Гомотетия 9 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока: Преобразование подобия. Гомотетия.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: рассмотреть преобразование подобия – гомотетию.
Задачи урока:
Обучающая: обучение понятиям: гомотетия, преобразование подобия, коэффициент гомотетии, центр гомотетии
Развивающая: развитие навыков построения гомотетичных фигур, развитие вычислительных и чертежных навыков.
Оборудование и наглядность: мел, доска, учебник, интерактивная доска, диск с презентацией, линейка, готовые чертежи, раздаточный материал для практической работы.
Методы и приемы: фронтальная беседа, объяснение, работа в тетрадях, конспектирование, демонстрация презентации.
План урока:
I. Организационный момент – 3 мин.
II. Актуализация опорных знаний – 10 мин.
III. Изучение новой темы – 15 мин.
IV. Закрепление – 15 мин
V. Итоги урока. Домашнее задание – 2 мин.
Полный текст материала Урок геометрии по теме: "Гомотетия" в 9 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Гомотетия с центром \(O\) и коэффициентом \(k\) — это преобразование, в котором каждая точка \(P\) отображается такой точкой P 1 , что O P 1 → = k ⋅ OP → , где k ≠ 0 .

Гомотетия — это преобразование подобия. Это преобразование, в котором получаются подобные фигуры (фигуры, у которых соответствующие углы равны и стороны пропорциональны).

Для гомотетичных фигур F и F 1 в силе формулы отношения периметров P F 1 P F = k и площадей S F 1 S F = k 2 подобных фигур.

Чтобы гомотетия была определена, должен быть задан центр гомотетии и коэффициент. Это можно записать: гомотетия \((O; k)\).

Homot_1.jpg

Если фигуры находятся на противоположных направлениях от центра гомотетии, то коэффициент отрицательный.

Homot_2.jpg

Центр гомотетии может находиться и внутри фигуры. Серый треугольник из зелёного треугольника \(ABC\) получен гомотетией O ; 1 2 .

Homot_3.jpg

Гомотетия \((O; -1)\) — это центральная симметрия или поворот на \(180\) градусов, в данном случае фигуры одинаковые.

Simetrija_c.jpg

В отличие от гомотетии, геометрические преобразования — центральная симметрия, осевая симметрия, поворот, параллельный перенос — являются движением, т. к. в них фигура отображается в фигуру, равную данной.

Гомотетичные фигуры подобны, но подобные фигуры не всегда гомотетичны (в гомотетии важно расположение фигур).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по геометрии в 9 классе

Тема: Преобразование подобия . Гомотетия

Цели урока: Формирование понятий преобразования подобия, гомотетии, подобных фигур; формирование интереса к математике; развитие внимания, воображения, математической речи.

Оборудование урока: 1. Плакаты, иллюстрирующие подобные фигуры.

2. Карточки для опроса (№1, №2, № 3, № 4).

3. Раздаточный материал: карточки А (рис.1), карточки В (рис.2), карточки с картой участка местности ( рис.3).

4. Рисунок к дидактической игре.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План проведения урока:

1. Организация начала урока. ( 1 минута)

3. Изучение нового материала. (20 минут)

4. Решение задач на закрепление. ( 6 минут)

5. Дидактическая игра. ( 5 минут)

6. Подведение итогов урока. (2 минут)

7. Домашнее задание. ( 1 минута)

Х о д у р о к а

1. Добиться дисциплины в классе. Проверить готовность учеников к уроку (готовность рабочего места, наличие учебников, тетрадей, чертежных инструментов), мобилизовать внимание.

2. Вызвать к доске 4-х учащихся для работы по карточкам.

Карточка № 1

Построить фигуру, в которую переходит  АВС, при параллельном переносе на вектор

Карточка № 2.

Построить фигуру, в которую переходит отрезок АВ при повороте около точки О на угол 60о по часовой стрелке.

Карточка № 3

Построить фигуру, в которую переходит  АВС, при симметрии относительно точки О

Карточка № 4

Построить фигуру, в которую переходит фигура F при симметрии относительно прямой у

2. 1) Устная работа по чертежу (чертеж заготовлен на доске заранее).

hello_html_7f7fb927.jpg

Представьте вектор в виде:

а) суммы неколлинеарных векторов;

б) суммы коллинеарных векторов;

в) разности векторов.

2). Фронтальный опрос по теме “Движение”.

- Какое преобразование фигуры называется движением?

- Какие вы знаете виды движений?

- Какие фигуры называются равными?

3) Проверка выполнения заданий у доски. Еще раз подчеркнуть, что любое движение сохраняет расстояние между точками, а поэтому фигуры при движении переходят в равные фигуры.

3. Объяснение нового материала

- Кроме преобразований движения, которые сохраняют расстояния между точками, существуют преобразования, не обладающие этими свойствами. Сегодня мы рассмотрим такие преобразования.

- Сначала выполните следующее задание: начертите у себя в тетрадях, а мы на доске, схематично план класса.

- Почему стол на плане изображен прямоугольником(а не кругом или

- Чем отличаются и что имеют общего стол на планах на доске и в тетрадях? (отличаются размерами, но имеют одну и ту же форму).

- В жизни часто встречаются предметы, имеющие одинаковую форму, но различные размеры. Таковы, например, фотографии одного и того же лица, изготовленные с одного негатива в различных размерах, планы здания или целого города, местности, вычерченные в различных масштабах.

Такие фигуры принято называть подобными, а преобразование, переводящее одну фигуру F в подобную фигуру F, называют преобразованием подобия.

- Для того, чтобы дать строгое математическое определение преобразования подобия надо выделить свойства этого преобразования.

Перед каждым учащимся лежит карточка А (рис. 1)

hello_html_552c1e7b.jpg

- Даны подобные фигуры F и F. Измерьте и сравните расстояния АВ и АВ, ХУ и Х У и т.д. Какую можно заметить зависимость между расстояниями у подобных фигур? (Все расстояния изменяются в одно и то же число раз, на чертеже в 2 раза).

^ Преобразование фигуры F в фигуру F называется преобразованием подобия, если при этом преобразовании расстояния между точками изменяются в одно и то же число раз, т.е. ХУ' = к·ХУ; АВ= к ·АВ.

Число к называется коэффициентом подобия.

Устные задачи на закрепление понятия:

1)Треугольник со сторонами 7,8,9 подвергли преобразованию подобия с коэффициентом 3. Чему равны стороны полученного треугольника?

3). Будут ли подобны стеклянные банки в 0,5 л и 3 л? (Нет)

4) Распознавание подобных фигур по картинкам

Указать номера подобных фигур на карточке В (рис. 2)

hello_html_cfb4135.jpg

- Преобразование подобия имеет широкое практическое применение, в частности, при выполнении деталей машин, составлении карт и планов местности. При этом коэффициент подобия называется масштабом.

5) Экспресс-самостоятельная работа по карточкам.

Найти расстояние от . . . . . до . . . . . . . . на рис. 3.

hello_html_70c77a7c.jpg

- Частным случаем преобразования подобия является преобразование гомотетии.

Пусть F данная фигура, О – фиксированная точка, к – положительное число. Через произвольную точку Х фигуры F проведем луч ОХ и отложим на нем отрезок ОХ' равный к ·ОХ. Преобразование фигуры F, при котором каждая ее точка Х переходит в точку Х' так, что Хи Хлежат на одном луче и ОХ'= к ОХ , называется гомотетией относительно центра О с коэффициентом к.

Число к называется коэффициентом гомотетии, а фигуры F и F называются гомотетичными.

hello_html_36cf2fdb.jpg

Для фигур F и F' укажите гомотетичные точки. Как располагается любая пара точек и центр О? (На одном луче).

- Какая особенность в расположении гомотетичных отрезков? (Они параллельны).

- Всегда ли подобные фигуры гомотетичны? (Обратиться к карточке рис.2)

- А всегда ли гомотетичные фигуры подобны?

Ответ на последний вопрос дает теорема : ^ Гомотетия есть преобразование подобия.

- Что достаточно показать для доказательства теоремы? (Что при преобразовании гомотетии расстояния между точками изменяются в одно и то же число раз).

4.Закрепление

Построить точку (отрезок, фигуру) гомотетичную данной, если коэффициент гомотетии равен к.

а ) к = 2 б) к = 3 в) к = 2

hello_html_16f7c0e9.jpg

У

Зная, что тайная тропа обозначена отрезком АВ, найти в какой точке зарыт клад.

Подведение итогов урока

Отметить учащихся, активно работавших на уроке. Сообщить и прокомментировать выставленные оценки.

Задачи урока:

Обучающая : обучение понятиям: гомотетия, преобразование подобия, коэффициент гомотетии, центр гомотетии

Развивающая: развитие навыков построения гомотетичных фигур, развитие вычислительных и чертежных навыков.

Оборудование и наглядность: мел, доска, учебник, интерактивная доска, диск с презентацией, линейка, готовые чертежи, раздаточный материал для практической работы.

Методы и приемы: фронтальная беседа, объяснение, работа в тетрадях, конспектирование, демонстрация презентации.

План урока:

Организационный момент – 3 мин.

Актуализация опорных знаний – 10 мин.

Изучение новой темы – 15 мин.

Закрепление – 15 мин

Итоги урока. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

Организационный момент – 3 мин.

Актуализация опорных знаний – 10 мин.

Определите вид преобразований:



Слайды 2-5

Вопрос: Что общего между этими преобразованиями?


Слайд 6

При движении прямая переходит в прямую, луч – в луч, отрезок – в отрезок.

Сохраняются расстояния между точками.

Сохраняются углы между лучами.

При движении фигура переходит в равную ей фигуру.

Изучение новой темы – 15 мин.

Сегодня мы с вами рассмотрим ещё одно преобразование, не сохраняющее расстояния.

Гомотетия – одно из важнейших преобразований подобия . Слайд 9.


Слайд 10

При гомотетии сохраняются только углы.

Учащиеся в тетрадях выполняют построения под руководством учителя, выполняя необходимые измерения

Демонстрация слайдов 13-15

Закрепление – 15 мин

Практическая работа на карточках в 4 вариантах:

Дан прямоугольник и точка О. Построить фигуру, гомотетичную данному прямоугольнику относительно центра О с коэффициентом k = -3.

Дан квадрат и точка О. Построить фигуру, гомотетичную данному квадрату относительно центра О с коэффициентом k = ¾.

Дан параллелограмм и точка О. Построить параллелограм, гомотетичный данному с коэффициентом k = 2,5

Дан ромб и точка О. Построить фигуру, гомотетичную данному ромбу с коэффициентом k = ¼.

В зависимости от подготовленности класса, можно организовать обмен карточками между соседями.

Итоги урока. Домашнее задание – 2 мин.

Урок геометрии в 9 классе на тему:

Цели урока: Формирование понятий преобразования подобия, гомотетии, подобных фигур; формирование интереса к математике; развитие внимания, воображения, математической речи.

Оборудование урока: 1. Плакаты, иллюстрирующие подобные фигуры.

2. Карточки для опроса (№1, №2, № 3, № 4).

3. Раздаточный материал: карточки А (рис.1), карточки В (рис.2), карточки с картой участка местности ( рис.3).

4. Рисунок к дидактической игре.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План проведения урока:

1. Организация начала урока. ( 1 минута)

3. Изучение нового материала. (20 минут)

4. Решение задач на закрепление. ( 6 минут)

5. Дидактическая игра. ( 5 минут)

6. Подведение итогов урока. (2 минут)

7. Домашнее задание. ( 1 минута)

Х о д у р о к а

1. Проверить готовность учеников к уроку (готовность рабочего места, наличие учебников, тетрадей, чертежных инструментов), мобилизовать внимание.

2. Вызвать к доске 4-х учащихся для работы по карточкам.

Карточка № 1

Построить фигуру, в которую переходит  АВС, при параллельном переносе на вектор

Карточка № 2.

Построить фигуру, в которую переходит отрезок АВ при повороте около точки О на угол 60о по часовой стрелке.

Карточка № 3

Построить фигуру, в которую переходит  АВС, при симметрии относительно точки О


Карточка № 4

Построить фигуру, в которую переходит фигура F при симметрии относительно прямой у


2. 1) Устная работа по чертежу (чертеж заготовлен на доске заранее).


Представьте вектор в виде:

а) суммы неколлинеарных векторов;

б) суммы коллинеарных векторов;

в) разности векторов.

2). Фронтальный опрос по теме “Движение”.

- Какое преобразование фигуры называется движением?

- Какие вы знаете виды движений?

- Какие фигуры называются равными?

3) Проверка выполнения заданий у доски. Еще раз подчеркнуть, что любое движение сохраняет расстояние между точками, а поэтому фигуры при движении переходят в равные фигуры.

3. Объяснение нового материала

- Кроме преобразований движения, которые сохраняют расстояния между точками, существуют преобразования, не обладающие этими свойствами. Сегодня мы рассмотрим такие преобразования.

- Сначала выполните следующее задание: начертите у себя в тетрадях, а мы на доске, схематично план класса.

- Почему стол на плане изображен прямоугольником(а не кругом или

- Чем отличаются и что имеют общего стол на планах на доске и в тетрадях? (отличаются размерами, но имеют одну и ту же форму).

- В жизни часто встречаются предметы, имеющие одинаковую форму, но различные размеры. Таковы, например, фотографии одного и того же лица, изготовленные с одного негатива в различных размерах, планы здания или целого города, местности, вычерченные в различных масштабах.

Такие фигуры принято называть подобными, а преобразование, переводящее одну фигуру F в подобную фигуру F, называют преобразованием подобия.

- Для того, чтобы дать строгое математическое определение преобразования подобия надо выделить свойства этого преобразования.

Перед каждым учащимся лежит карточка А (рис. 1)


- Даны подобные фигуры F и F. Измерьте и сравните расстояния АВ и АВ, ХУ и Х У и т.д. Какую можно заметить зависимость между расстояниями у подобных фигур? (Все расстояния изменяются в одно и то же число раз, на чертеже в 2 раза).

^ Преобразование фигуры F в фигуру F называется преобразованием подобия, если при этом преобразовании расстояния между точками изменяются в одно и то же число раз, т.е. ХУ' = к·ХУ; АВ= к ·АВ.

Число к называется коэффициентом подобия.

Устные задачи на закрепление понятия:

1)Треугольник со сторонами 7,8,9 подвергли преобразованию подобия с коэффициентом 3. Чему равны стороны полученного треугольника?

3). Будут ли подобны стеклянные банки в 0,5 л и 3 л? (Нет)

4) Распознавание подобных фигур по картинкам

Указать номера подобных фигур на карточке В (рис. 2)


- Преобразование подобия имеет широкое практическое применение, в частности, при выполнении деталей машин, составлении карт и планов местности. При этом коэффициент подобия называется масштабом.

5) Экспресс-самостоятельная работа по карточкам.

Найти расстояние от . . . . . до . . . . . . . . на рис. 3.


- Частным случаем преобразования подобия является преобразование гомотетии.

Пусть F данная фигура, О – фиксированная точка, к – положительное число. Через произвольную точку Х фигуры F проведем луч ОХ и отложим на нем отрезок ОХ' равный к ·ОХ. Преобразование фигуры F, при котором каждая ее точка Х переходит в точку Х' так, что Хи Хлежат на одном луче и ОХ'= к ОХ , называется гомотетией относительно центра О с коэффициентом к.

Число к называется коэффициентом гомотетии, а фигуры F и F называются гомотетичными.


Для фигур F и F' укажите гомотетичные точки. Как располагается любая пара точек и центр О? (На одном луче).

- Какая особенность в расположении гомотетичных отрезков? (Они параллельны).

- Всегда ли подобные фигуры гомотетичны? (Обратиться к карточке рис.2)

- А всегда ли гомотетичные фигуры подобны?

Ответ на последний вопрос дает теорема : ^ Гомотетия есть преобразование подобия.

- Что достаточно показать для доказательства теоремы? (Что при преобразовании гомотетии расстояния между точками изменяются в одно и то же число раз).

4.Закрепление

Построить точку (отрезок, фигуру) гомотетичную данной, если коэффициент гомотетии равен к.

а ) к = 2 б) к = 3 в) к = 2


У

Зная, что тайная тропа обозначена отрезком АВ, найти в какой точке зарыт клад.

Подведение итогов урока

Отметить учащихся, активно работавших на уроке. Сообщить и прокомментировать выставленные оценки.

Читайте также: