Конспект занятия по математике в старшей группе на тему осень

Обновлено: 04.07.2024

Дерево с разными листьями – заданиями, лего-детали, 2 корзинки, карточки с цифрами, карточки с кружками.

Цифры на каждого ребенка, овощи и фрукты, знак больше или меньше, танграмм, карточка с 2 полосками, грибы, елки, магнитные цифры.

Ход занятия:

Вос-ль: посмотрите ребята какое у нас в группе появилось необычное осеннее дерево. Почему оно необычное?

Дети: на нем листья с разных деревьев

Вос-ль: посмотрите какое оно красивое. Ребята наше дерево не простое, а листья на нем волшебные. На листьях осень приготовила вам задания. Давайте посчитаем, сколько у нас всего листьев на дереве. Считать мы будем каждый про себя, тот кто первый посчитает, поднимет руку и даст ответ. За каждый правильный ответ или выполненное задание вы будете получать по лего-детали.

Дети: 10 листьев

Вос-ль: у всех так получилось? Молодцы.

Вос-ль: Подул ветер и сорвал первый листок. А на нем задание осени. На столе лежат цифры Вам, нужно перед собой на столе правильно выложить цифры от 1 до 5. Приступайте к выполнению.

Дети: выкладывают числовой ряд

Вос-ль: молодцы, все справились

Дети: выполняют задание, показывая и проговаривая цифры

Дети: показывают только цифры

Вос-ль: Сколько рук у человека? Сколько времен года? Сколько пальцев на одной руке? Сколько осенних месяцев?

Например: Это морковь – она овощ и т.д.

Дети: выполняют задание

Вос-ль: Теперь посчитаем их.

Дети: выполняют задание, ставят около корзин нужную цифру.

Вос-ль: Подсчитаете чего больше, а чего меньше. Какой знак можно поставить между корзинами?

Вос-ль: Снова подул ветер и сорвал листочки, а на них новое задание. (Предварительно на столе разложить листочки. На обратной стороне написаны цифры или кружочки. После прочтения стихотворения дети должны найти себе пару соотнести цифру и количество кружков.)

Мы листики осенние (плавно покачиваем руками)

На ветках мы (сидим постепенно присаживаемся)

Дунул ветер, полетели (бег по кругу)

И пару себе нашли (дети находят себе пару соотнести цифру и количество)

Ветер снова набежал и листочки все поднял (плавно покачиваем листочками над головой)

Закружились, полетели (кружатся вокруг себя)

И на место тихо сели (дети садятся на стулья)

Вос-ль: Снова ветер сорвал листочки с дерева. Осень предлагает вам навести порядок в лесу (на столе лежит карточка с двумя полосками, 3 елочки, 2 гриба)

Вос-ль: Посмотрите внимательно на стол. Закройте глаза, сколько я раз хлопну, столько положите елочек на верхнюю строчку.

Дети: выполняют задание.

Вос-ль: Молодцы. Сколько елочек?

Вос-ль: А теперь под каждую елочку поставьте грибок. Сколько елочек? Сколько грибов? Чего больше? Что нужно сделать, чтобы грибов и елочек было поровну?

Дети: или убрать 1 елочку и их станет по 2, или добавить 1 грибок и их станет по 3.

Вос-ль: снова подул осенний ветер и сорвал последний лист. Осень предлагает вам еще одно задание. Из заработанных лего-деталей нужно построить свою башню.

Дети: выполняют задание.

Вос-ль: а теперь поставьте башни на общий стол, с лева на право по росту, от самой маленькой, до самой большой.

Дети: выполняют задание.

Итог

Вос-ль: Ребята, посмотрите на наше дерево. Листочки на нем все облетели, а это значит, что мы выполнили все задания, которые нам приготовила осень. Вы были очень внимательны и порадовали ее. Чему сегодня вы научились? Что запомнили? Что вам больше всего понравилось?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по математическому развитию.

Канеп Лилия Дмитриевна

Цель: Продолжать развивать математические представления, систематизировать знания детей об осени.

1). Закреплять навыки счёта в пределах 10 ;

2). Совершенствовать умение различать и правильно называть плоские геометрические фигуры;

3) Закреплять умения решать задачи на сложение в пределах 10

4) Совершенствовать умение определять пространственное положение предмета относительно себя : справа, слева, внизу, вверху;

5).Воспитывать усидчивость, умение выслушивать сверстников.

Тип занятия: интегрированное: формирование математических представлений, познание, физическое развитие.

Форма занятия: игровая, практическая.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Участники: дети дошкольного возраста.

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Демонстрационный материал : корзинка, в которой находятся: гриб, листик, яблоко, морковка, ежик, зонтик с прикрепленными на них заданиями; муляжи фруктов; платок; угощение для детей, мяч.

Предварительная подготовка: решение примеров на сложение и вычитание; дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами; чтение стихов, отгадывание загадок об осени.

Методы и приемы работы с детьми:

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ.

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения.
Практические: дидактические игры и упражнения.

Структура занятия:

Этап занятия

Введение в тему

Отгадывание загадки, сюрпризный момент, мотивирование.

Основная часть занятия

Подведение итогов, рефлексия.

Ход занятия.

1.Введение в тему. Воспитатель вносит в группу корзинку : «Ребята, я сегодня шла в детский сад и нашла перед группой эту корзинку . Посмотрите, какая она красивая, яркая. Интересно, кто нам её принёс. Здесь какой-то листочек. Чтобы узнать - отгадайте загадку.

Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен .

Догадайся, милый друг,

Что за время года? ( Осень ) .

Воспитатель: Давайте заглянем в корзинку и узнаем, что принесла нам осень. (В корзинке находятся яблоко, грибок, ежик, листик, зонтик, морковка с прикрепленными к ним заданиями).

2. Основная часть занятия.

Сколько пальцев на руке? Сколько пальцев на двух руках? Сколько глаз у светофора? Сколько хвостов у двух котов? Сколько у вас рук? Сколько у осени месяцев? Сколько времен года вы знаете?

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с этой задачкой .

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто еще спрятался в корзинке? (ежик).
Скажите, ребята, легко ли живется диким животным осенью? (ответы детей). Дикие животные готовятся к зиме, они меняют свои летние шубки на зимние, более теплые и пушистые. Некоторые животные залегают в спячку до весны. Остальные животные готовят для себя запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было чем питаться.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем диким животным заготовить на зиму запасы. А для этого нужно решить задачки:

Пять орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орешков свинка
Деткам принесла в корзинке?

Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит.

Будут сыты ли бельчата?

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?

Воспитатель: Что же ещё нам осень приготовила ? Давайте посмотрим! Воспитатель достаёт из корзинки зонтик.

Воспитатель: Ребята, пошел дождик, скорее прячьтесь под зонтик!

Если дождик проливной,

Зонтик я беру с собой,

Очень яркий и большой,

Кто ни повстречается,

Говорит кругом народ:

Даже чуточку обидно,

Что меня совсем не видно…

Руки вверх, посмотреть на небо.

Имитация открывания зонтика.

Развести руки в стороны,

Показать большой круг.

Повороты в стороны, руки к щекам, показывать удивление.

Повороты в стороны.

Ходьба на месте.

Прыжки вокруг себя.

Присесть, закрыть лицо руками.

Воспитатель: А теперь мы поиграем с геометрическими фигурами. Например: положите треугольник в верхний правый угол; положите круг в центр; положите квадрат в нижний левый угол и т. д.

После того, как дети выложили фигуры, воспитатель выборочно спрашивает, где находится та или иная фигура.

Воспитатель: Давайте посмотрим, осталось ли в нашей корзинке еще что-нибудь? Посмотрите, вот листик с заданием . У вас есть такие же листочки, выложите их перед собой (у каждого ребёнка 7 зелёных и 1 оранжевый листочек) .

Воспитатель дает задание положить оранжевый листочек между пятым и шестым зелёным листочком, или между третьим и четвёртым и т. д. Выборочно спрашивая детей, где находится оранжевый листок.

Итог занятия.

Воспитатель: Все справились с заданием , молодцы. Посмотрите, кажется, наша корзинка пуста, мы решили все задачки осени . Давайте вспомним, что мы сегодня делали, чему научились.

Ребята становятся в круг, передают друг другу мячик и рассказывают о своих впечатлениях от занятия.

Воспитатель: Ой, посмотрите, что это ещё в корзинке (на дне корзинки платок, а под платком угощение для детей).

Воспитатель раздаёт угощения, хвалит.

Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методический рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2009 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе воспитателя Фрейберг О.В.

Цель: закрепление у детей полученных знаний, формирование умения радоваться, достигая цели.

• Упражнять в счёте в пределах 5 в прямом и обратном порядке

• Закрепить знания о последовательности месяцев времени года осень.

• Соотносить цифры с количеством предметов.

• Совершенствовать счетные навыки.

• Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие :

• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, памяти, воображения.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

• Развивать внимание, логическое мышление, речь, цветовое восприятие, мелкую моторику рук, усидчивость, глазомер, память.

Воспитательные :

• Воспитывать интерес к математике, желание заниматься.

• Воспитывать умение работать самостоятельно;

• Формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля;

• Воспитывать нравственные качества: доброжелательность, умение прийти на помощь, объективно оценивать свою работу, действовать по инструкции педагога.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

использование пособий, демонстрация пособий;

поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;

создание игровой мотивации, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.

Материалы и оборудование:

Презентация к занятию, аудиозапись леса, листочки бумаги на каждого ребенка, цветные карандаши.

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить детей с независимостью числа от цвета, величины и расположения в пространстве; продолжать учить детей считать в пределах пяти и с участием разных анализаторов; упражнять детй в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника; учить составлять из геометрических фигур изображения домов; закрепить умение детей ориентироваться в пространстве; понятия "право", "лево", "вверху", "внизу", "в центре"; побуждать детей давать ответы полными, распрстраненными предложениями; развивать мышление, внимание.

Занятие по ФЭМП в старшей группе

Ход занятия:

Взгляните на свои тарелочки. У вас там тоже есть материал для постройки домов. Я предлагаю вам ненадолго стать строителями и построить домики из ваших геометрических фигур. (Пока дети выполняют задание, воспитатель задает вопросы индивидуально, например: из какой геометрической фигуры у тебя сделана крыша дома, какие фигуры ты использовал для башни и т. п.) У вас получились красивые домики.
Сейчас вы их хорошенько рассмотрите, запомните и сложите обратно на тарелочку, а после занятия мы наклеим их на большой лист бумаги, и получится у нас картинка математического города.

Осень, как известно, пора созревания плодов, опадения листьев и отлета птиц. Вот и в нашей сказочной стране созрели плоды – яблоки.
Одинаковые ли эти яблоки? Нет. Разные.
Чем они отличаются? Цветом.
Сосчитайте их. А теперь сосчитайте яблоки с другого дерева.
А количество яблок на деревьях одинаково? Да.

Что же это получается? Цвет разный, а количество одинаковое. Значит, количество предметов не зависит от цвета? Не зависит.

Ветер озорник сорвал листочки с деревьев и упали они на дорожки. Посмотрите, одинаковые ли они? Нет. Одни большие, другие маленькие.
Чем они отличаются? Величиной.
А теперь сосчитайте, сколько листьев упало на эту дорожку, а сколько на эту. Одинаково. А величина листьев разная. Значит, количество предметов не зависит от чего? От величины.

А вот ласточки-красавицы собрались улетать в теплые края и сели они отдохнуть на ветки. Сосчитайте их. Тут, где-то неподалеку, залаяла собака, ласточки вспорхнули и улетели. Опять все стихло и ласточки вернулись.
Посмотрите, они сели на ветви так же как раньше или иначе, в другом порядке? Сосчитайте их еще раз.
Все ли птицы вернулись? Все. А сели по-другому. Это значит, что количество предметов не зависит от их расположения.

Сколько точек видишь в круге,
Столько раз поднимешь руки.
(Картинка)

Сколько елочек зеленых,
столько выполни наклонов.
(Картинка)

Мы присядем столько раз,
Сколько яблочек у нас.
(Картинка)

Столько раз сейчас подпрыгнешь,
Сколько пальчиков увидишь.
(Показ)

Столько ножкой ты притопнешь,
Сколько хлопну я в ладоши.
(Хлопки)

А сейчас давайте сосчитаем осенние дары на ваших тарелочках. Приготовьте счетные палочки. На верхнюю палочку выложите листочки, а на нижнюю – каштаны. Сосчитайте, сколько листочков? Сколько каштанов? А чего больше?

Тут прилетела ворона и закаркала. А вы послушайте, и сосчитайте, сколько раз?

Осенью, по-утрам становится прохладно. А лучшее средство не мерзнуть на улице – заниматься физкультурой. Я сейчас буду прыгать, а вы сосчитаете, сколько раз.

А теперь мы с вами посчитаем еще. Я буду говорить на ушко кому сколько раз присесть, а остальные будут считать. (Воспитатель вызывает ребенка, он приседает 4 раза, дети считают, после чего воспитатель опрашивает детей.) Те, у кого получилось 4, сосчитали правильно. А те, у кого получились другие числа, ошиблись – будьте внимательней!

На этом путешествие в математическую страну закончено. Попрощаемся с ней до новых встреч.

Читайте также: