Конспект е и носов

Обновлено: 07.07.2024

Цели урока:
- Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством замечательного курского писателя Е.И. Носова.

- Формировать:
а) умение самостоятельно работать с дополнительной литературой;
б) навыки анализа художественного текста.
– Развивать у обучающихся:
а) языковую компетенцию;
б) читательский интерес и познавательную деятельность.
– Воспитывать:
а) информационную культуру обучающихся;
б) любовь и сострадание ко всему живому, бережное отношение к природе;
в) коммуникативные умения;
г) дисциплинированность, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
Планируемые результаты :
Предметные: читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст вслух (про себя), отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Выделять средства художественной выразительности в художественном тексте (эпитеты, сравнения).
Личностные: принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Воспитание уважительного отношения к России, чувства гордости; воспитывать любовь к родной стране, родному краю, выражающееся в интересе к ее природе. Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Метапредметные:
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или, пользуясь толковыми словарями. Формировать познавательный мотив, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Обобщать и анализировать полученную информацию, делать выводы..
Коммуникативные: участвовать в работе группы: выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче; передавать устно содержание прочитанного; уметь полно и чётко давать ответ на поставленный вопрос, выступать перед слушателями, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
Регулятивные: прогнозировать тему урока. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Дидактическое сопровождение:

  • Карточки с названиями произведений Е.И. Носова.
  • портрет Е.И. Носова;
  • выставка книг курского писателя Е.И. Носова;
  • толковый словарь п\ред. Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю, Даля В.И
  • мультимедиа проектор;
  • компьютерная презентация к уроку.

Я хочу написать такую книгу,

чтобы каждый, кто прочитает ее,

положил бы на своем окне по тридцать

I. Мотивация к учебной деятельности. (слайд-2)

Где ночует ветер? Когда просыпается солнце? Как догнать радугу? Как добежать до горизонта?

Эти и многие другие вопросы тревожат в раннем детстве ребенка, который учится понимать окружающий мир.

И взрослый человек тоже может задавать эти вопросы. Себе. Другим. А, может быть , и читателям , если этот взрослый- писатель, такой ,как Евгений Носов.

II. Выявление места и причины затруднения

-Можно ли сразу ответить на этот вопрос? Давайте спросим об этом у наших сверстников. Интервью-опрос детей (слайд -4)

- Как видите, ответить на этот вопрос не очень-то легко. Спросим об этом у писателя Евгения Носова.

Формулировка темы урока и постановка целей учебной деятельности и ее принятие(слайд-5)

IV.Работа по теме урока

( Слайды -6,7,8, 9,10с портретом и биографией писателя)

(слайд -8) -После войны закончил среднюю школу. Уехал в Казахстан Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу.

(слайд- 9) -За свое творчество удостоен высшей награды – Золотой звезды Героя социалистического труда и многих орденов и медалей. Похоронен в Курске в 2002 году.

(слайд -10) -Пережив страшную войну, писатель навсегда осознал ценность жизни и нашу ответственность за все живое на Земле. И в своих рассказах он размышляет о великой роли человека в мире, о его ответственности за мир.

  1. Анализ произведения
  • Вернемся к рассказу, который был написан в 1961 году.
  • Понравился ли вам рассказ?
  • Кто является рассказчиком в произведении?
  • Каким вы его себе представляете? (слайд-11-писатель и птица на обложке книги)

Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклевывает его на кончике линейки.

( слайды 13-19 с фотографиями синиц и пением птиц)

  1. Беседа по тексту рассказа (слайд-20с вопросами к тексту)

-Как вы думаете, был ли этот разговор на самом деле ? (Нет. Это диалог душ)

-Возникает высокая степень доверия между человеком и птицей. Докажите словами текста, что доверие возникает постепенно.

/ приседая и настораживая крылья; с боязливым любопытством; ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло; задает вопросы; . а ты совсем не страшный ;но, кажется, синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклевывает его на кончике линейки./

-Каким увидела синичка мир человека?

/ нет снега ; светит кусочек солнца; много зеленых растений; тепло; не надо никого бояться; а самое главное- много конопляных зернышек , которые так любит синичка/

-Как меняется постепенно поведение синички?

/ она успокоилась и разговорилась с писателем как старая знакомая/

-Кто же является властелином этого мира?

/Конечно же, человек, потому что он может все: и покормить птиц, и зажечь солнце, и посадить зелень, когда за окном зима. А еще он может защитить слабых, может работать./

-Но властвовать не просто, ведь власть накладывает огромную ответственность. В чем же она заключается?

/ - А что такое работать?
-Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу./

- Вот мы и подошли к главному вопросу урока: что значит быть Человеком, по мнению Носова?

- В каком значении употребляется это слово в рассказе Е. Носова?

/В рассказе автор имеет в виду человека доброго, умного, сильного, способного прийти на помощь, любящего природу, животных, птиц/

V. Самостоятельная работа учащихся

Работа с тетрадью и выполнение заданий

/ Человечность, человечный, человеколюбивый/

/ Запись в тетради/

(слайд-21. Человек с большой буквы (высоких моральных достоинств))

VI. Включение в систему знаний и повторение

/Чтение стихотворения учеником/(слайд-22)

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Сколько гибнет их — не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

- Евгений Иванович сделал кормушку и повесил ее во дворе. Затем он размножил стихотворение и расклеил эти листочки по всему району, в котором он жил.

-Ребята, а почему на линейке 30 зёрен, а не 29, не 10?

Как вы объясните смысл заглавия?

/Символ гармонии, шаги навстречу./

Доверие к жизни, утверждение любви к человеку, к природе – формула жизни и творчества Е.Носова. Его рассказы – это словно те же 30 конопляных зёрен, которые должны быть ступеньками от человека к природе.

  1. Россия. Курск. Памятник известному русскому писателю Евгению Носову (скульптор Владимир Бартенев)

В октябре 2005 г. В Курске, на пересечении улиц Блинова и Челюскинцев, был открыт памятник известному русскому писателю, Герою Социалистического Труда, почетному гражданину г. Курска, члену Академии российской словесности, лауреату различных премий, кавалеру многих орденов и медалей Е.И. Носову работы скульптора В.Бартенева.

VII. Развитие речи.

- Можно ли назвать этого писателя гуманистом? /Да/

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- А сейчас я хочу рассказать вам восточную притчу.

В ваших руках находится мир. И от вас зависит его судьба. И я прошу вас навсегда запомнить это.


Происхождение и ранние годы

Будущий писатель появился на свет 15 января 1925 года в поселке Толмачево Курской губернии. Отец его был высокопрофессиональным кузнецом, мать – домохозяйкой. Между членами семьи царило взаимное уважение и взаимовыручка. Привычка помогать выработалась у Носова с детства. Поскольку семья жила небогато, он с ранних лет занимался сбором целебных трав, ягод, ловил рыбу, чтобы помочь отцу прокормить немалочисленное семейство.

Образование

В 1933 году мальчик поступил в первый класс одной из Курских школ. Учился он неплохо, но начавшаяся война не позволила ему продолжать обучение. Фашистские войска оккупировали город, и Евгений с матерью и младшей сестренкой чудом смогли укрыться в Толмачеве. В осенний призыв 1943 года Евгений ушел на фронт.


Носов попал в артиллерийскую батарею и отважно сражался наравне с другими бойцами. В одном из боев его все-таки настигла пуля, Евгений получил тяжелое ранение. Весть о Победе застала его в госпитале.

В середине 1945 года Носов вернулся на родину. Встреча с родными, которую он так часто он себе представлял, оказалась совсем иной. Атмосфера в доме была напряженной. Отец, также вернувшийся с фронта с тяжелым ранением, не смог восстановиться и оказался нетрудоспособным. Ему приходилось буквально придумывать, как прокормить семью.

Евгений экстерном сдал экзамены за десятый класс и уехал в казахстанский город Талды-Курган. Вскоре он женился на своей девушке Валентине и устроился на работу в областную газету художником-оформителем..

Творчество

Носов, как и многие другие его собратья по перу, прошел в своем творчестве несколько эволюционных этапов, которые можно разделить на четыре периода.

Первый этап можно ограничить периодом с 1956 по 1962 годы. Ранний период, до обучения на литературных курсах занимает три года – с 1956 по 1959 гг. Время обучения на курсах пришлось на 1960-1962 года – период узнаваемости и, в дальнейшем, широкой известности писателя.

Премию вручает Александр Солженицын

Писатель с мамой

Третий этап творчества длился двенадцать лет (с 1978 по 1989 годы). В эти годы творческая активность писателя заметно спадает, за все время им было написано лишь десять рассказов и тринадцать миниатюр.

Каждый этап творчества писателя характеризуется своими особенностями, как в тематическом, так и в художественном смысле. Но все этапы объединяет одно явление, присущее таким самородкам, как Е. Попов – он смог в своих произведениях органичным образом переплести отточенную литературную речь и живой народный язык. Эта особенность и отличает творчество писателя Евгения Попова.

Главные произведения

Эта повесть проникнута глубоким философским смыслом отрицания войны, как противоестественного, богопротивного явления, направленного против самой Жизни.


Памятник писателю в Курске

Поэтому и хоронит ее Акимыч по-человечески. Он воспринимает ее не как неодушевленную игрушку, а видит в ней то, чего не замечают другие – что-то живое и близкое. Старик, повидавший на своем веку немало людских страданий, видевший раненых и убитых во время войны, не может понять, кому было нужно так издеваться над ни в чем не повинной, дорогой кому-то игрушкой. Он не может спокойно смотреть на равнодушие людей, и хоронит куклу, глубоко вздыхая и думая о чем-то своем.

Памятник на могиле писателя

Такой была в начале повествования и главная героиня повести тетя Оля. Молодой человек, ее квартирант, сумел своим поступком вернуть ее к жизни. В живом пламени маков она словно увидела свой новый путь, который, хотя и не всегда бывает усыпан розами, но в котором счастливых моментов все-таки больше. Как выстроить свою жизнь – зависит от самого человека, в этом и состоит его внутренняя сила и несгибаемость.

Последние годы

Тяжелая болезнь подкосила здоровье Евгения Ивановича. На просьбы обратиться к врачам, он неизменно отвечал отказом. Весной 2002 года писатель был прооперирован, но, по-видимому, болезнь была слишком запущена. Через двенадцать дней, 14 июня 2002 года Носов ушел из жизни. Похоронен писатель в родном Курске на Никитском кладбище.

Хронологическая таблица (по датам)

Интересные факты

Память о писателе

Е.И. Носов – почетный гражданин Курска.

В 2004 году губернатором Курской области утверждена литературная премия им. Е.И. Носова.

Носов Евгений Иванович

Евгений Носов – советский писатель, из-под его пера вышли более 20 книг. Воевал на фронтах Великой Отечественной войны, был ранен, получил инвалидность. В основу его книг легли война, деревенское детство, трудовые будни завода, на котором работали родители. Талант Носова был шире только лишь писательства, он занимался оформительством, вел большую общественную работу. Ему присуждено более 20 различных премий, в том числе, звание Героя Социалистического труда.

Детство и юность

Евгений Иванович Носов родом из Курской области. Его родина – маленькая деревенька Толмачево. Там в середине января 1925 года в многодетной семье крестьянина будущий прозаик появился на свет. Отец Иван Георгиевич Носов – кузнец, потомственный ремесленник.

В 1927 году Носовы переехали на Украину. В 1929 семья будущего писателя вернулась назад. Оба родителя мальчика работали в Курске на механическом заводе. Будучи школьником, Евгений тоже часто там бывал, увиденное позже он отразит в своих книгах.

Евгений Носов в детстве

Евгений Носов в детстве

Во время службы

Во время службы

Вернулся на родину. Отец будущего писателя также перенес ранение, и потерял трудоспособность. Носовым отцу и сыну пришлось много работать, восстанавливать родной дом. В первые послевоенные дни Евгений Носов взялся за учебу. В течение года освоил курс школьной программы, не провалил ни одного экзамена, получил аттестат.

В молодости

Краткая биография

Писатель Евгений Иванович Носов

Личная жизнь

Всю свою жизнь писатель прожил в браке с единственной супругой Валентиной. Познакомились молодые люди сразу же после войны. Вслед за возлюбленной Евгений Иванович поехал в Казахстан, там они с Валей поженились. Пара никогда не расставалась. В браке родилось двое детей – сын и дочь.

  • Супруга Евгения Носова – Валентина Родионовна Ульянова (1924 г.)
  • Сын Евгений (1948 г.) – конструктор.
  • Дочь Ирина (1954 г.)- инженер-конструктор.

Вывод

Знаменитый Евгений Носов

Он прожил обычную жизнь советского гражданина, но не был ангажирован советской властью, он писал о людях труда – крестьянах, рабочих, солдатах, о добре и зле, жизни и любви. С 1982 года Евгений Носов почетный житель г.Курска. В честь писателя возле дома, где была его квартира, установлен памятник. В Курске есть даже памятник герою рассказа Носова – Белому гусю. Он украшает вход детской библиотеки. За свою жизнь Носов был лауреатом 9 литературных премий, после смерти писателя учреждена премия его имени. Она вручается губернатором Курской области.


Урок родной литературы по рассказу известного русского писателя, нашего земляка, Евгения Ивановича Носова.

План-конспект урока по родной литературе

Класс: 9

Цели урока: создание условий для расширения представлений учащихся о жизни и творчестве Е.И. Носова, совершенствования навыков вдумчивого чтения, комментирования и интерпретирования художественного текста; формирование национального самосознания; воспитание ответственности.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование способности к саморазвитию; создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; формирование потребности в систематическом чтении.

а) регулятивные: формулирование собственного мнения и позиции; самоконтроль, оценка своей работы, коррекция.

б) познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; развитие эмоционально-образного, ассоциативного и аналитического мышления.

в) коммуникативные: умение взаимодействовать со всеми участниками учебной деятельности; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; организация сотрудничества в группе.

Предметные УУД: совершенствование навыков анализа художественного текста; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Ход урока

  1. Организационный момент. (Класс разбит на группы). Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  1. Определение темы урока, постановка целей и мотивация.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, перечитываете ли вы книги? Почему? Что вам это даёт?

Учитель: Сегодня нам предстоит перечитать рассказ известного русского писателя, нашего земляка, Евгения Ивановича Носова. Давайте вспомним, что мы знаем об этом прозаике.

Выступление подготовленных учеников с рассказом о жизни и деятельности Е.И. Носова. Выступление происходит на фоне короткой презентации.

Слайд 1 – портрет писателя.

Ученик: Е.И. Носов – русский и советский писатель, художник-оформитель, журналист, участник Великой Отечественной войны. Родился в селе Толмачёво под Курском в 1925 году. До войны успевает закончить 8 классов. На фронт попадает после битвы на Курской дуге, в 1943 году, когда ему исполняется 18 лет. Служит в артиллерии, сражается в Белоруссии, на Днепре, в Польше. В феврале 1945 года под Кенигсбергом получает тяжелейшее ранение, так что в День Победы находится еще в госпитале. После войны Е.И. Носов оканчивает среднюю школу и работает в Казахстане в редакции газеты художником-оформителем и литературным сотрудником. А в 1951 году возвращается в родной город Курск и также работает в редакции газеты.

Слайд 2 – обложки книг.

Слайд 3 – памятник писателю в Курске.

Е.И. Носов умер в 2002 году и похоронен на Никитском кладбище. А недалеко от дома, где он жил, установлен памятник работы скульптора В. Бартенева.

  1. Чтение текста. Выразительное чтение подготовленного ученика.
  1. Проверка восприятия текста.

Учитель: Какой эпизод показался вам наиболее ярким в рассказе? Почему?

1-я группа – Аналитики.

Задание – Проанализируйте описание гуся в начале и в конце рассказа. Как меняется отношение автора к своему персонажу? Какой дополнительный смысл приобретает произведение, когда мы узнаём, что его автор – солдат, участник Великой Отечественной войны? Выводы зафиксируйте в виде таблицы или схемы.

2-я группа – Художники.

Задание – Проанализируйте средства выразительности рассказа. Как проявляется автор-художник в этом произведении? Выводы зафиксируйте в виде таблицы или схемы.

3-я группа – Краеведы.

Задание – Проанализируйте текст с точки зрения принадлежности автора к Курской земле. Какие лексические средства свидетельствуют об этом? Какие картины рассказа отражают приметы малой родины писателя? Выводы зафиксируйте в виде таблицы или схемы.

Самостоятельная работа учащихся. По окончании полученная схема или таблица фотографируется, выводится на экран, представитель группы озвучивает выводы.

Примерные выводы учащихся:

  1. Включение нового материала в систему знаний.

Учитель: Вспомните, в каких произведениях русской литературы поднимается проблема отцовства? В группах запишите несколько схем следующего порядка:

Отец – наставление/ черты характера, привычки – сын

Работа над схемами. Отчет.

Учитель: Какое заключение мы можем сделать, исходя из проведенной работы? (Отец не только защитник своей семьи, детей, но и пример для подражания. Он глава рода, его дела и поступки продолжают жить в детях.)

Читайте также: