Конспект занятия с элементами тренинга в старшей группе
Обновлено: 02.07.2024
- Доброе утро. Какие вы сегодня все гостеприимные, добрые и замечательные! А давайте поздороваемся друг с другом не обычно!
Нужно повернуться к тому, кто стоит справа, назвать его ласково по имени и сказать, что рад его видеть. Он, в свою очередь, поворачивается к соседу справа и делает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до ведущего.
В этот момент. В комнату влетает большой бумажный самолетик, а на нем написано послание.
- Ой, дети, что это? Посмотрите, здесь, что то написано. Смотрите - послание. Оно адресовано вам, а то есть дружным и добрым ребятам. Читаю: "Здравствуйте, ребята! Пишет вам Фунтик. Я хочу попросить помощи у дружных и добрых детей. Меня и моих друзей заколдовал злая колдунья. Она увезла нас далеко-далеко, за тридевять земель, на необитаемый остров, для того, чтобы мы стали злыми как она сама. Пока мы туда летели, я успел нарисовать карту, по которой вы сможете до нас добраться. Помогите! Спасите нас! Пожалуйста!"
Ребята, как вы думаете, это нам Фунтик написал? Мы самые дружные и добрые дети? А мы можем помочь ему и его друзьям? Тогда отправимся на поиски Фунтика и его друзей и поможем им? А вот и карта. Давайте посмотрим.
Чтобы добраться до острова Злой Колдуньи, нужно преодолеть большой путь Давайте полетим на бумажном самолетике, привязав к нему веревочку, держитесь! Отправляемся?
Примечание. Звучит аудиозапись "шум ветра". Дети "летят" на самолетике - идут по залу, подходят к табличке "Зеркало".
Цель: научить детей сотрудничать, работать в парах.
Инструкция. Дети делятся по парам. Далее психолог говорит: "Представьте, что вы и ваш партнер - одно целое, вы смотритесь как отражение в зеркале, приросли друг к другу. Крепко обнимите партнера за талию одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Ноги тоже частично срослись, так что теперь придется шагать следующим образом - сначала шаг двумя "сросшимися" ногами, потом одновременный шаг двумя "боковыми" ногами. В таком состоянии нам надо пройти все препятствия. Помните, что нужно быть внимательными к действиям партнера!"
Примечание. В качестве препятствий служат дуги (под ними надо пролезать) и бревна (через них следует перешагивать).
- Все получилось! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше (звучит аудиозапись "шум ветра". Дети "подлетают" к необитаемому острову).
"необитаемый остров"
Цель: научить работать в парах. Развить умение выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния.
Примечание. Стол (желательно круглый). На столе прикрепленные к пластиковым стаканчикам стоят воздушные шары (из расчета - один шарик на двоих детей). Кроме того, на подносах разложены детали для выполнения аппликации (различные части лица - губы, глаза, носы, брови, выражающие разнообразные эмоциональные состояния - грусть, радость, удивление и т. п.). Детали для аппликации наклеены на двухсторонний скотч.
- Ребята, мы попали на Необитаемый остров. Здесь живут отрицательные сказочные персонажи. Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо им сделать добрые лица!
Примечание. Дети выбирают те детали с изображением частей лица, которые подходят доброму человеку. Под веселую музыку они приклеивают их на воздушные шары. Ведущий помогает наводящими вопросами: какие брови у доброго, веселого человека? как приклеить губы, чтобы человек улыбался? и т. п.
- Посмотрите, ребята, получилось у нас сделать героев добрыми? (Дети показывают друг другу шарики.) Молодцы, и здесь мы справились! Полетели дальше (звучит "шум ветра". Дети "летят" к острову Лилипутов).
"Остров Лилипутов"
Цель: научить сосредоточиванию; коррекция импульсивности.
- Ребята, мы с вами попали на остров Великанов. Уже из названия острова понятно, кто его жители. Кто, ребята? Здесь нельзя громко разговаривать, только шепотом. Смотрите на карточке с заданием - загадки.
Инструкция. Ведущий загадывает детям загадки. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все дети поднимут руки, ведущий считает до трех, и на счет "три" они должны будут все вместе прошептать ответ на загадку.
Примечание. Дети отгадывают загадки о героях сказок.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор.
(Айболит)
Она красива и мила,
Имя ее от слова "зола".
(Золушка)
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
(Колобок)
- Молодцы, вы легко справились с этим заданием. В поисках Фунтика летим на другой остров (звучит "шум ветра").
Ведущий подводит детей к острову Злой Колдуньи.
- И вот мы с вами попали на последний остров - это остров Злой Колдуньи. На нем он держит Фунтика и его друзей. Нам надо их спасти.
Инструкция. Беседа с детьми по вопросам:
Кого мы можем назвать добрым человеком?
Какие поступки совершают добрые люди?
Как мы можем определить, что человек добрый?
В конце беседы детям предлагается посмотреть друг на друга по-доброму.
- Ребята, Фунтик и его друзья могут выбраться отсюда. Но злая колдунья закрасил ковер-самолет черной краской, и теперь он не может летать. Мы разрушим злые чары, если вернем волшебному ковру-самолету яркие краски.
Ведущий берет карточку и читает: "С острова Злой колдуньи можно улететь только на красивом ковре-самолете".
Примечание. На стене так, чтобы дети могли дотянуться, прикреплена ткань черного цвета.
Инструкция. Предварительно проводится беседа с детьми: какими красками надо раскрасить ковер-самолет, чтобы, глядя на него, было всем светло и радостно и чтобы он снова мог летать?
Рефлексия "Ковер-самолет"
Инструкция. Дети под музыку выполняют аппликацию, хаотично наклеивая яркие кусочки цветного картона.
Примечание. Картон разного размера, цвета и формы, приклеен на двусторонний скотч. Ведущий заранее отклеивает уголки скотча, чтобы детям легко было его отклеить от бумаги.
- Ребята, посмотрите, какой яркий получился у нас ковер-самолет. Нам удалось победить и разрушить чары злого волшебника.
Примечание. Звучит запись голосов Фунтика и его друзей. Они благодарят детей за помощь.
- Мы с вами дошли до конца испытания. Давайте похлопаем себе и дружно скажем: "Молодцы!". Несмотря на то, что задания были нелегкими, вы отважно начали этот путь и успешно преодолели все трудности. В благодарность Фунтик передал нам волшебный "Пузырек счастья", чтобы вся злость лопалась и улетучивалась, как волшебные мыльные пузыри во флаконе. Давайте полетим на нашем самолетике обратно в детский сад, оденемся, выйдем на улицу и будем все вместе пускать мыльные пузыри (звучит "шум ветра". Дети "летят" на самолетике к выходу).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Автор-составитель: Борисова Г.С.
педагог-психолог
г.о. Тольятти
Цель тренинга: повышение уверенности дошкольников в себе, снижение уровня тревожности, застенчивости, улучшение коммуникативных навыков и детско-родительских отношений.
Задачи тренинга:
формирование умения смотреть собеседнику в глаза, обращаться у нему по имени, делать комплименты
совершенствование умения слушать собеседника не перебивая;
совершенствование умения выражать свои мысли и чувства;
обучение приемам расслабления, снятия мышечного напряжения;
создание возможностей для самовыражения;
Продолжительность: 25-35 минут
Результат тренинга: повышение коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, уверенное выражение своих мыслей и чувств, повышение уровня самооценки и уверенности в себе.
Специфика аудитории: дети старшего дошкольного возраста с проблемами в эмоционально-волевой сфере и вытекающими отсюда трудностями в общении.
Оборудование:
Ход тренинга:
Цель: разминка, создание положительного эмоционального фона, повышения уверенности в себе.
Продолжительность: 5-7 минут
Подготовка: Все участники сидят (стоят) в кругу.
Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы, снятие мышечного напряжения
Продолжительность: 3-5 минут
Подготовка: Все участники сидят (стоят) полукругом.
• Вы сегодня купались?
• На карусели катались?
• Вы на Марсе были?
• Вы сегодня улыбались?
• На самолете летали?
• Вы любитель мороженное?
• На скрипке играли?
Цель: развитие навыков позитивного социального поведения, сплочение коллектива, развитие умения действовать сообща
Продолжительность: 10-13 минут
Подготовка: Разбить детей на парты, путем жеребьевки.
Инструкция психолога: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга за пояс, ставя одну ногу рядом с ногой другого партнера. В таком положении они должны походить по комнате, присесть, лечь, встать, порисовать.
Цель: повышение самооценки, развитие хороших отношений между детьми.
Продолжительность: 7-10 минут
Подготовка: Все участники стоят в разных местах комнаты.
Инструкция психолога:
Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов.
Продолжительность: 3-5 минут
Подготовка: Предварительно подготавливается устройство, воспроизводящее музыку (магнитофон, компьютер, ноутбук) и подбирается спокойная и медленная инструментальная мелодия. Участники садятся на ковер (коврики для йоги).
Психолог просит участников тренинга провести обратную связь:
Что понравилось? Что не понравилось?
Что получилось? Что не получилось?
Какое упражнение больше всего понравилось?
Список источников:
Павлова А.Б. Программа тренинга ассертивности для детей старшего дошкольного возраста / А.Б. Павлова // Справочник педагога-психолога. – 2014. – № 12. – 38 с.
Тема. Зимнее путешествие
Цель:
- закрепить знания детей о диких животных, их привычках и образе жизни;
- актуализировать знания детей о том, как животные готовятся к зиме, как они приспосабливаются к зимним морозам;
- формировать умение детей пересказывать текст по опорным картинками;
- развивать мелкую моторику рук, внимание, память, логическое мышление, речь;
- воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций животных и беседа "Дикие животные зимой"
Игра "Найди одинаковый слог"
- Дети, вы молодцы, справились с заданием. А вы умеете читать? Давайте попробуем найти одинаковые слоги, а кто нам будет помогать вы узнаете если отгадаете загадку:
Про полёты он позабыл,
Крылья в ласты превратил,
Рыбку ловит среди льдин
Антарктический … (пингвин)!
Правильно пингвин, а где живет пингвин?
- Почему зайчику зимой трудно добывать пищу?
- К кому обратился зайчик за помощью?
- О чем он просил рябину?
- Что ответила зайчику рябина?
- Как ветер помог зайцу?
- Какой бывает ветер?
А как вы думаете кто это бродил по лесу? Давайте сложим картинку и тогда узнаем кто же это был.
Упражнение "Разрезные картинки"
Пересказ сказки с помощью опорных картинок
- Дети, давайте вспомним, о чем говорилось в сказке. Я буду по очереди показывать картинку, а вы будете рассказывать.
Дети по цепочке пересказывают весь текст.
- Молодцы, все справились с заданием, а кто хочет рассказать про свое животное?
Рефлексия
- Вспомните, как называется сказка, которую мы пересказывали? Кто ее автор?
- Что вам понравилось на занятии?
Цель: формирование эмоционально-положительных взаимоотношений в детском коллективе.
- создать эмоционально положительный фон, снять психоэмоциональное напряжение;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей;
- развивать у детей умение управлять своим настроением;
- воспитывать доброжелательность, сочувствие.
Ход занятия
Мы желаем всем добра,
Всем любви, удачи, мира.
Пониманья и тепла!
Психолог: Дети, а какое у вас сегодня настроение? Так, у всех нас разное настроение: кто-то веселый, а кому-то грустно. Давайте выберем смайлик своего настроения. (Дети выбирают смайлики и прикрепляют к доске)
Психолог. Ой, дети (слышен плач) кто-то плачет? Давайте посмотрим вместе.
(В группу заходит Чебурашка)
Я милый, Странный душка
Был когда-то в магазине,
Сказки ждал я на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня, малыш, послушай,
У меня большие уши,
Я коричневого цвета,
Меня любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены-… Чебурашку!
Психолог: Ой, ребята, а что это с ним?
Помогите мне, милые дети,
Я несчастнее всех на свете.
Это страшное невезение,
У меня пропало настроение,
Я пошел бы искать другое,
Но не знаю, что это такое…
Дети берутся за руки и говорят заклинания:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-нашему вели……Школа настроение
Психолог. Вот мы и в Школе настроения. Как и в любой школе – много кабинетов, и первый - лаборатория, где можно проводить разные интересные опыты.
- Вот волшебный стакан. (Первый стакан)
- Что вы видите в нем? (воду)
- Какая вода? (чистая, прозрачная)
- Когда у нас настроение спокойное, оно похоже на этот стакан с чистой водой, наши мысли и чувства спокойны, нас ничего не тревожит.
Но иногда, что то портит нам настроение, как эти соринки-грустинки (Показываю, второй стакан, в него высыпается песок) Грустинки находятся у нас в душе и всегда хотят уколоть и нам становиться больно. Как вы думаете, что с нами случится, если наше настроение посетят соринки – грустинки? (мы плачем, грустим, сердимся)
Игра-упражнение “Приласкай меня”
Психолог. Дети, а как можно помочь человеку, когда он сердитый? С ним можно поговорить, успокоить, его нужно приласкать, а давайте, и мы приласкаем того, кого вам хочется.
Звучит спокойная мелодия. Один ребенок садится на стул в центре комнаты, остальные дети окружают его и нежно гладят по рукам, плечам.
Психолог. Что вы чувствовали, когда ласкали вас дети?
- Дети, что может испортить настроение человеку? Но посмотрите сейчас на стакан, прошло немного времени, почти все грустинки уже осели, и вода стала гораздо прозрачнее. Так случится и с нашим настроением, когда грустинки исчезнуть – на душе станет спокойно и появится улыбка. (Показываю третий стакан)
Психолог: А иногда наше спокойное настроение нарушают озорные веселинки (в стакан с чистой водой насыпаются мелко нарезанные кусочки разноцветной фольги) они весело кружатся и искрятся. Что мы чувствуем в такой момент? (хочется смеяться, петь песни, танцевать).
- А вам хотелось бы, чтоб у всех людей было радостное настроение?
Есть правила, которые помогут вам этого добиться:
Ø Старайтесь быть доброжелательными ко всем!
Ø Будьте всегда веселыми, не плачьте и не капризничайте по пустякам!
Ø Не ссорьтесь, помогайте друг другу, уступайте!
Справимся с такими правилами? Конечно!
- Что порадует или развеселит вас? А я хочу вам подарить вот такую красивую мелодию.
Поднимите вверх глаза.
Это что за чудеса?
Здесь волшебные дождинки,
Они дарят нам смешинки,
В вальсе мы закружимся,
Улыбнемся и подружимся.
Сверху летит мелко нарезанная фольга.
Звучит вальс, дети двигаются под музыку.
Психолог: Ребята, как вы думаете, сможем ли мы определить настроение по мимике? Давайте попробуем узнать какое настроение у сказочных героев. Будьте внимательны.
(Определение настроений сказочных героев детьми)
Психолог. Молодцы, дети. А в следующем задании нам помогут нам помогут ваши выразительные жесты. А что такое жесты? Это движения нашего тела.
Сейчас все станут артистами, и по очереди, без слов, при помощи жестов будем загадывать друг другу загадки, показать:
- человек месит тесто, забивает гвоздь, вешает картину, заблудился в лесу, играет с мячом, чистит лук, собирает грибы.
А теперь все вместе покажем:
- кушаем рыбу, конфеты, яблоко, вдруг увидели червяка, лимон.
- Каким бывает настроение? Как можно узнать настроение человека? (по лицу, мимике, движениям) Ну что, Чебурашка, ты узнал, что такое настроение? Мы тебе помогли вернуть хорошее настроение?
Чебурашка: Да! Спасибо вам, ребята!
Психолог. Дети, вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад. Дети берутся за руки и говорят заклинания:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Психолог: Ну, вот мы и дома. А в память о нашем путешествии, давайте подарим, друг другу……., а что вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится. (Улыбка.)
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и дарят молча каждому, по очереди, улыбку.
(подготовительная группа)
Цель: формирование эмоционально-положительных взаимоотношений в детском коллективе.
- создать эмоционально положительный фон, снять психоэмоциональное напряжение;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей;
- развивать у детей умение управлять своим настроением;
- воспитывать доброжелательность, сочувствие.
Ход занятия
Мы желаем всем добра,
Всем любви, удачи, мира.
Пониманья и тепла!
Психолог: Дети, а какое у вас сегодня настроение? Так, у всех нас разное настроение: кто-то веселый, а кому-то грустно. Давайте выберем смайлик своего настроения. (Дети выбирают смайлики и прикрепляют к доске)
Психолог. Ой, дети (слышен плач) кто-то плачет? Давайте посмотрим вместе.
(В группу заходит Чебурашка)
Я милый, Странный душка
Был когда-то в магазине,
Сказки ждал я на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня, малыш, послушай,
У меня большие уши,
Я коричневого цвета,
Меня любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены-… Чебурашку!
Психолог: Ой, ребята, а что это с ним?
Помогите мне, милые дети,
Я несчастнее всех на свете.
Это страшное невезение,
У меня пропало настроение,
Я пошел бы искать другое,
Но не знаю, что это такое…
Дети берутся за руки и говорят заклинания:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-нашему вели……Школа настроение
Психолог. Вот мы и в Школе настроения. Как и в любой школе – много кабинетов, и первый - лаборатория, где можно проводить разные интересные опыты.
- Вот волшебный стакан. (Первый стакан)
- Что вы видите в нем? (воду)
- Какая вода? (чистая, прозрачная)
- Когда у нас настроение спокойное, оно похоже на этот стакан с чистой водой, наши мысли и чувства спокойны, нас ничего не тревожит.
Но иногда, что то портит нам настроение, как эти соринки-грустинки (Показываю, второй стакан, в него высыпается песок) Грустинки находятся у нас в душе и всегда хотят уколоть и нам становиться больно. Как вы думаете, что с нами случится, если наше настроение посетят соринки – грустинки? (мы плачем, грустим, сердимся)
Игра-упражнение “Приласкай меня”
Психолог. Дети, а как можно помочь человеку, когда он сердитый? С ним можно поговорить, успокоить, его нужно приласкать, а давайте, и мы приласкаем того, кого вам хочется.
Звучит спокойная мелодия. Один ребенок садится на стул в центре комнаты, остальные дети окружают его и нежно гладят по рукам, плечам..
Психолог. Что вы чувствовали, когда ласкали вас дети?
- Дети, что может испортить настроение человеку? Но посмотрите сейчас на стакан, прошло немного времени, почти все грустинки уже осели, и вода стала гораздо прозрачнее. Так случится и с нашим настроением, когда грустинки исчезнуть – на душе станет спокойно и появится улыбка. (Показываю третий стакан)
Психолог: А иногда наше спокойное настроение нарушают озорные веселинки (в стакан с чистой водой насыпаются мелко нарезанные кусочки разноцветной фольги) они весело кружатся и искрятся. Что мы чувствуем в такой момент? (хочется смеяться, петь песни, танцевать).
- А вам хотелось бы, чтоб у всех людей было радостное настроение?
Есть правила, которые помогут вам этого добиться:
Старайтесь быть доброжелательными ко всем!
Будьте всегда веселыми, не плачьте и не капризничайте по пустякам!
Не ссорьтесь, помогайте друг другу, уступайте!
Справимся с такими правилами? Конечно!
- Что порадует или развеселит вас? А я хочу вам подарить вот такую красивую мелодию.
Поднимите вверх глаза.
Это что за чудеса?
Здесь волшебные дождинки,
Они дарят нам смешинки,
В вальсе мы закружимся,
Улыбнемся и подружимся.
Сверху летит мелко нарезанная фольга.
Звучит вальс, дети двигаются под музыку.
Психолог: Ребята, как вы думаете, сможем ли мы определить настроение по мимике? Давайте попробуем узнать какое настроение у сказочных героев. Будьте внимательны.
(Определение настроений сказочных героев детьми)
Психолог. Молодцы, дети. А в следующем задании нам помогут нам помогут ваши выразительные жесты. А что такое жесты? Это движения нашего тела.
Сейчас все станут артистами, и по очереди, без слов, при помощи жестов будем загадывать друг другу загадки, показать:
- человек месит тесто, забивает гвоздь, вешает картину, заблудился в лесу, играет с мячом, чистит лук, собирает грибы.
А теперь все вместе покажем:
- кушаем рыбу, конфеты, яблоко, вдруг увидели червяка, лимон.
- Каким бывает настроение? Как можно узнать настроение человека? (по лицу, мимике, движениям) Ну что, Чебурашка, ты узнал, что такое настроение? Мы тебе помогли вернуть хорошее настроение?
Чебурашка: Да! Спасибо вам, ребята!
Психолог. Дети, вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад. Дети берутся за руки и говорят заклинания:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Психолог: Ну, вот мы и дома. А в память о нашем путешествии, давайте подарим, друг другу……., а что вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится. (Улыбка.)
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и дарят молча каждому, по очереди, улыбку.
Читайте также: