Бедная лиза карамзин конспект

Обновлено: 30.06.2024

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Задачи:

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point.

Используемые технологии: информационно – коммуникационная, проблемное обучение.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, самостоятельная, групповая.

Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний: проверка домашнего задания

Устное тестирование по биографии Н.М.Карамзина (кластер) (слайд 4)

III. Мотивация к учебной деятельности: объяснение нового материала

IV. Самостоятельная работа в группах: составление сравнительной таблицы

Сравнительная таблица

VI. Анализ текста художественного произведения

Почему нас привлекает сентиментальная повесть? Почему заставляет переживать за героев? Повесть как будто заставляет сострадать ближнему, сопере­живать, заставляет задуматься об ответственности человека за свои чувства.

1) Заочная экскурсия по окрестностям Москвы

2) Анализ повести

Роль пейзажа в повести

Образ рассказчика-повествователя в повести

(слайд 17) Образ рассказчика-повествователявключён в структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего лица, поскольку автор-повествователь – единственный посредник между читателем и героями. Рассказчик повести переживает за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Рассказчик вовлечен в отноше­ния героев. Повествователь кажется чувствительным, печальным, радостным.

Тема любви и социального неравенства

Социальный статус героини

Сопоставление героев

Только сословные барьеры разделяют героев? Найдите выражения, характеризующие героев. Заполните таблицу. (слайд 20)

Мотив белизны, чистоты и свежести

Первая встреча героев

(слайд 22) Как ведут себя Лиза и Эраст? Что настораживает в поведении Эраста? При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек, в отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег.

Мотив денег

Герои повести

Автор подчеркнул свое отношение к Лизе и показал отношение к ней других героев повести (слайд 24).

Главный герой повести

Кто же главный герой повести? (слайд 25) Какую характеристику дают ему другие герои?

Характеристика Лизы

Характеристика Эраста

Любовь героев

Сцена расставания героев

Причины самоубийства Лизы

– Какова развязка истории любви Лизы и Эраста?
– В чем причины самоубийства Лизы? (слайд 28)
– Осуждает ли автор своего героя?
– Изменилось ли ваше отношение к нему?
– Что узнаем мы об Эрасте из финала повести?
– Произошло ли очищение души? (слайд 29)

Подведение итогов (слайд 30)

VII. Заключительное слово учителя

VIII. Домашнее задание (слайд 31)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учебник: Коровина В. Я. Литература. Учебник-хрестоматия для 9 класса. В 2-х Ч., М.: Просвещение, 2008.

1 УС. Вступительное слово:

2 УС. История создания повести. Слово учителя с элементами беседы.

- Как вы думаете, почему незамысловатая, простенькая по сюжету повесть имела столь большой успех у читателей? (Читатель сострадал простым людям, сочувствовал жертвам страстей+ очень достоверным выглядел сюжет, словно заимствованный из самой жизни + усиливал это впечатление язык повести, казавшийся намного более простым и понятным, чем язык произведений классицистов: Карамзин словно заглянул в жизнь обычных людей.)

3 УС. Работа с текстом

- А теперь совершим небольшую прогулку по окрестностям Москвы. Найдите в тексте описывающие местность, где будет происходить действие повести. (Учащиеся находят в начале повести строки, описывающие объекты: окрестности Симонова монастыря: река- Москва, Данилов монастырь, Воробьевы горы, село Коломенское).

-Какое настроение создаёт у вас этот пейзаж? Какова его роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)

-Кто из героев повести представляет тот и другой миры, данные уже в пейзаже? (Лиза – представительница прекрасной естественной природы; Эраст – алчной Москвы)

Вывод по 3 УС: Уже в самом начале произведения прослеживаются черты сентиментализма. Это яркое противопоставление города и деревни, которое мы будем с вами послеживать по всей повести. Также мы с вами увидели, что описание местности уже предвещает нам трагическое развитие событий. Мы уже понимаем, что главные герои повети не могут быть вместе. Но давайте обратимся к самим героям и посмотрим, что же еще мешает главным героям воссоединиться.

4 УС. Сопоставление героев:

А) Анализ образа Лизы

- Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

- Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью? В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

- Чем занималась Лиза целыми днями? (Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты).

- А почему Лизе пришлось работать?

( Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни).

- Давайте обратимся к речи матери Лизы? Какая эта речь? И давайте, сразу же здесь обратимся к описанию крестьянскому быту?

- Не может быть такой речи у простой крестьянки и в избе, которые топились по черному – белая кринка, белое полотенце, чистый стакан.

Как вы думаете, зачем Карамзин идеализирует крестьян и их жизнь. (Это условность сентиментализма. Эта жизнь далека от правды, от реальности).

- Итак, давайте сделаем вывод. Какой же перед нами предстает Лиза?

Б) Анализ образа Эраста.

-Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? ( Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином. )

- Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой? ( Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу ).

- При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

( Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек ).

- Как Н. М. Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? ( Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем. Он – с розовыми губами ).

-Обратите внимание на сцену грехопадения падения Лизы: как природа реагирует? (Природа выступает в качестве действующего лица, в качестве мерила нравственности героев, сопереживает им и гневается).

- Чем закончились отношения героев?

( Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и про сит слугу вывести Лизу из кабинета).

-Какова судьба героев? ( Лиза бросается в пруд, так как Эраст безответственный, ему безразлична судьба человека доверившему ему свои чувства, ведь не зря мы говорили, что он был слабым и ветреным. АЭраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове ).

- Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство? ( Нет. Он убежден, что всякое страдание получит награду).

- А от чьего лица ведется повествование? ( От лица рассказчика .)

- Исчерпывается ли только этим роль повествователя?

Вывод по 3 УС.

- Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? (нет, нравственные начала также не могли соединить героев)..

(Вывод: Так как в нем прослеживаются все особенности сентиментализма:

основная тематика повести – любовная;

идейная основа- протест против испорченности аристократического общества;

в повести резко противопоставляется деревня как мир, близкий к природе, к естественности, городу;

идеализация патриархального быта;

герои многоплановы; их чувства становятся центром повести; идиллическая жизнь героини - на лоне природы;

духовный мир человека из народа богат, ему присуща врожденная нравственная чистота).

Домашнее задание: 1 вариант – пишет в рабочих тетрадях характеристику Эраста;

Крестьянка Лиза наполовину сирота: отец её умер, а мать очень слаба. Юной девушке приходится много трудиться, чтобы содержать себя и матушку. Летом Лиза зарабатывала деньги, продавая цветы и ягоды на улице Москвы. Однажды возле неё остановился обеспеченный молодой человек Эраст и пожелал купить её ландыши за сумму многим большую, чем девушка просила. Лиза отказывалась, но барин сказал, что впредь он будет скупать все её цветы. А спустя день Эраст посетил дом бедных крестьянок. Так начались неравные в социальном плане отношения.

Через некоторое время к Лизе посватался зажиточный крестьянин. Её матушка умоляла дать согласие, но Эраст был категорически против этой свадьбы. Он клялся, что женится на девушке сам, невзирая на социальные отличия. И Лиза поверила.

Спустя пару месяцев Эраста призвали на военную службу. Влюблённые тяжело расставались, но после планировали соединиться навсегда. Однако позднее Лиза встретила Эраста в городе, и он сообщил ей о своей скорой свадьбе на дворянке, обеспеченной до неприличия даме в годах.

Эраст женился не по любви, а из-за того, что лишился всего своего состояния, играя в карты с сослуживцами. Лиза не смогла пережить позора и утопилась. Её мама была не в силах пережить смерть дочери и тоже вскоре скончалась. А Эрасту остаётся всю оставшуюся жизнь страдать от угрызений совести.

Основные персонажи:

Второстепенные персонажи:

  • Мать Лизы — простая, старая и больная крестьянка, которая мечтает пока жива успеть выдать дочку замуж за надёжного человека.
  • Рассказчик — человек ведущий повествование и сочувствующий его героям.

Повествование ведёт рассказчик, который делится с читателем историей, о которой размышляет, когда приходит на гору близ Симонова монастыря.

1. Знакомство с Лизой и её матушкой

Рядом с монастырём находится разрушенный домик, в котором 30 лет назад жили две бедные крестьянки — 17-летняя Лиза и её больная мать. После кончины главы семейства все тяготы по обеспечению семьи легли на плечи хрупкой Лизы, которой на тот момент было лишь 15 лет. Эта красивая юная девушка трудилась, не жалея себя, но умудрилась сохранить в своём сердце доброту и веру в людей.

2. Встреча Эраста с Лизой

В качестве одной из подработок Лиза собирала и продавала ландыши. Как-то раз возле неё остановился красивый молодой человек. Лиза предложила ему цветы, а он пожелал заплатить за них больше, чем она просила. Девушка скромно отказывалась и тогда, очарованный ею, дворянин захотел стать её единственным покупателем и выведал адрес прекрасной продавщицы цветов.

Лиза ждала Эраста на следующий день дома, но он всё не приходил. Когда девушка отвлеклась на работу с пряжей, она заметила, что у её убогой лачуги появился Эраст. Дворянин вёл беседу с её мамой. После его отъезда старая женщина сказала, что за такого мужчину она бы с радостью отдала свою единственную дочь замуж. Однако Лиза считала такой брак невозможным. Ведь они с Эрастом принадлежат разным сословиям.

3. Признание в любви

Эраст по характеру был ветреным и непостоянным молодым человеком. Он тяготел к разгульной жизни и привык сорить деньгами. Однако встреча с прекрасной Лизой переменила его: он был покорён и уверен, что эта девушка и есть его единственная.

На рассвете после тревожного сна Лиза вышла на берег реки и увидела плывущего в лодке Эраста. Он тоже заметил девушку и поспешил к ней навстречу. Эраст целовал ей руки и признавался в любви. Не помня себя от счастья, Лиза ответила ему взаимностью.

После этого утра молодые люди не расставались. Их встречи были невинны и искренни. Эраст остыл к светской жизни и видел себя лишь рядом с Лизой до конца своих дней. И в мыслях у него не было обидеть или разочаровать свою возлюбленную.

4. Переломный момент в отношениях влюблённых

На очередную встречу Лиза пришла расстроенной. Оказалось, к ней сватается богатый крестьянин. Мать желает этого союза, не зная как горячо влюблена её дочь в Эраста. Дворянин успокоил девушку, пообещав жениться на ней. В этот день влюблённые впервые стали близки.

5. Последняя встреча Эраста и Лизы

Спустя два месяца Лиза увидела Эраста в карете на улице Москвы. Она ужасно скучала всё это время и бросилась к любимому на шею. Но Эраст не был счастлив увидеть её. Он холодно сообщил девушке о своей скорой свадьбе, пояснив, что жениться его вынуждают обстоятельства. На прощанье он дал Лизе сто рублей и пожелал ей обрести счастье.

Эраст не стал героем военных сражений и за время службы проиграл все свои деньги. Скорая свадьба на обеспеченной вдове сулила ему вновь богатство и беззаботную жизнь. А бедная Лиза теперь не знала, что ей делать. Не помня себя, она пришла на то самое место на берегу реки, где проходили их встречи полные любви. Деньги, что дал девушке Эраст, она отдала соседской девчонке, попросив отнести своей матушке. А после бросилась в воду и утонула.

Мать Лизы не пережила потерю дочери. Эраст не смог жить счастливо, узнав о судьбе Лизы и её мамы. Он винил в случившемся себя. Перед смертью Эраст поделился этой грустной историей с рассказчиком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: На примере повести "Бедная Лиза" познакомить учащихся с литературным направлением - сентиментализм.

урока литературы

Учитель русского языка и литературы

I. Орг. момент.

II. Подход к теме. Повторение материала предыдущих уроков.

Мы изучили творчество Фонвизина, Ломоносова, Державина. Что объединяет этих писателей?

(принадлежность к классицизму)

- Вспомните черты классицизма.

- Культ разума, долга

- Общественная и гражданская тематика

- Соблюдение литературных норм и правил

- Индвид.раб.со слабыми уч-ся(карт)

III. Изучение новой темы

1) Беседа по содержанию повести.

1. Кто герои произведения?

(Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.

2. Как развивались их отношения?

(Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.

На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня.)

3.Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?

(Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)

4. Как разрешается конфликт в повести?

(Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула)

- Итак, можно ли считать, что в этом произведении присутствует культ разума? А что? (чувство) Подберем однокоренные слова(чувствительный). Синонимы к этому слову? (эмоциональный, сентиментальный)

- Какая тематика произведения? (любовная)

- Соблюдены ли литературные нормы? (нет)

- Таким образом, речь идет о литературном направлении – сентиментализм.

Заполняется вторая половина доски:

- Нарушение литературных норм и правил классицизма

- Итак, на примере повести Карамзина мы можем говорить о новом литературном направлении – сентиментализме. Запишите вторую тему урока.

Откройте учебник на стр. 62 (Работа с учебником)

1) Сравнительная характеристика классицизма и сентиментализма:

Критерий сравнения

Сентиментализм

Воспитание человека в духе верности государству, культ разума

Основная идея

Стремление представить человеческую личность в движениях души

Основная тематика

Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность

Герои и характеры

Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

Роль пейзажа

Средство психологической характеристики героев

Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира

Основные литературные жанры

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Город, в котором происходят описываемые события? (Москва)

Главные герои повести. (Лиза, Эраст, мать Лизы)

Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши, 5 копеек)

Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко)

О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? (о продаже ее работ Эрасту)

Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? (сватовство сына богатого крестьянина из соседней деревни)

Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?(5)

Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого отсутствия? (он идет на войну, отправляется в поход)

Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? (Лиза встретила Эраста)

Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст? (отправила их матери вместе с известием о своей смерти)

Как сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив)

2)Сопоставление героев

Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.

Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная… крестьянка.

Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…

Сделайте вывод о том, только ли социальные барьеры разделяют героев. (Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.)

Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев. Два ученика записывают на доске версии, предлагаемые учащимися. На доске и в тетради фиксируется запись:

деревня идиллия природа цветы ландыши старушка-мать чувства слёзы пастушок

деньги обман город рассудок большой свет алчность Москва громада

3)Образ Лизы.

-Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

- Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

- Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

- В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

- Чем занималась Лиза целыми днями?

Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты.

- А почему Лизе пришлось работать?

Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.

- Что можете сказать о матери Лизы?

-Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

- С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

4) Образ Эраста.

- Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

- Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.

- При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.

- Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем.

Он – с розовыми губами.

- Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством.

Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и непорочны были их чувства.

5) Взаимоотношения героев.

- Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

- Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

Обязательно должны знать, с кем встречается их дочь.

- Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

- О чем предупреждает автор Эраста?

-Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

- Каково отношение автора к Лизе?

- В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

- Чем закончились отношения героев?

Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета.

-Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст?

Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви.

IV. Заключение

-Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство? (Нет. Он убежден, что всякое страдание получит награду).

V. Рефлексия

- Дайте характеристику образу рассказчика? (Образ автора-повествователя включён в образную структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего (говорящего) лица, — это своеобразный эстетический центр всей повествовательной структуры, к которому стягиваются все ее смысловые и формальные уровни, поскольку автор-повествователь — это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю).

Читайте также: