб?

Обучающиеся: рыцари, страна, область, город, школ, класс, семья.

Свои гербы имеют государства и отдельные города. В гербах отражают то характерное, что присуще данному городу: природу, историю, образы народных сказаний и т.д.

Учитель: Сегодня у каждого из вас есть такая возможность на уроке изобразить свой личный герб, но для того, чтобы правильно составить свой герб, надо помнить об элементах, из которых состоит герб, помнить значение его цветов и фигур.

Учащиеся самостоятельно составляют эскиз личного герба в цвете.

В ходе самостоятельной работы учитель консультирует обучающихся, координирует и направляет самостоятельную деятельность, помогает им выбрать оптимальный вариант эскиза.

Читайте также: