Культура народов россии в xvi в конспект 7 класс торкунов

Обновлено: 04.07.2024

Конспект урока по ФГОС к учебнику "История России" под редакцией Торкунова А.В.

ВложениеРазмер
kultura_16_v.odt 25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта уроков истории России

Русская культура в XVI в.: письменность, литература, живопись , архитектура, повседневная жизнь

Урок изучения нового знания

сформировать представление, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России; познакомить с достижениями русского просвещения, устного народного творчества, литературы в конце XV – XVI вв.

  1. Особенности развития культуры
  2. Просвещение. Начало книгопечатаниязнь
  3. Летописание
  4. Публицистика. Светская литература
  5. Архитектура
  6. Изобразительное искусство
  7. Повседневная жи
  8. Устное народное творчество. Литература

Личностно значимая проблема

Как создание единого государства повлияло на развитие культуры народов России?

М етоды и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Культурное возрождение, культурные контакты , книгопечатанье, Иван Федоров, публицистика, регалии, энциклопедии, эпос

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации взаимодействия

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

Конец 15 начало 16 вв. - это период создания единого централизованного Русского гос-ва. Все это привело к изменениям в политической, социальной , экономической и культурной жизни русского общества. На прошлых уроках мы рассматривали особенности социально-экономического, политического развития, а о чем еще не говорили? ( о культуре России в 16 в.)

Мы начинаем изучение темы “ Русская культура 16 вв: письменность, литература, живопись, архитектура, повседневная жизнь”. Для начала, давайте вспомним: - что такое культура?

- Вспомните особенности развития русской культуры в XII – XIII. Каковы характерные черты западноевропейской культуры в XV – XVI вв.?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Происходит формулирование задания и проблемы урока

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

III. Изучение нового материала

Записи основных положений в тетради

Работа с учебником

Как вы думаете, какие события русской истории повлияли на развитие культуры?

Ключевое значение для культурной жизни России XV—XVII вв. имели подъем национального самосознания и освобождение от золотоордынского ига, формирование великорусской народности и единого государства, а также расширение культурных связей с соседними странами и народами. Происходит постепенное слияние традиций местных художественных школ и формирование на этой основе общерусской культуры. Запишем.

А) формируется единая русская культура.

Б)отражение в культуре исторических событий того времени.

В) развитие культурных контактов России с другими странами.

Г) сильное влияние православной церкви на духовную и культурную жизнь российского общества.

Работа в группах

1. группа Просвещение. Развитие книгопечатания. Составьте рассказ о образовании в 16 в. когда и кем было изобретено российское книгопечатание. Каково было его значение?

2 группа. Летописание . Составьте рассказ о особенностях развития летописания в 16 в. Дать характеристику наиболее известным летописным сборникам 16 в. (летописец Ивана IV, Степенная книга, Казанская история)

3 группа – Публицистика. Светская литература . Дайте определение понятию Публицистика, что это за направление литературы. Охарактеризуйте публицистические произведения 16 в.

4 группа - Архитектура. Составьте рассказ о развитии русской архитектуры 16 в. (шатровый стиль, памятники архитектуры, строительный материал)

5 группа - Изобразительное искусство. Охарактеризуйте развитие русской живописи 16 в.

6 группа - Повседневная жизнь. Используя материал учебника на стр.108 п. 9 составить рассказ об особенностях повседневного быта и религиозных праздниках народов России 16 в.

А теперь давайте проанализируем наши записи.

Со второй половины XIV века вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение Руси. Самым благоприятным образом на развитии русской культуры сказалась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами.

Составляют схемы и записывают ее на доске.

От каждой группы желающие у доски производят представление задание своей группы

1. Фронтальная работа

2. Индивидуальная работа.

3. Работа в группах.

4. Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания .

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Организует работу с учащимися

Таким образом, мы с вами можем сказать, что создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России. Появление книгопечатания имело огромное значение в деле просвещения народа. Главной темой литературных произведений становится не только борьба с иноземными захватчиками, но и идея укрепления единого государства и царской власти.

Производят анализ урока и приходят к выводу, подтверждают проблему, поставленную в начале урока

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Обобщение полученных на уроке сведений

Проблемное задание урока (обсуждение): Как создание единого государства повлияло на развитие культуры народов России?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

стр. 100-110 чит, вопр. Устно, приготовиться к проверочной работе по 1 части учебника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Рассмотреть культуру России 17 века: образование, научные знания, архитектура, литература, живопись, театр, рассмотреть основные понятия темы.

Развивать умение работать с текстом учебника, заполнять таблицу, находить нужную информацию в тексте учебника.

Воспитывать интерес к истории России.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: объяснение учителя, беседа, работа с текстом учебника, самостоятельная работа в тетради (заполнение таблицы)

Методическое сопровождение урока: История России. 7 класс; Под ред. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.- 128 с.

1. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

3.1 Влияние европейской культуры – украинское влияние, греческое, итальянское, немецкое, английское, голландское. Их было так много, что власти приняли решение поселить иностранцев на окраине столицы в Немецкой слободе. (немцами, т.е немыми, неговорящими по - русски, в России называли тогда всех иностранцев)

3.2 Образование.

В 17 веке происходит укрепление самодержавия и происходит экономическое развитие, поэтому возросла потребность в грамотных людях.

В 1654 году была образована первая в России лекарская школа

Детей царя Алексея Михайловича учил Симеон Полоцкий.

В 1687 году греками братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия.

3.3 Научные знания.

17 век – наука в России находилась на стадии начального развития.

( привозились технические новинки, первые карты, составление карт, географические справочники)

В 1674 году в Киеве была издана первая печатная история Российского государства с древнейших времён до начала 1670 гг. – Синопсис.

Практическое применение знаний: изготовили первую пушку с винтовой нарезкой ствола, отлит колокол весом 12,5 тыс. пудов ( для справки 1 пуд = 16,4 килограмм), значит весь колокола = 205 тысяч., водяные двигатели…

3.4 Литература.

В первые стали записываться – былины, пословицы, песни, заговоры.

Симеон Полоцкий положил начало стихосложения.

Возникает жанр – русский роман.

3.5 Архитектура

Заполните таблицу: Архитектура 17 века.

Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков.

Теремной дворец Московского Кремля для Михаила Фёдоровича Романова

По приказу царя Алексея Михайловича Романова

Летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское по Москвой

Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе

По заказу купцов Скрипиных

Церковь Ильи Пророка

Новоиерусалимский (Воскресенский) монастырь

Ансамбль Ростовского кремля

Реконструкция Московского Кремля

В конце 17 века появляется новый стиль – московский или нарышкинский барокко ( черты: многоярусность, устремлённость ввысь, многоцветная отделка – примеры – колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях.)

3.6 Живопись

В 17 веке расцвет ярославской школы иконописцев (черты: насыщенность композиции, упрощённый рисунок, темноватый колорит, на них изображали исторические события – Нашествие Батыя на Русь, Куликовская битва)

Возникает портретная живопись (портреты – парсуны), в первой половине 17 века, писались яичными красками на доске, то во второй половине 17 века – масляными красками на холсте.

В 1672 году открывается первый в России театр, царь Алексей Михайлович поручил пастору лютеранской церкви Готфриду Грегори создать по западному образцу придворный театр, некоторые пьесы ставились на немецком языке на библейские темы. Сразу после кончины царя, в 1676 году театр был закрыт.

3.8 Культурное взаимодействие народов России.

В 17 веке Россия развивалась как многонациональное государство, но народы об особенностях культуры друг друга мало что знали.

17 век стал временем расцвета самобытной русской культуры, которая бережно относилась к традициям, но и от части оказалась открытой для лучших мастеров культуры.

4. Закрепление полученных знаний

4.1 Перечислите основные жанры русской литературы 17 века?

4.2 Какой новый стиль появился в русской архитектуре в 17 веке? Назовите его черты?

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. дать свою оценку значимости реформ для России XVI века.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- определять развитие внутренней политики Бориса Годунова её направления;

- находить причинно-следственные связи;

- отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения

Личностные:

- формирование готовности к саморазвитию;

- воспитание интереса к отечественной истории, гражданских и патриотических чувств;

- сохранять мотивацию к учебной деятельности;

- уважительно и доброжелательно относиться к мнениям других людей;

Регулятивные:

- умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения;

- развитие навыков самопланирования, взаимо- и самооценки

План-конспект урока по истории в 7 классе на тему:

Учитель истории и обществознании

Рамазанова Мадина Гасангусейновна

дата проведения - 15.11.2017 г.

Россия в конце XVI века.

Цели урока:

подвести итог правления Ивана Грозного;

определить особенности развития нашего края в этот период;

развивать умения работать с документами, анализируя ответы, делать сравнительные выводы

воспитывать интерес не только к истории отечества, роли отдельной личности, но и к истории родного края

1. определить причинно-следственные связи условий усиления центральной власти во времена Ивана Грозного;

2. проанализировать реформы 1550-х годов и выяснить их последствия;

3. дать свою оценку значимости реформ для России XVI века.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- определять развитие внутренней политики Бориса Годунова её направления;

- находить причинно-следственные связи;

- отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения

- формирование готовности к саморазвитию;

- воспитание интереса к отечественной истории, гражданских и патриотических чувств;

- сохранять мотивацию к учебной деятельности;

- уважительно и доброжелательно относиться к мнениям других людей;

Регулятивные:

- умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения;

- развитие навыков самопланирования, взаимо- и самооценки.

Познавательные:

- осознанное речевое высказывание в устной форме;

- дополнение и расширение имеющихся представлений о правлении Бориса Годунова;

- формирование умений анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, схема, карта и др.);

Коммуникативные:

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе;

Тип урока: комбинированный

Персоналии: Иван IV Грозный. Федор Иванович. Борис Годунов

Даты: 1584 – 1598 – царствование Федора Ивановича

1589 – учреждение в России патриаршества

1598 – прекращение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова

1598 – завершение присоединения к России Сибирского ханства

1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова

План изучения нового материала:

Внутренняя политика Бориса Годунова

Организационный момент.

Проверка домашнего задания ( фронтальный опрос)

Изучение нового материала.

Федор Иванович ( Измайлов Сейяр)

Федор 1-й Иоаннович (Феодор Блаженный) родился в мае 1557 г. Он был сыном Ивана 4-го Грозного и Анастасии Романовой (последняя из московского рода Рюриковичей). Иван 4-й в честь рождения сына велел построить храм в Переславле-Залесском. В 1581 г. главный наследник Иван погибает, претендентом на царствование становится Федор Иванович.

В 1584 г. московским Земским собором Федор 1-й Иванович избирается царем и великим князем всея Руси. Однако многие (в том числе Иван Грозный) считали, что он был совсем непригоден для правления. Историки говорили о нем как о человеке со слабым умом и здоровьем.

За время своего правления Федор Иванович практически не участвовал в управлении государством, полностью полагаясь на мнение вельмож и Бориса Годунова. Считается, что именно Годунов управлял государством от имени Федора и стал его преемником после смерти царя.

Женой Федора Ивановича была дочь Бориса - Ирина Годунова, родившая ему дочь Феодосию (скончалась в младенчестве). Наследников у царя не было. За все годы своей жизни Федор Иванович уделял достаточно много времени молитвам в монастыре.

Во внешней и внутренней политике государства за время своего правления царь Федор Иванович успел сделать, к сожалению, не так уж много. Рассмотрим основные события в период его царствования:

1584 г. - на верность Федору Ивановичу присягнули донские казаки;

1585-1591 гг. - Федор Савельевич Конь (русский зодчий) воздвиг башни и стены Белого города;

1586 г. - Андрей Чохов (пушечный литейщик) отлил известную Царь-пушку;

1589 г. - в России впервые обосновалось патриаршество; первым патриархом московским стал Иов;

1590-1595 гг. - русско-шведская война.

Федор Иванович умер в 1598 г., оставив своим преемником Бориса Годунова. Смерть царя наступила в результате тяжелой болезни. На Федоре прервался род Рюриковичей по московской линии.

2. Внутренняя политика Бориса Годунова. ( Бекирова Сабрина). После смерти Ивана 4 на престол вступил его сын Федор (1584-1598). Говоря о правлении Федора Ивановича, мы, прежде всего, говорим о политике Бориса Годунова. Борис был незаурядным, энергич­ным человеком, обладал тонким политическим чутьём.

К концу 16 века Русское государство находилось в тяжелом экономическом кризисе. Новое правительство должно было решить две основные задачи: восстановить нормальную хозяйственную жизнь и сплотить верхушку общества. Меры, которые использовало правительство, привели к оформлению системы крепостного права. Крепостное право – система юридических норм, которая закрепляет крестьянскую зависимость от феодала.

Служилые люди на Руси получали за свою службу поместье, которое обрабатывали крестьяне. Крестьяне не были привязаны к конкретному помещику, могли переходить к другому помещику в поисках лучших условий. Еще в 1497 году Иван 3 установил единый для всей страны срок перехода крестьян – Юрьев день, а точнее неделя до 26 ноября и неделя после. Это было первое ограничение крестьянской свободы. Запросы помещиков росли, удовлетворить их они могли, только повышая крестьянские повинности. Правительство, заботясь о благосостоянии служилого сословия, стремилось прочнее привязать крестьян к владельцам земли.

Эти меры способствовали укреплению хозяйства помещиков.

Годунов стремился заручиться поддержкой православной церкви. В 1589 году в России было введено патриаршество. До этого главой русской православной церкви был митрополит, который подчинялся непосредственно константинопольскому патриарху. Таким образом, российская церковь получила независимость от константинопольского патриарха, но в то же время усилился контроль государства над ней — ведь кандидатура будущего патриарха фактически одобрялась царем. Первым патриархом стал митрополит Иов, сторонник Годунова. Да и сама инициатива учреждения патриаршества исходила не от церкви, а от государства.

2. Царь Борис. ( Ибрагимов Ахтем). У царя Федора не было детей. Наследником считался Дмитрий - младший сын Ивана Грозного от последней, восьмой жены, Марии Нагой. Дмитрий вместе со своей матерью был сослан в Углич, где погиб в 1591 году. До сих пор остается непонятным, был ли царевич убит, или же произошел несчастный случай, и он сам напоролся на нож во время эпилептического припадка. Комиссия, во главе с боярином Василием Шуйским, отправленная в Углич для изучения дела, заявила, что царевич погиб в результате несчастного случая, однако сам Шуйский впоследствии несколько раз менял свое мнение.

3. Экономические трудности. ( Шабанова Диляра). После того, как Годунов формально стал царем, многие проблемы, возникавшие в Российском государстве, начали объяснять тем, что на престол взошел боярин, а не природный государь. Годунова начали обвинять в убийстве царевича Дмитрия Ивановича.

Бориса, много сил и денег вложившего в благоустройство Москвы, называли виновником разорившего город пожара, говорили, что именно его правление привело к страшному голоду, обрушившемуся на Русь в 1601—1603 годах. В России три года подряд из-за ужасных погодных условий (засухи, дождей, ранних заморозков) был сильный неурожай, что вызвало массовый, невиданный по масштабам голод. Погибли тысячи людей. Правительство Годунова приложило максимум усилий для того, чтобы смягчить социальную напряженность в стране: оно организовало общественные работы в городах и массовую бесплатную раздачу хлеба голодающим из государственных хранилищ.

Таким образом, первые годы правления Бориса Годунова были отмечены успехами во внутренней и внешней политике России. Но в начале 17 века ситуация резко изменилась – в стране начался голод, вспыхнули народные волнения.

Закрепление изученного материала:

1.Старшего сына Ивана Грозного звали (Иван)

2.Первый патриарх Московский и всея Руси (Иов)

3.Имя младшего сына Ивана Грозного (Дмитрий)

4.Крестьянское выступление в царствование Б. Годунова возглавил (Хлопко)

Работа с терминами у доски

Домашнее задание: параграф 11 читать, отвечать на вопросы, выучить термины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с особенностями развития куль­туры народов России XVI в., достижениями в духовной и матери­альной жизни; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры в XVI в.

Урок. Культура и повседневная жизнь
народов России XVI в.

Цели и задачи: познакомить с особенностями развития куль­туры народов России XVI в., достижениями в духовной и матери­альной жизни; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры в XVI в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: публицистика, регалии, шатровый стиль, энциклопедия, эпос, юродивый, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия особен­ностей развития российской культуры в XVI в.; на­зывать литературные произведения и памятники культуры XVI в.; метапредметные УУД— I) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регуля­тивные: осуществлять рефлексию своей деятельности; 3) по­знавательные: работать с разными источниками информации; личностные УУД: формировать и развивать познава­тельный интерес к изучению духовной и материальной культуры России;

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для ра­боты в группах.

Тип урока: урок рефлексии.

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, обра­зование, развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития человечества. Культура выражается в создаваемых людьми духовных и мате­риальных ценностях.

План урока

Особенности развития культуры России в XVI в,

Летописание. Исторические произведения.

Публицистика. Светская литература.

Религиозные праздники и повседневный быт.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Проблемный вопрос

Почему формирование единого государства повлияло на развитие культуры?

Работа по теме урока

1.Особенности развития культуры России в XVI в.

- Под влиянием каких факторов могла сформироваться куль­тура России в XVI в.? с.101 учебника

(Ученики высказывают предположения, учитель фиксирует ключевые моменты и помогает ученикам составить перечень.)

Запись в тетради

Факторы, повлиявшие на особенности развития культуры России в XVI в.:

1)создание единого многонационального государства;

2)культурные достижения всех народов, вошедших в состав России;

3)развитие культурных контактов со странами Европы и Азии; Особенно успешно они разви­вались с Италией. В Россию приезжали рабо­тать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие глубокий след в развитии русской культуры.

4)влияние Русской православной церкви.

Стоглавый собор в 1551 г. утвердил образцы, которым надлежало следовать в искусстве. В живописи та­ким образцом служило творчество выдающегося русского иконописца Андрея Рублёва. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

2.Просвещение

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир ду­ховной и повседневной культуры народов России XVI в. Я буду выступать в роли экскурсовода, а вы — внимательных слушателей. Чтобы воспользоваться полученными знаниями, вам необходимо в ходе экскурсии делать заметки в тетради. В конце экскурсии мы проверим ваши записи.

В XVI в. происходит распространение грамотности не толь­ко в среде знати и духовенства, но и посадских людей. Об этом свидетельствуют различные вещественные исторические источ­ники: пометки ремесленников на изделиях (например, имена заказчиков на сапогах), цифры на венцах домов (разметка при строительстве), имена владельцев на бочках и других хозяйствен­ных предметах.

Стоглавый собор 1551 г. обсудил вопрос о необходимости борьбы с невежеством и распространения в народе просвещения. Духовенство решило увеличить число школ при монастырях и при церквях.

Широкое хождение имели труды Максима Грека по граммати­ке, которые содержали образцы филологического разбора текста.

С развитием торговли, дипломатических и культурных связей с другими странами появилась потребность в людях, знающих иностранные языки. При Борисе Годунове несколько знатных от­прысков, готовясь к дипломатической карьере, обучались в Лон­доне, Любеке и во Франции.

Однако круг образованных людей в стране был очень мал. Основное население России — крестьяне — не имели ни средств, ни условий для получения образования и расширения своих знаний.

О значительном интересе к религиозной, научной и художе­ственной литературе говорят большие собрания книг на русском, греческом, латинском и других языках, которые хранились в биб­лиотеках светских феодалов и монастырей.

3. Начало книгопечатания

А теперь познакомимся с историей книгопечатания в России.

В Древней Руси книги были рукописными. Использовался дорогой пергамент, а также береста и позднее - бумага. В доку­ментах вырабатывался особый тип письма — скоропись.

После окончания строительства началась организация самой типографии, конструирование и изготовление печатного стан­ка, отливка шрифта и т. п. Иван Федоров делал многочисленные пробы и добился успеха — научился отливать добротные литеры, набирать их и делать оттиски на бумаге. Создавая форму своих печатных букв, он опирался на традиции русской письменности и русской рукописной книги.

В центре Москвы в 1909 г. был установлен памятник русскому первопечатнику.

4. Летописание. Исторические произведения

В XVI в. русское летописание достигло вершины своего разви­тия. Создаются грандиозные летописные своды большого объема и значительного хронологического охвата. Летописное дело находилось под строгим контролем власти. Помимо записи событий по годам, на летописи возлагались задачи доказательства избранности правителей России, общерусского характера московской власти и др. Всё это нашло своё отражение в многотомном Лицевом летописном своде, в котором описываются события всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. Лицевым он назван потому, что оформлен роскошными миниатюрами — лицами (около 16 тыс.).

5. Публицистика. Светская литература

Познакомимся с публицистикой и светской литературой XVI в.

В основе этого произведения лежали две легенды. Одна из них утверждала, что московские государи ведут своё происхождение от римского императора Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.

В XVI в. был написан знаменитый Домострой. Очевидно, оставил или, во всяком случае, отредактировал его Сильвестр. Домострой содержал наставле­ния по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. И хотя Сильвестр посвятил этот сборник свое­му сыну Анфиму, прежде всего он адресовал его молодому царю Ивану IV, который только что обзавёлся собственной семьёй и нуждался в наставлени­ях, тем более что рос государь сиротой. Одной из главных идей Домостроя была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье её главе.

Первая группа — рекомендации по воспитанию детей.

Вторая группа — отношения детей с родителями.

Третья группа — взаимоотношения мужа и жены.

Четвертая группа - представления о праведной жизни.

фрагмент исторического документа
для первой группы

Как воспитывать своих детей
в поучениях разных и в страхе Божьем

Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по де­тям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобрав­шись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божьем в добром наставлении, и на­учены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию, — такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут — добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по Божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж.

Вопросы по тексту

Какова взаимосвязь между родителями и детьми?

- Что вам кажется справедливым в этом документе?

Фрагмент исторического документа
для второй группы

Как детям почитать и беречь отца и мать
и повиноваться им и утешать их во всем

Вопросы по тексту

Как дети должны относиться к своим родителям?

Как вы относитесь к данным наставлениям?

Представляются ли они вам справедливыми? Ответ аргументируйте.

Фрагмент исторического документа
для третьей группы

Из Похвалы мужьям

Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня мно­гоценного.

Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая — венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую — только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу хвала и честь. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего.

Как мужу воспитывать свою жену.

Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным на­ставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению и согласно тому, что здесь писано. Да убоится жена мужа своего.

Вопросы по текстам

Согласны ли вы с такой трактовкой?

Какие правила взаимоотношения мужа и жены вам пред­ставляются справедливыми?

С какими правилами вы не согласны? Ответ аргументируйте.

Фрагмент исторического документа
для четвертой группы

О праведной жизни

Благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку. И видя добрые ваши дела и милосердие и любовь сер­дечную ко всем и таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит урожай плодам и всякое изобилие. Вот такая — от правед­ных трудов и благих плодов - милостыня приятна Богу, и молитву их Бог услышит, и грехи отпустит, и вечной жизнью наградит.

Люди торговые и мастеровые, и земледельцы тоже пусть праведным только и благословенным торгуют, и производят, и пашут - без покражи, разбоя и грабежа, без поклепов и лжи, клеветы и обманов; пусть торгуют и промышляют нажитым праведными трудами, не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду и всякому урожаю, исполняют дела свои добрые по христианскому закону и по заповедям Господним: угодит в сем мире — вечную жизнь заслужит.

Вопросы по тексту

Что подразумевает автор под праведной жизнью?

Какие доводы приводит?

Согласны ли вы с его выводами? Ответ аргументируйте.

6. Архитектура

Познакомимся с русским зодчеством XVI в.

Объединение русских земель и стабилизация государственной власти привели к массовому строительству городов, крепостей монастырей и храмов. Росло мастерство русских строителей. На строительство Мо­сковского Кремля и храмов собирают лучших мастеров: пскови­чей, тверичей, ростовцев. Они работают здесь рядом с приглашен­ными из Италии инженерами и архитекторами.

Вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, боярские и купеческие усадьбы. Именно в XVI в. сложилась ха­рактерная для Москвы радиальная застройка. Появился Китай- город, защищавший прилегающие к Красной площади слобо­ды, Белый город (Бульварное кольцо), Земляной город (Садовое кольцо). Изменяется внешний облик Московского Кремля. В 1508 г. Алевиз Фрязин завершил строительство царской усыпальницы — Ар­хангельского собора — и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. С тер­ритории Кремля выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торгов­цы. Здесь появляются торговые и дипломати­ческие представительства иностранных госу­дарств, а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.

В церковной архитектуре XVI в. преобладал шатровый стиль. Шедевром этого стиля стала церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь рождения Ивана IV.

В честь взятия Казани был сооружен Покровский собор. (Его называют также храмом Василия Блаженного по имени знаменитого юродиво­го, погребённого у его стен.) Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея хра­ма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатёр храма объединяет в единое целое красоч­ное разнообразие восьми отдельных его главок.

Он состоит из восьми несимметричных разновеликих столпообраз­ных храмов, окружающих находящуюся в центре церковь Покрова Богородицы с высоким шатром, увенчанным маленькой маков­кой. С этим собором связано несколько легенд. Одна из них гово­рит, что царь, подивившись красоте собора, велел выколоть глаза зодчим, чтобы они не могли больше построить такой же.

А как храм освятили,

В шапке монашьей.

Обошел его царь —

От подвалов и служб
До креста.

И, окинувши взором
Его узорчатые башни,

И спросил благодетель:

«А можете ль сделать пригожей,

И, тряхнув волосами,

И ударились в ноги царю.

И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его
Церковь

Стояла одна такова,

Чтобы в суздальских землях
И в землях рязанских
И прочих

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!

Была создана Оружейная палата, где хранилось дорогое ору­жие, золотая и серебряная посуда, царские одежды, царские ре­галии.

7. Изобразительное искусство

Стоглавый собор 155I г. призвал копировать старых визан­тийских живописцев и Андрея Рублева. Церковь и государство жестко контролировали иконопись, поэтому в то время получили распространение ико­нописные подлинники (сборники образцов), в которых устанав­ливалась иконография основных сюжетных композиций, а также отдельных персонажей.

В 1553-1554 гг. было разрешено изображать исторические сюжеты и лица царей и бояр.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI в. был знатный князь, ставший монахом, — Дионисий. Он на­писал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утончённым ри­сунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением торже­ственной праздничности, светлой радо­сти.

8. Музыкальная культура

(Во время рассказа учитель демонстрирует изображения му­зыкальных инструментов.)

В XVI в. происходит окончательное оформление особенностей церковного пения, появляются певческие школы. Как отмечают исследователи, в Москве был создан хор, состоящий из лучших отборных мастеров певческого искусства, которые именовались государевыми певчими дьяками.

Кроме государевых певчих дьяков, существовали еще и патриаршие певчие дьяки. Они участвовали в богослужениях, на кото­рых присутствовал патриарх и царь. Главной особенностью церковной музыки являлась многораспевность.

Самыми популярными струнными инструментами были гус­ли (русский народ),

С развитием отношений с другими странами происходит знакомство с западноевропейской музыкальной культурой. В Россию в начале XVI в. стали проникать и западноевропейские музыкаль­ные инструменты — органы, клавесины, клавикорды.

9. Религиозные праздники и повседневный быт

Среди религиозных праздников одним из самых почитаемых была Пасха. Праздники, как правило, сопровождались общественными пи­рами — братчинами. По празд­никам устраивались уличные представления скоморохов, а также проводились игры и забавы — как военные, так и мирные (напри­мер, взятие снежного города, борьба и кулачный бой, городки, че­харда и т. п.). Любимым развлечением царей и знати была охота.

Власть главы семьи была практически неограниченной. Он распоряжался имущества и судьбами каждого из его членов. Это касалось даже личной жизни детей, которых он мог выдать замуж или женить против воли.

Трудовой день в крестьянских семьях начинался рано. Обя­зательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. По­сле обеда следовал длительный отдых, сон (что весьма поражало иностранцев), затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

Основу русского женского костюма по-прежнему составляла длинная рубаха, поверх которой надевали летник с длинными ши­рокими рукавами (эти рукава назывались накапками). В зависи­мости от социального статуса запястья рукавов рубахи и накапки, а также подол летника могли расшиваться как простыми нитя­ми или тесемками, так и золотом, жемчугом. Женский опашень шили, как правило, из сукна красных цветов; рукава были длины до пят, но пониже плеча были проймы, сквозь которые легко про­ходили руки, а остальная часть рукава висела.

В торжественных случаях женщины надевали на себя сверх обыкновенного наряда богатую мантию, называемую подволо­кою. Она делалась из шелковой материи и использовалась лишь боярынями. Из верхней одежды распространены были шубы, которые в зависимости от покроя носили названия однорядок охабней, ферязей.

Замужняя женщина боялась, чтобы кто-либо из членов семей­ства, исключая мужа, увидел ее волосы. Необходимо отметить, что для этого существовало достаточное количество головных уборов: волосники, убрусы, кики, кокошники.

Как женщины, так и девицы носили серьги. Как только де­вочка начинала ходить, мать прокалывала ей уши и втыкала в них серьги или кольца. Самая обычная форма серег была продолго­ватой. Бедные женщины носили серьги медные, более зажиточ­ные — серебряные и позолоченные, богатые — золотые, украшен­ные алмазами и другими камнями. На руках женщины носили зарукавья или браслеты, а на пальцах — перстни и кольца.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Вот и завершилась наша виртуальная экскурсия в мир духов­ной и бытовой культуры XVI в.

Домашнее задание

Как было организовано обучение в школах в XVI в.?

Какие последствия для развития культуры имело начало книгопечатания?

В каком литературном произведении XVI в. русская история рассматривается как часть всемирной?

Назовите главную идею Домостроя. Актуальны ли его идеи в современной жизни?

Как укрепление центральной власти повлияло на развитие в России в XVI в. архитектуры и живописи?

Читайте также: