Весенняя страда конспект занятия в старшей группе

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Плаксина Лидия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Веснушки" п. Дубки Саратовского района Саратовской области"
Населённый пункт: поселок Дубки
Наименование материала: методическая разработка занятия по развитию речи по ФГОС в старшей группе
Тема: "Весенняя страда"
Раздел: дошкольное образование

Познавательно - речевое занятие в старшей

группе "Весенняя страда"

занятие проходит в музыкальном зале.

Содержание организационной деятельности детей.

Дети в народных костюмах под музыкальное сопровождение входят в

зал. Их встречает воспитатель в народном костюме. Дети садятся на

Организационный момент.

Игровая мотивация.

В гости к детям приходят Хрюша и Степашка. Они о чем то спорят.

Хрюша. « Взрослые говорят, что началась весенняя страда. Почему

весной люди начинают страдать? Весной нужно радоваться

Воспитатель : Вот в чем дело! Ребята, а вы знаете, что такое

Дети: Весенняя страда – это напряженная работа в весенний период

по подготовке посевных работ. Ранней весной основной работой

является весенняя вспашка земли.

Хрюша. Я видел, как трактор работает в поле!

Степашка. Тоже хочу посмотреть!

Воспитатель. Все вместе посмотрим и расскажем, как работают

трактора на полях.

Во время просмотра презентации дети рассказывают о работе

Воспитатель. Дети, что же происходит весной в поле?

Слайд 1. Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в поля

выходят трактора, а ведет его тракторист. Трактор тянет за собой

железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

Слайд 2. Затем трактор боронит землю железными зубьями бороны.

Слайд 3.И вот земля стала мягкой и рыхлой можно начинать сеять. К

трактору прицепляют сеялку, и те ровными, аккуратными рядами

укладывают в почву зерна.

Степашка. Как интересно! А какие зерна падают в землю?

Дети. Зерна сеют пшеницы, ячменя, ржи.

Воспитатель. Дети, а что нужно чтобы зернышко проросло в земле?

Дети. Тепло и вода.

Воспитатель. Правильно дети.

Мы с вами предварительно посеяли зернышки. Сначала вырос

маленький росточек, потом вырастет колосок, затем эти колоски

созреют в поле, соберут на поле комбайны и отвезут на мельницу.

Пекари сделают тесто и выпекут булочки, хлеб, калачи, пряники.

3.Продолжение работы по теме.

Хлеб бывает черный и белый (показывает).

Как получается такой разный по виду хлеб? (Ответы детей из разной

- Правильно, его выпекают из разной муки.

Дети. Белый хлеб из пшеничной, а черный – из ржаной.

Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука?

- Из пшеницы и ржи. (Воспитатель показывает детям колосья ржи и

Воспитатель . Успех всего года зависит от того, как пройдет

весенне - полевая кампания. Ведь недаром старая крестьянская

мудрость гласит: весенний день год кормит.

Дети встают в круг.

4.Гимнастика для глаз.

Ветер дует нам в лицо ( Часто моргают веками. )

Закачалось деревцо (опускают глаза вниз.)

Ветер тише, тише, тише ( Не поворачивая головы, смотрят вправо,

Деревца все выше, выше (глаза поднимают вверх).

Воспитатель. Дети, вы уже знаете, как выращивают и собирают хлеб

в настоящее время.

Воспитатель. – А кто нам в этом помогает?

Дети. - В этом нам помогают сильные современные

времена, и узнать, как это делали наши предки в старину.

(Дети встают в круг).

Встань, Ванюша на заре,

Белый день уж на дворе.

Встань, коню сена дай. ) 2 раза

И в плужочек запрягай.)

Вспаши черную землицу,

Засей белую пшеницу,

И овес, и ячмень ). 2 раза

Поработай целый день ).

Дети садятся на стульчики.

6.Рассказ воспитателя о весенней работе в далекие времена.

Просмотр презентации и рассказ воспитателя о выращивании хлеба в

Воспитатель. В те далекие времена на русской земле лесов было

больше чем, чем теперь. Но в лесу хлеб не вырастишь! И вот по весне

начинали стучать топоры.

- Зачем? (Люди вырубали леса).

- Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями?

Дети. Большие, мощные деревья шли на строительство, остальные -

- Что оставалось на месте деревьев? (пни .)

Начиналась очень трудная работа – выкорчевка пней. И вот на этом

месте не лес, а поле. Теперь его надо вспахать. Лошадь запрягали в

деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля становилась

7.Загадывание загадки.

Воспитатель. Послушайте загадку.

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем таких как я,

Будет целая семья. (Семя)

Пришла пора сеять. У русского народа был такой обычай. Перед тем

как сеять люди мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком

на груди выходили в поле. В лукошке семена пшеницы или ржи.

Вот идет сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через

каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо.

Давайте представим себе, что вы сеятели. (Дети изображают

описанные действия под музыкальное сопровождение.)

Воспитатель. – Как вы думаете, какая погода должна была быть в

- Почему? (потому что, люди должны равномерно разбросать семена

- Что необходимо для жизни и роста растений в поле? ( Солнце,

Вот и надеялись люди на хорошую погоду и пели песни – заклички.

Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеб каравай.

Будут булки, будут сушки. 2 раза

Будут вкусные ватрушки. 2 раза

Дождик, дождик, поливай -

Будет хлеба каравай 2 раза

В дом гостей ты приглашай.

Воспитатель. Не зря в народе говорят: «Не трудиться – хлеба не

- А какие пословицы о хлебе вы знаете?

Хрюша. Я тоже знаю пословицу о хлебе.

Степашка. И я знаю, и я знаю!

9. Аппликация.

Воспитатель. Предлагает оформить коллективное панно

Дети делятся на подгруппы и приступают к созданию панно. На

столах лежат картинки, вырезанные из журналов для выполнения

коллажа. (Звучит музыка).

Все вместе любуются панно.

Степашка. Ой, как красиво получилось!

Хрюша. И что же это такое вы изобразили?

Дети. На первой картинке идет весенняя страда.

На второй мы рассказали, как прорастает и созревает зерно.

На третьей люди убирают урожай.

На четвертой, как пекари выпекают разный и вкусный хлеб.

Воспитатель. Ребята, наш Саратовский район в этом году будет

праздновать свой день рождения – 80 лет. Саратовский край не только

богатый и красивый, но еще славится хлеборобами. И мы должны

уважать и ценить труд наших земледельцев.

Воспитатель. – Дети, а как мы, должны относиться к хлебу?

Дети. - Нельзя крошить хлеб за столом.

- Нельзя выбрасывать хлеб!

- Не бери больше хлеба, чем можешь съесть.

Воспитатель. – А почему же мы должны относиться к хлебу бережно?

Дети. – Потому что многие люди потрудились, чтобы можно было

покушать вкусный хлеб.

10.Рефлексия.

Стихотворение читает ребенок.

Хлеб ржаной.

Батоны булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель. У нашего народа есть хорошая традиция, встречать

своих друзей и дорогих гостей самым дорогим, хлебом – солью.

соль гостям.

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

Хрюша и Степашка благодарят педагога и детей за интересный

рассказ о хлебе.

Воспитатель приглашает детей и гостей на чаепитие с пирогами.

Дети под музыкальное сопровождение уходят из зала.

- формировать представление о причинно – следственных связях внутри

природного комплекса и результатами человеческого труда.

Образовательные задачи.

Образовательные:

- систематизировать и закрепить знания детей о труде взрослых в весенний

- расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в

весенний период в старину;

- упражнять в умение вести диалог, отвечать на вопросы, высказывать свое

Развивающие:

- развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми;

- развивать связную речь детей;

- развивать мышление, воображение, творчество, инициативу.

Воспитательные задачи:

- воспитывать культуру общения;

- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые

Цель: закрепление знаний о весенних изменениях в природе; формирование знаний о весенних полевых работах.

Задачи:

1. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.

2. Развивать любознательность и инициативу.

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством; к хлебу.

Ход занятия:

1 Вводная часть (на ковре)

2 Основная часть (на ковре)

Слайд 1. Заставка, картинка с полем.

Слайд 2. В поля выходят трактора и тянут за собой плуги, вспахивая землю.

Слайд 3. Плуги бывают разных размеров.

Слайд 4. Трактор боронит землю железными зубьями бороны.

Слайд 5. А есть такие современные трактора, которые одновременно и пашут и боронят.

Слайд 6. Когда земля готова начинается посев семян. Семена падают в бороздки и их засыпает землей.

Слайд 7. Разные виды сеялок.

Слайд 8. Современный трактор

Слайд 9. Ребята посмотрите, какие семена падают в землю. Зерновые культуры — это растения, дающие зерно—пшеница, рожь и т. д.

Слайд 10. Зернобобовые культуры — это горох, соя и др.

Ну вот мы с вами посмотрели презентацию, о том, как подготавливают землю весной и какие семена сеют.

Уж ты семечко – зерно, ляжешь в борозду на дно! (наклоняются вперед и опускают руки вниз)

Ты не бойся, золотое, ничего там не темно. (грозят пальчиком)

К свету, к солнцу из земли ты росток скорей расти. (дети опускаются на корточки)

Как весною в ранний час семена взошли у нас.

Вышли к солнышку из тьмы (дети медленно встают-вырастают, потягиваются)

"Здравствуй, солнце - это мы!" (дети поднимают руки над головой машут кистями рук)

Мал еще росток – ребенок (дети держат руки перед собой)

Только-только из пеленок. (дети наклоняют голову в разные стороны)

(Дети прошли за столы)

Ну, что Буратино надеюсь теперь тебе понятно, как происходит посев семян. А вы знаете, ребята есть профессия агроном— это специалист сельского хозяйства и он знает, когда и какие сельскохозяйственные работы нужно выполнять. Успех всего года зависит от того, как пройдет весенне-полевая кампания. Ведь недаром старая крестьянская мудрость гласит: весенний день - год кормит. Что нужно для того, чтобы зернышко проросло в земле? (ответ детей: вода). Правильно ребята. Из зернышка сначала вырастет маленький росточек, потом колосок, затем эти колоски соберут на поле комбайнами, машины отвезут зерно на мелькомбинат. Там его измельчат и превратят в муку. А потом пекари сделают тесто и выпекут булочки, хлеб, калачи. Вы знаете, почему хлеб бывает разного цвета? (ответ детей). Мука бывает пшеничная—ее делают из пшеницы, и ржаная—ее делают из ржи (показ муки). Из пшеничной муки выпекают белый хлеб, булочки, а из ржаной —черный хлеб и ржаные пряники (показ кусочков хлеба)

Ребята, послушайте, какие пословицы есть о хлебе:

—Хлеб всему голова.

—Хлеб везде хорош — и у нас, и за морем.

—Хлеб да вода — богатырская еда.

Ребята, как выдумаете, почему так говорят? (ответ детей)

У вас на столах лежат картинки для работы и большой лист, на этот лист вы наклейте картинки и создайте одну общую картину. (воспитатель контролирует заполнение большого листа, если получается много пустого места, то предложить детям нарисовать там, что-нибудь по теме).

3 Заключительная часть.

Ребята скажите, что нового вы сегодня узнали? (ответ детей) А с какой профессией мы познакомились? (ответ детей: агроном). А кто скажет, что такое весенняя страда? (ответ детей) Ребята, как вы думаете, как нужно относиться к хлебу? (ответ детей) Что значит его беречь? (ответ детей). Какие замечательные панно у вас получились, вы просто молодцы сегодня! (Любуемся панно) Ребята, кажется Буратино, что-то говорит (слушаю его). Буратино благодарит нас зато, что мы так много сегодня рассказали о весенних полевых работах людей, оказывается, он не знал, что так много труда вложено в один кусочек хлеба! Ну вот наше занятие подошло к концу, нам пора прощаться с Мальвиной и Буратино, а я благодарю вас за внимание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Форма организации : путешествие.

Цель : Расширить представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.

Продолжать расширять представления детей об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.

Развивать любознательность, инициативу. Активизировать словарный запас ( весенняя страда, комбайн, агроном и др.)

Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством.

(методы и приёмы)

Материалы и оборудования

Мотивация детей к деятельности

В гости к детям приходят Незнайка и Знайка. Они о чем- то спорят.

Незнайка. Взрослые говорят, что началась весенняя страда. Почему весной люди начинают страдать? Весной нужно радоваться солнышку!

Воспитатель. Вот в чем дело! Ребята, а вы знаете, что такое весенняя страда? Весенняя страда-это напряженная работа в весенний период по подготовке посевных работ. Ранней весной основной работой является весенняя вспашка земли.

Знайка. Я видел, как трактор работает в поле!

Незнайка. Я тоже хочу посмотреть!

Простановка цели детьми

- Как мы можем помочь Незнайке?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

В:- Ребята, мы все вместе посмотрим, как работают трактора на полях. И наши гости и вы, ребята узнаете как же проходит весенняя страда.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Незнайка. Как интересно! А какие семена падают в землю?

Воспитатель. Так сеют зерновые и зернобобовые культуры. Зерновые культуры-это растения, дающие зерно-пшеница, рожь, рис, просо, ячмень и т.д. Зерновые культуры- это бобы, горох, соя и др.

Агрономы-специалисты сельского хозяйства-знают, когда и какие сельскохозяйственные работы нужно выполнять. Успех всего года зависит от того, как пройдет весенне-полевая компания .Ведь недаром старая крестьянская мудрость гласит: весенний день год кормит. Давайте рассмотрим зернышко под лупой.

Воспитатель. Что нужно, чтобы зернышко проросло в земле? Из такого зернышка сначала вырастет маленький росточек, потом колосок, затем эти колоски соберут на поле комбайнами и отвезут на мелькомбинат. Пекари сделают тесто и выпекут булочки, хлеб, калачи. Вы знаете, почему хлеб бывает разного цвета? Мука бывает пшеничная-ее делают из пшеницы, а ржаная-ее делают из ржи. Из пшеничной муки выпекают белый хлеб, булочки, караваи, а из ржаной-черный хлеб и ржаные пряники.

Воспитатель показывает семена пшеницы и ржи. Спрашивает у детей, как нужно относиться к хлебу? Что значит его беречь?

Послушайте пословицы о хлебе.

-Хлеб всему голова.

-Хлеб в пути не в тягость.

-Хлеб везде хорош- и у нас, и за морем.

-Хлеб да вода-богатырская еда.

-Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.

-Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

Подводит детей к понимаю того , что многие люди потрудились , чтобы можно было покушать вкусный хлеб .

Нажмите, чтобы узнать подробности

-систематизировать и закрепить математические представления детей старшей группы;

-сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднений под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;

-воспитывать любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность;

-развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, воображение, сообразительность;

-развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера.

-тренировать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке; умение составлять числовой ряд;

— тренировать умение составлять задачи на сложение и вычитание; -закрепить знания о математических знаках и сравнивать числа знаками;

-закреплять знания о геометрических фигурах;

-закрепить знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев;

-закрепить навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро — солнцу и птицам!

Доброе утро — улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята на нашу почту пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно? Давайте его расшифруем.

Пояснение: Ой, ребята случилась беда! Хмурые тучки спрятали солнышко на весенней полянке. Они захватили все лучики у солнца. И оно теперь сидит грустное, не может улыбаться. А как же мы без него? Выручить солнце можем только мы, выполнив задания хмурых тучек и получив за правильно выполненное задание по одному лучику. Хотите помочь солнышку вернуть лучи?

Лучик, лучик озорной, (Моргают глазками.)

Поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Взгляд я влево отведу, (Делают круговые движения глазами.)

Лучик солнца я найду.

Теперь вправо посмотрю, (Отводят взгляд влево.)

Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)

А какой транспорт нас доставит на полянку вы узнаете,отгадав загадку:

Вот зеленая гора,

В ней глубокая нора.

Что за чудо! Что за чудо!

Кто—то выбежал оттуда

На колесах и с трубой,

Хвост волочит за собой.

Правильно это поезд. Он нас уже ждет.

— У тебя какой номер билета? А у тебя?

Посчитай по порядку, правильно стоят ребята, по купленным билетам.

— А вот и солнышко, только оно какое …грустное. Как вы думаете, почему? Тучки загородили лучики, но если мы с вами выполним все задания тучек, то освободим лучики и солнышко снова станет весёлым, будет ярко светить.

Вопросы: Назовите весенние месяцы?

• Сколько дней в неделе?

• Какой сегодня день недели?

• Кокой по счету этот день недели?

• Какой день недели будет завтра?

• Какое сейчас время суток?

• Какое сейчас время года?

• Что наступит после утра?

Давайте вспомним стихотворение про дни недели:

В понедельник я купался,

А во вторник – рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

— молодцы, тучка отдает лучик. — Какое по счету будем выполнять задание — открывать следующую тучку? Что на ней изображено?

Что такое задача. Из каких частей она состоит? Для этого соберем пирамидку

1. Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно)

2. Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти)

3. Что такое решение задачи? (Решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить)

4. Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам)

5. — Молодцы, получили 3 лучик от солнышка.

А теперь вам нужно самостоятельно придумать и решить задачу,чтобы вопрос звучал так: “Сколько всего?”

1. На поляне летало 3 синих бабочки, потом прилетело 3 красных. Сколько всего бабочек стало на поляне?

— А теперь составьте задачу на вычитание.

2. На полянке играли 7 зайчиков, 3 убежали домой. Сколько зайцев осталось на поляне?

Воспитатель: - Молодцы ребята и с этим заданием вы справились, и получаем четвертый лучик.

Мы считали и устали.

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали – раз, два, три,

Ножками потопали – раз, два, три

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровней!

Сели, встали, встали, сели.

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять считать начнём!

— Что изображено на следующей тучке?Следующие задания мы будем выполнять с геометрическими фигурами:

— У какой фигуры три стороны и три угла?

— У какой фигуры больше всех углов?

А теперь давайте заполним таблицу: — Молодцы дети и с этим заданием вы справились. Вот мы и получили последний лучик. Вы справились со всеми заданиями и тучки рассеялись. А солнышко стало улыбаться.

Посмотрите, каким теперь стало наше солнышко. (открываются лучики и солнышко улыбается)

Посмотрите, кто к нам прилетел? Следим за ласточкой, не поворачивая головы. (гимнастика для глаз) Ну а теперь нам надо вернуться домой с солнышком. А на чем мы будем возвращаться, вы узнаете, когда выполним задание в тетради.

Карандаш в руках катаю, между пальцами верчу,

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

Проверка на слайде.

Я в весенний ручеёк,

Пусть к реке большой плывёт,

На борту его — Весна,

Полон трюм его тепла,

Вдаль волна уносит.

— Дыхательная гимнастика — Давайте наши кораблики запустим в плавание, левой рукой закрываем левую ноздрю, отпускаем, выдыхаем.

Читайте также: