Видоизменения корней конспект 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

Содержимое разработки

Урок 38. Видоизменения корня

сформировать представление о видоизменении корня как результате приспособления растения к новым условиям существования; обобщить знания о биологическом и хозяйственном значении корней растений;

развивать умения выделять главное, анализировать, сравнивать;

способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы.

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Проверка домашнего задания

Выполнение заданий 14, 15, 17 на с. 46—48 рабочей тетради.

3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

Вводное слово учителя.

— А вы знаете, что самая огромная морковь была выращена Джоном Эвансоном в 1998 г.? Весила она 8,5 кг! В 2006 г. Пит де Гуде из Голландии вырастил самую большую свеклу — весом 71,050 кг. Репа весом 15,975 кг вызрела у К. У. Батлера в Наффертоне в 1972 г. О репе весом 23,1 кг, выращенной на Аляске, сообщалось в 1981 г.

— Что общего у всех этих овощей? (У них видоизменены корни.)

Объявление темы урока.

— Какова цель нашего урока? (Изучить видоизмененные корни; узнать их практическое значение; выяснить, что видоизмененные корни есть результат приспособленности растений к условиям существования.)

4. Изучение нового материала

4.1. Работа в группах. Учащиеся работают с учебным пособием (§ 27), отвечают на вопросы и фиксируют ответы в маршрутных листах.

— Вспомните о корнях-кладовых. Они развиваются у многих растений. А у каких — давайте узнаем.

— Что у меня в ящике?

Сама в земле — коса на улице. (Морковь)

Круглая, а не месяц.

Желтая, а не масло.

С хвостиком, а не мышь. (Репа)

Это что такое в землю вросло?

Сверху толста, снизу остра,

Собой красна. (Свекла)

• Вопросы для групп.

— Какую функцию выполняют данные корни? (Запасающую)

— Что это за растение? (Учитель достает петрушку с корнем.) Какой это корень? (Стержневой)

— В каком корне откладываются запасные вещества? (В главном)

— Какие вещества откладываются в такие кладовые? (Углеводы: крахмал и сахара)

4.2. Фронтальная беседа с демонстрацией презентации.

Есть такой цветок садовый —

Для меня давно не новый:

Он уже который год

Во дворе у нас растет.

Ах, прекрасная картина —

Расцветает. (Георгин)

— Видоизменение корня у данного растения называется……. (Корневые клубни, они образуются в результате утолщения придаточных корней?)

— Это происходит не только у георгина, но и у батата. Кто знает что-нибудь об этом овоще? Батат, или сладкий картофель, возделывается в тропических и субтропических странах. Найдите в учебном пособии, у каких еще растений есть такие видоизменения корней. (Чистяк, пальчатокоренник)

— Какие корни видоизменены у данного растения? (Разросшиеся клубневидно утолщенные корни — боковые. Они очень калорийны и имеют сладкий вкус. В некоторых странах это основное пищевое растение.)

— Корни могут служить не только для запасания питательных веществ, но и для запасания воды. На подоконнике стоит такое растение. Можете его назвать? (Орхидея) Да, особенно хорошо эта функция выражена у тропических эпифитных орхидей. Наружная часть коры, свисающая вниз придаточных воздушных корней этих растений, состоит из крупных клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая затем расходуется на нужды растения.

— А знаете ли вы, что есть растения-паразиты? Как вы думаете, какие корни им нужны? (Их корни изменили функцию и превратились в присоски; внедряясь в проводящие ткани растения-хозяина, они оттягивают оттуда питательные вещества.) Найдите в учебном пособии примеры растений, которые паразитируют на других растениях. (Погремок, омела, повилика, петров крест)

Учитель на слайдах показывает другие видоизменения (для расширения кругозора): дыхательные, ходульные, досковидные, втягивающиеся корни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока по биологии на тему:

Тема: Видоизменения корня.

Цель урока: формировать представление о видоизменениях корня; ознакомиться с причинами видоизменения корня, их практическим значением.

Образовательные:

1. Формировать понятие о видоизменениях корня.

2. Изучить типы корней и корневых систем.

3. Отрабатывать умения описывать механизм поглощения корнем воды.

4. Ознакомиться с причинами видоизменения корня.

5. Показать практическое значение биологических знаний на разных этапах развития человеческого общества.

Развивающие:

1. Продолжить развивать научное мировоззрение учащихся на основе изучения темы урока.

2. Продолжить развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения в ходе изучения новых тем.

3. Развитие умений выделять главное, сравнивать, анализировать.

4. Развитие общеучебных компетенций (поиск, систематизация, анализ и классификация учебной информации).

Воспитательные:

1. Формировать культуру диалогового общения.

2. Содействовать трудовому воспитанию учащихся.

3. Содействовать развитию коммуникативных навыков у учащихся, умению целеполагания и рефлексии.

4. Содействовать формированию у учащихся стремления к заботе о своем здоровье.
5. Воспитывать бережное отношение к растениям.

1. Словесные: рассказ, беседа, конспектирование опорных понятий.

2. Наглядные: демонстрация презентации, использование иллюстраций.

Тип урока: освоение нового материала.

Оборудование: Биология: учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Н. Д. Лисов. — Минск: Народная асвета, 2017. — 230 с

План урока:
I. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Организационный момент (1 мин)

2. Проверка домашнего задания (7 мин)

3. Совместное целеполагание (2 мин)

4. Мотивация (1 мин)

5. Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся (4 мин)

II. Операционно-познавательный этап

1. Изучение нового материала (15-18 мин)

2. Закрепление нового материала (8 мин)

III. Оценочно-рефлексивный этап

1. Рефлексия (3 мин)

2. Выводы учителя (2 мин)

3. Домашнее задание (1 мин)

I. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Организационный момент:

· Взаимное приветствие учителя и учащихся

· Организация внимания учащихся

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, я прошу вас серьезно отнестись к нашей теме, ведь знания, полученные на сегодняшнем уроке, будут полезны для вашей повседневной жизни.


5.Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся.

II. Операционно-познавательный этап

1. Изучение нового материала

Кроме поглощения воды, минеральных веществ и закрепления растений в почве, корни могут выполнять и другие функции.

Запасающие корни. Если корни выполняют функцию запасания питательных веществ, они становятся толстыми, мясистыми и образуют корнеплод. Когда вы едите репу, свеклу или морковь, вы едите разросшийся корень с запасенными в нем питательными веществами. Нижняя часть корнеплода по своему происхождению — это главный корень, верхняя — стебель. Корнеплоды образуются у двулетних растений. Запасные питательные вещества (крахмал, сахара и др.) откладываются в главном корне к концу первого года жизни. На следующий год после перезимовки корнеплода эти вещества расходуются на образование и рост стебля, листьев и цветков. Корнеплоды образуются у многих овощных и кормовых растений: моркови, свеклы, репы, редьки, редиса.

У георгины, чистяка, ночной фиалки, батата и др. запасающую функцию выполняют утолщенные боковые или придаточные корни. Их называют корневыми шишками или корневыми клубнями.

· Дыхательные корни выполняют функцию дополнительного снабжения растения кислородом. Образуются они, например, у ивы ломкой, если она произрастает по топким берегам рек. Такие корни растут вертикально вверх, пока не достигнут поверхности почвы. По межклетникам дыхательных корней воздух перемещается в более глубокие корни, находящиеся в условиях недостатка кислорода. Дыхательные корни образуются также у некоторых тропических деревьев, произрастающих на заболоченных почвах.

Корни-присоски. У растений, которые паразитируют на других растениях, образуются корни-присоски. Они проникают в ткани растения-хозяина и поглощают из них воду и питательные вещества. Корни-присоски характерны для повилики, омелы и других растений.

Таким образом, корни могут видоизменяться и выполнять различные функции. Однако определить, что это корень, всегда можно по отсутствию листьев и наличию чехлика, прикрывающего верхушечную образовательную ткань.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1016/00016fa5-c6ee4edd/img16.jpg

III. Оценочно-рефлексивный этап

1. Рефлексия
Вспомните, как вы работали на уроке. Всё ли вам было понятно? Довольны ли вы своей работой?
Обсуждаем некоторые ответы.
2. Выводы учителя:
Сегодня на уроке вы работали хорошо. Цель, которую мы с вами поставили в начале урока, была достигнута.

3. Домашнее задание.

2. Елкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. - Мн.: Современная школа, 2009

3. Заяц Р.Г. и др., Биология. - Минск: Вышэйшая школа, 2006.

4. Биология: Кн. Для учащихся. В 3 Кн. 1: Пер. с нем. / Под общ. Ред. Б63 К. Певз-Хоке, Э. Цабель. - Мн.: Нар. Асвета, 2002.

5. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учеб. Для средней общеобразоват. Школы. - 2-е изд., перераб. И доп.- М.- Мн.: Мнемозина, 2003.

6. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т 2. - М.: Мир, 2004.

7. Биология в 7 классе: учеб. - метод. Пособие для педагогов первого отд-ния вспомогат. Шк. С белорус. И рус. яз. Обучения/ О. Х. Срединская. - Минск: Адукацыі і выхаванне, 2011.


Цель урока – формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем, о зонах корня и выполняемых ими функциях, о видоизменениях корней в связи с выполняемыми ими функциями (гаустории, пневматофоры, досковидные корни, запасающие корни и другие). В ходе урока также рассматривается поперечный разрез корня. Все объяснения иллюстрируются яркими наглядными рисунками.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Органы растений. Корень. Видоизменения корней"

Тело цветкового растения состоит из органов: корня, стебля, листьев, цветков и плодов. Дадим определение органа. Орган – это часть тела организма, имеющая определённое строение и выполняющая определённые функции. Выделяют две группы органов: вегетативные и генеративные (или репродуктивные). К вегетативным органам относятся корень, стебель и лист. Они образуют тело растения и выполняют функции питания и обмена веществ с внешней средой. К генеративным органам относятся цветки и плоды. Они связаны с половым размножением и предназначены для формирования половых клеток.


Сегодня мы познакомимся с осевым органом растения – корнем. Рассмотрим, какие функции он выполняет. Корень закрепляет растение в почве, поглощает из неё воду и растворённые минеральные вещества. В корне образуются различные органические вещества, например гормоны роста, которые затем перемещаются в другие органы растений. Часто корень является местом хранения запасных питательных веществ. Для него характерна радиальная симметрия, неограниченный рост в длину, так как он имеет апикальную меристему. Для корней характерен положительный геотропизм. Геотропизм – это способность растущих органов растений принимать определённое положение по отношению к центру Земли. Корни растут вниз – это положительный геотропизм, стебли растут вверх и обладают отрицательным геотропизмом.

Рассмотрим продольный разрез кончика корня. В молодом корне выделяют несколько зон, которые отличаются по строению и выполняемым функциям. Это зоны деления, растяжения и дифференцировки, всасывания и проведения. Переход от одной зоны к другой происходит постепенно, без чётких границ.


Зона деления располагается на верхушке корня. Она представлена точкой роста, образованной апикальной меристемой. Клетки постоянно делятся и обеспечивают верхушечный рост. Кончик корня покрыт корневым чехликом, который служит для защиты апикальной меристемы от механического повреждения твёрдыми частицами почвы. Клетки выделяют слизь, которая обволакивает корень, облегчая его продвижение между частицами почвы. Чехлик образован живыми тонкостенными клетками, которые непрерывно обновляются (старые клетки слущиваются и заменяются новыми молодыми клетками). Клетки живут около 4–9 дней. Корневой чехлик отсутствует только у водных и паразитических растений.

Следующая зона корня – зона растяжения и дифференцировки. Здесь клетки растягиваются, и корень увеличивается в объёме. Происходит всасывание небольшого количества воды, начинает формироваться ризодерма, или эпиблема, – первичная покровная ткань молодых корней растений.

За зоной растяжения идёт зона всасывания (или зона корневых волосков). Здесь всасывается основное количество воды и минеральных веществ. Всасывание осуществляется ризодермой, которая покрыта тонкими корневыми волосками. Корневые волоски – это выросты стенок клеток с цитоплазмой. Средняя длина волосков 1-2 миллиметра. Волоски увеличивают поверхность всасывания примерно в 18 раз. Клетки ризодермы постоянно погибают, но со стороны зоны растяжения в неё постоянно включаются новые клетки.

Далее располагается зона проведения воды и минеральных веществ в надземные части растения. Она составляет основную массу корня. Здесь отсутствуют корневые волоски, но образуются боковые корни.

Рассмотрим поперечный разрез корня. В нём выделяют первичную кору, состоящую из живых клеток, и осевой (или центральный) цилиндр. Кора покрыта ризодермой. Наружный слой коры – экзодерма, а внутренний слой, который отделяет кору от центрального цилиндра, – эндодерма. Экзодерма первоначально осуществляет транспорт веществ, а после гибели ризодермы становится покровной тканью корня. Клетки эндодермы имеют утолщения, которые окружают клетку в виде пояса – пояски Каспари. Клетки эндодермы смыкаются в области поясков Каспари и окружают осевой цилиндр, создавая водонепроницаемое кольцо, которое вынуждает транспортирующиеся по межклетникам растворы переходить в проводящие ткани осевого цилиндра. Наружный слой осевого цилиндра образован меристематической тканью – перициклом, под ним располагается прокамбий, из клеток которого дифференцируются ксилема и флоэма.

Существует несколько видов корней: главные, боковые и придаточные. Главный корень развивается из зародышевого корешка семени. Боковые корни отходят от главного. Они способны к ветвлению. Придаточные корни формируются на надземных частях растения (стеблях и листьях).


Все корни растения образуют корневую систему. Она бывает стержневая, мочковатая и смешанная. В стержневой корневой системе хорошо развит главный корень, который имеется только у семенных растений. Такая система характерна для большинства двудольных растений. Мочковатая корневая система образована придаточными корнями, главный корень неразличим. Характерна для однодольных растений.


В зависимости от распределения корней в толще почвы выделяют поверхностные, глубинные и универсальные корневые системы. Корневые системы располагаются поверхностно у большинства однолетних растений, а также у некоторых многолетних, например злаков. Поверхностная корневая система также характерна для растений, произрастающих в болотистой местности, и для растений тропических лесов, у которых большая часть корневой системы располагается на глубине до 30 сантиметров. Глубинная корневая система характерна для растений, живущих в условиях недостатка влаги, например для верблюжьей колючки. Их корни могут достигать уровня грунтовых вод.

Главная функция корня – поглощение почвенных растворов. Выделяют несколько экологических групп растений в зависимости от условий их обитания и снабжения водой. Это гидратофиты, гигрофиты, ксерофиты и мезофиты. Гидратофиты обитают в воде. Первичные гидратофиты – водоросли, которые лишены корней и поглощают воду всей поверхностью тела. Вторичные гидратофиты – высшие растения, предки которых вторично заселили водную среду. Гигрофиты – наземные растения, которые живут в местах с высокой влажностью воздуха и почвы. Дефицит воды для них губителен. Наиболее характерными гигрофитами являются растения влажных тропических лесов. Ксерофиты обитают в жарком засушливом климате, поэтому они постоянно испытывают недостаток влаги. Многие ксерофиты приспособились запасать воду в своих тканях (например, алоэ и кактусы). Большинство наземных растений – мезофиты. Они растут в среде с достаточным, но не избыточным увлажнением почвы. Примером среды обитания мезофитов может служить луг в умеренной климатической зоне.

Корни растений активно взаимодействуют с различными почвенными организмами, вступают в симбиотические отношения с грибами, образую микоризу (грибокорень). Выделяют два типа микоризы – эктомикоризу (или эктотрофную микоризу) и эндомикоризу (или эндотрофную микоризу). Эктомикориза широко распространена среди деревьев (например, хвойные, берёза, дуб), некоторые кустарники и травы. Эндомикориза встречается у большинства покрытосеменных и возникает, когда гифы гриба оплетают корень плотной сетью, образуя чехол. Гифы проникают через ризодерму корня и распространяются по межклетникам, не проникая в клетки. Основное отличие эндомикоризы в том, что гифы гриба проникают в клетки коры корня. На поверхности корня эндомикориза выражена слабо, то есть вся основная часть гриба находится внутри.

Все растения нуждаются в постоянном поступлении азота из окружающей среды. Однако, молекулярный азот недоступен для растений. Его фиксируют бактерии, с которыми некоторые растения вступают в симбиоз. Из симбиотических азотфиксирующих бактерий наиболее известны представители рода ризобиум, образующие клубеньки на корнях бобовых, – это клубеньковые бактерии. Такое сожительство приносит пользу обоим симбионтам. Гетеротрофные бактерии получают от растения необходимые им органические вещества, а сами фиксируют атмосферный азот и передают его корню в виде легкоусвояемых растением соединений.


Клубеньки формируются эндогенно или экзогенно. При эндогенном способе клубеньки образуются из перицикла. При экзогенном способе, который чаще встречается, клубеньки образуются из паренхимы первичной коры молодого корня.

В ходе исторического развития корни многих видов растений, помимо основных функций, начинают выполнять дополнительные и подвергаются метаморфозам (видоизменениям). Выделяют несколько типов видоизменения корней: запасающие, втягивающиеся (контрактильные), корни-присоски (гаустории), дыхательные (пневматофоры), ходульные, досковидные корни и корни-прицепки.

Запасающие корни содержат большое количество паренхимы, в живых клетках которой накапливаются питательные вещества. В результате происходит утолщение главного корня. Он называется корнеплодом. Например, корнеплод моркови и свёклы. В формировании корнеплода вместе с корнем принимает участие стебель. У свёклы большая часть корнеплода образована стеблем, на корень приходится лишь его самая нижняя часть. Большая часть корнеплода моркови, наоборот, состоит из корня, за исключением верхней части.


При утолщении боковых или придаточных корней образуются корневые клубни (или корневые шишки), например у георгина, батата и чистяка.


Втягивающиеся (контрактильные) корни встречаются у луковичных, клубнелуковичных и корневищных растений (например, тюльпан, гладиолус, крокус). Втягивающие корни находятся среди обычных. Они сокращаются в длину, укорачиваются и тянут за собой луковицу или корневище, тем самым опускают её глубже в почву.


Корни-присоски (гаустории) характерны для паразитических растений (омела, повилика). Они служат для проникновения в тело растения-хозяина, откуда высасывают необходимые для паразита вещества.

Дыхательные корни (пневматофоры) имеются у древесных тропических растений, которые обитают на заболоченных морских побережьях, встречаются и у растений умеренного пояса. Пневматофоры выполняют функцию дополнительного дыхания, растут над землёй. Они богаты воздухоносной тканью – аэренхимой, имеющей крупные межклетники, через которые воздух поступает в подземные части корней.


Ходульные корни служат опорой для тропических и мангровых деревьев, обеспечивают сопротивляемость растений волнам. Это видоизменения придаточных корней, они растут от ствола под углом, идут вниз и прочно укрепляют дерево в грунте.


Досковидные корни характерны для крупных деревьев, растущих в тропических лесах. Они представляют собой боковые корни, которые отходят от дерева у самой поверхности почвы. Досковидные корни образуют треугольные вертикальные выросты, примыкающие к стволу.


Корни-прицепки – своеобразные придаточные корни. Ими растение, например плющ, прикрепляется к вертикальной стене или стволу дерева и растёт вверх.

Под влиянием условий окружающей среды корни, кроме своих основных функций, могут выполнять и некоторые другие. Это приводит к изменению их внешнего и внутреннего строения и возникновению видоизменений.

shutterstock_451081120.jpg

shutterstock_1826243396.jpg

Корнеплоды образуются, когда питательные вещества запасаются в главном корне и нижней части стебля. Корнеплоды характерны для моркови, свеклы, редьки.

Корневые клубни формируются, если запасные вещества накапливаются в боковых и придаточных корнях. Такие видоизменения имеются у георгина, батата.

2. Корни-прицепки развиваются из придаточных корней и помогают растениям прикрепляться к различным поверхностям — стволам деревьев, фасадам зданий. Плющ балтийский ловко взбирается по сосновым стволам при помощи корней-прицепок.

Корни-прицепки имеются также у тропического растения ванили, которую мы знаем как ароматную пряность.

shutterstock_1966365487.jpg

В местах со стоячей водой или в местах, которые часто затапливаются, проблематично обеспечение корневой системы кислородом, так как кислород растворяется в воде в ограниченном количестве.

У мангровых растений тропических болот на растущих в субстрате основных корнях развиваются дыхательные корни, которые растут вертикально вверх и поднимаются выше субстрата вопреки силе притяжения Земли.

shutterstock_1787206280.jpg

У растений, обитающих на стволах деревьев в тропических лесах (орхидей, бромелий), высоко над землёй образуются воздушные корни, предназначенные для поглощения влаги непосредственно из воздуха. Эти корни могут расти и в почве, выполняя обычные для корней функции.

road-823199_640.jpg

Это придаточные корни, которые иногда встречаются у деревьев тропических лесов. Они образуются на стволах и крупных ветвях и выполняют функцию опоры для тяжёлых частей дерева.

Досковидные корни-подпорки встречаются как у растущих в тропических лесах деревьев (у хлопкового дерева), так и у деревьев, растущих в умеренных широтах (у вяза обыкновенного).

Читайте также: