Конспект о байкале для дошкольников

Обновлено: 04.07.2024

Краткая характеристика воспитанников группы: будет представлено занятие по развитию лексико-грамматических категорий с подгруппой детей старшей группы с ЗПР из 7 человек.

Продолжительность занятия : 20-25 мин

Актуальность выбранной темы: в соответствии с блочно-тематическим планом адаптированной ООП ДОУ

Образовательная область: речевое развитие

Вид занятия: комбинированное

Форма организации образовательной деятельности: подгрупповая.

Используемые методы и приёмы (обоснование выбранных методов и приемов):

- наглядные: демонстрация картинок - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления

- словесные: беседа, вопросы, объяснения, пояснения, похвала, речевой образец

- практические: игры, упражнения

- проблемно – поисковые методы

Подготовительная работа: Разучивание стихотворения с ребенком.

Технологическая карта

Этапы, содержание деятельности

(указать методы, форм и приемов работы)

Деятельность воспитанника (самостоятельная, предполагаемые ответы, эмоциональный отклик)

I этап. Вводный (мотивационно-побудительный)

Сюрпризный момент, объявление темы

Мотивация к предстоящей деятельности. Побуждение к речевой активности

Ребенок рассказывает стихотворение о Байкале

Интерес к озеру Байкал. Желание узнать новое о Байкале, принятие темы занятия

Настрой на занятие. Интерес к теме занятия

II этап. Основной (организационно-поисковый)

Рассказывает о Байкале

Желание узнать новое о Байкале

Просмотр видео о Байкале

Показать красоту озера Байкала в разные времена года

Смотрят и слушают

Дети увидели, какой бывает Байкал в разные времена года.

Совершенствование грамматического строя речи: упражнение в подборе антонимов

Предлагает разобраться какое наше озеро? Задает вопросы

Называют антонимы к озеру Байкал

Подбор определений к существительным и согласование их в роде

Задает вопросы, какая вода в озере

Подбирают, называют признаки воды в Байкале

Формирование умения подбирать, определений к существительным и согласование их в роде

Согласование числительных с существительными

Предлагает детям, вспомнить какие, рыбы водятся в Байкале, и посчитать рыбок

Считают рыбок в ведерках

Активизация самостоятельных высказываний детей, Закрепление названий рыб.

Упражнение в согласование числительных с существительными

Образование названий детенышей животных в единственном числе

Предлагает детям вспомнить, что вокруг озера Байкал много лесов и там водятся животные. Назвать по картинкам детенышей, затем семью

По картинкам называют детенышей, затем семью

Закрепление названий детенышей, семьи животных

Составление предложений с однородными членами.

Составление предложений с однородными членами

Предлагает составить предложение с опорой на картинки

Мыслительная деятельность при составлении предложений с помощью картинок

Отвечают на вопрос. Упражнение в составлении предложений с помощью картинок

Изменение глаголов несовершенного вида по временам

Педагог приводит пример изменения глаголов несовершенного вида по временам. Предлагает ребятам попробовать изменять глаголы

Изменяют глаголы по временам

Активизация самостоятельных высказываний детей Формирование умения изменять глаголы по временам

III этап. Заключительный

Задает вопросы по пройденному материалу. Хвалит детей за работу на занятии.

Отвечают на вопросы высказывают свои впечатления.

Активизация самостоятельных высказываний детей Эмоциональное удовлетворение от занятия

Планируемый результат: усвоение детьми программного содержания, проявление интереса к речевым играм, формирование навыков дружного взаимодействия в деятельности.

Конспект занятия

по развитию лексико-грамматических категорий

Старшая группа

Образовательные: составление предложений с однородными членами, изменение глаголов несовершенного вида по временам.

Воспитательные: Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

Оборудование: видео о Байкале, три ведерка с рыбками, картинки детенышей животных, картинки – действия (загорать, купаться и т.д),

Ход занятия

Вводная часть

Как я красив, ваш батюшка Байкал

Среди лесов, песчаных дюн и скал,

Стою, не зная горести и бед,

Уж четверть сотни миллионов лет!

2. Основная часть

Бесспорно, ты батюшка Байкал - сокровище и гордость России. Ты самое глубокое озеро в мире. Ты самое красивое озеро. Ты - одно из величайших озер планеты. Мы гордимся, что у нас в Сибири есть такое озеро. Недаром сибиряки говорят: кто не был на Байкале, тот не видел Сибири.

А давай батюшка Байкал покажем, какой ты красивый бываешь в разные времена года. Отправимся в маленькое путешествие. Приготовились?

Видео о Байкале

- Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем.

Озеру Байкал даже посвящен день, который называется - День Байкала, который празднуют на второе воскресенье сентября.

- Давайте разберемся, какое наше озеро?

Маленькое – большое (да наше озеро самое большое в мире, недаром его величают не озером, а морем)

Мелкое – глубокое (вот вы видели 5-ый дом, он очень высокий, вот таких домов нужно около 100)

Грязное – чистое (помните в Байкале живут рачки, которые очищают озеро)

Молодое – старое (25 млн. лет, старик Байкал).

Широкое – узкое (узкое похоже на полумесяц, его можно переплыть за несколько часов)

Теплое – холодное (в летнее время мало кто купается, только осенью когда вода прогреется)

Данный материал помогает систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал.Врспитывать бережное отношение к пророде.

ВложениеРазмер
Открытое занятие "Чудо-озеро Байкал" 31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшей группы

Цель : Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

Систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства озера, об эндемиках Байкала – голомянке и нерпе: особенностях внешнего вида, способах передвижения, питания.

Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, через коммуникативные формы общения.

Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Оборудование : картинки байкальских рыб и рыб морей и океанов, обручи 4шт.,магниты,воронки ,ватные диски, пустые стаканы и стаканы с грязной водой, телевизор, презентация, запись шума волн и крика чаек.

Чтение художественной литературы : Легенды, стихи и интересные факты о Байкале.

А что это такое?

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За склоны зацепилось

И на землю стекло?

А что это такое?

Всё время в непокое,

Быть может, это туча,

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал! Слайд 1

-На что похоже озеро Байкал? (Если посмотреть с самолёта, похож на месяц)

-Чем богато озеро Байкал? (Озеро Байкал богато рыбой)

-Какие рыбы водятся в Байкале? (Щука, сиг карась, елец, хариус, бычки, осётр, омуль, налим, таймень, ленок)

Какая река вытекает из Байкала ? ( Ангара )

Среди скалистых снежных гор Слайд 2

Тайгою дикой окружён,

Лежит он чащей голубой.

Седым Байкалом назван он.

Вода в Байкале глубока.

Чиста вода в Байкале.

Она прозрачна, холодна.

Вкусней найдёшь едва ли!

Воспитатель : Мы сейчас превратимся в рыбок и поиграем. Слайд 3

Рыбки плавают, ныряют в чистой свеженькой воде

То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.

То опять плывут в воде.

(Дети выполняют движения по тексту, имитируя рыбок)

Дети садятся на полас.

Загадаю вам загадку, слушайте внимательно! Слайд 4

1. Что за рыбка-невиличка,

Меньше вашей рукавички.

Студена вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка иностранка?

2. Я мальков живых рождаю Слайд 5

И в воде не замерзаю.

А от нерпы спрячусь в ямку,

Моё имя- голомянка. Слайд 6

Воспитатель : Ребята, что мы знаем о голомянке?

-Голомянка живёт только в Байкале.

-Голомянка любит холодную воду до 8 градусов, если температура повышается рыбка гибнет.

-Рыбка бледно-розового цвета, полупрозрачная.

-У голомянки есть зубы.

-Ест икринки и планктон.

Воспитатель : Ребята вы знаете, что в Байкале живёт очень много разной рыбы.

На столах лежат картинки с изображением разных рыб, вам необходимо выбрать только Байкальских рыб и повесить на магнитную доску( каждый ребенок говорит название доставшейся рыбки и называет ее отличительные признаки).

Дети выполняют задание.

Воспитатель : Молодцы, справились с заданием. Давайте перечислим рыб, которых вы выбрали и повесили на магнитную доску.

Воспитатель : Загадаю вам загадку о животном, которое проживает в Байкале: Слайд 7

В снежном логове родится,

Простудится не боится.

Подрастет - начнет нырять,

Шубку белую менять.

Если очень повезет.

Лет полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Может, вы видали сами?

-Что интересного мы знаем о нерпе?

Нерпа живёт только в озере Байкал, лежбище на Ушканьих островах. Слайд 9

У нерпы есть ласты и хвост.

У нерпы рождаются детёныши-бельки. Слайд 10

Нерпа спит в воде.

Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.

-Почему нерпа толстая?

Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде.

-Что такое продух? Слайд 11

Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.

Воспитатель : Мы сейчас превратимся с вами в нерпочек и поиграем.

У нас будут острова (обручи, на которых будет нерпа отдыхать.

(По сигналу воспитателя нерпы плавают, ныряют и также по сигналу забираются на лежбище (обручи) .

Во время игры включаем с запись звуков шума морских волн и крика чаек.

Воспитатель : ребята, озеро Байкал – это жемчужина планеты Земля. Это колодец с пресной водой. Что значит пресная вода? Предположения детей. Озеро Байкал наполняют более 300 рек, ручье, родников. Все они несут пресную чистую воду, необходимую для жизни обитателей Байкала. Послушайте рассказ об одном роднике, который впадает в Байкал . Слайд 13

С давних пор на земле, недалеко от Байкала жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев, наполнял воды Байкала. Люди очень любили родник, летом он мог утолить жажду, зимой наполнить ведра студеной водой. Животные тоже приходили утолить жажду. Всем приносил пользу родник. Как-то раз дружная компания присела отдохнуть около родника. Напившись воды, наевшись еды они пошли дальше. После себя путники оставили очень много мусора, железных банок, наломанных веток. Весь этот мусор попал в родник. Слайд 14

Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, банками. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику : он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. И его вода становилась все грязнее и грязнее. И вот грязная вода попала в озеро Байкал. Слайд 15

-Ребята, как вы думаете, что произошло дальше? Ответы и рассуждения детей. (обитателям стало плохо, рыба начала погибать; вода стала грязной) .

-как же можно помочь роднику? (рассуждения детей – очистить от мусора; беречь природу; не загрязнять родники, реки, берега и т. д.)

- что ж, давайте поможем. Проходите к столам, рассмотрите воду. Какая она? Ее можно пить? В ней можно жить рыбам, нерпам? Рассуждения детей.

- как можно воду сделать чистой? Ответы детей. Давайте попробуем провести опыт. Возьмем воронку, положим в нее ватный диск – это будет фильтр. Потихоньку переливаем воду. Что происходит? Ответы детей.

- правильно, вода становится чистой, прозрачной, пригодной для жизни водных обитателей. . А вы будете беречь природу Байкала? Да Слайд 16

Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

• Закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства;

• Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, диалоговую речь; мелкую моторику рук; расширять словарный запас;

• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Фотографии и иллюстрации обитателей озера Байкал, магнитофон, запись шума волн, обручи.

Беседы об озере Байкал, его обитателях, рассматривание иллюстраций и фотографий.

Под звуки шума моря воспитатель читает стихотворение М. Сергеева:

А что это такое?

Холодное, как льдинка,

Прозрачно как стекло?

Быть может, это небо

За сосны зацепилось

По скалам покатилось

И на землю стекло?

А что это такое?

Блестящее, как зеркало,

Быть может это солнце

Легло под скалы,

Оно лежит устало,

Закрыв свои глаза?

А что это такое?

Всё время в непокое,

Быть может, это туча,

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал!

Воспитатель: А сейчас я хочу рассказать вам легенду Байкала. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Хотите знать, почему так происходит? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем

Сегодня ребята мы с вами поговорим об удивительном озере Байкал и его обитателях.

Ребята, а вы знали, что озеро Байкал самое глубокое озеро в мире? (его глубина 1642м.)

А как вы думаете, почему вода в озере холодная? (потому что озеро глубокое и вода полностью не прогревается. Однако, несмотря на это в озере обитает более 1000 видов разнообразных животных и растений, которые приспособились к жизни в холодной воде. Их так и называют – холодолюбивые).

Можно ли пить воду из Байкала? Почему? (ответы детей)

Среди скалистых снежных гор

Тайгою дикой окружён,

Лежит он чащей голубой.

Седым Байкалом назван он.

Вода в Байкале глубока.

Чиста вода в Байкале.

Она прозрачна, холодна.

Вкусней найдёшь едва ли!

Воспитатель: А сейчас мы с вами немного поиграем и превратимся в рыбок.

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнуться, разогнуться.

То зароются в песке.

Приседали столько раз

Сколько рыбок здесь у нас

Сколько чаек здесь у нас

Столько мы подпрыгнем раз.

(дети выполняют движения, согласно тексту).

Воспитатель: Легенду о Байкале мы послушали, стих про чистую воду Байкала прочитали, а не по отгадывать ли нам загадки?

(дети садятся на стульчики, воспитатель с правильным ответом детей на загадки вешат на магнитную доску картинки рыб).

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Начинается на О … (омуль)

Студёна вода нужна

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка)

Опасней всех она

Хитра, прожорлива, сильна

Притом такая злюка

Конечно это. (щука)

Одни пасутся в чистом поле,

Другие плавают на воле.

Одних по всей земле встречали,

Другие водятся в Байкале.

Широкий лоб, приличный хвост,

Как их название- вопрос!

(бычок- широколобка)

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Даёт ухе особый вкус

Байкальский (хариус)

В нежном логове родится

Простудиться не боится

Подрастёт. Начнёт нырять,

Шубку белую менять (нерпа)

Воспитатель: А что интересного мы знаем о нерпе? Это животное которое живёт в Байкале. Лежбище на Ушканьих остравах. У нерпы есть лапы и хвост.

У нерпы рождаются детёныши –бельки.

Нерпа спит в воде.

Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.

Воспитатель: А почему нерпа толстая (ответы детей)

Воспитатель:Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде.

Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.

Воспитатель: Очень мы устали, пойдемте отдохнем на островке.

Кто-то тут купался, загорал,

Жег костер, цветы срывал.

Веселились как могли,

Пили квас, консервы ели,

Хороводы, песни пели

И остались на поляне у потухшего костра.

Две разбитые стекляшки,

Банки, бублики, бумажки

Словом, мусора гора!

Воспитатель: Ребята, что мы можем сделать, чтобы природа Байкала всегда радовала нас своей красотой? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас мы поиграем немного.

Да, сегодня мы устали.

На Байкале побывали,

Очень многое узнали,

Но домой ведь нам пора.

Воспитатель: На память о нашем мероприятии предлагаю вам раскрасить силуэты нерпы, и подарить своему дружочку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение МБДОУ

Конспект беседы

Подготовительная группа № 13

Воспитатель: Кузнецова Л. М.

Цель : дать детям представление об уникальности Байкала и его обитателей . Привлечь детей к проблемам экологии.

- Познакомить детей с озером Байкал и с его обитателями ;

- Рассказать об основных негативных воздействиях на озеро Байкал ;

- Учить детей понимать какую опасность представляет загрязнение окружающей среды;

- Показать детям, что и они могут кое-что сделать для улучшения среды обитания;

- Обогащать словарный запас детей.

- Воспитывать любовь к природе;

Для того, чтобы узнать, что это за место, давайте попробуем отгадать загадку.

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Молодые березки перед ним

Поправляют прически.

И месяц, и звезды в нем отражаются.

Как это зеркало называется? (озеро)

Воспитатель : Правильно. Сегодня мы с вами окунемся в уникальный уголок живой природы – на озеро Байкал и познакомимся с его обитателями.

Воспитатель : посмотрите на доску. Что на ней изображено? (карта республики Бурятия)

А синим цветом что отмечено на карте? (реки, моря, озера) .

Мы с вами живем в городе Улан- Удэ, а озеро Байкал находится не так далеко от нашего города. Многие из вас вместе с родителями ездили на это прекрасное озеро .

Воспитатель : Байкал — это самое древнее , самое большое и самое глубокое озеро в мире . Его называют колодцем планеты, потому что в нем находится чистая, пресная, питьевая вода. И если представить, что, если вдруг с планеты исчезнет вся вода, это озеро еще полвека будет поить все население.

Вокруг озера раскинулись леса , в которых живет много разных животных. Давайте угадаем, кто живет в этих лесах.

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул как огонек? (Белка)

В перевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны? (Медведь)

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

Этот зверь лесной. (Лиса)

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой? (Заяц)

Воспитатель : В озере Байкал очень много рыбы : щука, карась, омуль.

Омуль – это очень вкусная рыба.

Голомянка – это чудо Байкала . Рыбка будто бы стеклянная. Через нее можно даже книжки читать. Она прозрачная, потому что состоит наполовину из жира и у нее нет чешуи. И обитает она только на Байкале и нигде больше .

Воспитатель : А теперь давайте с вами погрузимся в подводный мир Байкала .

В снежном логове родится.

Простудится не боится.

Подрастет – начнет нырять,

Шубку белую менять.

Если очень повезет-

Лет 50 он проживет.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка сами. (Нерпа)

Воспитатель : это уникальное животное – Байкальская нерпа . Она живет рядом с водой, питается рыбой и любит играть в воде. Детеныша нерпы зовут – белёк за его чудесную мягкую, блестящую, белую шубку.

Воспитатель : Скажите, пожалуйста, что необходимо этим животным для того, чтобы быть здоровыми и долго жить? (Вода, солнце, тепло)

А какой должна быть вода? А воздух? (Чистыми)

А что случилось бы, если бы заводы загрязняли воду? (Вымерли бы животные, погибли бы растения) . На свете бы исчезли те редкие животные, о которых мы говорили.

Еще одна опасность для животных – это браконьеры.

Браконьеры – это люди, которые отлавливают и убивают животных ради своей выгоды. Например, охотятся за байкальской нерпой , а точнее за ее детенышами, потом что у них очень ценный мех.

Браконьерство запрещено законом, и наше государство следит за этим. Браконьеров ловят и сажают в тюрьму.

Животные страдают не только от заводов и от браконьеров, а даже от обычных людей. Безответственные туристы оставляют очень много мусора и причиняют вред природе.

Как помочь сохранить природу?

В настоящее время леса вокруг Байкала и само озеро являются заповедной зоной и охраняются государством. Там запрещена охота и любая деятельность человека. И таких заповедных зон, где не обижают животных по всему миру, становится все больше и больше. Так люди пытаются сохранить природу.

• Мы природу охраняем? (да)

• Всех зверей оберегаем? (да)

• Мусор мы кругом бросаем? (нет)

• И деревья мы ломаем? (нет)

• Птицам делаем кормушки? (да)

• Ловим разных мы зверушек? (нет)

• Речки чистим берега? (да)

В заключении мы с вами послушаем гимн Байкалу .

Кто бывает у нас на Байкале ,

Тот вспоминать будет долгие года

Это бескрайние синие дали,

Это бездонные чистые воды.

Как перед чудом, встаёт на колени

Дальний паломник священного моря

И, совершая обряд омовения,

Истово, как о спасении, молит :

Смотрят с причала туристы в восторге;

О, как могучи пейзажи Байкала !

Манит зеркальный простор, манят горы,

Чудится в дымке страна Зазеркалье.

Здесь, у высоких отрогов Саянских, -

Самый глубокий родник на планете

Как удивляются все иностранцы,

Что из него можно пить даже детям.

В тайных глубинах, сокрытых за мглою,

Много диковин морских, первородных.

Чаша с байкальской живою водою –

Божеский дар человечьему роду.

Счастливы те, кто хоть раз повидали

Дивное диво сибирской природы ,

Это бескрайние синие дали,

Это бездонные чистые воды.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 825 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

1. Познакомить детей с некоторыми представителями животного мира Байкала: губка, гаммарус, голомянка, сиг, осётр; закрепить имеющиеся знания о животном и растительном мире Байкала.

2. Совершенствовать развитие речи: умение вести беседу, отгадывать загадки, отвечать на вопросы полным предложением, слушать сверстников, уметь характеризовать объекты.

1. Мультимедийная презентация о Байкале: фотографии с изображениями озера Байкал, байкальских губки, гаммаруса, голомянки, омуля, осетра, сига, чаек, нерпы (всего 15 слайдов).

Байкал – самое глубокое и чистое озеро в мире. Чистая, прозрачная вода Байкала давно считается лечебной, потому что в ней есть кислород. Байкал сохраняет прозрачность воды потому, что в ней живут микроорганизмы – маленькие живые частицы.

Это – байкальская губка, водоросли, которые крепятся к камням на дне озера. Их насчитывается 18 видов, они бывают разные по высоте и размеру. Губка всасывает в себя грязь и чистит этим воду, она зелёного цвета.

Иногда губки волной выбрасывает на берег, и они высыхают. Тогда губка становится хрупкой и жёлтого цвета.

Это – гаммарус, санитар воды Байкала. Гаммарусов живёт очень много в водных просторах нашего славного озера. На кого он похож? (ответы детей, обобщение)

Обратите внимание, что, если взять на ладошку гаммаруса, он поджимает лапки и изгибает тело. Как вы думаете, почему он так себя ведёт? (ответы детей, обобщение)

Голомянка – мелкая рыбка, питается водорослями и мелкими микроорганизмами. Голомянка состоит из жира, ею питаются рыбы.

Байкальский омуль – гордость Байкала. Какого цвета омуль? Какой формы тело? Омуль бывает крупным и мелким. Его называют золотом Байкала. Как вы думаете, почему? (омуль имеет серебристую чешую, живёт только в Байкале)

Какой формы тело у сига? Какого он цвета? Почему его называют важным и отважным? (плавает медленно, не боится холодной воды)

Рассматриваем байкальскую чайку, отмечаем строение тела, рассказываем о том, что чайки прекрасно плавают и ныряют. Отмечаем величину клюва и его значение. Замечаем, что оперение у чайки преимущественно белое, также есть серые и чёрные перья. Закрепляем, что такая чайка встречается только на Байкале, потому что на Байкале есть много кислорода, необходимого для жизни, чайка питается рыбой.

Рассматриваем чайку в гнезде, обсуждаем: вьёт гнездо у воды на скалах, потому что это водоплавающая птица. Чайке важно, чтобы вода была рядом, чтобы плавать и ловить рыбку.

Это – байкальская нерпа. Она занесена в Красную книгу, т.е. охота на неё запрещена, потому что их осталось мало на Земле. Нерпы могут жить на суше и на воде. Это пугливые животные. Нерпа питается рыбой, не боится холода, потому что у неё есть подкожный жир. Нерпы бывают серого и чёрного цвета. Они отлично плавают и ныряют. Чем нерпа отличается от рыбы? (у нерпы есть ласты для удобного передвижения под водой, с помощью ласт нерпа передвигается по суше). Зимуют нерпы на льду, там и выводят своих детёнышей, которых называют белёк.

Как вы думаете, почему детёнышей нерпы называют белёк? (ответы детей, обобщение) Когда белёк взрослеет, его шёрстка постепенно темнеет.

Воспитатель предлагает детям вырезать из бумаги нерпёнка-друга для белька и поселить их у макета озера Байкал группы.

Данный материал разработан автором: Ефименко Светланой Юрьевной (стихотворение, загадки, физкультминутка, слайды).

Читайте также: